Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 6. Процесс создания критического произведения
Понятно, что у каждого критика, как у любого творческого человека, процесс работы над произведением глубоко индивидуален. Его течение зависит от личных качеств автора, темперамента, происхождения, образования, идеологических установок, эстетических предпочтений, дружеских связей, отношений с противниками, целей, которые он преследует и обстоятельств, от которых зависит. Более того, можно смело сказать, что работа критика тесно сопряжена с более частными моментами: его настроением (это хорошо видно по выступлениям В.В. Розанова – чувствуется, как он постоянно «вибрирует», рефлектирует, возмущается или восторгается), состоянием его здоровья (идолог0438еский вектор и настрой критики В.Г. Белинского существенно менялись по ходу развития его болезни), времени года и суток (как известно, «дневное» сознание человека заметно отличается от «ночного»), погоды (дождь обычно навевает тоску, грусть и меланхолию, а светлые солнечные дни добавляют оптимизма, придают сочинениям жизнеутверждающий характер) и прочих привнесённых обстоятельств. Положим, критик неожиданно или долгожданно получил премию, почётное звание, награду или выиграл в лотерею: невольно это скажется на его настроении, сделает более терпимым и благодушным. И наоборот – бедственное материальное положение, житейские невзгоды способны подлить в его суждения негатива, мизантропии и придирчивости. От всего этого зачастую зависит эмоциональный настрой, тональность, темпоритм выступления, его протяжённость или лаконичность, стиль языка: лёгкость или тяжеловесность, использование рубленых фраз, телеграфного стиля или же – сложных синтаксических конструкций и риторических фигур, применение выразительных образных средств или отказ от них. Конечно, как профессионал, он должен стремиться к преодолению всех этих привнесённых факторов и писать объективно, хладнокровно, беспристрастно; однако справиться с влиянием окружающей среды довольно трудно, а если уж говорить начистоту, то и невозможно. Критик – человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Читателю его статей и рецензий нужно учитывать это и делать своего рода скидку на «человеческое, слишком человеческое», как выражался Фридрих Ницше. Возникновение замысла
Что касается прозаика, поэта и драматурга, то в процессе их творчества замысел возникает чаще всего интуитивно, приходит извне, свыше, рождается как бы случайно, независимо от воли автора. Здесь нами использован оборот «как бы», потому что в мире мало случайных событий и часто, думая о каком-то неосознанном интеллектуальном эксцессе, мы просто не учитываем и не распознаём той колоссальной работы, которую ежесекундно продуцирует наше подсознание. «Господь Бог не играет в кости», – эта сентенция, приписываемая А. Эйнштейну, свидетельствует, что мы существуем в детерминированном мире, которым управляет сложная система причинно-следственных связей. Психологи убеждают нас в том, что мозг человека обычно задействован далеко не на сто процентов, а значительная часть его пребывает в пассивном, дремотном состоянии. Но как узнать, что происходит в области этих неиспользуемых процентов, похожих на океан планеты Солярис? «Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?», – таким непраздным вопросом задавался ещё Г.Р. Державин. Часто этот процесс связывают с таким явлением как вдохновение (или боговдохновенность, о чём в незапамятные времена рассуждал Платон). Подобное состояние считается прерогативой других родов литературы, но критика отнюдь не чужда этому процессу, и в голове критика так же способны самопроизвольно рождаться смутные желания написать то или иное сочинение, хотя сквозь магический кристаллон ещё не вполне ясно различает, чему конкретно будет посвящено будущее выступление и каким оно выйдет из-под его пера. Если критик много читает (странно сказать, но некоторые критики признаются, что они либо не любят читать, либо с годами разлюбили это занятие), активно обращается в литературной среде, ведёт переписку с писателями и читателями, бывает в редакциях и издательствах, участвует в творческих мероприятиях и научно-практических конференциях, занимается поиском информации в электронных средствах информации, то для него практически не существует проблемы зарождения творческого замысла. Они приходят к нему непосредственно и спонтанно. Тем не менее нередко предварительная работа начинается с осознанного поиска перспективной темы.
Поиск темы Тема относится к числу наиболее общих категорий эстетики. Говоря житейским языком, тема это – то, чему и кому предполагается посвятить будущее произведение, круг проблем, которые в нём предстоит обсудить, суть дела. Разумеется, в случае с литературной критикой этот элемент будет непосредственно связан с конкретными именами писателей и названиями их книг (публикаций), которые должно подвергнуть анализу, а также с ходом литературного процесса и теми актуальными проблемами реальной жизни, которые затронуты в разбираемых произведениях. Разумеется, перед автором-критиком простирается широкое, практически бескрайнее поле зрения. Однако эта беспредельность начинает резко сужаться, когда мы начинаем разговор о реализации возникшего замысла. Допустим, критик задумал написать обзор современной западной прозы, связанной с проблемами глобализма. Естественно, что речь должна пойти о самых свежих произведениях словесности, которые появляются на просторах мирового литературного пространства. Первым делом встаёт вопрос наличии таких текстов (о выборе и доступности материала чуть позже). Изданные в Западной Европе, Америке, Австралии книги далеко не всегда и не сразу могут оказаться в распоряжении критика, живущего в России, хотя содействие в работе может оказать посещение международных выставок-ярмарок, в частности, московских книжных форумов Московская международная выставка-ярмарка в павильонах Всероссийского выставочного центра (бывшая ВДНХ) ВЦ и Международная ярмарка интеллектуальной литературы (нон-фикшн – non/fiction) в Центральном Доме Художника на Крымском Валу. Однако и тут могут возникнуть серьёзные препятствия: приобрести все нужные для работы книги критику порой просто не по карману: его специальность редко приносит большие гонорары. Естественно, заинтересовавший вас текст можно поикать в сети Интернет, но если речь идёт о новинках, то тут издатели в целях повышения уровня продаж могут ограничивать их доступность. Не говоря уж о языковом барьере, который часто препятствует знакомству с заинтересовавшими вас сочинениями. Если критик достаточно владеет английским или какими-либо другими языками, у него есть больше возможностей быть в курсе дела, но ведь тематически привлекательные книги могут выходить и в Японии, и в Китае, и в Индии, и в других уголках мира на языках, которые не являются в России широко распространёнными. Придётся ждать времени, когда у нас будет сделан и издан аутентичный перевод, а ведь переводят далеко не всё. Одним словом, определяясь с замыслом и темой, критик должен трезво смотреть на вещи и сопрягать творческие планы с практическими возможностями. Иначе реализация задуманного отодвинется на неопределённый срок, когда и желание сопоставлять и анализировать остынет или же – избранный предмет утратит свою актуальность. В таком случае, критическую интенцию придётся направить на осуществление какого-то иного проекта, на раскрытие темы, которая не встречает особых препятствий, а, может быть, буквально лежит под ногами: нередки случаи, когда книги, давно без движения стоящие на вашей полке, вдруг оказываются востребованными и подвергнутыми анализу и контаминации. Литературные произведения обладают таинственной судьбой и способны неожиданно становиться нужными и информационно продуктивными.
Таким образом, приобретение плодоносного материала нередко не последует, а предшествует возникновению замысла и определению темы. И зачастую импульсом, толчком, подвигающим критика на написание статьи или рецензии, становится то простое обстоятельство, что у него в руках оказывается книга, журнал, альманах, газета, где опубликованы значимые тексты, сами собой подсказывающие ему, что нужно делать. В этом контексте приходится признать, что деятельность критика не настолько зависит от своеволия автора, как это бывает с прозаиками, драматургами и тем более – поэтами. Получение задания (проблема заказа) Подобная ситуация складывается, например, когда критику предлагается выполнить конкретный заказ, сделанный неким периодическим изданием или издательской фирмой. В таком случае, получая творческое задание, критик уже становится в зависимость от того набора имён и заглавий, которые будут ему предложены. Разумеется, в большинстве случаев он имеет возможность отказаться от неинтересной или неприемлемой работы. Но если задание поручает структура, от которой критик зависим (например, состоит в штате), то такого рода отказы чреваты неприятными последствиями вплоть до потери работы: никто не будет долго содержать на должности своенравного и капризного работника, который не желает исполнять возложенные на него обязанности. От таких внешних обстоятельств зависят даже самые самостоятельные и бескомпромиссные критики. Тот же «неистовый Виссарион» был вынужден корректировать тональность своих выступаний в процессе сотрудничества с различными по направленности журналами: «Телескоп» и «Молва» Н.И. Надеждина, «Московский наблюдатель» Н.С. Степанова, «Отечественные записки» А.А. Краевского, «Современник» Н.А. Некрасова и И.И. Панаева. Впрочем, и внештатный рецензент ограничен в творческих правах: когда он отказывается от предложений, они становятся более редкими, а ведь думать о нуждах практической жизни тоже необходимо. Кроме того, получение задания предполагает, что будут соблюдены некоторые условия и требования заказчика, что тоже отчасти ограничит свободу высказывания (более подробный разговор об этом пойдёт в разделе 15). Надо помнить, что от критика прежде всего требуется честный и объективный отзыв, так что многое здесь зависит от его твёрдости, последовательности и авторитета в профессиональном сообществе. Но в значительной степени вектор оценки зависит, так сказать, от работодателя: опытный сотрудник редакции поручит написание рецензии критику, занимающему позицию, которая будет близка мнению периодического издания или другой заинтересованной организации.
Вдумчивый заказчик материала учтёт позицию, предпочтения и вкусы исполнителя: сделает так, что в выигрыше будет и издание, получившее ожидаемый, запланированный текст, и сам критик, которому не придётся кривить душой, и он с удовольствием и успехом решит поставленную перед ним задачу. Словом, сам факт получения задания может мотивировать и активизировать критическую деятельность, подсказывать критику, на какие из произведений текущего литературного процесса стоит обратить особое внимание. Следует откровенно признать, что в наше время коммерциализации литературной жизни предложение написать отзыв соответствующей направленности может поступить от издательской фирмы, от спонсоров и меценатов, от литературных агентов, от самого автора, от иных людей, готовых проплатить услуги критика. В романе Юрия Полякова «Козлёнок в молоке» (1995) выведен сатирический образ корыстолюбивого критика Закусонского, который всюду носит с собой конторские счёты, чтобы мгновенно провести калькуляцию своих услуг по написанию заказных статей или рецензий. Это происходит в поздний советский период, когда пышным цветом расцветала так называемая «секретарская» литература, поставляемая писателями-чиновниками. У этой категории авторов под рукой всегда была соответствующая критика, которая обслуживала влиятельных сочинителей. Те, скорее всего, расплачивались с критической обслугой не деньгами, а возможностями: помогали в получении квартир, приобретении автомашин, издании книг и проч. Разумеется, что с точки зрения профессиональной этики, такого рода явления не украшают общей картины литературного процесса, но мы здесь должны говорить не только о том, как должны обстоять дела в идеале, но и том, что, к сожалению, порой случалось прежде и происходит в наши дни.
Подбор материала От молодых, начинающих критиков нередко приходится слышать сетования на то, что им не о чем писать. Дескать, окружающая их литературная действительность даёт слишком мало калорийной и удобоваримой пищи для того, чтобы их творческий и аналитический потенциал реализовался и расцвёл в полном масштабе. Что сказать в ответ на эти жалобы? Естественно, что критик во многих отношениях зависим от материала. Нередко в историю литературы по праву входили имена тех, кто первым выявил, идентифицировал, обозначил и проанализировал новое направление, почувствовал свежее веяние, зафиксировал актуальную тенденцию. Подвижки в литературном процессе обычно сопровождаются активизацией критической работы. Яркие литературные явления, оригинальные творческие личности, громкие события в культурной жизни представляют собой выигрышное подспорье для реализации критического дарования. На волне всплеска читательского интереса легче сделать себе громкое имя, открывая для широкой аудитории неведомые плодородные земли в литературном океане.
Однако истина состоит и в том, что о значительном и даже гениальном произведении можно написать вяло, тускло, бесцветно. И наоборот – талантливый критик сумеет найти интересные черты и детали в личности и творчестве человека со скромными способностями. А.М. Горький, например, считал, что, как в литературе на смену выдающимся героям должны прийти действующие лица из повседневной жизни, так и критика будет не столько обращать всё большее внимание на творения великих, сколько открывать интересные тексты у авторов, не сделавших себе громкого имени. Начинающие критики часто не решаются на то, чтобы заявить о литературных достоинствах никому не известного сочинителя, а предпочитают писать о Шекспире, о Тютчеве, о Бродском… Писать о состоявшихся писателях действительно безопаснее. Это – почти беспроигрышный вариант. Кажется, что таким образом можно избежать конфуза, когда никто не разделит наших восторгов, но ведь и о Шекспире можно написать бездарно. В этой связи хочется провести следующую аналогию. Книга Эрнеста Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой» (1964) повествует о быте культурной богемы Парижа 20-ых годов ХХ века. В главе «Мисс Стайн поучает» упоминается о мудром совете Гертруды Стайн, данном бедному молодому беллетристу из Америки. Бывая в гостях у литературной гранд-дамы, Хемингуэй с завистью взирал на её коллекцию картин и хотел бы жить в окружении столь же прекрасных полотен. Но безденежье не позволяло ему следовать этим путём: «…даже если я никогда больше не буду покупать себе одежду, – возразил я, – всё равно у меня не хватит денег, чтобы купить те картины Пикассо, которые мне нравятся. – Да, для вас он недоступен. Вам придётся покупать картины людей вашего возраста, одного с вами военного призыва. Вы с ними познакомитесь. Вы встретите их в своём квартале. Всегда есть хорошие, серьёзные новые художники»[104]. Г. Стайн имела в виду, что, заведя близкие отношения с пока ещё не признанными художниками, её юный собеседник без труда сможет пополнять свою коллекцию картин, а сам своими рецензиями и оценками будет способствовать продвижению и популяризации имён их авторов, которые в знак благодарности будут дарить ему свои работы. Впоследствии это приведёт к тому, что он станет обладателем весьма ценных предметов искусства, а художники – сделают хорошую профессиональную карьеру. Если экстраполировать ситуацию в литературную область, то это будет означать, что энергичному и амбициозному критику особенно зорко следует наблюдать за писателями-сверстниками: именно таким образом у него возникает шанс получить звание первооткрывателя новых замечательных имён, что в литературе всегда ценилось очень высоко. Что касается практического подбора материала, то, несомненно, критик, в особенности, начинающий, должен проявлять в этом деле большую активность и настойчивость, используя все информационные и человеческие возможности. При использовании Интернет-ресурсов надо помнить, что не всегда выложенная на сайтах информация вполне достоверна и подлежит тщательной проверке. Само собой разумеется, что, сидя в четырёх стенах, трудно чувствовать пульс эпохи, быть в курсе всех значимых событиях. Для наиболее эффективной работы молодой аналитик должен впитывать все веяния и настроения своего времени, обладать способностями установления живого человеческого общения, налаживания отношений и мостов, – то есть, проявлять навыки, обычно проявляющиеся в такой сфере, как журналистика.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.203.137 (0.017 с.) |