Экономическая прибыль по этой терминологии, есть доход, получаемый фирмой сверх нормальной прибыли, необходимый для создания заинтересованности инвесторов в данном направлении деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая прибыль по этой терминологии, есть доход, получаемый фирмой сверх нормальной прибыли, необходимый для создания заинтересованности инвесторов в данном направлении деятельности.



Какими же могут быть по своей величине колебания цены относительно экономических издержек (стоимости)?

Сначала рассмотрим верхний предел цены, определяемый отклонением качества данного изделия относительно среднего уровня качества продукции, производимой конкурирующими фирмами. Например, данная фирма производит холодильники, потребляющие меньше электроэнергии, чем холодильники других марок. За весь срок службы холодильника экономия составит, допустим, 800 кВт/ч или 800 рублей. С учетом дисконтирования экономический эффект, выполненный по определенной методике, составит, допустим, 600 рублей. Это будет означать, что, заплатив за такой экономичный холодильник на 600 рублей дороже при покупке, потребитель компенсирует это удорожание за счет уменьшения платы за электроэнергию при пользовании холодильником в течение срока его службы.

Будет ли выгодно покупателю такое приобретение? Конечно, нет. Он ничего не потеряет. Но ничего и не выиграет. Ему выгодно будет приобретение экономичного холодильника, если цена потребления снизится. Если он заплатит за него дороже, чем стоят другие марки, на 400 рублей, а экономический эффект от повышения качества составит 600 рублей, то это будет выгодная покупка. Поэтому, желая привлечь покупателя более выгодной покупкой, товаропроизводитель должен будет устанавливать цену, превышающую цену аналогичной продукции на величину, меньшую, чем величина эффекта от повышения качества.

Итак, верхний предел отклонения цены от экономических издержек определяется величиной эффекта от повышения качества. При равенстве отклонения с эффектом покупатель будет безразличен. При величине отклонения, меньшей, чем величина эффекта, покупатель будет заинтересован.

А каким же может быть отклонение цены вниз? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть понятия «переменные и постоянные издержки» и «маржинальная прибыль».

Переменными называются издержки, величина которых в расчете на единицу продукции не зависит от объемов производства, но зато общая величина которых пропорциональна объему производства. К ним относятся расходы на материалы, комплектующие изделия, энергию, непосредственно расходуемую при создании изделия, заработную плату работников, непосредственно занятых в изготовлении, и т.п. Например, если при создании письменного стола расходуется какое-то количество дерева, метизов, лака, то этот расход одинаков для каждого стола независимо от того, создано их 10 или 100. Следовательно, общий расход дерева, метизов, лаков будет прямо пропорционален количеству столов, то есть будет меняться с объемом производства.

Постоянными называются издержки, величина которых не изменяется с объемом производства, если последний изменяется в пределах проектной мощности. К ним относятся амортизация, расходы на ремонт и содержание оборудования, отопление, освещение, ремонт и содержание зданий, рентные платежи, выплаты по займам, расходы на заработную плату вспомогательного персонала, управленческого персонала. Это расходы, которые приходится нести, даже если производство стоит, не создавая ни одной единицы продукции.

Если переменные издержки на единицу продукции практически остаются неизменными, то постоянные издержки на единицу продукции обратно пропорциональны объему производства.

Маржинальная прибыль на единицу продукции – это разница между ценой и переменными издержками. Если понятия «переменные и постоянные затраты» хорошо известны в отечественной экономике, то «маржинальная прибыль» понятие новое. Дело в том, что в плановой экономике производственные мощности были практически всегда загружены полностью и поэтому постоянные затраты на единицу продукции были минимальными. Соответственно, и себестоимость была минимальной (имея в виду ее зависимость от объема). Поэтому любой экономист понимал, что продажная цена должна быть выше себестоимости, если производитель хочет получать прибыль. В рыночной экономике, а в сегодняшней, российской в особенности, полная загрузка мощности бывает чрезвычайно редкой. В развитых странах мощности используются на 70-80 %, что позволяет очень быстро отреагировать на повышение спроса. Поэтому перед производителем нередко возникает вопрос: по какой минимально допустимой для него цене стоит продать продукцию, если неожиданно появляется дополнительный заказ?

Рассмотрим пример. Производитель насосов имеет производственные мощности, позволяющие ему производить их в количестве 1000 штук в месяц.

Планируемый объем производства, обеспеченный заказами, составляет 750 штук. Экономические издержки составляют 3 млн рублей за штуку. Продажная цена равна 3,2 млн рублей. При этом переменные издержки равны 2 млн. рублей на один насос. Постоянные, включая нормальную прибыль, 1,2 млн рублей. Внешние издержки составляют 2,8 млн рублей. Служба маркетинга нашла нового заказчика, который готов заказать 100 насосов в месяц при условии, если цена не будет превышать 2,5 млн рублей. С позиций традиционного подхода продавать по цене меньшей, чем внешние издержки убыточно, т.е. по цене, меньшей, чем себестоимость.

Но так ли это? Приняв дополнительный заказ на 100 насосов в месяц, компания увеличит издержки на 200 млн рублей (2,0 млн. х 100), а выручка увеличится на 250 млн рублей (2,5 млн. х 100). Значит, прибыль компании увеличится на 50 млн рублей. Это произошло потому, что увеличение объема производства не было связано с ростом постоянных издержек. Ведь они от него не зависят. Значит, если есть маржинальная прибыль, т.е. превышение цены над переменными издержками, то принятие дополнительного заказа выгодно, если производственная мощность позволяет. Вот в чем смысл нового понятия.

Когда мощности были всегда загружены, в определении маржинальной прибыли не было нужды. Получение маржинальной прибыли является ВАЖНЫМ КРИТЕРИЕМ при ОЦЕНКЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ принятия дополнительного заказа, позволяющего более полно использовать производственные возможности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.141.228 (0.005 с.)