Психолого-педагогическое обоснование урока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическое обоснование урока



1. Поиск и психологическое обоснование цели урока, содержания обучения, формулировки темы и задач урока.

Источником абсолютно любой активности человека являются потребности как внутреннее ощущение того, в чём он нуждается как в жизненно необходимом для себя. Потребности пробуждают мотивы, как желание, стремление «быть» кем-то в этом мире и «иметь» то, что хочется. Осознанные мотивы называют целями. Цели как системообразующий фактором деятельности по их достижению, определяют и её содержание, средства, способы.

Раздел «Кулинария» предмета «Технология» является важной составной частью содержания обучения учащихся средней школы, обеспечивающего их подготовку к ведению домашнего хозяйства. Приготовление пищи – это деятельность, направленная на удовлетворение первичной потребности человека в питании. Следовательно, данный вид деятельности востребован как необходимый любому человеку в обслуживании себя и окружающих его людей (семьи, друзей). Мастерство в этом виде деятельности высоко ценится и приносит человеку много приятных «поглаживаний» (поощрений, признания). Мастерство в кулинарии определяется комплексом взаимосвязанных требований. Как правило, пища нравится вкусная, разнообразная, питательная и аппетитная. В качестве источников информации в данном виде деятельности выступают кулинарные книги (разных лет выпуска, разных авторов, разных регионов и национальностей, разной специализации (мясо, выпечка) и пр.), а также опыт конкретных людей, семейные и национальные традиции. Следует принять во внимание такую особенность как наличие у любого человека опыта дегустации пищи, а также вкусовые предпочтения (общие и индивидуальные). Наличие столь благоприятных условий, казалось бы, может создать из любого человека хорошего кулинара. Однако всем известно, что по одному и тому же рецепту разные люди получают разные результаты, разного качества кулинарные изделия. Это определяется различными особенностями технологии приготовления пищи. Например, как подготовить продукты, в каком количестве класть продукты (говорят «ложечка с верхом» или «стакан по ободок»), в какой последовательности, по каким признакам можно судить об успешности действий и т.д. Для того чтобы научиться вкусно готовить, девочкам необходимо знать не только рецепт приготовления, но и то, о чем в рецептах не пишут, но это должна знать каждая хорошая хозяйка, чтобы блюдо получилось вкусным, разнообразным, питательным и аппетитным. Фактически этому аспекту приготовления пищи и следует обучать, а именно, знанию свойств продуктов, условий их использования и изменения в соответствии со своими интересами. Чтобы подчеркнуть важность данного вывода и придать дидактическую направленность содержанию учебной деятельности, введём термин «технологические секреты». Использование термина «секреты» психологически привлекательно для любого человека, тем более для учащихся 5-7 классов, что придаёт содержательную направленность вниманию детей в процессе общения на уроке.

Рассмотрев особенности раздела «Кулинария» в целом как предмета изучения, перейдём к анализу её частной составляющей – «выпечке». Выпечку, как правило, любят и дети, и взрослые. Она используется как самостоятельно (чаепитие), так и в составе любой трапезы, как правило, на стадии её завершения. Выпечка незаменима на праздничном столе, при встречах с друзьями. С этой точки зрения она является в определённой степени связующим элементом общения. Выпечка обладает колоссальными возможностями разнообразия (по составу теста и вкусу; по внешнему оформлению; по использованию начинки; по размеру). Существуют общие технологические особенности (секреты) её изготовления (например, просеивать муку перед использованием, чтобы она обогатилась кислородом, и тесто было пышным), а также частные, имеющие отношение к изготовлению её конкретного наименования. Вышесказанное позволяет сформулировать тему, цель и задачи урока (см. общую характеристику урока)

2. Поиск и психологическое обоснование выбора объекта труда Объекты труда по избранной теме урока разнообразны. Ценность объекта будет тем выше, чем большее количество дидактических задач он позволит решить. Анализируя с этой позиции разнообразные объекты (печенье, торт, блины…) мы остановились на шарлотке. С психологической точки зрения данный объект обладает следующим комплексом дидактических достоинств.

1) При её изготовлении требуется учесть общие и частные технологические секреты.

2) Время практического изготовления не превышает 40 мин. Исходя из двухчасового учебного занятия, остаётся резерв времени для осознания детьми под руководством учителя предстоящей деятельности (ок. 20 мин.), а также остаётся время для анализа её результатов и дегустации (ок. 20 мин.)

3) При изготовлении есть возможность варьировать условиями. Может быть использована разная начинка (яблоки, черноплодная рябина, изюм и пр.), вкусовые добавками (мак, корица и др.), форма выпечки, количественный состав продуктов, варианты украшения.

4) Используемые при изготовлении продукты типичны и доступны по стоимости (мука, сахар, яйца).

5) Владимирский регион является яблочным и умение печь яблочный пирог (шарлотку) стало актуальным для любой семьи. К тому же появляется возможность вспомнить и закрепить знание сортов яблок Владимирского региона, реализовать воспитательные цели в направлении любви, гордости к родной земле и её дарам.

6) Изготовление может быть реализовано как коллективный творческий проект, в котором самостоятельная часть каждой бригады может быть выделена за счёт своеобразия добавок и начинки. При разрезании шарлотки на срезе будут появляться различия вкладов каждой бригады.

7) Изготовление стимулирует познавательный интерес, выходящий на широкое социальное окружение (телевидение, периодика, книги, общение с близкими людьми).

8) Итоговый объём выпечки позволяет проявить гостеприимство (угостить гостей).

9) Рецептурный состав позволяет производить количественные изменения, то есть уменьшать или увеличивать набор продуктов, сохраняя их соотношение согласно рецепту. Как известно, в жизненных ситуациях это актуально востребовано.

10) Существует хороший потенциал для проявления знаний и разнообразных способностей (фантазии, мышления и пр.), а также самосовершенствования в кулинарном мастерстве.

3. Психологическое обоснование и выбор структуры урока на основе

полного цикла учебно-познавательной деятельности

Учёт закономерностей функционирования познавательных процессов в обучающей деятельности неисчерпаем по своим потенциальным возможностям. Полноценное усвоение знаний осуществляется через создание условий, обеспечивающих полный цикл учебно-познавательной деятельности. Это восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация.

 
 
     
   
     
       

Кулинарные работы как обучающая деятельность обладают такой спецификой, что дети, как правило, работают в бригадах, и нет строго учебной регламентации действий. Это создаёт некоторую хаотичность, недостаточную прогнозируемость поведения и результатов, как по времени выполнения, так и по качеству изготовления изделия. Поэтому важно отработать объект по этим параметрам с учётом условий кабинета технологии (скорость и качество выпечки в духовых шкафах электроплит кабинета), возможных затруднений учащихся, организации совместных действий. Принимая во внимание этот аспект, планирование временной структуры урока взаимосвязано с результатами фактических временных затрат на изготовление изделия; поиском резервов совмещения действий; реализацией скрытого потенциала для плодотворного общения его участников (общения с дидактической, развивающей и воспитывающей направленностью). Таким образом, можно предложить следующие этапы и структуру урока. Этапы: 1) Организация начала урока. 3) Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока. 4) Усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала. 6) Закрепление знаний. 7) Обобщение и систематизация знаний. 8) Контроль и самопроверка знаний. 9) Подведение итогов урока. 10) Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

4. Психологическое обоснование выбора элементов урока.

1) Название темы.

Название темы урока «Технологические секреты вкусной выпечки» звучит загадочно, поскольку использование термина «секреты» психологически привлекательно благодаря непроизвольно возникающему желанию узнать, разгадать. В то же время усвоение технологических особенностей является главным содержанием учебной деятельности.

2) Вступительные слова и действия.

Сказочная история, подходящая к идее и теме урока, к времени года, с привлекательным героем может позволить сделать плавный ввод в тему и установить контакт с детьми. Так появилась история про ёжика на фоне великолепной картины осенней природы школьного двора, к которой каждый лично причастен. Это создаёт эмоционально-положительный настрой и обеспечивает плавный переход к следующему этапу урока.

3) Ключевые слова урока.

Ключевые слова урока: пища (как её разновидность выпечка; как конкретный вариант выпечки – яблочный пирог, шарлотка) должна быть вкусной, разнообразной, питательной и аппетитной. Эти слова должны многократно звучать в разных контекстах общения на уроке и, возможно, носить внушающий характер, как стратегическая цель обучения по разделу «кулинария».

4) Мотивация.

Этой цели могут служить такие моменты урока как слова, вызывающие тёплые чувства, положительный настрой, желание достижений. Например, наверняка всем знакомо как мы порой хвастаемся друг другу: «Моя мама готовит, пальчики оближешь», «Фирменное блюдо моей бабушки – пирог с грибами», «О, это настоящий деликатес!». Эти слова из личного опыта каждого человека узнаваемы и вызывают положительные ассоциации.

Привлекательными могут быть соревновательные моменты в виде разнообразных номинаций за ту или иную работу на уроке, чтобы каждый обучающийся был включён в ситуацию успеха, имел возможность отличиться особыми знаниями в областях, связанных с темой урока. Например, мини конкурсы с вручением таких номинаций, как «знаток яблок», «кулинар-технолог», «кулинар-оформитель», «супер-бригадир», «кулинар-телеэрудит», «кулинар-изобретатель», «гостеприимная хозяйка», «знаток поговорок» и др. Это повысит активность, мотивацию, заинтересованность детей и позволит удерживать их внимание на протяжении всего урока.

Выставка кулинарных книг с яркими, красочными иллюстрациями и демонстрация отдельных фрагментов из них пробуждают вкусовые и зрительные ощущения. С одной стороны, происходит знакомство обучающихся с источниками информации по теме урока, с другой, – создаётся прекрасный перцептивный образ предвосхищаемого результата деятельности. Поддерживается настрой учащихся на основную целевую идею урока – желание и старание научиться готовить вкусно, разнообразно, питательно и аппетитно.

Поддержать интерес на уроке по данной теме также можно посредством создания ситуаций удивления и восхищения чем-либо необычным. Так возникла идея украшения шарлотки изящной конструкцией лебедей, сделанных из яблок.

5) Форма объяснения нового материала.

Усиление субъектной позиции учащихся на уроке связано с достижением их активного отношения к содержанию и процессу учения, к деловому общению и продуктивностью усвоения ведущих знаний и способов действия.

Принимая во внимание опыт детей по наблюдению за приготовлением пищи родителями, оказанию им в этой деятельности посильной помощи, а также опыт дегустации пищи, можно применить форму объяснения нового материала, требующую активной позиции обучаемых. Это может быть позиция наблюдателя, который сначала самостоятельно выясняет учебную информацию, затем её уточняет, обобщает, систематизирует совместно с учителем и другими детьми, потом – применяет. Учащиеся 5-7 классов умеют наблюдать, анализировать, выделять главное, запоминать, и эти функции в то же время требуют постоянного развития. Данная форма изучения нового материала наиболее приемлема: дети должны сами, внимательно наблюдая за действиями учителя, составить рецепт и выявить технологические секреты. Это способствует активизации их мыслительных процессов. Из красочных дидактических карточек с рецептом пирога и цветных карточек с технологическими секретами, закрепляемых магнитами на меловой доске, можно создавать динамические плакаты и использовать их как эффективное средство наглядности. Работа с такими карточками превращает учебную информацию в предмет активных действий и общения на уроке. А цвета карточек с технологическими секретами помогут ученикам самостоятельно разделить их на три группы: общие для всех видов теста; только для бисквитного теста; только для пирога «Шарлотка». Через данный этап урока также должна проходить основная мысль урока – вкусная, разнообразная, питательная и аппетитная выпечка.

6) Показ технологии и приёмов работы

Наиболее эффективно усваивается учебный материал, при усвоении которого проявляется доступная самостоятельность учащегося и имеется возможность видеть правильный образец действий. По избранной теме выбран метод наглядной демонстрации технологии приготовления шарлотки без подробных комментариев учителя, но с элементами управления познавательной деятельностью учащихся. Слова «обратите внимание», наводящие вопросы являются своеобразной подсказкой для выделения учениками технологических секретов и составления рецепта пирога. Причем при приготовлении теста учитель старается, чтобы ученики сами вышли на нужную информацию. Это достигается при помощи таких наводящих вопросов как: для чего мы просеиваем муку? как мы готовим сковородки? при какой температуре мы будем выпекать: при умеренной или при высокой? и пр. В результате процесс восприятия технологии приготовления выпечки значительно обогащается:

– наблюдаем и выделяем существенное;

– обсуждаем и уточняем полученную информацию;

– оцениваем качество готового изделия, выполненного профессионалом (учителем);

– самостоятельно изготавливаем пирог по изученной технологии;

– сравниваем качество готового изделия с «эталоном» (пирогом учителя);

– обсуждаем и делаем выводы по особенностям технологии приготовления шарлотки и общим технологическим особенностям приготовления выпечки.

7) Создание эмоционально приятной атмосферы общения на

уроке и средства её поддержания.

Эту функцию на уроке могут выполнить такие приемы как диалог, рассказывание познавательных историй, любопытных исторических фактов, а также эффект неожиданности, новизны, личной значимости или личной причастности к событию. Применительно к выбранной теме урока такую функцию может выполнить история о споре продуктов «Кто важнее?», слушая и участвуя в которой девочки смогут обобщить и систематизировать свои знания о функциях продуктов в пироге.

Из истории выпечки известно много интересных фактов:

− происхождение слова пирог от древнерусского «пир», т.е. праздник, веселье;

− традиции печь на различные торжества разные пироги: каравай «хлеб-соль» − к желанным гостям; обрядовый «курник» − к свадьбе; «бабкины пироги» − к новорождённому, а жаворонками из теста встречали весну;

− виды начинки, с которой пекли пироги: с яйцом, с луком, яблоками, ягодами, грибами, а ещё с селёдкой и солёными огурцами.

«Записки от родственников» (от мамы, от папы, от «брательника»), как форма домашней переписки при несовпадении времени нахождения дома, вызовет непроизвольное внимание. Их содержание можно использовать для придания условиям задачи нового автодидактического эффекта. Например, использовать вариацию «достаточности» наличия продуктов (в холодильнике одно, два, три яйца), что напрямую связано с жизненными ситуациями и необходимостью действовать исходя из имеющихся условий. Такой вариант формулировки задания максимально приближает учеников к жизни, делая в то же время обстановку на уроке теплой, легкой и непринужденной.

8) Практическая деятельность и сотрудничество.

Выполнение практической деятельности по изготовлению яблочного пирога можно осуществить как коллективный проект. Такой проект рассчитан как на индивидуальную, так и на совместную работу детей. Отвечая за свои конкретные действия, каждый учащийся, когда пирог испечётся, сможет увидеть свой вклад в общее дело на срезе пирога при его разрезании и дегустации.

Практическая работа непременно связана с эмоциональным отношением ребёнка к своему изделию. Дети как бы вкладывают в него свою душу, любовь, старание. Необходимо дать выразиться этому отношению. Данную функцию в уроке может выполнить презентации пирога. На проводимых нами уроках названия пирога были разнообразные, интересные и порой неожиданные. Удивительно, например, понимание девочками названия «Международный». У взрослого человека сразу возникают ассоциации с людьми из разных стран. Дети же истолковали это иначе: «Международный» – потому что в нем присутствуют продукты из разных стран: яблоки из нашего края, а кокос из теплых стран». Это говорит о том, что мировоззрения взрослого человека и ребенка отличаются и ещё раз убеждает, что элементы урока, создающие условия для диалога и взаимного понимания учителя и учащегося, являются психологически очень ценными в учебной деятельности.

9) Формы закрепления и контроля знаний.

По избранной теме урока возможно применение элементов игровых технологий. Среди нескольких вариантов нами выбрана сюжетно-ролевая ситуация, приближённая к реальным условиям (приём гостей), но в чём-то неожиданная и способная удивить. Так появилась идея «сказочных гостей» − игрушек с вопросами, которых девочки приглашают к столу для весёлого застолья. Это способствует эффекту неожиданности и вызывает интерес. Роль хозяйки, с помощью которой девочки учатся приглашать гостей к столу, является вполне реальной и позволяет импровизировать, осуществляя поиск эффективного поведения.

5. Психологическое обоснование целостной композиции

(конструкции) урока с учётом особенностей ситуации обучения.

Организация начала урока:

Удивительная история о встрече с Ёжиком

Красочное описание школьного двора (личная причастность) – актуальное событие (в этом году во Владимирском регионе урожайный год яблок) – Вопрос-зацепка для перехода к диалогу: «я начала вспоминать, какие же сорта яблок растут у нас. Вспомнила немного и решила спросить у вас.»

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности

на основном этапе урока: актуализация знаний и чувств учащихся посредством цепочки вопросов.

Сорта яблок – блюда из яблок – кулинарные книги – чувства, эмоции, желания – описание знакомых переживаний «Моя мама очень вкусно готовит торт»; «А у моей бабушки получаются такие блинчики, просто пальчики оближешь» – плавный переход, сообщение темы и актуализация потребности быть хорошими хозяйками «у хозяек, готовящих по одному и тому же рецепту, выпечка получается разной. Так в чем же дело? ….– технологические секреты. А вы хотите быть хорошими хозяйками?»

Усвоение новых знаний: демонстрация технологии учителем

с активной позицией наблюдателя у учащихся

Установка на наблюдение и решение двух задач: составить рецепт и «уловить» технологические секреты – Детально продуманная демонстрация технологии с наглядным показом используемых продуктов, акцентированием внимания на их подготовке к использованию, количестве, последовательности их включения в состав изделия – заполнение возникающих пауз беседой, связанной с текущей учебной деятельностью детей (история о ценности продуктов «Кто важнее», вопросами, расширяющими осведомлённость учащихся и уточняющими получаемые ими знания) – завершенность демонстрационной деятельности и отсроченность результата (пироги поставлены в духовку, у каждого сохраняется ожидание результата и предвкушение удовольствия) – востребованная готовность к решению поставленных ранее задач раскрыть рецепт и технологические секреты, как переход к следующему этапу.

Первичная проверка понимания нового материала.

Закрепление знаний. Обобщение и систематизация знаний

Установка на индивидуальное поощрение учебной деятельности (мини конкурсы) – ответы учащихся с осмысленными комментариями – организованная учителем деятельность детей по обобщению и классификации выявленных технологических секретов – наглядные результаты мыслительной деятельности детей на классной доске в виде зрительного образа, созданного красочно оформленными карточками – переход от полученных знаний к жизненной ситуации посредством «харẩктерных записок» от родственников – варьирование составом рецепта в соответствии со сложившимися обстоятельствами.

Закрепление знаний, формирование умений:

практическая работа

Установка на практическую работу и напоминание правил техники

безопасности – подготовка начинки и замес теста каждой из трёх бригад – формирование общего пирога в большой форме – выпекание – уборка рабочих мест.

Обобщение и систематизация знаний.

Контроль и самопроверка знаний.

Контроль качества пирога, приготовленного учителем и его дегустация – сравнение пирогов с разной начинкой – игровая ситуация на осознание и освоение роли «хозяйка дома» – контекстный опрос посредством вопросов от гостей – контроль качества пирога, приготовленного учащимися и предложение к его внешнему украшению «лебедями из яблок» со стороны учителя (эффект удивления и восхищения) – осмысление учебной деятельности через придумывание названия пирога – расширение знаний через обсуждение новых источников информации (кулинарных телепередач) и возможности дальнейшего кулинарного творчества.

Подведение итогов урока.

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Вручение номинаций объявленного ранее конкурса, выставление оценок – позитивное внушение «вы уже становитесь хорошими хозяйками», ассоциируемое с целью урока «знаете технологические секреты этого пирога, поэтому ваш пирог получится вкусным, аппетитным и разнообразным, благодаря вашей внимательности и наблюдательности» – установка на активное поведение в жизни и перспективу совершенствования в кулинарном мастерстве «понаблюдайте за тем, как готовят ваши мама и бабушка, узнайте технологические секреты этих блюд, и вы станете такими же хорошими хозяйками, как и они».

Общая характеристика урока

Класс: 6

Раздел программы: Кулинария.

Тема урока: Технологические секреты вкусной выпечки.

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока: научиться распознавать технологические секреты изготовления вкусной, разнообразной, питательной, аппетитной выпечки и совершенствовать умение использовать их в создании кулинарных шедевров.

Задачи урока:

1. Сформировать знание общих и частных технологических особенностей изготовления выпечки, а именно − знать свойства продуктов, условия их использования и изменения в соответствии с желаемым результатом.

2. Приобрести первоначальные навыки в работе с составными частями бисквитного теста (мука, яйца, сахар), начинкой, вкусовыми добавками, а также в работе с инструментами и техническими устройствами (миксер, духовой шкаф).

3. Сохранить и развить интерес к коллективной творческой работе в направлении создания кулинарных шедевров на основе яблочного пирога.

4. Развивать (прививать) культуру общения в кругу семьи, друзей, гостей.

5. Активизировать поиск и анализ кулинарных рецептов выпечки.

Материально-техническое оснащение: карточки-картинки (рецепт), цветные карточки с технологическими секретами, игрушки с вопросами, «записки от родственников», медальки-номинации, миксер, продукты, посуда для теста и чаепития, самовар, выставка кулинарных книг.

Объект работы: пирог «Шарлотка».

Описание хода урока

▼: Здравствуйте, девочки, садитесь. Я вас приветствую, и хочу рассказать одну удивительную историю, которая произошла со мной недавно. Несколько дней назад я шла по школьному двору и любовалась моим самым любимым временем года – золотой осенью, когда на небе светит теплое осеннее солнышко, а под ногами шуршит ковер из опавших осенних листьев. И вдруг листочки зашевелились, и из-под них показалась мордочка ежика. Но ежик был не один, он катил перед собой яблочко. И это навело меня на мысль, что в этом году во Владимирском регионе урожайный год яблок. И я начала вспоминать, какие же сорта яблок растут у нас. Вспомнила немного и решила спросить у вас. Пожалуйста, девочки.

▲: Антоновка, звездочка, шафран, китайка, ранет, семеринка, богатырь, грушовка.

▼: Молодцы, девочки. А какие блюда можно приготовить из яблок?

▲: Пирог с яблоками, варенье, компот, сок.

▼: Молодцы. Вы многое знаете о яблоках. Обратите внимание, некоторые сорта присутствуют на нашем уроке (на столе учителя ваза с яблоками). Это настоящее творение природы. Природа творит, и дала возможность творить человеку. Причем человек проявляет свое творчество во всех областях, в том числе и в кулинарии. А как вы думаете, с помощью чего кулинары могут передавать свой опыт?

▲: С помощью кулинарных книг.

▼: Верно. Кулинарных книг множество. И некоторые из них представлены на нашем стенде (выставка кулинарных книг). Я думаю, что все вы не раз держали в руках кулинарные книги, и любовались шедеврами, представленными в них. А какие чувства, эмоции, желания возникали у вас при этом?

▲: Желание приготовить самим, желание попробовать…

▼: Я думаю, что у всех возникает такое желание, так как блюда на этих иллюстрациях выглядят вкусно, аппетитно и поражают своим разнообразием. А особенно все мы любим вкусную выпечку, не так ли?

▲: Да.

▼: Я думаю, что многие из вас хвалились друг другу: «Моя мама очень вкусно готовит торт»; «А у моей бабушки получаются такие блинчики, просто пальчики оближешь». Обратите внимание, что у хозяек, готовящих по одному и тому же рецепту, выпечка получается разной. Так в чем же дело?

▲…

▼: Верно. Секрет заключается в том, что хорошая хозяйка должна знать не только то, что содержится в рецепте, а и то, о чем в рецептах не пишут, но это должна знать каждая хорошая хозяйка – технологические секреты. А вы хотите быть хорошими хозяйками?

▲: Да.

▼: Поэтому запишите тему нашего сегодняшнего урока:

«Технологические секреты вкусной выпечки».

На прошлых уроках мы с вами уже многому научились. Обычно мы сначала разбирали рецепт и технологию приготовления, а потом готовили. Сегодня всё будет несколько иначе. Я буду показывать, как нужно делать, а вы должны внимательно за мной наблюдать, чтобы составить рецепт и уловить технологические секреты, о которых я буду говорить в ходе работы. Вам следует записывать за мной, чтобы не забыть. Итак, перед вами две задачи: составить рецепт яблочного пирога и раскрыть технологические особенности приготовления вкусной, разнообразной, питательной и аппетитной выпечки. А сейчас внимание, приступаем.

▼: На моём столе находятся следующие продукты (демонстрирует): мука, яйца, сахарный песок, яблоки, черноплодная рябина, мак, корица, какао. Сначала я беру мытые яйца. А кто знает, для чего яйца моют?

▲: Чтобы в тесто не попали микробы.

▼: Верно. Разбиваю их. Раз, два, три. Затем беру миксер, и начинаю их взбивать, постепенно увеличивая скорость. Обратите внимание, что яйца для бисквитного теста нужно взбивать до тех пор, пока объем не увеличится в два-три раза, чтобы тесто получилось пышным. Взбиваем. А пока я расскажу вам одну историю. Недавно я готовила пирог, и услышала, как разговаривают продукты. Они спорили, кто из них важнее для пирога. Спор начала мука: «Я всех важнее. Я ведь – основа теста. Без меня оно не будет густым». «А как же мы?» – сказали сестрички-песчинки, «ведь без нас пирог получится невкусным, несладким». «А как же мы? – спросили близнецы яйца, – ведь мы тоже важны. Без нас тесто не получится пышным». Тут спор прервался. Посмотрите, девочки, мы взбили яйца, и их объем увеличился примерно в три раза. А сейчас берем песок. Обратите внимание на его количество. Засыпаем и начинаем аккуратно перемешивать и взбивать. А продукты тем временем продолжали спорить. В спор вступили сестрички-рябинки: «А как же мы? Ведь мы же начинка. Без начинки пирог не получится вкусным». Девочки, а какой вкус пирогу придает рябина?

▲: Кислый.

▼: Верно, ну может быть немного терпкий. И тут в спор вступили братцы-яблочки: «И мы нужны, и мы важны, ведь мы же тоже начинка». «А как же мы? – спросили мак и корица, – ведь мы же являемся украшением пирога, и придаем ему пряный вкус». Так продукты и продолжали спорить. А как вы думаете, кто из продуктов прав, кто самый главный?

▲: Все нужны, так как ни без одного продукта пирог не получится.

▼: Верно. Мы с вами взбили яйца и песок, а сейчас добавляем муку. Но перед тем как ее положить в тесто, ее нужно просеять. А кто знает, для чего?

▲: Для того, чтобы в тесто не попали комочки и мусор. При просеивании мука насыщается кислородом и тесто будет пышным.

▼: Верно. Обратите внимание на количество муки, которое я кладу в тесто. А сейчас мы его аккуратно перемешаем, и снова начнем взбивать. Сегодня мы с вами печем пирог. А пирог в доме – это символ уюта, домовитости и праздника. Недаром это слово произошло от древнерусского «пир». А что это означает?

▲: Праздник, веселье.

▼: Верно. На различные торжества пекли разные пироги. Каравай «хлеб-соль» – к желанным гостям, обрядовый «курник» – к свадьбе, «бабкины пироги» – к новорожденному, а жаворонками из теста встречали весну. Причём пироги пекли с различной начинкой. А как вы думаете, с какой?

▲: С яйцом, луком, яблоками, ягодами, грибами.

▼: Верно. А еще пекли с селедкой и солеными огурцами.

▲: Фу, это же невкусно.

▼: А это говорит о том, что хозяйки знали технологические секреты выпечки, что позволяло ей получиться вкусной, несмотря на такую необычную начинку. Наше тесто готово. Хочу обратить ваше внимание на то, что тесто бисквитное, поэтому долго стоять оно не может, и сковородки мы должны приготовить заранее. А как мы готовим сковородки?

▲: Смазываем их маслом.

▼: Верно. А еще посыпаем манкой или панировочными сухарями, аккуратно постукивая ложкой близко ко дну сковородки. А как вы думаете, для чего?

▲: Чтобы пирог не подгорел, и легко вынимался из сковородки.

▼: Верно. Дальше мы готовим начинку. Как я уже и говорила, выпечка наша будет разнообразной. В двух маленьких сковородках будет пирог с яблоками, а в третьей – с черноплодной рябиной. Причем, обратите внимание, что яблоки мы кладем в первую очередь, а потом заливаем тесто. А с черноплодной рябиной наоборот: сначала тесто, потом рябину. Как вы думаете, пирог уже можно ставить в духовку или еще чего-то не хватает?

▲: Его еще нужно украсить.

▼: Верно. Украшать будем поверх теста очень тонкими ломтиками яблок, маком и корицей (украшает). Сверху мы ещё всё посыпаем сахарным песком для того, чтобы образовалась аппетитная хрустящая корочка. А сейчас пироги можно ставить в духовку?

▲: Да.

▼: А как вы думаете, при какой температуре мы будем выпекать: при умеренной или при высокой?

▲: При умеренной.

▼: А почему?

▲: Потому что при высокой температуре пирог пригорит.

▼: Верно (Ставит пироги в духовку). Наши пироги в духовке. А сейчас самое время вспомнить о нашем задании. Каким же оно было?

▲: Составить рецепт и выявить технологические секреты.

▼: Верно. Но перед тем как мы будем разбирать его, я хотела бы вам сказать, что сегодня на уроке у нас будет много мини-конкурсов, за которые вы сможете получить такие номинации как «знаток яблок», «кулинар-наблюдатель», «кулинар-оформитель» и другие. И первую номинацию «Знаток яблок» я вручаю Кристине и Ане, которые назвали больше всех сортов яблок. А сейчас давайте разберем рецепт. Что мы делаем сначала?

▲: Взбиваем три яйца.

▼: Это мы так начинаем делать тесто. Но я вам говорила, что тесто бисквитное и долго стоять не может, поэтому, что нужно сделать в первую очередь?

▲: Приготовить сковородки.

▼: А как?

▲: Их нужно смазать, и обсыпать манкой или панировочными сухарями.

▼: Верно. Наше первое действие – смазать и обсыпать сковородки (прикрепить к доске технологическую карточку на магните). А что потом?

▲: Уложить начинку.

▼: Верно (Прикрепить карточку). А дальше?

▲: Разбить три вымытых яйца и взбить их.

▼: Верно (Прикрепить карточку).

▲: Потом всыпать полный стакан песка и взбить.

▼: Верно (Прикрепить карточку).

▲: А потом всыпать муку, но перед этим ее просеять, чтобы тесто получилось пышным.

▼: Верно. А какое количество муки, целый стакан?

▲: Нет, по ободок.

▼: Верно, ¾ стакана (Прикрепить карточку). Что дальше?

▲: Украшаем пирог.

▼: А перед этим?

▲: Выливаем тесто в сковородки.

▼: До краев?

▲: Нет.

▼: А почему?

▲: Потому что когда пирог будет выпекаться, тесто поднимется, и выльется через край.

▼: Верно. Поэтому мы выливаем тесто на ¾ объема сковороды (Прикрепить карточку). Что дальше?

▲: Украшаем пирог.

▼: Верно. А чем?

▲: Маком, корицей и дольками яблок.

▼: Хорошо (Прикрепить карточки). Молодцы, девочки! С рецептом мы с вами разобрались, а сейчас, давайте вспомним, о каких технологических секретах я говорила вам в процессе приготовления. Но перед этим я хочу обратить ваше внимание на то, что они подразделяются на три группы: общие для всех видов теста, только для бисквитного теста и только для нашего пирога. Обратите внимание, поэтому и карточки с написанными на них технологическими секретами соответственно разного цвета. Какой же был первый секрет?

▲: Муку сначала просеивают, чтобы тесто было пышным.

▼: Верно (Перевернуть карточку). А это секрет для всех видов теста или нет?

▲: Для всех.

▼: Верно. Какие еще?

▲: Сначала кладем яблоки, если пирог с яблоками, а потом тесто, а если с рябиной, то наоборот.

▼: Верно (Перевернуть карточку). А этот «секрет» к какой группе относится?

▲: Только для нашего пирога.

▼: Хорошо. Пожалуйста.

▲: Сверху пирог посыпаем песком, чтобы образовалась корочка. Этот секрет только для нашего пирога.

▼: Верно (Перевернуть карточку). Какие еще? А вы не помните, в каком соотношении находились мука и песок

▲: Муки меньше, чем песка.

▼: Верно (Перевернуть карточку). Это нужно для того, чтобы пирог получился рассыпчатым. А этот секрет к какому типу относится?

▲: К бисквитному тесту.

▼: Верно. Я думаю, что вам помог цвет карточек, который говорит о том, что у нас остались технологические секреты только для бисквитного теста. А вспомните, как мы взбивали яйца?

▲: Быстро.

▼: Верно. Для того чтобы тесто получилось пышным и пористым (Перевернуть карточку). А давайте вспомним, когда мы с вами выливали тесто в сковородки, мы заполняли их до конца?

▲: Нет, на ¾ объема, чтобы, когда пирог будет печься, тесто не вытекало.

▼: Верно (Перевернуть карточку). А ещё какие секреты?

▲: Посыпать низ сковородки панировочными сухарями или манкой, чтобы пирог не пригорал.

▼: Верно (Перевернуть карточку). И остался у нас последний секрет. Вспомните, при какой температуре мы выпекаем пирог?

▲: При умеренной температуре, чтобы он не пригорел.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.145 с.)