Увлекательные уроки технологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Увлекательные уроки технологии



Л. С. К У Л Ы Г И Н А

УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ УРОКИ ТЕХНОЛОГИИ

 

В Л А Д И М И Р

2 0 1 3

УДК 62(07)

ББК 74.263.0

К 90 Рецензенты:

Доктор педагогических наук, профессор,

зав. лабораторией дидактики технологии Учреждения Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения»

В.М. Казакевич

Кандидат психологических наук, доцент кафедры

общей и педагогической психологии ВлГУ

Е.Р. Артамонова

 

Печатается по решению редакционного совета

Владимирского государственного университета

 

Кулыгина Л. С.

К90 Увлекательные уроки технологии. Учебно-методическое пособие / Л.С. Кулыгина; Владим. Гос. ун-т. – Владимир: Изд-во Владим. гос ун-та, 2013. – 119 с.

Обобщён некоторый опыт создания уроков технологии на эффективной психологической основе. Содержание работы является полезным материалом для анализа психолого-педагогических аспектов урочной деятельности учителя технологии. Основное назначение данной работы состоит в том, чтобы помочь студентам проявлять творческий подход в проектировании уроков технологии и строить свою урочную деятельность на эффективной психологической основе.

Методическое пособие предназначено для подготовки бакалавров (Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование», Профиль подготовки «Технология») по дисциплине «Психолого-педагогическое проектирование урока» и к профессиональной деятельности на педагогической практике. Пособие актуально для учителей технологии и системы переподготовки кадров.

УДК 62(07)

ББК 74.263.0

© Владимирский государственный

университет, 2013

 


ВВЕДЕНИЕ

Творческий характер профессии учителя является величайшей ценностью с огромным потенциалом возможностей оказывать влияние на все грани развития личности (её эрудицию, интеллект, эмоционально-ценностное восприятие и отношение к жизни, мечты и жизненную перспективу). Однако достигается это путём кропотливой работы в виде мысленного анализа условий учебной деятельности, постоянного поиска наилучших решений по её организации. Основу этой работы составляют и личные усилия учителя, и его совместное с коллегами творчество, и инновационный педагогический опыт.

Создание урока можно отнести к сложной проектировочной деятельности, в которой происходит творческая самореализация педагогической позиции и мастерства учителя. Призвание и профессионализм учителя проявляются в соответствии целостной композиции урока психологически верно поставленной его цели. Рефлексивную деятельность учителя можно условно разделить на «психолого-педагогическое обоснование» и «психолого-педагогический анализ». Они являются двумя взаимосвязанными, содержательно близкими, но функционально разными сторонами организации обучения. Через «обоснование» учитель проявляет своё профессиональное мастерство. Через «анализ» учитель «извлекает уроки» по совершенствованию своего профессионального мастерства. «Психолого-педагогическое обоснование» учебной деятельности выполняет прогностическую функцию – это тоже аналитическая деятельность педагога, однако, предваряющая учебную деятельность, с целью аргументированного выбора её целей, элементов и целостной композиции. «Психолого-педагогический анализ» учебной деятельности происходит после ее свершения для выявления её достоинств и несовершенств с целью последующего улучшения её результатов.

Цель учения заключается не в преобразовании некоторого материального объекта, а в изменении и развитии самого человека в процессе деятельности с этим объектом. Главная задача учителя – поставить ученика в позицию активного субъекта учебной деятельности, организовать ее таким образом, чтобы он все более активно и самостоятельно овладевал научными фактами и законами, совершенствовал умения и навыки, обогащал систему жизненных ценностей. Основными характеристиками ученика как субъекта деятельности являются активность, самостоятельность и способность к саморегуляции. Поэтому особую психологическую ценность имеет обучение на основе самостоятельной деятельности учащихся, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности. Широкий социокультурный контекст становления субъектной позиции ученика выражается в способности иметь собственную точку зрения, самостоятельно искать новые способы решения задач, целенаправленно совершать действия и поступки, которые ученик переносит из учебной деятельности в жизнь, становясь субъектом своей жизнедеятельности.

Учебную деятельность, построенную на эффективной психологической основе отличают и её высокая результативность, и постоянно растущая способность учителя и учащихся к ещё большим достижениям, а также удовлетворённость, радость от познания. Это некий баланс текущего результата в виде успешно выполненных учебных действий на уроке и перспективы развития субъектности ученика, творческого сотрудничества с другими людьми, чувства собственного достоинства и веры в себя. Успех в обучении приходит лишь в том случае, если педагог за каждым внешним взаимодействием с учащимися осознаёт цепочку промежуточных внутренних изменений, преемственно происходящих в каждом из них и ведущих к психологически обоснованной цели обучения. Эта психологическая основа обучения как внутренняя сила развития события, его сущность, незримо присутствует в любом акте учения, и она должна быть эффективной. Принятие решения по выбору внешних действий должно гармонировать, соответствовать этой внутренней сущности. Поэтому особую ценность имеет такая психологическая подготовка учителя, которая позволила бы осмысливать процесс обучения с позиций психологической эффективности ещё на стадии проектирования урока, прогнозируя эффективное взаимодействие учителя и учащихся. Достижение психологической эффективности требует активного аналитического поиска.

Выше обозначенные психолого-педагогические позиции составляли основу практической деятельности творческих групп, руководимых автором, по созданию увлекательных уроков технологии в условиях ежегодного конкурса педагогического мастерства «Студент года» во Владимирском государственном гуманитарном университете (в настоящее время педагогическом институте ВлГУ). За период 2002-2011 гг. были созданы оригинальные методические разработки уроков технологии по темам:

1. «Технологические секреты вкусной выпечки»,

2. «Волшебные швы и магический прямоугольник»,

3. «Одежда – наш портрет»,

4. «Из бабушкиного сундука…» (Мир человеческих отношений, выраженный в предметах материальной культуры),

5. «Лоскутная мозаика»,

6. «Декорирование одежды»

7. «Куклы бывают разные или кукольная история»

8. «Токарный станок и его технологические возможности»

9. «Мой профессиональный старт»

10. «Свойства металлов и сплавов»

В состав творческой группы при разработке этих уроков входили: Демидова Людмила Михайловна (темы 1-3), Соколова Ольга Сергеевна (т.1-2), Слепова Вероника Викторовна (т.1-2), Войтенкова Татьяна Владимировна (т. 3), Кряжева Елена Александровна (т. 3), Шилова Оксана Сергеевна (т. 3), Абрамова Анна Викторовна (т. 4), Касаткина Ольга Александровна (т. 4), Богданова Ирина Анатольевна (т. 5, 7), Юдакова Светлана Владимировна (т. 4, 5), Ушакова Алина Алексеевна (т. 5), Завьялова Оксана Павловна (т. 7), Воробьёв Алексей Дмитриевич (т. 8), Лавреньков Антон Александрович (т. 9) Борисова Тамара Семёновна (т. 7, 9), Крупин Александр Владимирович (т.10), Шереметьев Алексей Сергеевич (т. 8).

Описание каждого из уроков имеет свои специфические особенности, однако оно подчинено также общей схеме, включающей в себя характеристику урока (тема урока, цель, задачи) и описание хода урока, приближённое к его стенограмме.

Данная работа позволяет увидеть методические особенности создания и проведения увлекательных уроков технологии («технологии ведения дома», «индустриальные технологии»). Предложенные в ней материалы позволяют осуществлять практическое обучение проектированию учебной деятельности на эффективной психологической основе, а именно:

1) развитие умений анализа ситуации обучения (условий учебной деятельности) с целью поиска и формулирования актуальной цели и задач учебной деятельности с учётом единства её познавательного, воспитательного и развивающего аспектов;

2) развитие умений творчески работать над элементами учебной деятельности и целостной композицией (конструкцией) урока с учётом особенностей ситуации обучения.

3) развитие умений анализа и самоанализа процесса и результатов учебной деятельности.

Эффективное использование предложенных в работе материалов в учебном процессе подготовки бакалавров позволит активно влиять на успешное формирование у них общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

 

Общая характеристика урока

Класс: 6

Раздел программы: Кулинария.

Тема урока: Технологические секреты вкусной выпечки.

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока: научиться распознавать технологические секреты изготовления вкусной, разнообразной, питательной, аппетитной выпечки и совершенствовать умение использовать их в создании кулинарных шедевров.

Задачи урока:

1. Сформировать знание общих и частных технологических особенностей изготовления выпечки, а именно − знать свойства продуктов, условия их использования и изменения в соответствии с желаемым результатом.

2. Приобрести первоначальные навыки в работе с составными частями бисквитного теста (мука, яйца, сахар), начинкой, вкусовыми добавками, а также в работе с инструментами и техническими устройствами (миксер, духовой шкаф).

3. Сохранить и развить интерес к коллективной творческой работе в направлении создания кулинарных шедевров на основе яблочного пирога.

4. Развивать (прививать) культуру общения в кругу семьи, друзей, гостей.

5. Активизировать поиск и анализ кулинарных рецептов выпечки.

Материально-техническое оснащение: карточки-картинки (рецепт), цветные карточки с технологическими секретами, игрушки с вопросами, «записки от родственников», медальки-номинации, миксер, продукты, посуда для теста и чаепития, самовар, выставка кулинарных книг.

Объект работы: пирог «Шарлотка».

Описание хода урока

▼: Здравствуйте, девочки, садитесь. Я вас приветствую, и хочу рассказать одну удивительную историю, которая произошла со мной недавно. Несколько дней назад я шла по школьному двору и любовалась моим самым любимым временем года – золотой осенью, когда на небе светит теплое осеннее солнышко, а под ногами шуршит ковер из опавших осенних листьев. И вдруг листочки зашевелились, и из-под них показалась мордочка ежика. Но ежик был не один, он катил перед собой яблочко. И это навело меня на мысль, что в этом году во Владимирском регионе урожайный год яблок. И я начала вспоминать, какие же сорта яблок растут у нас. Вспомнила немного и решила спросить у вас. Пожалуйста, девочки.

▲: Антоновка, звездочка, шафран, китайка, ранет, семеринка, богатырь, грушовка.

▼: Молодцы, девочки. А какие блюда можно приготовить из яблок?

▲: Пирог с яблоками, варенье, компот, сок.

▼: Молодцы. Вы многое знаете о яблоках. Обратите внимание, некоторые сорта присутствуют на нашем уроке (на столе учителя ваза с яблоками). Это настоящее творение природы. Природа творит, и дала возможность творить человеку. Причем человек проявляет свое творчество во всех областях, в том числе и в кулинарии. А как вы думаете, с помощью чего кулинары могут передавать свой опыт?

▲: С помощью кулинарных книг.

▼: Верно. Кулинарных книг множество. И некоторые из них представлены на нашем стенде (выставка кулинарных книг). Я думаю, что все вы не раз держали в руках кулинарные книги, и любовались шедеврами, представленными в них. А какие чувства, эмоции, желания возникали у вас при этом?

▲: Желание приготовить самим, желание попробовать…

▼: Я думаю, что у всех возникает такое желание, так как блюда на этих иллюстрациях выглядят вкусно, аппетитно и поражают своим разнообразием. А особенно все мы любим вкусную выпечку, не так ли?

▲: Да.

▼: Я думаю, что многие из вас хвалились друг другу: «Моя мама очень вкусно готовит торт»; «А у моей бабушки получаются такие блинчики, просто пальчики оближешь». Обратите внимание, что у хозяек, готовящих по одному и тому же рецепту, выпечка получается разной. Так в чем же дело?

▲…

▼: Верно. Секрет заключается в том, что хорошая хозяйка должна знать не только то, что содержится в рецепте, а и то, о чем в рецептах не пишут, но это должна знать каждая хорошая хозяйка – технологические секреты. А вы хотите быть хорошими хозяйками?

▲: Да.

▼: Поэтому запишите тему нашего сегодняшнего урока:

«Технологические секреты вкусной выпечки».

На прошлых уроках мы с вами уже многому научились. Обычно мы сначала разбирали рецепт и технологию приготовления, а потом готовили. Сегодня всё будет несколько иначе. Я буду показывать, как нужно делать, а вы должны внимательно за мной наблюдать, чтобы составить рецепт и уловить технологические секреты, о которых я буду говорить в ходе работы. Вам следует записывать за мной, чтобы не забыть. Итак, перед вами две задачи: составить рецепт яблочного пирога и раскрыть технологические особенности приготовления вкусной, разнообразной, питательной и аппетитной выпечки. А сейчас внимание, приступаем.

▼: На моём столе находятся следующие продукты (демонстрирует): мука, яйца, сахарный песок, яблоки, черноплодная рябина, мак, корица, какао. Сначала я беру мытые яйца. А кто знает, для чего яйца моют?

▲: Чтобы в тесто не попали микробы.

▼: Верно. Разбиваю их. Раз, два, три. Затем беру миксер, и начинаю их взбивать, постепенно увеличивая скорость. Обратите внимание, что яйца для бисквитного теста нужно взбивать до тех пор, пока объем не увеличится в два-три раза, чтобы тесто получилось пышным. Взбиваем. А пока я расскажу вам одну историю. Недавно я готовила пирог, и услышала, как разговаривают продукты. Они спорили, кто из них важнее для пирога. Спор начала мука: «Я всех важнее. Я ведь – основа теста. Без меня оно не будет густым». «А как же мы?» – сказали сестрички-песчинки, «ведь без нас пирог получится невкусным, несладким». «А как же мы? – спросили близнецы яйца, – ведь мы тоже важны. Без нас тесто не получится пышным». Тут спор прервался. Посмотрите, девочки, мы взбили яйца, и их объем увеличился примерно в три раза. А сейчас берем песок. Обратите внимание на его количество. Засыпаем и начинаем аккуратно перемешивать и взбивать. А продукты тем временем продолжали спорить. В спор вступили сестрички-рябинки: «А как же мы? Ведь мы же начинка. Без начинки пирог не получится вкусным». Девочки, а какой вкус пирогу придает рябина?

▲: Кислый.

▼: Верно, ну может быть немного терпкий. И тут в спор вступили братцы-яблочки: «И мы нужны, и мы важны, ведь мы же тоже начинка». «А как же мы? – спросили мак и корица, – ведь мы же являемся украшением пирога, и придаем ему пряный вкус». Так продукты и продолжали спорить. А как вы думаете, кто из продуктов прав, кто самый главный?

▲: Все нужны, так как ни без одного продукта пирог не получится.

▼: Верно. Мы с вами взбили яйца и песок, а сейчас добавляем муку. Но перед тем как ее положить в тесто, ее нужно просеять. А кто знает, для чего?

▲: Для того, чтобы в тесто не попали комочки и мусор. При просеивании мука насыщается кислородом и тесто будет пышным.

▼: Верно. Обратите внимание на количество муки, которое я кладу в тесто. А сейчас мы его аккуратно перемешаем, и снова начнем взбивать. Сегодня мы с вами печем пирог. А пирог в доме – это символ уюта, домовитости и праздника. Недаром это слово произошло от древнерусского «пир». А что это означает?

▲: Праздник, веселье.

▼: Верно. На различные торжества пекли разные пироги. Каравай «хлеб-соль» – к желанным гостям, обрядовый «курник» – к свадьбе, «бабкины пироги» – к новорожденному, а жаворонками из теста встречали весну. Причём пироги пекли с различной начинкой. А как вы думаете, с какой?

▲: С яйцом, луком, яблоками, ягодами, грибами.

▼: Верно. А еще пекли с селедкой и солеными огурцами.

▲: Фу, это же невкусно.

▼: А это говорит о том, что хозяйки знали технологические секреты выпечки, что позволяло ей получиться вкусной, несмотря на такую необычную начинку. Наше тесто готово. Хочу обратить ваше внимание на то, что тесто бисквитное, поэтому долго стоять оно не может, и сковородки мы должны приготовить заранее. А как мы готовим сковородки?

▲: Смазываем их маслом.

▼: Верно. А еще посыпаем манкой или панировочными сухарями, аккуратно постукивая ложкой близко ко дну сковородки. А как вы думаете, для чего?

▲: Чтобы пирог не подгорел, и легко вынимался из сковородки.

▼: Верно. Дальше мы готовим начинку. Как я уже и говорила, выпечка наша будет разнообразной. В двух маленьких сковородках будет пирог с яблоками, а в третьей – с черноплодной рябиной. Причем, обратите внимание, что яблоки мы кладем в первую очередь, а потом заливаем тесто. А с черноплодной рябиной наоборот: сначала тесто, потом рябину. Как вы думаете, пирог уже можно ставить в духовку или еще чего-то не хватает?

▲: Его еще нужно украсить.

▼: Верно. Украшать будем поверх теста очень тонкими ломтиками яблок, маком и корицей (украшает). Сверху мы ещё всё посыпаем сахарным песком для того, чтобы образовалась аппетитная хрустящая корочка. А сейчас пироги можно ставить в духовку?

▲: Да.

▼: А как вы думаете, при какой температуре мы будем выпекать: при умеренной или при высокой?

▲: При умеренной.

▼: А почему?

▲: Потому что при высокой температуре пирог пригорит.

▼: Верно (Ставит пироги в духовку). Наши пироги в духовке. А сейчас самое время вспомнить о нашем задании. Каким же оно было?

▲: Составить рецепт и выявить технологические секреты.

▼: Верно. Но перед тем как мы будем разбирать его, я хотела бы вам сказать, что сегодня на уроке у нас будет много мини-конкурсов, за которые вы сможете получить такие номинации как «знаток яблок», «кулинар-наблюдатель», «кулинар-оформитель» и другие. И первую номинацию «Знаток яблок» я вручаю Кристине и Ане, которые назвали больше всех сортов яблок. А сейчас давайте разберем рецепт. Что мы делаем сначала?

▲: Взбиваем три яйца.

▼: Это мы так начинаем делать тесто. Но я вам говорила, что тесто бисквитное и долго стоять не может, поэтому, что нужно сделать в первую очередь?

▲: Приготовить сковородки.

▼: А как?

▲: Их нужно смазать, и обсыпать манкой или панировочными сухарями.

▼: Верно. Наше первое действие – смазать и обсыпать сковородки (прикрепить к доске технологическую карточку на магните). А что потом?

▲: Уложить начинку.

▼: Верно (Прикрепить карточку). А дальше?

▲: Разбить три вымытых яйца и взбить их.

▼: Верно (Прикрепить карточку).

▲: Потом всыпать полный стакан песка и взбить.

▼: Верно (Прикрепить карточку).

▲: А потом всыпать муку, но перед этим ее просеять, чтобы тесто получилось пышным.

▼: Верно. А какое количество муки, целый стакан?

▲: Нет, по ободок.

▼: Верно, ¾ стакана (Прикрепить карточку). Что дальше?

▲: Украшаем пирог.

▼: А перед этим?

▲: Выливаем тесто в сковородки.

▼: До краев?

▲: Нет.

▼: А почему?

▲: Потому что когда пирог будет выпекаться, тесто поднимется, и выльется через край.

▼: Верно. Поэтому мы выливаем тесто на ¾ объема сковороды (Прикрепить карточку). Что дальше?

▲: Украшаем пирог.

▼: Верно. А чем?

▲: Маком, корицей и дольками яблок.

▼: Хорошо (Прикрепить карточки). Молодцы, девочки! С рецептом мы с вами разобрались, а сейчас, давайте вспомним, о каких технологических секретах я говорила вам в процессе приготовления. Но перед этим я хочу обратить ваше внимание на то, что они подразделяются на три группы: общие для всех видов теста, только для бисквитного теста и только для нашего пирога. Обратите внимание, поэтому и карточки с написанными на них технологическими секретами соответственно разного цвета. Какой же был первый секрет?

▲: Муку сначала просеивают, чтобы тесто было пышным.

▼: Верно (Перевернуть карточку). А это секрет для всех видов теста или нет?

▲: Для всех.

▼: Верно. Какие еще?

▲: Сначала кладем яблоки, если пирог с яблоками, а потом тесто, а если с рябиной, то наоборот.

▼: Верно (Перевернуть карточку). А этот «секрет» к какой группе относится?

▲: Только для нашего пирога.

▼: Хорошо. Пожалуйста.

▲: Сверху пирог посыпаем песком, чтобы образовалась корочка. Этот секрет только для нашего пирога.

▼: Верно (Перевернуть карточку). Какие еще? А вы не помните, в каком соотношении находились мука и песок

▲: Муки меньше, чем песка.

▼: Верно (Перевернуть карточку). Это нужно для того, чтобы пирог получился рассыпчатым. А этот секрет к какому типу относится?

▲: К бисквитному тесту.

▼: Верно. Я думаю, что вам помог цвет карточек, который говорит о том, что у нас остались технологические секреты только для бисквитного теста. А вспомните, как мы взбивали яйца?

▲: Быстро.

▼: Верно. Для того чтобы тесто получилось пышным и пористым (Перевернуть карточку). А давайте вспомним, когда мы с вами выливали тесто в сковородки, мы заполняли их до конца?

▲: Нет, на ¾ объема, чтобы, когда пирог будет печься, тесто не вытекало.

▼: Верно (Перевернуть карточку). А ещё какие секреты?

▲: Посыпать низ сковородки панировочными сухарями или манкой, чтобы пирог не пригорал.

▼: Верно (Перевернуть карточку). И остался у нас последний секрет. Вспомните, при какой температуре мы выпекаем пирог?

▲: При умеренной температуре, чтобы он не пригорел.

▼: Верно (Перевернуть карточку). Молодцы, девочки. Теперь мы с вами знаем и рецепт, и технологические секреты, что позволит нам сделать пирог вкусным, аппетитным и разнообразным. А сейчас, за активное участие в разборе рецепта я хотела бы наградить номинацией «кулинар-технолог» Катю и Вику. Молодцы, девочки! А за то, что Сабина и Алина назвали всех больше технологических секретов, они награждаются номинацией «кулинар-наблюдатель». А сейчас представьте такую ситуацию, что я разговаривала с вашими родственниками, и они оставили мне записки для вас. Я попрошу бригадиров выйти ко мне и прочитать их.

Сестричка, я в своем репертуаре: из трех яиц, которые ты приготовила для пирога, два ушли на яичницу. Слабо приготовить пирог из одного яйца? Твой брательник.  
Катя:

 

Милая дочка, ты быстро взрослеешь, и многое уже умеешь. Я знаю, что могу на тебя рассчитывать. Вечером приезжает папа из командировки. Я что-нибудь куплю, а ты испеки пирог. В холодильнике все необходимые продукты. Мама.  


Сабина:

 

Аня:
Дочурка, я знаю, что с друзьями вы многому научились на уроках «Кулинарии». Сегодня я приду поздно и мечтаю, чтобы вечером гостеприимная хозяйка подала горячий чай с вкусной выпечкой. Все продукты в достатке, но вот сомневаюсь, хватит ли яиц. Их всего два. Папа.  

 

▼: Вот такие записки оставили девочкам родственники. Надеюсь, что с помощью подружек они порадуют их вкусной, разнообразной и аппетитной выпечкой. А давайте подумаем, сможет ли бригада Ани и Кати приготовить пирог с одним и двумя яйцами?

▲: Катя: Сможем, просто нужно уменьшить количество остальных продуктов.

▼: И сколько же продуктов нужно взять?

▲: Катя: 1/3 часть каждого продукта от его количества в рецепте.

▼: Верно. А бригада Сабины?

▲: Сможем, так как у нас есть все необходимые продукты.

▼: А бригада Ани?

▲:Аня: Да. Просто мы возьмём ½ часть каждого продукта от его количества в рецепте.

▼: А верно ли это? У нас три яйца, значит, все остальные продукты делим на три части. Если с одним яйцом берется 1/3 часть продуктов, значит с двумя?…

▲: 2/3

▼: Верно. Девочки, сегодня у нас с вами коллективный проект. Одна бригада добавит в тесто какао, другая – мак. А потом тесто всех бригад выльем в одну большую сковороду, и, когда пирог будет готов, каждый увидит свой вклад в него. Напоминаю бригадирам, чтобы они четко распределяли обязанности в бригаде, и следили за временем. Я уверена, что они с этим справятся, так как на предыдущих уроках у них это неплохо получалось. Также хочу обратить ваше внимание на то, что сегодня мы с вами пользуемся новым для нас прибором – миксером. Я расскажу о правилах ТБ: руки должны быть сухими при работе с электрическими приборами, в частности при включении в розетку. Близко к движущимся частям руки не подносить и не наклоняться. А сейчас приступаем к практической работе.

Бригады приступают к самостоятельной практической работе: готовят тесто, кто-то готовит общую сковороду, выкладывает на нее начинку, заливают тесто и украшают пирог. Учитель обходит рабочие места, консультирует и исправляет ошибки. Девочки ставят пирог в духовку, моют посуду, накрывают на стол (сервировка стола к чаю) и садятся за стол.

▼: Пока вы готовили, первая партия пирогов уже испеклась. А как мы сможем проверить готовность пирогов?

▲: Нужно взять зубочистку, проткнуть пирог, вынуть и посмотреть, не осталось ли на ней теста. Если не осталось, то пирог готов.

▼: Верно (Показывает). А сейчас я покажу вам, как нужно вынуть пирог из сковородки. Поддеваем его лопаткой со всех сторон, затем переворачиваем сковороду на тарелку, потом еще на одну тарелку и пирог вынут. А сейчас я разрежу пирог, и вы сравните, чем же отличаются на вкус пироги друг от друга (Режет), в чем же заключается разнообразие нашей выпечки. Пироги разрезаны. Пора садиться за стол. А кто в доме обычно приглашает гостей к столу, заботится о них, поддерживает приятную беседу?

▲: Хозяйка

▼: А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?

▲: Добрая, нежная, заботливая, ласковая, вкусно готовит.

▼: Все верно. А сейчас наши хозяюшки угостят вас пирогами, а вы сравните, чем же они отличаются друг от друга, какие вкусовые нюансы внесла в них различная начинка (Девочки пробуют пироги).

▲: С рябиной пирог получился кисленький, а с яблоками послаще. Также разный вкус у мака и корицы.

▼: Вот видите, на основе одного рецепта со знанием технологических секретов мы получим вкусную, разнообразную и аппетитную выпечку. Сегодня, девочки, к нам придут гости, но гости не обычные, а сказочные (Вынимает поднос с мягкими игрушками). И нашим хозяйкам предстоит пригласить их к столу. Пожалуйста.

▲: Кристина: Здравствуйте, гости дорогие. Просим вас к нашему столу, отведать вкусного пирога.

▲: Алина: Гости дорогие, просим вас к столу отведать нашего пирога, который мы все вместе готовили с любовью.

▲: Вика: Пожалуйста, гости дорогие, отведайте наше осеннее угощение.

▼: Я думаю, что после таких приглашений ни один гость не откажется отведать вкусный пирог (девочки берут по одной игрушке). Но гости пришли не с пустыми руками, а с вопросами по поводу пирога. Давайте ответим на них. Пожалуйста.

▲: Что означает слово «пир»? – Праздник, веселье.

▼: Верно. А вы, девочки, внимательно слушайте и исправляйте, если что не так.

▲: Для чего в тесто кладут муку? – Чтобы оно стало густым.

▲: Для чего пирог сверху посыпают песком? – Чтобы образовалась хрустящая корочка.

▲: Чем можно украсить пирог? – Дольками яблок, маком, корицей.

▲: Что служит начинкой для пирогов? – Лук, яйца, яблоки, рябина, ягоды, рис.

▼: Верно. Начинка может быть разнообразной.

▲: В каком соотношении находятся песок и мука в тесте для нашего пирога? – Песка несколько больше, чем муки.

▲: Почему сковороду заполняют на ¾ объема? – Так как тесто при выпекании будет подниматься и может вылиться.

▲: Зачем сковороду посыпают манкой или панировочными сухарями? – Чтобы пирог не пригорел и легко вынимался из сковороды.

▲: В какой последовательности кладут в тесто яблоки и рябину для начинки? – Если яблоки, то сначала яблоки, потом тесто. Если рябина, то сначала тесто, а потом рябину.

▲: Для чего муку просеивают? – Чтобы насытить ее кислородом, тогда тесто получится пышным.

▲: Почему яйца для бисквитного теста взбивают быстро? – Чтобы тесто получилось пышным и пористым.

▲: Назовите пословицы о гостеприимстве. – «Не красна изба углами, а красна пирогами».(Эпиграф урока на доске, украшен листьями в стиле осени.) «Хлеб – всему голова.».

▼: Верно. А кто-нибудь еще знает?

▲: «Встречают по одежке, провожают по уму».

▼: Хорошо. Я думаю, что вы полностью удовлетворили любопытство гостей. А сейчас я бы хотела напомнить вам о наших мини-конкурсах. Я наблюдала за работой бригадиров, и хочу сказать, что они хорошо распределяли обязанности и следили за временем. Поэтому все они награждаются номинацией «Супер - бригадир». Порадовали нас сегодня и хозяюшки, которые награждаются номинацией «Гостеприимная хозяйка». А вот Юля и Катя оказались настоящими знатоками поговорок. Поэтому номинация «Знаток поговорок» вручается им. Молодцы, девочки! Девочки, вы чувствуете, какой аромат стоит в классе. Наверное, наш пирог уже готов (вынимает из духовки, проверяет готовность, разрезает). Хозяюшки, а вы пока поухаживайте за гостями, налейте им чай, положите пирог на тарелку. А сейчас каждая бригада подумает, как она назовет свой пирог, как прорекламирует. Пожалуйста.

▲: Наш пирог называется «Осень», потому что он приготовлен из осенних даров.

▲: А наш пирог называется «Международный», потому что в него входят продукты и начинка из разных стран (кокосовая стружка, которую использовали девочки), делающие его разнообразным.

▲: А наш пирог называется «Вкусные истории», потому что он вкусный и можно рассказать историю о том, как мы его готовили.

▼: Молодцы, девочки. Много придумали оригинальных названий. А кто-нибудь из вас смотрит передачу «Вкусные истории»?

▲: Да.

▼: Недавно там показывали, как готовить пирог «Шарлотка» с шоколадкой. Сначала тесто, потом яблоки, потом тесто, а потом шоколадка. Как вы думаете, такой пирог будет вкусным?

▲: Да.

▼: Я тоже так думаю. Вот видите, это еще один способ, показывающий, как можно разнообразить наш пирог. А какие еще кулинарные передачи вы смотрите?

▲: Смак, Кулинарный поединок.

▼: Молодцы. А сейчас я хочу вручить номинацию «Кулинар-изобретатель» девочкам, которые придумали оригинальную презентацию своих пирогов и номинацию «Кулинар-телеэрудит» Кристине, которая проявила свою эрудицию в знании кулинарных телепередач. Молодцы. А сейчас давайте вместе подумаем, какие же выводы мы можем сделать из сегодняшнего урока?

▲: Для того, чтобы выпечка получилась вкусной, разнообразной, питательной и аппетитной мы должны знать технологические секреты.

▼: Верно. Вкусный и разнообразный у нас пирог получился?

▲: Да.

▼: А также питательный и аппетитный. Для кого вы захотите испечь такой пирог?

▲: Для мамы, для бабушки.

▼: Я думаю, что вы их приятно удивите, так как у вас уже сейчас получается быть хорошими хозяйками. Вы знаете технологические секреты этого пирога, поэтому ваш пирог получится вкусным, разнообразным, питательным и аппетитным. А чтобы и другие блюда у вас получались такими же вкусными, разнообразными, питательными и аппетитными, понаблюдайте за тем, как готовят ваши мама и бабушка, узнайте технологические секреты этих блюд, и вы станете такими же хорошими хозяйками, как и они. Урок вам понравился?

▲: Да.

▼: Какие оценки бригадиры поставят членам своей бригады?

▲: Всем «5».

▼: Хорошо, бригадирам я тоже ставлю «5», так как они хорошо поработали. Следующий урок у нас зачетный. Вспомните все, о чем мы говорили на прошлых занятиях, и повторите рецепты в тетрадях. Дежурные остаются убирать класс. Спасибо за урок, до свидания.

 

Общая характеристика урока

Класс:5

Раздел программы: Машиноведение

Тема урока: Волшебные швы и магический прямоугольник

Тип урока: Закрепление и обобщение знаний

Цель урока: совершенствовать умение различать, выбирать и выполнять основные виды машинных швов в швейных изделиях на основе прямоугольника.

 

Задачи урока:

1. Закрепить умение различать основные виды машинных швов в швейных изделиях (стачной, вподгибку с открытым срезом, вподгибку с закрытым срезом).

2. Развить умение оценивать достоинства и недостатки влияния выбора вида шва и качества его исполнения на качество изделия, сформировать готовность осуществлять выбор вида шва с учетом назначения, функциональной значимости, материала и условий применения изделия.

3. Комплексно практически применить знания о видах машинных швов и свойствах прямоугольника в технологии изготовления изделия «Кукольный вариант текстиля для дома и комплект одежды».

4. Создать условия для внутренней положительной мотивации к занятиям швейным делом.

5. Способствовать общеинтеллектуальному развитию учащихся (наблюдательность, умение исследовать свойства предметов, мыслительные способности, воображение, внимание, активный словарь)

Материально-техническое оснащение: сумка в комплекте: игрушечные диван, кресло(2 шт.), стол, стулья(2 шт.), окно; швейная машинка с вопросами, письмо в открытке, кукла, карточки с названиями швов, образцы швов, текстиль для дома (покрывало на кресло и диван, скатерть, ковер, занавески), требования к качеству швов, платья и накидка для куклы, технология изготовления (карточки, образцы, картинка с Барби).

Объект деятельности: Кукольный вариант текстиля для дома и комплект одежды на основе прямоугольника как геометрической формы, являющейся сенсорным эталоном формы многочисленных окружающих человека предметов, доступной и удобной в использовании, а также имеющей перспективное дидактическое значение как основы построения чертежа любого швейного изделия.

Примерная временная структура урока(60-80 мин):

Вступительные слова (2 мин); Введение в игровую ситуацию (2 мин); Повторение изученного материала (10-15 мин); Формулирование практического задания № 1 (1 мин); Выполнение практического задания № 1 «Текстиль для дома»(15-20 мин); Обобщение и выводы (2 мин); Формулирование практического задания № 2 (1 мин); Выполнение практического задания № 2 «Модели одежды и их представление» (20-30 мин); Обобщающие выводы (5 мин); Установка на домашнее задание (2 мин).

Описание хода урока

Этапы 1, 3, 8.

Организация начала урока. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.

Контроль и самопроверка знаний.

▼: Здравствуйте, девочки, садитесь. Встречаясь с вами на уроках технологии, мы всегда ждем какого-то волшебства, открытия, потому что все, что делают наши умелые ручки, воплощает законы красоты и гармонии. Любое изготовленное своими руками изделие можно отнести к шедеврам, пусть пока не мировым, но ярким, наглядным. И нам понадобится сегодня все, что мы умеем, потому что, слушая меня, вы уже стали моими замечательными помощниками в невероятных, но жизненных историях. Вы уже знаете о некоторых видах швов и слышали про прямоугольник. А сегодня на уроке мы узнаем, в чем заключается



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 799; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.65.61 (0.172 с.)