Технология психолого-педагогического обоснования урока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология психолого-педагогического обоснования урока



Предлагаемый вариант психолого-педагогического обоснования урока учитывает специфику предмета «Технология» и может быть использован как ориентировочная схема для поиска эффективной психологической основы учебной деятельности по этому предмету. Психолого-педагогическое обоснование урока технологии включает в себя следующие последовательные действия:

1. Поиск и психологическое обоснование содержания обучения,

формулировки темы, цели и задач урока.

Психолого-педагогическое обоснование урока начинается с анализа актуальных условий учебной деятельности. Учитель мысленно анализирует различные аспекты связи учебного материала с жизнью, его современную значимость, ценность. Он стремится понять роль и место, которые следует отвести данному знанию в целостной картине мира, которой руководствуется сознание отдельного человека в принятии решений в конкретных ситуациях. Он стремится также оценить универсальность знания, возможность использования его в широком спектре жизненных ситуаций.

Цель – это всегда предвосхищаемый конечный результат, который можно зафиксировать и оценить. Цели имеют уровневую структуру. Осознание общих целей является условием достижения конкретных целей. В учебной деятельности педагог ставит триединую цель, планируя последовательные изменения в трёх личностно значимых сферах: образование (приращение знаний, умений и навыков), воспитание (совершенствование личностных качеств), развитие (совершенствование интеллекта). Формулировка образовательной (обучающей) цели призвана как можно точнее отражать стоящий за ней смысл познания и иметь психологическое соответствие инициирующей её потребности. Основная функция цели – определять объём и качество знаний обучающихся, что позволило бы сознательно руководить учебной деятельностью обучаемых в нужном направлении и осуществлять приращение знаний, умений, навыков, изменять мотивацию и установки. Целеполагание выступает в качестве системообразующего фактора в любой деятельности, определяя её ход, её характер и её последствия. Учебная деятельность по своей сути уникальна не столько текущим процессом её осуществления, сколько тем, насколько он правильно влияет на перспективу жизненных выборов и решений, которые учащийся будет принимать в жизни. Поэтому работа по поиску и формулировке образовательной цели учебной деятельности должна быть проведена учителем особенно тщательно. Психологически правильно поставленную образовательную цель отличают, как правило, следующие признаки:

1) ясно осознаётся актуальная полезность усваиваемой информации;

2) знания предлагаются к усвоению в такой же или близкой к ней форме, в которой они впоследствии будут использоваться в жизни;

3) предусматриваются условия, облегчающие перенос усвоенных знаний в новые ситуации, для решения новых задач.

Для соблюдения этих требований и проводится предварительный психологический анализ ситуации обучения, чтобы в конечном итоге цель стала актуально осмысленной и соответствовала указанным выше признакам.

Процесс психолого-педагогического обоснования выбора цели опирается как на алгоритмические, так и на эвристические приёмы умственной деятельности. Однако необходимость анализа неопределённо широкого жизненного пространства человека для наиболее точного отражения образовательной целью истинной ценности знаний в современном социальном контексте его жизни предполагает в большей степени эвристический характер действий. Именно потому, что этот творческий аналитический процесс невозможно строго регламентировать, остаётся актуальной проблема формальной постановки образовательной цели. Наиболее часто встречающиеся ошибки:

– цель, повторяющая тему (Тема: Снятие мерок. Цель: Научить снимать мерки);

– цель в форме набора вопросов содержания темы (Тема: Устройство швейной машины. Цель: Ознакомить с назначением, устройством, принципом работы швейной машинки.);

– цель с неконкретным результатом научения (Тема: Виды швов. Цель: ознакомить с видами швов; Тема: Вышивка. Цель: рассказать о видах вышивки»).

Происходит подмена позиции «от внутреннего к внешнему» (от цели – к содержанию, формам и методам) на позицию «от внешнего к внутреннему» (от материала, форм и методов – к цели). Суть проблемы в том, что формально поставленная цель не способна сыграть роль системообразующего фактора учебной деятельности, придать ей такие важные свойства как целостность, завершённость и перспективность. Напротив, если интеллектуальный поиск и обоснование цели и задач научения выполнены тщательно, то далее профессионально-творческая самореализация учителя находит подлинно достойное выражение в логически предсказуемой цепочке последующих проектировочных действий.

Рассмотрим психологические достоинства и недостатки осмысления и формулировки обучающей цели, например, из обслуживающего труда по теме урока "Виды швов". На вопрос: "Какой Вы видите цель урока?", – студентки, как правило, отвечают: "Изучить виды швов". Попробуем увидеть психологические недостатки такой формулировки цели и исправить их. Можно ли из данной формулировки цели понять чему конкретно должны научиться учащиеся? В широком смысле, видимо, всему, что достаточно неопределенно, в узком, как минимум, – знать названия швов и отличать их друг от друга. Таким образом, главный недостаток – нет конкретности в формулировке обучающей цели, а, значит, она не выполняет своей функции – определять объем и ка­чество знаний учащихся, что не позволяет сознательно управлять приращением знаний и осуществлять учебную деятельность в нуж­ном направлении. Попробуем придать цели те признаки, о которых шла речь выше, и оценим, появятся ли у нее требующиеся психоло­гические достоинства. В чем полезность той информации, которая должна стать знанием? В каком виде или форме эти знания будут использоваться? Насколько широка сфера использования этих зна­ний и возможность их трансформации в соответствии с обстоятель­ствами?

Использование знания видов швов связано, прежде всего, с фун­кциональной значимостью швейных изделий, их частей и условиями применения изделий. Например, края простыни можно обработать любым из краевых швов, но предпочтительнее швом вподгибку с закрытым срезом, чтобы частая стирка не изменила качества изде­лия. Или, например, низ платья может быть обработан также лю­бым из краевых швов, но при этом важно учесть и ткань, и назна­чение платья, и характер его отделки, и некоторые другие обстоя­тельства. Таким образом, знания по теме "Виды швов" полезны не сами по себе, а в плане обеспечения и оценки качества швейных изделий. Поэтому психологически более осмысленна и точна ни­жеследующая формулировка цели, раскрывающая полезность ус­ваиваемых знаний, вид использования их в жизни и диапазон пере­носа, варьирования ими с учетом обстоятельств использования. Пси­хологически более правильно обучающая цель по теме "Виды швов" звучит так: "Научить различать виды швов в швейных изделиях, оценивать достоинства и недостатки их влияния на качество изде­лия и осуществлять выбор вида шва с учетом назначения, функци­ональной значимости, условий применения изделия и прочих варь­ирующих факторов".

2. Поиск и психологическое обоснование

выбора объекта труда

Объекты труда по любой теме урока технологии разнообразны. Ценность объекта будет тем выше, чем большее количество дидактических задач он позволит решить. Важно осознавать такие аспекты выбора объекта труда как его соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню их предметной подготовки, актуально решаемым ими в данное время задачам (важные жизненные события, подготовка к празднику, самоутверждение и др.). Желательно, чтобы объект вызывал естественный интерес у учащихся или его полезная ценность в данное время была «абсолютной», т.е. легко принимаемой учащимися при обосновании её учителем. Необходимо представлять какой жизненный смысл изготовленный объект будет играть в жизни учащегося. Удачным выбором объекта учителю удаётся предсказать, какие мысли, чувства, поведение вызовет процесс и результат изготовления объекта, а именно, как учащийся проявит впоследствии свою компетентность в решении подобных задач, желание продолжить развитие или творческие поиски в обозначенном направлении.

3. Психологическое обоснование выбора структуры урока на основе полного цикла учебно-познавательной деятельности.

Подход к содержательному выделению этапов урока должен базироваться на логике процесса усвоения знаний. Учёт закономерностей функционирования познавательных процессов в обучающей деятельности неисчерпаем по своим потенциальным возможностям. Полноценное усвоение знаний осуществляется через создание условий, обеспечивающих полный цикл учебно-познавательной деятельности от восприятия до систематизации (Т.И. Шамова), а именно:

· Восприятие определяется как реакция «схватывания» объекта изучения. Выделяют первичное восприятие, которое ограничивается только уровнем узнавания предмета изучения, и вторичное, оно уже рассматривается как реакция детального видения объекта изучения.

· Осмысление знаний происходит в процессе аналитико-синтетической деятельности: анализа, синтеза, обобщений. Здесь важно вычленить главное с целью установления существенных признаков изучаемого объекта и установления связей между ними.

· Запоминание знаний предполагает их закрепление в памяти в результате специально организованной мнемической деятельности.

· Применение знаний связано с включением обучаемых в деятельность по объяснению разных явлений реальной действительности, решению задач, переносу знаний в разные области.

Усвоить учебный материал – это значит понять его, запомнить, научиться применять не только в стандартных, но и в новых условиях.

· Обобщение знаний – это процесс перевода их от единичного к общему. Первичное обобщение осуществляется во время восприятия, в результате чего создаётся общее представление о предмете. Локальное (понятийное) обобщение связано с выявлением внутренней сущности изучаемого объекта, в результате чего происходит усвоение отдельных понятий. Тематическое обобщение имеет результатом усвоение системы понятий. Итоговое обобщение имеет результатом усвоение системы понятий по курсу. Межкурсовое (межпредметное) обобщение имеет результатом формирование системы межпредмет-ных понятий.

· Систематизация знаний – это упорядочение уже изученного и уже усвоенного в единую систему. Она осуществляется на основе деятельности по включению части в целое.

Каждый обучаемый должен осуществить при изучении ведущих знаний полный цикл учебно-познавательной деятельности. К ведущим относят те знания и способы действия, которые являются стержневыми в изучаемой области, служат основой для приобретения новых знаний и формирования мировоззрения. Указанные этапы процесса усвоения знаний осуществляются в диалектическом единстве. Уже при восприятии идёт осмысление, соотнесение с имеющимися знаниями, опытом, запоминанием и т.д. Однако в определённые моменты этого процесса всегда будет доминировать какая-то одна задача: или осмысление, или применение, или обобщение и систематизация. Именно это и даёт основание выделить возможный набор этапов урока и определить их дидактические задачи

Этап 1. Организация начала урока.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Этап 2. Проверка выполнения домашнего задания.

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми (или большинством) учащихся, устранение обнаруженных пробелов; проведение дальнейшего усовершенствования знаний, умений и навыков учащихся.

Этап 3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности (УПД) на основном этапе урока.

Подготовка учащихся к тому виду УПД, который будет доминировать на основном этапе урока. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов.

Этап 4. Усвоение новых знаний.

Сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, процессах, их сущности, связи; выделить главное, провести обобщение вместе с учащимися; на основе знаний вырабатывать умения.

Этап 5. Первичная проверка понимания нового материала.

Установить осознанность усвоения нового учебного материала: усвоение связей и отношений между фактами, явлениями, процессами; установить выявленные пробелы и на этой основе решить, можно ли переходить к следующему этапу.

Этап 6. Закрепление знаний.

Организация деятельности учащихся по применению изученных знаний к объяснению разных процессов, а также решению задач.

Этап 7. Обобщение и систематизация знаний.

Усвоение системы понятий по курсу межкурсовых понятий.

Этап 8. Контроль и самопроверка знаний. Глубокая всесторонняя проверка знаний, умений и навыков нескольких учащихся; выявление недостатков и причин их появления; стимулирование учащихся на самообразование.

Этап 9. Подведение итогов урока.

Дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности; показать типичные недостатки в знаниях, умениях и навыках.

Этап 10. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

На основе выявленных результатов усвоения нового материала дать домашнее задание, направленное на развитие знаний и подготовку к последующему обучению.

Рассмотренные этапы урока отражают логику учебно-познавательной деятельности учащихся при усвоении знаний. Поскольку любой урок есть искусственно создаваемая учителем под конкретную цель система, то, следовательно, из этого набора этапов можно создавать самые разные комбинации. При этом в процессе обучения несколько этапов могут быть объединены в один. В тоже время некоторые этапы носят инвариантный характер (имеют место на каждом уроке): этап организация начала урока; этап подготовки к активной УПД на основном этапе урока; этап подведения итогов урока. Основной этап урока зависит от его дидактической цели, что в свою очередь определяет тип урока.

4. Психологическое обоснование выбора элементов урока

Выделение тех или иных элементов определяется многими факторами, которые невозможно учесть в полной мере. Поэтому уделим внимание некоторым из них, как правило, важным на любом уроке.

Название темы урока, безусловно, имеет важное значение, пробуждая определённые целевые ожидания у обучающихся.

Вступительные слова и действия предоставляют возможность «войти в сознание» (привлечь внимание) учащихся, чтобы установить контакт, создать плодотворную атмосферу общения, начать обучающую деятельность. Любая учебная деятельность начинается с проникновения познавательной информации в сознание обучающегося. Для этого педагогу необходимо предпринять специальные действия, пробуждающие, например, интерес к информации или цели её усвоения. Если не получается найти «зацепки» с актуальными событиями или интересами учащихся, важно вступительными словами поддерживать общий настрой на учебную деятельность оправдывать целевые ожидания. Например: «Я вижу, что вы, как всегда, очень энергичны и чувствую, как ваша энергия создаёт на уроках технологии много полезных изделий. Их качество говорит о том, как растёт ваше мастерство, а количество – о том, как растёт ваша ловкость»

Ключевые слова урока. Целеполагание является системообразующим фактором учебной деятельности, поэтому необходимо выделить слова, которые будут выполнять эту функцию в течение всего урока. Ключевые слова передают целевую направленность учебной деятельности, и умелое использование их в содержании урока играет роль «компаса», помогающего продвигаться в верном направлении движения к цели.

Мотивация. На любом уроке учащиеся и учитель нуждаются в эмоционально позитивном стимулировании или личностно значимой мотивации и поощрении. Этой цели могут служить такие моменты урока как слова, вызывающие тёплые чувства, положительный настрой, желание достижений. Привлекательными могут быть соревновательные моменты в виде разнообразных номинаций за ту или иную работу на уроке, чтобы каждый обучающийся был включён в ситуацию успеха, имел возможность отличиться особыми знаниями в областях, связанных с темой урока. Это повышает активность, мотивацию, заинтересованность детей и позволяет удержать их внимание на протяжении всего урока.

Форма объяснения нового материала. Усиление субъектной позиции обучающихся на уроке является важнейшей задачей, решение которой характеризует педагогическое мастерство учителя. Результат определяется степенью достижения активного отношения обучающегося к содержанию и процессу учения, к деловому общению и продуктивностью усвоения ведущих знаний и способов действия. Учебный материал, на который дети вышли сами или участвовали в его поиске, формировании, наиболее эффективно ими усваивается.

Показ технологии и приёмов работы является очень важным элементом учебной деятельности, поэтому он тщательно должен быть подготовлен. Необходимо создать определённые условия наблюдения, при которых учащиеся имели бы:

· чёткую целевую установку на предмет восприятия (технологические особенности: состав и количество элементов объекта, последовательность технологических действий, ориентиры для контроля успешности действий);

· возможность непрерывно, целостно видеть процесс показа всех технологических операций и слышать комментарии учителя;

· поддержку и помощь учителя в сосредоточении внимания на важных моментах показа.

Непрерывный поиск в создании условий восприятия технологических особенностей осваиваемой деятельности позволил, например, заметить на уроке такой интересный момент, как наблюдение за действием рук учащихся и учителя. При приготовлении рыбы в маринаде девочки брали смесь овощей маленькими щепотками, рука же учителя – крупным захватом, что технологически более рационально. Такое локальное наблюдение и сравнение действий вызывает интерес и позволяет быстро усвоить правильные технологические приёмы, сопровождающие любой технологический процесс.

Создание эмоционально приятной атмосферы общения на уроке и средства её поддержания. Эмоциональную привлекательность по возможности следует придать содержанию учебного материала и формам его преподнесения. Эту функцию могут выполнить такие приемы как диалог, рассказывание познавательных историй, любопытных исторических фактов, а также, например, получение записок, писем, посланий. В структуре урока этими элементами можно заполнить паузы, заинтересовать детей эффектом неожиданности, новизны, ввести новый аспект в учебную задачу.

Практическая деятельность и сотрудничество. Успешные самостоятельные действия на основе полученных знаний составляют смысл обучения. Практическая деятельность должна создавать условия для достижения эффекта осознанной компетентности, которая проявляется в понимании сущности проблемы, обладании знаниями для её решения, умении применять их не только в типичных, но и в новых условиях. Желательным является наличие на уроке возможностей для выполнения деятельности, как с использованием полной ориентировочной основы действия, так и в вариативно меняющихся условиях. Потенциал практической деятельности будет задействован более полноценно, если станет возможным сочетание индивидуальной и коллективной работы. Именно их сочетание характерно для реальных условий жизни, как в семейном, так и иных содружествах людей. Смысл сотрудничества в той радости, которую оно даёт. Радость, разделённая с другими, становится не одной, а многими радостями. В этом смысле слово «разделённая» правильно было бы заменить на «умноженная».

Практическая работа непременно связана с эмоциональным отношением ребёнка к своему изделию. Дети как бы вкладывают в него свою душу, любовь, старание. Необходимо дать выразиться этому отношению.

Обязательным элементом урока технологии является контроль качес­тва изготовления изделий и его разновидности – взаимоконтроль и самоконтроль. Этот элемент урока выполняет как текущую функцию управления качеством изготовления изделий, так и перспективную – развивать у учащихся оценочный компонент самоуправления учени­ем, высшим уровнем развития которого является умение человека самостоятельно выделять критерии качества и строить в соответст­вии с ними свою работу. Эти функции выполняются не в полной мере, если допускаются психологические ошибки. Например, на обслуживающем труде по теме "Обработка юбки после примерки" студентка сформулировала следующим образом требования к ка­честву швов: 1) ровность строчек; 2) равномерность ширины припус­ка стачного шва; 3) качество влажно-тепловой обработки. Сформу­лированные в таком виде требования психологически трудны в при­менении, поскольку сознание вынуждено преобразовывать их в более удобную, конкретизированную форму. Осознав допущенную психо­логическую ошибку, студентка исправила ее, предложив требования в следующем виде: 1) ширина шва равномерная по всей длине; 2) строчка ровная; 3) строчка от начала до конца; 4) шов аккуратно приутюжен, разутюжен. Такая формулировка требований к качеству работы значитель­но упрощает работу сознания с ними, потому что требует односложного ответа в виде «да» или «нет» и хорошо закрепляет эти конкретные характеристики результата работы в памяти учащихся. Ими удобно пользоваться и при изготовлении изделия, стремясь получить хорошее качество работы и при оценке завершенного изделия. Учитывая, что обуче­ние успешно лишь тогда, когда внешне развернутая деятельность постепенно переходит во внутренний план, психологически правиль­ными можно признать действия учителя, обеспечивающие для этого необходимые условия. Варианты решения могут быть разные, одним из них может быть следующий. Требования записаны на доске с самого начала урока, во время инструктажа учитель разъясняет их и дает установку ориентироваться на них при выполнении работы, а также при оценке качества готового изделия. В заключительной части урока в соответствии с ними обсуждается качество лучших работ и типичные недостатки, затем все требования или часть из них стираются с доски и воспроизводятся уже по памяти. Показателем высокого уровня развития самоконтроля учащихся является их умение самостоятельно выделять критерии качества результата работы и им соответствовать.

Формы закрепления и контроля знаний. Полноценное усвоение знаний приобретается через их закрепление в памяти, обобщение и систематизацию. Контроль знаний проясняет степень завершённости этих процессов, поэтому он необходим. Однако контроль всегда вызывает некоторое напряжение и при планировании урока следует подумать о выборе формы контроля, по возможности, создающей естественную непринуждённость, потенциально максимальный успех и приближённость к реалиям жизни. Следует принять во внимание также, что перспективно значимым для обучения является переход от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю.

Подведение итогов урока. Завершённость учебной деятельности связана с анализом успешности овладения знаниями и способами деятельности и осознанием несовершенств в знаниях, умениях и навыках.Подведение итогов урока тесно взаимосвязано с развитием у учащихся рефлексивного мышления и самоконтроля.Поэтому планирование этого элемента урока должно быть ориентировано на совместную рефлексивную деятельность учителя и учащихся. Например, при создании урока «Куклы бывают разные или кукольная история» мы преобразовали известный метод «шести шляп» в следующую логическую цепочку вопросов, простую и универсальную для рефлексивной деятельности: «Давайте вместе подведём его итоги: 1. Что мы делали и чему научились – только факты и цифры. 2. Что у нас отлично получилось? 3. Что у нас не совсем получилось? 4. Когда и что нас удивляло и радовало на уроке? 5. Какие полезные идеи особенно понравились?»

Выделенный нами набор элементов урока не является и не может быть завершённым в силу безграничности возможностей, которыми обладает урок. Мы лишь продемонстрировали процедуру их осмысленного выбора в соответствии с актуальными условиями учебной деятельности и надеемся, что выделили те из них, которые востребованы на каждом уроке технологии.

5.Психологическое обоснование целостной композиции (конструкции)

урока с учётом особенностей ситуации обучения

Триединая цель учебной деятельности достигается на протяжении всего урока, поэтому важно использовать возможности обучения, воспитания и развития детей на каждом этапе урока и обеспечить плавный переход из этапа в этап, согласуя различные формы деятельности и поведения участников. В идеале урок должен быть похож на увлекательный фильм, который смотришь с интересом и думаешь, а что же будет дальше, но не только как зритель, но и как участник. Согласование между собой выбранных элементов урока, способов психологического воздействия, учёт достоинств личности обучающего, мотивации достижения, субъектной позиции обучающихся и пр. создаёт окончательную композицию урока. Урок заканчивается подведением итогов учебной деятельности и теплыми словами учителя в адрес учеников, создающими у них чувство уверенности в своих способностях, положительный эмоциональный настрой, социальный интерес, установку на перспективу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1877; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.039 с.)