Внедрение технологии производства минеральных масел 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внедрение технологии производства минеральных масел



Одним из важнейших направлений нефтепереработки, сложившимся в нашей стране в последней четверти XIX в., стало производство минеральных масел. В его становление и развитие ВИНК также внесли существенный вклад.

Д.И. Менделеев первым выдвинул вопрос об организации производства минеральных масел в больших масштабах и предложил использовать в качестве сырья мазут. Он указывал на то, что в мазуте кавказской нефти содержится большое количество маслянистых веществ и из него можно получить большой спектр масел отличного качества. Здесь следует отметить, что состав кавказской нефти в значительной степени отличается от нефти пенсильванской. Так, кавказская нефть содержит больше тяжелых фракций, и если выход керосина из американской нефти составляет 65–70%, то из бакинской – не более 30%. Долгое время это считалось недостатком нефти, добываемой на Кавказе, однако впоследствии этот недостаток обернулся достоинством, т.к. именно тяжелые фракции нефти были основным сырьем в масляном производстве.

До середины 1870-х гг. монопольным поставщиком смазочных масел на российский рынок были США. Качество американских масел было невысоким. Для их получения мазут, считавшийся отходом керосинового производства, смешивали с растительным или животным жиром и в качестве связующего вещества добавляли гуттаперчу. В России изготовление масел из нефти и нефтяных остатков в виде отдельных небольших производств появилось в 1860–1870-х гг. Так, в 1865 г. потомственный почетный гражданин г. Мурома купец Ф.И. Смольянинов построил около г. Астрахань первый в России завод по производству смазочных масел из мазута. Ему принадлежали и два небольших масляных завода в Казани и Астрахани. В конце 1873 г. бакинский нефтепромышленник И.Н. Тер-Акопов (1841–1908)приобрел Варинский химический завод по переработке древесной смолы и переоборудовал его для производства керосина и минеральных масел – веретенного, машинного, цилиндрового, а затем и парфюмерного и вазелинового. Продукция завода была хорошо известна и продавалась в России и за рубежом.

В числе первых, кто наладил производство минеральных масел в промышленных масштабах, был известный российский предприниматель В.И. Рагозин (1833–1901). Выпускник физико-математического факультета Московского университета, он подошел к производству масел с научной точки зрения. В 1873 г. он организовал в Нижнем Новгороде лабораторию, где на экспериментальной установке были получены отличные смазочные масла, не требовавшие добавления к ним растительных жиров. Опыты проходили успешно, и в 1876 г. В.И. Рагозин запустил в г. Балахне Нижегородской губернии перегонный завод, вырабатывавший ежегодно до 1600 т. смазочных масел. Стремясь улучшить качество своей продукции, Рагозин привлек к разработке технологии изготовления масел ведущих российских ученых: Д.И. Менделеева, В.В. Марковникова, В.Н. Оглоблина и др. В Балахне вырабатывалось шесть марок смазочных масел, которым было присвоено общее фирменное наименование – олеонафты. Признание пришло в 1878 г. после Всемирной промышленной выставки в Париже, где рагозинские олеонафты получили золотую медаль.

Позднее масла Рагозина неоднократно экспонировались на отечественных и международных выставках (см. лекция 6).

Воодушевленный успехом, В.И. Рагозин принимает участие в создании крупнейшего в России Константиновского нефте-масляного завода вблизи Ярославля (сегодня Ярославский НПЗ им. Д.И. Менделеева). Постоянно растущий спрос на масла вдохновил и других предпринимателей – С.М. Шибаева, В.А. Кокорева и братьев Нобель, которые стали включать в структуру своих нефтеперерабатывающих предприятий производство смазочных масел, тем самым расширяя спектр производимых нефтепродуктов. Первая на Апшеронском полуострове технологическая линия по производству масел была организована на Сураханском заводе «Бакинского нефтяного общества». Это было заслугой управляющего заводом в 1879–1888 гг. горного инженера А.С. Дорошенко (1852–1894). За десять лет работы он внес много усовершенствований, позволивших увеличить выпуск продукции, улучшить ее качество. Под его руководством на Сураханском заводе была смонтирована технологическая линия по получению смазочных масел из нефтяных остатков, которые презрительно назывались отбросами и в основном попросту сжигались. Схема получения нефтяных смазочных масел состояла в следующем: мазут нагревался до температуры 300°С, далее через него пропускался перегретый водяной пар, который увлекал с собой масляные фракции по металлической трубе в холодильное устройство, где происходило их отделение от воды.

В начале 1880-х гг. масляное отделение было создано на заводах товарищества «Бранобель». В середине 1890-х гг. они первыми организовали керосино-масляно-перегонное отделение, где перегонялась специально отобранная на промыслах нефть, богатая маслянистыми веществами. Она поступала в керосиновые кубы, а остатки ее переработки – в масляные. Производство получалось практически безотходным и давало продукцию очень высокого качества.

Производство масел в России постоянно увеличивалось и концу XIX в. полностью удовлетворяло спрос на внутреннем рынке (рис. 4).

Рис. 4. Объем производства минеральных масел в России

 

Смазочные масла представляли также одну из наиболее доходных статей российского нефтяного экспорта (рис. 5). На международных рынках русские масла были вне конкуренции.

Рис. 5. Объем экспорта российских минеральных масел

 
 

 

 


Технические и технологические достижения ВИНК получили высокую оценку в России и за рубежом, о чем свидетельствуют многочисленные призы и награды, которые компании получили на всероссийских и международных промышленных выставках.

Выводы:

1. Вертикально интегрированные акционерные компании, возникшие в нефтяной отрасли России в конце 1870–1880 гг., были прогрессивными не только с точки зрения организации производства и его финансирования, но и c точки зрения постоянного совершенствования его техники и технологии.

2. Укрупнение нефтяного производства, которое произошло благодаря созданию ВИНК, а также более стабильное его финансирование за счет акционерных капиталов, сформировало благоприятные условия для его модернизации.

3. Основными технологическими достижениями ВИНК были: переход к скважинной добыче нефти, внедрение трубопроводного и наливного способов ее транспортировки, создание технологии непрерывной переработки нефти и расширение спектра получаемых нефтепродуктов, а также разработка конструкции резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов.

4. Техническое перевооружение нефтяной отрасли России в конце XIX–начале XX вв. было обеспечено отечественными инженерами и учеными, многие изобретения которых были признаны и использовались во всем мире. Большая роль в развитии нефтяной техники и технологии принадлежала В.Г. Шухову.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.104 (0.026 с.)