Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль банкирского дома Ротшильдов в создании «Каспийско-Черноморского нефтепромышленного и торгового общества»
Джон Рокфеллер был не первым американцем, которого привлекли богатейшие нефтяные месторождения, открытые в России. Одним из первых иностранцев в российском нефтяном деле был американский гражданин Герберт Тведдль. О нефтяных месторождениях на Кавказе Г. Тведдль узнал от известного горного инженера Ф.Г. Кокшуля, командированного в 1869 г. в Америку для изучения геологии «нефтяного» штата Пенсильвания. Можно предположить, что на решение ликвидировать свое дело в США и отправиться в Россию Тведдля побудило знакомство с Д.И. Менделеевым, которое произошло во время поездки известного ученого по нефтяным промыслам штата Пенсильвания. В 1877 г. американский предприниматель осмотрел нефтяные промыслы и керосиновые заводы Апшеронского полуострова и выступил с предложением о строительстве нефтепровода из Баку к Черному морю. Однако этот проект не встретил поддержки бакинских предпринимателей, и в 1879 г. Г. Тведдль перебрался на Кубань, где на три года арендовал участок в районе станицы Ильинской, ранее принадлежащий А.Н. Новосильцеву. За два года было пробурено 40 скважин, из которых только шесть дали достаточный дебит нефти. Причина неудачи состояла в незнании местных геологических условий, в результате чего большинство скважин не дошли до продуктивного горизонта. Для продолжения деятельности необходимы были средства, и в 1882 г. Г. Тведдль продал права на аренду участка обществу «Русский стандарт», значительная доля в капитале которого принадлежала Парижскому банку Ротшильдов, а сам превратился в наемного работника. Однако из-за конфликта с правлением компании в 1884 г. первый иностранный нефтяник был вынужден покинуть Россию. Значительные финансовые вливания в добычу нефти на Кубани, предпринятые Ротшильдами, способствовали ее быстрому росту. Если в 1883 г. здесь было добыто около 220 тыс. пудов, то в 1884 г. – уже более 660. В 1885 г. был простроен и введен в действие первый в России магистральный нефтепровод от Ильских промыслов до Новороссийска длиной 70 верст, обеспечивавший сырьем нефтеперерабатывающий завод компании «Русский стандарт» в Новороссийске. Наконец, в 1888 г. был пройден миллионный рубеж, а в 1890 г. был достигнут рекордный уровень добычи – более 1,7 млн пудов. Однако в последующие годы объем добычи нефти постоянно снижался, что привело к панике среди французских акционеров и побудило правление общества «Русский стандарт» перенести свою деятельность с Кубани на Апшеронский полуостров и в Грозненский район.
Начиная со второй половины 1880-х гг. на французский капитал приходился значительный объем инвестиций в российскую нефтяную отрасль, что объяснялось ухудшением внешнеэкономических отношений России с Великобританией и Германией. По этой причине в 1885 г. лондонский финансовый рынок был закрыт для России, а в 1887 г. из-за начавшейся таможенной войны с Германией русские ценные бумаги перестали котироваться и на Берлинской бирже. Среди французских инвесторов ведущую роль играли представители банкирского дома Ротшильдов. История известнейшей финансовой династии баронов Ротшильдов насчитывает более 200 лет. Начиная с 1860-х гг. Ротшильды предоставляли крупные займы правительству России, однако никаких активов в промышленности страны не имели. Реальное участие Ротшильдов в российской нефтяной отрасли началось в 1884 г., когда династию возглавлял Альфонс Ротшильд (1827–1905). Деятельность Ротшильдов на Апшеронском полуострове началась с покупки в 1884 г. контрольного пакета акций «Батумского нефтепромышленного и торгового общества» (БНИТО). Это общество было создано предпринимателями А.А. Бунге и С.Е. Палашковским для организации перевозки нефти по построенной в 1883 г. Закавказской железной дороге, которая соединила Баку и Батуми и открыла пути для экспорта отечественной нефти и нефтепродуктов. У учредителей не хватало средств для создания соответствующей инфраструктуры (расширения нефтеперерабатывающих заводов, строительства железнодорожных цистерн и хранилищ), а также не было заграничных связей для организации надежного сбыта продукции. Не найдя поддержки у государства и отечественных предпринимателей, учредители БНИТО сначала заложили, а затем продали все акции компании банкирскому дому Ротшильдов. В 1885 г. БНИТО было преобразовано в «Каспийско-Черноморское нефтепромышленное и торговое общество» (КЧНТО), полностью находящееся под контролем французских финансистов.
Следует заметить, что с самого начала деятельность Ротшильдов была направлена на экспорт российского керосина в страны Европы и Азии, поэтому большая часть их инвестиций вкладывалась в развитие транспортной системы, строительство нефтехранилищ и увеличение мощности принадлежащего фирме нефтеперерабатывающего завода в Баку. Уже в 1886 г. «Каспийско-Черноморское нефтепромышленное и торговое общество» отправило первый груз русского керосина из Батуми в Лондон, Австро-Венгрию и Турцию, а с 1888 г. – на рынки Дальнего Востока. В результате деятельности «КЧНТО» вывоз керосина с 17 млн пудов в 1887 г. поднялся до 30 млн пудов в 1888 г., в т.ч. в Лондон с 188 баррелей (1887 г.) до 771 баррелей (1888 г.). В 1889 г. из 35 млн пудов керосина, вывезенного через Батуми, более 27 млн приходилось на компанию Ротшильдов. Успех предпринимательской деятельности Ротшильдов обеспечивался не только модернизацией всего технологического процесса, но и активной финансово-кредитной политикой. Так, в письме ревизору Министерства финансов В.Н. Андрееву, заведующий акцизными сборами Закавказского края С.В. Марков сообщал, что значительные финансовые средства позволили Ротшильдам заключить контракты о поставках керосина на срок от 3 до 5 лет с 60 фирмами и предпринимателями. Воспользовавшись выжидательной политикой Нобелей, Ротшильды начали развивать деятельность и в Грозненском районе. В 1897 г. фирма приступила к интенсивному бурению в Грозном, в районе р. Нефтянки. Здесь действовали компании «Русский стандарт» и «И. Ахвердов и Ко». Нефть, добываемая этими компаниями, также в основном шла на экспорт. Но в условиях, когда Нобели контролировали российский рынок, а Рокфеллер, в свою очередь, имел сильнейшие позиции в Европе, положение Ротшильдов с каждым днем становилось все более сложным. Керосин, поступавший по контролируемой ими железной дороге в Батум, грозил превратиться в мертвый груз, а его длительное хранение приносило немалые убытки. В 1891 г. после долгих колебаний, опасаясь понижения цен на нефть, «Каспийско-Черноморское нефтяное и торговое общество» предоставило исключительное право на реализацию своей продукции в Азии сроком на 9 лет Маркусу Самуэлю – основателю компании «Шелл транспорт энд трайдинг» («Shell transport and trading»). Английская транспортно-торговая компания «Шелл» была образована в 1897 г. в результате слияния нескольких транспортных фирм, оперировавших на Дальнем Востоке. Такое необычное название братья Самуэль и Маркус Самуэли (1853–1942)дали своей фирме в память об отце, который начинал предпринимательскую деятельность скупая антиквариат, редкие раковины, инкрустированные ракушками шкатулки и другие экзотические безделушки у возвращающихся из Индии британских моряков. Возможно, именно увидев в Баку нобелевские танкеры, М. Самуэль поставил перед собой цель усовершенствовать нефтеналивные суда, сделав их более вместительными, а также осуществлять танкерами все перевозки в Юго-Восточную Азию, где практически в каждом порту компания начала строить хранилища для нефти. Основным препятствием на пути к этой цели был Суэцкий канал. Открытый в 1869 г., он сокращал путь в Индию и Индокитай более чем на 4 тыс. миль, но по причинам безопасности танкерам вход в Суэцкий канал был категорически запрещен. На танкерах «Шелл» были впервые использованы емкости, допускавшие увеличение или уменьшение объема керосина в зависимости от изменений температуры, что снижало вероятность воспламенения или взрыва. В 1892 г. танкер М. Самуэля «Мурекс» совершил первый рейс через Суэцкий канал, доставив 4 тыс. тонн бакинского керосина в Сингапур, минуя Босфор и Дарданеллы. Это событие вошло в историю мировой нефтяной промышленности как «переворот Маркуса Самуэля».
Сотрудничество с «Шелл» помогло Ротшильдам решить проблему на внешнем рынке и дало возможность уделить больше внимания внутрироссийским делам, где деятельность «КЧНТО» приобретала все большие масштабы. В конце XIX в. в его основные фонды входили: 99 скважин; 28 железных резервуаров; нефтепровод длиной 8 верст, по которому ежегодно перекачивалось до 28 млн тонн нефти; 100 вагонов-цистерн. В 1899 г. на промыслах общества было добыто 32 млн пудов нефти, что составило около 10% общероссийской добычи. Стремясь повысить эффективность своего бизнеса, в 1898 г. банкирский дом Ротшильдов совместно с Петербургским Международным банком создал дочернюю компанию «Нефтепромышленное и торговое общество «Мазут», которое вскоре заняло ключевые позиции на российском рынке транспортировки и сбыта нефти и нефтепродуктов. Уместно напомнить, что в 1898 г. Россия впервые обогнала Америку по объему добычи нефти, что делало ее транспортировку и сбыт важнейшей задачей. В 1903 г. общество «Мазут» заключило на равных соглашение с «Бранобель» («Нобмазут»), в результате которого доля перевозки нефти и нефтепродуктов этим картелем вскоре достигла 80%. Деятельность «Каспийско-Черноморского нефтепромышленного и торгового общества» и компании «Мазут» в России завершилась в феврале 1912 г., когда Парижский банкирский дом Ротшильдов уступил все свои российские предприятия британско-голландскому концерну «Ройял Датч Шелл» за 35 млн рублей, став владельцами 20% акций последнего. Основной причиной продажи предприятий явилось то, что Ротшильды так и не смогли противостоять на внешнем рынке тресту «Стандарт Ойл», а на внутреннем – фирме братьев Нобель. Почти за тридцать лет деятельности Ротшильдов в России их капитал вырос почти в 15 раз. Если первоначальный объем инвестиций, вложенный Альфонсом Ротшильдом в нефтяную промышленность России в 1883 г. составлял 1,5 млн руб., то к 1912 стоимость предприятий Ротшильдов превысила 22 млн руб.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 3469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.007 с.) |