Роль банкирского дома Ротшильдов в создании «Каспийско-Черноморского нефтепромышленного и торгового общества» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль банкирского дома Ротшильдов в создании «Каспийско-Черноморского нефтепромышленного и торгового общества»



Джон Рокфеллер был не первым американцем, которого привлекли богатейшие нефтяные месторождения, открытые в России. Одним из первых иностранцев в российском нефтяном деле был американский гражданин Герберт Тведдль. О нефтяных месторождениях на Кавказе Г. Тведдль узнал от известного горного инженера Ф.Г. Кокшуля, командированного в 1869 г. в Америку для изучения геологии «нефтяного» штата Пенсильвания. Можно предположить, что на решение ликвидировать свое дело в США и отправиться в Россию Тведдля побудило знакомство с Д.И. Менделеевым, которое произошло во время поездки известного ученого по нефтяным промыслам штата Пенсильвания. В 1877 г. американский предприниматель осмотрел нефтяные промыслы и керосиновые заводы Апшеронского полуострова и выступил с предложением о строительстве нефтепровода из Баку к Черному морю. Однако этот проект не встретил поддержки бакинских предпринимателей, и в 1879 г. Г. Тведдль перебрался на Кубань, где на три года арендовал участок в районе станицы Ильинской, ранее принадлежащий А.Н. Новосильцеву. За два года было пробурено 40 скважин, из которых только шесть дали достаточный дебит нефти. Причина неудачи состояла в незнании местных геологических условий, в результате чего большинство скважин не дошли до продуктивного горизонта. Для продолжения деятельности необходимы были средства, и в 1882 г. Г. Тведдль продал права на аренду участка обществу «Русский стандарт», значительная доля в капитале которого принадлежала Парижскому банку Ротшильдов, а сам превратился в наемного работника. Однако из-за конфликта с правлением компании в 1884 г. первый иностранный нефтяник был вынужден покинуть Россию.

Значительные финансовые вливания в добычу нефти на Кубани, предпринятые Ротшильдами, способствовали ее быстрому росту. Если в 1883 г. здесь было добыто около 220 тыс. пудов, то в 1884 г. – уже более 660. В 1885 г. был простроен и введен в действие первый в России магистральный нефтепровод от Ильских промыслов до Новороссийска длиной 70 верст, обеспечивавший сырьем нефтеперерабатывающий завод компании «Русский стандарт» в Новороссийске. Наконец, в 1888 г. был пройден миллионный рубеж, а в 1890 г. был достигнут рекордный уровень добычи – более 1,7 млн пудов. Однако в последующие годы объем добычи нефти постоянно снижался, что привело к панике среди французских акционеров и побудило правление общества «Русский стандарт» перенести свою деятельность с Кубани на Апшеронский полуостров и в Грозненский район.

Начиная со второй половины 1880-х гг. на французский капитал приходился значительный объем инвестиций в российскую нефтяную отрасль, что объяснялось ухудшением внешнеэкономических отношений России с Великобританией и Германией. По этой причине в 1885 г. лондонский финансовый рынок был закрыт для России, а в 1887 г. из-за начавшейся таможенной войны с Германией русские ценные бумаги перестали котироваться и на Берлинской бирже. Среди французских инвесторов ведущую роль играли представители банкирского дома Ротшильдов.

История известнейшей финансовой династии баронов Ротшильдов насчитывает более 200 лет. Начиная с 1860-х гг. Ротшильды предоставляли крупные займы правительству России, однако никаких активов в промышленности страны не имели. Реальное участие Ротшильдов в российской нефтяной отрасли началось в 1884 г., когда династию возглавлял Альфонс Ротшильд (1827–1905).

Деятельность Ротшильдов на Апшеронском полуострове началась с покупки в 1884 г. контрольного пакета акций «Батумского нефтепромышленного и торгового общества» (БНИТО). Это общество было создано предпринимателями А.А. Бунге и С.Е. Палашковским для организации перевозки нефти по построенной в 1883 г. Закавказской железной дороге, которая соединила Баку и Батуми и открыла пути для экспорта отечественной нефти и нефтепродуктов. У учредителей не хватало средств для создания соответствующей инфраструктуры (расширения нефтеперерабатывающих заводов, строительства железнодорожных цистерн и хранилищ), а также не было заграничных связей для организации надежного сбыта продукции. Не найдя поддержки у государства и отечественных предпринимателей, учредители БНИТО сначала заложили, а затем продали все акции компании банкирскому дому Ротшильдов. В 1885 г. БНИТО было преобразовано в «Каспийско-Черноморское нефтепромышленное и торговое общество» (КЧНТО), полностью находящееся под контролем французских финансистов.

Следует заметить, что с самого начала деятельность Ротшильдов была направлена на экспорт российского керосина в страны Европы и Азии, поэтому большая часть их инвестиций вкладывалась в развитие транспортной системы, строительство нефтехранилищ и увеличение мощности принадлежащего фирме нефтеперерабатывающего завода в Баку. Уже в 1886 г. «Каспийско-Черноморское нефтепромышленное и торговое общество» отправило первый груз русского керосина из Батуми в Лондон, Австро-Венгрию и Турцию, а с 1888 г. – на рынки Дальнего Востока. В результате деятельности «КЧНТО» вывоз керосина с 17 млн пудов в 1887 г. поднялся до 30 млн пудов в 1888 г., в т.ч. в Лондон с 188 баррелей (1887 г.) до 771 баррелей (1888 г.). В 1889 г. из 35 млн пудов керосина, вывезенного через Батуми, более 27 млн приходилось на компанию Ротшильдов. Успех предпринимательской деятельности Ротшильдов обеспечивался не только модернизацией всего технологического процесса, но и активной финансово-кредитной политикой. Так, в письме ревизору Министерства финансов В.Н. Андрееву, заведующий акцизными сборами Закавказского края С.В. Марков сообщал, что значительные финансовые средства позволили Ротшильдам заключить контракты о поставках керосина на срок от 3 до 5 лет с 60 фирмами и предпринимателями.

Воспользовавшись выжидательной политикой Нобелей, Ротшильды начали развивать деятельность и в Грозненском районе. В 1897 г. фирма приступила к интенсивному бурению в Грозном, в районе р. Нефтянки. Здесь действовали компании «Русский стандарт» и «И. Ахвердов и Ко». Нефть, добываемая этими компаниями, также в основном шла на экспорт. Но в условиях, когда Нобели контролировали российский рынок, а Рокфеллер, в свою очередь, имел сильнейшие позиции в Европе, положение Ротшильдов с каждым днем становилось все более сложным. Керосин, поступавший по контролируемой ими железной дороге в Батум, грозил превратиться в мертвый груз, а его длительное хранение приносило немалые убытки. В 1891 г. после долгих колебаний, опасаясь понижения цен на нефть, «Каспийско-Черноморское нефтяное и торговое общество» предоставило исключительное право на реализацию своей продукции в Азии сроком на 9 лет Маркусу Самуэлю – основателю компании «Шелл транспорт энд трайдинг» («Shell transport and trading»).

Английская транспортно-торговая компания «Шелл» была образована в 1897 г. в результате слияния нескольких транспортных фирм, оперировавших на Дальнем Востоке. Такое необычное название братья Самуэль и Маркус Самуэли (1853–1942)дали своей фирме в память об отце, который начинал предпринимательскую деятельность скупая антиквариат, редкие раковины, инкрустированные ракушками шкатулки и другие экзотические безделушки у возвращающихся из Индии британских моряков. Возможно, именно увидев в Баку нобелевские танкеры, М. Самуэль поставил перед собой цель усовершенствовать нефтеналивные суда, сделав их более вместительными, а также осуществлять танкерами все перевозки в Юго-Восточную Азию, где практически в каждом порту компания начала строить хранилища для нефти. Основным препятствием на пути к этой цели был Суэцкий канал. Открытый в 1869 г., он сокращал путь в Индию и Индокитай более чем на 4 тыс. миль, но по причинам безопасности танкерам вход в Суэцкий канал был категорически запрещен. На танкерах «Шелл» были впервые использованы емкости, допускавшие увеличение или уменьшение объема керосина в зависимости от изменений температуры, что снижало вероятность воспламенения или взрыва. В 1892 г. танкер М. Самуэля «Мурекс» совершил первый рейс через Суэцкий канал, доставив 4 тыс. тонн бакинского керосина в Сингапур, минуя Босфор и Дарданеллы. Это событие вошло в историю мировой нефтяной промышленности как «переворот Маркуса Самуэля».

Сотрудничество с «Шелл» помогло Ротшильдам решить проблему на внешнем рынке и дало возможность уделить больше внимания внутрироссийским делам, где деятельность «КЧНТО» приобретала все большие масштабы. В конце XIX в. в его основные фонды входили: 99 скважин; 28 железных резервуаров; нефтепровод длиной 8 верст, по которому ежегодно перекачивалось до 28 млн тонн нефти; 100 вагонов-цистерн. В 1899 г. на промыслах общества было добыто 32 млн пудов нефти, что составило около 10% общероссийской добычи. Стремясь повысить эффективность своего бизнеса, в 1898 г. банкирский дом Ротшильдов совместно с Петербургским Международным банком создал дочернюю компанию «Нефтепромышленное и торговое общество «Мазут», которое вскоре заняло ключевые позиции на российском рынке транспортировки и сбыта нефти и нефтепродуктов. Уместно напомнить, что в 1898 г. Россия впервые обогнала Америку по объему добычи нефти, что делало ее транспортировку и сбыт важнейшей задачей. В 1903 г. общество «Мазут» заключило на равных соглашение с «Бранобель» («Нобмазут»), в результате которого доля перевозки нефти и нефтепродуктов этим картелем вскоре достигла 80%.

Деятельность «Каспийско-Черноморского нефтепромышленного и торгового общества» и компании «Мазут» в России завершилась в феврале 1912 г., когда Парижский банкирский дом Ротшильдов уступил все свои российские предприятия британско-голландскому концерну «Ройял Датч Шелл» за 35 млн рублей, став владельцами 20% акций последнего. Основной причиной продажи предприятий явилось то, что Ротшильды так и не смогли противостоять на внешнем рынке тресту «Стандарт Ойл», а на внутреннем – фирме братьев Нобель. Почти за тридцать лет деятельности Ротшильдов в России их капитал вырос почти в 15 раз. Если первоначальный объем инвестиций, вложенный Альфонсом Ротшильдом в нефтяную промышленность России в 1883 г. составлял 1,5 млн руб., то к 1912 стоимость предприятий Ротшильдов превысила 22 млн руб.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 3469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.007 с.)