Основные направления деятельности «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления деятельности «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель»



С самого начала «Товарищество…» продемонстрировало абсолютно новый подход и к добыче нефти, и к ее переработке, транспортировке и продаже. Свои взгляды на перспективы развития нефтяного дела в Бакинском регионе Л. Нобель изложил в записке «Взгляд на Бакинскую нефтяную промышленность и ее будущность». К основным мерам, стимулирующим развитие нефтяной отрасли, Людвиг Нобель отнес:

- переход на трубопроводный транспорт нефти и внедрение наливной перевозки нефтепродуктов в вагонах-цистернах, речных и морских судах;

- коренное улучшение качества керосина;

- более широкое использование нефтяных остатков (мазута) для отопления и газового производства;

- создание в России разветвленной системы для хранения и сбыта нефтепродуктов.

Большинство отечественных нефтепромышленников встретили предложения Л. Нобеля скептически, и он решил реализовать свою программу самостоятельно.

Уже через 5 лет капитал товарищества «Бранобель» достиг гигантской суммы в 15 млн рублей. Секрет такого быстрого роста заключался в правильной стратегии инвестиций. Как вертикально интегрированная, компания Нобелей охватывала всю технологическую цепочку, но инвестиции распределялись неравноценно. Вложения в добычу и переработку нефти составили на первом этапе лишь ¼ затрат, ¾ было потрачено на организацию транспортировки и хранения нефти и нефтепродуктов. Причиной такого распределения было то, что сравнительная легкость и дешевизна добычи нефти в Бакинском районе обеспечивала возможность ее быстрого прироста. Переработка нефти представляла собой более сложное и дорогостоящее дело. Однако, вследствие отдаленности Бакинского района от мест потребления нефтепродуктов, самым узким местом оказалась их транспортировка. Именно этим звеном, обеспечивающим связь между производителем и потребителем, и постарались овладеть братья Нобели.

В области разработки нефтяных месторождений и добычи нефти «Товариществом нефтяного производства братьев Нобель» была сделана ставка на развитие машинного бурения. Если в апреле 1876 г. Робертом Нобелем ручным способом была пробурена первая скважина на Сабунчинской площади, то в 1882 г. «Товарищество…» имело 27 буровых скважин (из 271 по всей России), в 1891 – 61, а в 1899 – 171 скважину, из которых было добыто более 90 млн пудов нефти. В 1906 г. был достигнут важный рубеж добычи нефти в 1 млрд пудов. В память об этом событии была выпущена специальная медаль.

Непрерывно совершенствовался и сегмент нефтепереработки. 17 декабря 1882 г. Департамент торговли и мануфактур выдал Людвигу Нобелю привилегию № 9206 на «непрерывно действующую многокубовую нефтеперегонную батарею». На нобелевских заводах осуществлялась непрерывная перегонка нефти в кубовых батареях, действовала система безотходных технологий, применялась сернокислотная и кислотно-щелочная очистка керосина, для перегонки нефти эффективно использовались пар, электроэнергия и т.д. Если в 1881 г. нефтеперегонный завод «Товарищества…» произвел более 3 млн пудов керосина и 1 млн пудов смазочных масел, то в 1885 г. было произведено 15 млн пудов только керосина, тогда как остальные российские нефтеперерабатывающие компании вместе выпустили лишь 13 млн пудов нефтепродуктов. В конце XIX в. компании Нобелей принадлежало на Апшеронском полуострове 11 самостоятельных заводов: керосиновый, масляный, вискозиновый, бензиновый, парафиновый, два серно-кислотных, ангидридный, содовый, щелочной, механический.

Постоянно наращивая производство керосина, «Товарищество…» сталкивается с еще одной проблемой – утилизацией нефтяных остатков, т.е. мазута. В отличие от пенсильванской при перегонке тяжелой бакинской нефти выход керосина составлял лишь 30%, а 70% мазута сжигалось или выливалось в море. На Всероссийской промышленной выставке 1882 г. в Москве «Товарищество…» экспонировало специальную форсунку для сжигания мазута, которая была удостоена первой премии. Форсунка распыляла мазут струей пара, что позволяло использовать его как топливо и сжигать под котлами паровых машин. 28 декабря 1883 г. Департамент торговли и мануфактур выдал Людвигу Нобелю привилегию № 10111 «на усовершенствованную систему нефтяного отопления применимую ко всякого рода промышленным целям», а на семейном механическом заводе в Санкт-Петербурге был начато массовое производство «нобелевских форсунок». Когда спустя 10 лет в России начался промышленный подъем, особенно заметно проявившийся в тяжелой индустрии и железнодорожном строительстве, спрос на мазут, используемый в качестве топлива, возрос к 1900 г. в 2 раза. «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» оказалось лучше других компаний подготовленным к такому повороту событий, что еще больше упрочило финансовой положение компании и ее лидерство в нефтяной промышленности России.

Ключевым звеном в стратегии «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» стало широкое развитие собственной транспортной и сбытовой инфраструктуры.

Усилиями главы «Товарищества…» Людвига Нобеля уже в конце 1870-х гг. была начата работа по созданию мощного нефтеналивного флота компании. Вскоре танкерную флотилию компании братьев Нобелей пополнили танкеры: «Будда», «Магомет», «Моисей», «Спиноза», «Дарвин», «Линней», «Норденшильд» и др. С 1879 г. для перевозки наливных грузов по Волге «Товарищество…» эксплуатировало два парохода («Парс» и «Брама») и десять барж. В Царицыне в 1880 г. по проекту Людвига Нобеля были построены две первые металлические наливные баржи «Елена» и «Елизавета» грузоподъемностью по 35 тыс. пудов. В 1881 г. по заказу товарищества «Бранобель» были построены первые речные колесные танкеры «Калмык» и «Татарин» грузоподъемностью по 40 и 50 тыс. пудов и две металлические наливные баржи «Надежда» и «Вера». В середине 1880-х годов они владели уже 8 буксирными пароходами и 60 баржами, а к началу 1890-х – 18 пароходами и 70 баржами. Гордостью нефтеналивного флота компании с 1885 г. стал паровой танкер «Петролиа» (с 1888 г. – «Людвиг Нобель») способный транспортировать 63 тыс. пудов нефтепродуктов. В 1899 г. в состав флота компании вошли две нефтеналивные баржи «Варвара» и «Любовь», способные перевести уже по 100 тыс. пудов керосина каждая. В Астрахани «Товариществом…» была создана судоремонтная база, получившая традиционное название «нобелевский городок». Здесь были оборудованы пристань, плавучий деревянный док, резервуарный парк для нефтепродуктов, мастерские.

Наливной способ перевозки позволил в короткое время обеспечить керосином и нефтью внутренние районы Российской Империи. Благодаря наливной перевозке пуд керосина для потребителей в Нижнем Новгороде сразу стал обходиться дешевле на 70–80 коп. Цена на керосин в течение пяти лет постепенно снизилась с 1 руб. 85 коп. за пуд (в 1877 г.) до 50 коп. за пуд (в 1882 г.).

В 1899 г. в Санкт-Петербурге на заводе «Людвиг Нобель» впервые в мире было организовано серийное производство дизельных двигателей, работающих на сырой нефти, получивших официальное, признанное во всем мире наименование «русский дизель» за уникальность конструкции и технологии изготовления. В 1903 г. на этом же заводе созданы первые в мировой практике судовые дизельные установки, а в 1904 г. такая установка была смонтирована на первом в мире теплоходе «Сармат». В 1908 г. здесь же создана установка для первой в мире дизельной подводной лодки «Минога». Уже в 1900–1910-е гг. завод «Людвиг Нобель» стал мировым лидером по производству дизельных двигателей. Так, в 1912 г. на всех флотах мира было 16 судов с дизельными установками мощностью свыше 600 л.с., 14 из них были оснащены «нобелевскими» дизелями.

В начале ХХ в. для поддержания корпоративного флота в должном состоянии, руководство товарищества «Бранобель» приняло решение о строительстве мощных судоремонтных мастерских в Рыбинске. Именно здесь в 1904 году начиналась установка первого в России инженерного сооружения для подъема и спуска судов на воду – слипа, а уже в 1907 году была впервые произведена операция подъема судна на берег. Впервые в России слип снабдили вагонетками на рельсах с электрической передачей, при помощи которых суда вытаскивались на берег. В период 1908–1917 гг. на слипе, кроме выполнения большого объема судоремонтных работ, были построены пароходы: «Комар», «Шмель», «Тунгус», а также разъездной катер «Мошка». В начале 1915 г. в состав корпоративного флота «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» входили: 11 морских теплоходов, 9 морских пароходов, 2 речных теплохода-танкера, 4 речных паровых танкера, 27 буксирных паровых судов, 103 железные нефтеналивные баржи, 124 судна различного назначения.

Другой важной проблемой, решение которой было необходимо для успешного развития предприятия, была проблема хранения нефти и нефтепродуктов. Условия навигации на Волге были таковы, что перевозить нефть и нефтепродукты можно было только летом. Необходимо было создать в крупных городах систему хранилищ, чтобы обеспечить удовлетворение спроса на нефть и нефтепродукты в течение всего года. В этот период для хранения нефти использовались земляные и каменные амбары, которые были ненадежными: процессы испарения и просачивания приводили к большим потерям. Переход к металлическим хранилищам сдерживался тем, что резервуары зарубежного производства имели прямоугольную форму и обладали большим весом, поэтому для их установки требовалось строительство бетонного основания. Все это делало использование металлических резервуаров очень дорогим. Людвиг Нобель вновь обратился к услугам фирмы А.В. Бари, и В.Г. Шуховым был спроектирован первый в России вертикальный цилиндрический клепанный резервуар, а в 1879 г. под руководством С.П. Гаврилова он был построен. Примеру Нобелей последовали другие нефтепромышленники и в 1885 г. на Апшеронском полуострове использовалось уже 100 подобных резервуаров.

В короткие сроки была создана разветвленная сеть нефтебаз: в 1879 г. в Царицыне, Астрахани, в 1881 г. – в Москве, Туле, Харькове, в 1882 г. – в Саратове, Калуге, Уфе, Минске, Двинске, Бердичеве, затем – в Нижнем Новгороде, Орле, Самаре, Перми и других городах. Царицын был одним из ключевых мест для деятельности предприятия братьев Нобель, поскольку он представлял собой тот перевалочный пункт, в котором перевозка по воде сменялась на сухопутную. В Царицыне была создана крупнейшая в Европе нефтебаза с резервуарами емкостью 1,5 млн пудов с механизированной системой подачи и налива нефти и нефтепродуктов, нефтеперерабатывающее производство в составе трех заводов, производивших более 5 тыс. пудов различных нефтепродуктов в год. Кроме того, имелись механические мастерские с чугунолитейным производством и бондарная мастерская. Численность работающих составляла около 500 человек.

Активная деятельность «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» позволила компании уже в середине 1880-х гг. добиться решительного перелома и освободить внутренний российский рынок от привозного американского керосина. А с 1883 г. товарищество «Бранобель» начало свои зарубежные торговые операции и создание зарубежной сбытовой сети: в Германии основано общество «Deutsh-Russisches Nafta Import Geselschaft» и в Австрии – «Osterreichisches Nafta Import Geselschaft», построены приемные склады в Марселе, Антверпене, Гамбурге, Гетеборге, Лондоне и других зарубежных портах.

В 1888 г. после смерти Людвига Нобеля, семейное предприятие возглавил его сын Эммануил. Именно под его руководством фирма Нобелей достигла впечатляющих успехов, завоевав ведущие позиции как в России, так и за рубежом. В 1899 г. на долю «Товарищества…» приходилось 17,7% общероссийской добычи нефти, а на рубеже веков (1901 г.) по этому показателю Россия вышла на первое место в мире. «Товарищество…» по праву заняло место лидера российской нефтяной промышленности (рис. 2). В 1901 г. на нефтяных промыслах «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» было добыто 79,8 млн пудов нефти, было произведено 20,5 млн пудов керосина, из которых 12,9 млн пудов было отправлено на экспорт. В 1913 г. «Товариществом нефтяного производства братьев Нобель» было добыто 65,8 млн пудов нефти, 57,6 млн пудов было переработано на нефтеперерабатывающих заводах, где только керосина было произведено 20,4 млн пудов. Добыча нефти велась из 479 буровых скважин, на нефтяных промыслах эксплуатировалось 177 паровых двигателей и 131 электродвигатель. Общее количество рабочих составляло 2541 человек.

Рис. 2. Добыча нефти «Товариществом нефтяного производства братьев Нобель»

 

Первая Мировая война превратила нефть и нефтепродукты в ценный стратегический товар. «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» сыграло важнейшую роль в обеспечении топливом и смазочными материалами российской армии и военно-морского флота во время военных действий. Компания являлась основным поставщиком нефти и нефтепродуктов для военно-морского флота России. Глава «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» Эммануил Нобель состоял членом Центрального Военно-Промышленного комитета – всероссийской организации промышленников и предпринимателей для помощи и содействия российской армии и военно-морскому флоту.

В конце 1914 г. Группа Нобелей включала, кроме собственных предприятий: «Челекено-Дагестанское нефтепромышленное общество», «Нефтепромышленное и торговое общество «Эмба», «Нефтепромышленное общество «Чимион», «Товарищество производства минеральных масел В.И. Рагозин и Ко», «Восточно-Азиатское нефтепромышленное общество», «Нефтепромышленное и торговое общество «Колхида», «Пароходное и торговое общество «Кама», «Русское нефтяное общество». Таким образом, к октябрю 1917 г. империя Нобелей в России представляла собой группу из десятка предприятий, которые кроме нефтяной промышленности охватывали машиностроительную, судостроительную, железнодорожную отрасли. Предприятия также выполняли важнейшие оборонные заказы государства.

20 июня 1918 г. Председатель Совета народных комиссаров Российской федеративной советской республики В.И.Ульянов (Ленин) подписал Декрет о национализации нефтяной промышленности, в первом пункте которого было сказано: «Объявляются государственной собственностью предприятия нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие, нефтеторговые, подсобные по бурению и транспортные (цистерны, нефтепроводы, нефтяные склады, доки, пристанские сооружения и проч.) со всем их движимым и недвижимым имуществом, где бы оно не находилось и в чем бы оно не заключалось». Выплата какой-либо компенсации бывшим владельцам этим декретом не предусматривалась. За один день династия Нобелей потеряла все свое российское нефтяное достояние, которое создавалось в течение почти четырех десятилетий. 8 июля 1918 г. в Петрограде под председательством шведского посланника Брендстрема состоялось совещание послов нейтральных государств - Голландии, Испании, Норвегии, Дании и Швейцарии, которое осудило проводимую Советским правительством национализацию без всякой компенсации бывшим владельцам и обратилось в Совет Народных Комиссаров с протестом против действий властей. В июне 1918 г. Правление «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» созвало в Саратове съезд рабочих и служащих компании. На съезде было принято обращение к новой власти с предложением о сотрудничестве, однако оно было отвергнуто Главным нефтяным комитетом Советской России. К концу 1918 г. все представители российской ветви династии Нобелей покинули страну.

Руководство компанией разместилось в Парижском филиале «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель», откуда осуществляло управление активами компании, находящимися в Европе. Среди них были отделения в Великобритании, Франции, Италии, Германии, Швеции, а также филиалы компании в Швейцарии, Бельгии, Голландии, Финляндии, Румынии, Болгарии и Латвии. В 1930 г. в ходе процесса по делу «Промпартии» в адрес Э. Нобеля были выдвинуты обвинения в активной контрреволюционной подрывной деятельности против СССР. 31 мая 1932 г. Эммануил Нобель ушел из жизни и был похоронен на Северном кладбище Стокгольма.

В последующие годы все европейские активы «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» были распроданы различным зарубежным фирмам. 22 февраля 1938 г. состоялось общее собрание акционеров «Товарищества…», на котором было принято решение о ликвидации компании. Однако, начало и последующие события Второй Мировой войны существенно затормозили этот процесс и юридически ликвидация «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» была оформлена только в 1969 году.

Выводы:

1. «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» представляло собой крупнейшую вертикально интегрированную нефтяную компанию, действовавшую в России в конце XIX–начале XX в.

2. «Товарищество…» можно рассматривать как один из первых примеров инновационной нефтяной компании, деятельность которой во многом способствовала модернизации технологического комплекса нефтяной промышленности, в особенности ее транспортного и сбытового сектора.

3. Важным результатом деятельности «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» стала консолидация и укрупнение отечественной нефтяной промышленности, сделавшая ее конкурентноспособной не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1023; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.012 с.)