Понятие формы государства. Многообразие внешнего и внутреннего устройства государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие формы государства. Многообразие внешнего и внутреннего устройства государства.



Форма государства – организация гос.власти, выраженная в форме правления, гос.устройст-ва и гос.режима. Следовательно, понятие формы государства охватывает:

1. организацию верховной гос.власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений органов власти между собой и населением;

2. территориальную организацию гос.власти, соотношение государства как целого с его составными частями;

3. методы и способы осуществления гос.власти.

Форма правления раскрывает способ организации верховной гос.власти, порядок образова-ния ее органов, их взаимодействие между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Республик а – президентская, смешанная, парламентская. Монархия – абсолютная, парламентская и дуалистическая.

Форма гос.устройства – территориальная организация гос.власти, соотношение государства как целого с его составными частями. Унитарное – единое гос.образование; делится лишь на административно-территориальные части. Характерно существование общих высших органов гос.власти и управления, единой судебной системы и конституции. Федерация состоит из ряда других государств или государственных образований – членов федерации. Каждое из них имеет свое административно-территориальное деление. Наряду с общими существуют свои собствен-ные высшие и местные органы гос.власти и управления. Аналогично – с конституцией и други-ми федеральными законами, с судебными, прокурорскими и иными органами. Конфедерация представляет собой объединение или союз государств, при котором государства полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные органы власти, управления и правосудия. Для координации совместных действий – объединенные органы.

Под гос.режимом понимается совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или слоями методов и способов осуществления гос. власти. Гос. режим является наиболее динамичной составной частью формы государства, чутко реагирующей на все наибо-лее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде, в соотношении классовых сил. Гос.режим в значительной степени индиви-дуализирует форму государства. Он выступает в качестве важнейшей составной части полити-ческого режима, охватывающего собой не только государство, но и все другие элементы поли-тической системы общества.

В зависимости от того, какой метод осуществления гос.власти (насилия или либерализма) выступает на первый план различают два основных вида гос.режимов: а вторитарный (анти-демократический) и д емократический (либеральный).

Авторитарный характеризуется ликвидацией или значительным ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партий и других организаций, ограничением роли выборных гос.органов и усилением роли исполнительно-распорядительных органов, сосредо-точием огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведе-нием роли парламента и других органов гос.власти до положения сугубо формальных институтов. Логическим завершением и наиболее опасной формой авторитаризма является фашизм.

Характерными признаками буржуазно-демократического режима являются следующие: конституционное провозглашение и частичное осуществление социально-экономических и по-литических прав граждан и организаций, существование ряда политических (в том числе оппо-зиционных) партий, выборность и сменяемость центральных и местных органов гос. власти, официальное признание принципа буржуазно-демократической законности и конституцион-ности, принципа разделения властей и др.

Существует общая классификация форм государства, соединяющая воедино три указанные элемента. Выделяют три разновидности формы:

- монистическая (монократическая) характеризуется отсутствием разделения ролей в организа-ции гос.управления обществом. Гос.власть находится в руках одного центра, независимо от того, каким является этот центр. Для этой формы характерна централизация гос.устройства, хотя она может официально называться федерацией. Гос. режим в условиях данной формы отличается авторитарными методами управления.

- сегментарная - промежуточное явление между монистической и плюралистической. Она предполагает известное разделение ролей между разными институтами государства по управле-нию обществом, но у нее нет равновесия элементов управления, системы взаимных сдержек и противовесов. Решающая роль принадлежит либо монарху (дуалистическая) либо президенту. Федерация, если она существует, характеризуется ограниченностью полномочий ее субъектов. В гос.режиме доминируют авторитарные методы управления, хотя провозглашаются и отчасти осуществляются демократические права и свободы.

- плюралистическая гос.форма характеризуется разделением властей, существованием нескольких центров власти в масштабе государства и на местном уровне. В гос. режиме, кроме случаев чрезвычайного положения, преобладают демократические методы управления, связанные с регулярными выборами, с гарантиями демократических прав граждан. Может существовать и при унитарной монархии (Япония) и в условиях федеративной президентской республики (США).

 

35. Монархия: ее исторические формы, социальное содержание, юридические свойства.

Монархия – форма правления, при которой верховная гос.власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической формы правления являются:

- существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, шах);

- наследственный порядок преемственности верховной власти;

- юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой гос.правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления

Древневосточная монархия. В государствах Востока значительную роль в общественной жиз-ни играли отношения общинного строя, патриархального быта. Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер и только гос.рабы всецело принадлежали монарху. Орга-низацию гос.власти в странах Древнего Востока (Египте, Вавилоне, Китае, Индии) называют восточной деспотией – т.е., такой формой правления, при которой деспот пользуется неограни-ченной наследственной властью по отношению к своим подданным, опираясь на силу военно-бюрократического аппарата.

Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III вв.н.э.). Подразделяется на два периода – принципат и доминат. При принципате формально сохраняются элементы респуб-ликанской формы правления и основные учреждения республики. Действуют народные собра-ния и сенат; избираются консулы, преторы и народные трибуны, однако существенной роли в решении гос.дел они не играют Все основные функции сосредотачиваются а руках императора. Он является основным источником законодательной власти, сенат же играет лишь совещатель-ную роль.

В III в.н.э. в Риме устанавливается неограниченная монархия (доминат). Полностью исчезают республиканские учреждения; управление государством сосредотачивается исключительно в руках императора, который назначает исполнителей – сановников.

Феодальная (средневековая) монархия проходит три периода своего развития.

Раннефеодальноая монархия вырастает непосредственно из родообщинных отношений у зна-чительной части народов Европы,не знавших рабства (Франкское, Германское, Киевская Русь). Характеризуется раздробленностью территории и слабой центральной властью. Феодальная и чиновничья знать в этот период была вынуждена уживаться с остатками родового самоуправле-ния. По мере развития феодальных отношений общинные земли подвергались отчуждению и ранее свободные крестьяне попадали в зависимость от феодалов.

Сословно-представительная монархия – это такая централизованная форма гос.правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительным органом (собранием). Воз-никают вследствие преодоления феодальной раздробленности в результате развития товарно-денежных отношений и создания централизованной монархии (Генеральные Штаты, Кортесы, Земской Собор, Парламент). Наряду с сословно-представительными (как правило, совещатель-ными) органами функционировал строго централизованный, разветвленный аппарат централь-ной и местной исполнительной власти, всецело подчиненной монарху.

Абсолютная монархия – при которой верховная гос.власть по закону всецело принадлежит одному лицу – царю, королю, императору. Основным признаком является отсутствие каких-либо гос.органов, ограничивающих компетенцию монарха

Конституционная монархия, – при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не вправе изменить конституцию.

Парламентарная монархия характеризуется основными признаками:

- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), полу-чивших большинство голосов на выборах в парламент;

- лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится премьер-министром;

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсут-ствует, она является чисто символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

При дуалистической монархии гос.власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом Правительство формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним (кайзеровская Германия 1871-1918гг.).

 

36. Республика: ее исторические формы, социальное содержание, юридические свойства.

Республика – это форма правления, в которой высшая гос.власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Единственным источником власти по закону является народное большинство.

Признаки: - существование единоличного или коллегиального главы государства;

- выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов гос.власти, которые имеют связь с избирателями и ответственны перед ним;

- осуществление гос.власти не по собственному праву, а по поручению народа;

- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

- обязательность решений верховной гос.власти для всех других гос.органов;

- преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.

Афинская демократическая республика (V – IV вв. до н.э.). Система гос.органов состоя-ла из народного собрания, совета 500, выборных должностных лиц, суда присяжных, ареопага (высшего судебного и полит.органа). Высшим законодательным органом – народное собрание (полноправные граждане, свыше 20 лет), высшим исполнительным – совет 500. Осуществлялось на ряде демократических принципов: выборность, срочность полномочий, коллегиальность, отсутствие иерархической подчиненности, возмездность за выполнение гос. функций, подотчетность.

Римская аристократическая республика (V – II вв. до н.э.). Верховной гос.властью был се-нат. Сенаторы назначались цензорами, назначаемыми народным собранием. Формально сенат подчинялся решениям народного собрания, однако, если решения последнего не соответство-вали «интересам Рима», он объявлял их недействительными или предлагал должностным ли-цам, ответственным за эти решения, отказаться от своей должности. Прерогативой сената явля-лось установление диктатуры, после чего все должностные лица переходили в подчинение дик-татора, срок полномочий которого 6 месяцев.

Города-республики (феодальные республики). Складываются в результате укрепления могу-щества и самостоятельности крупных городов, за которыми признавалось право выбирать соб-ственные органы управления, издавать законы, осуществлять суд над гражданами. По отноше-нию к центральной власти (сеньору) город был обязан вносить определенные взносы, выделять граждан для военной службы. Республиканская феодальная форма гос.правления является результатом перерастания городского самоуправления в суверенитет. Управление городом осуществлялось городским советом, состоявшим из представителей аристократии и избиравшегося советом городского главы (мэра).

Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочи-ями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.о. правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра. Прави-тельство формируется партией (или партиями), победившими на парламентских выборах, а пре-зидент назначается парламентом или специально образуемой парламентской коллегией. Прези-дент обладает достаточно обширными полномочиями: обнародует законы, издает декреты, име-ет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т.п.

Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно, а при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним от-ветственность за свою деятельность. В руках президента соединяются полномочия главы госу-дарства и главы правительства. Гос.управление строится по принципу жесткого разделения властей: президент управляет, парламент принимает законы. Высшие органы государства не только структурно обособленны, но и обладают значительной самостоятельностью. Прави-тельство формирует президент, часто с согласия парламента. Оно ответственно перед прези-дентом. Президент лишен права роспуска парламента, а парламент может возбудить против президента процесс отстранения его от власти. В президентских республиках обычно нет дол-жности премьер-министра, т.к. чаще всего функция главы государства и главы правительства выполняет президент.

Существуют также смешанные («полупрезидентские») республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Для некоторых латиноамериканских стран, а также других государств, характерна суперпре-зидентская республика. Ее характерная черта – гипертрофированная и по существу неконтро-лируемая президентская власть (президент избирается населением, обладает правом роспуска парламента, проведения референдума и т.д.).

Раскрывая социальное содержание республиканской формы правления в современном мире, следует констатировать, что по существу республика – это такая форма правления, при которой все высшие органы власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением.

Республика сопровождается, как правило, рациональным, т.е. рассудочно-утилитарным вос-приятием населения гос.власти. При этом общественное сознание исходит в большинстве слу-чаев из принципа формального равенства людей, их солидарности, объединенности в государ-стве, необходимости компромиссов и стабильности. Идея равенства позволяет выдвигать на те или иные должности чаще всего гражданина, кроме тех, кто на основании закона ограничен в своих правах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.023 с.)