Признаки, отличающие право от социальных «мононорм» первобытнообщинного строя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки, отличающие право от социальных «мононорм» первобытнообщинного строя.



Социальность – этот признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции:

-организацию производств;

-распределение и перераспределение производимого или добываемого продукта;

- нормирование индивидуальных затрат труда на общественные нужды;

- господство классов или социальных групп в обществе;

- распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей в государстве;

- организацию и осуществление государственной власти;

- регламентацию товарно-денежных отношений и отношений собственности;

- обеспечение эксплуатации и привилегий;

- другие сферы, связанные с организационно-трудовой и социальной жизнью общества.

Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых опреде-ленно логической структурой («если – то – иначе»). Установлением масштаба, меры поведения, оп-ределяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного(позитивное обязывание).

Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принужде-ния, т.е. наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий (имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий) при их нарушении.

Формализм. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде и специальной фор-ме – законы и их сборники, прецеденты и т.д. формализм защищает право от произвольного измене-ния, закрепляет необходимую обществу устойчивость этого регулятора.

Процедурность. Право как система включает в себя четкие процедуры их создания, применения, защиты. Процедурные правила, процедурный порядок – характерный признак права, определяющий связь с государственным аппаратом, прежде всего со специализированными органами – судом, поли-цией и т.д.

Неперсонифицированность. Этот признак подчеркивает что нормы права, как прави-ло, не имеют конкретно определенного, индивидуального персонифицированного адресата, а направлены неопре-деленному, абстрактному кругу лиц.

Институтивность. Появлениеправа связано с определенным сознательным процессом создания норм права, с правотворчеством, которое осуществляют определенные органы государства, с при-знанием государством тех или иных возникших самоорганизационно правил поведения (обычаев), с цельностью уполномоченных на это судов (прецедент).

Объективност ь. Этот признак характеризует появление права на этапе исхода общества к произ-водящей экономике как закономерное, как естественный результат внутреннего развития регулятив-ной системы. Право, т.о., не даруется обществу какой-то внешней силой, не появляется по чьему-либо велению. Оно, как и государство, является одним из условий существования политически организованного общества на этапе производящей экономики, имея, т.о., большую социальную ценность.

Закономерность появления и ценность права вытекает и из выполняемых им уже на самых первых этапах своего становления в раннеклассовых обществах функций. Право, во-первых, выполняет ре-гулятивную функцию, позволяющую обеспечить нормальную организационно-трудовую, производс-твенную деятельность общества, нормальный экономический оборот, производство, распределение, обмен и потребление продуктов (товаров).

Во-вторых, оно выполняет охранительную функцию, защищая государственный строй, социаль-ную структуру общества, организацию экономической жизни, господство определенных классов или социальных групп, идеологические основы, жизнь, свободу, собственность общинников-землевла-дельцев, других членов общества.

В-третьих, реализует гуманистическую функцию, смягчая (путем закрепления компромиссов) противоречия, социальные столкновения, классовую непримиримость, произвол, иные социальные напряжения в обществе.

В-четвертых, выполняет идеологическую функцию, вводя в общественное сознание набор пред-ставлений о необходимых принципах и правилах поведения, духовных и моральных ценностях.

В-пятых, выполняет важную воспитательную функцию.

18. Марксистская теория о классических формах происхождения государства и современность.

Фундамент марксистского понимания истории составляет понятие общественно-экономической формации. Формация – это исторический тип общества, основанный на определен-ном способе производства. Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающи-еся на однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономи-ческий базис общества, которому соответствуют определенные политические, государст-венно-правовые и другие надстроечные явления.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в резуль-тате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономичес-ким строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке.

Понятие исторического типа связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития. Исторический тип государства выра-жает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической осно-вой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Единство экономического строя различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства производства, а следовательно, в экономическом господстве определенного класса (-ов), в общности основных черт классовой структуры общества, оказывающей определенное влияние на классовое содержание государства.

Господство производственных отношений одного типа в различных странах, относящих-ся в силу этого к одной общественно-экономической формации, обусловливает общность классовой сущности государства в этих странах. Тип государства определяется на осно-вании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого гос-подствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность. Выступая в качестве диктатуры экономически господствующе-го класса.

Формационный критерий, лежащий в основе марксистской типологии государства, выделяет три основных типа эксплуататорского государства: рабовладельческое, феодаль-ное, буржуазное – и последний исторический тип – социалистическое государство, кото-рое, теоретически, в ближайшей исторической перспективе должно бы перерасти в общест-венное коммунистическое самоуправление.

Рабовладельческий тип государства - исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности – это организация политической власти господ-ствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важней-шая функция – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе и рабов.

Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и возник-новения феодальной общественно-экономической формации. Ему соответствует опреде-ленный тип производственных отношений. Такое государство есть орудие классового господства крепостников-помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Государство обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение значи-тельной части их труда.

Буржуазный. Приходит на смену феодальному. Функционирует на базе производствен-ных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров. Марксизм дока-зывал, что на всех этапах своего развития буржуазное государство представляет собой орудие классового господства буржуазии над эксплуатируемым пролетариатом и другими трудящимися.

Объективные противоречия капиталистического общества обусловливают неизбежность пролетарской революции, перехода государственной власти в руки трудящихся масс, воз-главляемых рабочим классом и его партией, возникновение социалистического типа государства, а затем полное отмирание государственности как таковой.

Социалистический возникает в результате социалистической революции. Система экономических отношений базируется на общественной собственности на орудия и средст-ва производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Оно – орудие политической власти трудящихся классов, выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.

Переходное государство представляет собой государственность, возникшую в результа-те национально-освободительной борьбы зависимых народов и опирающихся на разнотип-ные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, должны примкнуть к определенному историческому типу государ-ства (капиталистическому или социалистическому). Многоукладность экономики при пре-обладании примитивных форм собственности (родоплеменной, полуфеодальной, смешан-ной, капиталистической с элементами общественной собственности) – экономическая ос-нова данных государств. Концепцию переходного государства разработал Ленин. В контек-сте закономерного развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода отдельных стран к социализму, минуя капиталистическую стадию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.009 с.)