Информационные войны в структуре современных цивилизаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационные войны в структуре современных цивилизаций



 

В современном мире новая роль информационной составляющей делает возможным свержение правительств многих стран мира. Нет необходимости ни в военных действиях, ни в кровопролитии. Так, в Албании, в Болгарии, в Индонезии, в Тунисе, Египте, Ливии, а сейчас – в Украине – в результате "раскачки" волн в одной из социальных групп общества (например, среди студентов, вкладчиков трестов, национальной группы) переворачивалась вся государственная лодка. Это механизм резонансной технологии, с ключевым аспектом на информационной войне, позволяет за определенную сумму денег и при наличии соответствующих специалистов сменить правительство любой малой или средней страны. При этом страна даже не почувствует, что она испытывает такое влияния извне.

 

Воздействие может иметь как конструктивный, так и деструктивный характер. В первом случае воздействие направлено на усиление политической, психологической и других составляющих общества. В результате общество будет меньше подвергаться как внешним, так и внутренним воздействиям. Во втором случае влияние направлено на повышение нестабильности, включая информационную поддержку центров, создающих такую нестабильность как внутри страны, так и за ее пределами. Психологические операции также могут стимулировать новое поведение как стабилизирующего, так и дестабилизирующего характертера.

 

Украина уже неоднократно ощущала потенциал такого интенсивного коммуникативного воздействия. В 1990 году в результате студенческой голодовки было изменено правительство В.Масола. Студенты как социальная группа оказались подходящими для создания "резонанса", поскольку они не только меньше других связаны социальными условностями, но и с ними крепко связаны все другие слои общества: все были в свое время студентами. В той ситуации 1990 г. СМИ также были на стороне студентов, что и обеспечило необходимое политическое давление. Сами по себе, без переноса этого протеста на другие группы студенты не имели силы.В 2004 году давление определенной части населения в ивде майдана привело к отмене результатов голосования и проведению не предусмотренного законами Украины так называемого третьего тура, который обеспечил победу нужного кандидата. Сегодня Украина пожинает плоды еще одного майдана, который начался как протест против отказа Украины от подписания договора с ЕС, а вылился в незаконное отстранение от власти президента.

 

Подобные резонансные ситуации наблюдались и в России при президентстве Б.Ельцина.

 

В XX в. впервые в истории были получены важные результаты применения технологий воздействия на массовое сознание. И первая, и вторая мировые войны показали довольно серьезные возможности воздействия на массовое сознание, что привели к созданию совершенно новых технологий. Так, в первую мировую войну на противника за месяц могло поступать более 5 млн листовок. Опыт второй мировой войны показал, что даже самые сложные проблемы в этой области можно решить. Так, пропаганда союзников на немцев с целью заставить их сдаваться в плен не давала результатов, пока не были обнаружены особенности ментальности противника в соответствии с которыми для немцев более важными были групповые нормы и, когда солдат стали призывать спасти уже не себя, а свою семью, результат был достигнут. Во многих других случаях также оказалось, что человека следует рассматривать не как отдельный атом, а как социальную молекулу. Учет именно этих ее социальных составляющих оказывает более успешное влияние. Так, женщины легче поддаются влиянию, чем мужчины, дети повторяют политические предпочтения родителей и подобное.

 

Генерал Эйзенхауэр уже в 1943 включил в состав своих войск в Африке подразделение, которое должнобыло заниматься листовками и другими формами пропаганды для поддержки военных действий основных подразделений. После войны в Персидском заливе была разработана методология ведения психологических операций. Она применялась в Северном Ираке (1991), Сомали (1992), Гаити (1994). Во время операции в Гаити специальный самолет подразделенияпо психологическим операциям отправлял сообщения на местное телевидение и радио. А особенностью освещения войны в Персидском заливе, как уже отмечалось, было полное избежание показа трупов в фото-и видеоматериалах. Это связано с особым значением именно визуальной составляющей, осуществляющий непосредственное влияние на массовое сознание.

 

Войдя в информационную цивилизацию, когда информация стала производительной силой и некоторые страны типа Японии уже могут жить за счет продажи именно информационного продукта, человечество столкнулось с не до конца понятными парадоксами. Один из них заключается в том, что сегодня одна телекартинка события, переданная мировыми агентствами, может стать аргументом для начала военных действий. Однако этот телесюжет, будучи по содержанию достоверным, на самом деле может быть случайным и нехарактерным. Такие варианты воздействия СМИ на политику зафиксированы во время войны в Персидском заливе и военных действий в Сомали. Назовем этот парадокс переносом случайного факта в систему за счет его показа телевидением. Итак, возможности манипуляции общественным мнением с помощью СМИ очень большие. В некоторых случаях именно информационная агрессия предотвращала начало военных действий - соответствующие разработки в США получили название принудительной дипломатии.

 

Другой парадокс связан с влиянием художественного телевидения, когда распространенность какого-то параметра в художественных произведениях переносится в реальную политику. Например, в США распространенность теледетектива предопределяет то, что для внутренней политики преступность выходит на первое место, хотя в реальной жизни она не столь значима. Или такой пример: Япония потратила миллионные суммы на покупку пакетов акций американских киностудий, чтобы изменить образ японца в художественном мире Америки. Назовем этот парадокс переносом художественных приоритетов в реальность.

 

Резко повысила степень влияния масс медиа современная глобализация коммуникаций, когда, например, события в Югославии или Индонезии одновременно становятся известными людям во всех уголках земли. Массовая коммуникация стаала эффективным инструментарием современной политики. Это связано и с более важной ролью общественного мнения в нынешних условиях. Именно поэтому внимание к тому или иному событию становится ключевым фактором политики. Английское правительство убеждено, что не только оно должно работать эффективно, но и все граждане страны должны быть уверены в этом. А это две разные задачи. Или такой пример: часть аналитиков среди причин чеченской войны называют развернутую в прессе критику генералов, которым нужно было как-то оправдаться.С этой точки зрения война начинается в ответ на негативный тон прессы.

 

Есть также интересные американские данные времен вьетнамской войны. 69% американцев, которые положительно относились к армии, были ориентированы на телевидение как источник информации. Среди ориентированных на другие информационные источники, доля положительно относившихся к армии, составляла уже 59,9% * 225. Поддержка армии сразу снижается на 15%, когда количество жертв растет от 1000 до 10 000. Причем независимо от того, успешной была эта война или нет.

* 225: Young P, Jesser P The media and the military From the Crimea to Desert Strike - Houndmils etc, 1997 - P 86

 

Цивилизационные изменения, произошедшие в XX в, стали причиной и изменили статус информационной составляющей в структуре современной цивилизации. В результате коренным образом изменилась зависимость общества от информации, оно стало более уязвимымим.

 

Эти изменения произошли вследствие действия таких факторов:

1) повышенная зависимость успешного развития общества от информационных потоков как в области экономики, так и в сфере политики;

2) глобализация коммуникации, следует из новых технических возможностей, когда стало трудно скрывать события, происходящие как от всего мира, так и от собственного народа;

3) все возрастающая зависимость правительств от населения: вариант демократии, развивается сегодня, в значительной мере опирается на соответствующие информационные механизмы и невозможен без них.

 

Естественно, что подобные изменения не могли остаться незамеченными. Новый коммуникативный фактор, влияющий на политику и экономику, нуждался создания новых методов управления. Это вызвало появление разнообразных специалистов и новых профессиональных областей, где применяется их труд. В США, например, в области паблик рилейшнз работает 150 тыс. человек, в то время как в журналистике - 130 тыс.

 

Возникла также проблема agenda setting - порядка дня. Поскольку на обсуждение общественным мнением СМИ реально могут вынести три-пять тем, властные структуры ведут жесткую борьбу за определение этих тем, исходя из собственных интересов. Аксиомой при этом становится правило: не давать журналистам возможности самим устанавливать эти приоритеты. Активное "наращивание мускулов" в этой сфере произошло еще во времена Никсона, который заявлял: успех президентства зависит от умения манипулировать прессой, но не дай вам Бог показать журналистам, что вы ими манипулируете. При этом общественном мнении навязывается та или иная интерпретация событий. Соответствующий отдел Белого дома называется Службой коммуникации, фактически выполняет функции Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС. Однако делать это приходится в основном не административно - методом запретов, а интеллектуально, подавая в общественном мнении другую информацию. Полсотни работников отдела в состоянии "переиграть" как свободную прессу, так и более демократическую общественность, которая пристально следит за действиями своих властных структур, формируя достаточно сильную оппозицию.

 

Война компроматов в России наглядно продемонстрировала действенность как влияния на общественное мнение путем предоставления негативной информации (например, увольнение министра юстиции Ковалева или борьба с генпрокурором Скуратовым), так и возможностей борьбы с компроматом посредством усилий спин-докторов. Например, в случае неудачных высказываний Б.Ельцина в качестве спин-доктора активно выступал его пресс-секретарь С.Ястржембский, который своей активностью перекрывал любые возможные отклонения от "генеральной линии". В прессе также промелькнуло его неофициальное прозвище "Ястреб", которое довольно точно отражает внешний рисунок его деятельности.

 

Политолог А.Мигранян среди четырех основных элементов, составляющих основы государственности, называет систему ценностей, принятую большинством населения * 226 Однако в современной России имеется существенное расхождение по этому вопросу: кризисную ситуацию нечем "скреплять". Здесь роль СМИ очевидна, а Мигранян считает, что на выборах Ельцина победу обеспечили не СМИ, а административные структуры. Но власти решили, что победу добыто именно благодаря СМИ и попыталась заручиться их поддержкой на будущее. "Сами хозяева СМИ и телевидения максимально использовалиэто, потому что власть готова была признать за ними главную роль в победе Ельцина на выборах. НТВ получило целый канал, Березовский полностью подчинил себе ОРТ и пошел на открытый штурм политического Олимпа. В обмен на все полученное хозяева СМИ обещали с помощью телевидения создать виртуальный мир для народа и решить его проблемы в этом виртуальном мире" * 227 Как видим, мир политики стал чрезвычайно зависимым от мира информационного.

* 226: Young P, Jesser P The media and the military From the Crimea to Desert Strike - Houndmils etc, 1997 - P 86

* 227: Независимая газета - 1998 - 23 июля

 

Информационная составляющая стала важным компонентом будущих военных действий. США тратят на разработки в этой сфере до двух миллиардов долларов в год, держа в секрете даже самые исследовательские задачи, а не только их решения. Полевой устав армии США по психологическим операциям очень четко формулирует задачи, раскладывая их на цепочки составляющих. Читая его, достаточно четко можно определить те механизмы, с помощью которых "раскручивалась", например, перестройка, поскольку среди целей можно найти и такую, как "поддержка контрэлит". Оба государства - бывший СССР и США - могут похвастаться проведением тавих операций друг против друга. Так, СССР в свое время связал СПИД и лаборатории Пентагона, США раздувал ситуацию с космическими войнами, толкая Советский Союз на разрушительное для него вложения средств в эту сферу.

 

Психологические операции учитывают то, что изменить нормы общества нельзя путем изменения норм отдельного человека. Это можно сделать другим путем - посредством введения групп с другими нормами, под которые затем можно перестроить всю страну. Именно так в истории человечества внедрялось христианство. Именно поэтому Запад поддерживал диссидентское движение в бывшем СССР. Именно по этой модели происходила перестройка. Кстати и пропаганда бывшего СССР не учитывала того, что произошла смена лидера общественного мнения. Если раньше таким лидером был лидер мира производства, то потом им стал лидер мира потребления (актер, режиссер, писатель и т.д. тощо).

 

Пропагандисты показывали в программе "Время", например, знатного токаря или колхозника, который рассказывал о своих успехах, но который попадал в невыгодную для себя коммуникативную среду, поскольку не умел выступать перед аудиторией. Лидеры мира потребления, естественно, и выглядят, и говорят лучше, притягивая нас к себе. Именно поэтому нас больше интересовал режиссер Марк Захаров, который разрывал свой партбилет, чем Егор Лигачев, который оставил свой.

 

Страны СНГ не имеют равных возможностей противостоять этим технологиям. Нужна иная концентрация усилий, жесткий отбор собственных задач, на выполнении которых следует сосредоточить все имеющиеся ресурсы.

 

При этом могут возникать и другие дополнительные задачи. В качестве примера можно вспомнить ситуацию с публикациями снимков Б.Ельцина в июле 1995 г., когда он попал в больницу, в прессе опубликовали фотографию, которая якобы была сделана в больнице, но на самом деле, - четыре месяца назад во время отдыха в Кисловодске. Личный фотограф Б.Ельцина Д.Соколов вспоминает: "Теперь уже можно все рассказать. В июле 95-го Президент только попал в Центральную клиническую больницу. Звонит Коржаков: "Знаешь, я сейчас говорил с Игнатенко, им срочно нужна весенняя фотография из Кисловодска. Они хотят опубликовать". Дело в том, что весной я снимал Ельцина в Кисловодске, и те карточки никуда не ушли. Однако вместе со мной работал и личный телеоператор президента Кузнецов.Понятно, что пленки должны были храниться в телевизионных архивах. Я честно предупредил шефа: "Журналисты, наверное, раскопают все, сверят. Будет скандал". "Ну, Игнатенко гарантирует". Надо – надо. Мое дело маленькое. Я отдал фото. Начался скандал. Газеты, в том числе и "Московский комсомолец", опубликовали весенний снимок и стоп-кадр, снятый с монитора" * 228.

* 228: Московский комсомолец - 1998 - 25 июня - 2 июля

 

Те или иные информационные механизмы стали составляющей современной политики. Они интересны и важны еще и потому, что в этой области материальные ресурсы не являются определяющими. На первое место выходит интеллектуальный ресурс, что очень важно для стран с переходным типом экономики, к которым относятся страны СНД.

 

М. Джоветт и О'Доннелл подчеркивают как характерные для пропагандистского воздействия скрытые цели и скрытые источники сообщения. * 229. Стандартная схема коммуникации претерпевает существенные изменения в случае пропаганды.Дж.Браун также акцентирует внимание на том, что всегда есть что-то, что скрывается пропагандистом * 230.

* 229: Jovett GS, O'Donnell V Propaganda and persuasion - Newbury Park etc, 1992

* 230: Brown JJLC Techniques of persuasion From propaganda to brainwashing - Harmons worth, 1963 - P 20

 

Решаемые в рамках психологических операций задания мы можем представить, как различные варианты отклонений от стандартной модели коммуникации. В таком случае новые задачи, возникающие в рамках психологических операций, могут рассматриваться как сознательное отклонение от стандартной схемы.

 

Варианты решений могут быть такие:

1) Изменение источника. Происходит подмена источника другим, например, советский источник печатает в индийской газете разоблачения связи ЦРУ со СПИДом. В результате советские газеты перепечатывают этот материал какиндийскиий.

2) Изменение канала. Переход по официальным каналам на неофициальные например, порождение слухов для распространения нужных сообщений

3) Изменение получателя. Утечка информации, когда потребитель получает информацию, которая якобы ему не была направлена

4) Изменение сообщения. Здесь целью может быть как смена приоритетов того или иного события в модели мира, так и изменение статуса того или иного события.

5) Изменения в шуме. Может резко возрасти роль шума, в стандартной схеме, наоборот, лишь помехи Так, например, российские специалисты по психотехнологиям предлагали в случае захвата заложников в США пускать голоса их родных и близких как шум, чтобы на подсознательном уровне попытаться повлиять на мирное решение проблемы, т.е. шум в этом случае, наоборот, становится главным источником информации.

 

Если предыдущий набор приемов обеспечивал усиление сообщения, то задача контрпропаганды противоположны контрпропагандистской деятельности. Нужны приемы, уменьшающие эффективность чужого сообщения. Это набор действий, условно обозначаются словами, которые отражают их физическую характеристику.

 

· Зонт - прием, в результате применения которого чужие сообщения просто не достигают потребителя, например, глушение радиостанций в советский период.

 

· Лейка - прием нейтрализации сообщение суммарным действием других сообщений

 

· Колесо - прием замены сообщения в массовом сознании другим из-за введения сообщений с более важными приоритетами

 

· Замена - прием опровержения на акцентировании других блоков схемы коммуникации (например, ссылки "сам дурак", когда сомнение вызывает не сообщения, а тот, кто говорит).

 

Чрезвычайно важной особенностью психологической операции является работа в альтернативной коммуникативной среде. Например, советская пропаганда практически не знала альтернативности, решая проблему и с помощью количественного охвата своей аудитории, до создания агитплощадки возле домов, чтобы не оставлять население без контроля в любой момент времени и в любой точке пространства. Безальтернативная коммуникативная среда, к которой мы привыкли и к которой невольно обращаем взоры, принципиально иное, чем то, где происходит работа в случае психологических операций. Противник пытается убедить сдаться в плен в ситуации, когда основной массив сообщений, которые он получает, направлен на противоположное.

 

Альтернативное коммуникативная среда вообще характерна для демократических СМИ. В этом случае на первое место часто выходят сообщения, которые опережают другие. Например, первая интерпретация события, которое произошло с официальным лицом, привлечет внимание всех, поскольку население всегда хочет услышать эту интерпретацию от власти. Промедление вообще является одной из главных ошибок в проведении кризисных коммуникаций.

 

Можно ввести также понятие агрессивной коммуникативной среды как характерной для ситуации воздействия, поскольку необходимо изменение существующих представлений, которые активно защищаются кем-то другим. Подобное сообщение в некоторых случаях может вообще не восприниматься. Поэтому коммуникаторы применяют серию приемов, поддерживающих сообщение, повышают его эффективность.

 

· Акцентирование внимания на совпадении интересов, задачей которого является максимальное сближение с аудиторией. Хорошие отношения говорящего, и слушающего, переносятся на само сообщение.

 

· Использование авторитета для создания нужного сообщения. Здесь также доверие к тому, кто говорит, переносится на то, о чем сообщается. Например, слухи в Афганистане советские военные специалисты подавали как сообщения Би-Би-Си, поскольку эта радиостанция имела наибольший авторитет среди населения.

 

· Присоединение к мнению большинства. Сообщение подается как мнение большинства ("все так думают", "все так считают"), а противник представляется как представитель меньшинства. Человеческая психология вызывает желание присоединиться к большинству. Например, в Афганистане распространяли слух, что в соседнем селе уже начали сдавать ракеты "земля - воздух", получая за них деньги.

 

· Представление предлагаемого решения как прогрессивного, а противоположного решения - такого, что происходит из области прошлого. Это довольно активно используется современными политиками.

 

· Перемещение спора в плоскость негативных характеристик самого оппонента, разоблачение противника относительно других сфер, поскольку плохой человек не может говорить правильные вещи.

 

Мы активно используем многочисленные чисто информационные средства воздействия. Таким образом, сегодняшняя цивилизация во многом является "заложницей" своей информационной составляющей, что заставляет вкладывать в эту сферу все более значимые ресурсы.

 

Эти проблемы начинают лучше осознавать и страны СНГ. Российский Совет по внешней и оборонной политике в своих тезисах "Стратегия России в XXI веке: анализ ситуации и некоторые предложения" * 231 определяет такую тенденцию: "Растет роль общественного мнения. Настроения уже и элитных кругов в значительной мере формируются усилиями СМИ. Влияние страны, общества, их возможности по формированию внешней среды для развития все более определяются их привлекательностью или непривлекательностью для широкого общественного мнения, информационными возможностями. Публичная внешняя политика оказывается под все большим общественным давлением. "Одновременно констатируется:" Россия в значительной степени выпадает из мирового информационного процесса.

* 231: Независимая газета - 1998 - 18 июня

 

Россия также видит серьезную опасность для своей информационной безопасности в тоталитарных сектах. Кстати, Запад довольно давно определил существенное сближение религиозных и политических движений. Дж Браун видит такие параметры эквивалентности между ними * 232:

· * 232: Brown JАС Techniques of persuasion From propaganda to brain-washing - Harmonsworth, 1963 - P 106

 

· все массовые движения вербуют своих сторонников из одного типажа людей, обращаясь к одним и тем же особенностям разума человека:

· такие движения часто конкурируют друг с другом, тем самым привлечение сторонников к другу означает потерю их другим:

· все массовые движения взаимозаменяемы и легко могут трансформироваться друг в друга

 

Возможно, с этим связано серьезное неприятие властью религии в бывшем СССР. На соответствующем уровне возникает конкуренция между двумя массовыми организациями. Тоталитарные секты используют достаточно эффективно механизмы воздействия на человеческое сознание, среди которых можно выделить следующие:

· Монологичность - прежде объявляются «дьявольскими» любые другие источники информации (СМИ, родители, друзья), тем самым достигается монологичность влияния

- Снижение сопротивления - используются чисто физиологические механизмы: отсутствие белковой пищи, уменьшение количества часов сна делают человека более уязвимым Повторение бессмысленных фраз, несуразных молитв также снижает сопротивлние.

· Опора на апробированную мифологию - лидеры сект, говоря о себе, провозглашают новое пришествие бога на землю, чем включают уже проверенные мифологические схемы

· Коллективизм - влияние всегда осуществляется в коллективе, где человек автоматически учится поведению с помощью других членов сект

· Эмоциональность - секта эксплуатирует эмоциональную составляющую бытия, к ней приближается человек, не получает удовольствия в своем окружении

· Контраргументация - лидеры сект заранее вводят в свою проповедь контраргументацию на возможные возражения, готовые ответы на возможные вопросы

· Целевая аудитория - она довольно точно определена, как правило, это люди с разорванными социальными связями (например, если в семье случилось горе), или еще не сложившимися социальными связями.

 

Институт Гэллапа в свое время выдал тесты, которые стали в США настольной книгой, они должны были помочь в определении, секты как тоталитарной * 233 Приведем некоторые вопросы:

* 233: Проспект - 1995 - 11 апреля

 

1) Есть ли в секте иерархия?

2) Есть материальные требования к членам секты?

3) Применяется в секте принуждение?

4) Какими стали отношения с окружающими?

5) ли уважаются в секте права личности?

6) К чему призывают руководители секты?

 

При этом авторы призывают не пытаться убеждать сектантов, поскольку они гораздо более подготовлены к таким дискуссий; следует попытаться найти в учении и практике секты то, что явно противоречит целям близкого вам человек.

 

Если человек стремится к духовному развитию, то акцент на имеющихся в секте нетерпимости, фанатизме, раздражительности может помочь

 

Как видим, тоталитарные тексты также основываются на эффективных коммуникативных технологиях, что позволяет им привлекать большое количество сторонников. Любое государство относится к ним с соответствующей осторожностью, поскольку они являются источником неконтролируемых обществом коммуникативных потоков, а любое общество всегда предпочитает "культуру согласия".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.063 с.)