Асимметричное информационное воздействие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Асимметричное информационное воздействие



 

Постиндустриальные страны имеют достаточно мощную информационную инфраструктуру, что делает их сильнее в области информационного воздействия.В то же время эти страны становятся более уязвимыми со стороны информационного оружия. Страны аграрного типа развития не имеют такой инфраструктуры, поэтому являются менее уязвимыми. Но они могут планировать и осуществлять свои действия для взыскания информационного воздействия на постиндустриальные страны. Можно говорить обасимметричном характере информационного оружия, что позволяет, например, террористам держать в напряжении современное общество: малой силе – большую.Еще один пример -"Норд-Ост", когда небольшая группа смогла управлять (условно) целой страной, выдвигая свои требования (например, проведение митинга на Красной площади).

 

Именно о таком влиянии (хотя и неинформационном) писал К.Малапарте * 156.Его основная идея заключается в том, что на действия государства можно отвечать только неадекватно, благодаря этому оно сводится на нет. Можно привести такой пример из китайских стратегий, когда город, не имея возможности защититься от наступающего войска, открыл свои ворота и жители что-то там начали убирать. Войско остановилось и обошло город, потому что полководец подумал: наверное, у них сильное войско, если они нас не боятся. Неадекватное действие принесло победу против сильного противника. Симметричный (адекватный) ответ принес бы лишь поражение. В этом случае действие должно иметь информационный характер.Мы можем сформулировать такое правило: чем сильнее противник, тем более асимметричным должно быть информационное действие, совершаемое против него.

* 156: Малапарте К Техника государственно переворота - М, 1998 566

 

Сегодня разработано большое количество таких асимметричных вариантов поведения, которые получили название ненасильственных действий протеста. Всего в этом списке 198 видов таких действий, некоторые из которых были неоднократно реализованы на улицах Киева. Это и палатки, и сожжение чучела, и голодание. Дж.Шарп, который был основным разработчиком этого направления, подчеркивал, что его разработки использовала польская "Солидарность", Прибалтика во время выхода из СССР, Югославия во время борьбы против С.Милошевича.

 

Асимметричность действия информационного оружия можно увидеть, например, в ситуации воздействия на противника, когда убеждают его сдаться в плен.Солдат в такой ситуации получает значительно больше поддерживающих его в действия пропагандистских сообщений, и только одно сообщение в виде листовки способно вызвать его противоположные действия.Против массовой пропаганды может сработать только асимметричное информационное воздействие. Но оно должно иметь другой качественный уровень, что позволит победить систему влияния другой стороны.

 

Например, шут, на чьи выходки было трудно не реагировать его королю. Но в этом случае поведение шута была запрограммировано на асимметрию. Вообще любое сообщение имеет смысл именно благодаря своей асимметричности. Отсюда известное выражение: когда собака укусила человека, это не новость, новость - это когда человек укусил собаку. Идеологию асимметричности можно увидеть и в теории карнавала М.Бахтина, когда в средневековье были периоды "обратного поведения": шут становился королем, возникала возможность критиковать короля, ибо король переходил на позиции шута. Кстати Ф.Фукуяма среди причин, которые привели к развалу СССР, называл невозможность легитимного выражения негативных оценок * 157.Успешность действия информационного оружия, можно считать, заключается в степени его асимметричности. Асимметричность реализуется, когда известны места уязвимости атакуемой системы.

* 157: FukuyamaFTheendofhistoryandthelastman - London, 1992

 

Асимметричность действия информационного оружия особенно проявляется в негативных контекстах. Это могут быть, например, обвинения или опровержения, на которые современное общество реагирует достаточно неадекватно.Мы умеем порождать положительные контексты и не умеем работать с негативными контекстами, которые всегда представляют трудности. Например, было такое - заказ для одной из фирм Санкт-Петербурга: разработать этичный вариант отказа в спонсорстве. Давать деньги - всегда приятнее, чем отказывать в этом, поэтому именно эта задача требует специальной коммуникативной подготовки.

 

Порождение негативных контекстов требует особого умения, а потому - и отдельной специализации. В американском коммуникативном пространстве профессия спин-доктора (spin-doctor), одной из задач которого является исправление ситуации, если она начинает приобретать не желаемое освещение в СМИ. Или он выполняет свою работу еще до того, как событие произошло, чтобы предотвратить неправильное освещение ее в СМИ.

 

Д. Уоттс, цитируя других исследователей, насчитывает пять видов "спина", т.е. "искривления" ситуации ради того, чтобы она приобрела нужную форму * 158:

* 158: Watts D Political communication today - Manchester etc, 1997 - P 121

 

1) до спин - подготовка перед событием;

2) после-спин - наведение блеска на событие;

3) торнадо-спин - попытка направить интерес к чему-то, что реально не вызывает его;

4) контроль кризиса - менеджмент событий, выходящих из-под контроля;

5) уменьшение потерь - менеджмент событий, которые уже вышли из-под контроля, чтобы уменьшить дальнейшие потери

 

Спин-доктора работают как часть медиа-команды. Например, именно спин-доктора готовили "раскаяние" Б.Клинтона в 1998 г. по поводу его связей с Моникой Левински.В результате выступления население изменило свое негативное отношение к Б.Клинтону. Выступление американского президента состоялось только тогда, когда население уже готово было простить его, считая слова раскаяния достаточными для этого.

 

Спин-доктор готовит в информационном пространстве предстоящее событие, или исправляет ситуацию, которая освещается не должным образом в СМИ. Это активное информационное поведение, которое может принципиально влиять на развитие событий в информационном пространстве.

 

В истории американского президентства было выступление Р.Никсона 30 апреля 1973 г., где он отводил от себя обвинения в связи с "Уотергейтом".Отводил неудачно, поскольку в результате этого выступления американское большинство приняло решение о вине президента. Одной из причин этого было то, что публика отреагировала не только на текст, но и на невербальное изложение его, которое передавало возбуждение и вину американского президента* 159.

* 159: Eco U Strategies of lying 11 On signs - Baltimore, 1985

 

Но у Никсона было и удачное выступление 23 сентября 1952 г., которое тоже было ответом на обвинения в наличии тайного избирательного фонда. Просмотрев это выступление через много лет, можно сделать следующие выводы. Выступление Никсона было достаточно человечным, неофициальным. Например, он сказал, что его дети получили в подарок щенка кокер-спаниеля Чекерс, но он не может его отдать, потому что это детский подарок. Этот доклад, кстати, остался в истории под именем этого песика, который умер через 12 лет после этого в 1974 г. 48,9% потенциальной телевизионной аудитории услышали это выступление, длившееся полчаса.

 

Среди рациональных аргументов Никсона было разграничение моральной ошибки и юридической. Он четко перечислил, на что именно сенатор тратил получаемые деньги. Он перечислил все, что они в семье потребляют и сколько это им стоит. Четко подчеркнул, что за все время его жена Пэт не получила ни цента из правительственных денег, хотя работала у него как стенографистка.

 

Но основным преимуществом этого доклада следует считать его эмоциональный компонент. Никсон обнародовал все свои денежные счета по каждому центу. Он использовал эмоции своих детей и жены. Жена сидела чуть вдали и ни разу не посмотрела на своего мужа, камера демонстрировала ее, когда в этом возникала потребность. Никсон говорил открыто, глядя в камеру, иногда заглядывая в текст. Одновременно он выступил против демократов, которые заявляли, что если нет денег, незачем идти на выборы. Никсон в ответ сказал, что не может согласиться с таким утверждением, что политика только для богатых людей. Он активно жестикулировал, то одной рукой, то сразу обеими. Привел в пример письмо одного из избирателей, который прислал ему чек на десять долларов. И это выглядело как его всенародная поддержка. Тем более, что в начале этой речи он говорил о том, что лично на себя не потратил ничего.В этой речи Никсон победил, отведя от себя все обвинения.

 

Асимметричные информационные действия имеют больше шансов на успех, потому что им нельзя найти соответствие. Например, в случае Никсона рациональные обвинения были сняты эмоциональным контрвыступлением, т.е. реально в другой плоскости. Асимметричность - единственный вариант выступления против сильного противника. Для психологической войны это становится нормой, ибо в этом случае речь идет о порождении коммуникативного сообщения, которое выступает в роли "одиночки" против пропагандистской армии противника.

 

Еще одним вариантом асимметричного информационного действия можно считать демонстрации и манифестации, которые сегодня широко используются для организации воздействия на властные структуры через общественное мнение * 160. На них властные структуры не имеют возможности отвечать симметрично, то есть путем проведения собственной демонстрации. Отсюда следует принципиальная асимметричность их действий. В последнее время в Украине является распространенным такой вариант коммуникативного действия, как голодание, который применяется как проявление протеста.

 

* 160: Шампань П Делать мнение Новая политическая игра - М, 1997

 

Асимметричные информационные действия могут стать возможными еще и потому, что противник может "не заметить" их на стадии принятия решения, так как они являются скрытыми от него. Один из таких вариантов возникает, когда действие оппонента реализуется в середине цикла принятия решения - английском: OODA (Observe-Orient-Decide-Act), Украинский: Сордо (Наблюдение - Ориентация - Решение - Действие). Дж Макдональд считает, что именно так действовали, например, татаро-монголы, которые могли исчезать в никуда и появляться неизвестно откуда* 161. Они контролировали большую, даже по сегодняшним меркам, территорию, кстати, используя для этого в числе прочего пропаганду, чтобы посеять страх среди населения. Вообще, одной из особенностей информационного оружия является возможность его незаметного применения, когда страна до последнего момента может не видеть этого спланированного влияния.

* 161: McDonald JW Exploiting battlespace transparency: operation inside an opponent's decision cycle / / War in the information age: new challenges for US security policy - Washington etc, 1997

 

Асимметричность может сработать в специфической модели представления выступления политика по телевидению, когда демонстрируется невнимание к нему со стороны аудитории или когда комментарии журналиста перекрывают выступление политика. Это все то же порождение информации в несимметричной плоскости, возможности которой, как мы видим, достаточно велики.

 

Из истории

 

В историческом плане нас интересуют те этапы развития или коммуникативные жанры, где происходит соответствующая профессионализация коммуникации. Если посмотреть на основные составляющие коммуникативного процесса (коммуникатор, процесс коммуникации, получатель информации), то нас интересует, когда возникают (и почему возникают) профессиональный коммуникатор, профессиональная передача и профессиональные условия восприятия сообщения, есть специальные условия, которые задают возможность процесса коммуникации. Профессионализация одной составляющей, как правило, вызывает профессионализацию других.

 

Среди жанров, которые уже прошли профессионализацию, можно отметить религиозную, литературную, управленческую (включая военную), пропагандистскую коммуникацию. Возьмем, например, религиозную коммуникацию. Для нее характерен не только особый коммуникатор, но и особые условия проведения, задаваемые в пространстве (храм) и времени (службы).Проповедь в храме в средневековье была одновременно и вариантом средства коммуникации, поскольку выполняла функции информирования населения о событиях, происходивших в мире.

 

Военная коммуникация, как и другие виды коммуникации, пытается запрограммировать варианты поведения солдата, например, приказы не обсуждаются. Все это не просто коммуникативные процессы, они одновременно выполняют функции социального управления. Именно в них мы переходим от случайного решения проблемы к системному, профессиональному.

 

Как пример одного из первых вариантов такого решения, на которые опирается современный мир, рассмотрим Древний Рим.И в мирной, и в военной жизни он реализовал много знакомых нам сегодня коммуникативных моделей. Например, именно в Древнем Риме применялись варианты первых избирательных технологий. Боевой дух солдат тоже достаточно интенсивно поддерживался.

 

Рим нуждался в достаточно серьезном программировании человека на поведение настоящего солдата, по сравнению с Древней Грецией. Исходя из таких различий между двумя странами, Рим не имел такого Олимпа богов, как в Греции, в результате чего пришлось находить свои примеры для собственных солдат. (Похожим вариантом можно считать советский период, когда нужно было создавать собственных богов в разных сферах социальной жизни, например, Павлик Морозов или Алексей Стаханов). Рим имел отличную от греческой фаланги форму вооруженного нападения. Если в греческом случае была командная борьба и помощь друг другу, то в римском варианте нападения каждый защищал свою территорию, поэтому назначение каждого солдата было иным. Если в Греции сразу по приказу воин шел в наступление, в римском варианте сначала происходило маневрирование переход на другие позиции, что тоже требовало от солдата иного поведения. Все эти внешние требования создали необходимость по-другому посмотреть на роль солдата, программируя его на нужный вид поведения. Это своеобразный вариант "конструирования будущего". Древнеримский воин, опираясь на большую концентрацию своих возможностей, в результате нуждался и в другом снятии напряжения, поэтому были созданы соответствующие лагеря солдат после военных походов.

 

Чтобы быть успешной, война должна была считаться справедливой. Битве обязательно предшествовало выступление полководца,который должен был сделать солдата по-настоящему храбрым, довести его до высокого уровня готовности к бою. Римляне владели ораторским искусством, чтобы уметь защищать себя в суде, потому что в некоторые периоды действовал старинный закон Цинция, по которому ораторам запрещалось принимать подарки или деньги за выступления в суде * 162. Итак, если ты не защитишь себя сам, тебя никто не защитит.

* 162: Тацит К Анналы / / Историки Рима - М 1969 - С 259-260 572

 

Существенное пропагандистское влияние имели триумфы, которые сопровождали победы римских императоров. Легионы получать деньги и землю, а население в течение недель праздновало победу. Императоры изображались на монетах, что давало возможность вести визуальную пропаганду.

 

Цивилизация все время использует все новые и новые средства визуальной коммуникации для пропаганды для солдат.

 

Человечество изобрело книгопечатания как новый коммуникативный способ получения одинаковых экземпляров одного текста – Библии. Кстати, университеты также учреждаются в этот период, чтобы все могли получить одинаковое образование. В этом есть пропагандистский элемент: порождение одинаковых сообщений всеми возможными в то время каналами.

 

К 1500 г. книги печатали уже в 250 городах Европы. Св. Августин писал, что в его время монахи впервые научились читать не вслух, а про себя. Появляется новый коммуникативный канал, который также сразу начинает служить идеологическим целям.

 

Реформация стала первой войной с применением книгопечатания. Лютер написал 30 памфлетов, которые были на то время бестселлерами, потому расходились большими тиражами. Например, его третий трактат имел тираж 300 тысяч экземпляров, что много даже для сегодняшнего дня. Отсюда возникает проблема контроля: в 1559 г. в Риме был составлен индекс запрещенных книг. Лютер также применил соответствующие зрелищные действия, а не только тексты, чтобы привлечь внимание к своему делу. Например, в 1617 г. он прибивает гвоздями свои девяносто пять тезисов к двери церкви в Виттенберге. Возможно, в неграмотном обществе подобное действо должно производить на граждан большее впечатление, чем просто выпуск памфлетов.

 

Наполеон тоже активно использовал визуальную коммуникацию (монеты, медали, статуи). В обществе создавался соответствующий имидж солдата-императора.Имидж Наполеона помогал создавать художник Жак Луи Давид, который разрабатывал модели одежды, причесок, ставшие символом Наполеона. Во время своей коронации в 1804 г. Наполеон получил корону из рук папы Пия VII, что тоже стало большим пропагандистским событием. Наполеон уделял значительное внимание своим коммуникациям, например, он указывал своим газетам не только, о чем им надо писать, но и о чем надо молчать. Поэтому до 1810 г. у него осталось всего 4 газеты (до этого в 1789 г. начали выходить 60 новых газет). Наполеон занимался контрпропагандой, был среди первых, кто применил то, что потом получило название черной пропаганды: он издавал газеты на оккупированной немецкой территории, псевдоанглийскую газету - в Париже, которую сам и контролировал.

 

Мы видим, что во всех этих случаях требуется подавать информацию в такой форме, которая лучше влияет на ее позитивное восприятие. Только формой в этом случае становится новое содержание или новый контекст, на который и настроен потребитель информации.

 

В России во времена императоров Петра и Павла тоже применяли интересные варианты визуальной коммуникации. В первом случае шла борьба с одеждой в пользу немецкой. Но эта визуальная разница была не такой легкой, потому что в церквях той поры черт изображался именно в немецком платье. Купцов, которые торговали российским платьем, отправляли на каторгу. При Павле была борьба уже с французским платьем как слишком революционным. Это борьба с формой, которая воспринимается не как форма, а как содержание. Достаточно часто в советское время происходил этот вид идеологической борьбы: с галстуками, с джинсами, например, которые рассматривались как проявление буржуазной идеологии.

 

Визуальная пропаганда имеет следующие преимущества: она универсальна (ее понимают независимо от знания языка) и долговременная. Как доказывают психологические эксперименты, визуальные сообщения лучше запоминаются, и дольше хранятся в памяти.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.024 с.)