Пропагандистские действия в XX веке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пропагандистские действия в XX веке



 

С возникновением массового сознания возникает инструментарий, способный с ней работать. Это и массовая культура, и массовые коммуникации, и пропаганда.

 

Первая мировая война стала первым полигоном для испытания идей воздействия на массовое сознание. Например, в течение 1918 г. каждый день поднимались 2 тыс. пропагандистских воздушных шаров, каждый из которых нес тысячу открыток. В октябре того же года более 5 млн. листовок были сброшены на территорию Германии.Появляются настоящие технологии для воздействия на массовое сознание. Интересно, что листовки сохранили свое значение и поныне, их используют во всех военных конфликтах (например, война во Вьетнаме, война в Персидском заливе, чеченская война). Только во вторую мировую войну предложили бомбу Монро – она открывалась на необходимой высоте и выбрасывала все открытки.

 

Великобритания создала специальное бюро пропаганды под руководством Чарльза Мастерман, которое работало с 1914 до 1917 г. Это бюро было настолько тайным, что о его работе не знали даже члены парламента. Одним из тайных задач бюро была работа по привлечению к тайным военным соединениям США. Именно тогда было решено, что лучшими пропагандистами будут американцы. Влиять начали на тех, кто сам имеет влиятельные позиции в правительстве, бизнесе, СМИ. Великобритания также контролировала кабельную связь между Европой и Северной Америкой, что давало ей возможность быть единственным источником новостей о войне, создавая некоторые недоразумения между США и Великобританией. Именно благодаря работе британских пропагандистов, например считают, что Гитлер, Германия проиграли войну именно в этой сфере.

 

Великобритания начала также интересную форму работы с населением нейтральных стран.У своих граждан они взяли адреса людей, с которыми те частно переписывались. И по этим адресам начали рассылать пропагандистские материалы. Таким образом с 1914 по1918 г. они разослали 250 тыс. различных памфлетов и буклетов. Произошло использования уже существующих социальных связей, что сразу усилило действие коммуникаций.

 

США в 1917 г. создали соответствующий Комитет публичной информации под руководством Джорджа Криля.Поскольку в то время еще не было такого влиятельного средства массовой коммуникации, как радио, комитет Криля готовил листовки, плакаты, фильмы и публичные выступления, которые Дж Криль называл бумажными шарами.

Задачами этой работы были:

- мобилизация своих граждан и направление их ненависти в сторону врага;

· убеждения своего населения в необходимости участия США в войне в составе союзных войск;

· развитие дружественных отношений с нейтральными странами, чтобы получить их поддержку;

· развитие дружбы между странами, которые воюют на одной стороне. Основной целевой аудиторией этой пропагандистской кампании была внутренняя (собственная).

 

Комитет Джорджа Криля изобрел форму информирования своего населения, которая позволяла выполнять функции массовой коммуникации без специальных средств, которые мы имеем на сегодня. Были созданы группы так называемых четырех-минуток. Это были докладчики по всей стране, получавших телеграммы с текстом выступления, рассчитанным как раз на четыре минуты. Они выступали с новостями с фронтов в госпиталях, церквах, школах, т.е. в местах массового скопления людей. На комитет Криля работало 75 тыс. докладчиков, произнесли 755 тыс. речей. Такие доклады были представлены для 400 млн. слушателей.

 

К работе с населением были привлечены американские рекламные компании, которые "атаковали" население выставками, плакатами, фотографиями. К 1914 г. рекламная индустрия США уже прочно стала на ноги. Кстати, книжка, которую Дж Криль выпустил после войны, называлась "Как мы рекламировали Америке войну" (1920). Комитет выпустил 75 млн. копий тридцати различных буклетов. Американская киноиндустрия за счет прекращения работы киностудий в Европе стала первой в мире и такие известные фигуры, как Чарли Чаплин, Мэри Пикфорд, Дуглас Фербенкс, снимались в пропагандистских фильмах того времени. Например, в одном из художественных фильмов М.Пикфорд путешествовала во Францию, где собственными глазами видела зверства немецких солдат. Здесь использовался наиболее эмоциональный вариант влияния.

 

Против Германии был использован факт затопления ее подлодкой корабля "Луизитания" в 1915 г. При этом погибло 12 тыс. человек, из которых было 114 американцев. Германия получила соответствующий негативный имидж. Но уже в наше время, в середине 80-х годов XX века, было установлено, что этот пассажирский корабль был использован для перевозки военного оружия. Так что подозрения немецкой стороны имели основания. А тогда это замалчивалось союзниками. И этот инцидент подтолкнул США к войне. Пропаганда также максимально использовала другие ситуации, например, казнь британской медицинской сестры Эдит Каве 9 октября 1915 г., которая помогала британским и французским солдатам переходить в нейтральную Голландию из Бельгии. Все газеты напечатали рассказ о мужестве этой пятидесятилетней медсестры.

 

Подобные формы пропаганды о зверствах противника почти автоматически появляются во время войн. Германский кайзер подавался как "дьявол в шлеме". Использование подобных рассказов о немецких зверствах является типичным примером пропагандистской работы во время войны. Они использовались и во время второй мировой войны, и во время войны в Персидском заливе. Пропаганда противника максимально "раскручивает" такие ситуации. И степень доверия к ним достаточно велика. Это можно объяснить тем, что в кризисной ситуации, а война всегда является такой, люди начинают реагировать на более простые варианты раздражителей.

 

Считается, что Германия допустила такие ошибки в своей пропагандистской работе:

· весь мир увидел зверства немецких войск;

· немцы отвечали на комментарии Би-Би-Си, чего нельзя делать, поскольку это лишь привлекает внимание к враждебной пропаганде;

 

Это не столько ошибки, сколько скорее возможность для противной стороны максимально использовать возможности, которые ему предоставляются. Как только немцы выпустили через год после гибели корабля "Луизитания" медаль в честь этого события, это сразу было использовано пропагандой противника.

 

Во время второй мировой войны впервые были применены методы "глубинного интервью" для того, чтобы построить условную картину мира немецкого солдата. Это делал Генри Дикс, которого называют ведущим аналитиком по психологическим операциям тех времен.Работая с военнопленными, он определил следующие пять категорий среди немцев * 163:

* 163: Katz РР Intelligence for psychological operations / / Military propaganda Psychological warfare and operations - New York, 1982 - P 126

 

1) настоящие нацисты - 10%;

2) почти нацисты - 25%;

3) неполитические немцы - 40%;

4) пассивные антинацисты - 15%;

5) активные анти нацисты - 10%

 

Для второй мировой войны характерна строгая цензура, что мешало работе СМИ. Если, например, репортеры спокойно работали в первую мировую войну, то в начале второй это было уже трудно.Приводят даже такой факт, когда журналист попросил текст листовки, которую миллионным тиражом уже была распространена в Германии, британский чиновник отказал ему со словами: "Мы не раскрываем информацию, которая может быть интересной для противника".

 

Соответствующее управление было создано в середине 1940 г., что сразу упростило ситуацию. Как и в первую мировую войну, контроль применялся на уровне источника информации. Цензура работала до того, как тексты попадали в газеты. Было лишь четыре случая за всю войну, когда газеты попадали в ситуацию вне закона.

 

Достаточно широко в Великобритании применялась визуальная коммуникация. Плакаты были выпущены на все темы, которые известны и нам, включая вариант советского плаката "Болтун - находка для шпиона". Плакаты работали против слухов, призывали к экономному способу жизни, призывали женщин к работе на фабриках.

 

Изменилась кинопродукция. Поскольку нужно было получить поддержку населения, на экранах впервые как герои появились простые люди. Это даже позволило использовать в производстве старые довоенные сценарии. Контроль за процессом киноиндустрии был упрощен тем, что целлулоид, из которого делается пленка, был занесен в перечень военных материалов. Следовательно, ни один фильм не мог быть выпущен, если на него не дали "добро"военные.

 

С сентября 1941 в Великобритании начало работать соответствующее подразделение, занимавшееся политической войной. Достаточно мощно использовалось радио, создавались соответствующие радиостанции, передавали информацию из порабощенных Гитлером стран, например, Нидерландов. Это давало возможность населению этих стран почувствовать сопротивление, которое оказывалось определенными силами внутри страны. В 1942 г. Би-Би-Си проводила работу на 23 языках.

 

В США в июне 1942 г. также было создано подразделение военной информации. Для Голливуда был составлен список важных с позиции военных задач, в который вошли такие:

· разъяснять, почему Америка воюет;

· отражать Объединенные Нации и их народы:

· помогать в работе и в выпуске продукции;

· поднимать боевой дух на фронтах;

· отображать героизм военных

 

Министерство обороны США выделяло ежегодно 50 млн. долларов на создание кинофильмов. Это было необходимо еще и для того, чтобы научить большое количество резервистов военного дела. Семь американских фильмов "Почему мы воюем" были обязательными для призывников, а первый из них "Прелюдия войны" посмотрели широкие гражданскиев целом в 1943 г. С 1942 г. в Лондоне к Би-Би-Си присоединилось американское радио. В 1943 г. "Голос Америки" вел передачи на 46 языках 50 часов в сутки, имея 36 радиопередающих станций.

 

В войсках в Северной Африке под руководством генерала Эйзенхауэра было создано подразделение психологической войны, которое имело дело с листовками и другими видами пропагандистской коммуникации. Затем он бы был подкреплен британскими гражданскими и стал подразделением союзных сил. Дополнительно в Лондоне был учрежден комитет, который должен согласовывать действия военной и гражданской пропаганды.

 

В Советском Союзе для поддержки патриотизма возродили исторические реалии прошлого, вернули старый вариант военной формы, новый статус получила церковь, которую тоже можно рассматривать как канал массового влияния. Уже через две недели после начала военных действий начали показывать военную кинохронику. Особый статус имело художественное кино. К старым фильмам доснимали новые окончания, где герои, например, Чапаев, призывали к борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.Те трудности, с которыми сталкивались люди, можно было преодолеть лишь при интенсивной идеологической поддержке состороны различных видов пропаганды. Советский Союз активно использовал все виды визуальной коммуникации (почтовые марки и открытки, плакаты, монеты), что всегда является достаточно эффективным средством влияния.

 

Гитлер придавал особое значение пропаганде, считая, что причиной поражения Германии в первой мировой войне была именно она. Поэтому вторая мировая война иногда рассматривается такой, где Гитлер получил победу именно на пропагандистском фронте * 164.

* 164: См., например, название книги Герциитейн РЖД Война, которую выиграл Гитлер - Смоленск, 1996

 

Пропагандой в Германии руководили профессионально.Министерство пропаганды и образования с 1933 г. возглавлял Геббельс. Гитлер первым применил самолет в своей предвыборной борьбе, и население удивлялось, как фюрер одновременно может выступать на митингах в двух разных немецких городах. Особое значение имело кино: в 1940 г. количество кинозрителей удвоилось. На пропаганду работало и радио. Немцы использовали свои радиостанции, чтобы создавать впечатление, что это повстанческие голоса из Великой Британии.

 

Приведем некоторые факты.Имидж Гитлера был создан Геббельсом так, чтобы он соответствовал требованиям всех: для солдат он был солдатом первой мировой, для художественной интеллигенции - художником и т.п. Проведение партийных съездов как античных триумфов было после войны продолжено в западных демократиях. Знаменитый фильм Лени Рифенсталь "Триумф воли" рассказывал о партийном съезде 1934 г. После войны, когда ее обвиняли в пропаганде фашизма, она говорила об этом фильме как о документалистике. Немецкая пропаганда запрещала использование слова "мир", чтобы не забивать ненужным головы немцев. Вместо "после войны"или"после заключения мира"рекомендовалось применение только словосочетания «после победы". К октябрю 1944 г. не использовалась модель изображения"зверств"советских войск, чтобы не пугать родственников тех, кто воевал на восточном фронте. Хотя модель представления советского солдата как "скота" на общем уровне применялась.

 

Пропаганда действовала достаточно оперативно. Так, например, сразу возник запрет упоминать в прессе о том, что члены британской королевской семьи посетили место немецкой бомбардировки в Великой Британии, когда было обнаружено, что это вызывает симпатии к ним.

 

Кстати, все время шел достаточно серьезный мониторинг общественного мнения, даже собирались слухи. На слухи отвечали специально сконструированными слухами-ответами. Если население говорило, что большевики не такие страшные, то сразу появлялись контрслухи, которые рассказывали о зверствах большевиков. Слухи собирались на региональном уровне и передавались выше, они систематизировались и на них готовились ответы. Геббельс считал, что роль пропаганды состоит в том, чтобы вербально выразить то, что аудитория носит в сердце.Немецкая пропаганда действовала достаточно системно. Например, определялся тематически "лозунг недели", по которому начинала потом работать вся пропагандистская система. Кстати, сегодня Служба коммуникации Белого дома использует понятие "идея дня", под которой понимают темы "порядка денного" для СМИ, администрация пытается максимальным образом привнести в массовое сознание.

 

В общем, мы можем выделить следующие характерные черты немецкой пропаганды, как системность и динамичность реагирования, что делало ее весьма чувствительной силой. К тому же эта пропаганда работала в закрытом сообществе, куда трудно попасть альтернативным коммуникативным потокам.

 

"Холодная война". Главным результатом "холодной войны" Запад считал, что каждое действие Москвы оценивалась лишь в интерпретации Вашингтона.Любые действия имеют смысл лишь тогда, когда им предоставляют содержание, и это делает именно интерпретация.

 

"Холодная война", как было решено на Западе, должна вестись не в плоскости идеологической, а в плоскости вещей, т.е. не сообщение становилось главным оружием, а контекст, который в будущем помогал порождать положительное восприятие возможных сообщений. Контексты передавались с помощью фильмов, телевидения, вообще культурного обмена. Как это ни странно, но даже выставка абстрактного искусства в СССР, например, финансировалась из фондов ЦРУ, (об этом пишет в своей книге Т. Кларка * 165)

* 165: Clark Т Art and propaganda in the twentieth century - New York, 1997

 

Итак, очень важным был чисто вещественный контекст, который влиял на человека на уровне повседневной жизни. Мы можем составить перечень плоскостей, где велась настоящая борьба, с определением ее как интересной/неинтересной с точки зрения пропагандистского эффекта (табл. 81.1).

 

Среди крупнейших информационных операций со стороны СССР считается попытка связать СПИД с разработками Пентагона, а со стороны США - разработка ситуации со "звездными войнами», которая разрушала экономику СССР, не имели под собой реальных оснований.

 

К своим победам западные специалисты относят также освещение ситуации с гибелью корейского "Боинга-470" в 1983 г. А.Снайдер, один из руководителей ЮСИА, отмечает в своем интервью "Комсомольской правде"(1997, 26 ноября), что они тогда подготовили пятиминутный фильм, который продемонстрировал, как Советский Союз сбивает самолет. Это удалось сделать, стерев из стенограммы переговоров не нужные для пропагандистского сообщения моменты. СССР, как он считает, со своей стороны потратил 100 млн. долларов на кампанию против нейтронной бомбы, включая митинги, манифестации, телепрограммы, публикации в прессе. В результат этого Картер и его западноевропейские союзники отказались от дальнейших разработок в этой сфере.

 

Запад не выиграл "холодную войну", как отмечает П.Тейлор, скорее, можно считать, что Советский Союз отказался от ее продолжения * 166. "Холодная война" продолжалась очень долго и поглотила огромные материальные и интеллектуальные ресурсы двух сторон.

* 166: Taylor РМ Munitions of the mind A history of propaganda from the ancient world to the present day - Manchester etc, 1995 - P 281

 

"Гласность и перестройка" базировались на моделях ведения психологических операций. Если со стороны Советского Союза говорили "лидеры производства", внимание к которым уже исчезло, с другой стороны выступали "лидеры потребления", которые более эффективно влияли на свою аудиторию. Большую роль сыграли средства массовой коммуникации: в известной мере перестройку было осуществлено посредством телевидения. Творческая интеллигенция выступила на одной стороне. Перестройка опиралась также на процессы национального возрождения, которые не были адекватно решены в СССР. В результате был сделан еще один шаг в сближении с западной моделью демократии после "холодной войны».

 

Г.Рогозин, которого когда-то в "Московских новостях" называли "магом Кремля", вообще считает, что было соответствующее психотропное влияние на население. Косвенно об этом может свидетельствовать тот факт, что в то время во всех районах бывшего СССР массово видели HЛO как никогда до этого. "Как только человек видит что-то неизвестное, непонятное, он впадает в транс, а затем в таком состоянии реагирует на общественно-политические явления. А тогда шла большая волна общественно-политических событий, вся страна, не отрываясь, следила за заседаниями Верховной Рады. И вот степень внушения можно корректировать. И нельзя исключать то, что мы имели наложение восприятия одного явления на другое"(Московский комсомолец - 1998 - 10 - 17 дек). Видели HЛO во всех районах СССР, кроме Дальнего Востока. А потом стали видеть там. Г.Рогозин связывает это с установлением на территории Японии соответствующей аппаратуры для дистанционного воздействия на население. Понятно, что это лишь гипотеза. Но она одновременно демонстрирует, что пути воздействия могут быть различными.

 

Война в Персидском заливе требовала решения Америкой трех проблем. Во-первых, следовало доказать собственному населению необходимость военного вмешательства США за много километров от своего дома.Во вторых, необходимо было обеспечить достаточную легитимность этих действий в глазах международной общественности. В-третьих, следовало подорвать боевой дух иракских войск, заставив их сдаться в плен. Как и при первой мировой войне, Саддам Хусейн моделировался как "дьявол" - "арабоязычный Гитлер". Поскольку и те, и другие участники конфликта противостояли США как представители одной арабской нации, по отношению к Кувейту и Саудовской Аравии был использован термин "страны потенциальной демократии", хотя в них за решеткой находилось не меньше журналистов, чем в самом Ираке. Одновременно Дж.Буш объявил несколько тысяч американцев, которые остались в Кувейте, заложниками. Интересно, что все примененные виды описания этой ситуации - "арабоязычный Гитлер", "страны потенциальной демократии", "заложники" - требуют использования оружия, делают это использование вполне легитимным, что и нужно в таком случае для оправдания своих действий.

 

При этом осуществлялось активное обращение к американской мифологии, что позволило привлечь на свою сторону массовое сознание. По этой мифологииСША защищают демократию во всем мире, поэтому участие американских вооруженных сил становится оправданным. Этот метод использовался еще во времена первой мировой войны, когда попытки втянуть США в военные действия аргументировалось тем, что США «защищают свободу всех людей". Как видим, военные действия все время требуют упорной поддержки со стороны масс-медиа.

 

Для обслуживания стран - участниц конфликта были привлечены известные фирмы по паблик рилейшнз. В результате была создана такая ситуация: во время слушаний в конгрессе свидетельствовала девушка, которая рассказывала о том, как иракские солдаты выносили младенцев на бетон. Однако реально эта девушка этого не могла увидеть, потому что была дочерью посла Кувейта в США и принадлежала к королевской семье. Но об этом узнали позже, тогда, сразу после этих слушаний, американское общественное мнение было на стороне Кувейта. Для этого выступления девушка брала уроки актерской игры. Дополнительно акцентировалось, что США на 90 процентов зависят от нефти из этого региона, однако настоящая зависимость составляла лишь десять процентов.

 

Особенностью этой войны были "журналистские пулы", с помощью которых можно было попасть в зону военных действий. При этом журналистам запрещалось самостоятельно брать интервью, фотографировать раненых. В результате этот строгий контроль, особенно над визуальной составляющей, привел к тому, что мир не увидел ни одного убитого американского солдата, ни разбитого американского танка. Даже внезапное окончание войны некоторые аналитики связывают с возможностью показа по телевидению "дороги смерти", на которой были расстреляны с воздуха тысячи иракских солдат.

 

Война в Персидском заливе продемонстрировала достаточно веское пропагандистское воздействие на войска противника: было сброшено 29 млн. листовок, транзисторы, которые работали только на одной волне. Листовки были разработаны после консультаций с арабскими психологами в виде приглашения. Они были построены на ожидании, что арабский мир выиграет в результате этого конфликта. В результате каждый солдат-дезертир имел в руках открытку, которая "позволяла" ему переход к противнику. Три четверти солдат переходили на сторону противника, свидетельствовали, что на них повлияли листовки и передачи. Особенно эффективными были листовки, где сообщалось о следующей бомбардировке. Например, перед тем, как сбросить крупнейшую в мире бомбу размером с автомобиль "жук-фольксваген", войска получили открытку: "Завтра, если вы не сдаетесь, мы бросим на вас самую большую в мире бомбу».

 

Впервые в истории войн случилось так, что CNN вел свои передачи с территории противника. Как отмечает П.Тейлор, это было то самое, если бы во время второй мировой войны в 1944 г. кто-то вел передачи для Би-Би-Си из варшавского гетто* 167. Это можно рассматривать как необычную иллюстрацию феномена "глобальной деревни", к которой пришло человечество.

* 167: Taylor РМ War and the media Propaganda and persuasion in the Gulf war - Manchester etc, 1992 - P 226

 

Другой феномен появился в связи с цензурой визуальных сообщений. Телевидение как визуальный канал, не имея, что демонстрировать, в ответ породило вариант аннимационной войны, удовлетворив потребности своего канала хотя бы таким образом* 168. Именно на это телеканалы потратили почти те суммы, которые потеряли в связи с отсутствием рекламы.Вьетнамская война стала выглядеть устаревшей, поскольку не была так освещена на экране с помощью анимации.

 

* 168: MacArtliur JR Second front Censorship and propaganda in the Gulf war - Berkeley etc, 1992

 

В целом следует подчеркнуть повторения однотипных моделей коммуникативного воздействия в разные времена. Для этого мы можем сравнить приведенные первый и последний примеры: первую мировую войну и войну в Персидском заливе. Можно составить общую таблицу, где приводятся действия США и их союзников в двух военных ситуациях (табл. 828.2).

 

В целом можно отметить, что контроль осуществляется различными составляющими коммуникативного процесса (табл. 83). И исторически можно проследить различные виды этого контроля в различных ситуациях.

 

Благодаря информационному влиянию, определенная проблема перемещается по шкале приоритетов и становится важнейшей. Реально проблема эмоционально насыщается настолько, чтобы стать главной для получателя информации. Одновременно предлагается путь решения проблемы, который должен удовлетворить как источник информации, так и ее получателя.

 

Важным элементом становится кодирование проблемы, перевод из языка источника на язык получателя. Это ярко иллюстрирует пример со Второй мировой войны, когда немецкий солдат получал сообщение "Если ты дезертир, ты спасешь себя", то дезертирами становились лишь маргиналы, на большинство солдат это сообщение не действовало. Было установлено, что немец больше ориентирован на социальные характеристики своего бытия, его следует рассматривать не как "атом", а как "социальную молекулу". Пропагандистское сообщение было изменено на следующее: "Когда ты дезертируешь, ты спасешь свою семью". После уведомления произошло резкое увеличение числа тех, кто решил покинуть ряды своей армии.

 

Анализ самых влиятельных открыток времен войны во Вьетнаме показал, что актуальными были темы смерти и семьи. Тема дезертирства кодировались с помощью других тем, которые больше соответствовали интересам того, кто получает сообщение. Это американские открытки. Вьетнамские открытки, подготовленные для американской армии, проигрывали, как оказалось, из-за применения идеологических тем (например, "американские империалисты"). Вообще, необходимо тестировать открытки перед их применением в реальных обстоятельствах.

 

Особое внимание следует уделять вариантам сообщений. Они строятся на эмоциональной или гедонистической (развлекательной) основе. Дело в том, что чисто пропагандистское сообщение в этом случае уходит на другой план, поэтому ему трудно противостоять. Мы легко оперируем сообщениями, которые идут на первом плане, с другими нам работать намного труднее.

 

Пропагандистский анализ

 

Пропаганда как конкретная технология воздействия за годы своего существования выработала достаточное количество различных моделей, по которым строится информационный инструментарий (отличный от, например, инструментария м массовой культуры или научного дискурса.

 

Дж Джоветт и В О'Доннелл * 169 приводят две модели пропагандистского воздействия Т.Смита: модель изменения источника и модель легитимации источника. В модели изменения источника пропагандист размещает свое сообщение в другом источнике, откуда оно и и попадает к получателю информации (рис 818.1).

* 169: Jouett GS, O'Donnell V Propaganda and persuasion - Newbury Park etc, 1992

 

В модели легитимации источники пропагандист размещает свое сообщение в легитимном для аудитории источнике для того, чтобы потом использовать его в своих целях, опираясь на него, как на чужое, (рис 82)

 

К этому можно добавить модель увеличения влияния сообщение, когда пропагандист принимает сообщение из другого источника, но придает ему значительно больший вес, чем это было раньше

 

Дж Джоветт и В О'Доннелл предложили анализировать пропаганду по таким 10 параметрам

1) Идеология и цели пропагандистской кампании

2) Контекст, в котором происходит пропаганда

3) Идентификация пропагандиста

4) Структура пропагандистской организации

5) Целевые аудитории

6) Медиа-техники

7) Специальные техники воздействия

8) Реакция аудитории на различные техники

9) Контрпропаганда

10) Результаты и оценка

 

Речь идет об объективизации процесса пропагандистского воздействия, что необходимо как для анализа, так и для разработки эффективных пропагандистских сообщений * 170.

* 170: Подробнее см. Почепцов ГГ Теория коммуникации - М; К, 2002; Почепцов ГГ Информационные войны М; К, 2000; Почепцов ГГ Психологаческие операции - М; К, 2002

 

Из истории исследований пропаганды

 

Многие специалисты, которые сейчас с классиками коммуникативной науки в области пропагандистского воздействия, сформировались как ученые этого профиля во время второй мировой войны, когда они получали финансирова ния от военных сил США для большое количество исследований (см. некоторые фигуры в Rogers EM A history of communication study A biographical approach - 1994) В тот период была сформирована достаточно мощная е кспериментальна наука, развитие которой, безусловно, помогло государственное финансирование. Еще одной особенностью этой группы исследователей было то, что почти все они были эмигрантами, и именно военные заказы дали им возможность, которой в противном случае могло и не быть, или она бы растянута на десятилетия, поскольку, попав в США, они сначала должны завоевывать "место под солнцем".

 

Поль Лазарсфельд (1901-1976) поднял коммуникативный процесс до четырех составляющих: кто, что сказал, кому и с каким эффектом. Он занимался оценкой влияния радиосообщений, поэтому во время войны получил военный заказ по этой теме. П.Лазарсфельд также предложил такой инструментарий исследования, как анализатор программ и фокус-группы. Анализатор фиксирует то, что нравится или не нравится а удитории. Динамическое групповое обсуждение проблемы в фокус-группы позволяет исследователю формулировать гипотезы, например, о влиянии сообщений. П.Лазарсфельд также предложил двухступенчатую модель коммуникации, которая сегодня стала основной. В ней между СМИ и аудиторией было определено, промежуточный уровень - лидеры общественного мнения - обсуждение с которыми и вызывает изменения в массовом сознании в начале войны.

 

П.Лазарсфельд предложил своим сотрудникам изучать испанский язык, считая, что после войны американский интерес сосредоточится в Латинской Америке. Здесь он ошибся, ведь план Маршалла был ориентирован на Европу. В целом деньги от военного ведомства составляли половину бюджета его исследовательского бюро, хотя Лазарсфельд предлагал скорее методы исследования, чем конкретные результаты пропагандистских действий.

 

Курт Левин (1890-1947) открывает понятие gatekeeper - тот, кто подстерегает у ворот, не пропуская чужаков, - использовав это понятие для анализа того, как происходит отбор новостей. Это делают редакторы, руководствуясь собственным пониманием того, что хорошо, что плохо, после чего остается десятая часть и меньше того, что реально получили СМИ на входе. К.Левин довольно часто консультировал по вопросам психологической войны и пропаганды американское агентство, которое существовало до создания ЦРУ. Интересно, что понятие gatekeeper тоже возникло благодаря военному заказу, когда надо было привлечь внимание населения к употреблению субпродуктов. Анализ показал, что группа, которая просто слушала лекцию на эту тему, изменила свое отношение лишь на три процента, а когда в группе было проведено обсуждение, в котором приняли участие все, изменение отношения достигло 36 процентов. В этих экспериментах К.Левин рассматривал домохозяйку тоже как gatekeeper, которая позволяет или не позволяет тем или иным продуктам попасть в семью.

 

Карл Ховланд (1912-1961) участвовал в исследованиях боевого духа армии. В некоторые периоды такие исследования были запрещены, например, в мае 1941 г. за семь месяцев до того, как США вступили во вторую мировую войну. В результате исследований, например, было установлено, что пехота худший имидж среди войск, и чтобы спасти, защитить от этого солдат предлагалось ввести специальные значки наступления, искать другие пути мотивации солдата.

 

Основным объектом, который изучал Ховланд, было отношение и его изменения. Большая работа в этом направлении была проведена по анализу кинопродукции, с помощью которой Пентагон пытался, например, тренировать 15 млн. гражданских. В 1942 г. для съемки фильмов на тему "Почему мы воюем" был приглашен известный голливудский режиссер Фрэнк Капр. Было сделано семь пятидесятиминутных фильмов, их тестировал К Ховланд. Недостатком этого анализа было то, что сообщение уже было фиксированным и исследователи ничего не могли изменить. Анализ мог показать, например, что после просмотра фильма 41 процент зрителей хотели воевать, тогда как в контрольной группе эта цифра составила почти 38 процентов.

 

Карл Ховланд с группой изучали также использование страха при построении сообщений. Оказалось, что сильное давление оставляет аудиторию в состоянии эмоционального возбуждения, поэтому этого не следует делать. Изучение подачи аргументив "за" и "против" показало, что для аудитории с низким уровнем образования не стоит подавать негативные аргументы, если же аудитория имеет высшее образование, ей следует подавать два вида аргументов - это увеличивает эффективность влияния.

 

Одним из первых исследователей пропаганды в США был Гарольд Лассвелл (1902-1978), который с помощью квантитативных методов изучал применение пропаганды в первой мировой войне. Именно ему принадлежат первые работы в области контент-анализа. Во время Второй мировой войны он проводил контент-анализ пропагандистских сообщений как со стороны союзников, так и со стороны противников. Он подготовил 60 работников, которые делали контент-анализ 39 иностранных газет.

 

Научный анализ пропаганды, осуществленный на материале Первой мировой войны, получил экспериментальное продолжение во время Второй мировой войны. И именно это использование объективного тестирования, ориентация на широкомасштабные исследования, заложенные тогда, можно увидеть в современных разработках по этой теме * 171.

* 171: См.: Military Propaganda Psychological warfare and operation - New York, 1982

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 774; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.086 с.)