Коммуникативные составляющие психологической / информационной операции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникативные составляющие психологической / информационной операции



 

Психологическая / информационная операция - это прежде всего коммуникация, поэтому нас интересуют типы коммуникативных процессов, наиболее эффективно служат ее целям. Г.Джоветт и В. О'Доннелл определяют пропаганду как манипуляцию символическим окружением, которое может быть без физического окружения, так и с ним * 172. В последнем случае мы имеем вариант влияния новых коммуникативных технологий на сущность пропаганды, то есть изменение условий передачи сообщений формирует те или иные характеристики самого сообщения. На эту тему писал и Ю.Лотман, когда размышлял над проблемой перевода текстов, написанных на разных языках культуры. При таком перекодировании всегда остается доля, которая не поддается переводу, и именно она наиболее удачно воспроизводит сущность этого типа коммуникативного канала.

* 172: Jowett GS, O'Donnell V Propaganda and persuasion - Newbury Park, 1992 - P 157

 

Если мы акцентируем внимание на коммуникативных характеристиках психологической операции, то представители других профессиональных сфер будут видеть в ней черты важные для себя. Именно так писал Д. Маклахан о первом руководителе организации, предшествовавшей ЦРУ, В. Донована: "В 1939 году Донован сказал, что, как он думает,"то, что мы сейчас называем необычной или психологической войной", займет важное место в будущих битвах. Донован считал, что такой необычный результат могут организовать (и управлять им) только разведывательные органы. Это обеспечило бы сохранение тайны, поступления необходимых денежных средств и защиту от политических нападений и шумихи в прессе, а также предоставило бы возможность самому Доновану стать во главе этого дела" * 173. Уже в 1940 г. Госдепартамент должен был с помощью посольств обеспечить сбор информации среди прочего по следующим вопросам: моральный дух (военных, руководителей, гражданского населения); слухи; эффективность английской пропаганды (количество слушающих передачи, качество приема и т.п.), основные настроения (например, недовольство войной, страх перед США и т.п.).

* 173: Маклахан Д Тайны английской разведки (1939-1945) - М, 1971 - С 235

 

Но военные интересы время от времени выходят на чисто коммуникативные аспекты дела. 10 июня 1941 В.Донован обратился к президенту с меморандумом, в котором говорилось следующее: "В современной войне есть еще один н элемент, т.е. психологическое воздействие на моральный дух населения страны. В этом важная роль принадлежит радио. Использование радио в качестве оружия, что эффективно удается Германии, должно совершенствоваться". Один из основателей и руководителей ЦРУ А.Даллес в своей книге по искусству разведки* 174 рассматривает различные варианты политической дезинформации, которые строятся не только на хорошей аналитике, но и на четком знании законов коммуникативного воздействия.

* 174: Даллес А Искусство разведки - М, 1992

 

Важной составляющей психологической операции есть другая аудитория, обычно по определению это всегда аудитория за пределами своей страны.Это обязательно отмечается в соответствующих определениях.Например: "Организация для" международных коммуникаций"означает организацию в одной стране для коммуникаций или с миром в целом, либо с отдельной аудиторией в другой стране" * 175. Поскольку это другая аудитория мы хуже знаем ее язык и культуру. Иногда, считая, что знаем, мы получаем отрицательные результаты из-за реального незнания. Например, полевой устав по психологическим операциям США говорит об использовании во время войны во Вьетнаме туза пик, который для западной культуры является символом смерти. Но это было ошибкой, поскольку этот символ в восточной культуре такого значения не имеет. Или такой пример, как листовки, которые писались на несовершенном японском языке, что вызывало улыбки на первом этапе психологической войны тихоокеанской операции * 176. Действие подобных международных коммуникаций может направляться как на индивидуальное, так и на массовое сознание. Существуют операции по дистанционному влиянию на лидера, что позволяет достигать максимальной точности и в коммуникации. Это становится возможным благодаря детальному знанию этого лица и его каналов коммуникации. С другой стороны, массовое сознание как особый объект тоже подлежит точному и объективному измерению. Успех психологической операции зависит от точности этого исследования.

* 175: Military propaganda Psychological warfare and operations - New York, 1982 - P 55

* 176: Gilmore A You can't fight tanks with bayonets Psychological warfare against the Japanese army in the Southwest Pacific - Lincoln etc, 1998

 

В рамках психологических операций нас будут интересовать два варианта информационных действий

· ввод характеристик;

· замена характеристик

 

Результаты таких исследований периода корейской войны были неточными поскольку исследовался только один коммуникативный канал (листовки), только один тип аудитории (военный противник), специалисты по психологическим операциям получали результаты с опозданием * 178. Также следует отметить, что в 1969 г. только ЦРУ и военное разведывательное агентство являлись единственными источниками таких сведений для открытых программ по психологическим операциям.

* 178: Katz PP Exploiting psyop intelligence sources / / Military propaganda Psychological warfare and operations - New York, 1982

 

Типы характеристик, вводимых определяются тремя основными составляющими коммуникативного процесса - целевой аудиторией, ключевым сообщением и по каналу коммуникации При этом, ключевой коммуникатор (или лидер общественного мнения) также, по нашему мнению, элементом канала, поскольку достаточно серьезно связанный с ним. Исследователи выделяют два типа ключевых коммуникаторов: универсальные, связанные со всеми каналами, и специфические, связанные с конкретным каналом.

 

Сообщение должно соответствовать личностным потребностям получателя информации. Например, во время второй мировой войны пропагандисты передавали немецким солдатам следующее сообщение: "Не лучше ли использовать свою храбрость и силу для собственной жизни, когда Германию реабилитируют после войны?" * 179. Сообщение также не должно атаковать, оно должно говорить с аудиторией на ее языке, признавать храбрость и профессионализм солдат противника. При этом следует подчеркивать неизбежность своей победы и обязательного поражения противника.

* 179: Katz PP Tactical psyop in support of combat operations / / Military propaganda Psychological warfare and operations - New York, 1982 - P 43

 

Внимание при планировании психологических операций уделяется выбору коммуникативного канала, через который может передаваться любое сообщение.При этом даже толпа в американском полевом уставе рассматривается как вариант канала, который одновременно является и получателем этого сообщения.

 

Что касается такого канала, как радио, его эффективность определяют по следующему * 180:

* 180: Katz РР Intelligence for psychological operations 11 Military propaganda Psychological warfare and operations - New York, 1982 - P 149-150

 

· количество и типы приемников, которыми целевая группа;

· обычное время слушание радиопередач;

· запреты и ограничения на слушания «вражеских передач»;

· мощность (чистота аудиосигнала) каждой из станций;

· техника, используемая для глушения;

· какие программы интересуют каждую из целевых аудиторий (новости, драма, опера и т.п.);

· оптимальная продолжительность программы (может целевая аудитория слушать пять минут или пять часов);

· реакция властных элит и целевых групп на программу.

 

Существует также и рецепт на случай отсутствия радиоприемников аудитории. В процессе подготовки к психологической операции во время войны в Персидском заливе в иракские вооруженные силы были сброшены тысячу транзисторов с фиксированной частотой, чтобы предоставить иракцам возможность слушать радиопередачи.

 

Радио одновременно ведет борьбу за доверие аудитории, что особенно касается официальных радиостанций. В случае Би-Би-Си подчеркивается, что существует "необходимость согласовывать репутацию точности, объективности и и, следовательно, достоверности и доверия, достаточно неоднозначным понятием "национального интереса" * 181. Кстати, оценка работы радиостанций в указанные периоды не была очень позитивной из-за нечетко определенной политики * 182.

* 181: Rawnsley GJ) Cold war radio in crisis: the BBC overseas services, the Suez crisis and the 1956 Hungarian uprising / / Historical journal of film, radio and television - 1996 - Vol 16 - № 2

* 182: McLaurin MD Objectives and policy: the nexus / / Military propaganda Psychological warfare and operations - New Yonc, 1982

 

На советском и постсоветском пространстве уровень доверия к источнику информации является очень важным параметром, поскольку довольно часто официальные сообщения не находят поддержки у населения именно из-за низкого уровня доверия. Именно в этой области потеряно важное звено связи между властью и населением, одновременно в США правительственные паблик рилейшнз активно развивались в годы депрессии, когда власть не имела ничего, кроме слов, чтобы предложить своему населению.

 

Популярным средством пропаганды радио было в годы Второй мировой войны (что потом продублировалось в годы "холодной войны"). Тогда для Германии это было основным инструментарием: она имела сеть из 26 радиостанций. Одновременно осуществлялся мониторинг иностранного вещания, чтобы давать отпор слухам. Однако в этой модели есть один недостаток: нет возможности ссылаться на чужие данные, чтобы самому их не распространять. Профессор Я.Засурский в программе "Третий лишний" * 183 справедливо подчеркнул по поводу западной пропаганды в советские времена, она рассказывала нам о событиях внутри страны, а не за ее пределами. Подобные темы всегда будут пользоваться популярностью, если о них молчать.

* 183: Ren TV - 1998 - 29 окт

 

Отношение к листовкам предлагается оценивать по следующим параметрам * 184:

* 184: Katz PP Intelligence for psychological operations / / Military propaganda Psychological warfare and operations - New York, 1982 - P 150

 

· территория, на которой распространяются листовки;

· методы, использует вражеский режим по поиску открыток, используется полиция, силы безопасности, школьники для сбора открыток;

· наказаниях, налагаемых за хранение листовок;

· реакция всего населения на сообщения;

· реакция властной элиты на содержание сообщений;

· реакция целевых групп на содержание сообщений

 

Сообщение может по-разному влиять на характеристики канала коммуникации. Тот или иной канал может перестраиваться согласно информации, которую получает. Например, освещение в масс-медиа во время в войны в Персидском заливе из-за введения особой цензуры на визуальные сообщения отразилось на создании компьютерной графики. Та самая система в новой ситуации может наращивать другие "мышцы". Один исследователь войны в Персидском заливе пишет: "Антивоенно настроенные критики в СМИ обвиняли телевизионные сети в попытке украсить лицо войны с помощью видеографики. Но эта критика не была принята во внимание, ведь сущность хорошего телевизионного дизайна, направленного на то, чтобы привлечь зрителя, одновременно спрятав аспекты, которые отталкивают. Хорошо сделанная графика теоретически способна поднять рейтинг" * 185 Следующий вывод автора еще более серьезный: "Еще никогда ранее старательно сделанное электронное изображение не доминировало в освещении конфликта" (Р 80). Вследствие этого фильмы периода войны во Вьетнаме, которые демонстрировали настоящий конфликт, стали выглядеть устаревшими. Все это еще раз демонстрирует, что канал придает свои характеристики сообщению и благодаря этому зритель видит символическую картину канала, а не настоящие ситуации. Графика вышла на первое место из-за нехватки кадров, т.е. сама сущность канала вступила в противоречие с отсутствием реального заполнения, что проявилось в решении проблемы чисто по-голливудски - с помощью мультипликации, хотя и компьютерной.

* 185: MacArthur JR Second front Censorship and propaganda in the Gulf war - Berkeley etc, 1992 - P 79

 

П.Катц, возможно, немного гиперболизируя коммуникативность психологической операции, положил в основу своей модели именно деление на каналы * 186 Основой этого является стандартное распределение на составляющие коммуникативного процесса: источник!

* 186: Кatz PP Communication theory and research and their application to psychological operations / / Military propaganda Psychological warfare and operations - New York, 1982

 

Р. Маклаурин распределил факторы убеждения на такие * 187:

* 187: McLaurin RD Perceptions, persuasion and power / / Military propaganda Psychological warfare and operations - New York, 1982

 

· факторы источника;

· факторы содержания;

· факторы канала;

· фактории аудитории

 

Престижные источники считаются более достоверными, особенно на непродолжительный период. При этом, если аудитория чувствует, что источник пытается изменить общественное мнение, эффективность сообщений сразу падает. Сближение аудитории и источники увеличивает силу убеждения.

 

В отношении содержания сообщения Е.Беттингхаус писал, что значение содержится не в словах, а в людях * 188. Р.Маклаурин говорит также о значении содержания для невербального действия, понимая под ним поддержку целей действием

* 188: Bettinghaus ЕР Persuasive communication - New York etc, 1968 - P 135

 

С точки зрения аудитории различают сообщения, сила убеждения которых чувствуется или не чувствуется аудиторией.

 

Исследование в области психологических операций, и в области паблик рилейшнз начинаются стак называемого коммуникативного аудита. Этот термин не встречался нам в литературе по психологическим операциям, но работа ведется на первой стадии, полностью ему соответствует, поскольку изучению подлежат коммуникативные модели общества. Средивопросов, изучаемыхестьитакие * 189:

· * 189: Katz PP Intelligence for psychological operations / / Military propaganda Psychological warfare and operations - New York, 1982 - P 130

 

· Как информация попадает к людям?

· Кто зависит от радио и газет или других лиц в получении информации?

· Кто слушает радио и когда?

· Кто может поднять открытку и при каких условиях?

· Кто ходит в кинотеатры?

· Кто читает журналы и какого типа?

 

В результате должен появиться ответ на вопрос, какой канал или комбинация каналов являются желанными для этого типа аудитории. В результате анализа аудитории можно ответить на вопрос, что уязвимы мы, какова восприимчивость к тем или иным пропагандистским сообщениям. После проведения подобного коммуникативного аудита и соответствующего анализа аудитории можно более четко формулировать свои действия и цели. Знание общественного мнения позволяет сделать следующий шаг - попытаться построить национальную модель мира. Такая модель дает возможность увидеть положительные и отрицательные характеристики объектов. Глубинные интервью, позволяющие более четко увидеть ассоциативные и другие связи объектов, как исследовательскую процедуру применил во время второй мировой войны доктор Дикс. В лагерях для военнопленных его представляли не как психиатра, а как сотрудника, который просто интересуется проблемами жизни военнопленных. Он проводил опрос по заранее подготовленными вопросами, в результате имел возможность строить более точную модель мира, которая была характерной для немцев.

 

Во время корейской войны 1951-1952 pp в лагерях для военнопленных таким образом тестировались пропагандистские листовки. Во время вьетнамской войны, как пишут американские аналитики, подобные исследования проводить было не так легко, поскольку Женевская конвенция 1949 года запрещает использовать военнопленных таким образом. Как подчеркивает Катц, особый интерес в этом плане составляют не перебежчики, а, например, враждебно настроенные гражданские лица. Но их сообщения тестируются не так часто. Туристы также дают важную информацию об условиях повседневной жизни чужой нации.

 

В целом исследования имеют следующие задачи: * 190

* 190: Military propaganda Psychological warfare and operations - New York, 1982 - P 152-153

 

· определение целевых аудиторий;

· мотивации и взгляды индивидов и групп выбранных типах аудиторий;

· анализ точек уязвимости с точки зрения психологической операции;

· определения наиболее эффективного содержания сообщений;

· определение коммуникативных каналов;

· оценка эффективности программ по психологических операций

 

Еще раз подчеркнем то, с чего начинали: речь идет о коммуникативных параметрах. Даже детальный (культурный или этнографический) анализ аудитории имеет целью построение более точного коммуникативного потока, к который в результате сможет помочь сэкономить материальные и интеллектуальные ресурсы. Выбор альтернатив во всех этих случаях осуществляется только с точки зрения увеличения эффективности пропагандистской коммуникации.

 

Сфера применения психологических операций в современном мире не сужается, а, наоборот, расширяется. Ф.Тейлор видит следующие причины этого: "Психологические операции не были больше привязаны к традиционному полю боя, поскольку таким полем стало глобальное информационное пространство. Они использовались в конфликтах низкой интенсивности, например, колониальных и партизанских войнах, которые нуждались в высокой интенсивности пропаганды, их использовали при эскалации конфликта во Вьетнаме" * 191. Не меньшее значение придает своей пропагандистской деятельности и противоположная сторона, например, террористы из ИРА.В современном мире роль и статус психологических операций пока не уменьшаются, а возрастают, поскольку возрастают роль и статус информационной составляющей современных цивилизаций.

* 191: Taylor РМ Munitions of the mind A history of propaganda from the ancient world to the present day - Manchester etc, 1995 - P 267

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.037 с.)