Социальная работа с подростками с девиантным поведением 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная работа с подростками с девиантным поведением



Профилактика девиантного поведения – комплекс психолого-педагогических, социально-правовых и медицинских условий, направленных на предотвращение использования подростками моделей социально не одобряемого (девиантного) поведения
 
 
 
Предотвращение возможных физических, психологических и социокультурных обстоятельств подростков и юношей, входящих в группу социального риска  
Сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья  
Содействие и оказание помощи в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала  
Направления профилактики девиантного поведения

 

 

 


Рис.20.1 - Направления профилактики девиантного поведения подростков

Основные подходы к профилактике девиантного поведения
 
 
 
Информационный подход –направленность на информированность о необходимости соблюдения социальных норм и последствий  
Социально-профилактический подход –направленность на устранение причин девиантного поведения  
Медико-биологический подход –направленность на предупреждение возможных девиаций у диц с различными психическими аномалиями  
Социально-педагогический подход –направленность на восстановление или коррекцию нравственных качеств личности посредством педагогических мер  
Применение санкций –направленность на наказание за девиантное поведение  
 
 
Реабилитация девиантов –комплексная технология социальной работы, направленная на восстановление свойств индивида и личности с целью активизации их потенциала в рамках социально-приемлемых моделей поведения
Психологическая реабилитация(направленность на восстановление психологической сферы с акцентом на формирование позитивных установок в сознании относительно своего поведения и самооценки
Социальная реабилитация(направленность на восстановление способности к выполнению адекватных социальных ролей в социуме и дезаномия самого социума)
Медицинская реабилитация(направленность на восстановление физиологических функций индивида)
Профессиональная реабилитация(направленность на восстановление трудового ресурса индивида, пользующегося спросом на рынке труда)
Бытовая реабилитация(направленность на восстановление жилищно-бытовых условий существования клиента и его адаптация к этим условиям)
Социально-экономическая реабилитация(направленность на восстановление материальной обеспеченности клиента социально-правовыми мерами на социально-приемлемом уровне)
Социально-педагогическая реабилитация(направленность на восстановление свойств личности как детерминант процесса социализации)

 

 

 


Рис. 20.3 - Комплексность технологии реабилитации девиантов

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Воспитание педагогической культуры школы, дома, семьи, двора
Организация детских и общественных движений с участием в них «запущенных» подростков
Использование разнообразных организационных форм
Условия профилактики правонарушений среди несовершеннолетних
Использование событийного подхода: воспитание должно быть для подростка цепью разнообразных событий, прогнозируемых и неожиданных, имеющих и для него, и для педагога значительный личностный смысл
Основа воспитательной позиции педагога
Использование пяти точек опоры воспитания: природы, культуры, дела (которые человек делает), людей 9с которыми он вступает в самые разнообразные отношения), «Я сам» как наивысшей ценности
Организация и принятие неформальных групп, позитивное направление их энергии
Организация воспитания подростков в коллективе


Рис.20.4 - Система организации профилактики правонарушений среди несовершеннолетних

Вторичная профилактика –комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (основные задачи – недопущение совершения более тяжкого проступка; оказание социально-психологической поддержки)
Третичная профилактика –комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы (система патронажного сопровождения несовершеннолетних)
Первичная профилактика –комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения (является важнейшим видом превентивных мероприятия в области предотвращения отклонений в поведении подростков)
   
 


Рис. 20.5 - Уровни профилактики правонарушений подростков

«Вычленение» категории несовершеннолетних как особой группы населения с учетом их особого правового статуса
Создание ювенальной юстиции как особой системы правосудия для несовершеннолетних
Комплексность, так как социальная профилактика представляет собой систему мер экономического, социально-политического, правового, психолого-педагогического, воспитательного и организационного характера
Приоритетность данного направления деятельности, от осуществления которого зависят будущее государства, его стабильность как системы и его безопасность
   
 


Рис. 20.6 - Подходы социальной профилактики отклонений в подростковой среде

Социально-педагогическая поддержка в ювенальной юстиции –совокупность воспитательных, корректирующих и реабилитационных мероприятий, организованных социальным работником, и осуществляемых при его непосредственном участии различными государственными и общественными институтами с целью успешной ресоциализации несовершеннолетнего, совершившего уголовное преступление или административное правонарушение
1 этап –знакомство с подростком, выделение главной и сопутствующих проблем несовершеннолетнего
2 этап –разработка программы социально-педагогической поддержки несовершеннолетнего правонарушителя
социальный (улучшение условий жизни, помощь в организации досуга, помощь в трудоустройстве и т.д.)
образовательный (определяет образовательный маршрут ребенка в соответствии с его интеллектуальными и психическими возможностями)
психологический (коррекция личностных особенностей, повышение ответственности за свое поведение, коррекция отношений между детьми и родителями, развитие модели поведения со сверстниками и взрослыми, умение противостоять негативному влиянию)
   
 


Рис. 20.7 -Социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних в ювенальной юстиции

Индивидуальная профилактическая работа –деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий
реализация индивидуальной программы по преодолению социально опасного положения и социальному восстановлению ребенка
своевременное выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении
разработка индивидуальной программы профилактики как набора услуг, видов помощи и отношений, способствующих разрешению проблем несовершеннолетнего
проведение профессиональной объективной диагностики проблем личностного и социального развития, выявление его потребностей, проблем, интересов
Функциональный алгоритм деятельности социального работника


Рис. 20.8 - Функциональны алгоритм деятельности социального работника при проведении индивидуальной профилактической работы

Виды профилактики суицидального поведения

специализированные терапевтические (собственно суицидологические): терапевтические (медикаментозные и немедикаментозные)
общемедицинские: лечебные мероприятия, направленные на устранение соматических последствий (осложнений) совершенной суицидальной попытки
информационно-обучающие: мероприятия, направленные на распространение знаний об особенностях генеза и формирования аутоагрессивного (суицидального) поведения, способах «самопомощи» при возникновении суицидальных проявлений
третичная: мероприятия, проводимые с близким окружением (родственники, друзья) суицидентов, совершивших суицидальную попытку, с целью предотвращения рецидивов суицидального поведения, а также направленные на превенцию формирования суицидального поведения имитационного характера в таком окружении
вторичная: мероприятия, проводимые с суицидентами, совершившими суицидальную попытку, с целью предотвращения рецидива суицидального поведения
первичная: мероприятия, проводимые с суицидентами с целью предотвращения осуществления суицидальных действий
социальные: мероприятия, направленные на изменение социального статуса, социально-экономических условий жизни потенциальных суицидентов
психологические: коррекционные мероприятия, направленные на изменение личностных установок в отношении суицидальных проявлений, повышение уровня психологической защищенности, формирование «антисуицидального барьера»
   
 
 
 


Рис. 20.9 - Виды профилактики суицидального поведения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.113 (0.009 с.)