Социальные проблемы, в том числе негативное отношение со стороны общества
|
Семья с ребенком-инвалидом
|
Проблемы внутрисемейных отношений
|
Самоизоляция, потеря интереса к жизни
|
Рис. 14.1 – Проблемное поле семьи ребенка-инвалида
Проблемы (барьеры, с которыми сталкивается семья с ребенком с ограниченными возможностями и сам ребенок в России)
|
социальная, территориальная и экономическая зависимость ребёнка с ограниченными возможностями от родителей и опекунов
|
при рождении ребенка с особенностями психофизиологического развития семья либо распадается, либо усилено опекает ребенка, не давая ему развиваться
|
выделяется слабая профессиональная подготовка таких детей
|
трудности при передвижении по городу (не предусмотрены условия для передвижения в архитектурных сооружениях, транспорте и т.п.), что приводит к изоляции ребёнка с ограниченными возможностями
|
отсутствие достаточного правового обеспечения (несовершенство законодательной базы в отношении детей с ограниченными возможностями)
|
сформированность негативного общественного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями (существование стереотипа об их бесполезности для общества и т.п.)
|
отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации для людей, в том числе детей, с ограниченными возможностями, а также слабость государственной политики
|
Рис. 14.2 – Проблемы (барьеры, с которыми сталкивается семья с ребенком с ограниченными возможностями и сам ребенок в России)
Формы помощи семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями
|
Социальный патронаж – это обследование семьи с целью выявления социально-психологических, демографических, жилищно-коммунальных особенностей и разработка индивидуально для каждой семьи программы социально-педагогической реабилитации
|
Мобильная бригада реабилитации для детей-инвалидов - оказывает комплексную поддержку семье, где есть ребенок-инвалид. Для этого используется база данных о каждой такой семье в районе, а также данные службы социальной поддержки и учреждений здравоохранения. Специалисты проводят медико-социальное обследование детей с ограниченными возможностями, выявляют вид и объем требуемой помощи, реабилитационного потенциала и общего состояния здоровья ребенка, соблюдая при этом принцип конфиденциальности
|
Школа для родителей. Для семей детей-инвалидов и инвалидов с детства независимо от возраста при центрах и в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях организуются школы для родителей, целью которых является обучение семей навыкам реабилитационной помощи в домашних условиях
|
Дневной стационар. Дневной стационар является одним из звеньев службы комплексной помощи семьям детей-инвалидов. Положительным аспектом деятельности дневного стационара является привлечение родителей к процессу реабилитации и их обучение возможным методикам, чтобы затем полученные знания постоянно отрабатывались в домашних условиях
|
Школы адаптивной физической культуры. Школы адаптивной физической культуры – одно из звеньев службы реабилитации. Основными задачами являются оздоровительно-развивающие, коррекционные, компенсаторные и профилактические заболевания, а также по отношению к вторичным нарушениям, обусловленным основным дефектом
|
Рис. 14.3 - Формы помощи семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями
Этапы социально-психологического сопровождения семьи с ребенком-инвалидом
|
Разработка методики диагностики состояния членов семьи, в первую очередь матери ребенка-инвалида
|
Определение критериев объединения родителей (матерей) в группы для оказания адекватной помощи специалиста каждой конкретной семье
|
Составление программы реабилитации семьи (матери) в психолого-педагогическом, социально-культурной аспекте
|
Проведение реабилитационных мероприятий в соответствии с программой конкретно каждой семьи
|
Организация групп взаимоподдержки родителей
|
Эпизодическое патронирование семьи после проведенных реабилитационных мероприятий
|
Рис. 14.4 – Этапы социально-психологического сопровождения семьи ребенка-инвалида
Психокоррекционный комплекс работы с семьей ребенка-инвалида [24]
Цель – психологическое изучение личностных особенностей матерей, их позиции в воспитании ребенка, межличностных отношений в семье и формирование обобщенных рекомендаций в адрес специалистов, работающих с семьей ребенка-инвалида
|
Нацелен на снятие отрицательных переживаний матерей, активизации их установок на психокоррекционную работу, разъяснение матерям содержания этой работы и возможностей в зависимости от тяжести заболевания ребенка. Цель установочного этапа – достижение у родителей облегчающего и расслабляющего эффекта и создание активной установки на психокоррекционную работу
|
Реализует программу реабилитации детей-инвалидов и их семей и включает: обмен мнений с матерью об основных проблемах ее ребенка; развитие познавательных процессов личности ребенка; ознакомление с достижениями ребенка; работа с матерями в клубах по интересам в Центрах реабилитации; улучшение психологической атмосферы в семье; коррекция родительских установок и позиций; обучение родителей правильным формам общения с ребенком и расширение знаний о психологии семейного воспитания
|
Цель – оценка достижения ребенком положительных результатов социальной адаптации. Повторное психологическое обследование ребенка и его матери; самоотчетность матерей о самочувствии ребенка и семейных отношениях; прослеживание устойчивости ликвидации или уменьшения негативных проявлений у ребенка и у матери
|
Блок 4 – оценка эффективности психокоррекционной работы
|