Технологии социальной работы с людьми пожилого возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии социальной работы с людьми пожилого возраста



Социальная адаптация заключается: в овладении ими ролей, соответствующих статусу пенсионера[18], овладении ценностями, групповыми нормами, стереотипами и эталонами общества в целом и группы пожилых в нем, отождествлении себя с людьми пожилого возраста, обладании свойственными им характеристиками. Спецификой социальной адаптации человека является связь процесса социальной адаптации с социализацией, «врастанием» человека в новый социальный мир.

Реабилитация пожилых людей -это процесс осуществления взаимосвязанного комплекса медицинских, профессиональных, трудовых и социальных мероприятий, направленных на сохранение и восстановление здоровья человека, а также влияние на среду его жизнеобитания[19].

Геронтологическая поддержка представлена следующими видами деятельности: индивидуальное консультирование; медико-социальный патронаж; санитарно-просветительская деятельность; - формирование и организация клубов общения.

Индивидуальное консультирование технология оказания социальной помощи путем целенаправленного информационного воздействия на клиента по поводу его социализации, восстановления и оптимизации социальных функций, ориентиров, выработка социальных норм общения.

Медико-социальный патронаж действует в отношении лиц, страдающих хроническими соматическими заболеваниями, людей с особыми потребностями и пожилых, в том числе переживающих острую или хроническую психотравмирующую ситуацию. Медико-социальный патронаж проводится в виде регулярного контакта с клиентом при непосредственном общении в центре, а также посредством телефонной связи.

Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов это – форма жизнеустройства и социальной поддержки граждан, представляющая собой совместное проживание лица, нуждающегося в социальной поддержке, и лица, изъявившего желание организовать приемную семью.

Адресная социальная помощь – социальное пособие в денежном выражении и натуральная помощь, предоставляемая малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Институт взаимопомощи. Взаимопомощь осуществляется в виде добровольного взаимодействия пожилых людей, которые имеют общие потребности и проблемы.

Технологии социальной работы с людьми пожилого возраста
Социальная адаптация пожилых людей
Реабилитация пожилых людей
Геронтологическая поддержка
Индивидуальное консультирование
Медико-социальный патронаж
Приемная семья для пожилого человека  
Адресная социальная помощь
Институт взаимопомощи пожилых людей


Рис.10.7 – Технологии социальной работы с людьми пожилого возраста

Принципы социального обслуживания граждан

Пожилого возраста

Органы социальной защиты населения призваны поддерживать людей старшего поколения в реализации их возможностей по преодолению сложной жизненной ситуации, содействовать увеличению объема и повышению качества оказания социальных услуг. В целом по России более 5 миллионов граждан старшего возраста, относящихся к категории одиноких или одиноко проживающих, нуждаются в различных видах помощи и социальных услугах. По данным всероссийской переписи населения 2007 года, 77% пожилых граждан проживает в семьях. Одиноко проживает 6,7 млн. пожилых людей, из них 83,5% оставляют женщины. Социальное обслуживание, став неотъемлемой частью государственной системы социальной защиты населения и одним из секторов социальной сферы, по существу, превратилось в социальный институт, то есть устойчивый комплекс социальных служб, нормативных актов, правил, технологий, методик, установок, отражающих социальные потребности различных категорий населения и влияющих на различные сферы деятельности людей в РФ.

Основными принципами деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста являются: предоставление государственных гарантий, обеспечение равных возможностей при получении социальных услуг и их доступности, преемственность всех видов социального обслуживания, его ориентация на индивидуальные потребности граждан, приоритет мер по социальной адаптации и др.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в статье 5 перечислены основные принципы социального обслуживания населения:

1) соблюдение прав человека, уважение достоинства личности;

2) доступность социального обслуживания;

3) осуществление социального обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости гражданина (семьи) в социальных услугах;

4) направленность социального обслуживания на максимально возможное продление пребывания получателя социальных услуг в привычной социальной среде;

5) добровольность социального обслуживания;

6) конфиденциальность информации о получателях социальных услуг;

7) приоритетности социального обслуживания несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальное обслуживание основывается на принципах, призванных установить единые организационные и нравственные основы данного рода деятельности.

Принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста
 
Принцип адресности предусматривает рассмотрение трудной жизненной ситуации в контексте присущих только данному случаю особенностей, а равно и подбор особых средств для ее преодоления
 
Принцип добровольности предполагает оказание услуги индивиду только при наличии его желания получить ее
 
Принцип доступности указывает на предоставление возможности каждому индивиду рассчитывать на определенный минимум услуг без излишних административных барьеров и дискриминации по какому-либо признаку
 
 
Принцип гуманности предусматривает выбор таких средств достижения социальной адаптации индивида, при использовании которых не будут ущемляться его достоинства и нарушаться его права
Принцип конфиденциальности требует соблюдения профессиональной тайны, ибо обнародованная информация о проблеме клиента может использоваться против него самого
 
Принцип профилактической направленности указывает на то, что в процессе оказания социальных услуг необходимо стремиться предупреждать дальнейшее усугубление социальной ситуации индивида или социальной группы


Рис. 10.8 – Принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста

Формы социального обслуживания граждан пожилого возраста
 
Социальное обслуживание на дому граждан, частично утративших способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью (включая социально-медицинское обслуживание);
 
Полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания
 
Стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования)
 
 
Срочное социальное обслуживание граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке
Социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам


Рис. 10.9 – Формы социального обслуживания граждан пожилого возраста

Модель работы с клиентом

Предварительный этап
Посещение семьи (клиента)
Паспорт семьи (первичная информация о клиенте)
Создание информационной базы данных семьи (клиента)
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Диагностика
Определение степени нуждаемости
Определение формы социальной помощи  
Оказание социальных услуг клиенту учреждения
Проведение социально-реабилитационных меропритий в домашних условиях
Консультирование
Полнота и своевременность предоставления клиенту учреждения качественных социальных услуг
Гарантированные государством социальные услуги
Дополнительные социальные услуги

 


 

Под социальной адаптацией понимается то, как старые люди, получившие новые качества в силу возраста, приспосабливаются к обществу, и как общество приспосабливает старых людей к себе
Механизмы социальной адаптации пожилых людей
традиционный (через семью и ближайшее окружение)
институциональный (через институты общества)
стилизованный (через субкультуры)
межличностный (через значимых лиц)
рефлексивный (через индивидуальное переживание и осознание)


Рис. 10.11 – Механизмы социальной адаптации пожилых людей

Задачи социальной адаптации пожилых людей
овладение ролями, соответствующих статусу пенсионера
овладение ценностями, групповыми нормами, стереотипами и эталонами общества в целом и группы пожилых в нем
отождествление себя с людьми пожилого возраста, обладание свойственными им характеристиками


Рис. 10.12 – Задачи социальной адаптации пожилых людей

Геронтологическая поддержка
индивидуальное консультирование
медико-социальный патронаж
санитарно-просветительская деятельность
формирование и организация клубов общения


Рис. 10.13 – Виды геронтологической деятельности

Задачи геронтологических центров
 
получение первичных сведений и анализ медицинских и других документов с целью выявления социально-психологических проблем, а также формулировка гипотезы состояния психического здоровья клиента
 
клинико-психологическое обследование с целью оценки функционального состояния здоровья пожилого человека, изучения его личностных и психологических особенностей, определение уровня психоэмоциональных нарушений для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий, а также определения адаптивных возможностей личности в зависимости от психического статуса
 
восстановительное лечение, предполагающее проведение реабилитационных мероприятий и лечебно-корригирующих воздействий на основе результатов обследования, проведение периодического контроля за динамикой психического статуса и корректировка лечебных мероприятий
 
оценка эффективности реабилитации при проведении вторичного обследования пожилых людей или по окончании курса реабилитации


Рис. 10.14 – Задачи геронтологических центров

Формы индивидуальное консультирование граждан пожилого возраста
 
социально-психологическое консультирование – услуга, заключающаяся в получении информации от клиента о его трудностях, обсуждением с ним этих проблем для раскрытия и мобилизации его внутренних ресурсов и решения социально-психологических задач
 
экзистенциальный подход в консультировании пожилых людей. Цель – мотивировать клиента взять на себя ответственность за свою жизнь, наполнить ее смыслом и новыми ценностями  
 
рефлексивное консультирование – совместное с клиентом осмысление жизненной ситуации, ее анализ, поиск приоритетов, возможностей изменения и развития. Процесс консультирования в этом случае превращается в совместное размышление, а основная задача и функция консультанта – выслушать клиента и понять причины его затруднений и сложностей
 
 
проектное консультирование – поиск и построение возможной программы (проекта) преобразования сложившееся ситуации, ее гармонизации и улучшения. Это консультация – программирование
технологическое консультирование – предполагает поиск оптимальной последовательности действий для решения конкретной жизненной проблемы или задачи. Это консультация – рекомендация
прогностическое консультирование – построение идеальной модели возможного (вероятного) состояния конкретной социальной ситуации. Появляется возможность осознать имеющиеся у клиента перспективы и выработать на этом основании определенную программу действий. Это консультация – предвидение
 


Рис. 10.16 – Формы индивидуального консультирования граждан пожилого возраста

Медико-социальный патронаждействует в отношении лиц, страдающих хроническими соматическими заболеваниями, людей с особыми потребностями и пожилых, в том числе переживающих острую или хроническую психотравмирующую ситуацию  

проводится в виде регулярного контакта с клиентом при непосредственном общении в центре, а также посредством телефонной связи
 
консультации по проблемам здоровья
 
практические советы и рекомендации по социально-медицинским вопросам (гигиена питания и жилища, избавление от избыточного веса, вредных привычек и пр.);
 
санитарно-просветительская работа для решения вопросов возрастной адаптации
 
 
обучение членов семьи основам медико-психологических и медико-социальных знаний для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях
содействие в проведении медико-социальной экспертизы
информирование о возможности получения технических средств реабилитации
 
содействие в обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
 
 
содействие в госпитализации в лечебно-профилактические учреждения
содействие в оказании клиентам медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования
 


Рис. 10.17 – Содержание и формы социально-медицинского патронажа пожилых людей

Задачи создания приемной семьи для граждан пожилого возраста
 
защита прав и законных интересов граждан пожилого возраста и инвалидов
 
обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в социальной поддержке, и их устройства в приемную семью
 
обеспечение достойного уровня жизни граждан пожилого возраста и инвалидов
 
обеспечение государственной поддержки лиц, изъявивших желание организовать приемную семью
Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов это – форма жизнеустройства и социальной поддержки граждан, представляющая собой совместное проживание лица, нуждающегося в социальной поддержке, и лица, изъявившего желание организовать приемную семью


Рис. 10.18 – Задачи создания приемной семьи для граждан пожилого возраста

Цели оказания адресной социальной помощи
 
поддержание уровня жизни малоимущих одиноко проживающих граждан
 
усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан
 
снижение уровня социального неравенства
 
повышение доходов населения
адресное использование бюджетных средств
 


Рис. 10.19 - Цели оказания адресной социальной помощи

Взаимопомощь пожилых людей
Эмоциональная поддержка
Диффузная поддержка
Статусная поддержка
Информационная поддержка
Инструментальная поддержка
«Быть пенсионером тяжело»
«Мы не выброшены за борт жизни»
«Никто лучше пенсионеров об этом не знает»
«Мы нужны кому-то»
«Большой жизненный опыт», «Мудрость пожилых людей»
«Помочь себе – жизненная необходимость и потребность»
Взаимопомощь пожилых людей

 


Рис. 10.20 - Институт взаимопомощи пожилых людей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.242 (0.018 с.)