Тема 1: теоретические основы анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: теоретические основы анализа



ТЕМА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА

Понятие, виды и принципы анализа.

Понятие анализа

Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

Различают макроэкономический анализ (изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей) и микроэкономический (изучающий эти процессы на уровне отдельных субъектов хозяйствования). Микроэкономический анализ получил в нашей стране название АХД.

Возникновение экономического анализа ученые связывают непосредственно с возникновением бухучета и балансоведения. Однако свое теоретическое т практическое развитие он получил во 2-ой половине 19 века. Обособление АХД в специальную отрасль знаний произошло несколько позже – в 1-ой половине 20 века.

Становление АХД обусловлено:

1. Практической потребностью в комплексном и системном анализе в связи с развитием производительных сил, совершенствованием производственных отношений, расширением масштабов производства.

2. Развитием экономической науки. С развитием любой науки происходит дифференциация ее отраслей..

Функции анализа:

1.Изучение тенденций хозяйственного развития в конкретных условиях предприятия.

2. Научное обоснование текущих и перспективных планов.

3.Контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов.

4. Изучение влияния объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов на результаты хозяйственной деятельности.

5. Поиск резервов повышения эффективности функционирования предприятия (на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики).

6.Оценка результатов деятельности предприятия (с учетом достигнутого уровня развития экономики, выполнения планов и динамики показателей, использования имеющихся возможностей) и диагностика его положения на рынке товаров и услуг.

7.Оценка степени финансовых рисков и выработка механизмов управления ими.

8. Разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.

 

АХД – представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработкой рекомендаций по их использованию.

Предмет и объекты АХД.

 

Предмет АХДпричинно-следственные связи экономических явлений и процессов.

Объекты АХДэкономические результаты хозяйственной деятельности (пр-во и реализация продукции, ее себестоимость, использование трудовых ресурсов, финансовое состояние предприятия и т.п.)

Виды анализа:

1) По отраслевому признаку:

- отраслевой (анализ промышленности, сельского хозяйства, строительства и т.д.)

- межотраслевой (теория АХД)

 

2) По признаку времени:

- перспективный (предварительный) – до совершения хоз. операции

- ретроспективный (последующий) – после совершения хоз. операции.

 

3) По пространственному признаку:

- внутрифирменный (изучается деятельность только исследуемого предприятия)

- межфирменный (сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий)

 

4) По аспектам исследования:

- финансовый (изучается, диагностируется и прогнозируется финансовое состояние предприятия и выявляются резервы повышения его устойчивости);

- экономико-статистический (применяется статистическими органами для изучения массовых общественных явлений на различных уровнях управления);

- экономико-экологический (проводят органы охраны окружающей среды, исследуют взаимодействие экономических и экологических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию);

- маркетинговый (применяется службой маркетинга для изучения внешней среды функционирования предприятия: рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения и т.д.);

- инвестиционный (используется для разработки программ и оценки эффективности и инвестиционной деятельности предприятия.

 

6) В зависимости от субъектов (пользователей анализа):

- внутренний (непосредственно на предприятии)

- внешний (проводится органами хозуправления, банками, акционерами, инвесторами и др.

 

Принципы АХД

Проводя АХД необходимо руководствоваться определенными принципами и правилами:

1. научность (анализ должен носить научный характер, использовать достижения НТП и передового опыта и т.д.);

2. комплексность (охват всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннее изучение причинных зависимостей);

3. системность (каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система);

4. объективность (анализ должен базироваться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей реальную действительность);

5. действенность (необходимость практического использования материалов анализа для управления предприятием, разработка конкретных мероприятий);

6. регулярность (анализ должен проводиться регулярно, по плану, систематически, а не от случая к случаю);

7. оперативность (умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь);

8. массовость (участие в проведении анализа широкого круга работников предприятии, что обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся резервов);

9. государственный подход (оценивая результаты хозяйственной деятельности, нужно учитывать их соответствие государственной, экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству);

10. эффективность (затраты на проведение анализа должны давать многократный эффект)

 

Способ сравнения в АХД

Сравнение - сопоставление однородных объектов с целью выявления сходства либо различий между ними. С его помощью устанавливаются изменения в уровне исследуемых объектов, изучаются тенденции и закономерности их развития.

 

В АХД используются следующие виды сравнений:

1. Сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых периодов (дает возможность оценить темпы изменения изучаемых показателей и определить тенденции развития экон. процессов).

2. Сравнение прогнозных данных с данными отчетного периода - применяется для определения намечаемых темпов роста и прироста прогнозируемых показателей.

3. Сопоставление фактического уровня показателей с плановыми - для оценки степени выполнения плана, для определения неиспользованных резервов предприятия).

4. Сравнение с утвержденными нормами расхода ресурсов (материалов, сырья, топлива, энергии, воды и т.п.) – для выявления экономии или перерасхода ресурсов на производство продукции, для оценки эффективности их использования.

5. Сравнение с лучшими результатами работы, достижениями науки и техники( большое значение имеет межхозяйственный сравнительный анализ) – позволяет выявить инновационные возможности предприятия

и другие виды сравнений.

Балансовый способ в АХД

Этот метод широко распространен в практике бухучета и планирования, но определенную роль играет и в АХД.

Он широко используется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, финансовыми ресурсами, сырьем, топливом, материалами, ОС и т.д.

Определяя, например, обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, составляют баланс, в котором показывается, с одной стороны, потребность в трудовых ресурсах, а с другой - фактическое их наличие.

 

Приемы факторного анализа

Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. Одни из них связаны между собой непосредственно, другие – косвенно. Например, на величину прибыли непосредственное влияние оказывают объем и структура продаж, цена и себестоимость продукции. Остальные факторы воздействуют на этот показатель косвенно. Факторы – это элементы, причины, воздействующие на данный показатель.

Каждое явление можно рассматривать и как причину, и как результат. Например, производительность труда можно рассматривать и как причину изменения объема производства, и как результат усовершенствования организации труда.

Если тот или иной показатель рассматривается как следствие, как результат действия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта исследования, то его называют результативным показателем.

Показатели, определяющие поведение результативного признака, называются факторными.

 

Каждый результативный показатель зависит от многочисленны и разнообразных факторов. Чем детальнее исследуется влияние факторов на на величину результативного показателя, тем точнее результаты анализа. Поэтому в АХД огромное значение придается изучению и измерению влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.

 

Факторный анализ – это методика изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

 

Типы факторного анализа

Различают следующие типы факторного анализа:

Детерминированный (функциональный) факторный анализэто методика исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. результативный показатель может быть представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.

Стохастический (корреляционный) факторный анализэто методика исследования факторов, связь которых с результативным показателем является неполной, вероятностной. Если при функциональной зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи каждому значению аргумента соответствует множество значений результативного признака, что зависит от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Например, при одном и том же количестве внесенных минеральных удобрений урожайность может быть неодинаковой в разных хозяйствах.

 

В детерминированном факторном анализе наиболее часто используются следующие факторные модели:

  • мультипликативные – применяются в тех случаях, когда результативный показатель представляет собой произведение нескольких факторов:
  • аддитивные - используются, когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторов:
  • кратные - когда результативный показатель получают делением величины одного факторного показателя на величину другого:
  • смешанные – сочетание в различных комбинациях предыдущих моделей.

 

Типовая задача

Типовая задача

Типовая задача

Проанализируйте выполнение плана по ассортименту продукции организации. Сделайте выводы.

Продукция Выпуск, тыс. руб.
план факт
А    
B    
C    
D    
E    
Итого    

Решение:

Для оценки степени выполнения плана по ассортименту найдем коэффициент ассортимента:

Кассорт= продукция, засчитанная в счет плана/ плановый выпуск продукции = 2400+1800+1000+1230+1000/ 8200=0.9

Вывод: Судя по коэффициенту ассортимента=0.9 произошли небольшие изменения в ассортиментной политике предприятия (за счет небольшого увеличения производства продукции А и E и небольшого cнижения производства продукции B, C и D).

 

Анализ качества продукции.

Качество продукции одна из форм конкурентной борьбы завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества способствует повышению спроса на продукцию на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет увеличения продаж, но за счет более высоких цен.

 

Показатели качества могут быть:

Обобщающие – характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения (Ксорт,V выпуска и т.д.);

Единичные - характеризуют одно свойство (жирность, надежность и т.д.);

Косвенные - штрафы, потери от брака

В ходе анализа изучают динамику вышеуказанных показателей, выполнения плана, причины их изменения, выполнения плана по уровню качества выпускаемой продукции.

У продукции, качество которой характеризуется сортностью, присуще: доля продукции каждого сорта в общем объеме производства, средний объем производства,средневзвешенная цена в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов.

 

Средний коэффициент сортности (Ксорт) определяется отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции 1-го сорта.

Типовая задача

Пример.

  план факт
Фонд заработной платы, тыс.руб., в том числе: - переменная часть - постоянная часть 13 500     15 800     11 600
Объем производства продукции,тыс.руб. 80 000 100 320

Коэффициент выполнения плана по пр-ву продукции = 1.254 (100 320/80 000)

Рассчитаем абсолютное и относительное отклонения по ФЗП:

DФЗПабс=15 800 -13 500= +2300 тыс.руб.

DФЗПотн=15 800 – (9440*1.254 + 4060)=15 800 – 15 898= - 98 тыс.руб.

Следовательно, на данном предприятии имеется относительная экономия в использовании ФЗП в размере 98 тыс.руб.

 

Переменная часть ФЗП зависит от объема производства продукции (VВП), его структуры (УД), удельной трудоемкости (ТЕ) и уровня среднечасовой оплаты труда (ОТ).

Постоянная часть ФЗП зависит от численности работников, количества отработанных дней одним работником в среднем за год, средней продолжительности рабочего дня и среднечасовой зарплаты.

Большое значение при анализе использования ФЗП имеет изучение данных о среднем заработке работников, его изменении, а также о факторах, определяющих его уровень. Поэтому в дальнейшем должны быть проанализированы причины изменения средней зарплаты работников по предприятию, подразделениям, категориям и профессиям. При этом нужно учитывать, что среднегодовая зарплата рабочих (ГЗП) зависит от количества отработанных дней каждым рабочим, средней продолжительности рабочего дня и среднечасовой зарплаты: ГЗП=Д*П*ЧЗП, а среднедневная зарплата (ДЗП) зависит от продолжительности рабочего дня и среднечасовой зарплаты: ДЗП=П*ЧЗП

Расчет влияния факторов на изменение среднегодовой зарплаты работников в целом по предприятию и по отдельным категориям можно произвести способом абсолютных разниц.

В процессе анализа следует также установить соответствие между темпами роста средней заработной платы и производительностью труда. Для расширенного воспроизводства, получения необходимой прибыли и рентабельности важно, чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы роста его оплаты. Если этот принцип не соблюдается, то происходит перерасход фонда зарплаты, повышение себестоимости продукции и уменьшение суммы прибыли.


VВП

Расчет влияния данных факторов на изменение себестоимости отдельных изделий производится способом цепной подстановки (первым изменяется VВП).

 

Эта же модель может быть использована и для прогнозирования уровня себестоимости и финансовых результатов. Предположим, что в следующем году ожидается спад производства на 20% из-за отсутствия платежеспособного спроса на данную продукцию. Удельные переменные затраты остаются на том же уровне. Постоянные затраты есть возможность сократить только на 5%. При таких условиях себестоимость единицы изделия составит:

С= А* 0.95 +b

VВП *0.8

Затем более детально изучают себестоимость единицы продукции по каждой статье затрат, для чего фактические данные сравнивают с плановыми или с данными за прошлые периоды. (сколько затратили топлива, материалов, зарплаты, общепроизв. расходы и др.)

 

ТЕМА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.187.116 (0.06 с.)