Политико правовое учение, понятие, структура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико правовое учение, понятие, структура.



Политико правовое учение, понятие, структура.

Политико-правовые теории наиболее законченном виде часто называют учениями. Учение это совокупность идей концепций, теоретических положений, какой либо отрасли знаний система взглядов какого либо ученого мыслителя, идея это концентрированная выражение нового решения или подхода разрешения какой либо проблемы к её новой трактовке. Концепция это формула выражения основной установки учения, основной теоретический принцип решения какой либо общей теории. Политико-правовые учения разнообразны по форме их изложения: теоретический трактат, философское эссе, политический памфлет, проект конституции. Содержательной стороны политико-правовое учение включает 3 компонента:

1 мировоззренческая логика-теоретическая основа. Как правило она определяется общим мировоззрением той или иной эпохи. Политические учения древности опирались преимущественно на мифологические и философские обоснования. Мировоззрение средних веков было теологическим. Для мышления нового и новейшего времени характерны рационализм и позитивизм.

2 Представление о государстве праве политике как о сущем. О закономерностях их развития о формах социальном назначении принципах устройства государства. Об основных принципах права, его соотношении с государством,личностью,обществом, оценкой существующих государства и права. Этот компонент учения может носить критический или апологетический по отношению к исследуемому предмету характер.

3 Представление о государстве праве политика как о должном. Это программные положения об усовершенствования государства и права. Политических целях и задачах.

Общая характеристика политико-правовой мысли древнего востока

Древнейшие политические учения возникли в странах древнего востока, однако политические взгляды были тесно переплетены с философскими, моральными религиозными и иными представлениями. Их основные черты были следующими:

- оставались сугубо прикладными. Главное содержание состовляли вопросы касающиеся искусства управления а не его сути. Государственная власть в подавляющим большинстве случаев с властью абсолютного правителя.

- политика древнего востока не отделялись от морали и представляли собой этико- политические доктрины.

- для учения Древнего Востока характерно то, что в них не только сохранялись, но и развивались религиозно-мифологические воззрения.

Наиболее развитыми были политические учения Древней Индии и Древнего Китая. Основой индийской традиционной политики являлась понятие Дхарм (божественный закон обычай традиции). Дхарме должны следовать все люди. Эта идеология развивалась в рамках брахманизма который возник в середине 1 тыс. до н.э. Ёще одна ключевая идея брахманизма - разделение общества на варны, каждая варна следует своей особой дхарме.

В конкуренцию с брахмонизмом вступил Буддизм, который считал что люди равны по рождению, исследуют общей дхарме. В индийской мысли сделана одна из первых попыток создать обобщенный образ государства. Выделяется 7 элементов государства

- государь,

- советники,

- страна,

- крепость,

-казна,

-войско,

-союзники

Особое место в истории древнеиндийской мысли под названием артхашастра. Его автором считается мудрый брахман Каутилья.

В Древнем Китае существовало несколько направлений политико-правовой мысли, двумя основными направления были конфуцианство опирающие на традицию и легизм, опирающиеся на законы.

Ученее Аристотеля о праве.

По мнению Аристотеля право присуще только при жизни полиса. Полисное правление это правление закона а не людей т.к самые лучшие люди тоже подвержены чувствам и аффектам. Законы также как и формы государства могут быть хорошими и плохими. В основе права должны лежать принципы равенства и справедливости. Есть два вида справедливости - уравнивающая и распределяющая.. Уравнивающая это арифметическое равенство например все равны в гражданско-правовых сделках. Распределяющая справедливость это геометрическое равенство деление общих благ пропорционально вкладу каждого чтобы обеспечить справедливое распределение власти почести прав и обязанностей надо учесть вклад каждого в общее дело. Аристотель различал естественное или волеустоновленное право. Источник естественного права сама природа. поэтому она не зависит от его признания или непризнания. Естественными от природы называл как семью, собственность, рабство. Волеусловно право устанавливается людьми определенным образом это писаные и не писаные законы (обычаи). Условное должно соответствовать естественному.

Французский утопизм 18 века

Традиции утопической мысли в 18 веке наиболее активно были продолжены во Франции. Жан Милье придерживался взгляда на организационное устройства будущего общества избавившегося от частной собственной как на добровольную федерацию самодовлеющих общин. требуя низвергнуть с трона тиранов, Милье призывает заменить их честными умными и дальновидными правителями. Милье не интересует механизм приобретения этими лицами властных полномочий, правовой статус жизни общества. В работе аАббата Мобли о законодательстве или принципах законов явно просматриваются социалистические идеалы. Мобли ярый противник частной собственности. 18 веке появились сам термин - коммунизм, коммунисты. Морэлли в работе кодекс природы или истинный дух её законов теоретически обосновал строй основанный на общественной собственности и что-то вроде конституции будущего общества. В прошлом был золотой век когда люди подчинялись только законам природы, предписывающим общность имущества и всеобщую обязательность труда. Конец этому положила возникновение частной собственности. Морелли предлагает конкретное законодательство с помощью которого возможен переход к коммунистическому обществу. всего 118 законов. Главные из них 3 - запрет частной собственности, установление права на труд и обязанности трудится, право каждого получать прокормление за счет общества. В будущем обществе Морелли выделял следующие административные территориальные единицы. Каждая единица имеет своего главу или начальника. Он отрицательно относился к идее выборов должностных лиц. Отстаивал принцип очередности занятия должностей, главами семейств. Переход к коммунизму морелли предлагал осуществить с помощью просвещенных монархов к которыми обращался с призывами - исправьте ошибки политики и морали согласно законам природы. В отличии от морра и других своих предшественников излагавших свои идеи на примере вымышленных несуществующих объектов Морелли разработал конкретный проект законодательства коммунистического общества. Фридрих Энгельс считал Морелли первым теоретиком коммунизма. Многие идеи Морелли в последствии воспроизводились Бабувистами - участниками заговора во имя равных 1796года названных так по имени руководителя заговора графа Бобёфа. В конце 18 века в период спада французской революции Бабёф и его сторонники создали революционную организацию которая готовила революционный переворот и выступала за установление революционной диктатуры с целью создания коммунистического общества во Франции. В отличии от прежних социалистических проектов Бабувисты разработали новую стратеги перехода к коммунизма. Захват государственной власти группой революционеров. Поэтому бабувистами можно назвать первыми действующими коммунистами.

Русский либерализм в России

пришел из запада. главные идеи либерализма - права и свободы человека, представительная демократия с разделением властей. Зачатки либеральных идей можно встретить в России у Деснитского. в 1 половине у Сперанского. Но как теория и общественное движение либерализм в России зарождается в 40 - 50 годы 19 века. В силу своего происхождения Русский либерализм имел ряд особенностей. Крупнейшим представителем был Чичерин. Чичерин опирался на Гегелевскую трактовку государства как основного двигателя и творца истории и в этом главное отличие русского либерализма от западного. По мнению Чичерина государство играет еще большую роль чем в европейских странах. С отменой крепостного права государство закончило процесс раскрепощения сословий. Чичерин сформулировал принцип - либеральные меры и сильная власть. Весь народ много постепенно подготавливать к гос. деятельности. крестьяне еще не способны к управлению государством. начинать нужно на местном уровне. С доступом в народно совещательные органы. гражданские свободы обеспечиваются всему населению а политические свободы на первых порах будут только для дворянства. Право по Чичерину это внешняя свобода человека определяемая внешними законами. Постольку закон определяет права и обязанности те свободу с её границами и вытекающими отсюда отношениями то эти границы и есть основное начало права как идеи, как нормы свободы. Профессор гражданского права московского университета затем председатель первой гос думы - главное значение предавал правоотношениям. Он считал что рассматривать право не с нормы и закона а с лежащей в их основе простейшей социальной связи общественного отношения. наука права это прежде всего социологическое изучение юридических явлений. А теория права выступает как часть социологии в широком смысле. Муромцев считал что главной задачи времени создание конституционного стороя в России. профессор Коркунов давал социально психологическое толкования права и государственной власти. Основу права он находил в индивидуальном сознании. В котором различал социальные и социально - психологические аспекты. Он четко выделял две стороны права - объективное право и субъективное право. По его мнению создаются отдельные субъективные права а только потом происходит их общее регулирование нормами. государство по Коркунову - общественный союз представляющий собой самостоятельное принудительное властвование над людьми. Но самостоятельность государства не означает его ограниченности. Коркунов неоднократно высказывался против ограничения избирательного права - поскольку государство по существу своему не отдельным классом, а быть организации всего народа.

политико правовое учение, понятие, структура.

Политико-правовые теории наиболее законченном виде часто называют учениями. Учение это совокупность идей концепций, теоретических положений, какой либо отрасли знаний система взглядов какого либо ученого мыслителя, идея это концентрированная выражение нового решения или подхода разрешения какой либо проблемы к её новой трактовке. Концепция это формула выражения основной установки учения, основной теоретический принцип решения какой либо общей теории. Политико-правовые учения разнообразны по форме их изложения: теоретический трактат, философское эссе, политический памфлет, проект конституции. Содержательной стороны политико-правовое учение включает 3 компонента:

1 мировоззренческая логика-теоретическая основа. Как правило она определяется общим мировоззрением той или иной эпохи. Политические учения древности опирались преимущественно на мифологические и философские обоснования. Мировоззрение средних веков было теологическим. Для мышления нового и новейшего времени характерны рационализм и позитивизм.

2 Представление о государстве праве политике как о сущем. О закономерностях их развития о формах социальном назначении принципах устройства государства. Об основных принципах права, его соотношении с государством,личностью,обществом, оценкой существующих государства и права. Этот компонент учения может носить критический или апологетический по отношению к исследуемому предмету характер.

3 Представление о государстве праве политика как о должном. Это программные положения об усовершенствования государства и права. Политических целях и задачах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1015; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.008 с.)