Понятие и состав правовой науки.

Правовая (юридическая) наука представляет собой большую со­вокупность знаний о государстве и праве, накопленных обществом за всю его многовековую историю. Можно выделить три большие сферы правовой науки: во-первых, знания о современных государ­стве и праве, способах и закономерностях их функционирования и развития; во-вторых, исторические знания, т. е. дошедшие до на­ших времен сведения о ранее существовавших и существующих сейчас системах законодательства, типах и формах государства; в- третьих, историю самой правовой науки во всем многообразии присущих ей политических и правовых доктрин, теорий, концеп­ций, идеологий.

Наука исследует право с системных позиций и потому раскры­вает его во всей совокупности действующих правовых норм и ре­зультатах их воплощения в конкретных отношениях. Современная правовая наука в целом освободилась от чисто нормативистского понимания права и одностороннего догматического, формально­логического анализа источников права. Идея о необходимости ис­следовать нормы права в динамике, анализируя процессы их вопло­щения в конкретных правоотношениях, довольно прочно вошла в сознание современных правоведов, хотя и не всегда получает во­площение в практике научных исследований. Тем не менее в пра­вовой науке немало сведений о механизме правового регулирова­ния и об эффективности действия отдельных правовых институ­тов и нормативных предписаний. Предпринимаются также весьма плодотворные попытки исследовать процессы юридической дея­тельности в ее наиболее значимых сферах: правотворчестве, пра­воприменении, правовой защите прав и свобод личности, иных субъектов права, борьбе с преступлениями и иными правонаруше­ниями. Правовая наука исследует также государство как орган управления делами общества, его органы, функции, закономер­ную связь между ним и правом.

За последние 20 лет наиболее значимые результаты научной деятельности российских правоведов выразились в исследовании таких актуальных проблем правовой науки и практики, как про­блемы: 1) перевода законотворческой деятельности представи­тельных органов государства на сугубо научные рельсы с целью обеспечить принятие качественно совершенных законов как по форме, так и по содержанию; 2) создания эффективно действую­щей системы юридических гарантий реальности, способной обес­печить беспрепятственную реализацию прав и свобод граждан и иных лиц в конкретных отношениях; 3) формирования правового государства, ориентированного на обеспечение примата права пе­ред законами государства и реального действия принципа верхо­венства закона, посредством признания судебными органами ак­тов, принятых с нарушением этого принципа, недействующими; 4) формирования и дальнейшего развития российского законода­тельства в условиях рыночных отношений и признания частной собственности в качестве ведущей формы собственности; 5) обес­печения правовых начал и принципа законности в деятельности органов государства, преодоления пока что присущих ему таких негативных явлений, как коррупция, бюрократизм и инертность в решении актуальных проблем формирования правового государ­ства.



Знания юридической науки о современных государстве и праве органически дополняются обширными историческими сведения­ми о процессах возникновения и развития данных явлений. Пра­вовая наука содержит достоверные, научно обоснованные сведе­ния о причинах, обусловивших появление государства и права в период распада первобытно-общинного строя и возникновения частной собственности; об основных этапах, которые данные яв­ления прошли в своем развитии; о сущности рабовладельческого и феодального исторических типов права; об истории становления и развития капиталистического права, его роли в упрочении и раз­витии гражданского общества и правового государства. Достаточ­но полно изучены особенности функционирования и развития со­циалистического государства и права, история их становления в России и других странах Европы, а также в странах Азии и Латин­ской Америки.

Значительными предстают знания истории правовой науки, ус­ловий ее формирования, а также процессов формирования раз­личных подходов к пониманию сущности и закономерностей го­сударства и права, деятельности выдающихся мыслителей, уси­лиями которых были созданы политико-правовые теории, определившие пути прогрессивного развития государства и права на различных этапах истории общества. В современных условиях заметно усиливается внимание к исследованию истории становле­ния правовой науки, закономерностей ее формирования и разви­тия, что имеет особый интерес для решения задач современного правоведения, повышения его роли в практической деятельности гражданского общества, в сфере формирования правового госу­дарства и обеспечения реального действия прав и свобод человека. Интенсивно ведутся исследования проблем методологии научного познания государства и права и проблемы правопонимания, ре­шение которой способно увенчать ответом многовековой вопрос юристов о том, что же в действительности представляет собой право.

Поскольку огромный массив знаний о государстве и праве, их истории, а также истории правовой науки представляет собой ре­зультат активной специальной деятельности людей, то правовая наука правомерно рассматривается не только как наличное зна­ние, но и как деятельность, благодаря которой эти знания были получены.

Познавательная научная деятельность о государстве и праве, как и всякая деятельность, состоит из двух сторон: объективной и субъективной.

Субъективная сторона правовой науки представлена индиви­дом, человеком, творческими усилиями которого создаются новые знания о государстве и праве либо о правовой науке, истории ее становления и развития. Основной формой развития, совершен­ствования правовой науки является научное исследование, в ходе которого ученый-правовед формирует, производит новые знания о государстве и праве, закономерностях их становления, функцио­нирования и развития.

Как и всякое производство, научная деятельность осуществля­ется по особой технологии, требующей применения специальных правил, методов научного познания и особых мыслительных дейст­вий компетентного специалиста по той или иной проблеме право­вой науки. Результаты деятельности ученого-правоведа характери­зуются получением новых, еще не известных человечеству знаний о государстве и праве. Эти знания объективируются, выражаются в форме письменного текста, доступного для восприятия другими лицами и содержащего как новые знания, так и обосновывающие их аргументы, доказательства. Новые знания становятся частью правовой науки после того, как будут опубликованы в виде моно­графии, брошюры, статьи, иной публикации и станут доступными для самых широких кругов юридической общественности.

Объективная сторона правовой науки существует в виде пред­мета, средств научного познания и конкретно-исторических усло­вий ее функционирования и развития. В итоге правовая наука призвана раскрывать закономерности функционирования и раз­вития права, государства и на этой основе формулировать кон­кретные предложения по совершенствованию действующего зако­нодательства и деятельности государства по управлению делами общества. Названные закономерности существуют объективно и их познание отдельным индивидом, в том числе ученым-правове- дом, является весьма сложной задачей, решение которой требует применения соответствующих познавательных средств — специ­альных методов познания, учета имеющихся знаний о государстве и праве, а также применения современной вычислительной и иной организационной техники.

Следует учитывать, что средства научного познания облегчают, но не гарантируют познание объективных закономерностей госу­дарства и права, поскольку переход от имеющегося знания к ново­му совершается не по правилам логического силлогизма. Большое значение в научном познании имеют интуиция ученого, его спо­собность к неординарному мышлению, умению находить законо­мерное и необходимое там, где его коллеги видят лишь действие случая или воспринимают событие, явление как ординарное.

Объективную сторону науки образуют конкретно-историче­ские условия ее существования, в числе которых решающее значе­ние имеют условия и порядок подготовки научных кадров, поли­тико-правовой режим, определяющий меру свободы слова и мыс­ли деятелей науки, а также формы организации и деятельности научных учреждений, формы и уровень оплаты труда ученых. Все это свидетельствует о том, что научная деятельность нуждается в значительных материальных ресурсах и потому может успешно развиваться лишь в случае финансирования ее расходов государ­ством и обществом. При недостаточном финансировании науч­ных исследований существенно сокращается приток в науку мо­лодых научных кадров, способных обеспечивать объективное и творческое познание исследуемых явлений, тогда как наиболее творческие ученые-правоведы переходят в сферу практической деятельности. Одновременно существенно падает интерес к науч­ным исследованиям, результаты которых опубликовать в условиях недостаточного финансирования не представляется возможным.

Современные общество и государство вынуждены нести значи­тельные расходы на науку, включая правовую, поскольку научная деятельность образует ценный социокультурный институт (фено­мен). Правовая наука, возникшая из потребности обеспечить го­сударство сведениями о том, какими должны быть совершенное законодательство, государственные органы и методы управления обществом, продолжает играть эту роль в современных условиях, обеспечивая современную политико-правовую практику знания­ми путей развития, совершенствования действующего права и го­сударственных институтов общества.

Правовая наука как социокультурный институт оказывает ре­шающее воздействие на многие стороны современного общества и государства, в том числе:

1) является действенным гарантом прогрессивного развития, совершенствования законодательства, его способности обеспечи­вать эффективное регулирование общественных отношений. Мудрый законодатель, желающий принять качественно совер­шенные законы как по содержанию, так и по форме, неизбежно ориентируется на современные исследования правоведов, их предложения о путях совершенствования действующего законода­тельства с учетом имеющихся процессов развития экономики, со­стояния культуры и других социальных факторов;

2) определяет научно обоснованные пути совершенствования правотворческой, правоприменительной практики, борьбы обще­ства и государства с противоправными посягательствами на права и свободы личности, иных субъектов права; разрабатывает пред­ложения о применении в правотворческой, правоприменительной деятельности современной вычислительной техники, иных дости­жений научно-технического прогресса;

3) содержит рекомендации о формах и методах совершенство­вания демократических форм правления, привлечения населения к участию в деятельности государства, в решении актуальных за­дач формирования правового государства; готовит предложения по совершенствованию деятельности органов государственной власти и должностных лиц, преодолению в их деятельности таких негативных явлений, как коррупция, бюрократизм и волокита;

4) выявляет дополнительные юридические гарантии защиты прав и свобод личности, иных субъектов права, а также пути по­вышения интереса управомоченных субъектов к соответствующим материальным и духовным благам и соответственно повышения их активности в реализации субъективных прав и свобод, закреп­ленных действующим законодательством.

Как неотъемлемая часть культуры общества правовая наука наиболее ярко проявляет себя в сфере образования и воспитания. Частью общего и профессионального образования неизменно вы­ступает определенный комплекс элементарных правовых знаний, который должен знать и неукоснительно исполнять каждый инди­вид как член общества и гражданин государства. При этом образо­вание непременно сочетается с воспитанием, каждый обучаю­щийся основам права должен не просто запомнить те или иные принципы и нормы права, но и выработать у себя, во-первых, стойкую установку на правомерное поведение и, во-вторых, ак­тивную жизненную позицию непримиримого отношения к право­нарушениям, совершаемым другими.

Все наиболее значимые достижения юридической науки нахо­дят отражение в учебных программах высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция». Выпускники юридических факультетов вузов получают возможность усвоить новейшие достижения науки, чтобы реализовать их в своей прак­тической или научной деятельности. Таким образом, высокий уровень развития правовой науки, ее научно обоснованные реше­ния актуальных проблем политико-правовой практики являются гарантом высокой культуры деятельности судов, правоохрани­тельных органов и учреждений юстиции, равно как и высокой по­литико-правовой культуры населения. Наибольших успехов в раз­витии политико-правовой культуры общества и государства пра­вовая наука добивается там, где пропагандируемые ею ценности органически дополняются и подкрепляются позитивными про­цессами в сфере экономики, материального обеспечения мало­имущих и нуждающихся членов общества. Особую значимость имеет демократический режим общества, сочетающий реальное обеспечение прав и свобод граждан с их ответственностью за лю­бые посягательства на действующие законы, режим законности. Как показывает печальный опыт правового воспитания в Совет­ском государстве, рассуждения о правах и свободах граждан, не подкрепленные конкретными делами, ничего позитивного дать не могут.

Правовая наука как социокультурный институт достигает своей наивысшей формы в деятельности по формированию контингента научных кадров, а также в организации научных юридических уч­реждений и обеспечении возможности публиковать результаты научной деятельности. От того, насколько велики будут успехи правовой науки на уровне собственной организации и в решении актуальных проблем развития политико-правовой практики граж­данского общества и правового государства, зависит плодотвор­ность ее влияния на процессы развития государства и права и формирования высокой политико-правовой культуры населения и должностных лиц.

Таким образом, правовая наука представляет собой единство системы знаний о государстве и праве, деятельности ученых-пра- воведов, осуществляемой в целях развития, совершенствования системы этих знаний и активного воздействия правовой науки на решение актуальных проблем политико-правовой практики, фор­мирования правовой культуры населения и подготовки профес­сиональных юридических кадров.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь