Некоторые мысли в отношении апологетики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые мысли в отношении апологетики



О библейском учении, философии и апологетике можно узнать много от наших предшественников. Здесь представлены некоторые основные мысли из трудов Иустина, Климента, Оригена, Августина, Ансельма, Фомы Aквинского, Лютера и Кальвина.

 

1. Приспосабливаясь к языческой греческой философии, отцы Церк- ви подвергали риску свою герменевтику; они заменяли историко- грамматический подход к толкованию аллегорическим, который при- шёл от греков через еврея Филона.141 Аллегорическая герменевтика беспокоит Церковь до сих пор. Церковь нуждается в возвращении к чистому, простому, буквальному, неискажённому, объективному, ясному подходу к толкованию Библии.

2. Ранние отцы Церкви слишком часто имели преувеличенный взгляд на человеческую мудрость и поэтому применяли рационалистиче-

 

 
 

141 Horton, The Christian Faith, 473-474; «Александрия была родиной и центром служения Филона, еврей- ского философа, который пытался смешать иудаизм с платонизмом. Школа катехизации в Алексан- дрии (под руководством Оригена и его последователей Климента и Кирилла) следовала тем же курсом в отношении христианства. Для них христианство являлось истинным гносисом, высшим просветле- нием, которого греческая философия ожидала, но не могла в полной мере познать без Христа. Пред- полагая интеллектуальное восхождение из области видимого к созерцанию вечной Истины, алексан- дрийское богословие часто обнаруживает тенденцию к аллегорическому (одухотворённому) толкова- нию. Историческая, временная и материальная реальность служит лишь плацдармом для постоянно возвышающихся, вечных и интеллектуальных реалий. Тенденция объединять историю (внешняя, видимая сфера) с вечностью и материю с духом причинила вред александрийскому богословию в ассимиляции человеческой природы Христа с Его божественной природой. Как платоновские тенден- ции вели аполлинаризм к подмене человеческого разума Христа Логосом, так Кирилл (по крайней мере, вначале) стремился разрушить человеческую природу Христа божественной». Бернард Рамм показывает, как много современных евангельских верующих унаследовали полуаллегорическую гер- меневтику от Августина: «К аллегорическому толкованию Писания Августина привело его бедствен- ное духовное положение. Именно аллегорическое толкование Писания Амвросием осветило для него большую часть Ветхого Завета, когда он боролся с крайним буквализмом манихеев. Он оправдывал аллегорическое толкование, грубо искажая 2 Кор. 3:6, и утверждал, что духовное или аллегориче- ское толкование передаёт настоящий смысл Библии; буквальное же — убивает. По этой „эксперимен- тальной“ причине Августин с таким трудом расставался с аллегорическим методом»; Ramm, Biblical Interpretation, 35.


ский142 подход к Писанию. Вместо развития своей апологетической методологии нам нужно подходить к Писанию с индуктивной экзеге- тикой и смиренным почтением.

3. Ранние отцы Церкви практиковали «интеграционизм», смешивая Библию с языческой греческой философией; конечным результатом этого стало разрушение истины. Интеграционизм также явно подры- вает достаточность Писания. Как апологетам, нам нужно отвергнуть подобный интеграционизм143 и обновить посвящённость достаточ- ности Библии, зная, что Слово Божье даёт ответы на все вопросы, касающиеся жизни и благочестия (2 Пет. 1:3).

4. Ранние отцы Церкви, ассимилируя языческую философию в своё мировоззрение, фактически превознесли метафизическое, которое задушило сотериологическое. Крест и Евангелие не являются цент- ром их трудов. Нам нужно быть, как Павел и другие апостолы, в апо- логетике которых центром был крест. Павел сказал: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я — для мира» (Гал. 6:14).

5. Интегрировав языческую философию, ранние отцы Церкви разбави- ли язык Библии, внедрив в религиозную и духовную речь размытые светские термины и понятия. Подмена языка Библии чуждой терми- нологией всегда создаёт искусственный барьер, отделяющий разум читателя от ясных размышлений о Боге, записанных в Библии — ибо Писание «богодухновенно» (2 Тим. 3:16), имея изначальный автори- тет. Библейский язык нужно беречь и сохранять:

 

Верные Библии служители церкви будут стремиться к тому, чтобы употребляемая ими терминология как можно точнее представляла искон- но библейские термины и понятия Нового Завета. Лжеучителя достигали величайших побед, когда переиначивали библейские слова таким образом, что они противоречили первоначальному смыслу… Большая часть нашей церковной лексики не имеет библейского происхождения и ведёт к ужас- ным заблуждениям… Такая терминология искажает истинную природу

 

 
 

142 Под «рационалистическим» я имею в виду не «рациональный», а скорее то, что в своём мышлении они придерживались разных степеней человеческой независимости.

143 Современные апологеты-традиционалисты считают объединение исключительно важным. Вот что, например, пишет Стэнли Обиттс, профессор философии в Вестмонтском колледже, давая свою пугаю- щую рекомендацию: «Чтобы наилучшим образом познать Божью истину через естественное открове- ние, постичь вселенную, сотворённую и управляемую… библейским Богом, христианин должен при- бегнуть к спекулятивной философии. … Христианин должен критически оценивать открытия и теории, расширившие наше знание о Божьем творении, и вплетать это знание в единую ткань теоретического целого, согласующегося с Библией»; Стэнли Р. Обиттс, «Философия, христианский взгляд» в Теологи- ческом энциклопедическом словаре под редакцией Уолтера Элвелла (Москва, Ассоциация «Духовное возрождение», 2003), стр. 1290-1291.


апостольского христианства и делает его трудным, почти недоступным для принятия. В итоге, большинство наших церквей отчаянно нуждаются в язы- ковой реформе.144

 

Нам нужно противостоять искушению увлечься употреблением слож- ных слов в апологетике, сохраняя вместо этого чистоту библейской лексики и понятий.145

 

6. Лютер и Кальвин провели долгожданную реформу, принесшую очи- щение и нейтрализовавшую западню упомянутых выше приспосо- бленчества и интеграционизма. Реформаторы вернулись к экзегети- ке и буквальной герменевтике; они возносили авторитет Писания, а не ограниченный человеческий разум; отвергли так называемую мудрость мира и оскверняющую практику интеграционизма; были сконцентрированы на кресте и Евангелии, зная, что только в чистом, простом Евангелии есть сила для спасения всех верующих; отброси- ли «ярмо философии», которое душило точные чистые библейские слова. По примеру реформаторов и нам нужна реформация в христи- анской апологетике.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.005 с.)