Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концентрация изменений: другие стороны гештальт-терапии.
В этой главе мы охватим некоторые другие стороны гештальт-терапии. Речь пойдет об экспериментировании, домашнем задании, застревании и движении; ответственности, целеустремлённости и принятии решения. В целом, свободно выражаясь, можно сказать, что все эти аспекты имеют общее: «Я отвечаю за свою жизнь». Экспериментирование. Гештальт-терапия часто описывается с помощью трех «Э»: экзистенциальная, экспериментальная и опытная (Experience - англ. яз. Прим. переводчика). Обычно эти три «Э" перекрывают друг друга. Существовать подразумевает получать опыт и экспериментировать (в большей или меньшей степени). Экспериментиро-
Идет воскресный марафон для пар, в котором я – клиент. Я здесь с любимой женщиной, чтобы работать над нашими отношениями. Но прямо сейчас фокус моего внимания на себе. Особенно на моем сопротивлении быть спонтанно радостным. Занятие близится к концу, я расслабленный и усталый. Группа сидит большим кругом, звучит ритмичная музыка греческого типа. Я чувствую желание встать и танцевать, но я смущаюсь. Я понуждаю себя встать и попробовать. Я сопротивляюсь. Я двигаюсь немного и сопротивляюсь больше. Музыка уже почти закончилась. Я злюсь на себя за упрямое сидение. «Подожди!» - кричу я и встаю, и танцую неуклюже, но счастливо.
Я вытягиваю танцевать свою подругу, и мы празднуем, затем каждый из нас хватает кого-то еще, и скоро почти все танцуют. Я был очень доволен. Итак, эксперимент был спланирован (мной), чтобы помочь мне пережить отличный (от моего обычного) способ бытия и отношений. Я придумал этот эксперимент сам, он пришел из моего неудачного импульса танцевать, из моей робости и последующей самонеудовлетворенности. Я чему-то научился. Вы и Ваш терапевт будете, возможно, придумывать эксперименты в процессе терапии. Эксперимент может быть большой или маленький, такой маленький, как глубокий вдох, или такой большой, как поездка в Индию, но в любом случае он даст Вам возможность чему-то научиться. Домашнее задание. Гештальт-терапия часто включает домашнее задание. Наряду с экспериментом, который проводится на сессии, терапевт может давать домашнее задание, которое он создает сам или в сотрудничестве с клиентом. В основном имеются две причины для домашнего задания. Первая - собрать вместе данные, полученные в терапии; вторая - развивать новые навыки. Возьмем, к примеру, такое качество как уверенность в себе. Предположим, что клиент озабочен своей неуверенностью в себе. Мы можем работать с этим на сессии и/или придумать некоторое домашнее задание, чтобы больше узнать о том, насколько клиент уверен или неуверен в себе в реальной жизни, и как он чувствует и думает во время этого процесса. Джо хочет быть более уверенным в себе. Ему нравится делать покупки. Мы договариваемся, что всякий раз, когда он будет покупать что-либо между сессиями, он будет стараться делать это более уверенно. На следующую сессию он пришел разочарованный, так как он позволил продавцу шин уговорить его сделать покупку, в то время как он хотел достать такие же шины где-то подешевле. Исследуя и переживая
Упражнения. 1. Над чем Вы работаете сейчас в терапии? Годится ли этот материал для того, чтобы собирать данные или развивать навыки, используя домашнее задание! Если да, то напишите здесь домашнее задание для себя:
2. Выполните его, когда Вам будет удобно. Опишите результат. 3. Вы научились чему-то, что поможет Вам работать дальше?
Застревание и движение. Так часто бывает в терапии и в жизни, что мы чувствуем, что застряли. Или мы не идем никуда вообще, или мы еще ходим взад и вперед: продвигаемся и принимаем решение в один день, а на следующий - идем назад и меняем наше мнение. Возможно, мы застряли с головоломкой по 'поводу нас самих. Или просто застряли, потому что ничего не происходит в терапии: нет снов, нет сильных чувств, нет фокусных вопросов. Это отвратительное, фрустрирующее состояние. Ах, было бы большой мудростью прямо сейчас знать, что с этим делать, и дать Вам формулу, как освободиться от Вашего застревания. И я знаю, что делать: чтобы избавиться от застревания, нужно стать им, принять Ваше застревание, быть с ним в хороших отношениях. Великий совет: стань застреванием. «Но я уже застрял, ты, задница»! - это Ваш ответ и он вполне подходящий. Но Вы недостаточно поняли смысл моего сообщения: заинтересуйтесь Вашим состоянием, поживите в нем, исследуйте его, доверяйте Вашему естественному процессу. Момент, энергия, время для трудной работы настанет. Это может быть сновидение, чувство, фокусирование, экспериментирование, риск - любое состояние. Тогда развяжите канаты, разверните паруса и выплывайте в не отмеченные на карте воды, испуганно и отважно.
Я действительно болезненно застрял. Моя женщина хочет простора - чтобы исследовать себя, чтобы экспериментировать с жизнью, чтобы расти, чтобы учиться. Однажды я сказал: «Да, иди, я поддержу тебя». На следующий день я сказал: «Не оставляй меня одного». Я доказывал, умолял, обосновывал, плакал - совершал все трюки, которые, как я мог думать, защитят меня от моего страха быть покинутым. Выдался на редкость плохой день, в течение которого я чувствовал обжигающую боль внутри весь день. Я был особенно противный и злой в споре с ней и выиграл возмущенное принятие от нее моей непрочной позиции. Я эмоционально измучился от моих колебаний и ссор. Я иду в кино, смотрю «Ганди», но сосредоточен на ее эгоизме. Я просыпаюсь в три часа утра от болезненного сна об одном из моих детей - слезы горячо заструились по моему лицу, спазмы разрывают мои внутренности, я призываю её имя, отчаянно, умоляюще, по-детски... по-детски... по-детски. Я, подобно маленькому ребенку, боюсь, что мама не будет любить меня больше, потому что приходит новый ребенок. Я представляю маму, которую я схватил: «Мама, не покидай меня. Стань здесь. Я боюсь, что ты никогда не придешь назад». Я заснул измученный. На следующий день боль вернулась, она продолжалась весь день. Потом вечером моя женщина приходит в мой дом - сдержанная, вежливая, возмущенная. Мы говорим интимно, еще сдержанно - честно. Она хочет расстояния, я хочу близости. Наконец, я понимаю, чтобы иметь шанс для близости, я должен рисковать опасностью расстояния. Я ушел из застревания. Испуганно, но свободно я произношу слова: «Иди, иди, люблю тебя, я поддержу тебя. Я буду здесь для тебя, когда ты вернешься» (мама, иди к твоему новому дитяти, наслаждайся им, я буду ждать с нетерпением, когда ты вернешься, возможно, я смогу научиться любить моего маленького брата тоже).
Я свободен от застревания - еще испуган, временами одинок, но двигаюсь.
Это общая формула - неопределенная, но ясная. Живите в застревании, материал для работы будет проявляться - используйте его, чувствуйте его, рискуйте. Ответственность, целеустремленность и решения. Это три больших понятия в гештальт-терапии. Они взаимно соотносятся, поэтому я буду говорить о них вместе. Первое - понятие личной ответственности. Я ответственен за качество и направление моей жизни. Я могу попытаться обойти это, используя безличный язык (см. 2 главу) и оправдания, но, в конечном счете, я должен овладеть этим, в основном я создаю мое существование, мои действия имеют цель и мое поведение образует решения. Это противоположно безделью. О.: Что ты делал сегодня? О.: Ничего? А.: Ничего. О.: Тебе нужно делать что-либо? А.: Нет, ничего; я только пошлялся вокруг дома, много спал, ел немного, смотрел телевизор. О.: О, так ты хотел расслабиться, отдохнуть и полениться? А.: Да, хотел. Я полагаю, ты можешь объяснить это таким образом. О.: Я могу и я объясняю. Ты решил отреагировать на свою усталость, специально делая вещи, которые могли бы восстановить и освежить тебя. Это подходит? А .: Правильно, да, О. Можно конкретизировать и распространить этот диалог на многие фрагменты нашей жизни, включая такие маленькие, как вышеприведенный эпизод, и такие большие, как карьера и отношения и т. д. Это не только случается, мы делаем это. Все эти вопросы, эксперименты, определяют цель терапии - действовать с осознанием, развить больше навыков, контролировать слово «Оно». Исключение составляет, конечно, то, что здесь не оно, здесь я. Это горькая таблетка, ее трудно проглотить, но я есть тот, кто я есть, потому что я выбрал эту дорогу. Если я не желаю больше оправдывать изнурительную ворчащую, полную стона и отчаяния жизнь,и, наконец, посмотреть на себя без страха, если я действительно хочу измениться, я могу. Если я не хорош - это мой выбор. P.S. Еще никто не говорил, что это было легко.
Глава 8. Смысл всего нового.
Слово «Гештальт» значит целое[7] и одна из главных целей терапии дать картину или чувствование Вас как целого. Другими словами, что Вы представляете собой как целое! Какой Ваш полный портрет? Это требует многих размышлений, многих чувств и много руководства от терапевта.
Вместе мы ищем существенный принцип Вашего бытия, основные темы Вашей жизни, исследуем их происхождение в детстве или позднее, их выражение в настоящем и пути, которыми они могу быть изменены. Все предыдущие техники и понятия могут быть полезны в этом исследовании. Еще один метод, который мы пока не упоминали, называется «раннее решение». На самом деле это - искусственное образование, мы
Я исследовал в терапии одно из моих ранних решений - преследовать женщин, которые были недостижимы или наверняка очень трудно достижимы, поскольку они уже были вовлечены в отношения с другим мужчиной или имели некоторые жизненные цели, несовместимые со мной и т. д. Легко достижимые женщины обычно надоедали мне очень быстро: нет вызова - нет интереса. Исследуя мое детство, мы выяснили, что «раннее решение» выросло из проблемы взаимоотношений с моей матерью, возникшей с рождением брата, когда мне было всего 14 месяцев. Я выражал его через борьбу за любовь мамы с помощью болезни, плохого поведения и т. д. Легко увидеть обе –позитивную и негативную стороны этого «идущего за проблемой» решения. Иногда они частично совпадают, и я путаюсь. Например, когда преследование кого-то есть
Ищите в Вашей собственной терапии появление Ваших жизненных тем. Возможно, они не придут сразу, но постепенно возникнут, благодаря различной работе, которую Вы делаете. Эти главные темы относятся к Вашим отношениям с людьми и к окружающему. Они говорят о контакте, чувствах, достижении, целях и т. д. Возьмите в руки свое Я - это очень центрирует и стабилизирует. Тревога или трудное время не исключается, но обычно меняется восприятие катастрофы и паники на управляемое восприятие чувства разочарования, боли или печали. Когда эти темы и их происхождение станут яснее, можно будет запланировать направление для их изменения и затем продвинуться вперед.
Глава 9.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.014 с.) |