Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Осознавание и фокусирование.
Начальная цель гештальт-терапии – способствовать осознанию. Чем лучше Вы узнаете свое тело, свой ум и свое окружение, тем более Вы способны создавать живой, важный для себя опыт, и, таким образом, можете улучшать качество своей жизни, что позволит Вам, в конечном счете, принимать удовлетворяющие Вас жизненные решения. Это наше убеждение.
Один мой личный опыт был особенно драматичен. Я принимал участие в гештальт-группе равных участников, то есть группе без лидера. Мы все были опытными терапевтами – и в этом было большое преимущество. Я вспоминаю эту сцену: лежу на полу, на спине и Алан, терапевт-биоэнергетик, много работающий с телом, трет мне грудь круговыми движениями. Я чувствую свою печаль и тоску. Но о чем? Я начинаю что-то артикулировать. Звук появился из моего рта. Это был звук «Э». Я борюсь с этим состоянием, и, наконец, выходит: «Эй, Эй!». Я осознаю, что произношу имя женщины, которую я люблю. «Эй» - сокращенное от «Эйлин». Наконец я выговариваю «Я хочу Эй!». Я плачу. Я стал осознавать мое желание быть с ней. Вскоре после этой ситуации я решил разойтись со своей женой. После 5 лет мучительной нерешительности я, наконец, осознал то, в чем я нуждаюсь и чего очень хочу, и я понял причину дискомфорта внутри себя.
В гештальт-терапии терапевт долго работает, чтобы обеспечить осознавание клиента, Ваше осознавание. Давая ему обратную связь, он находится с ним в постоянном контакте и предлагает эксперименты с движениями тела, с голосовым паттерном и стилем, исследования, проясняющие взаимоотношения между ним и клиентом. Хотя в гештальт-терапии существуют и другие задачи, к примеру, поддержать человека эмоционально и использовать все пути для улучшения межличностного контакта в окружающем его мире и так далее, они все подчинены цели осознавания. Где есть осознавание, появляется целостность. Я предполагаю, что для человека невозможно тотальное осознавание, как и тотальное что-нибудь еще. И все люди до вступления в терапию уже имеют некоторую степень осознавания. Очевидно, мы не могли бы выжить без этого. В гештальт-терапии мы нацелены на развитие осознавания, которое часто недостаточно развито. В некоторых областях жизни люди не могут улучшить свое осознавание и не могут быть в терапевтических ситуациях. Хороший путь начать этот процесс осознания – улучшения – спуститься к истокам проблем, к своим основам.
Мне нравится определение, данное Евгением Гендлиным в книге «Фокусирование»[3]. Он разделяет осознавание на 3 аспекта: осознавание ощущений, чувств, мыслей (или других мыслительных процессов, таких как фантазии, образы, воспоминания и т.д.). Он утверждает, что терапия идет успешно, когда клиент может соединить воедино ощущения, чтобы опознать чувства, связанные с ними, и соединить оба (ощущение и чувства) с ментальными процессами.
Вот пример разъединения этих аспектов функционирования – осознавания из моей жизни, из юности. Поздно, около 1 часа ночи. Шейла и я только что решили расстаться навсегда. Скорее, она сообщила мне, что все кончено между нами. Я привез ее домой, мы оба стоим возле моей машины. Она говорит: «Прощай» и идет внутрь дома. Внезапно я понимаю, что слышу чье-то рыдание. Я поражен: «Кто плачет?». Я был предельно заинтригован. Внезапно я ощутил, что лежу на земле: «Почему я на земле, как это»? Мгновение позже я осознал, что плачу я. Это Я. Невероятно, несколько мгновений я был, как бы точнее сказать, вне пределов досягаемости, не осознавал собственного плача, собственной печали, своего падения и своих мыслей относительно разрыва с Шейлой. Другой пример, более светский, об интеграции трех базовых аспектов осознавания: восприятий, чувств и мыслей. Я сижу в зрительном зале на концерте маленькой авангардной музыкальной группы. Я стал осознавать некую напряженность в моей груди и беспокойство в конечностях: (ощущение). Я понял, что я напряжен и недоволен (чувства и эмоции). Я концентрирую свое внимание на том, что происходит в моей голове, где возникает мысль: «Я услышал все, что я хотел, и сейчас я немедленно хочу уйти». Что я и сделал. Если бы я недостаточно осознавал, что происходит со мной, и продолжал сидеть там, где я был, испытывая дискомфорт, представляю себе, что Вы могли тогда увидеть. [4] Я считаю технику фокусирования очень полезной в начале терапии, для того чтобы повысить или улучшить навыки осознавания. Мне также нравится использовать ее, когда клиент «застрял» (см. глава 9 «Застревание»). Если Вы читали книгу Евгения Гендлина «Фокусирование», Вы отметите некоторые небольшие различия между указаниями Гендлина и моими. Это действительно так, я несколько изменил его подход, так как эти изменения были для меня полезны. Подобным образом и Вы тоже можете сделать изменения в моей методике, которые покажутся более удобными для Вас. Здесь, конечно, нет ничего неприкосновенного. (Вы можете захотеть сделать это любыми другими экспериментами и упражнениями, предлагаемыми в руководстве).
Упражнения. Общая настройка. Можете лечь или сесть в удобной позиции, глаза закрыты. Сначала несколько минут послушайте Ваше дыхание. Опишите его (оно глубокое, поверхностное, быстрое, медленное, громкое, приглушенное). Затем (находясь в удобной позиции, глаза закрыты) проведите полный обзор тела от головы до пальцев ног или в обратном направлении – от пальцев ног до головы. Составьте предложения, начинающиеся со слов: «Я осознаю». Например: «Сейчас я осознаю, что мои пальцы согнуты (или расслаблены, или холодные и т. д.)». Это упражнение лучше сначала записать (самому или с помощью друга) на магнитофон или на бумагу, поскольку Вы произносите предложения вслух. Я предлагаю вам систематически продолжать тренировать Ваше внимание, направляя его вверх или вниз по телу. Например: макушка головы, лоб, глаза, нос, и т. д. Когда Вы будете проходить эти области, не обойдите своим вниманием осознавание Вашего голоса, хотя мы будем изучать голос в главах 2и3. Прежде чем читать дальше, выполните цикл уже данных инструкций. Фокусирование. В своей работе Гендлин предлагает совершать до тех пор описанные ниже последовательные циклы из 3 шагов, пока клиент сам не ощутит завершенность. Хорошо, если этот цикл Вам нравится. Или Вы можете начать с шага 3, следуя вашим мыслительным процессам. Можно делать это упражнение одному или с Вашим терапевтом или другом-любителем, или с любым другим профессионалом. Я рекомендую новичкам в терапии ежедневную разминку (только несколько минут) в этой технике, это хороший путь для улучшения Вашего осознавания и Вашей терапии. Попробуйте еще раз:
Шаг 1. (Физические ощущения). Запишите самые заметные физические ощущения, которые Вы осознаете прямо сейчас. Шаг 2. (чувства и эмоции). Назовите чувства или эмоции, соответствующие этим ощущениям. Шаг 3. Позвольте появиться всему, что придет из этих ощущений и чувств, будь то мысль, воспоминание, образ, фантазия. Повторяйте последовательность из 3 шагов до тех пор, пока не почувствуете удовлетворение или завершение.
Глава 2.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.007 с.) |