Оргнизация физкультурно-оздоровительной УДО 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оргнизация физкультурно-оздоровительной УДО



К физкультурно-оздоровительным мероприятиям в режиме дня УДО относятся: утр. гимн., физкультминутки, п/и и физ.упр. на прогулке, гимн. после сна, дом. задания по физ. культуре.

Утренняя гимнастика обеспечивает организованное начало дня, дает возможность переключить внимание детей на совместные формы деятельности. Она направлена главным образом на

поднятие эмоционального тонуса, активизацию деятельности организма ребенка. Средством утренней гимнастики выступают простые физические упражнения (строевые, общеразвивающие, основные виды движений) в сочетании с закаливанием. Все виды используемых в утренней гимнастике физических упражнений должны быть хорошо знакомы детям. Важным компонентом утренней гимнастики является музыкальное сопровождение.

Проводится утренняя гимнастика ежедневно (до завтрака) в течение 7-8 мин с детьми 4—5 лет, 10 мин — с детьми 6 лет. В холодное - в помещении, в теплое - на воздухе.

Начинается утренняя гимнастика с кратковременной ходьбы, которая чередуется с бегом, подскоками, упражнениями на перестроение и ориентировку в пространстве. Затем следуют упражнения общеразвивающего характера: для мышц рук и плечевого пояса, мышц туловища (спины и живота), мышц ног. Эти упражнения выполняются из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа). Далее выполняется подпрыгивание на месте или проводится игра большой подвижности, хорошо знакомая детям. Заканчивается утренняя гимнастика спокойной ходьбой, выполнением дыхательных упражнений с целью снижения общего возбуждения организма.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста в комплекс утренней гимнастики включают 4— 5 упражнения, старшего - 5—6. Они выполняются в разном темпе, что позволяет увеличить нагрузку на организм ребенка. Упражнения проводятся в разных построениях (круг, колонны, шеренги, в свободном построении, в шахматном порядке). Они могут иметь образно-имитационный характер, возможно также создание единого сюжета, состоящего из имитационных упражнений.

В старшей группе воспитатель поясняет детям назначение утренней гимнастики, раскрывает влияние физических упражнений на организм человека. В этом возрасте утренняя гимнастика имеет вариативное содержание. Она может проводиться с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров, оздоровительных пробежек. Комплекс утренней гимнастики необходимо менять раз в две недели.

В комплекс утренней гимнастики для старших дошк.могут быть включены элементы ритмической гимнастики, стимулирующие работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, формирующие осанку, помогающие справиться со стрессами.

Физкультминутка дает разрядку умственному и эмоциональному напряжению, улучшает восприятие учебного материала на занятиях малоподвижного характера.

Используются физ. упр. средней интенсивности, которые дают ярко выраженную степень повышения работоспособности. физкультминутка длится 2— 3 мин. Ее содержание составляют упражнения для снятия напряжения мышц спины, шеи, кистей рук, ног. Выполняются они из положения стоя или сидя и повторяются 4—6 раз. Все упражнения просты по технике и удобны для выполнения в групповой комнате. Физкультминутка может сопровождаться текстом, который позволяет ребенку выполнять разнообразные движения. При произнесении текста нужно следить, чтобы выдох дети производили, проговаривая слова первой строки текста, а вдох — до начала следующей. Тогда после физкультминутки дыхание ребенка будет спокойным и ровным.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке с разнообразным двигательным содержанием являются формой ежедневной работы ДУ по физ. восп. детей. Они увеличивают двигательную активность дошкольников, вызывают положительные эмоции, способствуют радостному настроению. На утренней и вечерней прогулках длительность игр и упражнений составляет 10-15 мин. Общее время двигательной активности детей должно составлять не менее 60-70% продолжительности прогулки.

Организуя игры, воспитатель закрепляет и совершенствует у детей навыки в основных видах движений, развивает их двиг. способности, нравственно-волевые качества. В основном проводятся знакомые игры, но каждая из них имеет несколько вариантов. Большое внимание уделяется народным играм. Содержание физ. упр. сост. хорошо знакомые детям движения основных видов, элементы спортивных игр, спортивные упражнения.В начале прогулки выполняются физические упражнения, а затем проводится п/и. Не рекомендуется выполнять на прогулке ОРУ: их достаточно много в недельном цикле и они не вызывают у детей такого интереса, как игры.

Существует несколько вариантов организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке:

• комплекс подвижных игр (2—3) и физических упр.с определенной направленностью на развитие двигательных способностей (быстроты, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости) и умения ориентироваться в пространстве;• сюжетный комплекс подвижных игр и физ. упр.;• спорт. игры (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки);• игры с элементами спортивного ориентирования;• комплекс п/и (2-3) с разными движениями;

• п/и, развивающие творческую активность и самостоятельность детей.

Гимнастика после сна. Движения в сочетании с контрастными воздуш.ваннами улучшают настроение, поднимают мышечный тонус, способствуют проф. нарушений осанки и стопы. Оставаясь в трусах и майках, с босыми ногами, дети выполняют на ковре физические упражнения. Содержание физических упражнений может быть следующим:

• разновидности ходьбы и бега, танцевальных движений, дыхательных упражнений (с музыкальным сопровождением);• ходьба по комбинированной дорожке — ребристой доске, резиновому или войлочному коврику, канату, узкой рейке гимн. скамейки и т.п.;• подвижные игры (2-3) средней интенсивности;• индивидуальные действия с мячами, скакалками, мягкими модулями;

• дидактические игры с элементами движений.

В гимнастике дети участвуют небольшими подгруппами (по мере их постепенного пробуждения). Длится гимнастика 8— 10 мин.

Домашние задания по физической культуре - это вариативные физ.упр.я, которые дети выполняют дома каждый день в течение определенного срока (1—2 недели). Задания на каждый день получают все дети группы (комплекс утренней гимнастики, упражнения для глаз, профилактики плоскостопия, укрепления свода стопы, формирования осанки). Задания на определенный срок имеют дифференцированный характер и предлагаются некоторым детям с учетом состояния их здоровья, уровня двигательного развития. Это могут быть упражнения лечебной гимнастики (комплекс корригирующих упражнений для профилактики плоскостопия, заболеваний верхних дых. путей, нарушений обмена веществ и т.д.), подготовительные упражнения, способствующие освоению техники движений основных видов, спортивных упр. и игр. Текст дом. задания, сопровождаемый рисунками и специальной методической литературой, помещается в уголок для родителей. Важно организовать контроль за выполнением дифференцированных дом. заданий, поощрять детей за старание и приобретенные навыки.

 

Содержание индивидуально - дифференц. Подхода в физ.воспит. детей.

Такой подхода, обеспечивает максимальное развитие каждого ребенка. Индивидуальный подход с точки зрения дидактических соотношений понимается как основной процесс обучения, а дифференцированный подход - как конкретная форма организации обучения, предоставляющая оптимальные условия для реализации этого принципа.

Дифференцированный подход предполагает деление детей на сравнительно одинаковые группы, основанные на сходных типических особенностях, что позволяет педагогу осуществлять обучение, различное по объему, сложности, методам и приемам работы. В качестве критериев создания таких групп принимаются разные показатели: уровень физической подготовленности детей, под которым понимается уровень двигательных умений и навыков, физических качеств, необходимых для овладения учебным материалом; типологические особенности высшей нервной деятельности; состояние здоровья детей и др.

В области физического воспитания индивидуализация физических нагрузок имеет особое значение, так как перегрузка функциональных систем организма, как и их недогрузка, отражается на здоровье детей, их отношении к двигательной деятельности в целом.

Комплексная оценка состояния здоровья достигается использованием пяти признаков:

• уровень гармоничности физического развития;• резервные возможности основных физиологических систем;• уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности(сопротивляемость) организма;

• наличие или отсутствие хронических заболеваний;• уровень волевых и ценностно-мотивационных установок.

В соответствии с этими показателями дети подразделяются на пять групп здоровья:

1) здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием и нормальным уровнем функций;

2) здоровые дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженная сопротивляемость к заболеваниям;

3) дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма;

4) дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями организма;

5) дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма (проходят лечение и оздоровление в специальных медицинских учреждениях).

В дошкольном учреждении дети, имеющие 2, 3 и 4-ю группы здоровья, нуждаются в индивидуальном подходе на физк. занятии, более пристальном наблюдении мед. работников при организации закаливающих мероприятий. Освобождение детей от физкультурных занятий неоправданно.

Оптимальный микроклимат в помещениях способствует поддержанию постоянной температуры тела, которая необходима для нормального функционирования всех систем организма. В групповой и приемной комнатах для детей 3—6 лет температура должна быть равна 20 °С, туалетной — 21, в спальной и гимнастическом зале — 18 °С. Необходимо приучать детей спать при открытой форточке.

В дождливые дни закаливание воздухом не отменяется, а проводится под навесом.

Наряду с воздухом широко используется оздоравливающее действие воды. Рекомендуется обтирание кожи ребенка влажной варежкой, однако его следует проводить индивидуально: дети группы риска и все выздоравливающие после острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) могут обтирать лишь лицо и кисти рук. Знание педагогом физической подготовленности и физиче-ских возможностей детей позволяет скорректировать программу физического воспитания и разработать индивидуальные пути их развития. Это становится основой реализации индивидуального подхода в процессе занятий физическими упражнениями.

Выделяются группы детей с высокими и низкими показателями физической подготовленности.

Дети с высокими показателями физической подготовленности отличаются быстротой и уверенностью действий, в случае неудачи не отступают от цели, а прилагают максимум усилий для достижения намеченного результата, умеют самостоятельно принимать решения, находить целесообразный способ действий.

Дети с низкими показателями физической подготовленности не прикладывают усилий для того, чтобы качественно выполнить физическое упражнение. проявляют медлительность, недостаточную уверенность, неспособность преодолеть чувство страха.

Выделенные группы детей могут быть равночисленными и стабильными по составу на протяжении года. Однако чтобы правильно осуществить нормирование нагрузок (оздоровить, а не навредить), необходимо проводить промежуточные этапы тестирования и, исходя из этого, осуществлять перевод детей из одной подгруппы в другую, где нагрузки более адекватные.

Индивидуально-дифференцированный подход с учетом физической подготовленности детей предполагает индивидуальный подбор методов обучения и широкое использование дифференцированных двигательных заданий. Так, задачи индивидуальной работы с дошкольниками, имеющими высокие показатели физической подготовленности, направлены на совершенствование и дальнейшее развитие их двигательных способностей. Это может быть связано с выполнением знакомых упражнений в новых сочетаниях. Дети с низкими показателями физической подготовленности нуждаются в замедленном показе упражнений с указанием того, на какой элемент техники необходимо обратить особое внимание. Самые сложные упражнения им следует демонстрировать в различных плоскостях, многократно повторяя показ в процессе занятия. Важно подчеркнуть особенности наиболее сложных элементов движения, сделать указание о необходимости сохранения нужного положения тела при его выполнении. поддерживается положительный эмоциональный тонус и стимулируется двигательная активность детей.

Индивидуальный подход в физическом воспитании не может быть осуществлен без учета пола ребенка.

И у дошкольников целесообразно проводить занятия физическими упражнениями по следующей схеме (Н.Б. Котелевская):

• для мальчиков младшей группы основные физические упражнения должны быть направлены главным образом на развитие скоростно-силовых качеств;

• для мальчиков средней группы — как на развитие скоростносиловых качеств, так и на совершенствование выносливости;

• для мальчиков старшей группы — на развитие выносливости;

• для девочек младшей группы — в основном на развитие выносливости;

• для девочек средней группы - на развитие скоростно-силовых качеств;

• для девочек старшей группы — на комплексное развитие скоростно-силовых качеств и выносливости.

Учет половых особенностей дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями следует вести по нескольким направлениям: подбор упражнений; нормирование физической нагрузки; методика обучения сложным двигательным действиям; педагогическое руководство двигательной деятельностью детей.

Физкультурные занятия, учитывающие особенности мальчиков и девочек, могут иметь следующие варианты:

• одно из трех занятий в неделю проводится раздельно для мальчиков и для девочек.

• физкультурное занятие проводится со всеми детьми группы, но часть двигательных заданий имеют различия для девочек и мальчиков. Например, в ОРУ - исходные положения; на полосе препятствий — условия преодоления препятствий (мальчики перелезают, девочки подлезают); в метании — расстояние до цели; в ритмической гимнастике — рисунок движений; в упражнениях на развитие силы мышц - дозировка. При этом варианте организации занятий, чтобы не снижать моторную плотность, целесообразно иметь карточки-задания, графически отображающие действия мальчиков и девочек.

Оценивая дошкольников, необходимо учитывать различие в реакции детей разного пола на оценку их деятельности. Для мальчиков очень важно, что конкретно оценивается в их деятельности, а для девочек — кто их оценивает и к а к. Для мальчика важно знать, хорошо ли он выполнил задание, для девочки — понравилась ли она. Однако и для мальчиков, и для девочек существенно, чтобы сначала педагог похвалил их за старание, тогда ребенок будет готов обсуждать свой результат.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.117 (0.028 с.)