Основные средства физического воспитания детей дошкольного возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные средства физического воспитания детей дошкольного возраста.



Методика обучения детей строевым упражнениям.

Строевые упражнения являются средством формирования у детей правильной осанки, согласованности действий, умения ориентироваться в пространстве. Вместе с тем эти упражнения дают педагогу возможность лучше управлять детьми во время занятия, быстро размещать их для выполнения упражнений других видов, а также игр.

К строевым упражнениям относятся построение и перестроение, повороты, размыкания, смыкания, разнообразные передвижения в пространстве.

В 1 мл. гр. даже простейшие построения проводятся с помощью воспитателя. Он показывает каждому ребенку его место, используя с этой целью зрительные ориентиры. Например, по кругу выкладывает кубики и предлагает детям найти «свой» кубик и стать возле него. Педагог становится в круг вместе с детьми. Во 2 мл.гр. дети более самостоятельны при построении друг за другом в круг, в пары. Друг за другом они строятся в любом порядке независимо от роста, но постепенно учатся занимать определенное место в колонне, шеренге. При поворотах используются зрительные ориентиры (лицом к окну, спиной к стене). По залу дошкольники перемещаются парами, а также в одной колонне.

В ср. дошк.возр. дети строятся в круг, в пары, в шеренгу, в колонну. Воспитатель предлагает им выполнить следующее задание: построиться в определенном порядке, затем разбежаться по всему залу и по сигналу снова построиться в колонну (шеренгу). В этом возрасте дети учатся перестраиваться из одной колонны в звенья. Для этого они заранее распределяются по звеньям так, чтобы в каждом звене было равное количество детей. Назначаются ведущие звеньев. По сигналу они идут на условные места (к флажку), за ними — все остальные. Направо, налево и кругом дети поворачиваются, переступая на месте. Используются распоряжения («повернулись направо», «повернулись налево»), а не команды.

В старшей группе дети умеют самостоятельно строиться в колонну, в два круга, перестраиваться из колонны в пары, в звенья (как на месте, так и при передвижении). Они учатся расходиться по одному и парами через середину зала. Воспитатель указывает: «Пара налево, пара направо». При построениях старшие дошкольники соблюдают определенный порядок: строятся по росту, выравнивают шеренгу по носкам, поднимают руки вперед и отходят назад так, чтобы не касаться впередистоящего. В кругу и шеренге они размыкаются на вытянутые в сторону руки, размыкание и смыкание совершают приставными шагами. Повороты дети выполняют простым переступанием на месте. В этом возрасте дошкольники усваивают отдельные команды: «Направо!», «Налево!», «Шагом марш!» и др.

Содержание и методика использования в физ.воспит.детей элементов спортивных игр.

Основу спортивных игр составляют естественные виды движений и их сочетание. Поэтому обучению спортивным играм, особенно таким популярным, как баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки, в ДУ уделяется большое внимание.

Обучать детей стар. Дошк. возр.начинают на специализированном (тематическом) занятии, структура которого должна быть похожа на структуру традиционного физ. занятия. Различие имеет место лишь в подборе средств для каждой его части. Например, если детей обучают элементам игры в баскетбол, то в подготовительной части используются упражнения с мячом, если это бадминтон - упр.с ракеткой и т.д. В основной части такого занятия применяются подводящие и подготовительные упр. для освоения элементов техники изучаемой игры. Обучение элементам спортивных игр проходит и на прогулках, а также в сам.двигательной деят. дет..

Б а с к е т б о л. Из элементов игры в баскетбол с дошкольниками целесообразно изучить технику игры без мяча, а также технику владения мячом.

Техника игры без мяча состоит из следующих элементов: стойка баскетболиста, перемещение по площадке, остановки, повороты.

Под техникой владения м я ч о м понимается рациональное выполнение ловли, передачи, ведения мяча, бросков в корзину.

Правила игры:

• игрок может сделать с мячом не более трех шагов, дальше должно выполняться ведение мяча;

• нельзя вести мяч двумя руками одновременно или бежать с ним без ведения;• запрещается отнимать мяч у игрока, толкать его, держать за одежду.

Футбол. Дошкольники обучаются упрощенному варианту игры. Игроки имеют право вести мяч ногой, передавать его партнеру по игре, забивать в ворота. В игре не применяются недоступные для детей штрафные и свободные удары, угловой удар, положение вне игры.

Из технических футбольных приемов дошкольников целесообразно обучать удару по мячу ногой, остановке мяча ногой, ведению мяча ногой.

Удары по мячу ногой осуществляются внутренней стороной стопы, средней частью подъема, внутренней частью подъема, носком. Остановка мяча ногой может осуществляться внутренней стороной стопы, подошвой. Ведение мяча выполняется внешней частью или серединой подъема. Для того чтобы дети научились владеть мячом, можно использовать следующие упражнения: катать мяч подошвой ноги вперед, назад, в стороны; подбивать его подъемом ноги; подбрасывать руками; подцепив мяч носком ноги, подбрасывать его вверх; прокатывать ногой в определенном направлении; закатывать в ворота.

Игра в футбол проводится на спортивной площадке. Правила игры:• все действия с мячом выполняются только ногами;• касание мяча головой или туловищем не считается ошибкой;• трогать мяч руками разрешается только вратарю;• запрещены подножки, силовые приемы.

Хоккей. Прежде чем играть в хоккей с шайбой, дети должны освоить некоторые элементы владения клюшкой и шайбой; держание клюшки, ведение шайбы, броски, удары по шайбе.

Держат клюшку левой рукой за верхний конец ручки, а правой - за середину.

Ведение шайбы осуществляют двумя способами: толчками клюшки (игрок несильными толчками посылает шайбу вперед на 1 м, затем догоняет ее и снова повторяет то же действие) и перекладыванием клюшки (шайбу передвигают впереди себя зигзагообразно, ограничивая клюшкой ее боковые отклонения). Броски осуществляются со скольжением шайбы по площадке. Обучают сначала броску с места, а затем броску в движении. Правила игры:• перебрасывать шайбу можно только клюшкой;

• запрещается поднимать клюшку выше плеча, задерживать соперника клюшкой или руками.

За нарушение правил педагог может удалить игрока с площадки.

Бадминтон. Для игры в бадминтон необходимы ракетка и волан. Деревянные ракетки неприемлемы для дошкольников: они тяжелые, громоздкие, неудобные для обхвата рукой. Волан может быть пластиковый.

Навыки владения ракеткой и воланом включают держание ракетки и действия с ней (отбивание волана, подача).

Прежде всего нужно научить детей правильно держать ракетку. Педагог показывает, как это следует делать: рукой обхватывать рукоятку ракетки ближе к ее концу, чтобы можно было свободно перемещать кисть во время удара. На начальных этапах обучения детей учат подбивать волан. После освоения разнообразных упражнений, связанных с отбиванием волана, переходят к обучению его подаче.

Подача в бадминтоне выполняется снизу. В бадминтон дети могут играть на небольших площадках. Настольный теннис. Стар.дошк. доступны следующие технические элементы игры: держание ракетки, отбивание мяча, простейшие подачи.

Педагог показывает, как правильно держать ракетку, ручку ракетки обхватить тремя пальцами, указательный вытянуть вдоль края ракетки, а большой расположить на другой (открытой) стороне. Дети перекладывают ракетку из одной руки в другую, сохраняя при этом правильный хват. Затем они осваивают различные действия с ракеткой и мячом: подбрасывают мяч р-кой и стараются поймать его на ракетку; поднимают и опускают ракетку с мячом, не допуская его падения на пол; удерживают мяч на ракетке, стоя на месте.

Дети играют в настольный теннис на столе, размеры которого несколько меньше, чем размеры стола для взрослых.

Городки. Это старинная русская народная игра. Основой элемент техники игры - бросок биты в цель. Данное действие включает хват, стойку игрока, замах, выброс биты.

Хват - удержание биты кистью руки. По степени сжатия рукоятки биты различают хват «в замок» (большой палец обхватывает ручку) и ограниченный (большой палец располагается вдоль ручки).

Стойка игрока: естественное положение туловища относительно постановки ног, голова повернута в сторону городошной фигуры, правая рука, согнутая в локте, удерживает биту, тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги. Замах -. Бита отводится назад, тяжесть тела переносится на правую ногу.

Выброс биты начинается обратным движением после замаха. Резким движением руки бита посыпается вперед, толчковая нога приставляется к опорной.

В последнее время в работе с детьми широко применяются развивающие игры физкультурной тематики. Они строятся на наглядной основе (картинки, иллюстрации, демонстрация движений) и дают ребенку представления о разнообразии физических упражнений, закрепляют знания о способах и технике их выполнения, учат пользоваться физкультурной терминологией. Развивающие игры могут быть предназначены для групповых и индивидуальных занятий с детьми. Играть в развивающие игры старшие дошкольники могут с воспитателем и самостоятельно, не только выполняя знакомые правила, но и придумывая новые.

 

 

Содержание и методика использования в физвоспит.дет.спорт.упр.и элементов туризма.

Спортивные упражнения занимают значительное место в практике физического воспитания дошкольников. Хотя заниматься спортом с целью достижения высоких спортивных результатов детям дошкольного возраста не рекомендуется, элементарная подготовка к выполнению спортивных упражнений возможна и необходима. Спортивные упражнения содействуют развитию основных групп мышц, костной, дыхательной систем организма, усиливают обмен веществ, повышают общую физическую подготовленность, степень закалки организма. Выполнение спортивных упражнений связано с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это способствует не только физическому, но и личностному развитию детей.

Программа физического воспитания рекомендует выполнять с детьми следующие виды спортивных упражнений: катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах, катание на коньках, катание на велосипеде, плавание.

Катание на санках. С трех лет дети возят санки, перевозят кукол, игрушки, снег, с помощью педагога катаются с невысокой горки. Съезжая с горки, дети ставят ноги на полозья, держатся обеими руками за шнур, натягивая его перед собой, при этом слегка отклоняются назад. Старшие дошкольники съезжают с горки не только по одному, но и по двое. Они садятя на санки вплотную друг за другом и ставят ноги на полозья. Сидящий впереди держится за шнур, натягивая его, а сидящий сзади держится руками за товарища. При повторном спуске они меняются местами. Спуск с горок может усложняться выполнением разных заданий, направленных на воспитание ловкости: проехать в «воротца» из лыжных палок, в конце спуска выполнить поворот в обозначенное место, метнуть снежок в дерево. Катание с горок чередуется с катанием на ровном месте.

С пяти лет дети осваивают скольжение по наклонной и горизонтальной дорожке после разбега (длина дорожки — 6—8 м). Они энергично разбегаются по снегу, отталкиваются у начала дорожки, а затем скользят по льду. длительность скольжения зависит от скорости разбега и энергичности отталкивания. скользить, поставив руки на пояс, выполнять ритмичные приседания, сбивать ногами льдинки. равновесия, умение ориентироваться в пространстве.

Ходьба на л ы ж а х. как младшие, так и старшие дети овладевают основными способами ходьбы на лыжах, преодолевают подъемы и спуски, учатся делать повороты, тормозить. В начале обучения передвижению на лыжах ребенок осваивает ступающий шаг: учится ходить на лыжах с поочередным приподниманием носков лыж, прижимая задний конец лыжи к снегу. Постепенно дети обучаются ходьбе на лыжах скользящим шагом. В старшем дошкольном возрасте осваивается попеременный двухшажный ход. Он состоит из двух скользящих шагов и толчка на каждый из них разноименными ногой и рукой с палкой. Параллельно со скольжением дети выполняют повороты на лыжах на месте и в движении.

На крутые горки поднимаются приставным шагом в боковом повороте к склону. Этот способ подъема называется «лесенка». При подъеме на горку в прямом направлении применяется способ «елочка».

Одновременно дети осваивают спуск с горки. Это наиболее эмоциональная часть занятия. Спуск выполняется в основной, низкой и высокой стойках. Для торможения «плугом» пятки лыж раздвигаются, носки сводятся вместе, лыжи ставятся на внутренние ребра. Для торможения «полуплугом» пятка одной лыжи отставляется в сторону, а другая лыжа скользит в прежнем направлении. Занятие по обучению детей ходьбе на - лыжах проводится на территории детского сада во время первой прогулки. Допустимая температура воздуха — 10—12 °С. (10-12 человек).

Физкультурное занятие на лыжах имеет учебно-тренировочный характер и состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Цель вводной части — «разогревание» организма. Дети выполняют несколько упражнений или совершают пробежку без лыж. В основной части они овладевают элементами техники передвижения на лыжах. Сюда же входит выполнение спусков и подъемов на склоны. Заключительная часть занятия снижает физическую нагрузку, полученную ребенком в основной части. Ее содержанием может быть спокойная ходьба без лыж или приведение в порядок спортивного костюма и лыж.

Катание на коньках.стар.дошк. возр. В этом возрасте дети умеют сохранять равновесие, правильно держать туловище, согласовывать движения рук и ног. Детей знакомят с правилами поведения на катке, учат надевать ботинки с коньками и правильно шнуровать их. Затем учат стоять на коньках. Произвольная ходьба или катание на плотном снегу позволяют детям ощутить скользкую поверхность, почувствовать свои возможности. Постепенно на снежной утрамбованной площадке они осваивают разбег и скольжение, учатся отталкиваться одним коньком, а на другом скользить (количество шагов не регламентируется). Затем переходят к катанию по прямой с попеременным отталкиванием правой и левой ногой и поочередным скольжением на одном коньке.

Для того чтобы дети чувствовали себя на льду уверенно, их учат кататься по кругу друг за другом, за ведущим со сменой направления. Это помогает ориентироваться на ледовой площадке, приучает не мешать друг другу.

Катание на велосипеде. В раннем возрасте детей учат ездить на трехколесном велосипеде, а с пяти лет — на двухколесном. На участке детского сада для этого отводится специальное место. Желательно, чтобы это была покрытая асфальтом площадка.

Малышей учат ставить ноги серединой стопы на педали, нажимать на них поочередно то одной, то другой ногой, ехать по прямой и совершать повороты. Взрослый помогает ребенку выполнить поворот в нужном направлении.

В среднем дошкольном возрасте. Первоначально знакомят с правилами пользования велосипедом и ухода за ним.

На занятии детей учат садиться на велосипед. Научившись ездить по прямой, дети разучивают повороты, езду по кругу и друг за другом, осваивают торможение. Дети ездят с разной скоростью, между предметами, по разному грунту, совершают повороты влево и вправо, управляют велосипедом одной рукой.

Плавание. Обучение плаванию предусмотрено программой физического воспитания с младшей группы. Занятия проводятся в крытых малоразмерных бассейнах с небольшими группами детей (9-10 человек).

Температура воды в бассейне поддерживается в пределах 27-29 °С, температура воздуха – 24-29 °С. Глубина воды - не более 80 см. детей приучают к простейшим передвижениям в воде: группой, держась за руки, по одному в разных направлениях. Ходьба, прыжки и бег в воде знакомят малышей с сопротивлением воды. Одновременно дети готовятся к погружению под воду: моют лицо, поливают голову водой, брызгают воду себе в лицо. Затем постепенно погружаются: до уровня подбородка, до уровня носа, глаз, потом с головой. Все упражнения проводятся в игровой форме. Взрослый вместе с детьми все занятие находится в воде.  У детей пятого года жизни закрепляются навыки плавания, приобретенные в младшем дошкольном возрасте. Новые задачи обучения — выполнение выдоха в воду, скольжение (на груди и на спине), движения ногами. Параллельно дети осваивают движения ногами: ложатся на воду, опираясь на прямые руки, и выпрямляют ноги. В этом положении плавно двигают ногами вверх-вниз. Затем это упражнение выполняется в продвижении на руках по дну.

В старшем дошкольном возрасте подключаются движения ногами вверх-вниз, а затем движения руками. Полученные навыки плавательных движений закрепляются в подвижных играх.

Туристический поход предусматривает выполнение достаточно высоких физических нагрузок, связанных с длительным передвижением по маршруту. Он организуется с детьми старшего дошкольного возраста.

Туристическая прогулка предполагает кратковременное пребывание детей в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристическими навыками. Проводятся туристические прогулки с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

Общая закономерность туризма — повышение выносливости, развитие силы, ловкости, закалка организма.

В туристических походах решаются следующие задачи:

• оздоровительные • спортивно-тренировочные • познавательные • развлекательные —

• практические — сбор ягод, цветов и т.п.

Время проведения похода регламентируется режимом дня. Целесообразно проводить его в первой половине дня; длительность -до 2—2,5 ч. Чаще всего туристические походы организуются в летний период. Педагог перед походом тщательно изучает дорогу, предусматривает передвижение детей по узкой дорожке, пологому склону и т.п. В поход каждый ребенок берет рюкзак, в котором должны быть фляжка с водой, яблоко, коврик для сидения. Педагог обязательно берет с собой медицинскую аптечку.

Старшим до-школьникам доступно ориентирование на местности. Эта работа проводится как на стоянке, так и в пути. Обратный путь дошк. идут в свободном темпе, общаясь друг с другом. Принесенные дары природы используют на занятиях, в дидактических играх.

 

Содержание индивидуально - дифференц. Подхода в физ.воспит. детей.

Такой подхода, обеспечивает максимальное развитие каждого ребенка. Индивидуальный подход с точки зрения дидактических соотношений понимается как основной процесс обучения, а дифференцированный подход - как конкретная форма организации обучения, предоставляющая оптимальные условия для реализации этого принципа.

Дифференцированный подход предполагает деление детей на сравнительно одинаковые группы, основанные на сходных типических особенностях, что позволяет педагогу осуществлять обучение, различное по объему, сложности, методам и приемам работы. В качестве критериев создания таких групп принимаются разные показатели: уровень физической подготовленности детей, под которым понимается уровень двигательных умений и навыков, физических качеств, необходимых для овладения учебным материалом; типологические особенности высшей нервной деятельности; состояние здоровья детей и др.

В области физического воспитания индивидуализация физических нагрузок имеет особое значение, так как перегрузка функциональных систем организма, как и их недогрузка, отражается на здоровье детей, их отношении к двигательной деятельности в целом.

Комплексная оценка состояния здоровья достигается использованием пяти признаков:

• уровень гармоничности физического развития;• резервные возможности основных физиологических систем;• уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности(сопротивляемость) организма;

• наличие или отсутствие хронических заболеваний;• уровень волевых и ценностно-мотивационных установок.

В соответствии с этими показателями дети подразделяются на пять групп здоровья:

1) здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием и нормальным уровнем функций;

2) здоровые дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженная сопротивляемость к заболеваниям;

3) дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма;

4) дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями организма;

5) дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма (проходят лечение и оздоровление в специальных медицинских учреждениях).

В дошкольном учреждении дети, имеющие 2, 3 и 4-ю группы здоровья, нуждаются в индивидуальном подходе на физк. занятии, более пристальном наблюдении мед. работников при организации закаливающих мероприятий. Освобождение детей от физкультурных занятий неоправданно.

Оптимальный микроклимат в помещениях способствует поддержанию постоянной температуры тела, которая необходима для нормального функционирования всех систем организма. В групповой и приемной комнатах для детей 3—6 лет температура должна быть равна 20 °С, туалетной — 21, в спальной и гимнастическом зале — 18 °С. Необходимо приучать детей спать при открытой форточке.

В дождливые дни закаливание воздухом не отменяется, а проводится под навесом.

Наряду с воздухом широко используется оздоравливающее действие воды. Рекомендуется обтирание кожи ребенка влажной варежкой, однако его следует проводить индивидуально: дети группы риска и все выздоравливающие после острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) могут обтирать лишь лицо и кисти рук. Знание педагогом физической подготовленности и физиче-ских возможностей детей позволяет скорректировать программу физического воспитания и разработать индивидуальные пути их развития. Это становится основой реализации индивидуального подхода в процессе занятий физическими упражнениями.

Выделяются группы детей с высокими и низкими показателями физической подготовленности.

Дети с высокими показателями физической подготовленности отличаются быстротой и уверенностью действий, в случае неудачи не отступают от цели, а прилагают максимум усилий для достижения намеченного результата, умеют самостоятельно принимать решения, находить целесообразный способ действий.

Дети с низкими показателями физической подготовленности не прикладывают усилий для того, чтобы качественно выполнить физическое упражнение. проявляют медлительность, недостаточную уверенность, неспособность преодолеть чувство страха.

Выделенные группы детей могут быть равночисленными и стабильными по составу на протяжении года. Однако чтобы правильно осуществить нормирование нагрузок (оздоровить, а не навредить), необходимо проводить промежуточные этапы тестирования и, исходя из этого, осуществлять перевод детей из одной подгруппы в другую, где нагрузки более адекватные.

Индивидуально-дифференцированный подход с учетом физической подготовленности детей предполагает индивидуальный подбор методов обучения и широкое использование дифференцированных двигательных заданий. Так, задачи индивидуальной работы с дошкольниками, имеющими высокие показатели физической подготовленности, направлены на совершенствование и дальнейшее развитие их двигательных способностей. Это может быть связано с выполнением знакомых упражнений в новых сочетаниях. Дети с низкими показателями физической подготовленности нуждаются в замедленном показе упражнений с указанием того, на какой элемент техники необходимо обратить особое внимание. Самые сложные упражнения им следует демонстрировать в различных плоскостях, многократно повторяя показ в процессе занятия. Важно подчеркнуть особенности наиболее сложных элементов движения, сделать указание о необходимости сохранения нужного положения тела при его выполнении. поддерживается положительный эмоциональный тонус и стимулируется двигательная активность детей.

Индивидуальный подход в физическом воспитании не может быть осуществлен без учета пола ребенка.

И у дошкольников целесообразно проводить занятия физическими упражнениями по следующей схеме (Н.Б. Котелевская):

• для мальчиков младшей группы основные физические упражнения должны быть направлены главным образом на развитие скоростно-силовых качеств;

• для мальчиков средней группы — как на развитие скоростносиловых качеств, так и на совершенствование выносливости;

• для мальчиков старшей группы — на развитие выносливости;

• для девочек младшей группы — в основном на развитие выносливости;

• для девочек средней группы - на развитие скоростно-силовых качеств;

• для девочек старшей группы — на комплексное развитие скоростно-силовых качеств и выносливости.

Учет половых особенностей дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями следует вести по нескольким направлениям: подбор упражнений; нормирование физической нагрузки; методика обучения сложным двигательным действиям; педагогическое руководство двигательной деятельностью детей.

Физкультурные занятия, учитывающие особенности мальчиков и девочек, могут иметь следующие варианты:

• одно из трех занятий в неделю проводится раздельно для мальчиков и для девочек.

• физкультурное занятие проводится со всеми детьми группы, но часть двигательных заданий имеют различия для девочек и мальчиков. Например, в ОРУ - исходные положения; на полосе препятствий — условия преодоления препятствий (мальчики перелезают, девочки подлезают); в метании — расстояние до цели; в ритмической гимнастике — рисунок движений; в упражнениях на развитие силы мышц - дозировка. При этом варианте организации занятий, чтобы не снижать моторную плотность, целесообразно иметь карточки-задания, графически отображающие действия мальчиков и девочек.

Оценивая дошкольников, необходимо учитывать различие в реакции детей разного пола на оценку их деятельности. Для мальчиков очень важно, что конкретно оценивается в их деятельности, а для девочек — кто их оценивает и к а к. Для мальчика важно знать, хорошо ли он выполнил задание, для девочки — понравилась ли она. Однако и для мальчиков, и для девочек существенно, чтобы сначала педагог похвалил их за старание, тогда ребенок будет готов обсуждать свой результат.

 

Основные средства физического воспитания детей дошкольного возраста.

В системе физического воспитания можно выделить комплекс следующих средств:

• движения и физ. упр., выступающие в форме целостного двигательного режима;

• гигиенические факторы;• природные факторы;• технические средства (тренажеры и тренировочные устройства).

Движения и физ. упр.считаются специфическим средством физ.восп.. Они наиболее полно удовл.природную потребность в двиг. актив., обеспечивают разностор. разв. личности. В основе физ. упр. лежат различные ф.двигательной деят., складывающейся из отдельных произвольных движений. Все произвольные движ. осуществляются при участии сознания, приобретаются чел. в течение жизни и подчиняются его воле. Объединяясь, элементарные движения складываются в сложные двигательные акты и называются сложными двигательными действиями. Все двиг. действия, которыми овладевают дети, сначала выступают как предмет подражания, затем являются основанием для построения новых, более сложных двигательных действий. В дальнейшем они используются в качестве исходного материала для развития физических и психофизических качеств личности.

Физ. упр. состоят из фаз (подготовительной, основной, заключительной), следующих друг за другом. Подгот.я фаза обеспеч. наиболее выгодные усл. для выполнения основной фазы. Осн. фаза составляет суть способа выполнения упражнения. Задача заключ. фазы - затормозить движение, сохранить равновесие.

Гигиенические факторы включают общий режим труда, отдыха и питания, гигиену одежды, обуви, физкульт. оборудования, помещения, площадки и т.д. Они повышают эффективность воздействия физ. упр.на организм ребенка. Нарушения питания, правильного чередования работы и отдыха, несоблюдение суточного режима могут свести к нулю любые положительные сдвиги, достигнутые благодаря физ. упр.. Поэтому в зависимости от условий окруж. среды изменяются состав упраж. и параметры применяемых нагрузок (объем, интенсивность); полноценное и своевременное питание способствует развитию костной и мышечной систем и т.д. Гигиен. факторы имеют и самостоятельное значение: они нормализуют работу всех органов и систем.

При использовании природных факторов в системе физического воспитания детей необходимо убедиться в их экологичности (занятия в лесопарке, воздушные ванны, водные процедуры).

Технические средства — тренажеры и тренировочные устройства (мини-батут, велотренажер, гимнастический роллер, бегущая дорожка, тренировочный каркас и др.). К тренажерам и тренировочным устройствам, используемым в работе с дошк., предъявляются следующие требования: небольшие габариты и масса, простота в обращении, эстетичность, возможность дозирования нагрузки, соответствие антропометрическим и функциональным особенностям детей. Тренажеры и тренировочные устройства придают обычным занятиям физкультурой более эмоциональный, привлекательный и совершенный характер.

Все средства физического воспитания должны использоваться комплексно. Это обеспечит их разностороннее воздействие на организм ребенка и позволит успешно решать задачи физического воспитания.

Метод - это способ практических действий человека, направленных на достижение поставленных целей. Методы, используемые в практике физического воспитания дошкольников, способствуют формированию двигательных навыков и развитию двигательных способностей детей. Их можно объединить в следующие группы; наглядные, словесные и практические.

Среди наглядных м е т о д о в ведущее место занимает показ упражнений. Он должен быть образцовым, побуждающим к подражанию. Чтобы показ был эффективным, необходимо хорошо организовать детей и создать условия для наблюдения. Обычно упражнение демонстрируется не один раз. Первый показ дает общее представление об упраж.. По мере его усвоения демонстрируются отдельные элементы, детали, т.е. используется частичный показ. Перед показом детям сообщают, на какой элемент им нужно обратить особое внимание. Наиболее сложные упражнения следует показывать в различном положении по отношению к детям (лицом, спиной, боком). Показ всегда сочетается с объяснением.

Для создания правильного представления о движении часто используются наглядные пособия (рисунки, фо-тографии, диафильмы, слайды, предметы, игрушки, разметка пола). Дети с желанием перебрасывают мяч через заборчик, перепрыгивают через веревочку, подпрыгивают, касаясь рукой подвешенной ленточки.

Словесные методы активизируют мышление реб., способствуют созданию более точных зрительных представлений о физ.упр..

Объяснение раскрывает детям суть упражнения. Оно должно быть кратким, конкретным, доступным, образным и соответствовать уровню развития дет. дошк.возр.. Объяснение дается эмоционально, правильным языком с использованием физкультурной терминологии («шеренга», «колонна», «исходное положение» и др.). Оценка определяет качество выполнения упражнений детьми, играет ориентирующую и стимулирующую роль и дается детям с учетом сегодняшних успехов в области двигательной деятельности по сравнению с прежними достижениями. В среднем дошкольном возрасте детей следует привлекать к анализу собственных действий, осознанию того, чему они научились, что хорошо получается. Под командой понимается распоряжение воспитателя, которое имеет определенную форму, установленный порядок произнесения и совершенно точное содержание. Каждая команда — это сигнал к выполнению или прекращению действия. Команда состоит из двух частей: предварительной и исполнительной. В предварительной части указывается то, что надо делать и каким способом. Исполнительная часть содержит сигнал к немедленному выполнению действия. Под распоряжением понимается словесное указание педагога, которое не имеет определенной формы, но связано с выполнением детьми упражнений или других действий. Распоряжения применяются во всех возрастных группах детского сада, но подаются они, как и команды, в повелительной форме (Спину держите прямее», «Выше голову» и др.).

Практические методы применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков.

Для формирования у детей прочных двигательных навыков необходимо многократное повторение изучаемых упражнений. Вначале целесообразно повторять упражнение без изменений. Затем идет освоение элементов техники.

Физические упражнения в игровой форме имеют сюжетное содержание (используется сюжет сказки, художественного произведения). Они применяются в процессе обучения детей движениям для улучшения эмоционального фона, поддержания интереса к занятиям. При проведении упражнений в соревновательной форме возникает особый физиологический и эмоциональный фон, усиливающий воздействие упражнений на организм. В соревновательном методе процесс выполнения действия полностью подчинен задаче победить в соответствии с заранее установленными правилами. Этот метод применяется в том случае, когда дети хорошо освоили движение, но пользоваться им нужно с осторожностью, чтобы не вызвать у детей сильного нервного перевозбуждения, что отрицательно скажется на их самочувствии, поведении и взаимоотношениях. Не следует злоупотреблять эстафетами: поочередное выполнение упражнений в напряженной обстановке перевозбуждает нервную систему ребенка.

На практике методы физического воспитания выбираются в зависимости от поставленных задач, возрастных и индивидуальных особенностей детей, их подготовленности, сложности упражнений и этапа обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.085 с.)