Физическая культура Древнего Рима. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическая культура Древнего Рима.



Физическая культура в государстве, достигшем наивысшей ступени разви-

тия в эпоху Древнего мира, относится к числу наиболее противоречивых про-

блем истории культуры. Беспрецедентными были масштабы и пышность состя-

заний, носивших характер народных развлечений. И в тоже время в Риме не

было организованного школьного физического воспитания.

Многочисленные источники указывают на то, что физическая подготовка

юношей до 16-17-летнего возраста, т.е. до службы в армии, являлась исключи-

тельно задачей семьи. В III веке до н.э. подготовка воинов была сосредоточена

в общих лагерях. Физическая и духовная подготовка были обособлены друг от

друга. В последнем столетии существования республики большинство граждан

забросили физические упражнения.

В отличие от греческих полисов в Риме власть всегда была сосредоточена

в руках немногочисленной группы людей. В этой атмосфере не могло возник-

нуть общественного движения, которое придало бы занятиям физической куль-

турой организованный характер и поощряло бы к этому народные массы. В

этих условиях физические упражнения оставались средством удовлетворения

личных потребностей и формой индивидуального развлечения. Не могли при-

нести существенных изменений и попытки отдельных государственных деяте-

лей и политиков, преклонявшихся перед эллинизмом.

Военная подготовка в лагерях была очень жесткой и всесторонней. Трени-

ровки в беге, по прыжкам в высоту, в длину, по преодолению препятствий, пла-

ванию проводились вначале в обнаженном виде, а затем при полной боевой вы-

кладке. Наряду с овладением различными движениями очень важным счита-

лось умение владеть оружием. При снаряжении весом в 10-25 кг устраивались

переходы на 30-40 км со средней скоростью 6 км в час. Эти упражнения долж-

ны были выполнять не только новобранцы, но и легионеры-ветераны для того,

чтобы сохранить бодрость и гибкость тела и чтобы тяготы и лишения остава-

лись для них привычным делом. Конники проходили особую подготовку. Уме-

ние быстро вскакивать на лошадь отрабатывалось на деревянном коне.

Цирковые состязания колесниц, символизировавшие круговое движение

небесных тел, обрели новое содержание: стали средством развлечения знати и

разорившихся, хлынувших в город народных масс, «античного пролетариата».

А потому их цель теперь состояла уже не в том, чтобы оказать магическое воз-

действие на природу или в состязаниях публично продемонстрировать силу и

ловкость, научиться владеть своим телом, а в том, чтобы завоевать расположе-

ние народа, заполучить голоса, сдерживать народный гнев и обогащаться. Цир-

ковые представления стали более жестокими, поскольку эстетические и этиче-

ские запросы бездельничающего населения Рима притупились; оно жаждало

крови и острых ощущений. Осторожничающих владельцев колесниц освисты-

вали. Кумирами становились те профессионалы, которые не щадили себя для

того, чтобы завоевать симпатии капризной публики. Точно так же все более

грубую форму принимали заимствованные у греков состязания по боксу.

Наряду с представлениями в цирках в III веке до н.э. стали устраиваться

новые зрелища: заимствованные у этрусков поединки гладиаторов. Вначале они

являлись исключительно составной частью культа жертвоприношения усоп-

шим. Со временем, по мере того как возрастал интерес к ним, они были отделе-

ны от похоронного церемониала и превратились в одно из средств борьбы за

власть. Бои гладиаторов времен республики были намного более жестокими,

чем во времена империи. Гладиаторами были похищенные жители, военно-

пленные, осужденные, преступники и т.д.

В «императорский период» (31 г. до н.э. – 476 г. н.э.) со сменой политиче-

ской формы правления, а одновременно и жизненного уклада в эпоху империи

в истории римской физической культуры наступила новая глава. Основанная на

военной диктатуре империя положила в конце I века до н.э. конец полувеково-

му внутреннему кризису. Окончание гражданских войн, обеспечение внутрен-

ней безопасности создало условия для почти 200-летнего мирного развития

экономической и культурной жизни.

В период упадка Римской империи стадионы и цирки стали местом, где

начинались народные восстания. В 529 г. на стадионе Неаполя возникла целая

серия восстаний, которые формально были направлены против засилья христи-

анской церкви и новых форм угнетения. Юстиниан, чтобы предотвратить даль-

нейшее распространение волнений, закрыл все древние учреждения физической

культуры, за исключением византийского ипподрома, и среди них – наиболее

авторитетный в ту пору афинский гимнасий.

Своеобразное развитие физической культуры в Древнем Риме представля-

ет собой ценный опыт в истории культуры. Она зарождалась как ритуальное

обрамление военных упражнений, служила средством сплочения народных

масс. В эпоху республики она превратилась в арену политической борьбы. Ста-

ла фактором, с помощью которого можно было разобщить народные массы,

столкнуть их между собой, т.е. служила буфером между рабами и господ-

ствующими классами. В начале эпохи Римской империи в качестве одной из

разновидностей народных зрелищ помогала создавать божественный культ им-

ператоров. В конце эпохи империи существовала как средство наживы, а затем

снова стала ареной политической борьбы, форумом классовой борьбы, непод-

властным господствующим классом. Центральная власть – предвестник фео-

дального общественного строя – положила ей конец как одному из институтов,

который уже не способствовал укреплению власти, а представлял для нее опре-

деленную опасность.

У римских мыслителей, вопросы воспитания детей не вызывали такого

большого интереса, как у греческих. Наиболее ценные педагогические идеи

были высказаны римским ритором Квинтилианом в его сочинении «О воспита-

нии оратора». Ему принадлежит прогрессивная мысль, что все дети являются

сообразительными от природы и нуждаются только в правильном воспитании и

обучении с учетом их индивидуальных особенностей. Он – сторонник первона-

чального, до 7 лет, воспитания детей до поступления их в школу, ратует за ак-

тивный отдых с использованием детских игр, применение игрового метода обу-

чения. Он был противником телесного наказания детей.

Врач Древнего Рима К. Гален (ок. 200 – ок. 130 г. до н.э.) одним из первых

в Европе начал экспериментировать на животных и производить их вскрытие.

Он сделал ряд важных открытий, касающихся функций головного мозга и

нервной системы, доказал, что артерии содержат кровь, а не воздух. В вопросах

анатомии человека он оставался непререкаемым авторитетом вплоть до XVXVI

вв. Поскольку К. Гален вскрывал свиней и обезьян, а не трупы людей, в его

описаниях (как выяснилось лишь в XVI в.) имелись существенные ошибки. На-

пример, К. Гален утверждал, что кровь образуется в печени из пищи и поступа-

ет в органы тела, где полностью используется, что в сердце нет мышечной тка-

ни и что оно лишь пассивно расширяется под действием втекающей в него кро-

ви.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.012 с.)