В жизни общества и личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В жизни общества и личности.



Область физической культуры точно так же, как архитектура, наука, ис-

кусство и прочие общественные явления, имеет свои специфические законо-

мерности. В связи с этим она, с одной стороны, развивается самостоятельно: ее

содержание, организационные формы, сфера действия постоянно интегрируют-

ся и дифференцируются, с другой, определяющую роль в ее развитии играет

цепь взаимосвязей таких видов социальной деятельности как техника, военное

искусство, политика, право, здравоохранение, воспитание, религия, эстетика,

равно как и уровень культурных потребностей, местные обычаи и возможности.

Таким образом, если мы хотим комплексно исследовать вопросы развития фи-

зической культуры и спорта, то необходимо постоянно иметь в виду:

а) как складывалась историческая практика физического воспитания и

спорта в отдельных странах и у отдельных народов;

б) как проявлялись специфические законы развития физической культуры

в условиях определяющего влияния общественных потребностей; каким обра-

зом общественные отношения, связанные с физической культурой в целом,

формируют цели, задачи, систему институтов физического воспитания и спор-

тивной деятельности, систему средств, изменяющуюся по мере изменения це-

лей; через какие механизмы физическая культура оказывала свое воздействие

на развитие общественных отношений и на формирование облика человека оп-

ределенной эпохи;

в) когда и под влиянием, каких факторов появляются, а также воплощают-

ся в жизнь (либо не претворяются) теории и научные открытия, связанные с

развитием физической культуры.

Таким образом, в характере физической культуры отражаются потребно-

сти, стиль жизни, менталитет, этнические особенности физической культуры

той или иной страны либо народа.

Проблема развития содержания физической культуры тесно связана с во-

просом ее возникновения и распространения. Значительная часть спортивных

историографов рассматривают содержание и институты физической культуры

той или иной эпохи как нечто данное. Другие же занимаются поисками того

единственного места на земле, откуда все пошло. Действительно, элементы фи-

зических упражнений – и это хорошо заметно в отношении подвижных игр и

различных видов спортивной борьбы – присутствуют в культурах многих наро-

дов земного шара.

Ни одна физическая культура не возникает из ничего или путем простого

заимствования. Новые системы всегда создаются как наследие прошлого. Заим-

ствованные элементы приспосабливаются к существующим жизнеспособным

формам. В процессе развития они освобождаются от своей прежней социальной

роли, а затем, приспособившись к изменившимся потребностям, становятся ор-

ганической частью складывающегося нового главного содержания. Изменение

общественной формы физической культуры в редких случаях происходит скач-

кообразно и бесконфликтно. Поскольку отдельный человек овладевает физиче-

скими упражнениями и играми только как член более или менее замкнутого

коллектива, наряду с главными тенденциями преобразования могут сохранять-

ся и традиционные обычаи.

В то же время заслуживает внимания тот факт, что в области физической

культуры – так же, как и в некоторых других областях человеческой деятельно-

сти, - иногда могут возникать поразительно сходные элементы и в полностью

изолированных друг от друга районах, если они становятся необходимыми вви-

ду аналогичных общественных потребностей. В подобных случаях спортивно-

игровая фантазия данных народов создает в зависимости от географических ус-

ловий соответствующие достигнутому уровню общественного развития формы

физической культуры, служащие целям боевой подготовки, здравоохранения,

воспитания и развлечения.

Формальная сторона развития физической культуры весьма изменчива.

Время от времени определяющее положение начинают занимать одни системы

движений, виды физической подготовки, состязания, виды спорта, типы заня-

тий по физическому воспитанию, системы тренировок, другие же оттесняются

на второй план. Однако опыт, полученный от них, продолжает существовать,

развиваться и подчас проявляется в совершенно иных областях. История физи-

ческой культуры современности свидетельствует о том, что будущее может

создать такие «виды спорта», о которых мы сейчас и не подозреваем. Однако

многообразие экспериментов, форм и методов не исключает осуществление за-

кономерностей развития с физической культуры. Формы движения, утрачи-

вающие содержательную ценность или мотивирующую роль, закономерно от-

мирают со временем.

Изучение прошлого физической культуры происходит не только для того,

чтобы понять возникновение актуального настоящего. Познание прошедших

периодов позволяет уяснить единство, равно как и многообразие творческой

деятельности человечества в области физической культуры. Заметив в истории

физической культуры повторение, происходящее на все более высоком, уровне,

встречаясь с одними и теми же потребностями, проявлениями человека, мы

можем глубже понять структуру, функционирование, законы движения обще-

ства. Когда видимость, насколько различны и многообразны формы человече-

ского бытия, определяющие физическую культуру проявляются достаточно яс-

но можно понять свои собственные особенности, свое место в мировом истори-

ческом процессе.

В конечном счете, историческое познание одновременно всегда есть и са-

мопознание, поскольку тот, кто изучает историю сменяющихся эпох, обяза-

тельно сопоставляет их одну с другой и со своей эпохой. В то же время есть

опасность того, что при проведении параллели между физической культурой

определенной эпохи, ее противоречиями и тем, что характерно для нашего века,

мы подходим к вопросу лишь с взглядами, оценками сегодняшнего дня. Однако

в определенной мере это неизбежно. То, что современный человек относит к

основополагающим ценностям, возможно, не было таковым в глазах человека

другой эпохи, иной культуры. По этой причине при аналитическом подходе к

культуре прошлого необходимо показывать и границы систем ценностей соот-

ветствующих периодов.

В различные исторические периоды и в различных культурах люди по-

разному воспринимают и осознают окружающий мир, по-разному получают

впечатления и знания, то есть формируют исторически определенную картину

мира. В связи с этим возникает проблема идеала физической культуры той либо

иной эпохи. Понятно, что на основе идеала нельзя оценить физическую культу-

ру никакого общества. Однако он четко показывает доминирующую духовную

установку, принятые нормы воспитания, морали и эстетики, отражает систему

ценностей определенного общества. В этом случае следует обратиться к причи-

нам и внутренним побудительным мотивам, которые делали и делают людей

активными участниками или ниспровергателями творческой деятельности,

причисляемой к сфере физической культуры. Только в этом плане становится

понятным, что физическая культура не содержит ни плохого, ни хорошего, ни

прогрессивного, ни регрессивного и может воплотить в себе устремления соци-

альных групп и общества в целом.

Значение истории физической культуры и спорта очень важно при подго-

товке квалифицированных специалистов в области физической культуры и

спорта. Ее изучение способствует расширению общего кругозора специалистов,

их эрудиции, активизации творческого мышления, повышает теоретический

уровень и обогащает опытом прошлого. Знание истории физической культуры

и спорта помогает лучше понять процессы, происходящие в физкультурном

движении в настоящее время, позволяет предвидеть тенденции его развития,

прогнозировать его будущее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.012 с.)