Форма реализации программы – групповая. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма реализации программы – групповая.



Программа

«Формирование социальных навыков у несовершеннолетних»

 

Разработчики: Стенникова И.А., руководитель

реабилитационного отдела, педагог-психолог

Сопочкина Н.С., социальный педагог

 

г. Полевской

2012 г.

Пояснительная записка

В современном обществе преобладает тенденция общей неудовлетворенности и нарастания внутреннего напряжения в связи с социально-экономической нестабильностью, негативным влиянием средств массовой информации, что отражается на ценностных ориентациях, эмоциональном состоянии подрастающего поколения, а также на системе значимых отношений детей и подростков. При этом в школьных программах практически отсутствуют специальные занятия, посвященные формированию коммуникативной культуры подростков, а она является важным условием успешной социализации.

Трудности установления межличностных связей, кроме того, обусловлены возрастными особенностями. А именно, в младшем подростковом возрасте (10 – 13 лет) наблюдается повышенная ситуативная и межличностная тревожность, повышенная конфликтность в отношениях между мальчиками и девочками, динамические изменения статусов в группе сверстников и возникновение тенденции к экстремальному поведению. В старшем же подростковом возрасте (14 – 18 лет) происходят изменения ценностных установок, возникает неприятие «родительских ценностей», наблюдается острое проживание семейных конфликтов, склонность к демонстративным проявлениям взрослости. Однако это не только период проблем и противоречий, но и время повышенной пластичности психики, готовности к развитию и восприимчивости к влиянию, максимальная открытость новому жизненному опыту. Навыки, связанные с общением и уверенным поведением, а также творческий потенциал могут эффективно развиваться как раз в таком возрасте. Раскрытые личностные ресурсы способствуют успешной адаптации подростков к постоянно меняющимся условиям социума, эффективному взаимодействию с окружающими и позволяют быть более защищенными перед лицом жизненных трудностей.

Таким образом, существует необходимость повышать уровень социальной компетентности несовершеннолетних, которая, по мнению Н.А. Моревой и М. Аргайл, включает в себя следующие компоненты: социальная сенситивность (точность межличностного восприятия), ассертивность, социальная рефлексия (определение своего статуса в коллективе), самосознание себя как субъекта общения, спокойствие как антитеза социальной тревожности (уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации), основные навыки взаимодействия (уверенность в себе, адекватная включенность в ситуацию, владение ей, гибкость, готовность принять инициативу в общении, толерантное отношение к окружающим людям, умение слушать и слышать собеседника, умение выражать свои мысли и переживания, умение находить компромисс в конфликтных ситуациях).

Целью данной профилактической программы «Формирование социальных навыков у несовершеннолетних» является развитие самосознания, навыков самоисследования, развитие и совершенствование личностных ресурсов у детей и подростков в процессе группового взаимодействия, а также предупреждение эмоциональных нарушений на основе внутри личностных и поведенческих изменений. Поставленная цель достигается посредством использования таких методов как психологический и социальный тренинг, театротерапия, которые лежат в основе самостоятельных модулей программы. Методы обеспечивают активное обучение через приобретение и осмысливание жизненного опыта моделируемого в межличностном взаимодействии, помогают понять ситуацию, приобрести новый коммуникативный опыт и подготавливают ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.

I МОДУЛЬ.

Содержание занятий

 

Занятие № 4 «Я и мой мир».

Цели: - снятие физического и эмоционального напряжения

- формирование позитивной самооценки

- осознание значимости своей личности в социуме

Упражнение 1. Приветствие «Цветонастроение» Каждый участник называет цвет своего настроения.

Упражнение 2. «Угадай кто!» (каждый пишет 3 собственные характеристики, группа угадывает, к кому они относятся)

Цель: Самопрезентация, умение видеть особенности других людей.

Упражнение 3. Проективная методика «Дерево»

Цель: - осознание значимости своей личности в социуме.

Примите удобную позу, закройте глаза представьте как вы садите семечко. Затем это семечко поливают, его прогревает солнышко и оно вырастает в деревце. Представьте, что это деревце – это вы. Посмотрите какие у вас ствол, ветви. Обратите внимание на то, что находится на ваших веточках – листочки, плоды или цветочки. Посмотрите на то, что происходит вокруг…Кто вокруг вас?…Какая погода? Какое время года? Обратите внимание, как люди, глядя на вас восхищаются красотой ваших веточек и листочков…Попробуйте осознать свою значимость в том месте, в котором вы находитесь.

Упражнение 4. Арт-терапия «Рисование по мокрому»

Цель: снятие физического и эмоционального напряжения.

Нарисуйте то дерево, которое вы увидели и то, что находится вокруг. Наблюдайте за изменениями в вашем теле.

Рефлексия. Подведение итогов.

Занятие № 5 «Мои эмоции».

Цель: Стабилизация психоэмоционального состояния, проработка негативных переживаний.

Упражнение 1. Приветствие. «Импульс»

Цель: Настрой на работу, создание доброжелательной и доверительной атмосферы.

По кругу передается импульс от ведущего в виде легкого пожатия руки.

Беседа: Тема занятия, обсуждение негативных состояний, их видов, важности работы с этими ощущениями.

Упражнение 2. «Негативное чувство»

Цель: исследование внутренних состояний.

Лежа на спине, в расслабленном состоянии, с закрытыми глазами, каждый участник определяет актуальное для него негативное переживание, его форму, цвет, место в теле.

Упражнение 3. Арт-терапия. Рисунок негативного ощущения (техника «по мокрому»)

5. Рефлексия. Обсуждение рисунков с целью выявления изменений в эмоциональном состоянии детей.

 

Занятие №12 «Коллаж»

Цель: Целеполагание: воплощение мечты в цель.

Упражнение 1. «Коллаж»

Цель: понять различия между мечтой и целью; научиться трансформировать мечту в цель; сделать проекцию своей цели через образы на бумаге.

Выделяем отличительные черты цели:

· зависит только от меня;

· глагол пишется в настоящем времени;

· конкретная цель;

· достижимая;

· определена во времени (кратко-, средне-, долгосрочная);

· все слова и выражения использовать в позитивной форме;

· никому не приносит вреда.

Процесс составления группой коллажей.

Объясняем расположение листа: лист расположен горизонтально – человек ориентируется на процесс; лист расположен вертикально - человек ориентируется на результат.

Содержание центра листа раскрывает присутствие участника в настоящем времени, самую главную ценность на данный момент. Все образы, расположенные слева – знаки из прошлого; справа – из будущего. Картинки, находящиеся внизу указывают на ресурсы, являющиеся опорой и поддержкой в жизни участника. Верхняя часть коллажа говорит о наличии мечты, желаний и фантазий.

Пустые, незаполненные ничем места на коллаже говорят о личностных, неосознанных, нераскрытых способностях и возможностях.

Обсуждение. Интерпретация. Выводы.

 

II МОДУЛЬ.

Содержание занятий

 

I. TEMA «СТАРТ»

Занятие 1. «Знакомство»

Цель: создать позитивную, доброжелательную, комфортную и доверительную атмосферу, а так же установить основные правила для работы в группе.

Развитие навыков:коммуникативности, эмпатии, умения слушать, понимать свою и чужую точку зрения.

1. Приветствие (5 мин).

Объясните участникам, что вы собираетесь проводить цикл занятий, участие в которых может помочь каждому из них разобраться в своих отношениях с окружающими и начать строить отношения с пользой для себя и других; научиться влиять на свою жизнь. Сообщите им, что на этих встречах вы будете помогать им не бояться говорить о своих проблемах, в том числе и о проблемах зависимости, что вы будете учить их выражать свои чувства и слушать других. Объясните, что для наилучшего взаимодействия в группе важным моментом является установление правил. Спросите у группы мнение об основных правилах (участвовать во всем; слушать, когда говорит другой и т.д.).

Примечание: Покажите детям, как это важно, чтобы каждый участвовал в обсуждениях.

Основная часть

Завершение работы

Основная часть.

1). Упражнение «История рубашки счастливого человека». (15 мин).

Попросите одного из участников прочитать сказку (см. далее).

Примечание. Учтите, что не все участники тренинга могут читать бегло, поэтому найдите желающего сделать это. Если желающих нет, расскажите историю сами, не читая.

Затем обсудите эту историю в группе.

Дети обсуждают вопрос, чтобы они сделали на месте короля в вышеуказанной истории (король пытался найти внешние причины несчастий своего сына, не заглянув ему в душу). Как помочь тому, кто несчастлив?

Примечание 1. Возможные варианты для работы с рассказом.

А). Участники могут самостоятельно закончить историю (если они до этого не читали рассказ).

Б). Предложите прочитать рассказ до того момента, когда богач говорит, что он несчастлив, и попросить, чтобы дети закончили его.

В). Желающие могут прочитать свой вариант рассказа перед группой.

Г). Рассказ может считаться началом обсуждения проблемы что такое «счастье».

Затем «Изобрази счастливого человека на рисунке».

Участники рисуют счастливого человека и подписывают, что он говорит о своем счастье, а также о причине его счастья. Например: «большая улыбка», «красивая прическа», «сияющее солнце», «кто-то был очень добр ко мне!». Затем ребята рисуют себя и пишут причины своего счастья. Они обсуждают это в малых группах и дискутируют на темы: «Как принести людям счастье?», «Что бы я сделал, чтобы помочь другу стать счастливее?».

Приветствие.

Основная часть.

Упражнение «Подарок».

Каждый участник должен передать по кругу воображаемый подарок. Например: «Я дарю тебе книгу, потому что ты очень умный и добрый» или «Я хочу подарить тебе красивый дом, так как ты очень дружелюбный и твои друзья будут приходить к тебе в гости» и т.д.

Домашняя работа

1. Что Вас больше всего волновало в самом себе в детстве, что волнует сейчас: стиль поведения, манера держаться, внешний вид, отношения с людьми, отношения людей, результаты собственной деятельности, свой внутренний мир и т.д. Сформулируйте иерархию своих внутренних ценностей на данный момент.

Примечание: предложите участникам обратиться за помощью к взрослым.

2. Сделать рисунок «Каким я буду в 20 лет».

3. Прочесть отрывок из Конвенции ООН по правам человека.

Приложение: Необходимо подготовить заранее и раздать.

Основная часть.

1). Упражнение «Никто из вас не знает, что я...» (5 мин).

Вся группа садится в кружок. Передают по кругу предмет (мяч) и говорят о себе, начиная предложение словами: «Никто из вас не знает, что я...», «Никто из вас не знает, что у меня...».

Домашняя работа

1. Попросить детей расспросить взрослых, друзей об их детских увлечениях, какие из них сохранились на данный момент?

2. Упражнение «Мой герб». Как известно, в средние века герб отражал деяния человека, его девиз, его происхождение и привилегии. Педагог предлагает на листе бумаги с помощью фломастеров или красок изобразить свой личный герб. Герб показывает окружающим в символической форме устремления и позиции человека. Контур разделяется на четыре области. В левой части – фиксируются главные достижения в жизни; средняя – то, как подросток себя воспринимает; в правой части отмечаются главные цели в жизни; нижняя часть герба отводится для обозначения главного девиза в жизни.

Занятие 4. «Мои права»

Цель: информировать детей о правах, законах общества, на­учить их находить помощь, когда это необходимо.

Развитие навыков:самоуважения, независимости, принятия решений.

1. Приветствие (5 мин). Предложите участникам начать день с высказывания «У меня есть право на…»

Примечание. Желательно использовать данный вариант приветствия после проведения предыдущего занятия и выполнения детьми самостоятельной работы.

2. Обсуждение домашней работы (10 мин).

3. Основная часть.

1). Упражнение «Права, которые…» (20 мин).

Разделите участников на 4 группы. Первая группа заполняет лист «Права, которые я имею и хочу сохранить». Вторая группа — «Права, которых у меня нет, но хочу иметь». Третья группа — «Если бы я был родителем, то дал моим детям право на...». Четвертая группа — «Если бы мои права были нарушены, я бы сделал...». Если какая-то группа заполнит лист первой, то ей можно предложить выполнить задание другой группы.

Примечание. Другой вариант работы по малым группам - «Билль о правах». Группа делится на три подгруппы: взрослые, родители и дети. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав в течение 15-20 минут. Каждая группа по окончании обсуждения выносит свой список на всеобщее обсуждение. Участники могут разыграть это в виде представления, например «дети» и «родители» могут поочередно предъявлять эти права друг другу. Каждое право может быть внесено в окончательный список в том случае, если его приняли две другие группы. Каждая группа имеет возможность отклонить какое-либо право, либо настаивать на его изменении..

Перед всеми участниками каждая группа отчитывается, а остальные дополняют отчет.

Примечание. Предложите участникам самостоятельно выбрать докладчика в каждой группе. После окончания упражнения дайте как можно больше положительных отзывов.

Остановка «Права детей»

Ведущий: Известно, что пpава детей регулирует Конвенция ООН «О правах ребёнка», которая рассмотри ребёнка как самостоятельную и наделённую правами и способную в той или иной степени к их самостоятельному осуществлению и защите. Вот небольшой перечень прав ребенка признанный Конвенцией (предлагаются карточки с рядом статей для каждого участника).

Литературно-правовая викторина

Ведущий: Вам предлагается ответить на вопрос, обоснованием которого служит статья вашей карточки. Ответьте на вопрос и зачитайте статью.

1. Можно ли считать Маугли, живущего в лесу, ребенком, наделенным соответствующими правами? (ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста,Ст.1).

2. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудится. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Ст. 31, признающая право ребёнка на отдых и досуг, право участия в играх и развлекательных мероприятиях, соот­ветствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и за­ниматься искусством).

3. В сказке «Гуси-лебеди» гуси уносят Иванушку из родного дома по­мимо его воли и воли его родных. Ка­кая статья Конвенции нарушена? (Ст.9, которая обеспечивает право ребёнка, не разлучаться со своими родителями вопреки их желанию).

4. В сказке «Три поросёнка» волк уничтожил домики маленьких по­росят? Какую статью он нарушил? (Ст. 16 гласит: «ребёнок не может быть объектом произвольного или незакон­ного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь и неприкосновенность жилища»).

5. Маугли не умеет говорить че­ловеческим языком, он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки, Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным? (Ст. 23: каждый неполно­ценный ребёнок должен вести полно­ценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство).

6. Карабас-Барабас не давал возможности своим куклам учиться и заставлял их работать, получая денежную прибыль. Какая статья нарушена? (Ст. 32 признаёт право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения работы, которая мо­жет служить препятствием в получении им образования).

Ситуативный разбор

Ведущий: Я прошу вас объединить все карточки со статьями Конвенции и вме­сте выполнить следующее задание. Два члена команды будут выполнять роли (даны на карточках), остальные участники должны прокомментировать си­туацию на основе одной из статей Конвенции.

Разыгрывается ситуация:

Мама: Доченька, я ухожу, прибе­рись, помой за собой посуду, сходи в магазин.

Дочь: Мама, у меня же завтра контрольная.

Мама: Да решишь ты свои задач­ки! Необходимо привести дом в порядок.

Дочь: Конвенцией по правам ре­бёнка я защищена от выполнения лю­бой работы, которая служит препятст­вием в получении образования.

Ведущий (задание для группы): Как вы разрешите подобную ситуа­цию? (Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст. 32 речь идёт не о до­машнем посильном труде, а об эконо­мической эксплуатации, приеме на работу и условиях работы).

После окончания игры эксперт собирает маршрутные листы и подсчи­тывает общий балл. Все участники со­бираются в одном помещении.

Ведущий: Надеюсь, что Игра-путешествие не только дала возможность проверить и закрепить ваши правовые знания, но и поднять уровень методи­ческого мастерства. Предлагаю каж­дой группе обобщить формы, методы, приёмы, которые использовались ве­дущим на каждой остановке (выступления команд).

Эксперт подводит итоги игры и объявляет победителей.

Упражнение «Мое имя».

Каждый по очереди рассказывает всем о значении своего имени. Если подростку кажется, что его имя ничем не примечательно, предложите свой вариант интерпретации его имени. Обратитесь к другим участникам тренинга и спросите, что они думают по поводу данного имени.

Примечание 1. Участник может придумать, что означает его имя.

Основная часть.

Упражнение «Спор» (10 мин).

Разделите детей на группы по 4 человека. Определите предмет и правила спора. Двое учеников из группы спорят, двое - наблюдают, затем меняются ролями. Цель этого упражнения не выиграть спор, а испытать чувств, когда кто-либо с тобой не согласен.

Примечание. Обратите внимание на тех детей, которые не могут доказать свою точку зрения.

Занятие 3. «Театр кукол»

Цель: Показать подросткам способы взаимодействия с внеш­ним миром, научить детей слушать других и разрабатывать эти навыки.

Развитие навыков: коммуникативности, самопонимания, самоуважения, умения слушать других, сочувствия.

1. Приветствие (5 мин).

Упражнение «Собственный девиз».

Придумать девиз, в котором было бы два слова: характеризующее тебя имя прилагательное, начинающееся с той же буквы, что и твое имя и самое имя. Например: «потрясающий Павел». Представь соответствующий этим словам цвет или твое любимое занятие, например, игру в баскетбол, рисование и т.д. Например, спортивный Семен – мотоцикл.

Примечание: ребенок может сказать, что ему трудно придумать слово на первую букву. Подбодрите его, предложите сделать то же самое участникам, и тогда он найдет конструктивное решение.

2. Обсуждение домашней работы (10 мин).

Обсудите список аргументов: «Почему каждый имеет право выражать свое собственное мнение? Каков результат?»

Основная часть.

Упражнение «Что слышно?».

Ведущий предлагает послушать и запомнить то, что происходит за дверью, за окном, за стеной, на улице в полной тишине, а затем просит рассказать, какие звуки они слышали.

Домашняя работа

1.Сформулируйте правила «хорошего слушания» (5 пунктов).

2. Дети могут сочинить сказку о человеке, который всю свою жизнь чувствовал себя марионеткой.

 

 

IV. TEMA «ЧУВСТВА»

Занятие 1. «Ящик»

Цель: понять что такое «дружба», определить ее границы и какой ты друг, развивать отзывчивость и готовность помочь другим.

Развитие навыков:самопонимания, коммуникативности, сочувствия, определения границ личного пространства, умение решать проблемы.

Порядок работы

1. Приветствие (5 мин).

Закончить предложение по кругу: «Когда я шел сегодня на занятие…».

2.Обсуждение домашней работы (10 мин).

Педагог на доске или на листе ватмана записывает сформулированные детьми правила «хорошего слушания».

Примечание. Педагог может обсудить с детьми важность использования правил «хорошего слушания» в общении с другом.

Основная часть.

1). Упражнение «Дружба – это…» (10 мин).

Обсудить, что такое дружба, ее природу, и почему людям нравится дружить. Педагог записывает на доске слова «Дружба – это…». Вариант обращения может быть таким: «Что такое, по-вашему, дружба? Давайте запишем вокруг этого незаконченного предложения все, что приходит в голову по поводу дружбы…». После того как коллективное описание «портрета» понятия «дружба» зафиксировано, проводится анализ данного материала.

Примечание. Определить разницу между дружбой в группе и дружбой с более близким человеком.

Индивидуальная работа. На листах бумаги описать качества, которые есть у друга (чувство юмора, доброта, сопереживание, лояльность). Желающие могут прочитать перед группой эту характеристику, остальные участники добавят новые пункты к характеристике.

Примечание. Желательно, чтобы педагог фиксировал все на доске.

Основная часть

Упражнение «Рисунок» (20 мин).

Каждый пытается представить и нарисовать свой страх или что-то тревожащее (это может быть место, вещь). Затем идёт обсуждение рисунка, в ходе которого подростку необходимо осуществить выбор действия по преодолению этого страха.

Примечание:Проследите, чтобы преодоление страха было прорисовано каждым подростком.

4. Обратная связь (5 мин).

Как поступить, если ты невзлюбил кого-либо или что-либо? Какая связь между нравится - не нравится? Умение сказать «нет» даже любимому человеку, если вы чего-то не желаете, сложно ли это.

5. Завершение работы (5 мин).

Упражнение «Ладошка». Каждый обводит на листе бумаги контур ладони. В центре пишет свое имя, в каждом пальце, что нравится в себе самом. Затем лист передают соседу справа. Он в течение 30 секунд пишет на листе что-то, что нравится в человеке, хозяине ладони. Так через весь круг. Хозяину возвращается листок.

Еще раз подчеркните, что писать надо то, что нравится.

Домашняя работа.

1. Дети готовятся к ответу на вопрос: «Как быть, если не хочется это делать?»

Примечание. Педагог может заранее подготовить карточки с конкретными ситуациями для детей (например, для каждого ребенка своя ситуация) и попросить разрешить данную проблему с указанием нескольких вариантов поведения в данном случае, одновременно, отвечая на поставленный вопрос.

Упражнение «Высказывание».

Группа садится в круг. Специалист предлагает начать день с высказывания друг другу пожелания на день, и сделать это так. Первый участник встанет подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из участников не получит пожелания на день.

2. Обсуждение домашней работы (10 мин).

На доске педагог записывает предложенные участниками варианты ответа на вопрос: «Как быть, если не хочется это делать?».

Примечание. Варианты ответов могут быть не желательными для педагога, однако, он не должен категорически отвергать их. Обсуждение должны быть совместным с выработкой алгоритма поведения в данной ситуации.

Основная часть

Домашняя работа

1. «Диапазон эмоций». Предложите участникам в свободное время составить список возможных эмоций и согласно списку нарисовать лица с выражением указанных эмоций.

 

 

V. TEMA «МЫСЛИ»

 

Основная часть

Занятие 2. «Сотрудничество»

Цель: решение сложных проблем, умение договариваться между собой и взрослыми.

Развитие навыков:критического и созидательного решения, принятия мышления, обсуждения, умения работать в больших группах, сотрудничества.

1. Приветствие (5 мин).

Упражнение «Я рад всех видеть, потому что…».

Дети садятся в круг, и ведущий предлагает всем начать день с данного высказывания. Необходимо, чтобы каждый участник закончил данную фразу.

Примечание. Данное упражнение может начать ведущий или участник, выразивший свое желание.

 

2. Обсуждение домашней работы (10 мин).

Предложите участникам сравнить их записи.

Примечание. Обсудите с детьми, как можно прийти к соглашению со взрослыми.

3.Основная часть.

Домашняя работа.

1. Вспомни последнюю трудную ситуацию и обдумай три варианта, как он могла бы ухудшиться.

Затем обдумай и запиши три варианта ее улучшения.

Приложение. Дети могут сделать записи о принятии трудного решения (ситуация может быть как придуманной, так и реальной).

Карточки со сценками

Сценка №1

На перемене несколько молодых парней курят. Ты не куришь, но тебе хочется постоять с ними. Вдруг один парень сообщает, что идет учитель, и кладет пачку си­гарет тебе в карман. Учи­тель, чувствуя запах табака, просит вывернуть карманы. Он находит пачку у тебя и забирает, хочет отнести ди­ректору. Курильщик шеп­чет тебе, что если ты всех вы­дашь, то можешь не прихо­дить в их компанию.

Что бы ты сделал?

Сценка №2

Мальчик с вашей улицы нюхает клей. Родители об этом не знают, хотя часто видят его с пакетом и тюби­ком клея. В один из дней вы замечаете, что мальчик совер­шенно болен, и у него блуж­дающий взгляд. Вы анализи­руете ситуацию и думаете: «Что же делать?». Возмож­но, вы ничего не будете делать, так как он вам не друг. И он будет сердиться на вас, если вы нажалуетесь на него. Но все-таки есть предположение, что при нюханьи клея он может умереть.

Что бы ты сделал?

Сценка №3

Ты вместе с друзьями в гостях. Родителей нет дома. Один из ребят говорит твое­му другу: «У твоего отца есть запасы спиртного. Да­вай немного выпьем». Друг говорит (с неохотой): «Лад­но, но только чуть-чуть, ина­че отец заметит это». Бутыл­ка идет по кругу, двое уже сделали по глотку, теперь твоя очередь. Все смотрят на тебя, что ты будешь делать.

Что бы ты сделал?

Сценка №4

Ты часто ходишь с дру­зьями в одно место, куда ро­дители ходить не разреша­ют. Может быть, это забро­шенный дом или лес, или место под мостом. Тебе и друзьям нравится общаться и находиться в этом неприг­лядном месте. Однажды один из друзей принес фля­гу с пивом. Ты удивлен, так как раньше не пил пиво. Ты спрашиваешь, почему он на­чал пить. Он отвечает, что выпьет всю фляжку, потому что хочет напиться.

Что бы ты сделал?

 

 

VI. TEMA «КОММУНИКАЦИИ»

Занятие 1. «Наши роли»

Цель: помочь детям познать себя и свою роль в жизни, научить оценивать свои позитивные, негативные качества и безопасно использовать их.

Развитие навыков: самопознания, коммуникативности, самопонимания, самоуважения.

1.Приветствие (5 мин).

Упражнение «Никто из Вас не думает, что …».

Дети садятся в круг, и ведущий предлагает всем начать день с данного высказывания. Необходимо, чтобы каждый участник закончил данную фразу.

2. Обсуждение домашней работы (10 мин).

3. Основная часть

Упражнение «Роли» (10 мин).

Вся группа. Люди играют разные роли. Сейчас я педагог, а вне работы данной группы я мать, дочь, жена, подруга, пассажир и т. д.

Работа по парам. Дети обсуждают свои представления о роли учителя, о роли ученика.

Примечание. Можно обсудить представления о роли взрослого (мамы или папы) и о роли ребенка (сын, дочь).

Вся группа. Несколько пар сообщают результаты обсуждения.

Примечание. Вы можете задать дополнительный вопрос: «А что же ученики ждут от учеников?».

Группы по 4 человека. Напишите различные роли детей. Например, в школе они «ученики», дома — «дети», со своими домашними зверюшками они «хозяева», если они где-то путешествуют, то «туристы».

Верните эти сообщения в группы и запишите отличающиеся друг от друга роли на доске. Спросите у группы: «Кто же вы на самом деле?». Представьте, что вы в пустыне и вас некому окликнуть по имени. Кто вы в данной ситуации? Объясните детям, что наши роли существуют только потому, что мы живем в обществе.

2). Упражнение «Если бы я был…» (5 мин).

Игра-перевоплощение. Каждый участник должен выбрать себе какую-нибудь вещь (абажур, заноза, мороженое и т.п.) и погрузиться в ее мир, вообразить себя этой вещью, ощутить ее «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом, ее будущем.

Примечание. Рассказывая о постороннем, случайном предмете, участники невольно говорят о себе, это ведет к самораскрытию, при этом важно и то, что они учатся изменять себя, управлять своим настроением.

Упражнение «Игра» (5 мин).

Учитель, ребенок, взрослый, шофер, продавец, актриса. Предложите ребятам проиграть разные ситуации: магазин, театр, транспорт.

Примечание 1. Проигрывание разных ситуаций помогает человеку легче и естественнее пережить, возникаемые в общении, сложности.

Примечание 2. Внесите разнообразие в игру, пусть все участники по очереди пытаются изобразить как ходит:

- младенец, только начавший ходить;

- глубокий старик;

- пьяный,

- влюбленный, ожидающий свидание.

- И др……

Основная часть.

Упражнение «Ах-ха» (5 мин).

Участники группы делятся на пары; в каждой паре партнеры становятся друг напротив друга. Один делает энергичный шаг вперед и одновременно выставляет перед грудью согнутую в локте руку, произнося при этом громко «ХА!». В звук надо вложить всю свою силу и мощь, сохраняя при этом спокойствие. Партнер стоящий напротив, демонстрирует движение пассивного начала, делает шаг назад, разводя руки в сторону, произнося при этом громкое «АХ!». Так несколько раз, меняясь ролями.

Примечание: обсудите физические и эмоциональные реакции, что было делать сложнее, в какой роли комфортнее.

Упражнение «Плот» (10 мин).

Легенда – после кораблекрушения команда корабля оказалась посреди океана на маленьком плоту. Участникам предлагается большой лист ватмана (или одеяло), на котором они все должны поместиться, не заступая на пол. На плоту нужно продержаться 30 секунд. Затем к плоту подплывает акула и откусывает плот (примерно 1/8 куска). Задача повторяется. И так до тех пор пока не останется ¼ исходного листа (а одеяло можно переворачивать на другую сторону). Обсудите данное упражнение.

Примечание: Величина листа (одеяла) подбирается в зависимости от величины группы – поместиться должно быть не очень сложно.

4. Обратная связь (5 мин).

«Какие методы трудны для общения, а какие легче?»

5. Завершение работы (5 мин).

Передайте эмоции благодарности по кругу, используя невербальные способы общения.

Домашняя работа

1. Попросите детей понаблюдать за различными видами общения среди окружающих. Обратить внимание на эффективные способы общения.

 

Занятие 3. «Вы убеждены?»

Цель: научить детей способности убеждать и пользоваться этой способностью в принятии решений.

Развитие навыков:критического мышления, самопонимания, коммуникабельности.

1. Приветствие (5 мин).

Основная часть

Заяц

(Русские народные сказки / Сост. В.П. Аникина. - М.: Дет. лит., 1987. -с. 514)

Бедный мужик шел по чистому полю, увидал под кустом зайца, обрадовался и говорит:

- Вот когда заживу домком-то! Возьму этого зайца, убью плетью да продам за четыре алтына. На те деньги куплю свинушку. Она прине­сет мне двенадцать поросеночков. Поросятки вырастут, принесут еще по двенадцати. Я всех приколю, амбар мяса накоплю. Мясо продам, а на денежки дом заведу да и сам женюсь. Жена родит мне двух сыно­вей, Ваську да Ваньку. Детки станут пашню пахать, а я буду под ок­ном сидеть да порядки наводить. «Эй вы, ребятки, - крикну, - Васька да Ванька! Шибко людей на работе не подгоняйте, видно, сами бедно не живали!» Да так-то громко крикнул мужик, что заяц испугался и убе­жал, а дом со всем богатством, с женой и с детьми пропал.

Основная часть

VII. ТЕМА «ФИНИШ»

Занятие 1. «Завершение»

Цель: выстраивание новых связей.

1. Приветствие (5 мин).

Основная часть

Статья 15

1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

2. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применя­ются в соответствии с законам и которые необходимы в демок­ратическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка (ordre public), охраны здоровья или нравственности населения, или защиты прав и свобод других лиц.

Статья 17. Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международних источников, особенно к таким информациям и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также физическому и психическому равновесию ребенка. С этой целью государства-участники.

a) поощряют средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях, и в духе статьи 29;

b) поощряют международное сотрудничество в области подготовки, обмена и распространения такой информации и материалов из различных культурных, национальных и международных источников;

c) поощряют выпуск и распространение детской литературы;

d) поощряют средства массовой информации к уделению особого внимания языковым потребностям ребенка, принадлежащего к какой-либо группе меньшинств или коренному населе­нию.

e) поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучаю, учитывая положения статей 13 и 18.

Статья 28. 1. Государства-участники признают право ребенка на образование и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;

b) поощряют развитие различных форм среднего образова­ния как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.187 с.)