Значение универсальных учебных действий для обеспечения готовности ребенка к обучению в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение универсальных учебных действий для обеспечения готовности ребенка к обучению в школе




 


Универсальные учебные действия


Результаты развития

Универсальных учебных

Действий


Значение универсальных

Учебных действий для обучения

В 1 классе


 


Личностные:

— самоопределение,

— смыслообразование


Формирование внутренней пози­ции школьника


Формирование адекватной моти­вации учебной деятельности


 


Познавательные:

— классификация,

— сериация.

Коммуникативные — умение вступать в сотрудничество, соот­носить собственную позицию с позицией партнеров


Овладение понятием сохранения (на примере дискретного множе­ства).

Преодоление эгоцентризма и де-центрация в мышлении и меж­личностном взаимодействии


Обеспечение предпосылок фор­мирования числа на основе овла­дения сохранением дискретного множества как условия освоения математики


 


Познавательные и знаково-сим-волические действия


Различение символов/знаков и замещаемой предметной действи­тельности


Формирование предпосылок ус­пешности овладения чтением (грамотой) и письмом; усвоения математики, родного языка; уме­ния решать математические, лингвистические и другие задачи. Понимание условных изображе­ний в любых учебных предметах


Регулятивные:

— выделение и сохранение цели,
заданной в виде образца — про­
дукта действия,

— ориентация на образец и пра­
вило выполнения действия,

— контроль и коррекция,

— оценка


Умение произвольно регулиро­вать поведение и деятельность: построение предметного действия в соответствии с заданным образ­цом и правилом


Формирование умения организо­вывать и выполнять учебную де­ятельность в сотрудничестве с учителем.

Овладение эталонами обобщен­ных способов действий, научных понятий (в русском языке, мате­матике) и предметной, продук­тивной деятельности (в техноло­гии, изобразительном искусстве и др.)


 


Коммуникативные


Развитие коммуникации как об­щения и кооперации со взрос­лым и сверстником. Развитие планирующей и регули­рующей функции речи


Развитие учебного сотрудничест­ва с учителем и сверстником. Осознание содержания своих действий и усвоение учебного содержания


действия применительно к каждому учебному предмету, опи­сание свойств действия. Определение связей универсальных учебных действий с содержанием предметных дисцип­лин.

• Создание системы задач, включающих предметно-
специальные, общелогические и психологические типы
(П.Я. Гальперин), решение которых обеспечивает формирова­
ние заданных свойств универсальных учебных действий.

• Создание учебников нового типа, реализующих техно­
логию формирования конкретных видов и форм универ­
сальных учебных действий в данной предметной дисциплине,
а также разработка соответствующих учебно-методических
пособий для учителей.


Таблица 16

Значение универсальных учебных действий для успешности обучения в начальной школе


 


Универсальные учебные действия


Результаты развития

Универсальных учебных

Действий


Значение универсальных

Учебных действий

Для обучения


 


Личностные действия:

— смыслообразование,

— самоопределение.

Регулятивные действия


Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения.

Развитие основ гражданской идентичности.

Формирование рефлексивной адекватной самооценки


Создание возможностей обуче­ния в зоне ближайшего развития ребенка. Формирование адекват­ной оценки учащимся границ «знания» и «незнания». Обеспечение высокой самоэф­фективности в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением


 


Регулятивные, личностные, по­знавательные, коммуникативные


Функционально-структурная сформированность учебной дея­тельности.

Развитие произвольности вос­приятия, внимания, памяти, во­ображения


Достижение высокой успешнос­ти в усвоении учебного содержа-

ния.

Создание предпосылок для даль­нейшего перехода к самообразо­ванию


 


Коммуникативные (речевые), регулятивные


Формирование внутреннего пла­на действия


Развитие способности действо­вать в уме, «отрывать» слово от предмета; достижение нового уровня обобщения


 


Коммуникативные, регулятивные


Развитие рефлексии — осозна­ния учащимся содержания, по­следовательности и основания действий


Формирование осознанности и критичности учебных действий


Список литературы

Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И.В. Абакумова. — Ростов н/Д., 2003.

Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6—10 лет «Я и мы»: программа / И. Н. Агафонова. — СПб., 2003.

Андриевская В. В. Психологические предпосылки эффек­тивности совместной учебной работы младших школьников / В.В. Андриевская, Г.А. Балл, З.Г. Кисарчук и др. // Вопросы психологии. — 1984. — № 2.

Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историчес­кое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. — М., 2007.

Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А. Г. Асмолов // Вопро­сы образования. — 2008. — № 3.

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. — М., 2002.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — М., 1968.

Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтоге­незе: избранные психологические труды / Л.И. Божович. — М., 1995.

Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. — М., 2007.

Выготский Л.С. Собр. соч. / Л.С. Выготский. — М., 1984. - Т. 4.

Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. — М., 1985.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Да­выдов. — М., 1996.

Захарова А. В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. — Минск, 1993.

Зинченко В.П. Психологические основы педагогики: пси­холого-педагогические основы построения системы развиваю­щего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова / В.П. Зин­ченко. — М., 2002.

Карпова С.Н. Особенности ориентировки на слово у детей / С.Н. Карпова, И.Н. Колобова. — М., 1978.

Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических систе­мах: проблемы становления ментального пространства лич­ности / В.Е. Клочко. — Томск, 2005.

Князева Т.Н. Некоторые аспекты проблемы преемствен­ности обучения на I и II ступенях школьного образования / Т.Н. Князева // Педагогическое обозрение. — 2003. — № 4.

Коломинский Я.Л. Социально-психологические особен­ности совместной игровой и трудовой деятельности дошколь-


ников / Я.Л. Коломинский, Б.П. Жизневский // Вопросы психологии. — 1989. — № 5. — С. 38—44.

Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»: пособие для педагогов и родителей / М.В. Корепанова, Е.В. Харламова. — М., 2005.

Костюк Г.С. Сравнительное исследование индивиду­ального и совместного решения мыслительных задач младши­ми школьниками / Г.С. Костюк, В.В. Андриевская, Г.А. Балл и др. // Психологический журнал. — 1983. — Т. 4. — № 5.

Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. — М., 1991.

Кудрявцев В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития / В.Т. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1—2.

Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге / С.Ю. Курганов. — М., 1989.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — М., 1974.

Маркова А. К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. — М., 1990.

Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. — М., 1984.

Милъман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. — 1987. — №5.

Mocmoea O.H. Индивидуально-типологические осо­бенности общения младших школьников / О.Н. Мостова, И.Н. Агафонова // Служба практической психологии в сис­теме образования. Вып. 9. — СПб., 2005.

Особенности психического развития детей 6—7-летнего воз­раста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — М., 1988.

Психическое развитие младших школьников / под ред. В.В. Давыдова. - М., 1990.

Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / под ред. А.А. Леонтьева. — М., 2006.

Репкина Г. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: в помощь учителю начальных классов / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. — Томск, 1993.

Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов. — М., 1987.

Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контекс­те проблемы соотношения социальных взаимодействий и обу­чения / В.В. Рубцов // Вопросы психологии. — 1998. — № 5.

Слободчиков В.И. Психология человека: введение в пси­хологию субъективности / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаева. — М., 1995.

49]


Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. — 2001. — № 5.

Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукер­ман, К.Н. Поливанова. — М., 1999.

Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека / В.Д. Шад-риков. — М., 2007.

Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека / В.Д. Шадриков. - М., 2004.

Шипицына Л.М. Основы коммуникации / Л.М. Шипицы-на, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. — СПб., 1995.

Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению / Л.А. Шустова // Вопросы психо­логии. — 1990. — № 2.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. — М., 1989.

Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического раз­вития детей / С.Г. Якобсон. — М., 1984.


Оглавление

Предисловие.............................................................. 3

Глава 1. Методология проектирования концеп­ции развития универсальных учебных действий для начального общего обра­зования

Ценностные ориентиры начального образования 6 Цели, задачи и направления развития начального

образования............................................................. 9

Проблема преемственности образовательного про­
цесса в школе и психологические трудности
перехода с одной ступени образования на дру­
гую........................................................................ 19

Методологические принципы разработки кон­цепции развития универсальных учебных

действий для начальной школы......................... 24

Понятие «универсальные учебные действия».... 27
Виды универсальных учебных действий............... 28



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.024 с.)