Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критерии формирования действия нравственно-этической ориентации
Продолжение
Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи Цель: выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи. Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивания — выделение морального содержания ситуации; учет нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений. Возраст: 7—8 лет. Метод оценивания: индивидуальная беседа. Описание задания: учитель читает рассказ ребенку и задает ему вопросы. Пол героя рассказа и соответственно его имя меняются в зависимости от пола исследуемого ребенка. Для мальчиков персонаж — мальчик, для девочек — девочка. Текст рассказа: Мама, уходя на работу, напомнила Андрею (Лене), что ему (ей) надо есть на обед. Она попросила его (ее) помыть посуду после еды, потому что вернется с работы уставшей. Андрей (Лена) поел(а) и сел(а) смотреть мультфильмы, а посуду мыть не стал (а). Вечером пришли с работы мама и папа. Мама увидела грязную посуду, вздохнула и начала мыть ее сама. Андрею (Лене) стало грустно, и он (она) ушел (ушла) в свою комнату.
Вопросы: 1. Почему Андрею (Лене) стало грустно? 2. Правильно ли поступил(а) Андрей (Лена)? 3. Почему? 4. Как бы ты поступил(а) на месте Андрея (Лены)? Критерии оценивания: 1. Ориентация на эмоции и чувства героя в выделении мо 2. Решение моральной дилеммы (ответ на вопрос 4). 3. Ориентация на норму взаимопомощи (ответы на вопро 4. Уровень моральных суждений (ответ на вопрос 3). Уровни выделения морального содержания поступка: К вопросу 1: 1. Ребенок не выделяет морального содержания рассказа, 2. Ребенок ориентируется на связь эмоций матери и Анд 3. Ребенок выделяет моральное содержание рассказа, ори 4. Ребенок выделяет моральное содержание рассказа и да Уровни ориентации на просоциалъное поведение: К вопросу 2: 1. Установка на просоциальное поведение отсутствует — 2. Неустойчивая ориентация на просоциальное поведе 3. Принятие установки на просоциальное поведение —
Уровни развития моральных суждений: К вопросу 3: 1. Указание на власть и авторитет — мама (папа) накажет. 2. Инструментальный обмен — не дадут мультики смотреть. 3. Межличностная конформность — не будет больше про 4. Называет норму как правило — надо помогать. Уровни решения моральной дилеммы: К вопросу 4: 1. Нет выделения морального содержания ситуации — нет 2. Отсутствует ориентация на выполнение нормы — по 3. Ориентация на норму взаимопомощи как основание Для уровня начальной школы показателями благополучия морального развития являются: 1) ориентация на чувства и эмоции героев (грустно, вздохнула) как показатель децентра-ции (учет позиции матери); 2) установка на просоциальное поведение; 3) уровень развития моральных суждений — конвенциональный уровень, 3-я стадия межличностной конформности (пай-мальчик или девочка). Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж. Пиаже, 2006) Цель: выявление ориентации на мотивы героев в решении моральной дилеммы (уровня моральной децентрации). Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений героев. Возраст: 6,5—7 лет. Метод оценивания: индивидуальная беседа. Описание задания: то же, что в предыдущем. Текст рассказа: Маленький мальчик Сережа захотел помочь маме помыть посуду. Он вымыл чашку и хотел поставить ее на стол, но поскользнулся, упал и уронил поднос, на котором стояли чашки. Пять чашек разбилось. Другой мальчик Петя, когда его мамы не было дома, захотел взять из буфета варенье. Полка, на которой стояла банка, бьша высоко, и он встал на стул. Пытаясь достать варенье, он зацепил чашку. Она упала и разбилась. Вопросы: 1. Кто из детей больше виноват? 2. Кто заслуживает наказания? Почему? Критерии оценивания: выделение мотивов поступка (ответ на вопросы 1 и 2). Уровни оценивания: К вопросу 1: 1. Отсутствует ориентация на обстоятельства поступка — 2. Ориентация на объективные следствия поступка — ви 3. Ориентация на мотивы поступка — Сережа хотел по К вопросу 2: 1. Отсутствует ориентация на обстоятельства поступка — 2. Ориентация на объективные последствия поступка — 3. Ориентация на мотивы поступка — Петя виноват боль Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже) Цель: выявление уровня моральной децентрации как способности к координации (соотнесению) трех норм: справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на основе принципа компенсации.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации как координации нескольких норм. Возраст: 7—10 лет. Метод оценивания: индивидуальная беседа. Описание задания: учитель читает рассказ ребенку и задает ему вопросы. Текст рассказа: Однажды в выходной день мама с детьми гуляла по берегу реки. Во время прогулки она дала каждому ребенку по булочке. Дети принялись за еду. А самый маленький, который оказался невнимательным, уронил свою булочку в воду. Вопросы: 1. Что делать маме? Должна ли она дать ему еще булочку? 2. Почему? 3. Представь, что у мамы больше нет булочек. Что делать Критерии оценивания: 1. Решение моральной дилеммы (ответ на вопрос 1). 2. Способ координации норм (ответ на вопрос 2). 3. Решение моральной дилеммы с усложнением условий Уровни оценивания: 1. Отказ дать малышу еще одну булочку с указанием не 2. Предлагается осуществить повторное распределение бу 3. Предложение дать булочку самому слабому — дать ему Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами) Цель: выявление усвоения нормы взаимопомощи в условиях моральной дилеммы. Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивания. Возраст: 7—10 лет. Метод оценивания: индивидуальная беседа. Описание задания: то же, что в предыдущем задании. Текст рассказа: Олег и Антон учились в одном классе. После уроков, когда все собирались домой, Олег попросил Антона помочь найти свой портфель, который пропал из раздевалки. Антону очень хотелось пойти домой поиграть в новую компьютерную игру. Если он задержится в школе, то не успеет поиграть, потому что скоро придет папа и будет работать на компьютере.
Вопросы: 1. Что делать Антону? 2. Почему? 3. А как бы поступил ты? Уровни оценивания: ориентация на интересы и потребности других людей; направленность личности — на себя или на потребности других. К вопросу! (3): 1. Решение проблемы в пользу собственных интересов без 2. Стремление к реализации собственных интересов с уче 3. Отказ от собственных интересов в пользу интересов дру Уровни развития моральных суждений: К вопросу 2: 1. Стадия власти и авторитета — Олег побьет, если Антон 2. Стадия инструментального обмена — в следующий раз 3. Стадия межличностной конформности и сохранения хо 4. Стадия «закона и порядка» — люди должны помогать Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э. Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой, 2004) Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм (см. табл. 4). Оцениваемые универсальные учебные действия: выделение морального содержания действий и ситуаций. Возраст: 7—10 лет. Метод оценивания: фронтальное анкетирование. Описание задания: детям предлагают оценить поступок мальчика/девочки (причем ребенок оценивает поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки. Детям предстоит оценивать разные поступки таких же, как они, мальчиков и девочек, всего 18 поступков. Напротив каждой ситуации они должны поставить один из выбранных ими баллов. В верхней части анкеты есть таблица, в которой указано, что означает каждый балл. После обсуждения значения каждого балла дети приступают к выполнению задания. Таблица 4
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.049 с.) |