Развитие систем качества на оао «калужский турбинный завод» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие систем качества на оао «калужский турбинный завод»



 

Показательной представляется информация о развитии систем качества продукции и системы менеджмента качества на предприятии ОАО «Калужский турбинный завод», приведенная в журнале «Методы менеджмента качества»[10]. В настоящее время на ОАО «Калужский турбинный завод» функционирует система менеджмента качества, удовлетворяющая требования стандарта ИСО 9001:2000.

Существующая система менеджмента качества, соответствующая требованиям стандарта ИСО 9001:2000, была создана на базе системы управления качеством продукции, соответствующей требованиям стандарта ИСО 9001:1994 г. Однако фундамент этого стандарта был заложен еще в 60-е гг. прошлого столетия, когда была внедрена Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП), включающая основополагающие элементы всех современных международных стандартов по качеству, вышедших почти на полвека позже (ИСО 9001:1994, ИСО 9001:2000). Это – поплавочный метод (идентификация продукции с момента запуска каждой детали в производство), пооперационный контроль, планирование качества продукции, причинно-следственный анализ возникновения брака, разработка и реализация мероприятий, исключающих его повторение, обеспечение условий, при которых продукция изготовлялась без брака и сдавалась ОТК с первого предъявления, документирование процессов и результатов контроля. Использовались статистические методы контроля, осуществлялись контроль и анализ качества выпущенной продукции при ее эксплуатации, т.е. существовала система постоянного улучшения качества продукции с применением инструментов причинно-следственного анализа (диаграммы Исикава, диаграммы Парето и пр.).

Система качества продукции, которая существовала в ОАО «Калужский турбинный завод» с 60-х гг. прошлого века, имела хорошо отлаженное документационное обеспечение производственных процессов и управления, широко использовался бригадный метод организации труда.

Связи существовавших систем менеджмента качества продукции и систем менеджмента качества с экономическими показателями развития предприятия представлены на рисунке 14 и в таблице 3.

100%

90%
TQM

70%
ИСО 9004:2000

 
ИСО 9001:2000    
45%

   
40%
ИСО 9001:1994

     
35%
КС УКП

       
30%
СБТ (Львовская система)

         
БИП (Саратовская система)            
           
                 
                    годы
                                   

Рисунок 1 - Развитие систем качества на ОАО «Калужский турбинный завод»

 

Процессный подход в управлении предприятием, необходимость которого определена в стандарте ИСО 9001:2000, в ОАО «Калужский турбинный завод» использовался уже более 40 лет одновременно с функциональным подходом. В действовавшем с 60-х годов Сборнике положений о подразделениях очень подробно были расписаны горизонтальные, процессные связи между функциональными структурами в ходе производственной деятельности. Хотя в структурной схеме управления предприятием того времени отражались только функциональные связи, но практически реализовывались и процессные связи.

Организация работ по системе управления предприятием проводилась отраслевыми НИИ, а на предприятии она возлагалась на развитую структуру отдела научной организации труда и управления предприятием во главе с заместителем генерального директора по научной организации труда и управления. И эта деятельность осуществлялась без связи с системой управления качеством продукции.

Таблица 3

Оценка вовлеченности персонала и эффективности внедрения СМК на ОАО «Калужский турбинный завод»

№ п/п Система менеджмента качества Цель системы Время внедрения (год) Вовлеченность персонала Эффективность СМК (тыс.долл./ год на работника)
Подразделение %
1. Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП) Изготовление продукции в соответствии с требованиями чертежей, стандартов 1960 г. Производственные цехи   -
2. БИП + Львовская система бездефектного труда (СБТ) -//- 1970 г. Производственные цехи и часть отделов   -
3. Комплексная система управления качеством (КС УКП) -//- 1976 г. -//-   -
4. ИСО 9001:1994 Изготовление продукции в соответствии с требованиями чертежей, стандартов и соответствие системы качества требованиям обязательным процедурам 1995 г. -//-   -
5. ИСО 9001:2000 Удовлетворенность потребителя. Создание конкурентоспособной продукции для удовлетворения потребителя по технически характеристикам, экономическим аспектам и срокам реализации контрактов 2003 г. Производственные цехи, ИТР всех цехов и подразделений, технические службы, финансовая, плановая и экономическая службы.   >7
6. ИСО 9004:2000, TQM Удовлетворенность заинтересованных сторон (потребитель, персонал предприятия, акционеры, поставщик, общество) При достижении цифр в графе 7 Все подразделения предприятия 90-100 50 - 60

При разработке системы менеджмента качества по модели стандарта ИСО 9001:2000 изменилось определение качественной продукции. Если до внедрения стандарта ИСО 9001:2000 качественной считалась продукция, соответствующая нормативной документации, то согласно требованиям стандарта ИСО 9001:2000, качественная продукция – это продукция, удовлетворяющая потребителя. Удовлетворенность потребителя подтверждается фактами покупки или подписания контракта. Это происходит после того, как потребитель, сравнив показатели покупаемой продукции по цене, срокам реализации контракта и техническим характеристикам, приходит к выводу, что покупаемая продукция лучше, чем у других поставщиков аналогичной продукции.

В системе менеджмента качества по модели стандарта ИСО 9001:2000 к задаче по обеспечению качества продукции добавляется задача по обеспечению качества управления предприятием. Разработка подхода, обеспечивающего создание качественной, т.е. конкурентоспособной продукции не только по техническим характеристикам, но и по цене и срокам реализации контракта, была возложена на подразделения, традиционно занимавшиеся качеством продукции.

Перспективы дальнейшего развития систем менеджмента качества связан с применением стандарта ИСО 9004:2000 и концепции TQM. Если в стандарте ИСО 9001:2000 основное внимание акцентируется на удовлетворении потребителя, то использование идей, заложенных в стандарте ИСО 9004:2000 и концепции TQM, предполагает достижение такого уровня экономического развития предприятия, когда оно может удовлетворить не только потребителя, но и все заинтересованные стороны: работающих на предприятии, акционеров, поставщиков, органы власти и пр.

 

Вопросы к обсуждению:

1. Каким образом происходило развитие систем менеджмента качества на «Калужский турбинный завод». Когда было положено начало эволюции систем менеджмента качества на данном предприятии?

2. В чем выражается процессный подход к управлению качеством, реализуемый на данном предприятии?

3. Оцените степень вовлеченности персонала в СМК данного предприятия в различные периоды времени.

4. Как происходит смена акцентов в формировании и оценке качества выпускаемой предприятием продукции? Кому сегодня принадлежит главенствующая роль в оценке качества?

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.009 с.)