Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системы менеджмента качества по международным стандартам исо 9000
Понятие «система качества» в концепции стандартов ИСО может рассматриваться в двух аспектах. Согласно первому — это система менеджмента качества, распространяющаяся на все виды уже выпускаемой предприятием продукции, а также на те виды, которые могут выпускаться в будущем. Эта система удовлетворяет, прежде всего, внутренние потребности предприятия в менеджменте, т. е. в руководстве. Будучи хорошо отлаженной, система качества служит надежным средством рационализации работ в области качества с точки зрения снижения издержек, увеличения прибыли и уменьшения риска, связанного с последствиями выпуска некачественной продукции. Система менеджмента качества является частью общего менеджмента предприятия; она реализует свои специфические функции. Второй аспект термина «система качества» относится только к конкретному виду продукции. В данном случае система качества выступает как средство, обеспечивающее стабильность качества конкретной продукции. Это дает основание называть такую систему «системой обеспечения качества». Система обеспечения качества охватывает лишь ту часть системы менеджмента качества, которая демонстрируется заказчику или органу по сертификации. Таким образом, система обеспечения качества соотносится с системой менеджмента качества как частное с общим. При выпуске предприятием нескольких разных видов продукции, система обеспечения качества на каждый такой вид выступает как подсистема системы менеджмента качества (схематически взаимосвязь этих систем показана на рисунке 17).
Рисунок 17 - Взаимосвязь системы менеджмента качества и подсистем обеспечения качества продукции.
Система менеджмента качества увязана с другими подсистемами общей системы управления предприятием: с целевыми подсистемами (поставок продукции, ресурсов, социальным развитием персонала, охраной окружающей среды), функциональными подсистемами (стратегическим планированием, подготовкой производства, управлением технологическими процессами, сбытом продукции, управлением финансами, подготовкой персонала и др.) и подсистемами обеспечения управления (правовой, информационной, нормативной, делопроизводства). Система менеджмента качества имеет свои цели, функции и ресурсы, свое информационное и нормативное обеспечение.
Связь с остальными системами предприятия осуществляется в процессе работ, выполняемых в течение всего жизненного цикла продукции. В зависимости от того, какие цели ставятся перед системой качества (внутренние или внешние), в специальной литературе она отождествляется либо с системой менеджмента качества, либо с системой обеспечения качества. Однако, поскольку в системе качества, согласно концепции стандартов ИСО, выполняются работы и по менеджменту качества, и по обеспечению качества, то очевидно, что более правильным является применение единого объединяющего термина «система качества». Применение на предприятии стандартов ИСО вызывает необходимость приведения системы качества в соответствие с рекомендациями ИСО 9004. Данная работа не может быть выполнена путем механического приспособления системы к рекомендациям ИСО. Фактически это означает, что система должна быть спроектирована заново. При этом следует учитывать, что стандарты ИСО предназначены не для проектирования системы качества, а для оценки способности предприятия стабильно производить продукцию требуемого качества. К числу особенностей, характеризующих систему качества как объект проектирования, относятся следующие. 1) присущая системе качества органическая совокупность необходимых компонентов - организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов как необходимых компонентов системы качества. Именно по этим компонентам оценивается способность системы качества обеспечивать ее надлежащее функционирование. Отсутствие любого из этих компонентов делает систему качества неполноценной. 2) ориентированность на требования потребителя к качеству продукции. Поэтому она должна включать в себя механизм, обеспечивающий постоянное изучение существующих требований и ожиданий потребителя в области качества. 3) нацеленность на достижение конкурентных преимуществ. Мировой опыт свидетельствует, что существует корреляционная связь между качеством и успехом в бизнесе. В этом плане неслучайным представляется распространенное утверждение о том, что успех приходит к предприятиям, которые предлагают продукцию более высокого качества и более полно удовлетворяют потребности настоящих и потенциальных заказчиков.
4) система качества как инструмент реализации политики предприятия в области качества. Это означает, что система не может проектироваться вне такой политики. 5) представление системы качества как социально-экономической системы, объектом управления в которой является весь персонал предприятия. При этом разработчики системы должны широко использовать современную философию качества, опираться на опыт и традиции, сложившиеся в коллективе. 6) наличие в системе огромного массива разнообразной информации. С учетом этого при проектировании системы качества необходимо обеспечить рационализацию и упорядочение информационных потоков. При обработке и хранении информации в системе качества целесообразно максимальное использование компьютерной техники. Основные требования, предъявляемые к системе качества, согласно стандарту ИСО9004:2000, могут быть представлены следующим перечнем положений. Положение первое: Система качества взаимоувязана со всеми видами деятельности предприятия, и ее действие распространяется на все этапы жизненного цикла продукции и процессы от первоначального выявления потребностей рынка до конечного удовлетворения установленных требований.
Рисунок 18 – Система менеджмента качества по ИСО 9000 Типичные этапы жизненного цикла продукции, схематически представленные в виде петли качества в совокупности с элементами системы менеджмента качества по ИСО 9000, показаны на рисунке 18. Согласно новой версии ИСО 9004, в петле качества за этапом “Техническая помощь и обслуживание” следует этап “Послепродажная деятельность”, основным содержанием которого является организация раннего обнаружения случаев отказа или недостатков продукции, обеспечивающая оперативное проведение корректирующих действий. Выход из каждого этапа жизненного цикла продукции служит входом для последующего; каждый этап заканчивается прежде, чем начинается следующий — в противном случае приходится работать с неполными исходными данными. На этапах жизненного цикла продукции осуществляется взаимосвязь работ по системе качества с остальными работами, выполняемыми на предприятии. Положение второе: Руководители предприятия должны инициировать, разрабатывать, внедрять и поддерживать в рабочем состоянии систему качества. При этом, особое внимание они должны уделять структуре системы качества, “краеугольными” камнями которой являются: • выявление функций системы, • распределение ответственности и полномочий в системе, • обеспечение системы ресурсами, • разработка рабочих процедур, • административное управление конфигурацией. Положение третье: В рамках общей организационной структуры предприятия четко устанавливаются функции, относящиеся к системе качества. При этом определяются границы полномочий и каналы передачи информации. Положение четвертое: Руководство предприятия выделяет все ресурсы, необходимые для проведения политики в области качества и достижения поставленных целей. Ресурсы — это та цена, которую приходиться платить за реализацию целей, функционирование системы качества поддерживается материальными, финансовыми и человеческими ресурсами. К числу ресурсов, обеспечивающих функционирование системы, относятся и знания.
Положение пятое: Все виды деятельности, выполняемые в системе качества, документируются в форме рабочих процедур. Процедура качества — документ, устанавливающий порядок (последовательность) осуществления деятельности в системе качества. В стандартах серии ИСО процедура применяется в контексте методики, способа действия. Рабочая процедура устанавливает порядок выполнения работ (комплекса работ) в системе качества и отвечает на вопросы: что делать, где делать, кому делать, в какой последовательности делать? Положение шестое: Система качества включает документированные процедуры управления конфигурацией. Под конфигурацией в данном случае понимаются функциональные и физические характеристики продукции, определенные в технической документации и достигнутые в продукции. Управление конфигурацией — технические и организационные действия, включающие идентификацию, контроль и статус учета конфигурации, а также конфигурационный аудит. По существу, управление конфигурацией является методикой, применяемой в процессе всего жизненного цикла продукции и предназначенной для обеспечения наглядности и контроля ее функциональных и физических характеристик. Положение седьмое: Все элементы, требования и положения, установленные системой качества, должны быть надлежащим образом документированы. Положение восьмое: Все элементы системы качества должны быть предметом регулярного внутреннего аудита качества. Положение девятое: Система качества должна подвергаться регулярному анализу и оцениванию со стороны руководства предприятия. Целью такого анализа является обеспечение уверенности руководства предприятия в том, что система качества находится в рабочем состоянии и эффективна в удовлетворении требований соответствующего стандарта ИСО, а также в достижении установленных политикой задач в области качества. Вместе с тем анализ и оценивание системы качества призваны предотвратить возможное ухудшение характеристик системы вследствие накапливания хронических проблем и помочь принять своевременные решения по дальнейшему ее совершенствованию.
Система качества оценивается руководством предприятия через определенные промежутки времени (целесообразно не реже одного раза в полугодие); при этом очевидно, что чем хуже на предприятии ситуация с обеспечением качества, тем более короткими должны быть интервалы между проведением очередного оценивания. Основными источниками информации о состоянии системы качества являются отчеты (справки), представляемые в службу качества внутренними аудиторами системы качества, отделом технического контроля о качестве продукции, структурными подразделениями о деятельности в области качества. Положение десятое: Система качества должна способствовать непрерывному улучшению качества. Непрерывное улучшение при этом может иметь две формы – первую, при которой понимается улучшение, достигнутое нововведением и базирующееся на использовании новых технологий, новых типов продукции и значительном повышении мастерства исполнителей («кайрио», согласно японским подходам). Вторую — непрерывное улучшение (японская концепция «кайдзен»), предусматривающую проведение последовательных небольших шагов совершенствования. Основными факторами, обеспечивающими непрерывное улучшение качества на предприятии при внедрении стандартов ИСО, являются: · установление четких целей улучшения качества, · стимулирование и мотивация улучшения качества, · упор на реализацию таких концептуальных положений, как фирменная культура в области качества и стиль руководства, · обучение и подготовка персонала предприятия в области качества, · признание успехов и достижений в области улучшения качества. Непрерывное улучшение качества должно стать частью работы каждого сотрудника на предприятии.
4.5 Система управления качеством на основе требований QS 9000
В дополнение к требованиям стандартов серии ИСО 9000, ряд крупных автомобильных фирм разработали в 1994 г. стандарт QS 9000 и представили его на рассмотрение мирового сообщества. Причиной создания данного стандарта явилось то, что системы управления качеством, рекомендуемые стандартами ИСО 9000, не охватывают широкого комплекса проблем, возникающих на предприятиях, производство которых связано с большим числом поставщиков. В дополнение к отраженным в модели системы качества требованиям, согласно стандарту ИСО 9001, могут быть предусмотрены следующие требования: 1. Процесс согласования производства комплектующих элементов; 2. Работа по непрерывному совершенствованию; 3. Учет производственных возможностей; 4. Перечень возможных специфических требований. Анализ стандартов QS показывает, что при их использовании в процессе создания системы качества необходим творческий подход в значительно большей степени, чем при внедрении жестко регламентированной стандартами системы ИСО 9000. Появление документов QS свидетельствует, что, очевидно, каждая отраслевая система будет содержать свои концептуальные стратегические требования, являющиеся мощным импульсом для дальнейшего развития систем качества данного предприятия. Очевидно, такой подход к совершенствованию систем качества и производства предприятий требует существенного повышения, а подчас и интеллектуального обновления их кадрового состава, а также и аудиторских фирм. Таким образом, внедрение документов QS предполагает необходимость подготовки специалистов, способных решать вопрос планирования качества перспективной продукции, внедрения статистических методов в процессы управления, анализа метрологического обеспечения, согласования производства продукции и комплектующих элементов (частей), анализа причин и последствий отказов.
При этом необходимо иметь в виду, что стандарт не может учитывать конкретные специфические требования потребителя, которые должны быть отражены в контрактных условиях партнеров.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.198 (0.02 с.) |