Подшипники: назначение, классификация подшипников качения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подшипники: назначение, классификация подшипников качения.



Билет № 1

  1. Дайте характеристику мостового крана (основные понятия, параметры и устройство).

Кран – это грузоподъемная машина циклического действия, предназначенная для подъема и перемещения разнообразных грузов. Краны металлургического производства непосредственно участвуют в технологическом процессе цеха, осуществляют погрузочно-разгрузочные работы.

Любой мостовой кран имеет следующие основные части и механизмы:

1. Мост, опирающийся на ходовые колеса и перемещающийся вдоль пролета цеха с помощью механизмов передвижения установленных на мосту.

2. Тележка крана, опирающаяся на ходовые колёса и перемещающаяся по рельсам, уложенным на гл. балке моста. На тележке установлен механизм передвижения тележки и механизм подъёма груза.

3. Кабина крановщика с аппаратурой управления, устанавливается со стороны, противоположной главным троллеям. Крепится сваркой и болтами под галереей крана.

Грузоподъёмность крана - это масса наибольшего груза на подъём которого рассчитан кран в своей работе. Q [т]

Если на кране два механизма подъема, то его Q обозначается дробным числом Q=75/15т.

75т - Q гл. механизма подъёма

15т – Q вспом. механизма подъёма

В Q крана входит масса грузоподъёмного органа (магнит: вес магнита 3т, Q крана=15т, то масса груза = 12 т).

Пролет крана – это горизонтальное расстояние между осями крановых рельс.

  1. Техническое освидетельствование грузоподъемных кранов (цели, сроки проведения, кто проводит).

Цель ТО - установить, что:

1. Кран находится в исправном состоянии;

2 Обслуживание крана соответствует правилам РОСТЕХНАДЗОРА.

Виды и сроки ТО:

1. Первичное ТО проводится для вновь установленных кранов перед пуском их в работу (всегда полное).

2. Периодическое ТО проводится для работающих кранов, бывает полное и частичное.

Полное ТО состоит из:

-осмотра

-статического и

-динамического испытаний.

Периодическое полное ТО проводится 1 раз в 3 года, а для редко используемых кранов 1 раз в 5 лет.

Частичное ТО состоит только из осмотра, проводится 1 раз в 12 месяцев.

3. Внеочередное ТО проводится для работающих кранов в следующих случаях (всегда полное):

- после установки крана на новое место

- после реконструкции ГПК

- после ремонта металлоконструкций с применением сварки

- после кап. ремонта или замены грузовой лебёдки (механизма подъёма)

- после смены крюка или блочно-крюковой подвески (только статистическое испытание).

Все виды ТО проводит специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС при участии специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.

Кто даёт разрешение на пуск крана в работу после ТО:

1. после проведения первичного ТО – инспектор Ростехнадзора

2. после периодического ТО – специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС

3. после внеочередного ТО:

- в первых 3х случаях – инспектор Ростехнадзора

- в остальных – специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС

 

Билет № 2

  1. Устройство механизма подъема груза крюкового крана. Требования «Правил» к установке тормозов в механизме подъема. Назначение отдельных узлов и деталей.

1. эл. двигатель, приводит в работу механизм путём преобразования эл. энергии в механическую энергию

2. муфта, для соединения соосных валов и передачи вращения

3. промежуточный вал, для поддержания закреплённых на нём вращающихся деталей и для

передачи вращения

4. тормозной шкив, для удержания груза на высоте

5. редуктор цилиндрический двухступенчатый с косозубыми передачами, служит для передачи

вращения, уменьшения числа оборотов и для усиления передаваемой мощности

6. грузовой барабан, для наматывания каната при подъёме груза и для сматывания при спуске

7. подшипник, для опоры валов и осей и уменьшения трения

Отличительной особенностью механизма подъёма является установка тормоза на входном валу

редуктора, во избежание самопроизвольного опускания груза при поломке муфты или промежуточного вала.

Выходной вал редуктора соединён с валом барабана с помощью зубчатой муфты, встроенной в

барабан.

Требования к установке тормозов в механизме подъёма:

1. Тормоз в механизме подъёма устанавливается всегда на входном валу редуктора

2. Механизмы подъёма кранов транспортирующих раскалённый и расплавленный металл,

ядовитые, взрыво- и огнеопасные вещества д.б. оборудованы двумя тормозами, один из которых установлен на входном валу редуктора, а другой на валу двигателя

3. Тормоз механизма подъёма д. обеспечить тормозной момент, с учётом коэффициента запаса

торможения, который не менее 1.5 и зависит от режима работы.

КЗТ – это отношение тормозного момента Мт к моменту наибольшегогруза Мr

K=Mт/Mr Реж. раб. Л С Т ВТ

К не < 1.5 1.75 2 2.5

  1. Статическое и динамическое испытания крана (сроки, цели и порядок проведения).

Цель статического испытания – проверка прочности ГПК и отсутствия остаточной деформации.

Порядок проведения:

кран устанавливают над опорами крановых путей, тележку в центре моста. Груз, превышающий Q крана на 25% поднимают на h=100-200 мм, выдерживают 10 мин, после чего проверяется отсутствие остаточное деформации с помощью отвеса.

 

Цель динамического испытания – проверка действия механизмов крана и его тормозов.

Порядок проведения:

проводятся многократные подъёмы и опускания груза, превышающие Q крана на 10%, а так же проверка действия всех других механизмов ГПК при совмещении рабочих движений.

 

Сроки проведения:

1раз в 3года, а для редко используемых кранов 1раз в 5лет.

 

 

Билет № 3

  1. Виды механизмов передвижения грузовых тележек. Устройство механизма передвижения тележки с боковым расположением редуктора. Назначение отдельных узлов и деталей.

Виды механизмов передвижения грузовых тележек:

1. с центральным расположением редуктора, когда редуктор в центре привода, а вращение к ходовым колёсам передаётся с помощью валов и муфт;

2. с боковым расположением редуктора, когда редуктор крепится с боку к раме тележки, а вращение к ходовым колёсам передаётся с помощью специальной зубчатой муфты;

3. раздельный привод для главных тележек литейных кранов.

Механизм передвижения тележки с боковым расположением редуктора:

1. эл. двигатель приводит в работу механизм путём преобразования эл. энергии в механическую энергию;

2. тормозной шкив, для остановки тележки в нужном месте;

3. муфта, для соединения соосных валов и передачи вращения;

4. подшипник, для опоры валов и осей, и уменьшения трения;

5. редуктор, цилиндрический трёхступенчатый с прямозубыми передачами;

Редуктор служит для передачи вращения, для уменьшения числа оборотов и для усиления передаваемой мощности.

I - входной вал, II и III - промежуточные валы, IV - выходной вал.

6. специальная зубчатая муфта;

7. ходовое колесо

8. вал ведущих ходовых колёс, для поддержания закреплённых на нём вращающихся деталей и для передачи вращения.

  1. Перечислите, какие работы необходимо выполнять под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

1. Подъём и перемещение груза несколькими ПС;

2. Погрузка и разгрузка ж/д полувагонов;

3. Перемещение груза не имеющего маркировки веса;

4. Подъём и перемещение груза, не имеющего схемы строповки;

5. Подъём и перемещение груза вблизи линий электропередач (ЛЭП) (не менее 30 м.)

6. Кантовка тяжелых грузов и грузов сложной конфигурации (тяжелыми считаются грузы массой более 75% грузоподъемности; сложной конфигурации – грузы со смещением центра тяжести)

Билет № 4

  1. Типы механизмов передвижения моста крана. Устройство механизма передвижения с раздельным приводом. Назначение деталей и узлов механизма.

Бывает два типа механизмов:

1. с центральным приводом, когда двигатель стоит в центре, а вращение к ходовым колёсам передаётся с помощью трансмиссионного вала. Применяется на кранах с малым пролётом.

 

В зависимости от частоты вращений трансмиссионного вала механизм передвижения моста крана с центральным приводом бывает с тихоходной и быстроходной трансмиссией.

 

При тихоходной - трансмиссионный вал соединён с выходным валом редуктора, поэтому он делает меньше оборотов, чем вал двигателя.

Эта трансмиссия тяжелее по массе, но надёжнее в работе.

 

При быстроходной – трансмиссионный вал соединён с валом двигателя, поэтому вращаясь, он делает столько же оборотов, сколько и вал двигателя.

 

2. с раздельным приводом, при котором непосредственно у ходовых колёс стоит самостоятельный привод, имеющий собственный двигатель, редуктор, тормоз.

 

 

1) Эл. двигатель приводит в работу механизм путём преобразования эл. энергии в механическую энергия;

2) Тормозной шкив, тормоз – для остановки крана в нужном месте;

3) Вал для поддержания закреплённых на нём вращающихся деталей и для передачи вращения;

4) Муфта для соединения соосных валов и передачи вращения;

5) Редуктор цилиндрический, двухступенчатый с косозубыми передачами, служит для передачи

вращения, уменьшения числа оборотов и для усиления передаваемой мощности;

6) Подшипники для опоры валов и осей и уменьшения трения;

7) Ходовое колесо.

  1. Меры электробезопасности на кране.

Эти меры направлены на предупреждение поражения ремонтного и обслуживающего персонала эл. током.

 

К ним относятся:

1. защитное заземление всего эл. оборудования;

2. защитные средства и предупредительные плакаты;

3. закрытое исполнение эл. оборудования, предотвращающее возможность прикосновения обслуживающего персонала к токоведущим частям находящимся под напряжением;

4. расположение голых токоведущих частей (главные троллеи) на недоступной высоте и снабжении их блокировкой(вспомогательные троллеи);

5. содержание эл. оборудования в исправном состоянии;

6. надёжная изоляция токоведущих частей;

7. своевременная проверка сопротивления защитного заземления (4 Ома) и сопротивления изоляции (0,5 МегаОм);

8. обучение обслуживающего персонала мерам эл. безопасности с присвоением им группы допуска к обслуживанию эл. оборудования (крановщикам – 2 группа допуска).

Билет № 5

  1. Устройство колодочного тормоза с короткоходовым электромагнитом. Регулировка его. Браковка деталей тормоза.

Тормоз ТКТ (ТКП) с d шкива 100-300мм

(т – эл. магнит переменного тока; п – эл. магнит постоянного тока).

Основные детали:

- основание (подставка);

- тормозные рычаги;

- колодки с накладками из ленты феррадо;

- шкив;

- шток;

- скоба;

- регулировочная гайка;

- главная замыкающая пружина;

- пружинная (установочная) гайка;

- отжимная гайка;

- регулировочный болт;

- пальцы, вилки.

К рычагу тормоза крепится эл. Магнит, который управляет работой тормоза, осуществляет его размыкание.

Он состоит из:

- подвижного якоря;

- неподвижного ярма (сердечника);

- катушки с обмоткой.

Регулировка – осуществляется в 3 этапа:

1. регулировка нормального отхода колодок от шкива и нормального хода якоря.

По мере износа накладок эти отходы увеличиваются, потому чаще приходится осуществлять именно эту регулировку.

Нормальным ключом удерживают регулировочную гайку, а специальным ключом вращают шток за квадрат хвостовика до тех пор, пока ход якоря не станет нормальным.

2. регулировка равномерного отхода колодок от шкива, осуществляется при разомкнутом тормозе регулировочным болтом.

Для размыкания тормоза отжимную гайку свинчивают по штоку до упора в рычаг и удерживая её ключом, вращают специальным ключом шток за квадрат хвостовика до тех. Пор пока якорь не коснётся ярма, при этом положение регулировочного болта фиксируют конрогайкой.

3. регулировка главной пружины осуществляется пружинной гайкой, для чего её удерживают ключом, а шток вращают в нужном направлении для того, чтобы ослабить или осадить пружину для обеспечения нормального тормозного момента.

Браковка:

Шкивы бракуют:

- при налички трещин;

- при износе, превышающем 25% первоначальной толщины обода;

- при выработке от заклёпок превышающей 0,5 мм.

Тормозные накладки:

норма износа 50% первоначальной толщины.

Износ пальцев и отверстий в рычагах под пальцы 5 – 10% первоначальной толщины.

Норма прилегания колодок к шкиву 80% общей поверхности накладок (бумажка).

  1. Расскажите, как должен поступить крановщик, если масса груза неизвестна, и как можно определить массу груза.

Такой груз поднимать нельзя.

Необходимо уточнить массу груза:

- по списку; по маркировке на грузе; по сопроводительному документу.

При отсутствии этого необходимо подсчитать массу груза приблизительно, если груз правильной геометрической формы.

Рассчитывают массу груза по формуле: m=p*V

m – масса [т] p - плотность[т/м3] V – объём груза[м3] р стали/чугуна=7,5т/м3

для куба V=a3, а – сторона; для параллелепипеда – V=a*b*c Если груз сложной формы и объём его трудно определить, то необходимо вызвать специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС, который обязан дать письменную справку о массе груза и под его руководством продолжить подъём и перемещение этого груза.

Билет № 6

  1. Расскажите, где размещается электрооборудование на кране.

Эл. оборудование крана делится по назначению на:

- основное – эл. двигатели, приводы тормозов, контроллеры, аппараты эл. защиты и ограничения рабочего движения крана (концевые выключатели);

- вспомогательное – оборудование рабочего и ремонтного освещения крана, приборы звуковой и световой сигнализации, отопления, вентиляции.

В кабине крана располагается:

- вводное устройство – защитная панель;

- кулачковые контроллеры или командоконтроллеры;

- аварийный выключатель;

- блокировки двери и люка выхода на галерею моста.

 

На мосту крана устанавливают:

- двигатель механизма передвижения моста;

- силовые контакторы (защитная панель) командоконтроллеров;

- ящики пусковых резисторов;

- конечные выключатели хода моста и тележки;

- токосъёмник и токоподвод к механизмам крановой тележки.

 

На раме крановой тележки устанавливают:

- токосъёмник к механизмам крановой тележки;

- двигатель механизмов подъёма груза и передвижения тележки;

- ограничитель высоты подъёма груза и грузоподъёмности.

Крановое эл. оборудование имеет повышенную механическую прочность и устойчиво к различным перегрузкам.

  1. Правила подъема груза, равного или близкого к номинальной грузоподъемности крана.

Такой груз называется предельным.

Перед подъёмом этого груза надо убедиться в надёжной работе тормоза механизма подъёма. Для этого надо поднять груз на 200 – 300 мм и задержать его тормозом. Опустить груз на половину и снова задержать тормозом. Если груз будет продолжать опускаться, то опустить его окончательно, выключить кран, отрегулировать тормоз на больший тормозной момент (затянуть замыкающей пружиной).

Билет № 7

  1. Устройство колодочного тормоза с электрогидротолкателем. Регулировка его. Нормы износа деталей тормоза.

Детали:

- основание;

- рычаги тормозные;

- колодки с тормозными накладками;

- шкив;

- тяга с регулировочными гайками;

- угловой рычаг (коромысло);

- шток с замыкающей пружиной и пружинной гайкой;

- регулировочный болт.

К основанию тормоза крепится эл. гидротолкатель, который служит для размыкания тормоза.

Эл. гидротолкатель состоит из:

-асинхронного эл. двигателя с короткозамкнутым ротором;

-гидронасоса.

Корпуса двигателя и насоса соединены герметично. Сверху в корпус насоса заливается трансформаторное масло или другая жидкость с электроизоляционными свойствами. На валу двигателя закреплено центробежное лопастное колесо (крыльчатка), погружённое в масло.

Гидронасос имеет корпус, цилиндр и поршень, шток, который соединён с коромыслом тормоза.

РЕГУЛИРОВКА

1. Регулировка нормального отхода колодок от шкива и хода поршня-толкателя. Для установки нормального хода поршня толкателя необходимо поставить шток толкателя в крайнее верхнее положение, затем опустить его на 22 мм при d шкива до 200 мм и на 30 мм при большем d. В этом положении зафиксировать рычаги гайками на тяге.

2. Регулировка равномерного отхода колодок осуществляется регулировочным болтом.

Величина отхода колодок:

при диаметре 200 мм отход 1 мм;

при диаметре 300 мм, 400 мм отход 1,5 мм

при диаметре 500 мм отход 1,65 мм

3. Регулировка замыкающей пружины осуществляется пружинной гайкой на штоке.

Шкивы бракуют:

-при наличии трещин;

-при износе, превышающем 25% первоначальной толщины обода;

-при выработке от заклёпок, превышающем 0,5мм.

Тормозные накладки:

-норма износа 50% первоначальной толщины.

Износ пальцев и отверстий в рычагах под пальцы 5 – 10% первоначальной ф.

Норма прилегания колодок к шкиву 80% общей поверхности накладок.

  1. Указатели, ограничители и регистраторы параметров (дайте определение, перечислите их).

Ограничитель рабочего параметра - устройство, предназначенное для автоматического предотвращения превышения допустимого значения рабочего параметра ПС.

Ограничитель рабочего движения - ограничитель, вызывающий остановку рабочего движения механизма ПС при достижении им предельного положения с последующей блокировкой движения в данном направлении, разрешая при этом движение в обратном направлении.

Регистратор параметров работы ПС - устройство, регистрирующее (записывающее и сохраняющее) параметры работы ПС в процессе его эксплуатации. Данное устройство автономного исполнения либо может быть встроенным в ограничитель, либо иного конструктивного исполнения. Требования к числу регистрируемых и записываемых регистратором параметров зависят от типа и назначения ПС..

1. Два концевых выключателя хода моста (на концевой балке).

2. Два концевых выключателя хода тележки (на главной балке).

3. Один концевой выключатель механизма подъема (на тележке).

4. Блокировка люка кабины

5. Блокировка двери на мосту крана (калитка) и блокировка двери кабины.

6. Нулевая блокировка контроллеров

7. Аварийный выключатель

8. Звуковой сигнал

9. Ключ-марка (ключ-бирка)

10. Противоугонное устройство для кранов, работающих на открытом воздухе.

11. Ограничитель перекоса и анемометр для козловых кранов и мостовых перегружателей.

12. Регистратор параметров работы крана.

Билет № 8

Билет № 9

  1. Назначение и устройство цилиндрического горизонтального редуктора. Нормы износа зубчатых передач.

РМ – 500

Редуктор цилиндрический, горизонтальный, двухступенчатый, 500 – расстояние от оси входного вала до оси выходного вала.

 

Редуктор имеет корпус и крышку, которые герметично соединены между собой.

В крышке смотровое окно для заливки масла.

В корпусе смонтированы две передачи.

Ведущие шестерни этих передач нарезаны на входном и промежуточных валах (валы шестерни).

 

Ведомые зубчатые колёса насажены и закреплены шпонками на промежуточном и выходном валах.

 

Все валы установлены на подшипниках качения, размещённых в расточках корпуса и крышки.

 

Зубчатые колёса бракуют при наличии сломанных и выкрошенных зубьев и при износе зубьев, превышающем установленные нормы:

а) открытые зубчатые передачи (не заключённые в редуктор) 30% толщины зуба;

б) передачи редукторов механизмов передвижения 20% толщины зуба;

в) передачи редукторов механизмов подъёма 15% толщины зуба.

г) передачи редукторов механизмов подъёма литейных кранов 10% толщины зуба

  1. Расскажите, какие меры безопасности должны соблюдать крановщики при работе кранов в два яруса, а также при работе двух кранов на одном рельсовом пути.

При работе кранов в два яруса машинисты обоих кранов должны быть внимательны.

Крановщик крана нижнего яруса должен следить за тем, чтобы своим краном не наехать на опущенную подвеску крана верхнего яруса.

Крановщик крана верхнего яруса должен следить за тем, чтобы опущенной подвеской не задеть кран нижнего яруса.

 

При работе двух и более кранов на одном рельсовом пути, машинисты должны быть внимательны, чтобы не допустить столкновения кранов.

Подъезжать к соседнему крану на пониженной скорости, помня о том, что при установке взаимных ограничителей хода механизмов передвижения мостовых и консольных кранов, работающих на одном крановом пути, расстояние, на котором должно произойти отключение, может быть уменьшено до 500 мм, то есть подъезжать к соседнему крану на расстоянии не меньше 2 м.

Билет №10

  1. Назначение и элементы ходовых колес. Ведущие и ведомые ходовые колеса. Нормы и признаки браковки.

Ходовые колеса служат для передвижения кранов и крановых тележек по рельсам.

1. реборды

2. поле катания

3. обод

4. диск

5. ступица

Ведущие ходовые колёса связаны с приводом и получают вращение от него.

 

Ведомые ходовые колёса с приводом не связаны и получают вращение от ведущих колёс.

 

Ходовые колёса бракуют:

1. при наличии трещин и отколотых реборд;

2. при износе реборд на 50% первоначальной толщины;

3. при износе поля катания, уменьшающим первоначальный диаметр колеса на 2%.

4. разность диаметров двух колес, связанных между собой кинематически, не более 5% d.

 

  1. Расскажите, в каких случаях крановщик проходит повторную проверку знаний.

1. периодически 1 раз в 12 месяцев;

2. при переходе с одного предприятия на другое;

3. по требованию специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС или инспектора Ростехнадзора.

Билет № 11

  1. Требования «Правил» к ходовым колесам. Назначение предохранительных щитков и опорных деталей. Требования к их установке.

1. Безребордные ходовые колёса могут быть установлены для кранов при наличии устройств, которые препятствуют сходу колёс с рельсов (горизонтальные боковые ролики).

 

2. Ходовые колёса кранов и тележек должны быть снабжены предохранительными щитками, предотвращающими попадание посторонних предметов под колёса. Зазор между щитками и рельсами должен быть не более 10 мм.

 

3. Краны и тележки должны быть оборудованы опорными деталями, которые служат для опоры их на случай поломки ходовых колёс или осей. Зазор между опорной деталью и рельсом должен быть не более 20 мм.

  1. Расскажите об организации надзора за грузоподъемными машинами на предприятии. Перечислите ответственных лиц на предприятии.

Руководство предприятия обязано обеспечить содержание ПС, ГЗП, крановых путей в исправном состоянии и безопасные условия их работы путём организации надлежащего освидетельствования, ремонта и обслуживания.

В этих целях должно быть:

1. Разработаны и утверждены инструкции с должностными обязанностями и поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации из числа ее аттестованных специалистов:

· специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;

· специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии;

· специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС;

· специалист, ответственный за содержание съемных ГЗП и тары в исправном состоянии.

· специалист, ответственный за содержание ГЗП и тары в работоспособном состоянии.

2. Установлен порядок периодических осмотров, технического обслуживания и ремонтов.

3. Установлен порядок обучения и периодической проверки знаний обслуживающего персонала.

4. Разработаны производственные инструкции для обслуживающего персонала, проекты производства работ, технологические карты, технические условия на погрузку и разгрузку, схемы строповки и складирования грузов.

Билет № 12

Билет № 13

  1. Расскажите о способах токоподвода к крану и тележке.

Различают два типа токоподвода:

- троллейный, с помощью троллеев и скользящих по ним токосъёмников (башмаков);

- кабельный, с помощью гибкого кабеля.

 

По назначению троллеи делятся:

- главные (цеховые), расположенные вдоль пролёта цеха и подводящие ток к крану;

- вспомогательные (мостовые) установлены на мосту кранов старой конструкции и осуществляющие энергоснабжение тележки.

 

Троллеи по конструкции делятся на:

- жёсткие - из стального проката (уголок, рельс и другое);

- гибкие - из медного контактного провода (без изоляции).

 

Токосъёмники выполняют из чугуна большой массы (для обеспечения лучшего контакта), форма их зависит от формы троллеи.

 

Кабельный токоподвод применяют для козловых кранов и для энергоснабжения тележек современных кранов.

 

Кабельный токоподвод для тележки выполняют так:

вдоль тележечного пути натягивают тонкий канат (стальной уголок) по которому катятся ролики кареток с прикреплённым в них кабелем.

 

Один конец кабеля прикреплён к выводной коробке на мосту крана, а другой конец закреплён на раме тележки к поводку и подключён к соответствующим эл. аппаратам.

 

С целью защиты кабеля от возможного растяжения, каретки соединяют между собой тонким вспомогательным канатом, длина участков которого меньше расстояния между каретками.

 

К крану подводится трехфазный переменный ток, напряжением 380 Вольт.

  1. Требование «Правил» к стальным канатам: сертификат, расчет каната на прочность. Зависимость коэффициента запаса прочности от режима работы. Требования к канатам литейных кранов.

Все канаты изготавливают в соответствии с ГОСТами и снабжаются сертификатами.

 

Перед установкой каната на кран он должен быть проверен расчётом на прочность по формуле:

F0>=S*Zp, где

F0 – разрывное усилие каната в целом [H], берётся из сертификата каната, если в сертификате дано суммарное разрывное усилие проволок в канате Fсум., то F0=0,83Fсум.

S – наибольшее натяжение ветви каната [H], берётся из паспорта крана или рассчитывается.

 

Zр – коэффициент запаса прочности, берётся из специальной таблицы в зависимости от режима работы.

 

КЗП для грузовых канатов: режим работы Л С Т ВТ

КЗП больше или равно 5 5,5 6 6

Канаты кранов, транспортирующих раскалённый и расплавленный металл и шлак, должны быть защищены от воздействия лучистого тепла, брызг металла и шлака путём установки специальных ограждений (экран).

Сердечник этих канатов металлический, нормы браковки в 2 раза меньше по сравнению с канатами обычных кранов.

Билет № 14

  1. Пускорегулирующие крановые резисторы: назначение, материал, типы по конструкции, включение их.

ПРР (пускорегулирующие резисторы) служат для уменьшения пускового тока при включении двигателя и для регулировки скорости при разгоне двигателя и его торможении.

Их изготовляют из спецсплавов с большим удельным сопротивлением (константан, нихром, фехраль), величина которого не меняется при нагреве (до 3000С нагреваются ПРР при работе).

По конструкции резисторы бывают:

- пластинчатые;

- трубчатые.

По виду токоведущего навиваемого элемента:

- проволочные (констант, нихром);

- ленточные (фехраль).

Пластинчатый элемент резистора имеет металлическую пластину-держатель, к боковым рёбрам которой с помощью гипса крепятся фарфоровые изоляторы с канавками по длине проволоки или с бороздками по ширине лент.

Начало и конец проволоки (ленты) крепят. Скручивая в петлю к винтовым зажимам.

Резисторы включаются в обмотку фазного ротора и выводятся из цепи ротора (при разгоне двигателя), а так же вводятся в цепь фазного ротора (при торможении) с помощью контроллера.

  1. Расскажите о правилах приёмки – сдачи смены.

На приемку и сдачу смены администрация обязана выделить 15-20 минут.

Крановщик сдающий смену обязан:

1. освободить крюк от съёмных ГЗП, установить их на специальный стенд или предназначенное место;

2. подъехать к посадочной площадке, тележку отвести от главных троллеев, опустить БКП на 0,5м от пола для осмотра её;

3. выключить рубильник ЗП (защитной панели), вынуть ключ-бирку;

4. сделать необходимую запись в журнале о работе крана в течении смены, убрать подшефный участок;

5. вместе с принимающим, которому отдал ключ-бирку, произвести осмотр и опробование крана в установленном порядке, после чего расписаться в журнале о сдаче смены.

Машинист, принимающий смену обязан:

1. Вместе с подкрановым рабочим осмотреть БПК по элементам и съёмные ГЗП;

2. Подняться в кабину крана, взять ключ-бирку у сдающего смену, ознакомится с записями в вахтенном журнале и убедившись, что рубильник защитной панели выключен вместе со сдающими смену, подняться на мост крана;

3. На мосту и тележке крана оба крановщика осматривают механизмы и эл. оборудование, обращая особое внимание на:

- состояние ходовой части моста и тележки, состояние тупиковых упоров;

- правильность укладки каната в ручьях барабана, надёжность крепления обоих концов каната, состояние каната;

- наличие масла в редукторах;

- наличие защитных кожухов ограждений и надёжность их крепления;

- состояние крепления эл двигателя и других узлов механизмов;

- исправность тормозов;

- состояние металлоконструкций.

- надёжность крепления кабины.

4. После осмотра оба машиниста спускаются в кабину крана, принимающий смену включает его и в холостую проверяет работу механизмов и их тормозов и исправность действия приборов безопасности;

5. При отсутствии неисправностей оба крановщика расписываются в вахтенном журнале и спускаются с крана.

Принимающий смену даёт журнал на подпись специалисту, ответственному за безопасное производство работ с применением ПС.

При выявлении неисправности, принимающий смену записывает неисправность в журнал и принимает меры к устранению этой неисправности, вызывает слесаря или электрика.

Пришедшему слесарю или электрику отдаёт ключ-бирку. Устранив неисправность, слесарь или электрик делает об этом запись в журнале.

Крановщик в его присутствии опробует кран.

При положительном результате убеждается в уходе с крана слесаря и приступает к работе.

Билет № 15

  1. Грузовые барабаны: назначение, конструкция. Соединениебарабана с редуктором. Канатоемкость барабана. Крепление каната на барабане.

Грузовой барабан служит для сматывания и наматывания каната при опускании и подъёме груза и восприятии нагрузки от поднимаемого груза.

Барабан – пустотелый цилиндр, на внешней поверхности, которого нарезаны винтовые канавки для правильной укладки витков каната.

Центральная часть барабана гладкая, от неё ручьи идут в правое и левое направление.

Диаметр ручья на 10% больше диаметра каната, для предотвращения выхода каната из ручья при подъёме груза и взаимного перетирания проволок соседних витков.

 

Барабан изготовляют чаще с одной ступицей, роль второй ступицы выполняет зубчатая полумуфта, встроенная в барабан.

При этом на выходном валу редуктора зубчатая полумуфта с наружными зубьями, которые входят в зацепление с внутренними зубьями полумуфты встроенной в барабан.

Ось барабана, при этом, одним концом опирается на радиальный сферический подшипник, установленный на специальном корпусе на раме тележки, а другим концом – на сферический подшипник, установленный в расточках выходного вала редуктора.

 

Канатоёмкость барабана должна быть такой, чтобы при низшем возможном положении г.з. органа на барабане оставались навитыми не менее 1,5 витков каната, не считая витков под прижимными планками.

Канат на барабане крепят прижимными планками и болтами.

Число планок зависит от диаметра каната, но должно быть не менее двух.

  1. Расскажите, в чем необходимо убедиться перед подъемом любого груза.

Перед подъёмом любого груза необходимо убедится в том что:

1. груз «не мёртвый», устойчивый

2. масса груза не превышает Q крана

3. строповка груза выполнена правильно, согласно схемы строповки

4. на грузе нет незакреплённых предметов

5. при подъёме груз ни за что не зацепится

6. возле груза нет посторонних людей,

а сам стропальщик соблюдает правила охраны труда, т.е.:

а) он не должен стоять на грузе, а так же между грузом и каким-либо предметом

б) он должен стоять в продольной части груза лицом к крановщику

в) он не должен подсовывать руки под ветви груза.

Билет № 16

Браковка крюков.

Крюки изготовляют кованными и штампованными из стали 20 (углеродистая, конструкционная, качественная с содержанием углерода 0,2%), а так же пластинчатыми из стали ВМСтЗ (конструкционная мартеновская сталь группы В, то есть сталь поставляется по механическим свойствам и дополнительным требованиям по химическому составу), пластины склёпывают между собой.

Клёпаные пластинчатые крюки надёжнее в работе, для них не характерна внезапность разрушения, так как разрушение начинается с одной пластины, что можно вовремя обнаружить.

Элементы крюка:

- рог (1 или 2);

- зев;

- щеки;

- хвостовик;

- шейка, которая делит хвостовик на верхнюю резьбовую и нижнюю гладкую части.

Опасные сечения – это сечения, в которых наиболее вероятно разрушение крюка, таких сечений три: два в зеве, и одно в шейке.

Браковка крюка:

- при наличии трещин и смятой резьбы;

- если отогнут рог крюка;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 2903; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.245 с.)