Гороскоп в «двенадцати настроениях» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гороскоп в «двенадцати настроениях»



Первого января 1914 года Рудольф Штейнер произнес те значительные, процитированные во второй главе, слова, согласно которым может быть возрождена астрология третьей послеатлантической эпохи. 21 июня 1922 года Рудольф Штейнер сказал в связи со своим стихотворением «Двенадцать настроений»: «Эти <Двенадцать настроений> построены так, что могут быть проверены астрологическими законами. Оно прямо космическое... Почти каждый слог стилизован в этом направлении. Вы можете почти повсюду найти в нем внутреннюю стилизацию. Если читать его строго объективно, из этого может многое получиться».

Что именно может получиться для астрологии при такой проверке, еще не стало достоянием нашего познания. Тем важнее могут оказаться попытки, предпринимаемые в этом направлении, задачей которых может быть проверка, не содержится ли здесь «пронизанное импульсом Христа возрождение астрологии третьей послеатлантической эпохи». Одновременно можно при этом попытаться ответить на вопрос, что означает для нас сегодня каталог звездных знаков, в том виде, в каком они сегодня применяются в традиционных обозначениях, и, с другой стороны, что означают реальные звездные образы, созвездия, которые мы в действительности наблюдаем на небе? Ибо границы традиционных знаков смещаются относительно границ воспринимаемых сегодня звездных образов, ведь со времени фиксации знаков точка весеннего равноденствия значительно сдвинулась.

Сам Рудольф Штейнер при закладке 20 сентября 1913 года Камня Основы первого Гетеанума отметил констелляцию Меркурия «в Весах» - здесь имеется в виду вошедший в знак Весов астрономический Меркурий. Это был факт, подтвержденный расчетами эфемерид, на небе же 20 сентября 1913 года Меркурий стоял в созвездии Девы. Смысл этой констелляции тотчас станет нам ясным, если мы космические жесты попытаемся расшифровать с помощью эвритмических звуков: Меркурий означает в звуковом языке эвритмии I, а образ Весов - СН, что представляет слово, состоящее из обоих божественных инициалов IСН.62

При испытании «на астрологию» (здесь, конечно, речь идет о новой, будущей астрологии пятой эпохи) нужно было бы проверить, применен ли Рудольфом Штейнером также в «Двенадцати настроениях» эвритмический звуковой язык. Но поскольку возрождающаяся в духе современной эпохи астрология является «новой областью», мы можем действовать только чисто «эвристически», т.е. мы должны вначале развить адекватные методы для вступления в эту область.

Таким образом, мы должны найти обстоятельства, которые в традициях и сообщениях древней египетской храмовой астрологии играли ведущую роль (которые еще сохранились в дегенерированных остатках сегодняшней вульгарной астрологии), и должны спросить себя: отыщем ли мы их в строках «Двенадцати настроений», которые все являются «прямо космическими", так что "почти каждый слог в своей интонации стилизован в этом направлении». 69 Быть может, действительно «многое из этого выйдет», а именно, многое в отношении охарактеризованной Рудольфом Штейнером метаморфозы в сторону Импульса Христа.

При этом сразу встает вопрос, с чего следует начать исследования. Может быть, с аллитеративно построенных строк второй и третьей, нижних, связанных с реальностью и земным, "подсолнечных" планет, которые «вносят в человека более душевно-духовное кармическое», и которые, следовательно, в целом действуют детерминирующе и определяют судьбу? Или мы должны начать исследование со связанных конечными рифмами пятой и шестой строк, относящихся к верхним планетам, Юпитеру и Сатурну, связанных с мышлением и памятью, и тем самым оставляющих человеку свободное поле действий? Поскольку они как самодетерминирующиеся также ведут к мыслительной свободе под влиянием ICH-образующего Импульса Христа, с самого начала можно предположить, что тона слогов верхних, "надсолнечных" планет более могут помочь разрешению нашей проблемы, чем строки планет нижних, "подсолнечных".

Если же брать содержание египетской храмовой астрологии, не может ли иметь основополагающее значение то, что Рудольф Штейнер применил его и по-новому выразил при «внутренней стилизации» «Двенадцати настроений»?

В книгах, собранных под общим названием «Corpus Hermeticum», содержатся также астрологические сочинения жреца Нехепсона (примерно 700 лет до Р.Х.), которому приписывается составление «Мирового гороскопа». Эти сочинения на протяжении нескольких столетий рассматривались как основополагающий материал для изучения астрологии. Из-за недостатка места мы не будем здесь останавливаться на дискуссии античных астрологов - например, у Фирмика Матерна, - может ли вообще существовать нечто подобное «мировому гороскопу». В этом «мировом гороскопе» (Thema mundi) показаны связи отдельных планет со знаками Зодиака: Солнце принадлежит Льву, Луна - Раку, Меркурий - Деве, Венера - Весам, Марс - Скорпиону, Юпитер - Стрельцу, Сатурн - Козерогу и Водолею, кроме того, Юпитер относится к Рыбам, Марс, к Овну, Венера к Тельцу и Меркурий к Близнецам.

Если мы рассмотрим теперь гласные в конечных рифмах строк Юпитера и Сатурна «Двенадцати настроений», то получим вначале фрагментарный ряд гласных, идущий от строфы Рака до строфы Скорпиона:

 

Рак:

"Zu geistigem Sich-Durchdringen,

In ruhigem Lichterbringen. " I, Merkur

"К духовному себя-пронизанию,

В спокойном сиянии света. " I, Меркурий

Лев:

"In staunendem Lebensschein,

In waltender Werdepein. " EI, Mond

"В струящемся сиянии жизни,

В вершащей муке становленья. " El, Луна

Дева:

"Im Willenserleben baue,

Dem Weltenerblüh'n vertraue. " AU, Sonne

"Да созидает в переживании воленья,

Да доверяет цветению мира. AU, Солнце

Весы:

"Zu werdendem Tatergießen,

In ruhendem Weltgenießen. " I, Merkur

"К возникающему излиянию действия,

В спокойном наслаждении миром. " I, Меркурий

Скорпион:

"In strafendem Weltenwalten,

Im ahndenden Sich-Gestalten. " A, Venus

"В наказующем вершеньи миров,

В воздающем себя-формировании. " А, Венера

 

Мы отметим только при этом, что последовательность I-EI-AU-I-A соответствует планетному ряду Меркурий-Луна-Солнце-Меркурий-Венера, и этот ряд встречается уже в древнеегипетском Мировом гороскопе: Меркурий (в Близнецах), Луна (в Раке), Солнце (в Льве), Меркурий (в Деве), Венера (в Весах). Однако связь этих пяти составляющих древний ряд планет с звездными знаками кажется нарушенной, ибо здесь мы имеем I-Меркурий в Раке, EI-Луна в Льве, AU-Солнце в Деве, I-Меркурий в Весах, Α-Венера в Скорпионе. В остальном Зодиаке не наблюдается связи ни с традиционным рядом, ни со звездными знаками. Не изменится ли что-либо, если мы вокруг круга звездных знаков образуем еще круг звездных образов, реальных созвездий?

Тогда I (Меркурий) из строфы знака Рака («Durchdringen», "Lichterbringen") свяжется со звездным образом Близнецов, и эта связь соответствует древней традиции, также произойдет с EI (Луной) из строфы знака Льва, она соответствует образу Рака, который появляется над знаком Льва. Также AU (Солнце) знака Девы, согласно древней традиции, принадлежит историческому образу Льва, который появляется под знаком Девы. I (Меркурий) знака Весов ("Tagergießen", "Weltgenießen") традиционно принадлежит образу Девы, возвышающимся над знаком Весов, также как А (Венера) ("Weltenwalten", "Sich-Gestalten") из знака Скорпиона относится к образу Весов, который вследствие сдвига точки весеннего равноденствия стоит сегодня под этим знаком. Здесь прерывается традиционная связь, ибо ни А из знака Стрельца ("Weltenwalten", "Gestalten"), ни оба А из знаков Козерога и Водолея не соответствуют традиционным связям.

Теперь об оставшихся знаках от Рыб до Близнецов. Здесь мы должны вспомнить, что вследствие различной протяженности реальные созвездия или образы перекрываются (в противоположность этому все знаки имеют одинаковую длину: 30 градусов). Так, в Рыбах: в строфе знака стоящий Юпитер-О соответствует еще над последним деканом знака Рыб стоящему образу Рыб, а Венера-Α строфы для знака Тельца соответствует в последнем декане знака Тельца части образа Тельца. Но что означает I в строфе для Овна? Меркурий-I не принадлежит ни знаку, ни образу Овна. Однако отметим двойную согласную N, которая эвритмически принадлежит образу Рыб, и она стоит здесь над знаком Овна! (А также в строфе для Рыб трижды стоит слово Gewinn.) Неясным остается положение Луны-Ei строфы для Близнецов? Нет, если мы вспомним, что Луна - более согласно вавилонской традиции - имеет возвышение в Тельце, который как образ стоит над знаком Близнецов.

Недостает еще объяснения для трех гласных Венеры-Α в знаках Стрельца и Водолея. Мы должны заметить, вообще U (Сатурн) и Е (Марс) в качестве ударных гласных в конечных рифмах во всем стихотворении не применяются. Ни разу в Овне не находим мы благодаря Марсу принадлежащей ему ударной гласной Е, но имеем согласную Рыб N (с I в качестве гласной). Если мы будем исходить из того, что Марс по древней традиции господствует в образе Скорпиона, и что этот образ стоит над знаком Стрельца, то ожидаемая здесь ударная гласная Е преобразована в Венеру-Α. То же происходит еще дважды в строфах для знаков Козерога и Водолея, где находиться должен Сатурн. Также Сатурн в образе Водолея над знаком Рыб обращен в Юпитер-О. Не хотел ли тем самым Рудольф Штейнер что-то сказать нам или посоветовать?

Марс - это звезда войны, агрессивных аффектов, она полярно противоположна существу любви, Сатурн - обременяющая планета, она создает «жизненные трудности», и прежде всего страх. Он еще сегодня напоминает нам о начале сатурнического развития, поскольку страх должен преодолеваться мужеством. Для детей, у которых в момент рождения Сатурн стоял в Козероге или Водолее, «обуславливая тем самым жизненные трудности», нужно в смысле спиритуального воспитания найти, как посредством других планет в гороскопе рождения можно осуществить сглаживание.

В «Двенадцати настроениях» Рудольф Штейнер на место ударной гласной Марса Е, и на место Сатурна-U дважды поместил Венеру-Α, напоминая нам слова «В любви нет страха». (1 Иоанна 4. 18). У Парацельса происходит трансплатация Сатурна в Венеру, которая осуществляется при использовании сурьмы в качестве лекарственного средства:

"die ander arznei den saturnum zu entsezen des menschen der in seiner sphaer und gewalt ist, das sollen ir also verstan, das der, der nimen sei, der er ist und war; dan durch das wird er der sphaer saturni entzogen und das also, das do transplantatio geschehe von eim in das ander, wie ein pfersich auf einer weiden und dergleichen, und den menschen auch also. So nun der mensch sol transplantiert werden und sol genomen werden einem planeten und einem ändern underworfen, so ist anümonium der selbige, der saturnum wechslet in venere. Und jetzt mit dem arcano wird der mensch ein venerist und erlangt ein ändern ascendenten, in den er schlegt. Dorumb so ist anümonium ein cur in ethica, aus der ursach, das er transplantiert den stern saturni in den stern veneris. Das sind die griff der arznei"

Таким образом - восходя в каждой строфе «Двенадцати настроений» от характера связанных с Землей, детерминирующих знаков, постепенно всё более и более проникаясь освобождающими силами Юпитера и Сатурна, при взгляде на исторический образ внешнего неба - мы открываем новую силу и значение исторического «Мирового гороскопа», египетско-вавилонского гороскопа Земли, и эта Земля, пройдя трансплантацию от Сатурна в Венеру, т. е. превращение страха в любовь, христианизируется и обновится посредством свободы.

ГЕШТАЛЬТАСТРОЛОГИЯ

Хотя Рудольф Штейнер обратил наше внимание на примитивный характер современной астрологии - с полным правом, как это особенно можно видеть у Феликса Когуцкого, - нельзя умолчать о том, что всё же определенное развитие астрологии произошло. Рудольф Штейнер неоднократно обращал наше внимание на то, что от рационального рассудочного сознания нужно продвинуться к образному, имагинативному познанию. При обсуждении доклада от 5 мая 1921 года мы видели, что происходит, если за отправную точку развития взять не голый интеллект: «Не следует думать, что Сатурн сегодня на нас не действует. Он действует точно так же, как действовал в древности, но только мы должны от этого освободиться. Знаете ли вы, в чем состоит это правильное освобождение от влияния Сатурна? При освобождении от влияния Сатурна мы хуже всего поступим, если будем следовать интеллектуальным устремлениям нашего времени. При этом мы как раз подвергнемся действию сатурнических сил, то там, то здесь будут неистовствовать силы Сатурна, и приведут нас к тому, что в наше время называется нервным человеком... То же, что должен сделать человек — это стремиться к действительному созерцанию, стремиться к имагинации».

Христиан фон Эренфельс в своей классической статье «О качествах гештальта» определяет две важнейшие черты многих психических образований как гештальта следующим образом:

1. Гештальты содержат в себе больше, чем просто сумму своих частей.

2. Гештальты сохраняют свой характер, свои характерные свойства также тогда, когда их основа определенным образом изменяется. То, что остается неизменным и познаваемым, это инвариант, характер гештальта или гештальт.

Вальтер Кох добавляет: «Обе эти черты вошли в науку как гештальткритерии Эренфельса. Мы можем их кратко назвать критерием целостности и транспонируемости гештальта. Главным примером у Эренфельса была музыкальная мелодия. Она никогда не может быть постигнута из суммы своих нот. Можно ее так транспонировать, что ни одной ноты не останется в том же виде, как ранее, и всё же она будет без труда узнаваема».

Кох, который от чистого расчета стремился перейти к новой образности, нашел обозначения для планетных констелляций вне рамок применения аспектов, и нашел при этом, что посредством применения таких планетных образов существенно обогащается толкование космограмм.

Кох рассматривал также общее распределение планет в гороскопе рождения, он нашел:

1. рассеянное,

2. чашевидное распределение,

3. пучок или конъюнктивная фигурация,

4. противостояние или оппозиционная фигурация,

5. вершина, острие, конусовидная фигурация,

6. симметричная или качающаяся фигурация,

7. полигональная фигурация,

8. дракон.

Большинство этих типичных гештальт-фигур было им продемонстрировано на примерах гороскопов. То, что с введением этих понятий мы действительно находимся в исходной точке развития, следует из слов Рейнхольда Эбертина: «Здесь находимся мы на переходе к новому, образному постижению космических явлений, причем мы должны сознавать, что в основе такого планетного образа лежит «математическое образование», которое нужно толковать соответственно не образу, но содержанию». Попутно следует заметить, что Вальтер Кох и введенные им понятия (гештальтастрология, фигурация дракона и т. д.) не упомянуты в астрологическом словаре Гердера. Это можно рассматривать как реакцию сопротивления принципиально новому.

Это может явиться побуждением к развитию, которое может протекать в направлении, намеченном Рудольфом Штейнером: от голого интеллектуального рассмотрения к созерцанию и инспирации. И если ориентироваться в этом направлении, то побуждения к развитию гештальтастрологии можно найти в астрологических указаниях Рудольфа Штейнера.

Уже астрологические замечания к отношениям аспектов даются в духе гештальтастрологии: они указывают на то, что положение в квадратуре или в оппозиции нейтрализует стоящие так планеты. Очевидно, что секстиль и тритон усиливают действие находящихся в этом аспекте планет:

Первая ситуация дает, в смысле гештальтастрологии, крест, вторая приводит к звезде Давида. Так в гештальтастрологии проявляют себя силы созидания и разрушения.

Так же мы можем читать и другие краткие указания, во-первых, относительно констелляции гриппа из восемнадцатой лекции, и, во-вторых, относительно констелляции сурьмы из девятнадцатой лекции первого медицинского курса.

Поскольку мы имеем дело не только с земной сущностью веществ, но также всегда с их небесными праобразами, то человек вступает в такие отношения к миру веществ, которые гораздо больше согласуются с его своеобразием, чем это может казаться современному мышлению. Если мы - как показал это Рудольф Штейнер в «Отношениях различных естественнонаучных областей к астрономии» - возьмем человека в его трехчленности как проблему учения о метаморфозе, и будем рассматривать полярность нервно-чувственной системы и системы конечностей и обмена веществ, то мы должны осознавать, что человек дифференцированным образом вступает в отношения с окружающим миром, в зависимости от того, делает он это с помощью головы или органов чувств, или посредством своей системы обмена веществ. Это находит свое выражение вплоть до конфигурации его органов: своей скругленной во все стороны подвижной головой человек повторяет форму небесного свода, отображает его извне внутрь, тогда возникают мыслительные образы, образы представлений. Посредством столбовидных конечностей, указывающих в радиальном направлении на центр Земли, он шагает, действует, наполняясь изнутри веществом, возникают деяния, реальности. Так человек соединяет Небо и Землю, оба образующих принципа, радиус и сферу, два вида отношений к окружающему миру, образ и реальность, два направления действия, снаружи-внутрь и изнутри-наружу. Итак, если каждое вещество как земная реальность находит свое выражение в космическом образе, то человек в смысле новой физиологической химии должен познавать мир как объединение образов представлений и вещественных качеств.

Таким образом, если принципиально дана возможность интерпретировать подсознательную область обмена веществ с развертывающимися в ней субстанциальными процессами посредством космических образов, и, с другой стороны, космические образы привести к реальности земного человека, то следует ожидать, что также и существо сурьмы выступит пред нами не в одностороннем, обедненно-реальном образе, но мы получим образ сурьмы, служащий точкой отправления для реального терапевтического воздействия.

В устремляющихся к человеку извне образах он испытывает процесс пробуждения восприятия. Притекающие извне чувственные образы встречаются с поднимающимся изнутри миром представлений. Он пронизан волевыми импульсами, образами фантазии, он имеет сновиденческий характер. В постоянном взаимодействии мира восприятий и представлений действует специфическая активность, которую человек развертывает в своей нервно-чувственной системе. Но собственную область восходящей изнутри волевой жизни следует искать в области системы конечностей и обмена веществ.

Эту полярность верхнего, наполняющего извне, и нижнего, идущего изнутри наружу, мы можем представить следующим образом:

Эти полярные явления «наполнение снаружи» и «расходящееся изнутри» выражается - как показал Рудольф Штейнер в «Отношении... к астрономии» 1921 г. - вплоть до формирования скелета. В развитие постулируемой Гёте, Океном и Гегенбауэром метаморфозе позвоночника в черепную форму, Рудольф Штейнер установил, что черепная форма получается посредством вывертывания наизнанку трубчатых костей конечностей. Эту генетическую полярность можно проследить вплоть до гистологических частностей.

Чтобы находить космические праобразы этих земных формообразований, мы должны увидеть, что оба формообразующих принципа, радиус и сфера, выступают как частные полярные элементы лемнискаты.

В этом смысле строение человека - как показал Рудольф Штейнер – следует рассматривать как незавершенную, в одной из ветвей неопределенную лемнискатную кривую.

Теперь, как показал Рудольф Штейнер, можно замкнуть эту кривую сферической формой самой Земли.

Вопросы о космическом праобразе этого полярного различия существа верхней и нижней систем, а также сглаживающей функции средней системы, действующей в обе стороны различным образом, были подробно рассмотрены Рудольфом Штейнером в медицинских курсах 1920-1924 годов, а также в «Отношении... к астрономии». Мы приведем некоторые критерии, важные для нашего рассмотрения:

1. В траекториях верхних планет, Сатурна, Юпитера и Марса, сфероидальный элемент петли более подчеркнут в отношении к радиальному элементу, связывающему обе петли. Более или менее прямо проходящая перемычка между петлями коротка. Нижние планеты, Меркурий и Венера, напротив, описывают траектории, у которых элемент петли отступает перед линейной соединительной линией. Перемычка длинная.

2. Верхние планеты образуют свои петли в оппозиции к Солнцу, нижние в конъюнкции.

3. Лучше всего мы можем уяснить себе эти переменные отношения, если рассмотрим эскизы, данные Рудольфом Штейнером в качестве интеграла своих рассмотрений формы планетных траекторий.

Направим прежде всего взгляд на то, при каких аспектах можно видеть солнечную траекторию. Наблюдателю, который видит сильно изогнутую солнечную лемнискату со стороны менее изогнутой траектории верхней планеты, солнечная траектория должна представляться более или менее постоянно «сфероидальной» кривой линией. Для наблюдателя, находящегося на траектории Венеры или Меркурия, напротив, менее заметен факт скривления солнечной траектории, тем более, что он активно сопровождает своим движением все изгибы солнечной траектории. Относительно сильного скривления траекторий нижних планет солнечная траектория кажется относительно прямой «радиальной линией».

В этих различных отношениях траекторий мы узнаем некоторые полярные элементы, которые могут быть обнаружены и в микрокосмическом организме:

Сатурн, Юпитер, Марс

охватывают «изогнутую» среднюю траекторию.

Меркурий, Венера (и Луна)

сопровождают «прямую» среднюю траекторию.

Меркурий, Венера (и Луна)

генетически происходят от средней траектории, они сопровождают

ее в «экспрессивном», «экспансивном» смысле.

Сатурн, Юпитер и Марс,

напротив, воплощены в остатки древних, идущих извне внутрь явлений, они охватывают среднее образование «импрессивным», «компрессивным» образом.

4. В эвритмических формах движений, которые Рудольф Штейнер дал для различных планет, можно распознать эти полярности со всеми характерными для них чертами: жесты Сатурна, Юпитера и Марса характеризуют тип. «сфероидального» охватывающего движения, тогда как тип движения, который Рудольф Штейнер определил для нижних планет, представляет радиальные движения конечностей.

На этой основе можно попытаться рассмотреть указания Рудольфа Штейнера относительно космических констелляций сурьмы. После представленного выше не следует удивляться, что мы подойдем к космическому факту этой констелляции не изолированно, но вначале кратко представим полярную к ней констелляцию. Сурьмяная констелляция сама происходит из терапевтической, описанной Рудольфом Штейнером полярности патологического поля: всегда, когда в ходе зимних месяцев верхние планеты затрагивают солнечное влияние, создается космическая диспозиция к гриппу. Слушателям 1920 года, которые еще находились под впечатлением большой послевоенной эпидемии, было дано понять, что она разыгрывалась в условиях космического предзнаменования, выразившегося в оппозиции и квадратуре верхних планет к Солнцу. Предшествующие эпидемии гриппа 1889-1891, 1857, 1830 и 1800 годов проходили при сходных космических ситуациях.

Такие констелляции затрагивают верхнее сфероидальное небесное поле человека. В области чувственных восприятий, поскольку они корреспондируются с ритмическими процессами средней системы, происходят при таких констелляциях тонкие изменения. Рудольф Штейнер охарактеризовал оппозицию и квадратуру как взаимную нейтрализацию участвующих в них планет. Итак, мы можем себе представить, что в верхнем воспринимающем поле качественное взаимное ослабление происходит при таких космических условиях. Верхний организм частично теряет способность пробуждаться к чувственным восприятиям, он отступает в область сновиденческой, пропитанной волей сферы представлений. Мы глубже проникнем в понимание этих констелляций, узнав, что Рудольф Штейнер обозначил существо гриппа как «парализация сенсориум», отметив сродство гриппа сонной болезни. Как точную полярность к констелляции гриппа мы должны рассматривать констелляцию сурьмы. Всегда, когда нижние планеты Меркурий, Венера и Луна нейтрализуются в соответствующих аспектах оппозиции и квадратуры, создается космическая ситуация, при которой возникает сурьмяная сила. Если в констелляции гриппа «возбудителем» оппозиции или квадратуры является Солнце (оно движется быстрее, чем верхние планеты), то здесь эту роль выполняет Луна, и поскольку она за двадцать восемь дней обходит Зодиак, она «возбуждает» конъюнкции, квадратуры и оппозиции с менее подвижными планетами Венерой и Меркурием, которые сами по себе не могут достигать квадратуры, тем более оппозиции. То, что там было редкой ситуацией, случающейся примерно один раз за жизнь поколения, здесь случается очень часто: в период двадцати восьми дней небесный крест нижних планет возникает в восьми различных ситуациях (квадратуры, оппозиции и конъюнкции). Если в первом случае происходящее тонкое взаимное ослабление вызывало микрокосмические явления в верхнем сфероидальнем поле, то здесь такое же ослабление проявляется в области нижнего «экспрессивного» поля в области радиальных структур системы конечностей и обмена веществ. Если констелляции верхних планет дают нам не более чем возможность постановки космического диагноза, то здесь Рудольф Штейнер говорит о том, чтобы мы постоянно обращались к целебной силе констелляций нижних планет.

Что же содержится гештальтастрологического в этих обеих констелляциях, которые тем более следует понимать гештальтастрологически, что они этому противятся? Что здесь является транспонированным в смысле мелодии Христиана фон Эренфельса? Это облик человека, понимаемый как лемниската, которую описывают Солнце и Земля, и которая в верхней ветви и затем в нижней ветви альтерируется верхними и нижними планетами. Лемнискатная форма движения Земли-Солнца, конечно, является результатом астрономической корректировки системы Коперника, которую предпринял Рудольф Штейнер, чтобы звездную систему согласовать с человеком. Таким образом, обновленная гештальтастрономия (Рудольф Штейнер) может послужить современной гештальтастрологии в смысле перехода от голого интеллектуального мышления к живому, свободному от Сатурна имагинативному созерцанию.

Первые публикации сообщений о гештальтастрологии появились в начале пятидесятых годов.) Примеры из первого медицинского курса Рудольфа Штейнера датируются апрелем 1920 года. Таким образом, документировано, что, с одной стороны, современные астрологи сделали шаг в развитии в том направлении, которое Рудольф Штейнер считал необходимым для того, чтобы прийти к живому созерцанию, с другой стороны, Рудольф Штейнер еще за тридцать лет до этого прокладывал путь к имагинативному способу рассмотрения, то есть к гештальтастрологии.

ДОМА ГОРОСКОПА

Когда вступаешь в разговор с антропософскими критиками и упоминаешь дома гороскопа, наталкиваешься на отчуждение. Поскольку Рудольф Штейнер никогда о них не упоминал, возникает неуверенность и встает вопрос: является ли это чем-то, что можно понимать и принимать с антропософской точки зрения.

В самом деле, дома, в том смысле, в каком они встречаются и применяются в классической астрологии, нигде не упоминаются Рудольфом Штейнером. Там, где он говорит о домах планет, в докладе от 8 января 1918 года, он имеет в виду микрокосмическое упорядочение в смысле Мирового Гороскопа. Луна имеет свой дом в Раке, Меркурий имеет свой дом в Близнецах, Венера имеет свой дом в Тельце и т. д.

Напротив, мой собственный многолетний опыт показывает, что астрологические дома - это нечто весьма реальное. Не только «содержание толкований» дает поразительные результаты, но также отношения к анатомии человека дает ясную, реальную картину. Невозможно представить себе астрологию без домов. Сам Рейнхольд Эбертин, который сделал этот шаг и "выбросил за борт" дома как «средневековый хлам», незадолго до своей смерти вернулся к ним. Гюнтер Ваксмут дает очень скудные сведения о домах. В беседе с автором он сказал, что сделал это из-за многообразия различных систем расчета домов.

На первый взгляд то, что встречается в реальности домов, это земной жизненный порядок. Здесь нижний земной порядок конкретней всего является отражением небесного порядка. Здесь становятся очевидными деяния самих богов. Поэтому изучать содержание двенадцати домов доставляет особую радость. Но постоянно существует удручающее обстоятельство, что у Рудольфа Штейнера мы не находим никаких высказываний по поводу двенадцати домов. Относительно прочих вещей, касающихся высшего порядка, есть определенные указания: относительно чувств, частей тела, мировоззрений, жестов эвритмических движении, но не относительно домов, категории их толкования и их смысла. (По-видимому, его никогда об этом не спрашивали).

Может быть, что в произведениях Рудольфа Штейнера есть вещи, которые хотя и не высказаны, но всё же присутствуют и действуют. Сюда относится, без сомнения, композиция его циклов докладов, от доклада к докладу, или картина за картиной в его драмах-мистериях. Здесь последовательность построения может сказать больше, чем описание. О законах этой композиции циклов докладов и драм Рудольф Штейнер нигде не говорит, тем не менее они существуют.

Попробуем, учитывая эти законы, заново прочесть доклады, тогда их тексты можно будет воспринимать как разъясняющую интерпретацию последовательности. И что мы получим на первом шаге такого обобщения? Пройдём первые двенадцать ступеней такой последовательности и посмотрим что получится.

Первая ступень: Время, исторические рассмотрения.

История рассматриваемого вопроса или предмета.

Физическое тело (и его границы с эфирным телом).

Вторая ступень: Пространство, верхнее и нижнее. Эфирное тело. Двучленность.

Третья ступень: Душевное, его трехчленность.

Четвертая ступень: "Я". Противопроцессы. Четырехчленность человека.

Пятая ступень: Встреча. Трехчленность.

Шестая ступень: Пространство, верхнее и нижнее.

Седьмая ступень: Связь пространства и времени, тепловые процессы.

Восхождение. Реинкарнация.

Восьмая ступень: Смерть и умирание, порог духовного мира, оккультизм.

Внутреннее и внешнее.

Девятая ступень: Восхождение от элементарного к астрономическому.

Десятая ступень: Вершина духовной жизни.

Одиннадцатая ступень: Нисхождение к земному.

Двенадцатая ступень: Верхнее и нижнее.

Мы знаем от Рудольфа Штейнера о посвящении жизнью. Эти двенадцать шагов отчетливо указывают на такой путь посвящения через жизнь. Из этого становится ясным, почему Рудольф Штейнер не говорит об этом в связи с циклами лекций. В большинстве этих циклов он ведет слушателей дорогой посвящения.

Если мы хотим рассмотреть вопрос, есть ли здесь параллели к категориям двенадцати астрологических домов, мы вначале должны их подробно изучить. Обратимся же к их рассмотрению.

Воспользуемся вначале данными Юлиуса Вильгельма Андреа Пфаффа (1774-1835), одного из последних профессоров астрологии одного немецкого университета (Вюрцбург до 1817г.). Приводим цитату из его сочинения «Астрология», вышедшего в 1816 году в Нюрнберге.

«Первый дом, от утренней точки восходящий по эклиптике, рассчитывается в порядке знаков, называется восходящим домом, а также гороскопом. Согласно воззрениям древних, он в общем определяет жизнь и природу родившегося, его склонности, его силу и удачливость.

Второй дом называется нижними воротами, отвечает за имущество, за приток жизненных сил, за поддержку друзей, помощников и слуг.

Третий дом отвечает за братьев, сестер, родственников, привязанность зависимых существ, вообще относится к верности и совестливости. (Означает также небольшие поездки).

Четвертый дом означает родителей и все относящиеся к этому вещи, имущество, наследство, а также связан со всем земным, скрытыми в шахтах металлами, сокровищами и вообще со всем, что производится при обработке земли.

Пятый дом, благая судьба, означает сыновей, дочерей, потомков, а также вообще связанные с этим качества: веселость, надежда и, наконец, всевозможные подарки и подобные семейным отношениям дружеские встречи и связи.

Шестой дом, злая судьба, означает болезни, слабость, а также доверенные нам рабы, прислуга, слуги, а также животные, служащие человеку.

Седьмой дом, начальный пункт вечера, относится к женщинам, браку и всему с эти связанному. В то же время несет с собой информацию о врагах, ненависти и долгих тяжбах.

Восьмой дом, врата смерти, относится к смерти, смертельным болезням, яду, страхам, наследству от умерших, явлениям умерших, тайным силам.

Девятый дом означает благую богиню, религию, мудрость, науку, предсказания, предчувствия: затем путешествия в отдаленные области, на длительное время с основательной подготовкой.

Десятый дом, королевский дом, означает достоинство, почет, славу, службу. А также мать.

Одиннадцатый дом: благой дух, означает друзей, покровителей, вообще надежду, любовь и верность. Называется также домом счастья.

Двенадцатый дом: злой дух означает врагов, противников, печаль, заточение, тяготы, а также крупные домашние животные.»

Для того чтобы иметь современные формулировки, представим наряду с этим описания Д. фон Хеймана (1979):

«1 дом личные задатки, даваемые происхождением, наследственностью,

окружающей средой, характер родившегося.

2 дом: материальное и идеальное владение, финансовое состояние.

3 дом: соседи, небольшие поездки, сообщения, письма, документы,

разговоры.

4 дом: собственный дом, домовитость, земля и почва, возвращение,

дом родителей.

5 дом: предприятия, спекуляции, дети, братья и сестры, малые сообщества,

удовольствия, театр, занятия, юность,

6 дом: работа, занятия, болезни, слуги и подчиненные,

7 дом: партнёры, сотрудники, товарищи, партнёр в браке, знакомые,

родственники, противники, враги, процессы,

8 дом: огорчения, смерть, горе, оккультизм, мистика, знание границ.

9 дом: большие путешествия, бегство, разум, наука, мировоззрение,

религия, политика, знания, совещания,

10 дом: общественная деятельность, профессия, успехи в жизни, высшая точка дня, года, большая сила и работоспособность, "Я" в своём блеске в общественной деятельности.

11 дом: дружба, надежды, желания.

12 дом: внутренняя жизнь, сдержанность, больница, одиночество, замкнутое общество, замкнутые постройки.

 

 

Хотя кое-что из этих двух представлений расходится и может быть предметом дискуссии, кое-что следовало бы добавить или изменить, всё же в целом они неплохо согласуются.Один из ранних сохранившихся гороскопов с домами - это гороскоп Евдокса, найденный в византийской рукописи во Флоренции. Евдокс был греческим математиком, родился 28 октября (юл.) 497 Р. Х. в Александрии, 7ч 12M (Temporalstunde), после восхода Солнца = 6ч 32м. Он цитируется Вальтером Кохом и Вильгельмом Кпаррихом.

Расположение планет не представляет большого интереса, но обозначения домов исключительно интересны:

 

1. Horoskopos

2. Bios

3. Thea Коммент. В. Коха: а именно, Луна

4. Hypogaion Под Землей

5. Agathe Tyche Благая судьба

6. Kake Tyche Злая судьба

7. Dynon Заход

8. Argos Гнилое место

9. Theos Бог, солнце

10. Mesouranema Середина неба

11. Agathos Daimon Благой дух

12. Kakos Daimon Злой дух

 

У Секста Эмпирика мы находим несколько другой ряд:

 

1. Horoskopos

2. Haidou Pyle Врата ада

3. Thea (Selene) Богиня (Луна)

4. Antimesouranema,

Hypogaion Противоположность середине неба

5. Agathe Tych Благая судьба

6. Kake Tyche Злая судьба

7. Dysis Заход

8. Thanatos (Teleute) Смерть (свершение)

9. Theos Бог

10. Mesouranem Середина неба

11. Agathodaimon Благой дух



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.123 с.)