Астрология в духовной науке Рудольфа Штейнера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Астрология в духовной науке Рудольфа Штейнера



БИОГРАФИЧЕСКОЕ РАССМОТРЕНИЕ

В этом разделе мы постепенно, шаг за шагом, проследим через всю биографию Рудольфа Штейнера, как формировалось его отношение к астрологии, причем в первую очередь мы будем опираться на его высказывания, опубликованные в Собрании Трудов (Gesamtausgabe). В этом Собрании нет указаний, когда, где и через кого Рудольф Штейнер впервые познакомился с этими проблемами. Ничего не сказано об этом и в его автобиографии «Мой жизненный путь».

В инцерсдорфский период - т. е. около двадцать первого года жизни - Рудольф Штейнер познакомился с человеком, которого он описывает следующим образом: «Тип человека, встречавшийся начиная с 15 столетия на протяжении 16, 17, 18 столетий, который я хочу охарактеризовать хотя бы в двух словах. Это особый тип человека, который где-то в деревне числится сборщиком трав для аптек, или еще кем-то с весьма непритязательной профессией. Нам нужно представить себе какую-нибудь личность в этом роде. Такую личность мы можем встретить, если сами проявляем интерес к особенностям конституции человеческого существа, в той или иной индивидуальности. Это исключительно замкнутая личность, малоразговорчивая, он старается увести внимание от того, что в нем хотели бы найти, ведет намеренно тривиальные разговоры, стараясь создать впечатление, что он как личность не заслуживает, чтобы с ним вести беседу. Но если обращаешь внимание не только на содержание его слов, но на их звучание, на то, как они им произносятся, то все же продолжаешь слушать этого человека дальше. И если из каких-либо кармически обусловленных связей у него складывается впечатление, что он должен говорить, тогда его высказывания звучат пророчески, и в нем обнаруживается своего рода мудрец». Если сравнить это с тем, что можно прочитать в автобиографии Рудольфа Штейнера о Феликсе Когуцком, то мы видим, что приведенное выше описание может относится также к нему.

Мы знаем, что молодой Рудольф Штейнер учился у Феликса Когуцкого ботанике лекарственных растений. «Бывая вместе с ним, можно было обрести глубокий взгляд в тайны природы. Он носил на спине связки лекарственных трав, но в сердце своем он нес опыт, который извлек из духовности природы, собирая лекарственные травы». Из автобиографического доклада Рудольфа Штейнера от 4 февраля 1913 года мы узнаем, что у Феликса Когуцкого «вся комната была заставлена мистической оккультной литературой, и сам он глубоко проник в мистическую оккультную мудрость».

К областям, в которые он глубоко проник, принадлежала, очевидно, также астрология. Автору была представлена, при дружеском посредничестве Ганса Седлмайера из Меммингена, копия гороскопа, на котором стояла дата 17 мая 1898 года, подписанная его автором D. F. K. (= Феликс Когуцкий), Trunau.

Текст толкования - схема расположения звезд не сохранилась – выглядит следующим образом (речь идет о сравнительном рассмотрении констелляций рождения каких-то женщины и мужчины):

«Два элемента и их свойства, а именно: меланхолический и сангвинический тригоны.

Нумерация означает 1 для мужчины, 2 для женщины.

- 1: Телец, Дева, Козерог. - 2: Водолей, Близнецы и Весы. - 1: меланхолический (земной). - 2: сангвинический (воздушный). - 1: Солнце, женское. - 2: Сатурн, мужское. - 1: от природы влажный, но умеренно. - 2: холодный и сухой. - 1:

приказывающий. - 2: послушный. - 1: не особенно мудрый. - 2: очень одаренный.

- 1:. Часто веселый и оживленный, главным образом с 12 часов ночи до 6 часов утра, поскольку в этот период преобладает элемент земли, поэтому также властный, беспокойный, озабоченный экономическими вопросами.

- 2: Преобладает, как было сказано, элемент воздуха, особенно господствующий между 12 часами пополудни и 6 часами вечера. Этот элемент дает точность чувств, софистическое красноречие, т. е. приятный, подходящий ответ каждому человеку, хотя и не всегда идущий от сердца.

- 1: В отношении физической любви, объятий и т. п. умерен и редко успешен в этом.

- 2: Напротив. Если не испытывает удовлетворения, как последствия выступают сыпь на коже, потеря аппетита, головные боли, приступы слабости, вплоть до инфаркта и инсульта. Ибо это определяется природой, заложенной творцом всех существ.

- 1: Согласуется с - 2 в следующие дни недели: среда, пятница, суббота. К тому же - 2, согласно тритонам, стоит в том же отношении к трем планетам, как и - 1, а именно: Меркурию, Венере, Сатурну (☿ ☿♄)· В эти три дня недели, в особенности с 12 часов дня до 12 часов ночи, - 1 особенно выигрывает в физическом и моральном отношении, то есть в это время желания - 2 большей частью исполняются.

- 2 соответствует своему тритону: Близнецам, Весам, Водолею.

- 1: Тельцу, Деве, Козерогу.

- 2: соответствует числам 3, 7 и 11, что означает согласие и благоразумие. Если сложить все три числа, мы получим нечетное, а именно 21, что указывает на производительность, воспроизведение, гениальность.

- 1: соответствует четным числам 2, 6, 10, что означает: женское, работу и мировоззрение. Если сложить все три числа, получим 18, указывающее на богобоязненность и покой, особенно вступающие в силу, когда - 1 достает глубокой старости. Большей частью наблюдается контраст между - 1 и - 2. - 2 считает необходимыми рассудочность и предусмотрительность, поскольку желает наслаждаться спокойным бытием. И, наконец, - 1 мало ценит высокие природные задатки - 2. Поэтому - 2 вынужден все переносить с терпением и великодушием, ибо противостояние часто вызывает в жизни досаду и ожесточение.

Д. Ф. К.

С уважением, преданный Вам

Трумау, 17 мая 1898 г.

 

Можно предположить, что Рудольфа Штейнера впервые познакомил с астрологией Феликс Когуцкий. И мы должны добавить: с тем, что к тому времени осталось от астрологии - а осталось чрезвычайно мало. Астрологическое знание со второй половины четырнадцатого века - с того времени, как от него отказались в узких эзотерических кругах, - все более приходило в упадок, и ко времени последней трети девятнадцатого столетия достигло уровня, с которым мы знакомимся на примере гороскопа, вышедшего из-под пера Феликса Когуцкого. «Дилетантизм современной астрологии и ее неуклюжие откровения,» - сказал Рудольф Штейнер 28 августа 1915 года. Несомненно, что Рудольф Штейнер мог позже демонстрировать и развивать удивительное знание о лекарственных растениях на основе того, что он воспринял у Когуцкого, однако плоды астрологического обучения не проявились, еще не проявились или не полностью проявились. То, что мы встречаем у Когуцкого, как раз и есть декадентская астрологическая традиция.

Начиная с 1902 года, Рудольф Штейнер публично выступает с «духовной наукой». Тем самым уже через несколько лет потребовалось определить отношение к астрологии с точки зрения духовной науки. Это отношение было выражено в журнале «Люцифер-Гнозис» в статье под названием «Как относится теософия к астрологии». Астрология была там охарактеризована как нечто возвышенное в следующих словах: «Подлинная астрология - это всецело интуитивная наука, и она требует от тех, кто хочет ее практиковать, развития высших сверхчувственных сил, которые сегодня могут быть развиты только у очень малого количества людей. И если мы хотим обрисовать ее основной характер, то для этого нужно углубиться в высшие космологические проблемы в духовнонаучном смысле». Не следует видеть в этих словах отклонение астрологии. Подобно тому как практикующему врачу, ищущему указаний в антропософски расширенной медицине, не должно быть в них отказано, хотя он еще не достиг способности сверхчувственного восприятия, так же не должно быть отказано тому, кто хотел бы изучать спиритуальные формы звездной мудрости: «Солнце, например, оказывает на человека воздействие также и в других формах, не только в тех, которые в науке называют силами притяжения, светом и теплом. Также между Марсом, Меркурием и другими планетами и человеком устанавливаются отношения сверхчувственного рода. Исходя из этого, можно, имея к этому задатки, составить себе представление о переплетении сверхчувственных связей между мировыми телами и населяющими их существами. Но чтобы выяснить эти отношения, возвести это понимание до уровня научного знания, для этого требуется развитие сил высшего сверхчувственного видения. Это возможно только посредством высшей еще достижимой для человека интуиции». И дальше следует удивительная фраза: «Астрологические законы, относительно которых познание перевоплощения и кармы является сравнительно элементарным, также основаны на такой интуиции».

В этом очень глубокий смысл, видеть сопоставленными познания кармы и реинкарнации с астрологическими законами на такой высокой плоскости. Обычно это мимолетное указание Рудольфа Штейнера рассматривают как рекомендацию воздерживаться от астрологических устремлений. По нашему мнению, в них скорее можно видеть стимул для антропософского изучения и, прежде всего, для антропософских упражнений, без которых истинный научный подход к астрологии невозможен.

Некоторые высказывания Рудольфа Штейнера после 1905 года указывают на его знакомство с Аланом Лео. Как Генеральный секретарь немецкой секции Теософского общества, он познакомился с ним в Лондоне, поскольку Алан Лео был членом Теософского общества и главой теософическо-астрологической ложи. При выделений Антропософского общества Алан Лео остался в Теософском обществе. Он дожил до 1917 года. Его книги - несомненно, более высокого уровня, чем астрология Феликса Когуцкого - еще и сегодня находятся в употреблении у многих астрологов.

В каком смысле следует понимать указание Рудольфа Штейнера: «И если мы хотим обрисовать ее [астрологии] основной характер, то для этого нужно углубиться в высшие космологические проблемы в духовнонаучном смысле», - следует из прочитанного им в 1909 году в Дюссельдорфе цикла лекций об ангельских иерархиях. Там описывается предварительная ступень развития Земли, названная «древним Сатурном», которая была «тепловым космосом». В заключение было представлено, как высшие иерархические существа сгустили тепловую субстанцию Сатурна до воздушно-светового космоса, названного древним Солнцем. И подробно описывая жизнь этой новой ступени, он, в свою очередь, сообщает о деятельности высших иерархических существ, которые воздушное агрегатное состояние древнего Солнца сжали от размеров орбиты Юпитера до пространства, занимаемого орбитой Марса. Возникло водное состояние древней Луны.

Эти три преобразующих этапа сжатия важны для понимания "Thema mundi", Мирового гороскопа, этого египетского храмового учения Нехепсона-Петосирида последних дохристианских столетий. Рудольф Штейнер никогда не говорил обстоятельно об этих основополагающих также для современной астрологии свидетельствах, но при обсуждении отдельных вопросов можно было видеть, что он знал их до мельчайших подробностей.

Известно, что в Мировом гороскопе сказано, что в момент Сотворения Мира Луна восходила в 15 Рака, Солнце находилось в 15 Льва, Меркурий в 15 Девы, Венера в 15 Весов, Марс в 15 Скорпиона, Юпитер в 15 Стрельца и Сатурн в 15 Козерога.

Нереалистичность этого расположения усматривают в том, что Меркурий и Венера не могут быть так расположены в отношении Солнца. Меркурий может отклоняться максимум на 18 от Солнца, а Венера на 48. Сомнение относительно этой констелляции появилось довольно рано, а именно, у Фирмика Матерна в четвертом столетии, который сказал: «Это расположение не могло быть констелляцией рождения мира, к тому же мир не имел определенного дня своего рождения, что-то еще существовало во времени, когда мир был сформирован Божественной мыслью согласно Божественной воле». И он поясняет, как следует читать эту констелляцию: если планеты, с начальным расположением Сатурна в Козероге, Юпитера в Стрельце и т. д., будут совершать свое нормальное движение по эклиптике, то они будут последовательно становиться в оппозицию к Луне (которая восходит в 15 Рака). И к этой последовательности он приходит при - весьма динамическом – прочтении мистериальной формулы Мирового гороскопа: «Они (древние) поставили Луну на это место, чтобы она в первую очередь взаимодействовала с Сатурном... Они утверждали, что Сатурн характеризует эту дикую и ужасную эпоху. После Сатурна ведущей планетой эпохи становится Юпитер, поскольку он на втором месте соединяется с Луной». Таким образом показано, как могут в этой древней формуле Мирового гороскопа быть прочитаны шаги эволюции.

С 5 по 8 июня 1911 г. Рудольф Штейнер читает три доклада в Копенгагене, которые, будучи переработаны им самим, в том же году появляются в печати под названием «Духовное водительство человека и человечества». В этих докладах содержится исключительно важное для нашей темы замечание. Дословно: «И составление гороскопа основано на той истине, что знающий эти вещи может прочесть те силы, которые привели человека в физическое бытие. Каждому человеку соответствует определенный гороскоп, поскольку в нем выражены силы, приведшие его к бытию. Если, например, в гороскопе Марс стоит в Овне, это означает, что известные силы Овна не пропускаются Марсом, что они ослаблены. Итак, человек вступает в физическое бытие, и гороскоп представляет собой то, чем он направляется, прежде чем вступает в бытие. Но мы не должны касаться этих вещей, которые в наше время так смело проделываются, не указав, что почти все, что теперь делается в этом направлении, является чистейшим дилетантизмом - поистине суеверием, - и что для внешнего мира истинное значение этих вещей большей частью совершенно потеряно. Поэтому о сказанных здесь принципиальных вещах нельзя судить на основании того, что в наши дни зачастую в качестве астрологии влачит сомнительное существование. То, что приводит человека к физическому воплощению - это действующие силы звездного мира.

Рассматривая ясновидческим сознанием человека, можно в его организации увидеть, что он действительно является результатом взаимодействия космических сил. Это можно сделать наглядным в гипотетической, но полностью соответствующей ясновидческому восприятию форме.

Если взять физический мозг человека и ясновидчески исследовать его, как он построен, так, чтобы было видно, как определенные части расположены в определенных местах и простирают свои отростки, то можно обнаружить, что у разных людей мозг устроен по-разному. Нет двух людей с одинаковым мозгом. Но представьте себе, что мы сфотографировали весь этот мозг со всей его структурой, так что получилась полусфера, на которой видны все мельчайшие подробности, - мы для каждого человека получим особый образ. И если мозг какого-нибудь человека сфотографировать в момент его рождения, и затем сфотографировать небесный свод, простирающийся над местом рождения этого человека, то в этом образе мы увидим то же самое, что и в картине человеческого мозга. Этот мозг организован в своих частях так же, как и небесная сфера. Человек носит в себе образ небесного пространства, и каждый - свой собственный образ, в зависимости от места и времени своего рождения. Это указывает на то, что человек рожден из целого мира».

То, что в это время первого семилетия духовнонаучной работы не прекращалась также дальнейшая работа по астрологии, показывает замечание Манфреда Шмидта-Брабанта, давшего описание раннего берлинского периода: «Франц Зайлер, первый казначей Общества, был послан графом Брокдорфом к Рудольфу Штейнеру, чтобы пригласить его на доклад. Зайлер, один из первых двух главных стенографов, проявлял интерес к астрологии. Рудольф Штейнер заверил его, что составленный гороскоп соответствует физическому телу. Поэтому его можно использовать, чтобы найти путь к исцелению больного. В продолжение нескольких лет Рудольф Штейнер занимался вместе с Францем Зайлером астрологическими исследованиями, и в наследии осталось много сотен страниц рисунков, но никто кроме них не может ими воспользоваться".

Синий южный витраж Гетеанума (по эскизу Рудольфа Штейнера)

То, что физическое тело действительно имеет отношение к гороскопу, следует из цикла докладов, прочитанных в 1912 году в Осло. В пятом докладе для перехода к шестому описывалось то, что может быть обозначено как мелотезия. Мелотезия - это учение о соответствии человеческих членов знакам Зодиака. На протяжении столетий в медицинских учебниках давалось соответствие a capite ad calcem, от головы до ступней. Оккультный ученик должен начинать со строения собственного тела. «Когда оккультист рассматривает собственный облик, он при виде этого человеческого облика должен испытывать нечто, что выводит его за пределы всякого земного сознания». Затем основательно описывается все строение человеческого тела в его членах, и описанное представляется в общей схеме:

1. Прямостояние ОВЕН ♈

2. Соответствие тонобразованию ТЕЛЕЦ ♉

3. Симметрия БЛИЗНЕЦЫ ♊

4. Замкнутость РАК ♋

5. Внутреннее, самозамыкающее ЛЕВ ♌

 

6. Внутреннее в телесном отношении,

без отношения к внешнему миру ДЕВА ♍

7. Положение равновесия ВЕСЫ ♎

8. Органы воспроизведения СКОРПИОН ♏

9. Бедра СТРЕЛЕЦ ♐

10. Колени КОЗЕРОГ ♑

11. Голени ВОДОЛЕЙ ♒

12. Стопы РЫБЫ ♓

Возникает ощущение, что эти связи, которые были сначала представлены в художественной сфере в живой образной форме, должны также быть в образно-художественной форме изображены Рудольфом Штейнером. Впервые это было сделано по его наброскам с 1914 по 1916 годы в форме стеклянных рельефов для окон первого Гетеанума, и после его смерти художницей Асей Тургеневой по эскизам Рудольфа Штейнера для второго Гетеанума.

С 1912 года началось образование нового искусства движения, эвритмии. Посредством эвритмии становилась понятной связь, представляющая следующий шаг в развитии духовнонаучной звездной мудрости. 20-го сентября 1913 года в Дорнахе, в присутствии узкого круга приглашенных, состоялась закладка первого Гетеанума. На склоне холма, предоставленного швейцарскими друзьями, был выкопан котлован, 6 м "в окружности" и глубиной 1, 75 м, в который был забетонирован цоколь, имевший размеры: 1 м высоты, 1, 2 м длины, 70 см ширины. В него был помещен камень, содержавший медный футляр. В этом медном – дважды додекаэдрическом - футляре находилось в свернутом виде послание. Послание было написано Рудольфом Штейнером

это существенно для наших рассмотрений, - и оно завершалось словами: «Geledt vom J. B. V. am 20sten Tage des September-Monats 1880 n. d. M. v. G., d. i. 1913 n. Chr. Geb., da Mercurius als Abend stern in der Waage stand.» Смысл этой констелляции можно расшифровать только с помощью эвритмического значения звуков. AU соответствует Солнцу, жест А - Венере, El Луне, Е - Марсу, - Юпитеру, U - Сатурну и I - Меркурию. Также Зодиак представлен жестами, но уже представляющими согласные: Близнецы Н, Стрелец - G, Козерог - L, Водолей - М, Весы - С или СН. Итак, единственное слово, изображенное в первом Гетеануме - написанное над десятой колонной в малом куполе: Меркурий I, Весы СН = ЮН - представлено здесь планетной констелляцией.

В цикле докладов "Христос и духовный мир - О поисках Святого Грааля», последний цикл, который мог слушать Христиан Моргенштерн, в пятом докладе 1 января 1914 года Рудольф Штейнер говорит:

«Послеатлантические эпохи развиваются так же, как они свертывались до Мистерии Голгофы, до четвертого послеатлантического периода. Так что третий послеатлантический период как бы всплывает в нашей пятой культурной эпохе, второй - в шестой, и первый период, время Святых

Риши, проявится в седьмом культурном периоде, как я это уже неоднократно представлял. Ныне мне - и это является результатом многолетних исследований - представляется всё ясней и ясней, что действительно в наш временной период вживается как бы пронизанное Импульсом Христа восстановление астрологии третьего послеатлантического периода. Мы должны, хотя и по-иному, чем это делали в прежние времена, исследовать звезды, звездные письмена должны снова стать для нас чем-то говорящим».

После всего, что Рудольф Штейнер говорил об отношении антропософии к Импульсу Христа, слова «пронизанное Импульсом Христа восстановление астрологии» должны означать не что иное, как то, что это восстановление должно проходить на почве антропософии.

Несколько недель спустя Рудольф Штейнер в одном кратком цикле лекций на втором Генеральном собрании Антропософского общества в Берлине дал космологически-астрологическую конфигурацию мышления. Он соотнес двенадцать типов мировоззрений с созвездиями эклиптики и семь мировоззренческих настроений с семью планетами:

«Начиная с идеализма, обозначим его как духовно-зодиакальный образ Овна, рационализм определим в том же смысле как Тельца, математизм - Близнецы, материализм - Рак, сенсуализм - Лев, феноменализм - Дева, реализм - Весы, динамизм - Скорпион, Монадизм - Стрелец, спиритуализм - Козерог, пневматизм - Водолей, психизм - Рыбы. Отношения, в которых находятся отдельные зодиакальные образы в отношении пространственно-материального, в области духа существуют между мировоззрениями. И те отношения, которые устанавливаются между планетами при их прохождении по Зодиаку, соответствуют семи мировоззренческим настроениям таким образом, что мы можем воспринимать гнозис как Сатурн, логизм как Юпитер, волюнтаризм как Марс, эмпиризм как Солнце, мистику как Венеру, трансцендентализм как Меркурий и оккультизм как Луну».Здесь отчетливо показано, что эти звездные отношения не связаны с констелляцией рождения или гороскопом. А также что аспекты, играющие ведущую роль в обычном гороскопе, на этой духовной плоскости аспектов могут быть восприняты как препятствующие.

Всё же это упорядочение мировоззрений зодиакальным образом произвело определенное впечатление на неантропософских астрологов двадцатых годов, так что Герберт фон Клёклер включил их во второй том толкований своего «Курса астрологии».

Также и к другим специальным областям применим порядок двенадцати зодиакальных образов. Указание - хотя и не отчетливо высказанное - на это можно найти во втором докладе из цикла «Существо цвета».

В 1915 году произошло важное событие: ко дню рождения Гете впервые было поставлено - эвритмически проработанное - стихотворение Рудольфа Штейнера «Двенадцать настроений», отдельные строфы которого ориентированы по двенадцати знакам Зодиака. Каждая из этих строф состоит из семи строк, частично связанных аллитерацией; попарно строки связаны конечными рифмами. Кроме того, первая и седьмая строки связаны, большей частью, внутренней рифмой.

Первая строфа:

"Erstehe, o Lichtesschein,

Erfasse das Werdewesen,

Ergreife das Krflfteweben,

Erstrahle dich Sein-erweckend.

Am Widerstand gewinne,

Im Zeitenstrom zerrinne.

O Lichtesschein, verbleibe!

WIDDER" *21

«Явись, о сиянье света,

Объемли существо становленья,

Охвати прядение сил,

Излучайся, пробуждая бытие.

Окрепни в сопротивленьи,

В потоке времени раствори.

О сияние света, пребудь!

ОВЕН».

Первая и седьмая строки имеют внутреннюю рифму:

"Erstehe, o Lichtesschein,...

О Lichtesschein, verbleibe!"

Строки с первой по четвертую аллитеративно связаны:

"Erstehe, o Lichtesschein, Erfasse das Werdewesen,

Ergreife das ioyrfteweben,

Erstrahle dich Sein-erweckend. "

Строки пятая и шестая связаны конечной рифмой:

"Am Widerstand gewinne,

Im Zeitenstrom zerrinne. "

Рудольф Штейнер поставил первую и седьмую строки в соответствие Солнцу и Луне, строки вторая, третья и четвертая принадлежат Венере, Меркурию и Марсу, строки пятая и шестая соответствуют Юпитеру и Сатурну. На учительской конференции 21 июня 1922 года Мария Штейнер рекомендовала эвритмистам обратить внимание на эти «Двенадцать настроений». Рудольф Штейнер сказал об этом: «Эти «Двенадцать настроений» построены так, что могут быть проверены астрологическими законами. Они прямо космическое. Это нечто, что можно разрабатывать как в стилистике, так и в эвритмии. На основании этого оно стилизовано в своем звучании почти в каждом слоге. К тому же вы можете почти повсюду найти внутреннюю стилизацию. Объективное стилеобразование. Это можно также обработать музыкально. Если читать его строго объективно, из этого может многое получиться».

При изучении этого стихотворения всплывает множество вопросов, например, вопрос о знаках и образах. Где здесь связи знаков и где связи образов? И может ли это стихотворение дать что-либо в направлении христианизации? Можно ли обнаружить в этом стихотворении нечто, напоминающее о древнем египетском храмовом искусстве? Эти относящиеся к стихотворению вопросы будут рассмотрены ниже в отдельной главе.

В 1916 году двенадцать чувств были представлены в круговой схеме. Наряду с этим были упомянуты семь жизненных процессов: «Двенадцать чувственных областей мы должны представлять покоящимися в нашем организме. Однако через весь организм пульсирует жизнь, и жизнь, в свою очередь, дифференцирована». Жизненными процессами являются: дыхание, теплообмен, питание, выделение, сохранение, рост и воспроизведение. Также и они должны быть внесены в круг.

И далее он призывает слушателей (читателей) к собственной активности: «Если вы в двенадцати областях запишете знаки Зодиака, вы получите макрокосм, если вы впишете туда области чувств, вы получите микрокосм. Если вы к семи жизненным процессам припишете знаки планет, вы получите макрокосм, если вы припишете названия семи жизненным процессам, вы будете иметь микрокосм. И как в макрокосме

ведут себя планеты в отношении образов Зодиака, через которые они проходят, так и жизненные процессы пронизывают покоящиеся чувственные области. Вы видите, что во многих отношениях человек является микрокосмом».

И далее следуют важные слова: "Отношение между семиричностью и двенадцатиричностью выражает глубокую тайну бытия, выражает тайну отношения чувственного существа человека к его жизненному существу, к себе самому как живому существу. Двенадцатиричность содержит тайну о том, что человек может принять "Я". По мере становления двенадцати наших чувств, двенадцати покоящихся областей, они становятся основой "Я"-сознания Земли... Семиричность столь же полна тайн, связанных с астральным телом, как двенадцатиричность - тайн "Я"-природы, "Я" человека".

1917 год внес во внешний мир новый поток уничтожения, новые смерти. На фоне уничтожительной войны Рудольф Штейнер часто говорил о проблеме смерти, умирания, в частности, 21 января 1917 года. Рождение и смерть не являются для духовного исследователя границами жизни. Рождение и смерть - это скорее промежуточные пункты. Преображающий переход из одной формы бытия в другую. И здесь приобретают особую важность космические констелляции этих обоих переходов, значение имеет не только гороскоп рождения, но и гороскоп смерти. По этому поводу Рудольф Штейнер говорит следующее:

«У мертвых, находящихся еще в своем эфирном теле, особенно оказываются задействованы силы, которые связаны со звездной констелляцией, сложившейся в тот момент, когда умерший покидал физический мир. В целом это, конечно, кармически обусловлено. Если, вооружившись необходимым благоговением и уважением, составить гороскоп, и именно планетный гороскоп - расположение планет на момент смерти, - то из него можно извлечь множество более серьезных сведений, гораздо больше, чем получают, когда исследуют, нередко с эгоистическими целями, звездные констелляции на момент рождения. Гороскоп смерти позволяет получить исключительно много сведений о существе человека в целом, и исключительно много сведений о связи кармы с наступлением смерти именно в данный определенный момент.

Тот, кто когда-либо занимался исследованиями в этом направлении - правила те же самые, что и для гороскопа рождения, - тот мог прийти к весьма интересным результатам, особенно если он более или менее знал в жизни человека, для которого составляет гороскоп. Ибо умерший проносит со своим еще не отделившимся эфирным телом многое из того, что является отголоском планетной констелляции».

В дальнейшем мы будем изучать такие гороскопы смерти - особенно их отношение к соответствующим гороскопам рождения. И в рамках рассмотрения отношения реинкарнации к астрологическим фактам гороскопа смерти будем рассматривать и исследовать его метаморфозу в гороскопе нового рождения.

В докладе от 8 января 1918 года Рудольф Штейнер говорит о часах и астрологии: «... Всякий раз, взглядывая на часы, мы занимаемся астрологией». В эти дни Рудольф Штейнер говорит о Мировых часах - об эволюционных шагах, которые имели место с начала послеатлантической эпохи до нынешнего времени. Во время древнеиндийской эпохи точка равноденствия находилась в созвездии Рака, это действовало на человека так, что он «в некотором смысле, в сенситивности своей грудной клетки ощущал другого человека». Рак имеет особое отношение к Луне. «И в самом деле, можно сказать, с одной стороны, человек был в эту первую послеатлантическую эпоху таким восприимчивым, чувствительным, сенситивным, с другой стороны, всё то, что выступало в качестве интимных понятий послеатлантического мировоззрения, было связано с сексуальной сферой - тогда еще с полным правом, поскольку тогда еще существовала та наивность в отношениях людей, которая была утрачена в последующие порочные времена.

Затем Солнце со своей точкой равноденствия вступило в знак Близнецов». Началась вторая послеатлантическая культура, праперсидская культура. Близнецы связаны в человеке со всем тем, что делает его симметричным существом. Руки, скрещение глазных осей и т. д. «... в период культуры Заратустры произошло обращение к свойствам, обусловленным Близнецами - с одной стороны, к световой природе, с другой стороны, к природе тьмы...» «Как Луна имеет свой дом в Раке, так Меркурий имеет дом в Близнецах». Это обусловливает связь с пищеварительной системой, которая, в то же время, «является познавательным аппаратом». Из этой пищеварительной системы «...исходит действительная сообразительность,... глубокий дар комбинирования...».

Когда точка весеннего равноденствия переместилась в Тельца - т. е. в третьем послеатлантическом периоде, - на передний план выступило всё то, «что имеет отношение к гортани». «В эту третью послеатлантическую эпоху с особой силой выступило ощущение сродства между словом и вещью, и именно внешними вещами». Венера имеет свой дом в Тельце. «В микрокосме, в человеке, это соответствует силам, которые находятся между сердцем и областью желудка».

В четвертую эпоху, когда точка равноденствия переместилась в Овна, мир познавался посредством «мыслительной культуры». Марс, «имеющий свой дом в Овне», поддерживает всё, «что в отношении окружающего мира развивается со стороны человека через его голову».

Сегодняшняя, пятая эпоха, являет точку весеннего равноденствия в течение 2160 лет, т. е. до 3573 года, в знаке Рыб. Связь небесных знаков с человеком указывает на стопы. «От головы осуществляется переход к стопам. Это колоссальный поворот... То, что человек ранее воспринимал от Неба, теперь он воспринимает от Земли».

Юпитер имеет свой дом в Рыбах. «Человек, с этой земной культурой пятого послеатлантического периода, может обрести истинное величие, ибо именно самостоятельным человеческим образом, посредством своих головных сил, он может постигать и облагораживать то, что к нему подводится с противоположной стороны в отношении прежних послеатлантических периодов... Но он имеет в эту пятую послеатлантическую эпоху величайшую возможность одухотворения себя. Ни одна из культур не была столь благоприятна для духовности, как эта пятая».

 

РАК БЛИЗНЕЦЫ ТЕЛЕЦ ОВЕН РЫБЫ

 

ГРУДНАЯ РУКИ ГОРТАНЬ ГОЛОВА СТОПЫ

клетка симметрич. и прилег. верхняя

органы область кругл. часть

головы

 

ПОЗНАНИЕ ПОЗНАНИЕ СРОСДСТВО МЫСЛИТЕЛЬН. МЫСЛИ

друг. людей света и тьмы слова и вещи культура теряют силы

 

ЛУНА МЕРКУРИЙ ВЕНЕРА МАРС ЮПИТЕР

Сексуальный Пищеварит. Между желудком силы Передний

регион регион и диафрагмой агресии мозг

Сообразительность Одухотворение

То, о чем шла речь в этом докладе, является важной главой спиритуальной астрологии.

И прежде всего в нем дана мелотезия между знаками Зодиака и анатомией человека.

Это рассмотрение развития, которое может быть обобщено под именем «Мировые часы», дополняется указанием на деканы. Рудольф Штейнер выбрал здесь египетский ряд, согласно Тевкру: Венера, Меркурий и Луна принадлежат Раку; Юпитер, Марс и Солнце - Близнецам; Меркурий, Луна и Сатурн поддерживают влияния Тельца; Марс, Солнце и Венера дифференцируют влияние Овна; Сатурн, Юпитер и Марс принадлежат Рыбам. «Марс здесь выполняет иную службу, чем если он находится в своем доме, когда он проходит через Овна, но здесь Марс является представителем сил человеческой крепости. Но во внешних планетах: Сатурне, Юпитере, Марсе - вы видите то, что связано с головой человека, с лицом человека, с человеческим словообразованием».

Дополнив ряд декан Тевкра от пятнадцатой до тридцать шестой позиции, мы получим халдейский ряд, представляющий эволюцию человека:

 

Овен Марс

Солнце

Венера 7

Телец Меркурий

Луна

Сатурн 1

Близнецы Юпитер

Марс

Солнце 2

Рак Венера

Меркурий

Луна 3

Лев Сатурн 1

Юпитер

Марс 4

Дева Солнце 2

Венера

Меркурий 5

Весы Луна 3

Сатурн 1

Юпитер 6

Скорпион Марс 4

Солнце 2

Венера 7

Стрелец Меркурий 5

Луна 3

Сатурн

Козерог Юпитер 6

Марс 4

Солнце

Водолей Венера 7

Меркурий 5

Луна

Рыбы Сатурн

Юпитер 6

Марс

 

Таким образом, этот доклад от 8 января 1918 года явился важной вехой на пути к антропософски расширенной астрологии.

Первый медицинский курс в марте и апреле 1920 года представляет следующий важный момент в ряду астрологических высказываний Рудольфа Штейнера. Соответствующие указания находим мы во многих местах. В первую очередь - это шестой доклад с описанием отношения планет к металлам. Этот отрывок следует за описанием спиральной тенденции роста растений, которую нужно рассматривать совместно с «так называемыми внешними планетными силами... с их спиралями. Ибо в действительности планеты движутся не по эллипсам, а по спиралям». О связи роста растений с планетами Рудольф Штейнер говорил уже в 1912 году. Йоахим Шульц написал об этом отличную работу, так что нам остается только упомянуть об этих связях. Все же нужно отметить, что весь шестой доклад посвящен теме «верхнего и нижнего».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.152 с.)