Рудольф Штейнер и Астрология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рудольф Штейнер и Астрология



Хайнц Херберт Шеффлер

 

Рудольф Штейнер и Астрология

Содержание:


1. Астрология в духовной науке Рудольфа Штейнера.

Биографическое рассмотрение

 

2. Учение о человеке и планеты

 

3. Астрологическое в циклах докладов

Рудольфа Штейнера

 

4. Знаки и созвездия Зодиака - Мировой · гороскоп

в «Двенадцати настроениях»

 

5. Гештальтастрология

 

6. Дома гороскопа

 

7. Метаморфозы от гороскопов рождения

к гороскопам смерти

 

8. Метаморфозы от гороскопов смерти

к гороскопам рождения

 

9. Указания Рудольфа Штейнера относительно

двух гороскопов для случаев альбинизма

 

10. Интерпретация гороскопов альбиносов

 

11. Свобода

 

12 Примечания

 

«Астрология - величайшая наука,

она достигнет своего апогея лишь в будущем.

Для этого понадобится вся антропософия,

а также другие вещи.»

Рудольф Штейнер1

 

УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ПЛАНЕТЫ

Тому, что в качестве астрологии желает исходить из антропософии, пригодятся указания Рудольфа Штейнера, относящиеся к области учения о человеке и психологии. Им следует предпослать, прежде всего, другие психологические представления, они согласовались с представлениями о планетном порядке, данном их автором. Психологические замечания Рудольфа Штейнера рассеяны по всему Собранию его трудов, особенно значительными в этом отношении являются вышедшая в 1904 году «Теософия» и «Общее учение о человеке как основа педагогики» (1919). Но в них рассмотрение психологических вопросов не сопровождается рассмотрением соответствующего расположения планет. В 1924 году в своем «Лечебнопедагогическом курсе» Рудольф Штейнер впервые в курсах лекций практически прибегает к рассмотрению гороскопов - детей, подпадающих лечебной педагогике, о чем мы будем говорить в заключительной главе. Будет хорошо, не только с композиционной точки зрения, если мы перед этим шагом к практически-астрологической деятельности еще раз рассмотрим психологическое строение человека - которое хотя и известно с 1904 года, но с тех пор многократно дополнялось и обновлялось. Но теперь при рассмотрении каждого слоя будут добавляться планетарные отношения.

Планетарная упорядоченость телесных, душевных и духовных слоев представляется следующим образом:

♆ДУХОЧЕЛОВЕК - "Духовная кожа, которая духовного человека отграничивает от остального духовного мира, пусть она называется духовной оболочкой (аурической оболочкой)... внутри этой духовной оболочки живет духовный человек. "

ЖИЗНЕДУХ - "Таким же образом, как когда говорят об эфирном теле, можно говорить об эфирном духе в отношении Духочеловека (следующий, высший сущностный член). Этот эфирный дух назван Жизнедухом. "

♄САМОДУХ -"Образующий "Я" и живущий как "Я" дух назван Самодухом... Самодух - это откровение духовного мира внутри "Я"... "

а сознательная

♃ДУША СОЗНАТЕЛНАЯ -Бессмертное, живущее в человеке как истина и добро, "то, что в душе высвечивается как вечное, будет называться душой сознательной,., эта душа в душе будет называться душой сознательной. "

♂ДУША РАССУДОЧНАЯ ИЛИ ДУША ХАРАКТЕРА - Более высокий душевный член, влечения, инстинкты, пристрастия, переплетенные с мыслями.

♀ДУША ОЩУЩАЮЩАЯ "К ощущениям примыкают чувства удовольствия и неудовольствия, влечения, инстинкты, страсти,., зависящие от телесности. "

☿ДУШЕВНОЕ ТЕЛО ИЛИ ОЩУЩАЮЩЕЕ ТЕЛО "Тонкая часть эфирного тела", образующая "единое целое с душой ощущающей".

☾ЭФИРНОЕ ТЕЛО ИЛИ ЖИЗНЕННОЕ ТЕЛО Регенерация, воспроизведение, рост, форма, поддерживаемые при воспроизведении через наследственность.

☉ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО Восприятие посредством органов чувств.

Эта конституциональная совокупность развертывается на жизненном пути и на первом этапе жизни, до семилетнего возраста, переживает тайны Луны. «Когда на первом жизненном этапе так предстает человеку жизнь, то ему кажется, как будто Солнце просвечивает сквозь туман, тогда мировые тайны просвечивают через собственное эфирное тело, в которое он всматривается». На втором отрезке жизни, охватывающем период между сменой зубов и половой зрелостью, перед человеком стоят тайны Меркурия. С четырнадцатого по двадцать первый год проявляются тайны сферы Венеры. В продолжении следующих трех семилетий открываются тайны Солнца. В период от сорока двух до сорока девяти проявляются тайны Марса. После сорока девяти лет человек может взглянуть на тайны Юпитера. И человеку, преодолевшему шестидесятитрехлетний рубеж, можно говорить о тайнах Сатурна.

Бросается в глаза и заслуживает внимания особое место Солнца в этом порядке, которое мы обнаруживаем ведь и в физической области; здесь, при прохождении жизненных этапов, оно находится в средних трех семилетиях, действуя в период с двадцать первого до сорок второго года жизни.

Для жизни, оканчивающейся смертью, этот звездный порядок также и в планетарном отношении можно считать завершенным. Но Рудольф Штейнер представил нам также сведения о реинкарнации, и наша задача проследить, как развиваются события дальше, при переходе через порог смерти. Здесь может нам помочь одно место из доклада от 21 января 1917 года:

«У мертвых, которые еще находятся в своем эфирном теле, особенно задействованными оказываются силы, связанные со звездной констелляцией на тот момент, когда мертвый покинул физический мир. В целом это, конечно, кармически обусловлено. Если, вооружившись необходимым благоговением и уважением, составить гороскоп, и именно планетный гороскоп - расположение планет на момент смерти, - то из него можно извлечь множество прекрасных сведений, гораздо больше, чем получают, когда исследуют, нередко с эгоистическими целями, звездные констелляции на момент рождения. Гороскоп смерти позволяет получить исключительно много сведений о... связи кармы с наступлением смерти именно в данный определенный момент.

Тот, кто когда-либо занимался исследованиями в этом направлении - правила те же самые, что и для гороскопа рождения, - тот мог прийти к весьма интересным результатам, особенно если он более или менее знал в жизни человека, для которого составляет гороскоп. Ибо умерший проносит со своим еще не отделившимся эфирным телом многое из того, что является отголоском планетной констелляции».

В дальнейшем в ходе наших рассмотрений мы будем рассматривать гороскоп смерти современников и метаморфозы гороскопа рождения в гороскоп смерти. Это будет как бы предварительным упражнением перед рассмотрением большой метаморфозы гороскопа смерти в гороскоп рождения в последующей жизни.

Умерший, в течение примерно трех дней после своей смерти, находится внутри картины воспоминаний, по мере того как эфирное тело отделяется от физического. Здесь человек видит все подробности прожитой жизни. Дальнейшее проделывает только "Я" и астральное тело, эфирное же тело растворяется в мировом эфире. "Я" и астральное тело увеличиваются, находясь при этом в лунной сфере. Там они проходят Камалоку (то же, что очистительный огонь). В обратной последовательности душа переживает события своей земной жизни, причем она должна научиться «не желать больше того, что можно удовлетворить только посредством тела». То, что здесь переживается, можно назвать состоянием «сжигающих лишений». Оно длится примерно столько времени, сколько человек находился в состоянии сна в своей земной жизни.

При дальнейшем восхождении - это постоянно связано с увеличением объема - индивидуальность переживает события в сфере Меркурия. Человек с позитивным моральным опытом своей земной жизни может здесь находиться в обществе, человек же с аморальным опытом будет существовать здесь в одиночестве. Следующая сфера - это сфера Венеры. Здесь религиозный настрой души является предпосылкой общения с другими душами. В следующей области, в солнечной сфере, согласие всех душ становится предпосылкой для понимания Мистерии Голгофы. Для дальнейшего вживания в области духа за пределами солнечной сферы (сферы Марса, Юпитера и Сатурна), необходимо «чтобы в человеческих душах во время земной жизни освободилось место для того, что живет в наших религиях и мировоззрениях».

Человеческая душа достигает здесь максимального расширения, она находится в так называемой Мировой Полночи. Здесь начинается вторая фаза. При нисхождении из планетарных сфер многократно проходят через все планетные слои, и вчленяются в новое астральное тело, новое эфирное тело. Незадолго до воплощения, в тот момент, когда вчленяются в эфирное тело, человек видит пророческую картину своей грядущей жизни. «Это очень важно для него. Этот момент затем исчезает из его памяти. Но он видит не отдельные детали будущей жизни, а образ своих жизненных возможностей».

Дальнейший опыт можно понять, только если знают о послесмертном восхождении души, восхождении, которое может произойти также тогда, когда душа при жизни научилась покидать тело. Рудольф Штейнер говорит по этому поводу: «Человек живет в своем физическом теле в физическом окружающем мире. Когда он его покидает, когда он нечто при этом воспринимает, он воспринимает в своем эфирном теле, и его окружает элементарный мир. Когда же он выходит за пределы и этого мира, он воспринимает в своем астральном теле духовную область. При этом переживании в астральном теле духовного мира происходит встреча со второй самостью». «Это то, что познает человек, когда он внутри своего астрального тела учится чувствовать, воспринимать, испытывать духовный мир». Это то, что идет от одной земной жизни к другой, от инкарнации к инкарнации. То, что идет от одной земной жизни к другой, таинственным образом вплетается между смертью и рождением в человеческое существо, так что физическое сознание обычно не может воспринимать эту вторую самость, ибо эта самость пребывает в духовном мире, хотя в то же время связана с физическим существом человека.

Как действует эта вторая самость? Можно сказать, что эта вторая самость духовного мира принадлежит духовной области, она живет в мыслительной субстанции. У этого существа слова являются деяниями, и когда оно действует, оно действует посредством того, что можно обозначить словом «инспирация». Инспирирующе действует эта вторая самость в природе человека. Что же она инспирирует? Она инспирирует то, что можно назвать нашей кармой, нашей судьбой. И здесь мы имеем таинственный процесс: то, что мы испытываем, будь то болезненное или радостное, то, что разыгрывается в нашей жизни, всё это инспирировано нашей второй самостью из духовного мира. Вы идете по улице, испытываете нечто, что кажется вам случайным, всё это инспирировано из духовного мира вашей второй самостью. - Итак, в духовном мире существует инспирация, и инспирация открывается на физическом плане и вызывает события, которые определяют вашу судьбу в большом и малом. Судьба человека инспирирована второй самостью из духовного мира». «Также за физическими событиями вашей судьбы стоят духовные существа и процессы. Что это за духовные существа и процессы? Инспирации!». «И только тогда будет прав человек, когда он, подобно тому как он считает своей принадлежностью палец, скажет: если я получил кровавую рану, или упал на улице, и т. д., это непосредственно принадлежит мне. Ибо всё это инспирировано второй самостью».

В этом месте можно много примечательного извлечь из цикла лекций «Тайны порога». Прежде всего поражает подчеркивание понятия инспирации. Здесь не идет речь ни об имагинации, ни об интуиции, всё отнесено к средней ступени высшего познания, к инспирации. Вторая самость кармически инспирирует текущую жизнь, вплоть до таких деталей, как падение или нанесение самому себе раны. Инспирирование имеет место «в отношении ритмически-временных процессов», как собственной ритмической системы, так и начала всякого движения. Но это же относится и к процессам ритмически организованной внешней природы, т. е. также к планетарному миру. Импульсы, исходящие от этой инстанции духовного мира, вносят в жизнь порядок, о котором мы едва ли можем составить себе точное представление. Их не следует представлять себе иначе, нежели что эти организующие процессы совпадают с определенными звездными сигнатурами, к тому же планетарные констелляции особенно тесно связаны с явлениями, разыгрывающимися на плоскости инспирации. Теперь встает новый вопрос: кто определяет констелляцию смерти?

Гюнтер Ваксмут добавляет здесь еще ряд высказываний из разговора Гёте с Фальком по случаю смерти Виланда: «Душа Виланда от природы - драгоценность, настоящее сокровище. К тому же его долгая жизнь не привела к растрате этих прекрасных задатков, но лишь увеличила их. Я часто размышляю об этих обстоятельствах. Рафаэлю было едва тридцать, Кеплеру едва сорок, когда внезапно они прекратили свою жизнь, тогда как Виланд... " - "Как», - прервал я (Фальк) здесь Гёте с некоторым удивлением, - «Вы говорите о смерти, как если бы это был акт самостоятельного решения умирающего...» - «Да, я нередко позволяю это себе», - ответил Гёте. Здесь Гюнтер Ваксмут отмечает еще одну высшую ступень над второй самостью и приводит нас к высшему "Я" человека: «Высшее ядро существа человека выбирает, хотя это также не осознается земным "Я", такую констелляцию смерти, которая была бы наиболее благоприятной для дальнейшего пути становления человека. Доземное бытие, рождение, земная жизнь, смерть и последующий процесс становления принадлежат духовному организму, который для каждой личности представляет целостную совокупность отдельных форм».

Вторая самость, которая как непреходящее существо ведет человека от инкарнации к инкарнации, инспирируя при этом отдельные детали жизни, находится в духовном мире в нижнем Девахане, она не инкарнирует вместе с человеком. Высшее истинное "Я" или высшее ядро человека существует в сверхдуховном мире, в верхнем Девахане, и также не инкарнирует, как и вторая самость, но только отбрасывает в жизнь между рождением и смертью свою тень в виде земного "Я".

Так замыкается крут; мы познакомились с духовными инстанциями, которые представляют важнейшие данные для рождения и смерти, мы воспринимаем духовные инстанции, которые представляют инспирации для отдельных жизненных ситуаций, наблюдаемых в жизни как между рождением и смертью, так и между смертью и рождением.

ГЕШТАЛЬТАСТРОЛОГИЯ

Хотя Рудольф Штейнер обратил наше внимание на примитивный характер современной астрологии - с полным правом, как это особенно можно видеть у Феликса Когуцкого, - нельзя умолчать о том, что всё же определенное развитие астрологии произошло. Рудольф Штейнер неоднократно обращал наше внимание на то, что от рационального рассудочного сознания нужно продвинуться к образному, имагинативному познанию. При обсуждении доклада от 5 мая 1921 года мы видели, что происходит, если за отправную точку развития взять не голый интеллект: «Не следует думать, что Сатурн сегодня на нас не действует. Он действует точно так же, как действовал в древности, но только мы должны от этого освободиться. Знаете ли вы, в чем состоит это правильное освобождение от влияния Сатурна? При освобождении от влияния Сатурна мы хуже всего поступим, если будем следовать интеллектуальным устремлениям нашего времени. При этом мы как раз подвергнемся действию сатурнических сил, то там, то здесь будут неистовствовать силы Сатурна, и приведут нас к тому, что в наше время называется нервным человеком... То же, что должен сделать человек — это стремиться к действительному созерцанию, стремиться к имагинации».

Христиан фон Эренфельс в своей классической статье «О качествах гештальта» определяет две важнейшие черты многих психических образований как гештальта следующим образом:

1. Гештальты содержат в себе больше, чем просто сумму своих частей.

2. Гештальты сохраняют свой характер, свои характерные свойства также тогда, когда их основа определенным образом изменяется. То, что остается неизменным и познаваемым, это инвариант, характер гештальта или гештальт.

Вальтер Кох добавляет: «Обе эти черты вошли в науку как гештальткритерии Эренфельса. Мы можем их кратко назвать критерием целостности и транспонируемости гештальта. Главным примером у Эренфельса была музыкальная мелодия. Она никогда не может быть постигнута из суммы своих нот. Можно ее так транспонировать, что ни одной ноты не останется в том же виде, как ранее, и всё же она будет без труда узнаваема».

Кох, который от чистого расчета стремился перейти к новой образности, нашел обозначения для планетных констелляций вне рамок применения аспектов, и нашел при этом, что посредством применения таких планетных образов существенно обогащается толкование космограмм.

Кох рассматривал также общее распределение планет в гороскопе рождения, он нашел:

1. рассеянное,

2. чашевидное распределение,

3. пучок или конъюнктивная фигурация,

4. противостояние или оппозиционная фигурация,

5. вершина, острие, конусовидная фигурация,

6. симметричная или качающаяся фигурация,

7. полигональная фигурация,

8. дракон.

Большинство этих типичных гештальт-фигур было им продемонстрировано на примерах гороскопов. То, что с введением этих понятий мы действительно находимся в исходной точке развития, следует из слов Рейнхольда Эбертина: «Здесь находимся мы на переходе к новому, образному постижению космических явлений, причем мы должны сознавать, что в основе такого планетного образа лежит «математическое образование», которое нужно толковать соответственно не образу, но содержанию». Попутно следует заметить, что Вальтер Кох и введенные им понятия (гештальтастрология, фигурация дракона и т. д.) не упомянуты в астрологическом словаре Гердера. Это можно рассматривать как реакцию сопротивления принципиально новому.

Это может явиться побуждением к развитию, которое может протекать в направлении, намеченном Рудольфом Штейнером: от голого интеллектуального рассмотрения к созерцанию и инспирации. И если ориентироваться в этом направлении, то побуждения к развитию гештальтастрологии можно найти в астрологических указаниях Рудольфа Штейнера.

Уже астрологические замечания к отношениям аспектов даются в духе гештальтастрологии: они указывают на то, что положение в квадратуре или в оппозиции нейтрализует стоящие так планеты. Очевидно, что секстиль и тритон усиливают действие находящихся в этом аспекте планет:

Первая ситуация дает, в смысле гештальтастрологии, крест, вторая приводит к звезде Давида. Так в гештальтастрологии проявляют себя силы созидания и разрушения.

Так же мы можем читать и другие краткие указания, во-первых, относительно констелляции гриппа из восемнадцатой лекции, и, во-вторых, относительно констелляции сурьмы из девятнадцатой лекции первого медицинского курса.

Поскольку мы имеем дело не только с земной сущностью веществ, но также всегда с их небесными праобразами, то человек вступает в такие отношения к миру веществ, которые гораздо больше согласуются с его своеобразием, чем это может казаться современному мышлению. Если мы - как показал это Рудольф Штейнер в «Отношениях различных естественнонаучных областей к астрономии» - возьмем человека в его трехчленности как проблему учения о метаморфозе, и будем рассматривать полярность нервно-чувственной системы и системы конечностей и обмена веществ, то мы должны осознавать, что человек дифференцированным образом вступает в отношения с окружающим миром, в зависимости от того, делает он это с помощью головы или органов чувств, или посредством своей системы обмена веществ. Это находит свое выражение вплоть до конфигурации его органов: своей скругленной во все стороны подвижной головой человек повторяет форму небесного свода, отображает его извне внутрь, тогда возникают мыслительные образы, образы представлений. Посредством столбовидных конечностей, указывающих в радиальном направлении на центр Земли, он шагает, действует, наполняясь изнутри веществом, возникают деяния, реальности. Так человек соединяет Небо и Землю, оба образующих принципа, радиус и сферу, два вида отношений к окружающему миру, образ и реальность, два направления действия, снаружи-внутрь и изнутри-наружу. Итак, если каждое вещество как земная реальность находит свое выражение в космическом образе, то человек в смысле новой физиологической химии должен познавать мир как объединение образов представлений и вещественных качеств.

Таким образом, если принципиально дана возможность интерпретировать подсознательную область обмена веществ с развертывающимися в ней субстанциальными процессами посредством космических образов, и, с другой стороны, космические образы привести к реальности земного человека, то следует ожидать, что также и существо сурьмы выступит пред нами не в одностороннем, обедненно-реальном образе, но мы получим образ сурьмы, служащий точкой отправления для реального терапевтического воздействия.

В устремляющихся к человеку извне образах он испытывает процесс пробуждения восприятия. Притекающие извне чувственные образы встречаются с поднимающимся изнутри миром представлений. Он пронизан волевыми импульсами, образами фантазии, он имеет сновиденческий характер. В постоянном взаимодействии мира восприятий и представлений действует специфическая активность, которую человек развертывает в своей нервно-чувственной системе. Но собственную область восходящей изнутри волевой жизни следует искать в области системы конечностей и обмена веществ.

Эту полярность верхнего, наполняющего извне, и нижнего, идущего изнутри наружу, мы можем представить следующим образом:

Эти полярные явления «наполнение снаружи» и «расходящееся изнутри» выражается - как показал Рудольф Штейнер в «Отношении... к астрономии» 1921 г. - вплоть до формирования скелета. В развитие постулируемой Гёте, Океном и Гегенбауэром метаморфозе позвоночника в черепную форму, Рудольф Штейнер установил, что черепная форма получается посредством вывертывания наизнанку трубчатых костей конечностей. Эту генетическую полярность можно проследить вплоть до гистологических частностей.

Чтобы находить космические праобразы этих земных формообразований, мы должны увидеть, что оба формообразующих принципа, радиус и сфера, выступают как частные полярные элементы лемнискаты.

В этом смысле строение человека - как показал Рудольф Штейнер – следует рассматривать как незавершенную, в одной из ветвей неопределенную лемнискатную кривую.

Теперь, как показал Рудольф Штейнер, можно замкнуть эту кривую сферической формой самой Земли.

Вопросы о космическом праобразе этого полярного различия существа верхней и нижней систем, а также сглаживающей функции средней системы, действующей в обе стороны различным образом, были подробно рассмотрены Рудольфом Штейнером в медицинских курсах 1920-1924 годов, а также в «Отношении... к астрономии». Мы приведем некоторые критерии, важные для нашего рассмотрения:

1. В траекториях верхних планет, Сатурна, Юпитера и Марса, сфероидальный элемент петли более подчеркнут в отношении к радиальному элементу, связывающему обе петли. Более или менее прямо проходящая перемычка между петлями коротка. Нижние планеты, Меркурий и Венера, напротив, описывают траектории, у которых элемент петли отступает перед линейной соединительной линией. Перемычка длинная.

2. Верхние планеты образуют свои петли в оппозиции к Солнцу, нижние в конъюнкции.

3. Лучше всего мы можем уяснить себе эти переменные отношения, если рассмотрим эскизы, данные Рудольфом Штейнером в качестве интеграла своих рассмотрений формы планетных траекторий.

Направим прежде всего взгляд на то, при каких аспектах можно видеть солнечную траекторию. Наблюдателю, который видит сильно изогнутую солнечную лемнискату со стороны менее изогнутой траектории верхней планеты, солнечная траектория должна представляться более или менее постоянно «сфероидальной» кривой линией. Для наблюдателя, находящегося на траектории Венеры или Меркурия, напротив, менее заметен факт скривления солнечной траектории, тем более, что он активно сопровождает своим движением все изгибы солнечной траектории. Относительно сильного скривления траекторий нижних планет солнечная траектория кажется относительно прямой «радиальной линией».

В этих различных отношениях траекторий мы узнаем некоторые полярные элементы, которые могут быть обнаружены и в микрокосмическом организме:

Сатурн, Юпитер, Марс

охватывают «изогнутую» среднюю траекторию.

Меркурий, Венера (и Луна)

сопровождают «прямую» среднюю траекторию.

Меркурий, Венера (и Луна)

генетически происходят от средней траектории, они сопровождают

ее в «экспрессивном», «экспансивном» смысле.

Сатурн, Юпитер и Марс,

напротив, воплощены в остатки древних, идущих извне внутрь явлений, они охватывают среднее образование «импрессивным», «компрессивным» образом.

4. В эвритмических формах движений, которые Рудольф Штейнер дал для различных планет, можно распознать эти полярности со всеми характерными для них чертами: жесты Сатурна, Юпитера и Марса характеризуют тип. «сфероидального» охватывающего движения, тогда как тип движения, который Рудольф Штейнер определил для нижних планет, представляет радиальные движения конечностей.

На этой основе можно попытаться рассмотреть указания Рудольфа Штейнера относительно космических констелляций сурьмы. После представленного выше не следует удивляться, что мы подойдем к космическому факту этой констелляции не изолированно, но вначале кратко представим полярную к ней констелляцию. Сурьмяная констелляция сама происходит из терапевтической, описанной Рудольфом Штейнером полярности патологического поля: всегда, когда в ходе зимних месяцев верхние планеты затрагивают солнечное влияние, создается космическая диспозиция к гриппу. Слушателям 1920 года, которые еще находились под впечатлением большой послевоенной эпидемии, было дано понять, что она разыгрывалась в условиях космического предзнаменования, выразившегося в оппозиции и квадратуре верхних планет к Солнцу. Предшествующие эпидемии гриппа 1889-1891, 1857, 1830 и 1800 годов проходили при сходных космических ситуациях.

Такие констелляции затрагивают верхнее сфероидальное небесное поле человека. В области чувственных восприятий, поскольку они корреспондируются с ритмическими процессами средней системы, происходят при таких констелляциях тонкие изменения. Рудольф Штейнер охарактеризовал оппозицию и квадратуру как взаимную нейтрализацию участвующих в них планет. Итак, мы можем себе представить, что в верхнем воспринимающем поле качественное взаимное ослабление происходит при таких космических условиях. Верхний организм частично теряет способность пробуждаться к чувственным восприятиям, он отступает в область сновиденческой, пропитанной волей сферы представлений. Мы глубже проникнем в понимание этих констелляций, узнав, что Рудольф Штейнер обозначил существо гриппа как «парализация сенсориум», отметив сродство гриппа сонной болезни. Как точную полярность к констелляции гриппа мы должны рассматривать констелляцию сурьмы. Всегда, когда нижние планеты Меркурий, Венера и Луна нейтрализуются в соответствующих аспектах оппозиции и квадратуры, создается космическая ситуация, при которой возникает сурьмяная сила. Если в констелляции гриппа «возбудителем» оппозиции или квадратуры является Солнце (оно движется быстрее, чем верхние планеты), то здесь эту роль выполняет Луна, и поскольку она за двадцать восемь дней обходит Зодиак, она «возбуждает» конъюнкции, квадратуры и оппозиции с менее подвижными планетами Венерой и Меркурием, которые сами по себе не могут достигать квадратуры, тем более оппозиции. То, что там было редкой ситуацией, случающейся примерно один раз за жизнь поколения, здесь случается очень часто: в период двадцати восьми дней небесный крест нижних планет возникает в восьми различных ситуациях (квадратуры, оппозиции и конъюнкции). Если в первом случае происходящее тонкое взаимное ослабление вызывало микрокосмические явления в верхнем сфероидальнем поле, то здесь такое же ослабление проявляется в области нижнего «экспрессивного» поля в области радиальных структур системы конечностей и обмена веществ. Если констелляции верхних планет дают нам не более чем возможность постановки космического диагноза, то здесь Рудольф Штейнер говорит о том, чтобы мы постоянно обращались к целебной силе констелляций нижних планет.

Что же содержится гештальтастрологического в этих обеих констелляциях, которые тем более следует понимать гештальтастрологически, что они этому противятся? Что здесь является транспонированным в смысле мелодии Христиана фон Эренфельса? Это облик человека, понимаемый как лемниската, которую описывают Солнце и Земля, и которая в верхней ветви и затем в нижней ветви альтерируется верхними и нижними планетами. Лемнискатная форма движения Земли-Солнца, конечно, является результатом астрономической корректировки системы Коперника, которую предпринял Рудольф Штейнер, чтобы звездную систему согласовать с человеком. Таким образом, обновленная гештальтастрономия (Рудольф Штейнер) может послужить современной гештальтастрологии в смысле перехода от голого интеллектуального мышления к живому, свободному от Сатурна имагинативному созерцанию.

Первые публикации сообщений о гештальтастрологии появились в начале пятидесятых годов.) Примеры из первого медицинского курса Рудольфа Штейнера датируются апрелем 1920 года. Таким образом, документировано, что, с одной стороны, современные астрологи сделали шаг в развитии в том направлении, которое Рудольф Штейнер считал необходимым для того, чтобы прийти к живому созерцанию, с другой стороны, Рудольф Штейнер еще за тридцать лет до этого прокладывал путь к имагинативному способу рассмотрения, то есть к гештальтастрологии.

ДОМА ГОРОСКОПА

Когда вступаешь в разговор с антропософскими критиками и упоминаешь дома гороскопа, наталкиваешься на отчуждение. Поскольку Рудольф Штейнер никогда о них не упоминал, возникает неуверенность и встает вопрос: является ли это чем-то, что можно понимать и принимать с антропософской точки зрения.

В самом деле, дома, в том смысле, в каком они встречаются и применяются в классической астрологии, нигде не упоминаются Рудольфом Штейнером. Там, где он говорит о домах планет, в докладе от 8 января 1918 года, он имеет в виду микрокосмическое упорядочение в смысле Мирового Гороскопа. Луна имеет свой дом в Раке, Меркурий имеет свой дом в Близнецах, Венера имеет свой дом в Тельце и т. д.

Напротив, мой собственный многолетний опыт показывает, что астрологические дома - это нечто весьма реальное. Не только «содержание толкований» дает поразительные результаты, но также отношения к анатомии человека дает ясную, реальную картину. Невозможно представить себе астрологию без домов. Сам Рейнхольд Эбертин, который сделал этот шаг и "выбросил за борт" дома как «средневековый хлам», незадолго до своей смерти вернулся к ним. Гюнтер Ваксмут дает очень скудные сведения о домах. В беседе с автором он сказал, что сделал это из-за многообразия различных систем расчета домов.

На первый взгляд то, что встречается в реальности домов, это земной жизненный порядок. Здесь нижний земной порядок конкретней всего является отражением небесного порядка. Здесь становятся очевидными деяния самих богов. Поэтому изучать содержание двенадцати домов доставляет особую радость. Но постоянно существует удручающее обстоятельство, что у Рудольфа Штейнера мы не находим никаких высказываний по поводу двенадцати домов. Относительно прочих вещей, касающихся высшего порядка, есть определенные указания: относительно чувств, частей тела, мировоззрений, жестов эвритмических движении, но не относительно домов, категории их толкования и их смысла. (По-видимому, его никогда об этом не спрашивали).

Может быть, что в произведениях Рудольфа Штейнера есть вещи, которые хотя и не высказаны, но всё же присутствуют и действуют. Сюда относится, без сомнения, композиция его циклов докладов, от доклада к докладу, или картина за картиной в его драмах-мистериях. Здесь последовательность построения может сказать больше, чем описание. О законах этой композиции циклов докладов и драм Рудольф Штейнер нигде не говорит, тем не менее они существуют.

Попробуем, учитывая эти законы, заново прочесть доклады, тогда их тексты можно будет воспринимать как разъясняющую интерпретацию последовательности. И что мы получим на первом шаге такого обобщения? Пройдём первые двенадцать ступеней такой последовательности и посмотрим что получится.

Первая ступень: Время, исторические рассмотрения.

История рассматриваемого вопроса или предмета.

Физическое тело (и его границы с эфирным телом).

Вторая ступень: Пространство, верхнее и нижнее. Эфирное тело. Двучленность.

Третья ступень: Душевное, его трехчленность.

Четвертая ступень: "Я". Противопроцессы. Четырехчленность человека.

Пятая ступень: Встреча. Трехчленность.

Шестая ступень: Пространство, верхнее и нижнее.

Седьмая ступень: Связь пространства и времени, тепловые процессы.

Восхождение. Реинкарнация.

Восьмая ступень: Смерть и умирание, порог духовного мира, оккультизм.

Внутреннее и внешнее.

Девятая ступень: Восхождение от элементарного к астрономическому.

Десятая ступень: Вершина духовной жизни.

Одиннадцатая ступень: Нисхождение к земному.

Двенадцатая ступень: Верхнее и нижнее.

Мы знаем от Рудольфа Штейнера о посвящении жизнью. Эти двенадцать шагов отчетливо указывают на такой путь посвящения через жизнь. Из этого становится ясным, почему Рудольф Штейнер не говорит об этом в связи с циклами лекций. В большинстве этих циклов он ведет слушателей дорогой посвящения.

Если мы хотим рассмотреть вопрос, есть ли здесь параллели к категориям двенадцати астрологических домов, мы вначале должны их подробно изучить. Обратимся же к их рассмотрению.

Воспользуемся вначале данными Юлиуса Вильгельма Андреа Пфаффа (1774-1835), одного из последних профессоров астрологии одного немецкого университета (Вюрцбург до 1817г.). Приводим цитату из его сочинения «Астрология», вышедшего в 1816 году в Нюрнберге.

«Первый дом, от утренней точки восходящий по эклиптике, рассчитывается в порядке знаков, называется восходящим домом, а также гороскопом. Согласно воззрениям древних, он в общем определяет жизнь и природу родившегося, его склонности, его силу и удачливость.

Второй дом называется нижними воротами, отвечает за имущество, за приток жизненных сил, за поддержку друзей, помощников и слуг.

Третий дом отвечает за братьев, сестер, родственников, привязанность зависимых существ, вообще относится к верности и совестливости. (Означает также небольшие поездки).

Четвертый дом означает родителей и все относящиеся к этому вещи, имущество, наследство, а также связан со всем земным, скрытыми в шахтах металлами, сокровищами и вообще со всем, что производится при обработке земли.

Пятый дом, благая судьба, означает сыновей, дочерей, потомков, а также вообще связанные с этим качества: веселость, надежда и, наконец, всевозможные подарки и подобные семейным отношениям дружеские встречи и связи.

Шестой дом, злая судьба, означает болезни, слабость, а также доверенные нам рабы, прислуга, слуги, а также животные, служащие человеку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 758; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.075 с.)