Интерпретация гороскопов альбиносов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интерпретация гороскопов альбиносов



Чтобы лучше понять и оценить детали в толковании Рудольфа Штейнера, мы для сравнения собрали двенадцать гороскопов других случаев альбинизма.

Если мы хотим интерпретировать эти двенадцать сравнительных гороскопов, нам не обойтись без привлечения к рассмотрению указаний Рудольфа Штейнера по поводу аспектов. Мы должны представить себе, какие великие исторические перспективы скрываются за идеей планетарных аспектов. Мы уже упоминали, что Рудольф Штейнер в цикле докладов «Христос и духовный мир» цитирует целые страницы из Кеплера. Специальное учение об аспектах планет в его «Мировой гармонии» является как бы квинтэссенцией этого произведения. Однако здесь мы ограничимся более практическими точками зрения. Устремленное в будущее учение об аспектах в смысле Рудольфа Штейнера основано на процитированных в первой главе замечаниях из первого медицинского курса, где по поводу космических констелляций он говорит о становлении сурьмы:

«Это, естественно, может быть исследовано таким образом, что будет рассмотрено действие на человека таких констелляций, когда три силы, Луны, Меркурия и Венеры, нейтрализуются посредством их взаимных аспектов, когда они находятся в квадратуре или оппозиции. Если они нейтрализуются, если они все три так действуют друг на друга, что происходит их нейтрализация, тогда устанавливается такое их взаимодействие, которое подобно действию сурьмы.».

Итак, мы видим: оппозиция и квадратура ведут к нейтрализации участвующих в них планет. Это определение Рудольф Штейнер сделал для одного специального случая, для группы нижних планет: Луны, Меркурия и Венеры. Нет сомнения, что эти специальные данные должны быть обобщены. Однако не сказано, как относиться к аспектам 60 и 120 градусов. Также нет никаких сомнений, что участвующие в них планеты взаимно не нейтрализуются, но поддерживают и усиливают друг друга. Нейтрализация происходит при всех формах, при которых планеты образуют фрагмент креста. Поддержка друг друга происходит при всех констелляциях, которые образуют звездчатые формы:

Это, в конечном итоге, гештальтастрологические основания категорий аспектов. С этими нейтрализующими друг друга аспектами распада мы имеем дело в проанализированных Рудольфом Штейнером и в собранных нами двенадцати сравнительных гороскопах для случаев альбинизма.

Как главный феномен описывает Рудольф Штейнер преимущественно

 

повреждение Луны: «Может случиться так, что влияние Луны будет несколько парализовано... «. И за этим следует указание на оппозицию Марса-Луны в гороскопе А от 6 декабря 1909 года. Остается открытым вопрос об аспектах Урана, Нептуна или Сатурна. «Могут быть и другие констелляции».

В семи из двенадцати сравнительных гороскопов эти взаимосвязи совершенно ясны, в остальных пяти гороскопах рождения отношения сложнее. Вот семь однозначных космограмм:

Гороскоп 1: Квадратура Луна-Уран.

Гороскоп 2: Оппозиция Луна-Марс.

Гороскоп 4: Расходящаяся на 12 градусов - практическая -

квадратура Луны-Плутона, почти тридециль.

Гороскоп 7: Оппозиция Луна-Марс.

Гороскоп 8: Конъюнкция Луна-Сатурн (также конъюнкция

может действовать нейтрализующе).

Гороскоп 11: Оппозиция Луна-Сатурн. Гороскоп

12: Оппозиция Луна-Уран.

Остальные пять гороскопов с номерами: 3, 5, 6, 9 и 10 мы будем обсуждать по мере нарастания степени трудности.

Гороскоп номер одиннадцать от 4 октября 1979 года требует дополнительных пояснений. Как раз в этом гороскопе однозначно определена оппозиция Луны и Сатурна. В античной астрологии проводили среднюю ось между двумя звездами и рассматривали находящиеся на ней звезды. (В современную астрологию снова ввели эту практику Рейнольд Эбертин и его школа). В гороскопе 11 мы наблюдаем, что средняя ось между Марсом и Ураном лежит на 29 градусе Девы-Рыб. Но на 25 градусе стоит Луна, и через два часа пройдет точно над этой осью. Такие средние оси, на которых располагается третья планета, всегда имеют важное значение. Это отношение средней оси Марса и Урана к Луне приводит к повреждению Луны, которое усугубляется еще позицией Сатурна. Венера, со своей стороны, находится на средней оси Сатурна и Урана, так что здесь всё, «что дано человеку через принцип Венеры», всё то, что связано с любовью», лишено развития и роста, вследствие действия Сатурна и Урана, хотя Венера стоит в Весах, где она господствует.

В качестве второго гороскопа рассмотрим мы номер девять от 26 августа 1946 года. Здесь мы находим круговой сегмент, протяженностью менее 120 градусов, в котором сгруппированы все планеты. Средняя ось кругового сегмента (от 21 градуса Близнецов до 24 градуса Весов) - это 22, 5 градуса Льва-Водолея. На 25 градусе, в непосредственной близости от этой оси, стоит Луна. Поскольку Солнце находится в 6 градусе Девы, до новолуния остается три с половиной часа. Луна, как средняя точка группирования планет, расположенных на такой тригональной дуге, очень сильна. Но она с достаточной точностью затронута тремя важными для альбинизма относительными средними осями планет: Венера-Уран в 19 градусе Льва, Марс-Уран в 15 градусе Льва и Уран-Нептун в 14 градусе Льва. Всеми тремя осями повреждена Луна.

Третий гороскоп - это номер шесть от 27 октября 1914 года. Здесь образуется средняя ось между Луной и Ураном, она лежит на 15, 5 градусе Водолея. К ней в квадратуре стоит Марс в 19 градусе Скорпиона. Такую ось, к которой планеты находятся в чистой конъюнкции или оппозиции, называют косвенной осью. Здесь очевидно повреждение Луны посредством Марса и Урана. Солнце и Венера имеют среднюю ось, проходящую через 21, 5 градус Скорпиона, недалеко от Марса, вследствие чего очевидно повреждение Венеры.

Четвертый гороскоп - это гороскоп номер десять от 30 января 1968 года. Луна является доминирующей планетой всей конфигурации, это означает, что она расположена дальше всего от суммы других планет. Если образовать средние оси между двумя планетными парами, стоящими в конъюнкции друг к другу, то оси пройдут через Луну. Также Венера и Уран встречаются в Луне.

Далее гороскоп номер пять от 10 октября 1913 года. Здесь средняя ось Венеры и Марса проходит через 14 градус Льва, ось Луны и Урана на 15 градусах Водолея образует с Марсом правосторонний квинкункс-аспект, а Венера левосторонний квинкункс-аспект. Итак, Луна-Уран стоят в ясной оппозиции к Венере-Марсу.

Шестым гороскопом для наших рассмотрений будет номер три от 10 августа 1907 года. Луна приближается к Солнцу и через 13 градусов (6, 5 часов) наступит новолуние. Венера отстоит на 9 градусов слева от Солнца. Солнце, расположенное на средней оси Луны и Венеры, стоит в 16 градусе Льва. Марс и Сатурн на противоположной стороне - вместе с Ураном, отстоящим от Марса на 2 градуса - встречаются на 17 градусе Водолея. Но Марс-Сатурн - это ось смерти. Вследствие этого происходит сильное повреждение Луны и Венеры.

Остается еще исследовать отношения Луны к Нептуну, поскольку Рудольф Штейнер делает на этом особый упор: «Может случиться так, что от лунного влияния будет нечто отнято, и то, что не желает лунного влияния, что находится на другой стороне, а именно, Уран и Нептун, притянет к себе то, что должно лежать в лунной области». Кроме того, связь Луны с Нептуном рассматривается современной астрологией как сигнатура глазных повреждений.

Начнем со сравнительных гороскопов с 1-го по 12-й и перейдём затем к гороскопам А и В «Лечебнопедагогического курса».

 

 

 

 

Гороскоп номер 1 от 7 августа 1892 года: Нептун и Луна стоят на расстоянии 133 градуса, это соответствует полутораквадратуре, слегка критическому аспекту. Средняя ось между Венерой и Нептуном-Плутоном лежит в 25 градусе Близнецов и составляет отчетливый квинкункс к Луне. Но это болезнетворный аспект.

Гороскоп номер 2 от 11 ноября 1892: Нептун с Плутоном составляют квинтель к Луне и квадратуру к Марсу.

Гороскоп номер 3 от 10 августа 1907: Нептун стоит к Луне/Венере = Солнцу в левостороннем полусекстиле, аспект обратный квинкункс-аспекту с болезнетворным характером.

Гороскоп номер 4 от 30 ноября 1911: Луна стоит к Нептуну в расширенном на 6 градусов тригоне. Средняя ось между Венерой и Нептуном лежит в 6, 5 градусе Девы-Рыб, и прямо находится в орбисе Луны: в этом случае мы имеем дело с оппозицией Луна-Нептун-Венера. Средняя ось Сатурн-Нептун, приходящаяся на 21 градус Близнецов-Стрельца, образует квадратуру к Луне, а также средняя ось Венеры-Урана лежит на 8 градусе Близнецов-Стрельца.

Гороскоп номер 5 от 10 октября 1913 года: здесь Луна и Нептун стоят в точном квинкунксе-аспекте, имеющем отношение к болезням.

Гороскоп номер 6 от 27 октября 1914 года: Луна и Нептун снова образуют расширенный на б градусов квинкункс.

Гороскоп номер 7 от 6 апреля 1941: Луна и Нептун образуют правый точный секстиль. Это можно было бы оценить как позитивный разре-шающий аспект к оппозиции Луны и Марса, если бы средняя ось Нептуна и Урана не упиралась в Луну; так, мы имеем Уран-Луну-Нептун в оппозиции к Марсу и конъюнкции к Плутону.

Гороскоп номер 8 от 11 июня 1945 года: Луна стоит в точной квадратуре к Нептуну и в конъюнкции к Сатурну (возле Луны).

Гороскоп номер 9 от 26 августа 1946 года: Снова Луна стоит на средней оси Урана-Нептуна, как в гороскопе 7.

Гороскоп номер 10 от 30 января 1969 года: Луна и Нептун образуют довольно точный квинкункс.

Гороскоп номер 11 от 4 октября 1979 года: Нептун стоит в двойной квадратуре к Луне и Сатурну.

Гороскоп номер 12 от 7 июля 1980 года: Луна, Нептун и Плутон находятся в квинкункс-аспекте.

Обобщая сказанное, определим отношение Луны к Нептуну: среди двенадцати гороскопов мы четыре раза имели квинкункс (гороскопы 5, б, 10, 12), два раза квадратуру (гороскопы 8, 11), два раза Луну на средней оси Урана и Нептуна (гороскопы 7 и 9), один раз полутораквадрат (гороскоп 1), один раз полусекстиль (как обратный аспект к квинкунксу, гороскоп 3), один раз ось Нептуна в оппозиции к Луне (гороскоп 4), один раз квинтель Луны-Нептуна при нахождении на средней оси Сатурн-Нептун.

Итак, к критическим лунным аспектам мы причислим:

Луна в квадратуре к Урану два раза, а именно, в гороскопах 1 и 10.

Два раза Луна в оппозиции к Марсу, в гороскопах 2 и 7.

Один раз ось Луны-Урана в квадратуре к Марсу (гороскоп 6).

Два раза Луна в оппозиции к Сатурну (гороскопы 8 и 11) и четыре раза Луна стоит на оси Урана (гороскопы 5, 9, 10, 11).

Итак, во всех двенадцати сравнительных гороскопах находим мы подтверждение указаниям Рудольфа Штейнера: Луна повреждается вследствие оппозиции к Марсу, Сатурну, квадратуры с Ураном и Марсом и различных других аспектов с Ураном, далее, во всех ситуациях задействована Венера. Во всех двенадцати гороскопах отношение Луны к Нептуну следует рассматривать как критическое.

После этих утверждений относительно сравнительных гороскопов даем анализ гороскопов А и В из «Лечебнопедагогического курса»:

Гороскоп А от 6 декабря 1909 года: Луна стоит непосредственно у начала знака Весов на 29 Девы (в конъюнкции к Юпитеру, который стоит в 10 Весов). Марс в 5 Овна в оппозиции к Луне (кроме того, он стоит в конъюнкции к Сатурну, который находится на 16 Овна). Группы остальных планет имеют: Плутон-Нептун с одной стороны и Солнце-Меркурий-Уран-Венера относятся к оппозиции Марс(-Сатурн)Луна(-Юпитер) как двойная перекладина креста в квадратуре. Плутон и Нептун находятся в 7 Рака, Солнце и Уран в 1 Козерога, затем Солнце и Венера в 6, 5 Козерога, все эти три планеты занимают нейтрализующую позицию большого космического креста.

Луна при этом, вследствие своего расположения «перед Весами», по условиям «Мирового гороскопа» ослаблена. Марс занимает свое место в оппозиции к Луне, Венера-Уран стоят в западной квадратуре, а Нептун в восточной квадратуре к Луне. Дополнительно мы находим то, что в современной астрологии называется осью болезней, средняя ось Сатурна и Нептуна в 26 Тельца, которому соответствует в этом гороскопе начало восьмого дома. Восьмой дом - это дом смерти или хронических болезней. Это начало восьмого дома находится в районе Алгола и Плеяд, первая в (1950) 25 град. 28 мин. Тельца, вторая в (1950) 29 град. 18 мин Тельца. Предрасположение к заболеваниям, а именно переутомление глаз, получает ввиду этих звездных аспектов новый акцент.

В гороскопе В от 18 мая 1921 года снова мы имеем - как отметил Рудольф Штейнер - Луну в Весах, на этот раз в 11, 5.

Группа Венера-Марс-Уран, которая в первом гороскопе занимала компактную позицию, здесь снова находятся в непосредственной близи, в критическом отношении к Луне. Марс на этот раз находится не в оппозиции к Луне, но в сглаженном тригоне. Рудольф Штейнер обратил внимание на то, что здесь мы имеем дело «не с полной, но приблизительной оппозицией к Луне. Итак, младший ребенок не достигает полной оппозиции к Луне, но здесь приблизительная оппозиция к Луне». Марс же отмечен как планета, которая «тащит с собой Уран и Венеру». Трактовать реальное тригональное расположение как «примерную оппозицию» не стал бы никто из современных астрологов. Однако Рудольф Штейнер должен был бы учесть тот факт, что, с одной стороны, средняя точка Марса и Урана находится точно в позиции Венеры (в 23, Венера стоит в 24), и что эта позиция попадает в оппозиционный орбис Луны - тогда оправдывается обозначение «примерная оппозиция» и становятся понятными слова «тащить с собой Венеру и Уран». С другой стороны, средняя точка Марса и Нептуна на 9, 5 Рака непосредственно занята Плутоном и образует таким образом квадратуру к Луне. И опять же бросается в глаза позиция Солнца, которая занимает место при Алголе, но не в начале восьмого, а в начале второго дома. В этом видно очень отчетливое соответствие с гороскопом старшей сестры.

Встает основополагающий вопрос, что Рудольф Штейнер в целом внес в астрологию, рассмотрев два гороскопа альбиносов, в чем состоит его вклад в дальнейшее развитие астрологии?

Прежде всего, это антропологический вклад в форме афористичного изложения учения о человеке: Луна оказывает сильное воздействие на эфирное тело человека, которое связано с принципом наследственности. И когда Луна сильна (или в достаточной мере сильна), то человек, в силу своей наследственности, глубоко внедряется в организацию обмена веществ. Но если влияние Луны несколько парализовано посредством Урана и Нептуна, тогда Марс, носитель железа, отмежевывается от лунного принципа воспроизведения. Этот Марс отвлекает также Венеру от ее собственных задач, а именно сопровождать принцип воспроизведения и роста. Тогда то, что должно находиться в нижнем теле, устремляется в головной регион. Поэтому в области роста будет не хватать железа, но всё, что связано с противодействием железу, сульфур, будет в избытке.

Такого рода антропологическая миниатюра приводит к терапевтическим предписаниям: нужно достичь того, чтобы железо излучалось внутрь, нужно улучшать нервно-чувственную организацию.

Существенным же в методическом подходе Рудольфа Штейнера является то, что эти антропологические основания считаны с позиций планет: Луна повреждена со стороны тех планет, которые не желают влияния Луны, вследствие этого происходит передислокация носителя железа и перевес сульфура на периферии. Вследствие крайней редкости синдрома альбинизма можно сказать: это с антропологической точки зрения специальный феномен, который может быть считан и истолкован на основе констелляции рождения.

Нельзя здесь оставить без внимания, что непосредственно перед рассмотрением феномена альбинизма в «Лечебнопедагогическом курсе» - в качестве, так сказать, введения в это космическое рассмотрение – Рудольфом Штейнером было дано общее введение в планетарные соответствия, с объяснением каталого-терапевтических взаимосвязей. Уже в 1904 году в своей «Теософии» Рудольф Штейнер дал набросок трихотомической антропологии, которая по трижды трем ступеням восходит от физического тела, через душевные члены существа до духовных членов, которые будут развиты только в будущем. Эти высшие члены существа, которые будут развиты только в будущем, являются важнейшим отличительным признаком антропологии Рудольфа Штейнера от психологической антропологии современности. Ни Фрейд, ни Юнг, ни какой-нибудь другой психолог не сделали ничего подобного. Опираясь на практические указания Рудольфа Штейнера в его «Теософии», можно попытаться со всей основательностью и казуистикой построить духовнонаучную антропологию. Существенным в этой духовнонаучной антропологии является то, что она опирается на планетарные ступени, как это представлено в начале второй главы. Мы приводим здесь девять ступеней этого антропологического членения, причем к каждому предложению, взятому из «Теософии», мы приписываем соответствующий знак планеты:

ДУХОЧЕЛОВЕК ♆"Духовная кожа, которая духовного человека отграничивает от остального духовного мира,., пусть она называется духовной оболочкой (аурической оболочкой)... внутри этой духовной оболочки живет духовный человек. "

ЖИЗНЕДУХ "Таким же образом, как когда говорят об эфирном теле, можно говорить об эфирном духе в отношении Духочеловека (следующий, высший член существа). Этот эфирный дух назван Жизнедухом. "

САМОДУХ ♄"Образующий "Я" и живущий как "Я" дух назван Самодухом... Самодух - это откровение духовного мира внутри "Я"... "

ДУША СОЗНАТЕЛЬНАЯ ♃Бессмертное, живущее в человеке как истина и добро, "то, что в душе высвечивается как вечное, будет называться душой сознательной,., эта душа в душе будет называться душой

ДУША РАССУДОЧНАЯ ИЛИ ХАРАКТЕР ♂Более высокий душевный член, влечения, инстинкты, пристрастия, переплетенные с мыслями.

ДУША ОЩУЩАЮЩАЯ ♀"К ощущениям примыкают чувства удовольствия и неудовольствия, влечения, инстинкты, страсти,., зависящие от телесности. "

ДУШЕВНОЕ ТЕЛО ИЛИ ОЩУЩАЮЩЕЕ ТЕЛО ☿"Тонкая часть эфирного тела", образующая "единое целое с душой ощущающей".

ЭФИРНОЕ ТЕЛО ИЛИ ЖИЗНЕННОЕ ТЕЛО ☾Регенерация, воспроизведение, рост, форма, поддерживаемые при воспроизведении через наследственность.

ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО.☉Восприятие посредством органов чувств.

Если мы хотим понять, каким прогрессом в теоретической и практической астрологии мы обязаны изучению «Лечебнопеда-гогического курса», то в первую очередь мы должны назвать трихотомическую, построенную на планетарных ступенях антропологию, из которой можно извлечь космологическую психологию и пневматологию. Для распространения такой космологической антропологии требуется основательная подготовка. Ее исходным пунктом должна стать одиннадцатая лекция «Лечебнопедагоги-ческого курса», в которой, начиная от физического тела, восходя до высшего члена существа Духочеловека, перечислены и охарактеризованы все девять ступеней. Кроме этого общего представления, мы имеем маленький, миниатюрный образ, как показывает рассмотрение гороскопов альбиносов. Хотя там речь идет о диагностическом и терапевтическом описании образа болезни, но детали этого образа могут быть получены только на основе общего антропологического совокупного образа.

Но что является существенным в описании деталей образа заболевания в гороскопе рождения? Это выделение отдельных планетных групп. Что это принципиально означает, мы узнаем, если вообще рассмотрим планетные комбинации в современной - не антропософской - астрологии. Комбинации двух планет мы можем найти в любом справочнике. Комбинации трех планет в последние десятилетия были. широко представлены Рейнольдом Эбертином в книге «Комбинации планетных влияний». Комбинации четырех и пяти планет едва ли упоминаются в школьной астрологии, хотя в небольших кружках любителей астрологии 30-х годов об этом говорили. Вальтер Кох в одном из разговоров 1962 года говорит о четвертой группе, состоящей из Сатурна, Юпитера, Луны и Марса. Он называет эту комбинацию ведущей конфигурацией хирургов. Возможности выделения такой группы мы обязаны опыту и интеллектуальным способностям Вальтера Коха. Изучение гороскопа Моцарта привело к знанию того, что за одаренность способности к композиции отвечает пятиричная группа, а именно: Солнце, Сатурн, Меркурий, Венера и Нептун. Мы находим подобные группы не только у Леопольда Моцарта, но также у Йозефа Гайдна, Фредерика Шопена и Иоганна Себастиана Баха. Рейнольд Эбертин говорит о «синдроме Рака», в котором участвуют также Medium coeli, Нептун, Сатурн, Плутон, Солнце. При построении своих «структурных образов» он приходит к множественным синдромам, в которых могут быть задействованы до восьми планет.

Рудольф Штейнер определил синдромо-группу из пяти планет как ответственную за альбинизм, а именно Луну, Марс, Венеру, Уран и Нептун. Мы должны учитывать состояние астрологии 1924 года, в которой комбинации более двух планет вообще не обсуждались, и оценить гениальный вклад Рудольфа Штейнера в рассмотрение практических отдельных случаев. Специальное обозначение пяти планет, как такой синдромо-группы, и образ действий при ее описании имеет, безусловно, парадигматический характер.

Существенные новые шаги, сделанные Рудольфом Штейнером лая расширения унаследованной астрологии, таковы:

Отношение девяти планет к девяти описанным впервые в 1904 в «Теософии» членам существа. Тем самым заложены общие космологические основы для антропологии, физиологии, психологии и пневматологии.

Описание патологических специальных и региональных ситуаций альбинизма с антропологической и астрологической точки зрения. На астрологической плоскости образ действий следующий:

нахождение ответственной пятиричной группы планет: Луны, Венеры, Марса, Урана, Нептуна,

нахождение характерных взаимных аспектов этих планет,

определение слабости и силы планет (в частности, Луны) соответственно Мировому гороскопу.

СВОБОДА

Все астрологические феномены, как, например, стационарные планетные констелляции, а также констелляции в движении, как транзиты и сдвиги звезд и важнейших точек, ставят перед нами вопрос: «Как согласуется всё это с моей личной свободой? Полностью ли я замкнут предопределением моей судьбы, кончается ли самоопределение там, где вмешивается влияние транзита?

В прежние столетия именно так и думали, люди жили в страхе перед тем, что к ним приходит свыше; конечно, мы должны признать, что «почти все великие учителя астрологии всегда боролись с представлениями о фатальной зависимости судьбы от звезд, и только некоторые стоики, как, например, Манилий (современник императора Августа), учили неизбежности предопределения судьбы». Остаток этого всеобщего страха - сохранявшегося особенно в арабских областях - мы наблюдаем сегодня в нашей боязни Сатурна. Нужно сказать, что тем самым создается некоторое неравновесие между верхним и нижним. Всякое чрезмерное акцентирование высшего усиливает несвободу в нижнем. Равноправие верхнего и нижнего создает равновесие. «Верхнее от нижнего и нижнее от верхнего, это чудо, произведенное Единым», так записано в герметической Tabula Smaragdina, и «Высшее связано с низшим, ближнее с дальним, они состоят из единого вещества, несут единый оттиск, в котором нет различий».

На плоскости человеческого организма это отношение выражается в противоположности мышления и чувств: «Мышление и чувство соответствуют двойной природе нашего существа. Мышление - это элемент, посредством которого мы участвуем в общих процессах космоса, чувство - это то, посредством чего мы втягиваемся в узкие рамки нашего собственного существа».

Вообще человеческий организм - это двойственное существо: в верхней части находятся идеальные способности обмена веществ. Анатомическое место мышления и памяти находится в верхней области человека, чувство и воля располагаются в нижней части организации. Из этого следует: «Деяние ощущается как свободное, когда основание его исходит из идеальной части моего индивидуального существа, всякая другая часть деяния, безразлично, вызвано ли оно природным принуждением или необходимостью нравственных норм, ощущается как несвободное». Относительно несвободы сказано следующее: «Вызвана ли несвобода физическими средствами или к ней принуждают нравственные законы, является ли человек несвободным в силу своего неумеренного пристрастия к родственным отношениям или поскольку он закован условной нравственностью, с определенной точки зрения это безразлично. Ничего не доказывает, что человек называет какое-то действие своим, ибо он делает его под влиянием чуждой силы. Но из рамок принуждающего порядка поднимается человек, свободный дух, который находит сам себя в ворохе обычаев, предписаний закона, религиозных упражнений. Он свободен, поскольку он следует только себе, несвободен, когда отказывается от себя самого. Кто из нас может сказать, что он действительно свободен во всех своих деяниях? Но в каждом из нас живет более глубокое существо, в котором выражает себя свободный человек.

Из свободных и несвободных действий состоит наша жизнь. Но мы не можем до конца сформировать понятие «человек», без того, чтобы прийти к свободному духу, как чистейшему выражению человеческой природы. Поистине мы люди настолько, насколько мы свободны».

Возникает принципиальный вопрос, существуют ли в земной области влияния звезд, которые могут соответствовать этому «истинно человеческому бытию», этому «свободному бытию». К счастью, нам известно указание Рудольфа Штейнера на планетную констелляцию, в котором выражена такая связь с существом свободы. Повсюду мы находим у Рудольфа Штейнера указания на связь головной конфигурации с верхними планетами - (в частности, в "Сельскохозяйственном курсе") и связь области обмена веществ с нижними планетами. Сатурн, Юпитер и до некоторой степени Марс соответствуют верхней, головной организации, Венера, Меркурий, а также Луна связаны с нижней человеческой организацией.Всякое подчеркивание, всякая активация в верхнем означает расширение свободы, и обратно, усиление нижней области означает ограничение импульсов свободы. Вот слова Рудольфа Штейнера: «Венера и Меркурий вносят в душевно-духовное человека более кармическое и дают ему возможность проявиться в чертах своего характера, темперамента. Напротив, Марс, и особенно Юпитер и Сатурн, если человек стоит к ним в правильных отношениях, несут с собой нечто освобождающее. Они отделяют его от предопределенности его судьбы и делают его свободным существом.

Можно в несколько измененной форме употребить библейские слова. Сатурн, являющийся верным хранителем памяти универсума, сказал однажды: оставим человека свободным в его воспоминаниях. Тогда влияние Сатурна на подсознательное было подавлено, и человек получил собственную память и с ней предрасположенность к личной свободе.

Также внутренним волевым импульсом, лежащим в основе свободного мышления, мы обязаны Юпитеру. Юпитер мог бы, собственно говоря, овладеть всем мышлением человека. Он является хранителем современного мышления всего универсума. Но он сдерживает его, он позволяет человеку мыслить как свободному существу.

Свободным элементом в речи мы также обязаны благородству Марса...» Так мышление и память мы должны рассматривать как главную часть идеального существа человека, тем самым можно сказать: «Деяние ощущается как свободное, когда основание его исходит от идеальной части моего индивидуального существа». И далее мы видели, что со стороны антропософски трактуемой астрологии речь ни в коем случае не идет о планетарном принуждении. Скорее из всех высказываний Рудольфа Штейнера однозначно следует, что планетарно-космические факты позволяют оценивать себя как циферблат мировых часов, которые устанавливают одновременность земных и космических явлений. Спиритуальная активность в земном означает в рамках такой одновременности космические изменения отношений Юпитера и Сатурна - частично также Марса, и обратно. Тем самым мы можем двигаться в поле, создающем свободу данности, и попутно напомним тот факт, что при непереводимости слова «свобода» на английский язык мы употребляем описание «Philosophy of spiritual activity" ("Философия спиритуальной активности"). Такая философия спиритуальной активности ведет не к чему иному, как только к тому, чтобы всё более основания для деяний черпать из идеальной части нашего существа и всё более интенсивным образом. В конце концов это приводит к вопросу: что такое астрология в смысле Рудольфа Штейнера, что значит она для антропософии, и чем она становится благодаря своему действию в мире?

1. Астрология основывается отныне - если принять указания Рудольфа Штейнера - на расширенной космической системе, в смысле первого антропософского положения: антропософия - это путь познания, который духовное в человеке хотел бы привести к духовному во Вселенной.

2. В этой системе учитывается многообразие отношений всех отдельных факторов и процессов, как это описано, например, в герметических писаниях.

3. В этих отношениях намечены также антропософски-психологические основные линии, причем нужно отметить, что духовноиаучная психология еще пока не сформирована. На основе того, что в книге «Теософия» названо Рудольфом Штейнером девятичленным человеком, должна быть создана эта антропософская психология.

4. Вследствие анатомически-мелотетического характера этой астрологии, она допускает прямое терапевтическое применение. Есть сотни результатов исследований, проведенных Рудольфом Штейнером и Францем Зайлером, объяснения к которым, к сожалению, потеряны.

5. Если серьезно исследовать возникающие из этих планетных констелляций формы аспектов, то мы получим возможность гештальтастрологии. Это качественный способ рассмотрения, который давно уже используется в других отраслях науки, например, в эстетике, психологии и биологии. Типичными для астрологии являются следующие возможности:

а. Россыпь.

в. Котел или чаша.

c. Пучок или конъюнкция.

d. Фигурация противостояния или оппозиции.

e. Остриё, вершина.

f. Симметричная фигурация.

g. Фигурация дракона.

В ходе дифференциации этой гештальтастрологии, которая, как было показано, допускает всесторонние расширения, раскрывается её принципиально имагинативный характер.

У Гёте сказано в его «Максимах и рефлексиях»: «Форма хочет быть перевариваема так же хорошо как вещество, но она переваривается гораздо труднее». И далее: «Вещество видит каждый перед собой, содержание находит только тот, кто нечто для этого сделал, и форма есть тайна большего».

6. Может ли такая астрология прийти к предикативному выражению? Да, это лежит в пределах ее возможностей, ранее это происходило в смысле искусства толкования судьбы. Теперь это астрологический прогноз в смысле представленной в этом учении идеи мировых часов.

7. Если серьезно к этому подойти, то мы получим перспективу для проработки кармических черт и отсюда открывается возможность серьезной астрологии инкарнации.

8. Свобода принципиально не подавляется так понимаемой и снабженной такими понятиями астрологией. Верхние планеты с их отношением к собственной памяти и собственному мышлению могут рассматриваться как освобождающие человека. Отсюда возможно восхождение свободы-жизни и свободы-переживания в область возможности.

9. Путь через двенадцать космических знаков, а также пункты двенадцати индивидуальных домов в их последовательности следует рассматривать как путь посвящения. Вследствие этого антропософски рассматриваемая и применяемая астрология приобретает посвятительный характер.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Antwort Rudolf Steiners auf eine Frage nach der Astrologie von Rechts
anwalt Dr. Bruno Krüger in den Jahren nach dem Ersten Weltkrieg.

2. См. Рудольф Штейнер «Человек и звезды». Сборник, изд. Х. Х. Шёффлер - Калуга, 1994. (Rudolf Steiner, Mensch und Sterne, Planeten und Tierkreisentsprechungen in Mensch und Erde. Ausgewählt und herausgegeben von H. H. Schöffler. Rudolf Steiner, Themen aus dem Gesamtwerk, Bd. 16, Stuttgart 1990.)

3. Rudolf Steiner, Mein Lebensgang. GA 28

4. Mysteriengestaltungen, GA 232, l докл., 23. 11. 1923.

5. Mein Lebensgang. GA 28

6. Skizze eines Lebensabrisses, GA 252, докл. 4. 2. 1913

7. Zufall, Notwendigkeit und Vorsehung, GA 163, 3 доклад, 28. 8. 1915

8. Luzifer Gnosis, Aufsätze zur Anthroposophie; abgedruckt in Mensch
und Sterne. GA 34

9. там же.

10. там же.

11. Geistige Hierarchien und ihre Widerspiegelung in der physischen Welt.
GA110, 5 докл. 14. 4. 1909

12. Firmicus Matemus zit. n. W. v. H. Gundel, Astrologumena. Sudhoffs
Archiv, Beih. 6. 1966.

13. Рудольф Штейнер «Духовное водительство человека и человече
ства.» - Калуга, 1992 (Die geistige Fbhrung des Menschen und der Menschheit. GA 15)

14. Mitteilungen aus der anthroposophischen Arbeit in Deutschland 1991,
S. 69

15. Der Mensch im Lichte von Okkultismus, Theosophie und Philosophie.
GA137, 5 доклад 7. 6. 1912

16. цит. по Armin Husemann «Goetheanum» 1981, Nr. 29

17. Armin Husemann «Goetheanum» 1981, Nr. 29

18. Christus und die geistige Welt - Von der Suche nach dem heiligen
Gral. GA 149, 5 доклад, 1. 1. 1914

19. Der menschliche und der kosmische Gedanke. GA 151, 20. -23. 1. 1914

20. Das Wesen der Farben. GA 291, 2 доклад, 7. 5. 1921

21. Zwölf Stimmungen, in: Wahrspruchworte. GA 40

22. Konferenz vom 21. 6. 1922. GA 300.

23. Das Rätsel des Menschen, GA 170. 12. 8. 1916

24. там же.

25. там же.

26. Vergangenheit und Zukunft Europas - Das Karma der Mitte, GA 174. 21. 1. 1917

27. Mysterienwahrheiten und Weihnachtsimpulse. GA 180.

28. там же.

29. «Духовная наука и медицина» - Калуга, 2000 (Geisteswissenschaft
und Medizin, GA 312. б доклад, 26. 3. 1920

30. Joachim Schuitz, Die Blattstellungen im Pflanzenreich als Ausdruck
kosmischer Gesetzroaßigkeit in <Goethe in unserer Zeit> 1949

31. см. прим. 29

32. там же

33. «Духовная наука и медицина», GA 312, 18 доклад, 7. 04. 1920

34. «Духовная наука и медицина», GA 312, 19 доклад, 8. 04. 1920

35. «Духовная наука и медицина», GA 312, 6 доклад, 26. 03. 1920

36.Entsprechungen zwischen Mikrokosmos und Makrokosmos. Der
Mensch — eine Hieroglyphe des Weltenalls. GA 201

Das Verhältnis der verschiedenen naturwissenschaftlichen Gebiete zur Astronomie. GA 323

37. Christus und die Geistige Welt, GA 149, 6 доклад, 2. 01. 1914.

38. Heinz Herbert Schöffler. Das Lesen der modernen Stemenschrift. Zwölf
Studien zu den Kompositionsgeheimnissen im Werk Rudolf Steiners.
Basel 1991, Die Pforte.

39.Das Ich und die Sonne, GA 204. 5. 05. 1921

40. Die Gestaltung des Menschen als Ergebnis kosmischer Wirkungen,
GA 208. 28. 10. 192141. там же 29. 10. 1921

42. Geistige Zusammenhänge in der Gestaltung des menschlichen Orga
nismus III, GA 218. l 5. 11. 1922

43. Der Mensch in Vergangenheit, Gegenwart und Zukunft. GA 228.
27. 7. 1923

44. «Духовнонаучные основы успешного развития сельского хозяй
ства. Сельскохозяйственный курс» - Калуга, 1997 (Landwirt schaftlicher Kursus, GA 327) 6 доклад, 14. 6. 1924.

45. «Лечебнопедагогический курс» - Калуга, 1995 (Heilpädagogischer
Kurs, GA 317) 10 и 11 доклады.

46. Eurythmie als sichtbare Sprache, GA 279. 10 доклад.

47. «Антропософские руководящие положения» - M. 1998 (Anthro-
posophische LeitsAtze, GA 26, Leitsatz 1).

48. «Общее учение о человеке как основа педагогики» - М. 1998.
(Allgemeine Menschenkunde als Grundlage der Pädagogik, GA 293,
August-Sept. 1919).

49. «Лечебнопедагогический курс», 10 доклад.

50. «Эзотерические рассмотрения кармических связей» - М. 2000
(Esoterische Betrachtungen karmischer Zusammenhänge, GA 239 т. 5).

51. см. прим. 26

52. «Теософия» - Калуга, 1994 (Theosophie. GA 9)

53. Das Leben zwischen Tod und neuer Geburt im Verhältnis zu den kos
mischen Tatsache. GA 141, 10 доклад, 1. 04. 1913

54. Theosophie und Okkultismus des Rosenkreuzers, GA 111, 4 доклад,
6. 06. 1909

55. Die Geheimnisse der Schwelle, GA 147. 6 доклад, 29. 08. 1913

56. Guenther Wachsmuth, Kosmische Aspekte von Geburt und Tod.

57. «Миссии отдельных народных душ в связи с северогерманской
мифологией» - М. 2000 (Die Mission einzelner Volksseelen im
Zusammenhang mit der germanisch-nordischen Mythologie. GA 121)

58.Christus und die geistige Welt, GA 149. 6 доклад, 2. 01. 1914

59. «Духовная наука и медицина», 6 доклад, 26. 03. 1920

60. «Сельскохозяйственный курс», 6 доклад, 14. 06. 1924

61. Über die OffenbarungJohannis, GA 346, 5 доклад 9. 09. 1924

62. Menschengeschichte im Lichte der Geistesforschung. GA 61, 3 док
лад, 9. 11. 1911

63. Julius Ruska, Tabula Smaragdina, 1926, S. 113 u. 437.

64. Lehrerkonferenz, GA 300, 21. 6. 1922

65. Christus und die geistige Welt, GA149, 5 доклад, 1. 01. 1914

66. см. прим. 1667. см. прим. 17

68. «Лечебнопедагогический курс», 11 доклад, 6. 07. 1924

69. Lehrerkonferenz. GA 300. 21. 6. 1922

70. Der Mensch in Vergangenheit, Gegenwart und Zukunft, GA 228, l
доклад, 27. 07. 1923

71. Zwölf Stimmungen in: Wahrspruchworte. GA 40



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.119 с.)