Объемные показатели деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объемные показатели деятельности



Содержание

1. Введение........................................................................................................................................................................ 4

2. Назначение ТЭО и требования к нему................................................................................................. 6

3. Типовая структура документа и оформление.......................................................................... 9

4. Содержание разделов ТЭО........................................................................................................................... 11

4.1. Введение............................................................................................................................................................... 11

4.2. Резюме................................................................................................................................................................... 11

4.3. Описание текущей ситуации..................................................................................................................... 12

4.3.1. Общая информация....................................................................................................................................... 13

4.3.2. Информация о партнере.............................................................................................................................. 13

4.3.3. Объемные показатели деятельности...................................................................................................... 14

4.3.4. Положение на рынке..................................................................................................................................... 15

4.3.5. Имущественный комплекс........................................................................................................................... 15

4.3.6. Персонал........................................................................................................................................................... 15

4.3.7. Взаимодействие с ОАО «РЖД»................................................................................................................. 16

4.3.8. Производственно-экономическая деятельность.................................................................................. 17

4.3.9. Финансовая и инвестиционная деятельность....................................................................................... 18

4.3.10. Правовое обеспечение............................................................................................................................. 20

4.3.11. SWOT-анализ.............................................................................................................................................. 20

4.4. Маркетинговый анализ................................................................................................................................. 22

4.4.1. Общая ситуация на рынке........................................................................................................................... 22

4.4.2. Конкуренция, ключевые факторы конкурентоспособности.............................................................. 22

4.4.3. Стратегия развития ДЗО............................................................................................................................ 23

4.4.4. Ценовая политика.......................................................................................................................................... 24

4.4.5. Прогноз продаж............................................................................................................................................. 24

4.5. Производственно-технологическая деятельность.......................................................................... 26

4.5.1. Имущественный комплекс........................................................................................................................... 26

4.5.2. Персонал........................................................................................................................................................... 27

4.5.3. Специальные разделы................................................................................................................................... 28

4.6. Производственно-экономическая деятельность.............................................................................. 28

4.6.1. Структура доходов и расходов................................................................................................................ 28

4.6.2. Рентабельность деятельности ДЗО......................................................................................................... 30

4.7. Финансовая и инвестиционная деятельность................................................................................... 30

4.7.1. Формирование начального баланса.......................................................................................................... 31

4.7.2. Инвестиционный план................................................................................................................................... 31

4.7.3. Финансирование............................................................................................................................................. 32

4.7.4. Планируемый бюджет................................................................................................................................. 32

4.7.5. Основные финансовые показатели........................................................................................................... 32

4.8. Выгоды для ОАО «РЖД»................................................................................................................................. 34

4.9. Организационный план................................................................................................................................. 36

4.9.1. Правовые аспекты создания ДЗО.............................................................................................................. 36

4.9.2. Органы управления........................................................................................................................................ 36

4.9.3. Взаимодействие с ОАО «РЖД»................................................................................................................. 37

4.9.4. План организационных мероприятий....................................................................................................... 37

5. Принципы маркетингового анализа................................................................................................ 38

5.1. Анализ рынка и конкуренции..................................................................................................................... 38

5.2. Маркетинговая стратегия............................................................................................................................ 40

5.3. Сценарии развития и прогнозирование продаж................................................................................ 41

6. Принципы построения финансового плана.............................................................................. 44

6.1. Выбор параметров проекта.......................................................................................................................... 44

6.2. Учет экономического окружения проекта........................................................................................... 45

6.2.1. Учет инфляции................................................................................................................................................ 45

6.2.2. Налоговые платежи..................................................................................................................................... 46

6.3. Расчет необходимых инвестиций............................................................................................................ 47

6.3.1. Передаваемое имущество........................................................................................................................... 48

6.3.2. Инвестиции в основные средства............................................................................................................. 49

6.3.3. Формирование оборотного капитала..................................................................................................... 53

6.3.4. Организационные расходы.......................................................................................................................... 57

6.4. Определение текущих затрат ДЗО............................................................................................................ 57

6.4.1. Производственные расходы....................................................................................................................... 58

6.4.2. Персонал и социальные расходы............................................................................................................... 58

6.4.3. Административные и прочие общехозяйственные расходы............................................................ 59

6.4.4. Маркетинговые и коммерческие расходы.............................................................................................. 59

6.4.5. Проверка корректности расходов........................................................................................................... 60

6.5. Формирование прогнозного бюджета.................................................................................................... 60

6.6. Выбор источников финансирования....................................................................................................... 64

7. Особенности описания некоторых категорий проектов............................................ 67

7.1. Грузоперевозки.................................................................................................................................................. 67

7.1.1. Особенности маркетингового анализа.................................................................................................... 67

7.1.2. Типовая структура доходов и затрат.................................................................................................... 68

7.1.3. Характерные ошибки и риски проектов................................................................................................. 69

7.2. Предприятия ремонтного комплекса...................................................................................................... 70

7.2.1. Особенности маркетингового анализа.................................................................................................... 70

7.2.2. Типовая структура доходов и затрат.................................................................................................... 71

7.2.3. Характерные ошибки и риски проектов................................................................................................. 71

8. Контрольные вопросы для проверки качества подготовки ТЭО........................... 73

8.1. Общая структура и оформление документа........................................................................................ 73

8.2. Маркетинговый анализ................................................................................................................................. 74

8.3. Описание стратегии и тактики развития бизнеса............................................................................ 75

8.4. Бюджет проекта................................................................................................................................................ 76

9. Использованная литература и документы................................................................................ 77

Приложение 1: Шаблон для разработки ТЭО............................................................................................ 78

 

 

Введение

Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью упростить и упорядочить подготовку технико-экономических обоснований (ТЭО) проектов, связанных с реформированием ОАО «РЖД», а также развитием деятельности компании и отрасли. Документ рассчитан на специалистов филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» или компаний-партнеров и поможет корректно учесть и представить ключевую информацию о реализуемом проекте, его финансовых, операционных и социальных аспектах.

 

Предмет изучения Методических рекомендаций – ТЭО – требует четкого определения для того, чтобы очертить круг рассматриваемых нами вопросов, а также потому, что существуют разночтения в трактовке этого термина.

Для целей настоящих рекомендаций будет использовано следующее толкование термина:

Технико-экономическое обоснование проекта – документ, излагающий условия и предпосылки осуществления проекта, его маркетинговое, техническое и организационное обеспечение, структуру доходов и затрат, а также демонстрирующий финансовые и структурные последствия реализации проекта. [1]

 

Методические рекомендации разработаны на основе общепринятых методических подходов (см. раздел 9), действующих в ОАО «РЖД» регламентов и рекомендаций по отдельным вопросам анализа и подготовки проектов, а также с учетом опыта работы над рядом проектов по созданию дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» в 2004-2006 гг.

Разработка рекомендаций выполнена консалтинговой компанией «Альт-Инвест». Вопросы по данному документу можно присылать на адрес: moscow@alt-invest.ru

 

Содержание основных разделов рекомендаций:

 

1. «Введение» - текущий раздел

2. «Назначение ТЭО и требования к нему» – общие требования к ТЭО, формулировка основных целей и условий.

3. «Типовая структура документа и оформление» – перечень разделов и правильное оформление ТЭО.

4. «Содержание разделов ТЭО» – детальное описание содержания отдельных разделов, предложения по способам раскрытия информации.

5. «Принципы маркетингового анализа» – принципы проведения маркетингового анализа и формирования стратегии, источники информации и ее обработка.

6. «Принципы построения финансового плана» – построение и обоснование бюджета проекта, форматы представления данных.

7. «Особенности описания некоторых категорий проектов» – рассмотрение частных подходов, применимых для ряда часто встречающихся проектов.

8. «Контрольные вопросы для проверки качества подготовки ТЭО» – списки вопросов, помогающих проверить подготовленное ТЭО на соответствие настоящим рекомендациям.

9. «Использованная литература и документы» – источники, материалы которых в той или иной степени были учтены при разработке рекомендаций.

10. Приложение 1: Шаблон для разработки ТЭО» – подготовленная структура ТЭО (на практике рекомендуется использовать электронный вариант этой структуры).

11. «Приложение 2: Пример ТЭО» – учебный пример ТЭО условного проекта.

 

Методические рекомендации написаны в расчете на специалиста, имеющего некоторый уровень базовых знаний в области организации конкретного вида деятельности, маркетинга, а также экономики и финансов. Необходимая основа для понимания и применения рекомендаций включает:

§ знание принципов организации бизнеса изучаемого проекта, понимание используемой системы ценообразования, структуры затрат, налогообложения;

§ базовые положения маркетингового анализа;

§ навыки работы с бухгалтерской информацией (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств);

§ основы финансового анализа (понятия ликвидности, оборачиваемости и т.п.).

 

2. Назначение ТЭО и требования к нему

Технико-экономическое обоснование служит для подготовки принятия предварительного решения о целесообразности реализации проекта, связанного с созданием дочернего или зависимого общества ОАО «РЖД»,[2] и должно содержать необходимую и достаточную информацию надлежащего качества для этой цели.

ТЭО, на основании которого президент ОАО «РЖД» принимает решение о целесообразности дальнейшей работы по проекту, ложится в основу разработки бизнес-плана создания дочернего или зависимого общества ОАО «РЖД».

 

Любое ТЭО, независимо от его структуры, типа проекта и других индивидуальных особенностей, должно эффективно решать следующие главные задачи:

 

1. Познакомить читателя с текущим положением дел, раскрывая всю информацию, необходимую для понимания маркетинговых, операционных и финансовых процессов, влияющих на проект или создающих предпосылки к его осуществлению.

2. Проанализировать рыночные перспективы проекта, сформулировать и обосновывать рыночную стратегию, построить убедительные выводы о возможных доходах ДЗО.

3. Описать требуемые для реализации проекта ресурсы и важные организационные вопросы, представить направления развития бизнеса.

4. Раскрыть «экономику проекта», показать принципы формирования его бюджета и выгоды для участников.

 

В основу всех исследований и выводов ТЭО должны быть положены базовые принципы, позволяющие, как правило, добиться реальных практических результатов при реализации проекта, а также избежать «замусоривания» документа ненужной информацией. Эти принципы:

 

Полезность информации. «Ничто важное не должно быть упущено, ничто неважное не должно быть включено». Каждая цифра или факт, включенные в ТЭО, должны либо быть важны для его понимания и принятия решения, либо служить для обоснования таких цифр и фактов.

Например, перечень лицензий, которыми владеет компания, важен для понимания ее бизнеса (т.к. требует соответствующих организационных решений), а перечень законов и подзаконных актов, влияющих на деятельность компании, является информационным мусором, т.к. читатель не может на его основе сделать выводы, касающиеся проекта или предпосылок к нему (но указание ключевых законов с пояснением их влияния на проект может оказаться важной информацией).

Базовый перечень вопросов, которые вероятно будут важны для проекта, изложен в настоящем руководстве. Анализируя каждый конкретный проект необходимо оценивать должен ли этот перечень сокращаться или дополняться другими вопросами.

 

Обоснованность и объективность. Каждая цифра и факт, приведенные в ТЭО, должны либо явным и понятным образом опираться на другие цифры и факты, приведенные в проекте, либо взяты из источника, заслуживающего доверия, причем этот источник должен быть назван и доступен читателю. Разумеется, часть информации любого проекта основана на внутренних источниках, но эта информация должна ограничиваться вопросами и особенностями организации конкретного вида деятельности (внутренняя организация бизнеса, структура доходов и затрат и т.п.).

Например, «объем лесных перевозок в 2005 году составил ХХХ тн» - плохо, надо либо «согласно YYYYYY, объем лесных перевозок в 2005 году составил ХХХ тн», либо «объем лесных перевозок в 2005 году составил ХХХ тн*» / и в сноске: «по данным YYYYYY».

Достаточно подробно вопросы обоснования данных раскрыты в разделах 5 и 6 рекомендаций.

 

Здоровый консерватизм. Представьте себе (тем более, что такая перспектива возможна), что от того, насколько точно будет реализован проект, зависят не только деньги инвесторов, но и ваша карьера. И ставьте только такие цели, в которых, принимая во внимание все изученные материалы, вы уверены. В то же время, не следует преувеличивать риски и неоправданно занижать прогнозы, это наверняка приведет к тому, что проект потеряет привлекательность.

 

Привязка к реальности. Должно быть, четкое соответствие между тем, что наблюдается в текущем состоянии бизнеса или его аналогах, и тем, что положено в основу прогнозов проекта. Все отличия следует прокомментировать.

Например, рентабельность продукции филиала при реализации ее сторонним клиентам составляла 8%, рентабельность ДЗО – 17%. Обоснование такого изменения отсутствует. Это ошибка!

Особенности проекта. В каждом ТЭО необходимо наиболее подробно и качественно проработать те моменты, которые имеют наиболее существенное значение именно для данного проекта.

Например, требуется уделить особое внимание вопросам социального характера - если проектом предполагается высвобождение значительного числа излишних работников;

Оценить точку безубыточности – если ожидаемый спрос на продукцию имеет настолько неустойчивый характер, что может привести к неэффективности проекта или кассовым разрывам;

Привести возможные условия займов и кредитов – если предполагается финансирование значительной части инвестиционной программы ДЗО за счет заемных средств.

 

Единство терминов и понятий. Следует стремиться к использованию одинаковых или согласованных друг с другом терминов и понятий во всем ТЭО. Это касается структуры данных; названий; дат, на которые актуальна информация и т.п.

Например, структура затрат филиала указана с разнесением на производственные и общехозяйственные издержки, а для создаваемого ДЗО – на переменные и постоянные. В результате, невозможно сравнить текущее состояние с планом.

 

При использовании изложенных ниже подходов и методик следует всегда сверяться с перечисленными целями и принципами, адаптируя ТЭО так, чтобы проект был представлен в соответствии с ними.

3. Типовая структура документа и оформление

Технико-экономическое обоснование проекта должно предоставлять полную и надежную информацию о текущей ситуации в рассматриваемой сфере, плане создания ДЗО и ожидаемых результатах проекта. Структура ТЭО может меняться в зависимости от особенностей конкретного проекта, но в целом должна отвечать представленному ниже плану и раскрывать перечисленные вопросы.

 

Типовая структура ТЭО содержит следующие разделы:

1. Введение

2. Резюме

3. Описание текущей ситуации

4. Маркетинговый анализ

5. Производственно-технологическая деятельность

6. Производственно-экономическая деятельность

7. Финансовый анализ

8. Выгоды для ОАО «РЖД»

9. Организационный план

Подробное содержание всех разделов ТЭО обсуждается ниже.

 

Для того, чтобы подготовленный документ способствовал быстрому и эффективному принятию решений по проекту, недостаточно сделать его детальным и включить всю необходимую информацию. Важно еще, чтобы эта информация была правильно воспринята читателем. Поскольку любое ТЭО содержит множество цифр и фактов, следует принять во внимание ряд простых правил, помогающих в представлении этих фактов:

1. Постарайтесь сделать проект компактным. Это довольно трудно сделать, учитывая высокие требования к раскрытию информации, но как показывает практика, вынося всю необязательную при первом прочтении информацию в приложения, можно сохранить объем основного теста в пределах 60-100 стр.

2. Включайте в каждый раздел выводы, которые обобщают ключевые положения раздела. Это должен быть небольшой список из 3-5 пунктов, компактно представляющих главные цифры и итоговые заключения. Список можно поместить как в конец раздела (тогда этот пункт будет называться «Выводы по разделу Х»), так и в начало раздела (тогда его можно назвать «Основные положения раздела»).

3. Представляйте данные, в которых важна структура, диаграммами, тенденции – графиками, а детальные цифры – в виде таблиц.

4. В каждом графике или таблице укажите (внутри или в подписи) точную информацию о единицах измерения. Например, «Прогноз продаж, тыс. руб. в ценах 2005 г., без НДС».

5. Используйте автоматическую нумерацию разделов, таблиц и графиков. Без этого добиться адекватной организации документа в процессе его согласования и доработок практически невозможно.

В MS Word вставка названия выполняется командой «Вставка / Ссылка / Название…», для рисунков названия вставляются внизу, для таблиц – вверху. Лучше использовать подписи «Рис.» и «Табл.» вместо стандартных «Рисунок» и «Таблица» (новые подписи создаются кнопкой «Создать…» в том же диалоге), это позволит избежать проблем со склонениями в ссылках на таблицы и рисунки.
Ссылки создаются командой «Вставка / Ссылка / Перекрестная ссылка…», обычно надо выбрать опцию «Вставить ссылку на: Постоянную часть и номер», что дает результат вида Табл. Х.

 

Содержание разделов ТЭО

В этом разделе даны детальные рекомендации по формированию разделов ТЭО. Основное внимание здесь уделяется тому, что должно быть проанализировано, обосновано и представлено. Для наиболее важных и сложных вопросов, таких как маркетинговый и финансовый анализ проекта, более подробное описание возможных методов изложено в специальных разделах рекомендаций.

 

Следует обратить внимание на то, что в основу структуры ТЭО положена наиболее типичная для исследуемых задач ситуация:

На основе филиала/структурного подразделения ОАО «РЖД» создается ДЗО, которое будет выполнять те же виды деятельности, но уже как самостоятельная компания. К созданию ДЗО может быть привлечен партнер, вклад которого выражается в денежной, имущественной или иной форме.

Это частая, но не абсолютно универсальная ситуация. Поэтому для ряда проектов содержание разделов ТЭО, расстановка акцентов в анализе и даже состав разделов может потребовать корректировки. Там, где это возможно, даются необходимые рекомендации по вопросам таких отклонений от типового решения, но эти рекомендации не исчерпывают всего многообразия проектов, поэтому нетиповые проекты требуют особого внимания к логике изложения и роли каждой представленной цифры или факта. При построении структуры таких проектов мы рекомендуем опираться на логику, изложенную в разделе 2.

Введение

Введение служит для знакомства с предпосылками проекта и характеристиками самого ТЭО. Оно должно отвечать на следующие вопросы:

§ какие цели ставятся перед проектом;

§ кто является инициатором проекта;

§ какие решения являются основанием для разработки проекта;

§ какие документы регламентируют структуру и содержание данного ТЭО.

Резюме

Резюме ТЭО представляет главные выводы, сделанные по результатам изучения проекта, и должно содержать следующие его основные характеристики:

§ краткое определение создаваемого ДЗО: определение видов и объемов деятельности, основных потребителей;

§ представление партнера, если ДЗО предлагается создать совместно со сторонней организацией, критерии выбора данного партнера, кратное описание преимуществ, которые получает ОАО «РЖД» за счет привлечения к проекту партнера;

§ ключевые предпосылки и условия создания и функционирования ДЗО;

§ объем инвестиций в проект (раздельно для ОАО «РЖД» и партнера), в том числе состав предполагаемого к внесению в уставной капитал ДЗО имущества ОАО «РЖД»;

§ основные технико-экономические и финансовые показатели ДЗО;

§ последствия создания ДЗО для ОАО «РЖД» (выгоды, риски, т.п.) и соответствующего сегмента рынка.

 

Резюме служит для быстрого знакомства с проектом и должно быть компактным и содержательным. Желательно, чтобы объем резюме не превышал 1-2 стр.

Описание текущей ситуации

Данный раздел должен представлять информацию о том подразделении ОАО «РЖД», на базе которого создается ДЗО, и/или том виде деятельности ОАО «РЖД», который предполагается выделить в отдельное ДЗО, а также информацию о потенциальных партнерах. Это может быть работа филиала./структурного подразделения или группы филиалов/структурных подразделений ОАО «РЖД» и/или деятельность партнера, ведущаяся на арендованном у ОАО «РЖД» и собственном имуществе. В рекомендациях по данному разделу предполагается, что ДЗО создается на базе имущества и деятельности филиала/структурного подразделения ОАО «РЖД».

 

В случае, если в настоящее время данный вид деятельности не осуществляется собственными силами ОАО «РЖД», необходимо описать условия, на которых ОАО «РЖД» потребляет соответствующий вид продукции или услуг.

В случае, если в рамках проекта предлагается организовать новый вид бизнеса, ранее не осуществляемый ОАО «РЖД», необходимо максимальное внимание уделить описанию существующего положения на рынке и тех предпосылок (условий), в соответствии с которыми создание нового вида бизнеса является целесообразным и перспективным.

 

Важное замечание! В идеальном варианте вся информация о текущей деятельности должна быть собрана на одну и ту же дату, которая максимально приближена к дате рассмотрения ТЭО. Поскольку на практике этого редко удается достичь (например, перечень имущества есть на 01.09.2006, финансовая отчетность – только на 01.07.2006, а рассматриваться ТЭО будет в течение осени), то в каждом информационном блоке следует отмечать, на какую дату актуальны представленные в нем данные.

Общая информация

Представьте краткую информацию о филиале или структурном подразделении, на базе которого создается ДЗО. Как правило, будет достаточно следующих данных:

§ название и расположение;

§ руководитель;

§ перечень видов деятельности.

Информация о партнере

Если ДЗО предполагается создать совместно с партнером и этот партнер уже определен, то технико-экономическое обоснование должно содержать сведения о нем, а также критерии, по которым осуществлен выбор партнера. Перечень представленных сведений может различаться в зависимости от вклада партнера, его текущего статуса, а также критерия, по которому привлечение партнера в данное ДЗО является целесообразным; но должен, как минимум, содержать:

§ полное название компании;

§ дату создания, юридический и почтовый адрес;

§ информацию об основных владельцах, их ИНН и банковские реквизиты;

§ информацию о руководителях, на основании чего действует;

§ показатели, характеризующие масштабы деятельности компании, ее устойчивость и эффективность, органы управления.

 

Последний пункт списка требует пояснений. Данные, предоставляемые о партнере, существенно зависят от того, в чем заключается его вклад. Если речь идет просто об имущественном или денежном вкладе, то достаточно включить сюда основные финансово-экономические показатели компании-партнера (объем реализации, прибыль и, возможно, ряд дополнительных характеристик, помогающих правильно оценить масштабы бизнеса). Если же партнер занимается той же деятельностью, что и создаваемое ДЗО, и его услуги, рынок, клиентская база станут основой для создаваемого ДЗО, то характеризующие его данные должно быть намного более детальным. В этом случае во всех пунктах раздела 4.3 должна быть представлена информация как по деятельности филиала ОАО «РЖД», так и по партнеру.

 

Если привлечение партнера планируется, но речь пока не идет о конкретной организации, то этот раздел должен содержать информацию об основных критериях выбора предполагаемого партнера, а также планируемых процедурах по выбору и привлечению потенциальных партнеров в создаваемое ДЗО (конкурс, распространение информационного меморандума среди потенциальных инвесторов, привлечение в партнеры собственников земельных участков, месторасположение которых привлекательно для реализации проекта, др.).

Положение на рынке

Здесь надо представить информацию о том, какие позиции занимает сейчас на рынке филиал/структурное подразделение, какова его конкурентоспособность, каковы рыночные перспективы, откуда исходят основные рыночные угрозы:

§ Опишите положение подразделения на рынке соответствующих услуг: кто является основными потребителями услуг. Желательно, чтобы это описание содержало конкретные оценки доли рынка (той или иной степени точности).

§ Укажите основных конкурентов, их объемы реализации или доли на рынке (в том объеме, в котором эта информация доступна).

§ Перечислите основные сильные и слабые стороны рыночного положения и предлагаемых подразделением услуг. «Чем мы лучше конкурентов, в чем отстаем от них?»

§ Опишите характеристики своего ценового предложения. Как соотносятся цены на продукцию рассматриваемого подразделения и цены конкурентов? Если есть отличия, то чем они обусловлены?

Имущественный комплекс

В этом пункте необходимо предоставить информацию об имуществе, которое используется филиалом/структурным подразделением. В основном тексте ТЭО, как правило, размещается только обобщенная информация, но в приложениях можно разместить и более полный список имущества, хотя бы для объектов недвижимости и подвижного состава или иных ключевых для данного вида бизнеса средств производства.

 

Перечень используемого имущества дается в разрезе видов деятельности, регионов, сегментов и т.п. При описании имущества указываются как физические параметры (число вагонов, площадь помещений), так и балансовая стоимость.

 

При указании стоимости имущества желательно отразить три цифры: балансовая стоимость; средний износ (в %); предполагаемая рыночная оценка[3].

Персонал

Информация о персонале филиала/структурного подразделения должна содержать:

§ организационную структуру;

§ штатное расписание, агрегированное по группам персонала, с указанием средней зарплаты;

§ величину и структуру социальных расходов;

§ суммарные данные о затратах на персонал: зарплата, ЕСН, фонды, социальные расходы;

§ сильные и слабые стороны текущего положения с кадровым обеспечением.

 

Желательно, если такая информация доступна, представить среднерыночный уровень зарплат для аналогичных компаний и видов деятельности, а также проанализировать превышение или отставание зарплат подразделения от среднерыночных.

Взаимодействие с ОАО «РЖД»

Опишите схему взаимодействия филиала/структурного подразделения или компании с подразделениями ОАО «РЖД» (как подразделениями, выступающими в роли заказчика, так и другими подразделениями, участвующими в производственном процессе). Следует раскрыть как организационные, как и финансовые и коммерческие вопросы.

 

К организационным вопросам относятся:

§ принципы управления филиалом/структурным подразделением (сфера и показатели ответственности, финансовое управление, др.);

§ координация работы филиала/структурного подразделения с другими подразделениями ОАО «РЖД».

 

Коммерческие вопросы:

§ выполнение заказов для нужд ОАО «РЖД» (желательно выделить объем таких заказов при описании пункта 4.3.3, «Объемные показатели деятельности»);

§ использование ресурсов ОАО «РЖД» (недвижимость, оборудование, подвижной состав и т.п.);

§ пользование услугами ОАО «РЖД» (транспортные услуги, коммунальные услуги, структуры материально-технического обеспечения, др.).

Если была установлена сумма расходов филиала/структурного подразделения на пользование ресурсами и услугами ОАО «РЖД», эта сумма должна быть указана в данном разделе (или должна быть приведена ссылка на раздел, в котором она указана).

Правовое обеспечение

Опишите существенные организационно-правовые вопросы, влияющие на деятельность филиала/структурного подразделения. К таким вопросам, в частности, может относится:

§ необходимость сертификации и лицензирования продукции и услуг (укажите какие именно сертификаты и лицензии есть у подразделения);

§ законодательные и ведомственные регламентирующие положения, которые устанавливают особые условия для данного вида бизнеса (значение в данном случае имеют только те документы, содержание которых должно приниматься во внимание при подготовке данного ТЭО, т.е. документы, которые влияют на затраты ДЗО, структуру услуг, тарифы и т.п.);

§ действующие в ОАО «РЖД» или на железнодорожном транспорте в целом (или в конкретном виде деятельности) регламенты, технические требования, стандарты, инструкции, знание и соблюдение которых является существенным при осуществлении данного вида деятельности.

Непосредственно в разделе ТЭО следует указать только ключевые факты. Подробный перечень документов выносится в приложения. Обратите, также, внимание на то, что основная цель данного раздела – описание текущего положения дел. Подробности того, что будет необходимо сделать для создания ДЗО, излагаются в разделе 4.9, «Организационный план».

SWOT-анализ

SWOT-анализ позволяет обобщенно оценить ситуацию с точки зрения стратегических маркетинговых возможностей. Для этого текущее состояние подразделения оценивается с четырех точек зрения:

1. Сильные стороны – что является сильными сторонами текущей организации деятельности, что может стать основой для обеспечения конкурентоспособности и успешного развития на рынке, стабильных доходов.

2. Слабые стороны – что в развитии филиала/структурного подразделения является его слабостью по отношению к конкурентам или требованиям рынка, что может стать или уже является причиной недостаточной конкурентоспособности.

3. Возможности – какие возможности предоставляет нам рынок, в каких внешних факторах компания может найти источник для повышения доходов и финансовой устойчивости.

4. Угрозы – какие рыночные процессы или действия конкурентов могут отрицательно сказаться на нашем положении.

Каждая точка зрения должна содержать информацию о 2-5 наиболее весомых факторах, способных оказать влияние на дальнейшее положение бизнеса филиала/структурного подразделения.

 

Обычно, SWOT-анализ представляется в виде четырех таблиц вида:

Табл. 1. SWOT-анализ. Сильные стороны.

Фактор Комментарии
  Краткая формулировка Пояснения причин возникновения фактора

 

Может, также даваться единая матрица, составленная из четырех ячеек вида:

Табл. 2. Матрица SWOT-анализа

Сильные стороны… Возможности…
Слабые стороны… Угрозы…

 

Факторы, которые рассматриваются в SWOT-анализе, должны быть максимально увязаны с положениями остальных разделов. Это значит, что проект создания ДЗО должен быть нацелен на то, чтобы сохранить и развить сильные стороны бизнеса, минимизировать слабые стороны, использовать возможности и защититься от угроз.

 

Важное замечание! Необходимо исключить такое изложение результатов SWOT-анализа, из которого следует, что «все беды и несчастья» филиала/структурного подразделения являются следствием работы внутри структуры ОАО «РЖД», а при выделении в дочернее или зависимое общество ситуация изменится кардинальным образом в лучшую сторону. Такое изложение скорее станет основой для порицания деятельности конкретных руководителей, не способных улучшить ситуацию, или темой для совершенствования организации управления в ОАО «РЖД», но не сможет стать убедительным аргументом целесообразности создания ДЗО.

Маркетинговый анализ

В данном разделе необходимо детально и обосновано представить информацию о состоянии рынка, на котором будет работать ДЗО, конкуренции и ожидаемых продажах компании. Здесь дан перечень раскрываемых данных, пояснения по содержанию методик и подходов, используемых при проведении рыночного анализа, представлены в разделе 5. Исследование можно условно разбить на четыре приведенных ниже подраздела.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.174 с.)