Цели и задачи консультативной работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи консультативной работы.



Целью консультирования является помощь клиенту в понимании и разрешении собственных проблем. Консультирование решает целый ряд задач. Общие задачи: Снятие общих эмоциональных реакций, выработка адекватного, трезвого отношения к проблеме; Помощь в осознании, формулировании, вербализации проблем; Моделирование проблемной ситуации; Стратегическая задача: поиск оптимальных решений. Укрепление веры в себя. Мотивирование.

Основным методом психологического консультирования является контактная беседа – прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения. Беседа предполагает оказание воздействия на клиента с помощью специальных техник: Нерефлексивное слушание, Техники одобрения и успокаивания, Техника постановки вопросов и др.

"Пятишаговая" поэтап­ная модель процесса консультативного интервью:

1 этап - это установление контакта и ориентирование клиента на работу;

2 - сбор информации о клиенте, решение вопроса о том, "в чем проблема";

3 - осознание желаемого результата, ответ на вопрос: "Чего Вы хотите добиться?";

4 - выработка альтернативных решений, которую мож­но обозначить как: "Что еще мы можем сделать по этому поводу?";

5 - это обобщение психологом в форме резюме результатов взаимодействия с клиентом.

Выделяют также дистантное консультирование (телефонное, консультативная переписка). Консультирование по телефону является разновидностью индивидуального консультирования. Отличающиеся от обычных условия работы (прежде всего, наличие прак­тически одного информационного канала, а именно — слу­хового) обусловливают необходимость применения особых технических приемов получения информации, ее после­дующего уточнения и психотерапевтического воздействия на пациента.

Терапевтический контакт происходит в четыре последовательных этапа. Начальный этап — установление контакта, эмоциональное приятие пациента. Второй этап — интеллектуальное овладение ситуацией — складывается из структурирования ситуации, раскрытия её связи с контекстом жизненного пути, "снятия остроты". Третий этап — планирование действий, необходимых для преодоления критической ситуации. Четвертый этап — активная психологическая поддержка.

Разновидностью дистантного консультирования является консультативная переписка (интернет). Необходимость введения этой формы психологичес­кой помощи была обусловлена тем, что интернет получил широкое распространение в России; часто телефон­ное консультирование затрудняется из-за большой заг­рузки "Телефона доверия" или отсутствия телефона у клиентов, решиться же на прямой контакт с психоло­гом, психотерапевтом он не отваживался. Еще одна причина в том, что многие города не имеют собственных служб психологической помощи, и переписка с психологами, психотерапевтами центра является единственной возможностью для них получить психологическую помощь.

Такой способ консультирования дает следующие диагностические возможности:

- письмо дает достаточно большую психо­диагностическую информацию: а) подробнейшее изложение истории психологичес­кого страдания, многих побудительных причин, моти­вов, действий разных лиц и т.д. раскрывает проблемы клиента, его личность больше, чем единичный телефонный контакт или очная консультация.; б) стиль изложения, характер построения фраз, само содержание письма позволяют не только разоб­раться в проблеме клиента, но и уловить явную пси­хопатологическую симптоматику;

- позволяет использовать традиционные психодиагностические приемы, такие как проективные техники, исследование продуктов творчества: стихотворений, прозаических произведений клиентов.

Использование консультативно-психотерапевтической переписки в работе социально-психологических центров чрезвычайно перспективно, т.к. круг оказываемой помощи, дает ряд новых диагностических и консультативных возможностей.

Ч.2. БИЛЕТ № 9. Социальная терапия и методы её осуществления.

Социальная терапия – процесс исправления установок и возврата объектов работы к социально-полезной активности. Начинается с состав­ления плана действий. Реализация плана действий – вмешательство. Вмешательство представляет собой прямые открытые мероприятия, при которых специалист взаимодействует с объектом, обращаясь вместе с ним в различные инстанции и производя другие совместные действия, и непрямые мероприятия — организацию со­циального окружения, действующего согласно намерениям специалиста.

Типовая программа действий (план вмешательства):

1. Выбор терапевтической тактики.

2. Привлечение пособников (создающих благоприятный социальный фон) и посредников (действующих в интересах специалиста).

3. Поэтапное вовлечение объекта в социально полезные взаимодейст­вия.

4. Стабилизация нового стереотипа (новых привычек, нового образа действий).

5. На каждом подэтапе из перечисленных производится анализ ре­зультатов и коррекция плана действий.

Основные методологические подходы при вмешательстве.

Бихевиористский подход.. В бихевиоральной теории особый акцент делается на сильном влиянии окружающей среды на формирование и длительное сохранение поведения. Данный подход основан на разрыве связей факторов окружения с особенностями поведения

Кризисный подход. Разновидность бихевиористского подхода. Пред­ставляет собой наиболее характерную совместную деятельность специа­листа и объекта, в процессе которой объект вовлекается в активные сози­дательные действия, и этот стереотип закрепляется.

Гештальт-терапия. «Гештальт» в переводе с немецкого — «целое» или «форма». Подход основан на трёх принципах:

1. Самое ценное - это непосредственный чувственный опыт.

2. Более всего действует настоящий, конкретный момент (здесь и сейчас).

3. Для адекватных действий человек должен осознать настоящий момент. Причиной проблем является недостаточное его осознание, и с людьми работают для расширенияосознания.

Основные методики используются при индивидуальной работе с моло­дыми и зрелыми, психически здоровыми и эмоционально устойчивыми людьми, у которых причиной проблем является излишне стереотипированное поведение и восприятие из-за однообразного образа жизни, либо кризисная ситуация, связанная с тяжёлыми утратами.

Лечение обстановкой. Мягкий, щадящий подход с использованием непрямых мероприятий. Применяется для стариков, пожилых супруже­ских пар, детей, подростков, детских малых социальных групп. Человек или малая социальная группа помещаются в особым образом организо­ванное окружение (база отдыха, временный стационар), где предвари­тельно налаженный быт используется для привития новых навыков, при­вычек, стереотипов.

Рационально-эмоциональная терапия.. Используется в группах при рабо­те с алкоголиками, наркоманами, людьми, испытывающими семейные проблемы, супружескими парами в кризисных ситуациях.

Развитие навыков общения. Популярный методологический подход, основанный на создании навыков взаимодействий в различных игровых ситуациях. Используется в Т-группах при работе с людьми, страдающими хроническими психическими заболеваниями или расстройствами, умст­венно отсталыми людьми, социально запущенными детьми, алкоголика­ми, людьми в депрессивном состоянии, проблемными семьями.

Когнитивная терапия. Используется при индивидуальной работе со взрослыми - стариками, психически больными людьми, при депрессиях, при решении межличностных проблем (расхождений), при лечении алко­голизма. В практической работе часто применяется для снятия тревожно­сти у пожилых людей.

Терапия верой (веротерапия). Основана на непрямых мероприятиях, где роль посредника и пособника выполняет представление о Боге. Применяется при работе с такими категориями населения, к которым неприменимы иные подходы из-за нарушения логического мышления и самоконтроля, психически больными с выраженными явлениями разрушения личности, умственно отсталыми людьми, людям с тяжёлым астеническим синдромом и депрес­сией в результате тяжёлых жизненных утрат.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 1215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.006 с.)