Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оружие, орудия труда и посуда.
Найденные артефакты – оружие и орудия труда – отнесенные к окуневской культуре: - обкладка лука длиной 110.5 см, сделанная из кости благородного оленя, очень похожая на обкладки неолитических луков Ангары - четыре бронзовых кинжала без черенка, из них один вставлен в костяную рукоятку. - коллекция наконечников стрел: 3 костяных и 30 кремнёвых, в основном миндалевидной формы, реже ромбической с закруглённым или прямым основанием, изготовленных двусторонней отжимной ретушью. Наконечники, видимо, застряли в теле трупов, и лишь 12 из них, лежавшие кучкой, очевидно, находились в колчане. - два экземпляра копий: одно — бронзовое литое, с удлинённо-ромбическим пером и втулкой, второе — каменное, изготовленное отжимной техникой. Оно имеет треугольное перо и широкий черенок. - небольшой своеобразный бронзовый топорик. Его рабочая часть не изношена: очевидно, он был боевым или культовым. - каменная секира, найденная в афанасьевском могильнике у села Тесь. Оружие имеет вид неправильного диска с плоской массивной рукоятью (Вадецкая, 1981). - костяные игольники, иглы для шитья и вязания сетей, остроги. (Вадецкая, 1986); игольники, изготовленные из трубчатых костей крупных птиц. В некоторых иглах сохранились шерстяные нити; иглы для вязания сетей, представляющие собой крупные удлинённо-овальные пластины с закруглённым концом. Похожие были найдены в китойских и глазковских погребениях Прибайкалья (Вадецкая, Леонтьев, Максименков, 1980). - металлические изделия: ножи, шилья, рыболовный крючок и ещё один тип игольников (Вадецкая, 1986). Ножи плоские, листовидной формы, некоторые с черешком. Вставлялись в торец костяной или деревянной рукоятки, а также под углом к ней. Шилья четырёхгранные, вставлялись в торец костяной или деревянной рукояти (Вадецкая, Леонтьев, Максименков, 1980). Здесь, кроме очевидных параллелей с афанасьевской, андроновской и карасукской культурами, мы можем провести параллели с неолитическими культурами Ангары и Прибайкалья – кетойской, серовской, глазковской. Окуневская посуда плоскодонная, баночной формы. Есть конические банки, есть банки со слабо изогнутым профилем. Единичные сосуды – шестигранные, четырёхгранные и на поддоне. Найдено 6 вазочек-курильниц. В отличие от афанасьевских, эти курильницы имеют внутри чаши «кармашек». Сосуды всегда орнаментированы по всему телу, а часто и по дну. Орнамент сплошной либо делится на две-три зоны. Нанесён гребенчатым и гладким штампом, прочерками и вдавлениями палочки. Характерны ямки, «жемчужины» по венчику, шахматные узоры, зигзаги. Сплошной орнамент монотонный (Вадецкая, 1986).
УКРАШЕНИЯ И ОДЕЖДА. Окуневские антропоморфные изображения помогают составить представление об одежде, прическах, а также определить назначение тех или иных украшений, оставшихся в могилах. Женщины носили разнообразные причёски из длинных и коротких волос. Распущенные волосы, расчёсанные на прямой пробор, свободно спадали ниже плеч. Иногда их завязывали либо закручивали на макушке, оставляя концы свободно спадающими ниже затылка и даже на плечи. Делали стрижку из коротких – до шеи – волос с чёлкой спереди (Вадецкая, Леонтьев, Максименков, 1980). Обязательным украшением были височные кольца и серьги, которые надевали на ушную раковину. Концы колец заострены и заходят один за другой. Их носили от одной до семи с каждой стороны головы (Вадецкая, 1986). Нижняя одежда была шерстяная. Ворот, рукава и подол расшивали каменным разноцветным бисером. Поверх платья надевали нагрудники, видимо, меховые(Вадецкая, Леонтьев, Максименков, 1980). Их расшивали резцами сурка, лисицы, стеатитовыми колечками и бисером. Костяные и бронзовые бусины использовались для украшения реже, чем зубы животных. Найдены остатки меховой сумочки, расшитой 40 зубами марала. В трёх могилах найдены обувные украшения. Кожаные «туфельки» были расшиты зубами соболя. Последние нашиты ровными рядами. На каждой «туфельке» от 70 до 160 зубов: стоит отметить, что зубы были не любые, а только правый третий коренной верхней челюсти (Комарова, 1981). Для ожерелий и амулетов использовали бусы, бисер, зубы сурка, лисицы, медведя, кабарги, клыки и когти медведя, астрагалы и фаланги косули, лося (Вадецкая, 1986).
ПРЕДМЕТЫ КУЛЬТА.
В захоронениях было обнаружено много специально изготовленных культовых предметов (окромя зубов, клыков, костей животных и прочих естественных атрибутов охотничьей магии). Их можно разделить на три группы:
1) Каменные и костяные подвески, без изображения и с изображением: - три подвески с изображением головы или фигуры медведя (Комарова, 1981). - две подвески с изображением птиц (Вадецкая, 1986). - одна подвеска с изображением головы лося и медведя (Савинов, 1976). - одна подвеска с антропоморфной личиной (Вадецкая, 1986). 2) Каменные стерженьки и костяные овальные пластинки, на верхнем конце которых изображено женское лицо. Предположительно, миниатюрки были частью мягких куколок-божков и, видимо, служили амулетами плодородия. Их клали в могилы девочек (Вадецкая, Леонтьев, Максименков, 1980; Вадецкая, 1986). 3) Другие изделия были предназначены для ритуальных церемоний (Вадецкая, 1986): - костяной жезл со скульптурной головкой медведя, пожирающего барана. - сосуд из рога (ритон) с рельефным стилизованным изображением рогов быка. - крупные каменные луновидные диски с отверстием (луницы), птичьи маски. - мраморные шары диаметром 2-6 см. Их смысл неясен. Они бывают с просверленным отверстием и без отверстия. Может быть, они служили навершием булавы, или крепились на ремень или шнур. В семи могильниках часть плит, использованных для стенок или покрытия ящиков-гробов, ранее стояли на капищах. На них высечены (иногда – нарисованы охрой) разнообразные человеческие личины и фантастические хищники, фигуры домашнего скота (в основном – крупного рогатого), реже — других животных (лошадь, собака, лось, ворон), а также фигурки пляшущих людей в ритуальных костюмах (в высоких головных уборах, с «лучами» и «рогами», в звериных и птичьих масках), охотников с луками, «рожениц» и т.д. Фигуры животных и людей нанесены поверх личин уже тогда, когда культовые камни с личинами и хищниками вышли из употребления. Часть рисунков, судя по всему, бытового характера; другие же нанесены с магическими целями для проведения того или иного обряда (Вадецкая, 1970; Вадецкая, Леонтьев, Максименков, 1980). Многие изображения на плитах по сюжету и стилю находят аналогии среди трёх категорий памятников: культовых предметов из погребений, петроглифов на скалах и, главное, монументальных каменных изваяний, группами или поодиночке стоящих в степи. Анализ всех памятников (кроме петроглифов) позволяет отнести ранее найденных «степных» идолов к окуневской культуре (Вадецкая, Леонтьев, Максименков, 1980). Эти идолы изучаются давно. Неоднократно менялись представления о том, к какой эпохе и культуре они относятся. Долгое время их относили к карасукской эпохе в связи со сходством зооморфных изображений на стелах с карасукскими бронзами (Вадецкая, Леонтьев, Максименков, 1980). Скорее всего, эти изваяния были не надгробными, а культовыми памятниками. С ними связаны жертвоприношения, остатки от которых (черепа и кости баранов) находят у основания идолов или в ямках вокруг них. Множество культовых изображений было изготовлено из различного камня; в зависимости от его характера они рельефные или плоскостные. Из гранита и песчаника создавали массивные скульптуры, множество из них сохранились до наших дней, несмотря на то, что их неоднократно в дальнейшем использовали для сооружения курганов. Плоские хрупкие плиты с изображениями очень быстро ломались. Предполагается, что окуневцы изготовляли их не для длительного пользования, а лишь для определённых событий. Часть этих плит до нас дошла только потому, что они были в качестве строительного материала «захоронены» в могилах.
В камне воплощены родовые окуневские божества, судя по всему, женские. К сожалению, большая часть изображений стершиеся, и потому не читаемы. По сюжету личины-божества можно условно разделить на три категории: 1) Немногочисленные двуглазые личины с одной полосой поперёк лица и лучами-волосами на голове. Их иногда называют «солнечными божествами» (Вадецкая, 1986). 2) Единичные реалистические человеческие лица (Вадецкая, 1986). 3) Трёхглазые личины с несколькими полосами поперек лица, со сложными звероподобными головными уборами, разделяющимися змеевидной лентой. Уборы различаются сюжетами и схематичностью изображения; многие из них приобретают вид причудливых «корон». Самые оригинальные стелы увенчаны скульптурой головы барана, а под личиной на них высечены морды хищников, солярные знаки и иные элементы нагрудников. Предположительно эта группа изваяний интерпретируется как изображение прародительниц в образе женщины и зверя (Грязнов, 1950) либо колдунов в костюме (маске, головном уборе, нагруднике), похожем на шаманский (Вадецкая, Леонтьев, Максименков, 1980; Леонтьев, 1978; Вадецкая, 1986).Эта группа самая многочисленная. Небольшие резные изображения на плитах и писаницах отличаются реализмом и динамичностью изображения. Они либо процарапаны острым резцом, либо выбиты точками, но в обоих случаях линии фигур дополнительно прошлифованы осколками песчаника (Вадецкая, 1970; Вадецкая, Леонтьев, Максименков, 1980). Сюжеты на писаницах те же самые: дикие и домашние животные, человеческие личины, люди в ритуальных костюмах и масках, фантастические животные (Вадецкая, 1986). Истоки окуневского искусства уходят вглубь лесного сибирского неолита. Об этом можно судить по зооморфным сюжетам, в том числе образам лесных зверей и приёмам изготовления скульптур, перенесённым на камень с деревянных изделий (Максименков, 1975). В свою очередь, окуневское искусство, по всей видимости, явилось предшественником карасукского и тагарского. Вполне вероятна постепенная схематизация окуневского стиля, так как в могилах одновременно найдены реалистические и схематичные миниатюрки, а на рисунках стел в единую композицию включены разные стилистические группы личин.
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАХОДКИ.
В окуневской культуре роль охоты выражена наиболее отчетливо среди культур минусинских степей. Об этом свидетельствуют многочисленные амулеты, ожерелья и украшения нагрудников, сделанные из зубов животных. Изделия изготовляли из костей лося, оленя, косули, птиц. Совершали ритуальные захоронения частей диких животных. Судя по костным остаткам, промысловыми животными у окуневцев являлись медведь, волк, лось, косуля, марал, кабарга, соболь, лиса, сурок, выдра, рысь. На культовых изделиях изображены медведь, волк, лось, олень. Особенно важным был культ медведя, клыки и когти которого являлись амулетами, а органы размножения его собирали и захоранивали. Изображения медведя помещали на церемониальных предметах (жезл), обрядовом костюме божеств, воплощали в отдельных монументальных скульптурах и мелкой пластике (подвески). Спорово-пыльцевой анализ образцов, взятых из курганов, показал, что естественные условия степей мало отличались от современных (Максименков, 1975). Стало быть, для охоты приходилось уходить на довольно значительные расстояния в лесные и таёжные предгорья, ибо роль охотничьих традиций была велика. Примечательно, что у окуневцев интенсивная охота сочеталась со столь же интенсивным скотоводством. В самих могилах изредка встречались кости домашних животных: коровы, овцы, лошади. Зато они, так же как кости косули, найдены на поселении (Кадат VI). В культовых ямах под городом Минусинском были захоронены шкуры (с головами и ногами) быка, барана, лошади. Черепа барана лежали в основании некоторых культовых стел. Антропоморфные божества, высеченные на этих стелах, часто снабжены рогами, по всей вероятности, коров и волов (Вадецкая, Леонтьев, Максименков, 1980), а среди бытовых рисунков на плитах и писаницах также преобладают фигуры крупного рогатого скота. Из всего вышеперчисленного можно сделать вывод о широком распространении и развитии скотоводства в окуневской культуре; преобладал крупный рогатый скот. Судя по изображениям на двух стелах, что окуневцы имели двухосные и одноосные повозки, в которые впрягали быков (Леонтьев, 1980). Предположительно, окуневцы-охотники, расселившись по степям, заимствовали скотоводство у афанасьевцев и постепенно превратились в скотоводов. Стало быть, у тех же афанасьевцев ими был заимствован колёсный транспорт, появившийся в Сибири с их приходом. Окуневцы занимались и рыболовством, о чем свидетельствуют находки острог, рыболовных крючков, игл для вязания сетей. Свидетельств наличия земледелия не имеется, кроме обломка орудия типа мотыги. Но и оно было найдено внутри оборонительного сооружения и, видимо, имело иное назначение. Наряду с металлическими продолжали бытовать каменные изделия, ножевидные пластинки, скребки для обработки шкур (Кадат VI).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.014 с.) |