Описание в литературе археологических находок, связанных с окуневской культурой. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание в литературе археологических находок, связанных с окуневской культурой.



ПОГРЕБАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ.

Могильники обычно состоят из одного, реже из четырех курганов. Известен только один большой могильник из 14 оград (Черновая VIII). Одна или несколько оград обычно расположены неподалеку от афанасьевского кладбища либо на одной площади с ним. Встречались одиночные могилы, находящиеся под насыпями более поздних курганов. Судя по всему, они являются остатками разрушенной ограды, а не особым вариантом кладбищ. Особо выделяются могилы, расположенные в афанасьевских оградах. Их принято рассматривать впускными (Максименков, 1965), но расположены они относительно афанасьевских могил по-разному. Можно классифицировать несколько вариантов (Максименков, 1965):

1) окуневские могилы впущены в заплывшие старые афанасьевские могилы (Красный Яр II, Малые Копёны II).

2) окуневские могилы сооружены на месте разобранных участков афанасьевских оград (Красный Яр II).

3) окуневские могилы врезаны в край надмогильного холма афанасьевской могилы либо пристроены к ещё не развалившейся ограде (Черновая VI, Карасук III, Барсучиха IV).

4) окуневские могилы выкопаны внутри афанасьевской ограды, рядом с афанасьевскими могилами, не нарушая последние (Большое Кольцо, Верхний Аскиз).

5) окуневские могилы расположены на месте афанасьевской могилы внутри её ограды (Бельтыры, огр. 6; Афанасьева Гора, огр. 8).

Сложнее всего разобраться с могилами, содержавшими смешанные материалы: Уйбат-Хулган, Афанасьева Гора, огр. 6, Большое Кольцо, Тас-Хазаа, Карасук VIII.

Ограды могил всегда четырёхугольные, как правило – квадратные. Они сооружены из вкопанных ребром плит песчаника или сложены из глыб булыжника. Высотой ограды до 50 см, размером от 2.5×3 до 4×4 м. В некоторых оградах по одной могиле в центре, в других — 3-15, а в одной — 22 могилы. Есть возможность проследить последовательность заполнения оград. Первую могилу выкапывали в центре, далее — по бокам ограды, самые последние — между развалами насыпей ранних могил (Вадецкая, Леонтьев, Максименков, 1980). Яму для могилы выкапывали небольшую, укороченную и неглубокую. Рассчитывали на одного человека, уложенного на спину с сильно поднятыми вверх коленями, либо на двух человек, тесно прижатых друг к другу. Окуневские могилы были очень тесные: покойник упирался головой и ногами в стенки ямы (а, например, афанасьевские могилы были очень просторными). Часто стенки ям обставлены большими плитами в виде ящика, а дно выложено мелкими плитками. Ящики и ямы закрывали плитами и сооружали небольшой холмик из земли и камней. Реже встречаются ямы, покрытые брёвнами и поверх них — плитами. В нескольких случаях плиты над ямами уложены в виде купола, что делает их немного похожими на афанасьевские (Вадецкая, 1986).

 

 

ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД.

Окуневцы хоронили чаще всего одного человека, реже совместно женщину с ребёнком, разнополую пару, или пару с ребёнком. Иногда в ту же могилу позже клали ещё по одному человеку либо новую пару (Вадецкая, Леонтьев, Максименков, 1980). Судя по всему, производили захоронения в основном летом, поэтому трупы умерших пытались как-то сохранить до погребения. Одним из способов сохранения трупа была посмертная трепанация черепа и извлечение мозга. Черепа с посмертной трепанацией обнаружены в кургане Разлив X. Возможно, что дополнительные захоронения ещё одного человека или пары производились зимой, когда было трудно сооружать новую могилу.

Окуневцы умели обрабатывать и сохранять череп умершего человека. Об этом свидетельствуют пять захоронений, встреченных в разных могильниках. В них, помимо полных скелетов, находилось от 3 до 8 человеческих черепов без нижних челюстей. Судя по расположению черепов (рядом с сосудами), их не хоронили, а подкладывали одному из погребённых как реликвию, лично ему принадлежавшую при жизни. (Вадецкая, 1980).

Возникает вопрос: были ли это черепа каких-то родственников умершего, окуневцев, либо же каких-то поверженных врагов – представителей других культур? В пользу первого предположения указывает то, что в одной могиле человек был захоронен безусловно обезглавленным после смерти (Вадецкая, 1980).

Детей хоронили вместе с взрослыми, а также в отдельных могилах внутри общей ограды, часто уже заброшенной. Покойного укладывали на спину с сильно согнутыми коленями и вытянутыми руками. Усопшие лежат в разных направлениях, но чаще всего головой на запад. Погребённые, положенные скорченно на боку, единичны. В тех случаях, когда хоронили двух покойников, их клали параллельно, головой в одну сторону, либо «валетом». Захороненным женщинам клали сосуды с пищей и орудия труда. Часто под голову подкладывали камень, реже — плиту с выемкой для головы. Скорее всего, это связано с тем, что у покойных была высокая прическа или большой головной убор, что подтверждается изображениями на различных ритуальных плитах. Лицо и тело умершего, судя по всему, раскрашивали поперечными полосами охры. Варианты раскраски прослежены по антропоморфным изображениям, а её следы сохранились на черепах скелетов (Вадецкая, Леонтьев, Максименков, 1980). Всех покойников клали одетыми, с большим количеством культовых предметов и амулетов охотничьей магии.

Весьма своеобразен состав костей животных, найденных в могилах. Мясо мёртвому клали очень редко. Зато обнаружены несъедобные части культовых животных, как диких, так и домашних: медведя, журавля, выдры, рыси, коровы, лошади, кучки из 20 обломков подъязычных костей оленя, из 8 плюсневых и 1 пястной от трёх волков. На некоторых могильниках обнаружены остатки поминальных тризн.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.14.219 (0.005 с.)