Гениальность как импровизация. Вейнингер и Сидис. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гениальность как импровизация. Вейнингер и Сидис.



Упражнение «Вопросы Борхеса»

Хорхе Луис Борхес, один из гениальных писателей XX века, го­ворил, что в его жизни самое главное — это вопрос: «А что если?..»

«А что если «Алеф» — великая точка каббалистических мисти­ков — окажется вот здесь, на этой самой лестнице в Нью-Йорке или в Буэнос-Айресе?» — спрашивал себя Борхес.

«А что если я превращусь в жука?» — спрашивал себя Кафка.

А что если интерес и следующая за ним концентрация внима­ния начинаются с вопроса?

С вопроса начинается любопытство. С любопытства — путь к осмысленности жизни и гениальности.

Разве гениальность появляется только во время художествен­ного творчества?

Конечно же нет, человек считает свою жизнь осмысленной. тогда, когда у него есть вопросы, когда он пытается что-нибудь выпытать у природы, у Бога, у других людей... Только тогда, когда он творчески включен в окружающий мир.

Иными словами, смысл жизни — в учебе, в бесконечном путе­шествии к своему внутреннему наставнику.

Заданный вопрос делает реальность... упражнением в вообра­жении человека.

И наоборот: при появлении вопроса воображение становит­ся... упражнением в реальности.

«Вопросов нет!», — это способ существования шлемазла. Жизнь в бессмыслице.

Гениальный Отто Вейнингер родился в 1880 году. Все, кто знал его в детстве, рассказывали, что он был необыкновенно откры­тым и восприимчивым ребенком. Его трепетная душа отклика­лась на малейшие внешние воздействия. Любое природное яв­ление имело для него свой особенный смысл: далекие горы были обещанием счастья, плывущие по небу облака сулили приклю­чения. Смерть комара могла стать для него большой проблемой.

Мальчик превратился в юношу. Юноша стал поэтом. Его лю­бопытство не знало границ. Самым трудным для него было то, что менее одаренным и чувствительным натурам сделать было значительно проще: ограничить себя в своих увлечениях. Не было занятия, которое бы не захватывало его целиком. Ни о какой кон­кретной профессии долгое время не могло быть и речи. Отсюда родилось и его страстное желание — найти для всех многообраз­ных проявлений жизни «общий знаменатель», объяснить и упорядочить изобилие существующих форм жизни. Знакомое нам желание «открыть тайну всего». Для Вейнингера это был путь к философии.

Юному человеку трудно примириться с тем, что есть так мно­го мест на Земле, которые он ни разу не посетил, так много рук, которые он ни разу не пожал, так много прекрасных женщин, ко­торых он никогда не видел. Для того чтобы «смирить себя», тре­бовался сильный характер, достойный уважения не меньше, чем творческий дар и необыкновенные умственные способности.

Отто Вейнингер добровольно заперся в «замке из слоновой ко­сти», посвятив себя решению грандиозной интеллектуальной за­дачи. Он читал Гегеля и Канта, погрузился в изучение математи­ки и схоластики. Постепенно у него выработалось высокомерное отношение к земным, житейским вещам, которые тянут вниз от возвышенного и духовного.

В конце 1902 г. в венском издательстве Вильгейма Браумюллера вышла в свет книга 23-летнего студента отделения философии Отто Вейнингера «Пол и характер. Принципиальное исследо­вание». Успех не заставил себя ждать. Ее содержание никого не оставляло равнодушным. В своих лекциях и статьях о ней гово­рили Эрнст Мах, Генри Бергсон, Василий Розанов и многие дру­гие. В России вокруг книги развернулась неслыханная полемика. В одном критики были единодушны: автору пророчили блестящее будущее.

Отто Вейнингер развил новую теорию взаимоотношений по­лов. Для обоснования своего подхода он использовал разнообраз­ный фактический материал — данные биологии, психологии, социологии и истории. Выводы и заключения часто поражают оригинальностью и остротой мысли. Вейнингер исходит из тео­рии бисексуальности. В мире растений и животных, как и в мире человека, нет полностью однополых особей. Не существуют «в чистом виде» ни мужчины, ни женщины. Есть только «мужское» и «женское» начало, «мужской» и «женский» элемент.

В каждом мужчине и в каждой женщине есть оба эти элемен­та, и их соотношение определяет характер конкретного человека. Вейнингер попытался изучить особенности каждого элемента и те черты, которые они привносят в общий комплекс. И здесь его выводы носят шокирующий характер.

Все активное, духовное и творческое в человеке Вейнингер от­носит на счет мужского начала, а все материальное и пассивное считает чисто женским. Мужское начало для Вейнингера — но­ситель добра, женское — зла. Вот один из известных афоризмов книги «Пол и характер»: «...самый низкий мужчина выше самой достойной женщины». В другом месте он пишет: «Женствен­ность — это хаос, женское начало — это бездушная материя, это ничто: небытие, абсурд. Мужество — это Суть. Мужское нача­ло — это символ всего». Многие выводят отсюда заключение, что

Вейнингер — величайший женоненавистник. Это неверно — он говорил не о реальных мужчинах и женщинах, а об отвлеченных, абстрактных началах. Но в стремлении «свести счеты» с матери­альной жизнью можно увидеть один из источников его собствен­ной трагедии.

Он был евреем по национальности, и в книге «Пол и характер» посвятил еврейству отдельную главу. Он старается оградить себя от упреков в вульгарном антисемитизме и объявляет в самом начале, что нападает не на расу или народ и тем более не на вероисповеда­ние. Под «еврейством» Вейнингер понимает известное духовное направление, известную психическую конституцию, которая воз­можна для всех людей, а в историческом еврействе нашла лишь самое законченное воплощение. Отдельные черты «еврейства» Вейнингер находит даже у арийцев. Например, у чистокровного немца Рихарда Вагнера он усматривает элемент еврейства в том, что в его музыке есть что-то «навязчивое, громкое», и в том, что он обращает повышенное внимание на внешнюю оркестровку своих вещей. Яркими представителями еврейства Вейнингер счи­тает антисемитов, утверждая, что антисемит чувствует свою ев­рейскую психологию и старается от нее освободиться.

На еврейство Отто Вейнингер обрушивается со страшными обвинениями и упреками, усматривая в нем большое сходство с ненавидимым им женским началом. Еврей, как женщина, не имеет души, не чувствует потребности в бессмертии, слишком легко становится «свободомыслящим». Евреи способствуют раз­витию материализма, склонны к материалистическому пони­манию мира, дарвинизму. Они все сводят к плотскому, земному. В них сильна потребность растворить все в материи. Поэтому они и лишены гениальности.

Чуткая душа Отто Вейнингера была мужской. Женское нача­ло было противоположным, непонятным, пугающим и, на его взгляд, не было необходимым. Все, что его манило и пугало, на­звал он «женским». Он был рожден евреем, но не был связан с иудаизмом или еврейской традицией. Тем не менее все, что об­разовывало фундамент его жизни, он сам называл «еврейством». Женское и еврейское было для него двумя различными именами для тех жизненных основ, которых он боялся и избегал.

Захваченный страстной идеей открыть миру истинную систему морали и указать верный путь, пишет он свою книгу...

И вот книга написана, и практически сразу пришел успех. Ев­ропейская слава поразила бедного еврейского студента. Для него открылись все блага мира — почет, деньги, власть, путешествия, прекрасные женщины. Ненавидимый им «земной мир» распах­нул перед ним двери и обещал земное счастье.

Но юноша не захотел его принять. Вечером 4 октября 1903 года в знаменитом номере старой венской гостиницы, в котором в 1827 году скончался Бетховен, Отто Вейнингер выстрелил себе в сердце из пистолета. Агония продолжалась всю ночь. Он умер только под утро.

Он оставил посмертную записку, в которой писал, что теперь... Он знает о жизни все, что человек может о ней узнать... дальней­шее существование не представляет никакого интереса...

Он был гением. Юноша успел увидеть только одну точку зре­ния на мир и гениальность других людей — свою собственную.

Он умер, когда почувствовал, что в нем иссякло любопытство.

Он не сумел почувствовать бесконечность потока смыслов.

Ему показалось, что он исчерпал все вопросы бытия.

Он мог, но не успел научиться импровизировать.

Его жизнь и книга увеличили количество интересного в реаль­ности. Они стали притчей, о которой читатель, может быть, за­хочет поразмыслить самостоятельно. Очевидно одно: его жизнь и смерть не остались бессмысленными для потомков.

Но разве жизнь гениального человека может быть совсем бессмысленной?

Одна такая жизнь мне известна... Уильям Джеймс Сидис ро­дился в семье иммигрантов из России. Его родители были гения­ми в своих областях: Борис Сидис преподавал психологию в Гар­вардском университете и написал много книг; Сара была врачом, но бросила свою карьеру для помощи в воспитании Уильяма.

Его родители хотели сделать своего сына выдающимся гени­ем, используя собственные методы образования. Уильям читал в возрасте полутора лет и к восьми годам написал четыре книги. Его IQ оценивается в районе от 250 до 300 (наивысший зафикси­рованный IQ в истории), в одиннадцатилетнем возрасте он по­ступил в Гарвард.

Сидис был социально пассивен всю жизнь. В молодом возрас­те он решил отказаться от секса и вместо ухаживания за женщи­нами посвятить свою жизнь интеллектуальному развитию. Его интересы проявлялись в довольно экзотических формах... Сидис коллекционировал проездные железнодорожные билеты своей страны. При этом он знал около 200 языков и свободно переводил с одного на другой.

Всю свою взрослую жизнь он работал простым бухгалтером, увольняясь с работы, как только его гениальность становилась заметной.

По современным стандартам ученые классифицируют Сидиса как необычайно одаренного человека, и многие авторы использу­ют его как наиболее показательный пример того, что даже гени­альные молодые люди могут не достичь никакого успеха.

Области, исследованные в ранних работах Сидиса, включают американскую историю, космологию и психологию. Он написал трактат о железнодорожных билетах под псевдонимом Франк Фалупа. В 1930 году Сидис получил патент на бессменный бес­конечный календарь, который учитывал високосные годы.

Его интеллектуальные поиски вынудили его прятаться от жур­налистов. Решив жить только частной жизнью, он не использовал свои знания математики и занимался лишь простой бухгалтер­ской работой.

Он посвятил свою жизнь коллекционированию железнодорож­ных билетов. Сидис умер от кровоизлияния в мозг в 1944 году.

Сидис гением не был, потому что принял решение использо­вать свой дар только в одном направлении и только для себя.

Он сознательно бежал от разнообразия мира. Он не хотел за­давать вопросы гениальности. Он не хотел импровизировать.

Чувство осмысленности жизни или любви к жизни (я думаю, все согласятся, что это синонимы) — это ощущение своего права задавать жизни вопросы и получать ответы на них.

Это и есть чувство равноправия по отношению к вечному «Я». А как же иначе?

Оно — Параматма — одновременно является моим собствен­ным, индивидуальным «Я» (Атмой).

Любить — значит не бояться задавать вопросы и получать на них ответы.

Каждый любящий знает это правило из своего опыта. Жизнь — это гениальное живое существо. Правило распро­страняется и на Бога.

Что ВНИЗУ, ТО И НАВЕРХУ

Ни Вейнингер, ни Сидис не любили жизнь и ее живое созна­ние.

Психотерапевт трансперсональной школы и писатель Нил До-налд Уолш создал большую серию книг под общим названием «Беседы с Богом», в которой рассказал о своем опыте беседы с Богом... внутри самого себя. Он, используя приемы концентра­ции, задавал самому себе вопросы и слушал «тихий голос», ко­торый ему отвечал. Эти книги читаются как откровение во всем мире.

Уолш прислушивался к ответам, которые всплывали в его душе, как ваша лодочка всплывала в воображении после путешествия к внутреннему наставнику.

Кстати, вы не пробовали задавать ему вопросы?

Творчество — это форма любви: взаимопроникновение челове­ка и мира. Это взаимообогащение обоих миров — как внешнего, так и внутреннего.

Люди могут не только создавать произведения, они способны совершать поступки.

Когда мы произносим слова «гениальное произведение», пре­жде всего вспоминаются произведения искусства, книги, нова­торские открытия.

Но есть еще гениальность Жанны д'Арк и Махатмы Ганди.

Жизнь как произведение искусства.

Не стоит ли нам считать произведением искусства и то, как че­ловек в меру своих способностей рожает и воспитывает ребенка, кормит семью, заботится о доме, ухаживает за больными или про­сто справляется с жизненными проблемами?

Ведь все это можно делать гениально!

Интерес, вдохновение, любовь — вот что придает черты твор­чества любому, даже незначительному делу. Великий, может быть даже гениальный, психоаналитик Виктор Франкл, один из гуру психологии XX века, однажды написал по этому поводу: «Если мы продолжим рассуждать в таком ключе, то придем к выводу, что ни одна великая мысль не пропадает, даже если она так и не станет известной, даже если она будет унесена человеком с собою в могилу. Внутренняя история жизни человека во всем ее драматизме и даже трагизме не пройдет тогда понапрасну. Даже если она и останется никем не замеченной и ни один роман не расскажет о ней. Роман, который человек прожил, является не­сравненно большим творческим достижением, чем роман напи­санный».

В гениальности становится важна не столько грандиозность созданного, сколько индивидуальность самого созидающего. Все мы с утра до вечера создаем наши произведения — на работе и в личной жизни. Мы постоянно трудимся над грандиозным произ­ведением искусства под названием «собственная жизнь».

Разве не творчеством является испытание человеком самого себя на прочность? Каждым своим поступком мы подтверждаем или отвергаем какую-либо ценность или поддерживаем или от­вергаем чью-либо гениальную идею.

Для того чтобы мешанина чужих идей стала искусством, важно лишь... пользоваться ими сознательно, как гениальный художник пользуется красками. Это возможно, если вы возьмете авторов этих идей... в партнеры. Нужны равноправные отношения между художником и его красками.

Для того чтобы стать Леонардо, краски нужно любить.

Для нас может быть очень важно, находясь в рабочем коллек­тиве, добиться сплоченности или, наоборот, с помощью уволь­нения заявить о несовпадении своих взглядов и убеждений со взглядами начальства. В наше экономически нестабильное время такой поступок превращается в произведение искусства. Но мы сами скажем увольняющемуся: «Главное — чтобы ты понимал, что делаешь».

Произведение искусства — это всегда деяние сознания. «Выс­шего» или «суетного» — это уже другой вопрос... хотя и не менее интересный. К величайшим достижениям человеческого духа — «гениального Я» —- относится способность выступить в защиту другого, стать ему полезным в трудную минуту, рисковать ка­рьерой ради правды. Любовь — это взаимопроникновение: делая благое дело, человек наполняется благом сам.

Лишь бы мы умели отличать благие идеи и действия от «не­благих». Приходится импровизировать, смотреть на проблему с самых разных точек зрения...

Впрочем, мы почти всегда знаем, что является благом, а что нет. Для этого существует внутренняя инстанция, которую мы все знаем под именем совести...

Она же — тихий голос гениальности...

Ведь «гений и злодейство — две вещи несовместные... Не прав­да ли, Сальери?»

Жаль только, что голос этот звучит так тихо. Но он не может кричать. Он не начальник, он — партнер.

Давайте перейдем от слов к делу и попробуем научиться импровизировать.

Сделаем одно простое упражнение.

Упражнение «Вопросы Борхеса»

Включите музыку, устройтесь на ваших волшебных местах по­удобнее, постарайтесь, чтобы ваши мысли успокоились, станьте максимально восприимчивым.

На несколько мгновений задумайтесь о том, как сделать себя бо­лее привлекательным. Кому из нас этого не хочется?

Пока звучит мелодия, удерживайте в уме этот вопрос, но не старайтесь найти ответа.

Если у вас вдруг начнут появляться какие-то ответы, выкиньте их из головы. Возможно, музыка уведет вас в направлении, которое предложит промелькнувшая вдруг мысль. Не поддавайтесь этому. Удерживайте сам вопрос.

Так делал это Борхес.

Не пытайтесь найти ответ обычным путем. Будьте тверды. Настройтесь на вопрошающее к миру мысленное состояние. Это может поначалу показаться трудным. Отбросив первые назойли­вые ответы и размышляя подобным непривычным способом, вы за­ставляете себя найти что-то по-настоящему новое.

Вы включаете те области мозга, которые были активны у Бор­хеса, но не задействованы у нас. Удерживайте вопрос и помните о том, что природа не терпит пустоты.

Как же научиться импровизировать жизнью? Давайте поду­маем.

Можно каждый день искать бесчисленное множество разных новых подходов к жизни. Например, пообещайте себе каждый день принимать такое положение тела, которое вы никогда не принима­ли до этого. Первый раз попробуйте прямо сейчас...

Запомните, какие мысли пришли вам в голову.

Каждый день изобретайте новое слово и значение для него, обяза­тельно записывайте в дневник.

Каждый день выполняйте упражнение из этой книги. Попробуй­те каждый день, скажем, в течение месяца, чистить зубы новым способом. Можно также 30 дней тереть посуду и пол в направлении, отличном от привычного... причем каждый день в новом...

Теперь давайте попробуем импровизировать с метафорами.

Вы сейчас немного сконцентрировались на странном состоянии удерживания вопроса. Поразительно, но это состояние помогает заполнять любую пустоту в душе.

Положите перед собой карандаш и бумагу.

Вспомните, как в упражнении Станиславского вы чувствовали, что руки от локтя становятся чужими. Сделайте это.

Пишите карандашом на бумаге, старайтесь фиксировать первое, что пишет рука в ответ на мои фразы.

Я произношу: «Мой дом — это...», а вы дописываете. Скажем, «мой дом — это рай на земле». Или «мой дом — это ад». Точно так же пишем и дальше.

Задайте себе вопрос: «Что напишет моя рука в ответ на фразу?..»

Моя супруга — это...

Истина — это...

Власть — это... Счастье — это... Моя работа — это... Беспокойство — это... Любовь — это... Успех — это...

Если вы это написали, то можно попробовать поиграть метафо­рами в уме. Еще раз попробуйте представить себе, как ваши орга­ны чувств перемешались друг с другом, и теперь вы можете видеть звуки, слышать цвета, обонять формы. Попробуйте следом за мной вообразить следующие ощущения.

Какой запаху слова «участвовать»?

Какова на ощупь цифра 7?

Какой вкус у голубого цвета?

Как выглядит свобода?

Какая форма у среды?

Какая мелодия у бутылки водки?

Какой вкус у грусти?

Чем пахнет вчера?

А каково на вкус веселье?

Вас мучают проблемы?.. Давайте испробуем способ Борхеса, что­бы избавиться от них.

Вы сейчас находитесь в комнате.

Попробуйте представить себе: в комнате по соседству привиде­ние...

Вы поняли... это и есть состояние вопроса без ответа... пока не входите в эту комнату.

Попробуйте представить себе, как оно выглядит... какого цве­та... где висит...

Что вы будете делать, подходя к комнате, в которой привиде­ние?..

Вам сейчас любопытно туда заглянуть или страшно?..

Как это — привидений не бывает?.. Смотрите, вон оно, белое, в углу... Убедились? Теперь войдите в комнату и спросите у него, что вам делать с проблемой, которая вас мучает... Оно вам что-то скажет, поверьте... Услышали ответ?..

Один из вечных вопросов Борхеса сейчас звучал бы так: «Что было бы, если бы в комнате было привидение?» — и его можно повернуть как угодно.

В соседней комнате может оказаться слон, жираф, летающая тарелка, говорящая собака, Одиссей с мечом наперевес. И все, что вам сейчас пришло в голову, тоже.

Если вы не увидели привидение, то попробуйте перевоплотиться...

Как бы вы увидели свою проблему, если были бы привидением?..

Что вы могли бы себе посоветовать?..

А слоном?.. А говорящей собакой?.. А царем Итаки?..

А если бы вы были живым хрустальным чайником Сальвадора Дали, на длинных и тонких ножках?

А старым чугунным чайником со свистком?.. Как чайник реагиру­ет на проблемы своих хозяев?

Не в мультфильме, а здесь, в реальности импровизации.

Ощутите это для того, чтобы использовать импровизацию — форму гениальности, которая делает мир ярким и интересным.

Попробуйте проиграть в уме отрывок мелодии, которую вы только что слышали. Постарайтесь услышать и мелодию, и оркестровку...

Какие инструменты участвовали?..

Теперь давайте послушаем музыку воображения...

Только не надо ничего вспоминать! Просто позвольте той музы­ке, которую я называю, появляться самостоятельно...

Для этого войдите в состояние немого вопрошания...

Итак, внимание!

Классическая музыка, если у вас есть какой-нибудь любимый композитор...

Рок-музыка... То, как вы ее представляете, или то, что предпо­читаете вы сами. Слышите, как звучит мелодия?.. Поп-музыка... Последние хиты...

Музыка из кинофильмов. Любая, включается по вашему жела­нию...

У нас концерт по заявкам...

Будет интересно, если вы щелкнете пальцами и внимательно прислушаетесь к звуку, который воспроизвели пальцы...

Попробуйте воспроизвести этот звук в уме...

Повторите то же самое несколько раз, чтобы научиться воспроизводить щелчок произвольно...

Попробуйте менять в уме характеристики звука и мысленно перемещать его источник...

Добейтесь того, чтобы звук щелчка доносился до вас сверху... сле­ва... справа... снизу...

Сделайте щелчок сначала громче, потом мягче...

Представьте себе, что вы находитесь в маленькой комнатке...

А теперь в огромном зале...

Попробуйте точно так же «во внутреннем радиоприемнике» вос­произвести звуки. Ну, например, ваш собственный голос, как бы он звучал по радио...

Голоса ваших близких...

Голоса ваших близких, которые, сидя за столом, хором поют: «Косят зайцы траву»...

Если вам понравился внутренний радиоприемник, то давайте сде­лаем такой же внутренний телевизор.

Выберите какой-нибудь определенный предмет, например яблоч­ный пирог, и попытайтесь отчетливо представить его себе...

Потом представьте, что ваш зрительный образ находится на экране вашего же любимого домашнего телевизора...

На пульте дистанционного управления телевизором есть кнопки регулировки. Возьмите реальный пульт дистанционного управления в руки...

Попробуйте представить себе, как вы меняете на вашем теле­экране резкость изображения яблонного пирога, делаете ее меньше... потом больше...

Теперь попробуйте поменять яркость. Сделайте ее больше... меньше...

Есть замечательная кнопка «контраст», знаете? Сначала умень­шим контрастность картинки... потом ее увеличим...

Тон. Меняем насыщенность цвета. Снижаем цветность... повы­шаем...

Размер. В современных телевизорах есть функция «зум», позво­ляющая менять размер картинки. Но даже если у вас этого нет, попробуйте себе представить, как картинка то наезжает на вас... разрастается во весь экран... то отъезжает, становится маленькой-маленькой, спрятанной где-то в центре экрана.

А теперь представьте на экране телевизора сценку, которая изображает вашу проблему, болезнь или беду...

Или то, на что вы не можете решиться, — пойти и попросить, снять трубку и позвонить, устроиться на работу, написать резюме.

В общем, все то, что вы никак не в состоянии сделать...

Телевизор светит прямо из вашей гениальности — оттуда, со дна, от мастера-наставника...

Увидели сценку или картинку? Замечательно... Теперь давайте вспомним, что мы меняли в нашем воображении на пульте дистанционного управления...

Мы меняли резкость, яркость, контраст, размер, тон, цветовую насыщенность...

Для того чтобы манипулировать с картинкой или найти решение проблемы, достаточно лишь сделать цветное черно-белым. А черно­-белую картинку «во весь экран» уменьшить до исчезающе малой точки...

Попробовали? Отлично...

Теперь представьте на экране картинку вашей радости и успе­ха...

Цветную! Во весь экран...

А теперь, пользуясь функцией «зум», приблизьте и сделайте раз­мером во весь экран картинку беды...

Пусть при этом картинка радости уменьшится до точки... где-нибудь справа внизу экрана...

Теперь пусть разноцветная картинка «вырастет», а черно-белая уменьшится...

Еще раз...

Еще...

Запишите свои ощущения в дневник.

Во внутренних путешествиях всегда интересно наблюдать ма­ленькие и абсолютно необычные сценки.

Давайте представим себе крокодила, разгуливающего по Санкт-Петербургу с трубкой в зубах, ровно так же, как его когда-то пред­ставил себе Корней Иванович Чуковский...

Если нам совсем грустно, почему бы нам не представить себе на улицах Москвы единорога, символ магии и силы?

Когда мне очень плохо, когда я с печалью смотрю на то, что происходит на Тверской, я представляю себе, как по улице, никем не видимый... гуляет огромный белый единорог...

Разве не в этом сила гения Михаила Булгакова?

Разве он не представил себе однажды, как неведомые и не видимые никому, кроме него, силы бродят по Москве, по реальному городу.

Может быть, мы просто редко представляем себе, как мы идем по Сретенке, а нам навстречу движется хор ангелов, поющих осанну над многокилометровой автомобильной пробкой?..

Как ангелы взирают на то, что происходит в Москве сегодня?..

Жалко, конечно, Москву-реку, однако если представить себе, что она полна шоколада, то жить становится как-то легче.

Почему не представить себе гигантского жука, как у Кафки, или тридцатифутового муравья, который бродит по нашим ули­цам?..

Интересно, что бы сказал москвичу четырехметровый говоря­щий жираф, которого мы повстречали бы около кинотеатра «Удар­ник»?..

Как бы он отнесся к тому, что происходит с нами?.. Вы часто раздражаетесь и много кричите?.. Учитесь кричать, импровизируя...

Прямо сейчас на счет «три» дико заорите. Один... два... три!..

Если вы крикнули, попробуйте немедленно найти оправдание, по­чему вы кричали и на кого...

Давайте попробуем еще раз. Вы вскрикните, а потом придумаете оправдание — из-за чего и почему вы кричали... Если так кричать по две минуты каждый день... то крик становится осознанным... и кричать в реальности начинаешь гораздо меньше...

Так внутренний роман о собственной жизни можно сделать более творческим и более осознанным.

Если вам очень захочется уйти в себя, то это тоже можно сде­лать осознанно. Представьте себе сюжет одного из голливудских фильмов.

Нарисуйте в воображении стоящее перед вами гигантское чело­веческое тело — свое собственное, разумеется...

Представьте, как вы летаете вокруг этого тела, глядя на него с различных точек зрения и с разного расстояния...

Как оно выглядит с разных сторон?

Пусть ваше собственное тело станет настолько маленьким, что вы сможете свободно проходить через рот или ноздри и исследовать гигантское тело изнутри...

Увеличьте воображаемое тело до таких размеров, чтобы вы мог­ли внутри него летать над ландшафтами, сложенными из ваших собственных клеток...

Тогда вы обретете способность внутри себя что-то чинить... Де­лать ландшафты вновь прекрасными и гармоничными...

Таким образом можно похудеть или поправиться, помочь себе и врачам вылечить ваши заболевания...

Только для этого нужно... импровизировать — придумывать все новые и новые упражнения.

Играйте. Помните, что роман вашей жизни еще не написан. Все зависит от того, насколько гениальным он станет благодаря вам.

 

Беседа двадцать восьмая

 

(вместо заключения)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.105 с.)