Как гениально помыть посуду? Упражнения Вьюжека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как гениально помыть посуду? Упражнения Вьюжека



Мы с вами учимся гениальности...

Любое обучение похоже на спектакль или путешествие. Мы перемещаемся от одного уголка своей души к другому, от незна­ния к знанию, от неумения к умению.

По «картам», описаниям и фотографиям мы узнаем направле­ние и получаем общее представление о том месте, куда собираем­ся отправиться.

Но когда вы начинаете свое собственное, самостоятельное пу­тешествие, вам становится ясно, что некоторые предлагаемые «карты» безнадежно устарели, а другие, наоборот, слишком точ­ны и слишком запутанны для новичка. Для того чтобы почувство­вать, что цель вашего путешествия реальна, карт недостаточно. Нужно, чтобы у вас развилось чувство направления и ощущение того, что вы знаете, когда находитесь на верном пути, а когда нет. В реальности мы учимся различать, где можно срезать путь, а где требуется проявлять повышенную осторожность.

Я думаю, что если вы делали упражнения, то можете научиться составлять свои собственные смысловые карты души.

Задача непростая. Помочь решить ее могут не только сложные и масштабные путешествия в воображении, но и простые с виду упражнения, которые позволяют уловить то, что называется... интуицией.

Мы еще ни разу не использовали этого слова. Но ведь интуи­ция — это «механизм постижения истины путем ее непосред­ственного восприятия, без помощи доказательств и аргументов», как пишут энциклопедические словари. В них же интуиция опре­деляется как «сформировавшаяся на основе предыдущего челове­ческого опыта способность выходить за его пределы».

В этих определениях интуиция и инстинкт гениальности, ко­торый мы одушевили, становятся неотличимыми друг от друга.

Если мы пытаемся найти в себе гениальность, то это значит, что мы пытаемся обнаружить свою способность к интуиции.

Иван Сергеевич Тургенев когда-то восторженно писал о лите­ратурном образе: «Услышать голос образа в своей душе ужасно трудно, потому что первоначально он говорит тихим-тихим, едва слышным образом. Но постепенно, если ты услышал его голос, образ захватывает тебя. Он овладевает мною. Я думаю вместе с ним, думаю так, как он, не могу успокоиться, пока он внутри меня не превращается в живое существо».

Живое существо гениальной интуиции...

Когда я стал задумываться, каких «вех» не хватает на нашей карте дороги к смыслу жизни, я неожиданно для себя понял, что мы очень мало занимаемся концентрацией внимания.

Мы все обладаем интуицией и все сталкиваемся с ней в жизни. Мы все слышим голоса. В глубинах каждого таится предвечная сила, которую так замечательно и так болезненно порой научи­лись улавливать в себе гении. Мы все, как Тургенев, слышим го­лоса своих образов. Беда лишь в том, что мы не обращаем на них никакого внимания.

Все, даже наши «беседы», начинается с концентрации внима­ния.

Если вы проследите, что происходит следом за возникновени­ем интереса к чему бы то ни было — будь то информация в газете или фотография в журнале, то вы обнаружите, что интересующие вас объекты начинают концентрировать, притягивать к себе ваше внимание.

Кстати, даже этот знакомый процесс чтения газет и журналов может превратиться в замечательное упражнение. Когда вы буде­те в следующий раз читать журнал или газету, проследите за тем, что именно вы замечаете. Обратите внимание, какие рекламные объявления, статьи притягивают ваш взгляд.

Обратите внимание на свой собственный процесс заинте­ресованности. Что вы чувствуете, когда ваше внимание чем-то привлечено? Попробуйте ответить себе на вопрос, на какие ха­рактеристики информационного сообщения ваш мозг реагирует вниманием.

Можно пойти противоположным путем. Можно попытаться запомнить, как ваша увлеченность действует на ваше тело.

Если вы заинтересовались рекламным объявлением, в какой части мозга вы ощущаете вспышку интереса, как действуют ваши глаза, какое выражение возникает у вас на лице. Какие мышцы рук и ног напрягаются в ответ на подобную вспышку?

Созданный вами «мышечный образ» проявленного интереса можно будет использовать тогда, когда он понадобится.

Например, листая ту же газету или журнал, можно посмотреть на те места, которые ваше внимание пропускает как неинтерес­ные, и в этот момент попробовать воспроизвести «мышечный об­раз», тем самым «включив» прожектор внимания.

Упражнения, повышающие концентрацию внимания, суще­ствуют в окружающем мире в огромных количествах. Большую часть этого мира наши «роботы» привыкли не замечать.

То, что мир стал неинтересен, то, что он перестал ощущаться нами как удивительный и таинственный, то, что он кажется нам ветхим и старым — исчезновение чувства новизны, свежести... все это связано с нашим нежеланием концентрировать на нем внимание. Чувство скуки вызвано ленью внимания.

«Как бы не увидеть что-то новое — что-то, из-за чего придется менять свои взгляды», — постоянно опасается шлемазл...

Прямо сейчас посмотрите по сторонам и найдите в комнате шесть предметов, которые содержат в себе окружности. Как толь­ко вы настраиваете свое восприятие на окружности, вы замечаете их повсюду. Край чашки, верх карандаша, шляпка винтика вы­ключателя, кнопка настольной лампы, газовые горелки, пере­ключатели газа и т. д. и т. п.

Обратите внимание: когда вы настраиваете свое внимание на поиск чего-то конкретного, вы всегда это находите. Вам всего-навсего нужно знать, что вы ищете.

Именно то, на чем сосредоточено ваше внимание, то общее, что привлекает ваше внимание в рекламных объявлениях или в газетах и журналах, определяет лицо окружающего мира. Опреде­ляет, каким вы его видите.

Сфокусируйте внимание на проблемах, которые вас беспоко­ят, — и ваш мир будет наполнен препятствиями для жизни. Сфо­кусируйте свое внимание на творческих идеях — и ваш мир пре­вратится в царство неограниченных возможностей.

Гораздо хуже, если ваше внимание не сфокусировано ни на чем. Тогда ваш мир — это просто клубок бессмысленных, бес­порядочных и неуправляемых впечатлений. Человек всегда на­ходит то, что он ищет.

Для того чтобы научиться управлять вниманием, нужно всего-навсего захотеть сконцентрироваться хотя бы на чем-нибудь. У вас есть возможность жить и возможность проживать жизнь.

Проживание жизни — это и есть лень вашего внимания. Если перестать концентрироваться хоть на чем-нибудь, то есть на­дежда, что жизнь незаметно пробежит мимо, не успев задеть со­знание, не успев его расстроить. Правда, за такой образ жизни придется расплачиваться ощущением того, что вы являетесь ра­бом каких-то неведомых сил. Но чувствовать себя рабом... очень удобно. По крайней мере, ни за что не нужно отвечать, даже за свою собственную жизнь...

Если ваше внимание совсем «обленилось», то начните с про­стого. Когда вы в следующий раз будете мыть посуду, сэкономьте внимание за счет разделения процедуры на рабочие циклы. Это очень важное упражнение.

Например, приготовившись помыть ложку, мысленно дайте себе команду «старт». Мойте ложку, уделяя этому столько внима­ния, сколько бы вы уделили хирургической операции на мозге.

Закончив с ложкой, положите ее на сушилку и мысленно про­изнесите «стоп».

Затем перейдите к следующему предмету и повторите процесс.

Если вы будете это делать, то «старт» и «стоп» станут для нас словами-якорями, с помощью которых вы сможете «включать» и «выключать» свое внимание и вне процесса мытья посуды.

Но более всего нужно учиться управлять вниманием именно в то время, когда вы мечтаете и внимание начинает блуждать по просторам Вселенной. Попробуйте такой прием.

Когда вы читаете сложную книгу, поставьте карандашом по­метку на ее полях, когда ваше внимание отвлеклось. Вернитесь к тому месту, которое вы запомнили, и продолжите чтение.

Когда вы дойдете до конца страницы, мысленно повторите все, что вы только что прочли. Если вы не можете вспомнить основные идеи, то вернитесь к началу страницы и перечитайте ее заново. Если вы проявите настойчивость, то вскоре заметите, что ваш уровень восприятия повысился, а пометок на полях стало гораздо меньше.

Говорят, что Константин Сергеевич Станиславский очень лю­бил применять для обучения актеров игры со спичками.

Например, он предлагал студентам открыть спичечный коро­бок, чтобы на стол вывалилось несколько спичек. Затем на счет «три» он прикрывал их бумагой и предлагал студентам разложить их точно так же, как они только что упали.

Потом можно было поднять этот листок бумаги и исправить ошибку. А затем спички бросают снова и снова. На самом деле это упражнение можно превратить в забавную игру с вашим ре­бенком. Необязательно использовать спички (спички, как из­вестно, детям не игрушка), можно взять счетные палочки, на­пример.

Эта игра будет гораздо полезнее очень многих телевизионных развлечений и поможет ребенку запоминать то, что говорит и ри­сует на доске учитель в школе.

И еще: от этой игры всего один шаг к упражнениям на вообра­жение. Так и хочется спросить: «Бросили спички, давайте сделаем упражнение Леонардо: всмотритесь, что напоминают вам спич­ки, лежащие на столе, — открытую пасть крокодила, плывущие по реке бревна, свалившиеся телеграфные столбы?»

Очень полезно изучать внимание с помощью рисования спе­циальной «кривой концентрации внимания».

Для этого нужно взять карандаш и медленно вести его по чи­стому листу бумаги. Сконцентрируйте все свое внимание на том месте, где кончик карандаша переходит в линию.

Каждый раз, когда ваше внимание отвлеклось на внутренние образы или размышления, рисуйте импульс на этой прямой. Это будет ваш мозговой импульс. Отмечайте это место всплеском на линии.

Когда вы приблизитесь к краю бумаги, с помощью закругления перейдите на другую строчку и продолжайте линию. Как долго вы можете вести ее ровно?

Но важна не только концентрация внимания на линии. «Моз­говые импульсы» — это стучащие вам в душу тихие голоса.

Там, где карандаш нарисовал импульс, возникла какая-то мысль. Она пришла вам в голову, когда ваше внимание отвлечено от суеты и сконцентрировано. Мы создали еще одну модель со­стояния заинтересованности!

Возникающие импульсы — это мысли, которые в обычном со­стоянии сознания нами практически не улавливаются.

Когда вы минут десять поводите карандашом по бумаге, пере­ключите внимание и посмотрите на свои мозговые импульсы.

Попробуйте вспомнить, какие именно мысли они у вас вызы­вали, какие тихие голоса или образы стучались вам в душу, пока вы пробовали концентрироваться на простом действии — прове­дении карандашной линии.

Никола Тесла — гений, которого мы неоднократно вспомина­ли, говорят, обладал еще одним потрясающим умением: он строил в своем уме трехмерные образы сложнейших машин с точностью до мельчайшей детали.

Самое удивительное, что Тесла заставлял их работать у себя в голове. В своем воображении он запускал их, а потом «забывал» о них на несколько недель. Но «машины» вне сознания Тесла продолжали работать у него в голове, и по истечении некоторого времени он опять «вспоминал» о них и тщательно проверял все компоненты на предмет износа. Представляете себе, какая спо­собность к визуализации!

Что такое мысленный образ? Английское слово «имидж» (image) происходит от латинского imitare, то есть «имитировать». Следовательно, мысленный образ — это имитация объекта или ощущения в пределах внутреннего мира.

Мы с вами обладаем способностью мысленно увидеть розу, не держа ее в своих руках, не правда ли? Однако многие люди жалуются, будто из-за того, что они не могут сконцентрировать внимание, они не могут добиться отчетливых визуальных обра­зов. Давайте сделаем несколько простых упражнений на визуа­лизацию.

Практический психолог Том Вьюжек когда-то сказал, что са­мый лучший объект для тренировки визуализации у нас всегда с собой, потому что это наша ладонь.

Упражнения Вьюжека

Посмотрите прямо сейчас на свою левую ладонь, изучите ее внимательно. Обратите внимание на линии, складки и рельеф, на узор вашей кожи, на то, как игра света и тени создает тонкие различия в цвете.

Через минуту-другую, когда вы будете хорошо представлять, как выглядит ваша ладонь, закройте глаза и попытайтесь увидеть ее внутренним зрением. Сформируйте четкий мысленный образ вашей ладони — что может быть проще?

Через некоторое время откройте глаза, посмотрите на ладонь и сравните ее с мысленной картинкой. Отметьте, что было упущено в созданном вами мысленном образе. Затем закройте глаза и снова представьте свою ладонь. Вообразите, как бы она выглядела, если бы вы смотрели на нее открытыми глазами. Еще через полминуты откройте глаза и посмотрите на ладонь. Повторите этот цикл 5—6 раз, с каждой новой попыткой стараясь повышать четкость вашего внутреннего образа.

Попробуйте отчетливо представить себе вчерашний ужин.

Кстати, еще один легендарный психолог Фрэнсис Гальтон пред­лагал именно это упражнение для проверки ясности сознания и во­ображения.

Потратьте несколько минут на то, чтобы представить себе вчерашний ужин. Представьте себе людей, которые были с вами, окружающую обстановку, сервировку стола, вкус пищи и звуки, ко­торые вы слышали.

Прежде чем продолжить упражнение, дайте созданному вами об­разу окрепнуть, фрагмент за фрагментом. Начните прямо сейчас. Теперь ответьте на следующие вопросы.

Каков созданный вами образ — четкий или расплывчатый?

Все детали сцены прорисованы с одинаковой четкостью или же какие-то детали выделяются ярче других?

Изображение цветное или черно-белое? Если цветное, насколько верна цветопередача?

Сможете ли вы удержать устойчивый образ вашей тарелки с едой?

Можете ли вы одновременно удерживать мысленным взором свою тарелку, свои руки, держащие нож и вилку, и лицо сидящего напро­тив человека?

Способны ли вы почувствовать консистенцию пищи?

Вы можете представить себе, во что одеты сидящие вокруг вас люди? Или хотя бы что лежит на предметах мебели вокруг?

Если вы не отличаетесь от большинства людей, то, вероятно, заметили, что какие-то фрагменты в созданном вами образе яркие и насыщенные, другие менее четкие.

Возможно, вы смогли представить себе лица людей, но не сумели восстановить форму чашек. Может быть, вам удалось предста­вить запах пищи, но не ее вкус.

Или вы услышали, как звучит ваша комната, но не помните, как выглядели приборы на столе. Возможно, что вам удалось вызвать в уме лишь идею, понятие о вчерашнем ужине вообще без зрительных образов. Независимо от того, насколько живыми и яркими порой бывают мысленные картины, наше воображение, как правило, не отличается высокой точностью.

Точность зависит преимущественно от того, насколько внима­тельно вы рассматривали конкретные события в реальности. Если вы никогда не уделяли особого внимания своим столовым приборам, то вы никогда и не сможете вызвать в себе ощущение их реаль­ности.

Давайте попробуем делать эти упражнения хотя бы по 5 минут каждый день. Тогда более сложные упражнения на визуализацию бу­дут легко у вас получаться.

В качестве следующего упражнения попробуем представить себе несколько объектов, которые я перечислю чуть позже.

Если образ не будет таким четким, как вам бы хотелось, то не пытайтесь вызвать его усилием воли. Вместо этого сосредоточь­тесь на идее видения образов.

Чтобы вы ни пытались себе представить, все имеет форму, тек­стуру, цвет, размер. Однако сначала попробуйте сфокусировать­ся на общей форме, следе идеи, оставшемся в вашем воображении. И лишь постепенно заполняйте его деталями, «наливайте» дета­ли в форму. Подождите, пока образ станет четким и устойчивым. Итак, попробуйте представить то, что я перечислю:

• знакомое лицо;

• бегущую собаку;

• заход солнца;

• журчащий ручей;

• перистые облака;

• клавиши компьютера;

• свою зубную щетку;

• друга детства;

• вашу постель;

• летящего орла;

• каплю росы;

• вековой дуб;

• вершину скалы, покрытую снегом;

• вашу любимую пару туфель... Получилось? Ну и замечательно.

Если форма заполняется плохо, можно попробовать другое упражнение.

Встаньте на своей кухне, смотрите прямо перед собой.

Старайтесь подметить все, что находится на периферии зрения, так чтобы ваш взгляд охватывал полную полусферу, то есть шар, разрезанный пополам.

Закройте глаза и попытайтесь восстановить изображение. Мыс­ленно разделите поле зрения на четыре части.

Выберите одну четверть и проанализируйте все, что в нее по­падает, а потом в уме нарисуйте, изобразите ее. Повторите то же самое для каждой четверти.

Может быть, нас и нашу интуицию разделяют только те 10—15 ми­нут в день, которые стоило бы потратить на работу с воображением?

Вам по-прежнему непонятно, причем здесь интуиция?

Теперь мы с вами можем попробовать определить ее по-своему.

Интуиция — это образ Тургенева, запущенный в работу в под­сознании как машина Теслы. Включить интуицию можно, только сконцентрировав внимание на проблеме.

Само это слово при описании человеческих способностей мы используем чаще применительно к чему-то конкретному. Напри­мер, интуиция врача, интуиция в общении, интуиция психолога, техническая интуиция, материнская интуиция...

Описанный нами в предыдущей беседе случай с голосом, зву­чавшим в голове у матери, можно считать примером материнской интуиции, не правда ли? Внимание матери всегда сконцентриро­вано на ее ребенке, даже тогда, когда ей самой кажется, что она о нем не думает, — вот вам и еще один пример «машины», продол­жающей работать на бессознательном уровне.

Сконцентрируйтесь на проблеме, в которой вы хотите проявить интуицию. Отчетливо визуализируйте ее образ или систему об­разов в поле своего внимания. Делайте это упорно и ежедневно. После того как вы овладели навыком отчетливой визуализации, представьте себе, что образ погружается в хранилище вашей души. Скажите себе, что вы закрываете дверь в это хранилище до завтра... на следующий день откройте ее и продолжайте работу с образом.

Вот и все.

Забыл сказать: все это невозможно без вашего искреннего ин­тереса к проблеме. Если он есть, то это значит, что вы работаете... с собственным инстинктом смысла жизни.

 

Беседа двадцать шестая

 

Как включиться в гениальность? Упражнение Мопассана

 

Ты знаешь, что изрек,

Прощаясь с жизнию,

Седой Мельхиседек?

Рабом родится человек,

Рабом в могилу ляжет.

И смерть ему едва ли скажет,

Зачем он шел долиной чудной слез,

Страдал, рыдал, терпел, исчез.

Это Батюшков, наш гениальный Батюшков, 1824 год. Совсем скоро начнется безумие, которое унесло от нас гениального поэ­та.

В библейских книгах упоминается загадочное лицо под именем Мельхиседек. Царь Салима, священник, человек без отца, без матери, без родословной, не имеющий ни начала, ни конца жизни. Правда, приписанное ему Батюшковым изречение является собственным ощущением поэта.

Для меня образ Мельхиседека — это олицетворение извечно присутствующей в людях и среди людей гениальности — способ­ности слышать голос Бога, чувствовать присутствие в себе веч­ности и ее потока смыслов. Человек у Батюшкова, который ра­бом родился, рабом в могилу ляжет, — так хорошо знакомый нам шлемазл.

Люди склонны впадать в состояние безразличия, растрачивая таким образом сознание, которое мы с вами могли бы использо­вать куда как эффективнее. Безразличие подобно спячке. С года­ми наше чувство ценности и яркости жизни притупляется. Обыч­но только кризис, какая-то беда, как будильник, вырывает нас из этого оцепенения.

Но если я сконцентрирую свое внимание на фортепианной со­нате Моцарта, то случится то же самое: музыка проникнет в об­ласть эмоций, куда-то, где заперта моя духовная энергия, преду­предив возникновения рабства, рассеянности или безразличия.

В нашей культуре вместе с интересом утрачен элемент присут­ствия.

Чем «театр воображения» отличается от обычного театра? Тем же, чем шаманское действо отличается от театра современного. Когда-то знаменитый русский исследователь шаманизма Широкогоров писал, что люди, собирающиеся вокруг шамана, испыты­вают гораздо более глубокое удовлетворение, чем после концерта или спектакля. В чем же разница?

В понятии «зрелища».

В конце концов, в чем смысл музыки и любого искусства? Да в противостоянии рассеянности. В чем смысл наших упражне­ний? Ровно в том же самом. Но человек участвует в психотера­певтическом упражнении, потому что хочет решить какую-то проблему своей души. В зрелище человек не участвует. Он его «потребляет».

Будем надеяться, что психотерапия и искусство составят еди­ное целое, которое все-таки сможет противостоять безразличию в душах.

Безразличие мы проявляем как раз тогда, когда смотрим теа­тральное представление, но не участвуем в нем душой.

Давайте еще раз попробуем справиться с нашим безразличи­ем. Для этого мы предпримем путешествие, которое поможет нам встретиться с еще одним олицетворением смысла жизни — на­шим внутренним наставником. Вы можете называть его «масте­ром» или «учителем» — в зависимости от того, что вам ближе.

Для того чтобы вам было легче, прежде чем мы отправимся в основное путешествие, давайте по ходу беседы проведем неболь­шую «визуальную гимнастику».

У вас горят на столе свечи? Вы сосредоточились? Очень хорошо.

Вы только что смотрели на свечу. Теперь закройте глаза...

После того как мы пристально смотрим на какой-то предмет... в течение нескольких секунд мы с вами видим перед собой его послеобраз...

Попробуйте использовать послеобраз в визуализации предме­та... Он станет вашим помощником...

Например, посмотрите на свечу, закройте глаза и рассматри­вайте послеобраз огня...

Когда образ потеряет четкость, откройте глаза... посмотрите на свечу...

Закройте глаза и снова рассматривайте послеобраз...

Вы сможете найти некий удобный для вас ритм... пока перед вами не возникнет четкий образ подсвечника... свечи и огня... хотя бы на несколько мгновений.

И еще пара упражнений на визуализацию для разминки.

Попробуйте представить себе всех людей... с которыми вы се­годня разговаривали. Последовательно, разумеется.

Как они выглядят?.. Какого цвета их волосы и глаза?..

Сколько им лет и какого они роста?.. Что на них было надето?..

Сможете ли вы представить их манеры и привычки... начать двигаться, как они?..

Попробуйте представить себе людей, которых вы видели вче­ра... в прошлые выходные... во время последнего отпуска... в ваш предыдущий день рождения...

Представьте себе бабочку... Подробно, в каждой детали... Стой­ким узором на золотистых крылышках... с длинными пушистыми усиками... Но пусть на секундочку она станет для вас уродливой, а не прекрасной...

Еще одно маленькое упражнение с чувствами.

Попробуйте представить себе положительную эмоцию... Эмо­цию саму по себе... Без образов...

Мысленно вызовите в себе чувство удивления... не пытаясь найти в памяти определенный объект...

А теперь попробуйте почувствовать желание... не желая чего-либо конкретно... Попробуйте менять в себе эмоции, которые я перечислю:

• надежда;

• веселье;

• любовь;

• гнев;

• апатия...

Смотрите, как интересно. Если получилось, то вы можете управ­лять своими чувствами, вызывая их по собственному желанию.

Значит, чувство растерянности — это вовсе не единственное чувство, которое может нас охватить. Растерянность охватывает нас только потому, что мир изменился, а мы по инерции рабски следуем за своим прошлым.

Нам кажется, что мы не приспособлены к этому миру, не спо­собны овладеть какими-то новыми навыками, начать новую ра­боту или деятельность.

Сейчас мы с вами попробуем научиться вновь всем тем навы­кам, которыми мы владели когда-то в прошлом — в школе, на­пример.

Теперь какие-то из них вам нужно вспомнить и улучшить. В этом вам поможет следующее упражнение.

Упражнение Мопассана

Вы призовете из глубины собственной души мастера-наставника, чтобы он вам помог. Теперь мы с вами можем при­звать образы тех гениев, перед которыми преклоняемся. Это мо­жет быть Леонардо да Винчи, если вам необходимы способности инженера, изобретателя, художника, творца. Это может быть понимающий и чувствующий, способный управлять человеческими чувствами гений Бетховена, Эйнштейн, Никола Тесла, Тургенев или просто кто-то, чей образ спонтанно возник в вашем созна­нии.

Это может быть образ человека, никогда не встречавшегося вам ранее, но способного стать символическим воплощением знания или умения, которое вы бы хотели в себе возродить.

В ходе упражнения вы можете обрести более глубокое знание материала, который начинали изучать когда-то, но не освоили. Мы попробуем улучшить связи между телом и мозгом и добить­ся уверенности в том, что можем справиться с делом, за кото­рое хотим взяться, с той работой, которую хотим начать, с тем бизнесом, который хотим создать, с той книгой, которую хотим написать.

Для того чтобы это упражнение вам помогло, сначала выберите умение, которое вы бы хотели вспомнить и улучшить. Лучше всего оно получается, если выполнять его в тех условиях, в которых нужен возрождаемый навык.

Скажем, если вам хочется научиться плавать, то лучше, конеч­но, делать это упражнение в плавательном бассейне.

Но это не обязательно. Если вам хочется написать книгу, то возьмите карандаш и бумагу — и, может быть, ваш сегодняшний опыт окажется наглядным и поразительным.

Мы с вами будем выполнять движения, связанные с навыком, ко­торый вы хотите вспомнить, извлечь из глубин души, освоить вновь.

Выполняя движения, связанные с этим умением, например движения пловца, старайтесь сделать их как можно более похожими на реаль­ные. Вспоминайте и свой собственный опыт, и то, что вы наблюдали в кино или по телевидению внимательно и осознанно.

Что еще? Мы с вами в предыдущих беседах учились выполнять движения в воображении. Это возможно. Но для этого нужно доби­ваться полного ощущения, что мышцы вашего тела хотят сделать соответствующее движение. Поэтому включите музыку, сядьте поудобнее, возьмите карандаш и бумагу и выберите ту способность или умение, которые вы сейчас хотите вспомнить и улучшить. Удачного путешествия!

...Ну вот, вы расслабились...

И сейчас лежите на дне маленькой лодочки...

Эта лодочка без весел... она по своей воле несет вас в океан... слег­ка покачиваясь на волнах...

Океан сверкает... подобно миллионам драгоценных камней на солнце... и вы чувствуете себя невероятно расслабленным и лени­вым...

Волны несут вас все дальше, дальше и дальше...

Постепенно вы чувствуете, что лодка начинает вращаться...

И какой-то ласковый водоворот засасывает... опускает вас все глубже и глубже в воду...

Вода вращается... но для вас это как будто переход... под поверх­ность океана... Вам приятна и интересна стена воды... которая поднимается вокруг вас...

Это ваш внутренний океан... ваше внутреннее море...

Все глубже и глубже опускаетесь вы в него...

Вода не смыкается над вами... Вы видите, как она поднимается вокруг...

Чудесный водный круг... вдалеке над которым виднеется небо... Вы в тоннеле кружащейся воды... И вы продолжаете вращаться и опускаться, вращаться и опускаться...

Наконец вы чувствуете легкий толчок и оказываетесь на дне океана... Оглядитесь...

Выбравшись из лодки, вы видите на дне круглую древнюю, покры­тую мхом, но по-прежнему красивую бронзовую дверную ручку...

Сейчас вы дергаете ее...

Песок морского дна опадает, и дверь открывается... За дверью полумрак...

Там находится каменный колодец... который ведет нас в царство, расположенное еще ниже... под океанским дном...

Лестница идет по спирали...

Ивы спускаетесь вниз... все глубже и глубже...

Все ниже и ниже дна океана... Вниз, и вниз, и вниз...

Лестница кончается, и вы попадаете в невероятно большую светящуюся пещеру...

Она полна волшебных сталактитов и сталагмитов и... загадоч­ных: кристаллов...

Вы двигаетесь сквозь пещеру... восхищаясь ее великолепием.

И наконец, вы добираетесь до длинного камерного коридора в ее конце...

Вы идете по коридору... пока не придете к широкой дубовой две­ри... на которой написано: «Комната гениальности»...

Вы чувствуете торжественность момента. Вы дойдете до этой двери, еще раз оглянувшись, окинув взглядом все чудеса, увиденные вами: кристаллы, сталактиты, сталагмиты и коридор... который привел вас к двери...

Вы входите в комнату и обнаруживаете, что в ней царит дух присутствия вашей гениальности... Здесь вы чувствуете себя еще лучше, чем в пещере и коридоре...

Прошли все ваши болезни... Куда-то улетучилась тоска... И без­различие...

Здесь у вас много возможностей... Это комната гения... Он выходит вам навстречу...

Кто он?

Может быть, это ваш знакомый... или исторический персонаж. А может быть, он совсем вам незнаком...

Но кем бы он ни оказался... человек, вышедший вам навстречу, — это ваш гений-наставник...

Он готов учить вас, как улучшить или изменить ваши способно­сти или мастерство...

Мастер-наставник может общаться с вами словами или без слов...

Гений может научить вас новым навыкам... или языкам...

Или улучшить старые...

Попросите его дать вам урок...

Формулируйте задачу максимально ясно и просто...

Например: «Яне могу найти сюжет для великого романа, кото­рый собираюсь писать... Научи меня!»

«Яне могу вспомнить, как в детстве я ездил на велосипеде... На­учи меня!»

«Я не могу решиться торговать пирожками около метро... Научи меня!»

В ответ мастер протянет руку... и на вас с потолка пещеры опу­стится тончайшее покрывало морского царя...

Оно окутает вас... Нежно обнимет... Впитается в ваше тело...

Ив теле возникнет... новый навык...

Ощутите, как он пропитывает вас... становится вами...

Когда вы будете приходить к наставнику... в это потаенное ме­сто, спрятанное под океанским дном... вы будете получать самые эффективные уроки в вашей жизни.

Вы будете чувствовать себя легче и свободнее...

Вы ощутите себя спонтанным и способным изменяться.

А также поймете, что гений внутри вас растет... развивается и преодолевает все ограничения и блоки... и все лучше усваивает уроки мастера наставника.

Прошло всего несколько минут... Но там, на океанском дне, уро­ки будут длиться столько, сколько вам понадобится: часы, дни, недели, месяцы... для того чтобы вы прошли полный курс обучения вашим способностям... вашей гениальности у вашего внутреннего наставника...

Один молодой человек однажды пришел к китайскому учителю и начал расспрашивать его о философии. Учитель, как это было принято, подал чай. Он наполнил чашку до краев, но продолжал наливать. Молодой человек удивленно смотрел на то, как чай пе­реливается через края его чашки, и наконец сказал: «Чашка уже полная. В нее больше ничего нельзя налить». Учитель остановился, посмотрел на ученика и с улыбкой произнес: «Как и эта чашка, ты наполнен собственными идеями, мнениями и домыслами. Как я могу тебя научить, пока ты не опорожнишь свою собственную чашку?»

Я знаю, что повторяюсь. Если вы спускались вместе с нами в комнату гениальности, то уже знаете, что идеи, мысли и чувства, которые вы можете там обнаружить, иногда бывают абсолютно неожиданными.

Никогда не отрицайте их, учитесь «опорожнять свою чашку»... Если вы придете с полной, то ваш внутренний гений ничего не смо­жет налить в нее...

Когда вы будете покидать комнату мастера-наставника, не за­будьте поблагодарить его за помощь... Помните, что вы можете вернуться в любой момент для дальнейшего обучения.

Но перед тем как уйти... в ответ на слова благодарности... вы увидите свет, который струится откуда-то с потолка...

Это свет посвящения вас в гении... Если хотите, то подойдите и встаньте в освещенную зону...

Когда вы сделаете это, вы почувствуете... как растет и укре­пляется ваша уверенность в себе... ваше умение справляться с теми задачами, которые вы перед собой поставили...

Свет и вновь обретенный навык... заполняют ваше сознание и ваше тело...

Знание становится вашей естественной частью. Вы обрели зва­ние умельца...

Заканчивая упражнение, покиньте комнату, тщательно закрыв за собой дверь...

Быстро пройдите по коридору... пробегите через пещеру... чув­ствуя, как во время бега растут ваши решимость и навык...

Поднимайтесь по каменным ступеням вверх... пока вы не достиг­нете дна вашего внутреннего океана...

Войдите в лодку... толкайте ее в сторону круглой вращающейся колонны водоворота... Теперь ваш внутренний водоворот вращается в другую сторону...

Он поднимает вас и лодочку... вращает, поднимая, и, вращая... поднимает...

Выше и выше, выше и выше... Поднимаясь, вы чувствуете, как ваш навык продолжает расти внутри вас... пропитывая все ваше суще­ство... укрепляясь в ваших нервах и сухожилиях, в ваших клетках, в ваших мускулах...

Навык и уверенность пронизывают все ваше бытие...

Лодка так же плавно поднимается на поверхности океана... и направляется к берегу реальности... все ближе и ближе...

Пока волны несут ее, вы чувствуете, чему вы научились... вам очень хочется вернуться и немедленно испытать это умение...

Волны становятся сильнее, они качают лодку вверх и вниз, вверх и вниз, вверх и вниз...

Последняя волна плавно выносит лодку на берег...

Вы выскакиваете, подтягиваете лодку к причалу и привязы­ваете...

Вы наполнились навыком, который искали... Попробуйте выполнять действия, для совершения которых не­обходим обретенный вами навык.

Потом вы остановитесь и попробуете вспомнить эти движения в воображении. Представьте себе, что тело выполняет движения так активно, что даже ваши мышцы чуть-чуть сокращаются, на­полненные радостной возможностью выполнять новые действия. Проводите время от времени эту воображаемую репетицию, пока новые способности полностью не интегрируется, не станут с вами единым целым.

 

 

Беседа двадцать седьмая

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.149 с.)