А бояться-то надо только того, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А бояться-то надо только того,



Кто скажет: «Я знаю, как надо!»

Гоните его! Не верьте ему!

Он врет! Он не знает — как надо!

 

Вот вам, собственно, и механизм работы дьявола. Это идея, или идеология, или взгляд на жизнь, которую вы принимаете вместо Бога, как абсолютную истину. Впрочем, об этом уже шла речь в нашей книжке.

Для уточнения можно добавить только одну мысль: эта идея или идеология, принимая в вашей душе образ сатаны, будет раз­решать вам судить другого человека. Стало быть, и совершать преступления против него. Именно эту возможность мы очень часто принимаем за счастье, не задумываясь о метафоре дьявола.

Все это вовсе не означает, что человек не может разделять чьих-то взглядов. Просто само слово «разделять» подразумевает деле­ние на части: какую-то часть взглядов другого человека вы при­нимаете, какую-то — отвергаете или не принимаете.

Это нормальный процесс обучения личности. Его суть заключа­ется не в том, чтобы собрать коллекцию чужих теорий и взглядов, и не в том, чтобы найти теорию, которую вы будете разделять полно­стью.

Смысл создания собственного мировоззрения заключается в твор­честве. Человек создает его, создавая, как автор этой книжки, соб­ственную мозаику из взглядов других людей. Творчество, собственно, заключается в уникальной и неповторимой гармонии этой мозаики, в придании ей индивидуальной — лично вашей — иерархии смыс­лов. Знать «как надо» может только Бог — единый разум вселенной.

«Клеем» индивидуальной мозаики взглядов являются... сомне­ния. Они — наша память о том, что истина не выразима челове­ческими словами или теориями. Абсолютная истина — собствен­ность Бога или гениальности целесообразной вселенной.

Если хотите, то можно превратить эту мысль в упражнение по апофатическому богословию.

Каждый раз, когда вы произносите фразу: «Я не могу жить без...» Спросите себя: «Есть ли в этом Бог?»

Если вы атеист, можете заменить слово «Бог» словами «смысл жизни» или «гениальность».

Если вы сможете ответить себе: «Да», — и где-то глубоко вну­три у вас ничего не дрогнет и не предъявит возражений, значит, вы действительно обнаружили что-то, ради чего стоит жить.

Если же вы ответили себе: «Нет. Бог — это что-то другое», — это значит, что в предмете вашей страсти прячется дьявол, кото­рый пытается играть на вашей душе, как на волынке.

Это упражнение кажется простым, но мне оно очень часто по­могало спастись от отчаяния и чувства безнадежности усилий.

Сомнения позволяют чувствовать в другом человеке, даже в че­ловеке любимом, Божью искру, но не самого Бога, который волен распоряжаться вашей судьбой.

То, что вы хотите «принять на веру», нуждается в подтвержде­нии вашей внутренней гениальности.

В глубине нашей души всегда есть место голосу или чувству, которому необходимо научиться доверять. Этот голос обычно произносит слова «мое» или «не мое»: «это мои взгляды», «это наш человек», «это моя вещь».

В сущности, из этой мозаики «мое — не мое» и состоит наша индивидуальность. Только через эту систему мы можем описать самого себя: «Я — это:

...то, что мне нравится или не нравится;

...то, что я люблю или не люблю;

...то, с чем я согласен или не согласен;

...то, что меня радует или огорчает».

Другим способом описать себя не можем ни мы сами, ни со­временный психоанализ. В области взаимоотношений с вещами нам это чувство хорошо знакомо, мы называем его «чувством вку­са», который, по нашему мнению, может у человека присутство­вать или отсутствовать.

Однако то, что мы называем вкусом, есть чувство гораздо более универсальное и присущее каждому человеку. «Вкус» существует не только по отношению к вещам — он существует по отноше­нию к музыке, друзьям, идеям, текстам... по отношению к целому миру, который вы должны научиться творить.

Мы — «одни из всех тварей, которые кроме умной и логической сущности имеют еще и чувственную. Чувственное же, соединен­ное с Логосом, создает многообразие наук, и искусств, и постиже­ний... И хотя ничто из того, что создано Богом, не погибает и не возникает само собой, однако сопоставляемое одно с другим через нас оно получает новую форму...», — писал св. Григорий Палама.

Разумеется, вкус необходимо развивать, но его развитие за­ключается в том, что человек расширяет свой мир. Он должен включать свое чувство вкуса по отношению к все большему и большему кругу людей или явлений, заполняя свою мозаику все большим и большим количеством «камешков» разных форм, цве­тов и размеров. В конечном итоге эта мозаика должна включить в себя весь мир и стать отдельной вселенной.

Попытка ограничить вашу мозаику одинаковыми «камешка­ми» — это и есть механизм работы дьявола, противоположный усилию найти человеческое в человеке.

Бояться не просто «не надо», бояться нельзя, потому что имен­но страх приводит к тому, что человек принимает на веру отнюдь не гениальные человеческие теории и идеи. Не доверяя приро­де собственной гениальности, мы и «убиваем» Бога. Мы боимся чаще всего... самих себя. Бесконечность, которая скрывается у нас внутри, кажется нам страшной. Но она — наш друг, наша ге­ниальность. Удивительно, но, как правило, мы знаем, что такое добро и что такое зло. Мы знаем, когда поступаем подло и заранее знаем, что наш собеседник или партнер хочет нас обмануть. Мы не умеем доверять этому присутствующему в нас знанию, которое так часто зовем совестью. Вместо того чтобы доверять, мы прислушиваемся к теориям или советам «знающих людей» и оши­баемся раз за разом. Мы говорим: «меня попутал бес», — но то был не бес, а наше неумение доверять себе, тому, что составляет сущность нашей личности.

«Благодать призывает, но произволение должно отозваться», — говорил св. Григорий Нисский.

Но я скажу словами Галича:

Если вы чувствуете себя не таким, как все... «не надо бояться».

Ощущение себя не таким, как все, призывает человека к геро­изму. Для того чтобы решиться услышать собственное призвание и понять, каким образом оно способно помочь другим людям, придется ощутить свое противостояние пошлости, глупости и развлечениям — основе основ современной культуры.

Что же делать? —- «Царство Небесное силою берется, и употре­бляющие усилие восхищают его» (Матф. 11,12).

Быть не таким, как все, значит учиться проникать к Богу, в цар­ство смыслов, приступом. Бога можно поставить перед фактом: «вот я явился перед тобой, а теперь делай, что хочешь». Главное — научиться доверять тому, что услышишь в ответ, и следовать сво­им путем.

«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3,21).

 

 

Беседа двадцать третья

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.009 с.)