Процедура выдачи и погашения банковских кредитов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процедура выдачи и погашения банковских кредитов



Вопросы по специализации «Банковское дело» 2012/2013 уч.год.

1. Процедура выдачи и погашение банковских кредитов

2. Виды банковских акций и способы их размещения.

3. Необходимость и задачи банковского регулирования. Развитие международных подходов к банковскому регулированию.

4. Проблема процикличности банковского регулирования и пути ее преодоления в Базеле III.

5. Особенности деятельности Банка России как органа банковского регулирования и надзора. Пути совершенствования банковского надзора в РФ.

6. Регистрация кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности.

7. Структура и достаточность собственного капитала банка. Особенности определения достаточности собственного капитала в соответствии с требованиями Банка России.

8. Пруденциальное регулирование банковских рисков со стороны Банка России. Обязательные нормативы деятельности банков.

9. Организация внутреннего контроля в кредитных организациях.

10. Достоинства и недостатки сформированной в Российской Федерации системы противодействия легализации доходов, полученных преступных путем, и финансирования терроризма. Направления ее совершенствования.

11. Современные подходы к оценке и управлению стоимостью: методы оценки стоимости, концепция управления стоимостью.

12. Концепция экономической добавленной стоимости применительно к коммерческому банку.

13. Хеджирование дохода и капитала банка от риска изменения процентной ставки.

14. Управление ликвидностью в коммерческом банке. Содержание и основные методы управлению ликвидностью.

15. Интеллектуальный капитал банка: теории интеллектуального капитала, методы измерения и оценки, инструменты управления интеллектуальным капиталом банка.

16. Банковские слияния: мотивы, экономические прибыли и издержки, финансирование акциями и денежными средствами.

17. Корпоративное управление: сущность, механизмы и модели корпоративного управления. Корпоративное управление в банках.

18. Применение инкассо в международных расчетах.

19. Конструкции документарного аккредитива, особенности применения.

20. Банки как участники валютного рынка. Операции коммерческих банков на валютных рынках.

21. Регулирование валютной позиции коммерческих банков.

22. Использование сделок «своп» и фьючерс для хеджирования валютных рисков.

23. Принципы и качественные характеристики бухгалтерского учета в коммерческом банке.

24. Учетная политика коммерческого банка: понятие, основные разделы, применение.

25. Организация аудиторской проверки в коммерческом банке.

26. Бухгалтерский учет уставного капитала банка: формирование, увеличение, уменьшение.

27. Бухгалтерский учет банковских депозитов.

28. Особенности отражения в бухгалтерском учете кредитных операций.

29. Аудит депозитных операций банков.

30. Аудит кредитных операций.

31. Классификация платежных систем.

32. Принципы построения системно-значимых платежных систем (принцип Ламфалусси). Задачи Центральных банков по их применению. Понятие социально-значимой платежной системы.

33. Банковские счета, открываемые для проведения расчетных операций. Их виды. Порядок их открытия и проведения операций. Очередность списания платежей со счетов предприятий.

34. Электронные денежные средства и электронное средство платежа: понятие, основные характеристики, схема расчетов.

35. Расчеты с использованием пластиковых карт: регилирование, участники, схема расчетов. Роль процессинга в организации карточных расчетов.

Погашение

Аннуитетные платежи – равные по сумме периодические платежи по кредиту, включающие сумму начисленных процентов и сумму основного долга.

Дифференцированные платежи – платежи, уменьшающиеся к концу срока кредитования; постоянная доля основного долга и проценты на невыплаченный остаток.

Способы погашения:

- списание по платёжному поручению;

- списание на основании платёжного требования банка-кредитора, если заёмщик обслуживается в другом банке. Может быть безакцептным;

- перечисление средств на основании письменного распоряжения, через предприятия связи, другие КО;

- взнос наличных;

- удержание суммы из з/п, если работник устроен в банке-кредиторе (по заявлению или по договору).

Возможно как погашение в определённый срок, так и досрочное погашение кредита. При несвоевременном погашении предусмотрены штрафные санкции.

 

Вопрос. Часть 2.

Кредитная организация может расширить круг выполняемых операций путем получения следующих видов лицензий:

- лицензии на осуществление операций с драгоценными металлами;

- лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях, которая может быть выдана по истечении двух лет с даты государственной регистрации кредитной организации;

- лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, которая также выдается по истечении двух лет со дня го­сударственной регистрации кредитной организации;

- генеральной лицензии, которая может быть выдана банку, имеющему лицензию на выполнение банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Генеральная лицензия не расширяет круга выполняе­мых банком операций. Банк, имеющий Генеральную лицензию, имеет право в установленном порядке открывать филиалы за рубежом и (или) приобре­тать доли в уставном капитале кредитных организаций - нерезидентов.

Законодательством предусмотрены основания для отзыва лицензии Банком России у кредитной организации на осуществление банковских операций. К ним относятся:

- установление недостоверности сведений, на основании которых выда­на лицензия;

- задержка начала осуществления банковских операций, предусмотрен­ных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;

- установление фактов недостоверности отчетных данных, задержки бо­лее чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной докумен­тации);

- осуществление, в том числе однократное, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;

- неисполнение требований законодательства;

- неспособности кредитной организации удовлетворить требования креди­торов по денежным обязательствам;

- неоднократное в течение года виновное неисполнение содержащихся в исполнительных документах судов.

Только в перечисленных случаях Банк России может отозвать лицензию. Сообщение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций пуб­ликуется Банком России в «Вестнике Банка России» в недельный срок со дня принятия соответствующего решения.

 

 


 

Управление ликвидностью в коммерческом банке. Содержание и основные методы управления ликвидностью.

Ликвидность – один из основных и наиболее сложных факторов, определяющих фин уст-ть банка. Ликвидность необходима банкам для того, чтобы быть готовыми к изъятию депозитов и удовлетворять спрос на кредиты.

Ликвидный актив – тот, который можно легко превратить в нал. с небольшой потерей капитала, или вообще без обесценения.

Управление ликвидностью – поиск источников, выбор надёжных, установление необходимых соотношений П/А.

Требование ликвидности - финансовые активы должны быть доступны в кратчайшее время по номиналу. Требование перемещаемости – права на фин владение активами дб передаваемыми по номиналу др эк субъекту в форме, приемлемой для него.

2 подхода к характеристике ликвидности: ликвидность как запас (наиболее популяр) или как поток.

- по запасу: определение ликв-ти по остаткам активов и пассивов на опред дату. Оценка только тех А, которые можно превратить в ликвидные средства. Оценка ликвидности по балансу (прошедший период).

Из этого следует, что баланс банка ликвиден, если можно за счёт быстрой реализации средств актива покрыть срочные обязательства по пассиву.

Факторы, оказывающие влияние на ликв-ть банковского баланса: соотношение сроков привлечения ресурсов и сроков размещения средств, структура А и П, риски, качество управления банком.

- по потоку: анализ ликвидности ведется непрерывно. Такой анализ использует данные о динамике Д и Р, своевременности возврата займов, денежном рынке.

=> Банк ликвиден, если сумма ликвидных активов и ликвидные средства быстро мобилизуемые из других источников достаточны для погашения текущих обязательств.

Функции ликвидности:

Управление банковской Л – процесс создания средств для возможности оплатить обязательства по приемлемым ценам в любое время. Основные функции – удовлетворение спроса на кредиты и пожелания изъять средства.

1)демонстрация надёжности

2)выдача кредитов (взаимоотношения с клиентами)

3)ликв-ть дает банку возм-ть избежать неприбыльной продажи активов и ограничить размер премии за риск неуплаты по привлекаемым банком средствами.

Теории управления ликвидностью:

*теория коммерческих ссуд, *теория перемещения, *теория ожидаемых доходов, *теория управления пассивами

Теория коммерческих ссуд: банк сохраняет ликвидность, пока активы в краткосрочных ссудах своевременно погашаются. (Кредиты под тов запасы или на пополнение оборотного капитала).

Минусы: не учитывает потребности в долгосрочном капитале, условия непогашения ссуд

Теория перемещения: сохранение ликвидности при возможности переструктурировать активы либо продать другим кредиторам. Лучший источник – ценные бумаги.

Теория ожидаемого дохода: планирование ликвидности, в основу графика погашения кредитов положить доходы заёмщиков. Краткосрочные кредиты промышленности и потребкредиты ликвидны. Можно планировать поступления. Минусы – при массовых неплатежах. Плюсы – активы подбираются по срокам.

Теория управления пассивами: привлечение ресурсов с денежного рынка. Можно создать ликвидность. Использовать средства рентабельно. Нетрадиционные инструменты заимствования. Депозитные сертификат, ценные бумаги, РЕПО. Можно не накапливать много ликвидности в активах.

Методы управления ликвидностью:

* метод общего фонда средств – все виды ресурсов объединяются в один совокупный фонд. Потом средства фонда распределяются между наиболее прибыльными активами. Источник поступления средств не имеет значения. Сначала определяется доля средств, которые можно вложить в активы (резервы первой очереди). Потом – второй очереди (гос ценн бумаги, межбанк кредиты). Третий этап – формирование портфеля кредитов.

* метод распределения активов – конверсия средств. Зависимость ликвидных активов от источников привлеченных банком средств и устанавливается определенное соотношение м/у соответствующими видами А и П. По вкладам до востребования более высокая норма обязательных резервов, чем по срочным вкладам. Несколько центров ликвидности, «банк внутри банка» - счета до востребования, срочные обязательства банка, уставный капитал и резервы.

Достоинство метода: на основе расчетов, позволяет установить точную долю высоколиквидных активов, и за счет ее уменьшения вложить средства в высокодоходные активы – например кредиты.

 

Стоимостная оценка

-Методы рыночной капитализации (коэфф Тобина)

-Методы отдачи на активы (с использованием показателя ROM, с исп показ ROA, оценка бренда, стоимость, добавленная интелл капиталом банка).

Мотивы банковских слияний

1. Экспансия на новые продуктовые рынки: небольшие банки часто становятся объектом поглощения со стороны более крупных, так как способны обеспечивать недостающие компоненты для их успешной рыночной стратегии. Небольшие банки создают подчас уникальные банковские продукты, но испытывают недостаток в инженерных и сбытовых структурах для реализации этих продуктов. Крупные банки, вероятно, сами в состоянии создать необходимые им компоненты, но часто бывает гораздо дешевле и быстрее получить к ним доступ, осуществив слияние с банком, который их уже производит. Оба банка после объединения будут стоить дороже по сравнению с суммой их стоимостей до объединения. Кроме того, слияние таких банков может открыть для них новые рыночные возможности, которые были бы недоступны им без объединения. Два крупных банка также могут провести слияние, чтобы получить взаимодополняющие ресурсы.

2. Экспансия на новые региональные рынки: Есть два пути проникновения на такие рынки: 1) в качестве новичка;2) купив существующий банк.

3. Слияния с целью увеличения капитала: Специфика банковской деятельности заключается в том, что она быть адекватна по объему и рискованности величине собственного капитала. Один из путей увеличения капитальной базы – слияние банков. В этом случае речь идет о «слиянии равных».

4. Слияния с целью устранения неэффективности управления: Всегда можно найти банк, в котором возможности снижения затрат и повышение прибылей, а также объемов предоставления финансовых услуг остаются не до конца использованными. Такие банки становятся естественными кандидатами на поглощение со стороны других банков, имеющих более эффективные системы управления.

5. Экономия за счет увеличения масштабов деятельности: Достигается, когда средняя величина издержек на предоставление финансовых услуг снижается по мере расширения количества предоставленных финансовых услуг, а также за счет централизации ряда услуг, таких как управление офисом, бухгалтерский учет, финансовый контроль, повышение квалификации персонала и общее стратегическое управление.

Аудит кредитных операций

Основная цель аудита состоит в оценке уровня кредитного риска банка (качества его кредитного менеджмента), в проверке правомерности совершения операций и в подтверждении достоверности бухгалтерской отчетности банка в части ссудных операций. Задачами аудита ссудных операций выступают:

· оценка соответствия кредитных операций банка законодательству РФ, нормативным документам Банка России и внутренним регламентам самого банка;

· анализ организации кредитной работы в банке;

· оценка качества кредитного портфеля банка;

· оценка кредитного риска по конкретным ссудам, предоставленным банком юридическим и физическим лицам;

· анализ организации работы в банке по взысканию просроченной задолженности;

· проверка правильности начисления и своевременности взыскания процентов по кредитам, оценка доходности ссудных операций банка;

· проверка правильности отражения операций в бухгалтерском учете банка;

· проверка правильности расчета значений обязательных нормативов кредитного риска (Н6, Н7, Н9.1, Н10.1) на отчетную дату и оценка их фактического выполнения банком в течение отчетного периода.

Для проверки кредитных операций у банка запрашиваются определенный перечень документов: нормативные внутренние документы, кредитные досье по определенным заемщикам, кредитные и обеспечительные договоры, бухгалтерская отчетность и т.д.

В ходе проверки аудиторы выполняют след.процедуры:

1) оценка полноты и качества внутренней нормативной базы по кредитным операциям

2) анализ качества и доходность кредитного портфеля (на основе бух.отчетности) и соблюдения внутреннего положения о кредитной политике банка. Дополнительно анализируется информация о выполнении банков в течение отчетного периода и на отчетную дату обязательных нормативов кредитного риска. Рассчитанные показатели оформляются в виде аналитической таблицы.

3) оценка работы кредитного комитета

4) анализ работы кредитных и взаимодействующих с ними подразделений

5) оценка работы службы внутреннего контроля

6) оценка кредитного риска по конкретным заемщикам. Выбираются различные группы заемщиков (по юр и фз лицам), предусматривающие разные способы выдачи, с разными сроками погашения. Проверяется наличие и полнота формирования кредитных досье всеми необходимыми документами и заявлениями (Напр.: при пролонгации срока, необходимо наличие от заемщика заявления на пролонгацию с указанием причин непогашения задолженности в первоначальный срок, обоснование нового срока и источников возврата). Также оценивается наличие и качество обеспечения (залог, поручительство и банковская гарантия).

7) Проверка правильности начисления и взыскания процентов

8) Аудит работы банка по взысканию просроченной задолженности

9) Проверка правильности отражения операций по счетам бух учета

10) Оценка выполнения банком обязательных нормативов кредитного риска в течение отчетного года и на отчетную дату

По итогам проведенного анализа аудитор на проверяемую отчетную дату дает собственную оценку категории качества кредитов в соответствии с требования положения ЦБ РФ и сопоставляет ее с категорией качества кредитов. Профессиональное суждение банка должно быть утверждено его уполномоченным органом управления, что проверяют аудиторы.

31. Классификация платежных систем:

- по иерархии или степени подчинения: централизованные и децентр-е) Децентрализованная – Яндекс. Централизованная – у всех банков есть счета Банка России. У децентрализованных – счета друг у друга.

- по условиям приема участников: равные условия для всех участников или создание приоритетов, введение ограничений;

- по порядку резервирования средств: с предварительным депонированием средств на счетах участников расчетов или без него;

- механизму расчета: брутто или нетто расчет (брутто – на валовой основе). Нетто-расчеты – расчеты на чистой основе. Системы расчетов с помощью которых расчеты по межбенковским платежам осуществляются очередными проводками по каждой отдельной операции а затем суммируются между собой называются системами брутто-расчетов. Нетто-расчет – равновеликие требования и обязательства коммерческих банков взаимопогашаются. Разница с другим банком перечисляется с корреспондентского счета коммерческого банка на счет получателя.

- по размерам сумм и срочности платежей: система перевода крупных сумм, система переводов срочных платежей, система перевода мелких и несрочных независимо от суммы платежа;

- по возможности предоставления кредита: с и без. С предоставлением кредита: Банк России. Овернайт и внутридневные кредиты. Для совершения расчетов по результатам дня. Практически все платежные системы предоставляют кредит.

- в зависимости от субъектов, управляющих системой: система управляемая ЦБ или частная;

- по времени перевода денег: в режиме реального времени, несколько часов, день в день, несколько дней.

 

Вопросы по специализации «Банковское дело» 2012/2013 уч.год.

1. Процедура выдачи и погашение банковских кредитов

2. Виды банковских акций и способы их размещения.

3. Необходимость и задачи банковского регулирования. Развитие международных подходов к банковскому регулированию.

4. Проблема процикличности банковского регулирования и пути ее преодоления в Базеле III.

5. Особенности деятельности Банка России как органа банковского регулирования и надзора. Пути совершенствования банковского надзора в РФ.

6. Регистрация кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности.

7. Структура и достаточность собственного капитала банка. Особенности определения достаточности собственного капитала в соответствии с требованиями Банка России.

8. Пруденциальное регулирование банковских рисков со стороны Банка России. Обязательные нормативы деятельности банков.

9. Организация внутреннего контроля в кредитных организациях.

10. Достоинства и недостатки сформированной в Российской Федерации системы противодействия легализации доходов, полученных преступных путем, и финансирования терроризма. Направления ее совершенствования.

11. Современные подходы к оценке и управлению стоимостью: методы оценки стоимости, концепция управления стоимостью.

12. Концепция экономической добавленной стоимости применительно к коммерческому банку.

13. Хеджирование дохода и капитала банка от риска изменения процентной ставки.

14. Управление ликвидностью в коммерческом банке. Содержание и основные методы управлению ликвидностью.

15. Интеллектуальный капитал банка: теории интеллектуального капитала, методы измерения и оценки, инструменты управления интеллектуальным капиталом банка.

16. Банковские слияния: мотивы, экономические прибыли и издержки, финансирование акциями и денежными средствами.

17. Корпоративное управление: сущность, механизмы и модели корпоративного управления. Корпоративное управление в банках.

18. Применение инкассо в международных расчетах.

19. Конструкции документарного аккредитива, особенности применения.

20. Банки как участники валютного рынка. Операции коммерческих банков на валютных рынках.

21. Регулирование валютной позиции коммерческих банков.

22. Использование сделок «своп» и фьючерс для хеджирования валютных рисков.

23. Принципы и качественные характеристики бухгалтерского учета в коммерческом банке.

24. Учетная политика коммерческого банка: понятие, основные разделы, применение.

25. Организация аудиторской проверки в коммерческом банке.

26. Бухгалтерский учет уставного капитала банка: формирование, увеличение, уменьшение.

27. Бухгалтерский учет банковских депозитов.

28. Особенности отражения в бухгалтерском учете кредитных операций.

29. Аудит депозитных операций банков.

30. Аудит кредитных операций.

31. Классификация платежных систем.

32. Принципы построения системно-значимых платежных систем (принцип Ламфалусси). Задачи Центральных банков по их применению. Понятие социально-значимой платежной системы.

33. Банковские счета, открываемые для проведения расчетных операций. Их виды. Порядок их открытия и проведения операций. Очередность списания платежей со счетов предприятий.

34. Электронные денежные средства и электронное средство платежа: понятие, основные характеристики, схема расчетов.

35. Расчеты с использованием пластиковых карт: регилирование, участники, схема расчетов. Роль процессинга в организации карточных расчетов.

Процедура выдачи и погашения банковских кредитов

Выдача

Кредитный процесс включат в себя:

1)Формирование портфеля кредитных заявок на основе заявлений.

2)Рассмотрение заявки, взаимодействие с заёмщиком. Получение сведений о клиенте, вопросы по поводу кредита, вопросы, связанные с погашением кредита и обеспечением займа, о связях с другими банками.

3)Оценка кредитоспособности заёмщика и риска.

4)Принятие решения о целесообразности выдачи кредита и его форме. Основные параметры: вид кредита, сумма, срок, обеспечение, %, схема погашения.

5)Заключение кредитного договора и формирование кредитного дела заёмщика

6)Предоставление денежных средств.

7)Контроль над выполнением условий договора (кредитный мониторинг).

8)Возврат кредита, уплата % и закрытие кредитного дела.

Предоставление кредита оформляется пакетом стандартных документов:

- заявление

- кредитный договор (документ, который содержит подробное описание условий)

- для юрлица – бухгалтерский баланс, отчёт о прибылях и убытках с отметкой налоговой (в международной практике – финотчёты, заверенные аудиторской фирмой)

- бизнес-план (для предприятия/ИП, зависит от цели ссуды)

- договор залога имущества, банковская гарантия или договор поручительства.

Кредитный договор содержит общие положения (наименования сторон, вид кредита, сумма, срок, ставка и т.д.); права и обязанности заёмщика, кредитора, ответственность сторон, порядок разрешения споров, срок действия.

Юридические лица получают кредиты в безналичной форме путем зачисления на р/с или корсчёт; физические лица – на счёт либо через кассу. Кредиты в иностранной валюте – только в безналичной форме.

Банк-кредитор обязан создавать РВПС.

Во многих банках создаются кредитные комитеты, задача – экспертиза заявлений.

Погашение

Аннуитетные платежи – равные по сумме периодические платежи по кредиту, включающие сумму начисленных процентов и сумму основного долга.

Дифференцированные платежи – платежи, уменьшающиеся к концу срока кредитования; постоянная доля основного долга и проценты на невыплаченный остаток.

Способы погашения:

- списание по платёжному поручению;

- списание на основании платёжного требования банка-кредитора, если заёмщик обслуживается в другом банке. Может быть безакцептным;

- перечисление средств на основании письменного распоряжения, через предприятия связи, другие КО;

- взнос наличных;

- удержание суммы из з/п, если работник устроен в банке-кредиторе (по заявлению или по договору).

Возможно как погашение в определённый срок, так и досрочное погашение кредита. При несвоевременном погашении предусмотрены штрафные санкции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.102 с.)