Содержание книги
Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТЕМА № 6: Россия и мир в XVIII-XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот
ЦЕЛЬ: Познакомить слушателей с социально-политическими, экономическими и культурными изменениями, происшедшими с мировым сообществом в эпоху Нового времени. Объяснить, почему XVIII век связан с терминами «модернизация» и «просвещение», а XIX век называется веком революций, национализма и движения к индустриальному обществу. Дать оценку преобразовательской деятельности Петра I и Екатерины II. Обозначить особенности российского абсолютизма. Показать общее и особенное России в следовании тенденциям мирового развития в XIX веке. ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа для программы ФЭТ очной формы обучения; 0,5 часа для программы ФЭТ заочной формы обучения; 0,25 часа для программы ФЭТ заочной ускоренной формы обучения; 6 часов для программы по специальности «Менеджмент» очной формы обучения; 2 часа для программы по специальности «Менеджмент» заочной формы обучения; 1 час для программы ФСР заочной формы обучения; 1 час для программы по направлению подготовки «Сестринское дело» очно-заочной формы обучения; 2 часа для программы по направлению подготовки (специальности) «Клиническая психология» очной формы обучения и 2 часа для программы по направлению подготовки (специальности) «Клиническая психология» очно-заочной формы обучения. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. XVIII и XIX века в европейской и мировой истории. Цивилизационные сдвиги в эпоху Нового времени. 2. Попытки «европеизации» России при Петре I и Екатерине II. Особенности российского абсолютизма. 3. Россия на путях буржуазного реформирования в XIX веке. Формирование общественных движений. 4. Российская империя в системе мировых связей и конфликтов. ВЫВОДЫ: 1. В эпоху Нового времени европейская цивилизация совершила переход от аграрного традиционного общества к индустриальному инновационному благодаря буржуазным промышленным революциям, социальным выступлениям и бурному развитию науки. Пионером в этом движении к прогрессу, наставницей народов и мастерской мира стала Англия. Именно в этой стране в последней трети XVIII века начался промышленный переворот (переход от мануфактурной стадии с её ручной техникой к фабричной системе машинного производства), который распространился к концу века на всю Европу. 2. Происшедшие в XVIII - XIX веках в жизни народов Европы, Америки и остального мира культурные, социально-экономические и политические сдвиги принято обозначать общим термином «модернизация». Этот сложный многогранный процесс вобрал в себя индустриализацию, урбанизацию, демократизацию и секуляризацию. Мировоззренческая база преобразований была сформулирована учёными-просветителями, выпустившими с 1751 по 1780 гг. 35-томную Энциклопедию новых знаний по естественным и гуманитарным наукам. Рационалистическая идеология Просвещения XVIII века, отражая взгляды и потребности буржуазии в её борьбе против феодализма и его духовной опоры в лице католической церкви, призывала раскрепостить человеческую мысль, освободить её от рамок средневекового традиционализма, переустроить общество на разумных началах правового равенства и социальной справедливости. В этой лаборатории общественной мысли современные учёные находят истоки основополагающих идей либерализма, социализма и коммунизма.
3. Провозглашённое просветителями право народа на протестные выступления было реализовано на практике в годы Великой французской революции 1789 -1799 гг., в принятии первых в мире Конституций 1787 г. в США и 1791 г. во Франции, во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и американском Билле о правах 1791 г. Европейские революции 1848-1849 гг. способствовали искоренению на континенте остатков феодализма, усилению влияния либеральных, демократических и социалистических идей. 4. Усилившиеся в результате модернизации страны Европы начали с XVII-XVIII вв. колониальную экспансию на Восток: на Азиатский, Африканский и Американский континенты. Формирование мировой колониальной системы сопровождалось процессом реформирования традиционных восточных цивилизаций, усвоения ими элементов западноевропейской культуры и капиталистических социально-экономических отношений. Борьба колонистов против владычества английской метрополии в Северной Америке в 1775-1781 гг.и принятие в 1776 г. Декларации независимости населения США открыла полосу национально-освободительных движений и антиколониальных восстаний. 5. XIX век в истории Европы и США характеризуется учёными как время окончательного приобретения западной цивилизацией признака техногенности, как завершающий этап формирования индустриального общества. Сопровождавшие развитие капитализма классово-образующие процессы вызвали обострение социальной борьбы, серию буржуазных революций и выступлений рабочего класса. Огромную роль в разрушении остатков феодализма, в буржуазных политических преобразованиях сыграли наполеоновские войны, которые одновременно запустили процесс национально-государственной самоидентификации европейских народов. К концу века в мире, вследствие неравномерности капиталистического развития разных стран, происходят изменения в расстановке сил: прежних лидеров –Англию и Францию – оттесняют с ведущих позиций сделавшие рывок в модернизации США, Германия и Япония. Они заявляют свои претензии на свою долю колоний, на передел рынков сбыта товаров и сфер приложения капиталов. Создаются предпосылки для Первой мировой войны.
6. При Петре I Россия существенно повысила свой экономический и культурный потенциал, сделала значительный шаг на пути интеграции в европейскую систему, получила широкое международное признание. Вместе с тем в стране утвердилась абсолютистская монархия, режим восточной деспотии с полным огосударствлением общественной жизни и закрепощением всех слоёв населения. 7. Екатерина II существенно расширила и укрепила в России западный уклад жизни с закреплением прав, привилегий, повинностей и учреждений всех сословных групп общества. С 1762 г начался рост наёмной рабочей силы, в 1765 г. в Петербурге было создано Вольное экономическое общество для приобщения помещиков к товарно-денежным отношениям. Манифестом 1775 г. была объявлена свобода торговли и предпринимательства. К концу XVIII века по темпам экономического роста и прогрессу Россия обгоняла многие страны мира. Победоносные войны способствовали повышению международного авторитета Российской империи, но Екатерининский просвещённый абсолютизм опирался на ограниченный потенциал крепостной системы, и поэтому первоначальные либеральные планы не получили должной реализации. 8. Российский абсолютизм, в отличие от европейского аналога, имел свои отличительные особенности. Его становление происходило гораздо позднее, чем в Европе, и было связано не с утверждением капиталистического уклада, а с укреплением крепостничества. Крепостное право, сохраняя феодальные отношения, позволяло абсолютизму надолго оставаться определяющей политической силой. Главенство государственной власти над гражданским обществом объясняло тот факт, что именно государство, а не частная инициатива, как это было в Европе, определяло направление развития наиболее важных отраслей экономики. В России абсолютизм опирался на дворянство и служилое сословие, прежде всего на армию, а не на свободное население городов, как это было в западной цивилизации. 9. По сравнению с Европой строительство в России буржуазного либерального общества в XIX веке происходило медленно, противоречиво и непоследовательно. Промышленный переворот начался только в 1830-1840-х гг., отмена крепостного права произошла с опозданием в 1861 г. по реформе «сверху», а не в результате буржуазной революции. Великие реформы 60-х-70-х гг. XIX века, предусматривавшие заимствование Россией некоторых ценностей западной цивилизации, оказались свёрнутыми в 80-х-90-х гг. Политические права и свободы были провозглашены только в манифесте Николая II в 1905 г.
10. XIX век в России стал временем бурного роста революционного движения, которое прошло эволюцию от тайной деятельности небольшой группы прогрессивных дворян-декабристов до массового участия в борьбе трудящихся слоёв населения и имело следующие этапы: дворянский, разночинский и пролетарский. 11. Внешнеполитические успехи России в XVIII – первой половине XIX вв.: возвращение в состав империи исконных восточнославянских земель, выход к Балтийскому и Чёрному морям, победа в составе международной коалиции над Наполеоновской Францией, хозяйственное освоение Сибири и географические открытия на берегах Тихого океана и в Антарктиде возвели её в статус «Великой державы». В этом ранге в 1815 г. она возглавила «Священный союз» монархов Европы, который превратился в оплот европейской реакции, подавлявшей все свободолюбивые движения народов и стремившейся к сохранению феодального абсолютизма. Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг. подорвало её престиж на международной арене, обнаружило полное банкротство правительственной системы и заставило русское самодержавие встать на путь неотложных буржуазно-либеральных социальных, экономических и политических реформ. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ: 1. Назовите цивилизационные сдвиги, которые произошли в мировой истории в Новое время? Какие процессы подразумеваются под термином «модернизация» общественно-политической жизни? 2. Почему XVIII век получил название «Века Просвещения»? 3. Подтвердите фактологическим материалом тезис о том, что XIX век – это эпоха революций, национализма и движения к индустриальному обществу. 4. Составьте таблицы основных мероприятий, проведённых Петром I и Екатериной II в целях европеизации России. 5. В чём заключались особенности российского абсолютизма при Петре I и Екатерине II? 6. Что вы знаете о попытках буржуазного реформирования России в XIX веке? Каковы их итоги? 7. Какие мероприятия правительств Павла I и Александра I можно оценить как начало либерализма и демократии в России? 8. Почему реформы Александра II середины XIX века называются буржуазно-либеральными? 9. В чём заключалась политика «охранительных начал» и суть контрреформ Александра III в 80-х-90-х гг. XIX века? 10. Что такое «промышленный переворот»? Когда он имел место в экономике российского государства и к каким результатам привёл? 11. Воспроизведите спектр общественно-политических движений, оформившихся в России в XIX веке. Какова их судьба?
12. Какие изменения в международном положении Российской империи наблюдались на протяжении XVIII и XIX веков? ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1. Самыгин П.С. История для бакалавров. Учебник. – Ростов н/Д:«Феникс», 2011. 2. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2012. 3. Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред. А.О. Чубарьяна). – М., 2008. Дополнительная: 1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: Университет, 2010. 2. История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций. Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2011. 3. Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.: Юрайт, 2010.
Похожие статьи вашей тематики
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 972; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.202.209 (0.012 с.) |