Тема № 7: Россия и мир в XX веке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 7: Россия и мир в XX веке



ЦЕЛЬ: Определить роль XX столетия в мировой истории. Показать особенности развития международных отношений в годы мировых войн и межвоенный период, влияние научно-технической революции на ход мирового общественного развития. Выявить объективную потребность России в индустриальной модернизации и демократизации политической системы, в решении проблемы выбора между реформами и революцией. Обозначить признаки общенационального кризиса, завершившегося сменой политического режима. Назвать причины победы революционной альтернативы. Дать определение феномену большевизма. Обратить внимание на международное значение выбора Россией некапиталистического пути развития. Дать характеристику внутренней и внешней политики Советского государства при тоталитарном и авторитарном режимах власти. Обосновать необходимость смены модели социально-экономического развития российского общества в 80-90-е гг. XX века.

 

ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 4 часа для программы ФЭТ очной формы обучения; 0,5 часа для программы ФЭТ заочной формы обучения; 0,25 часа для программы ФЭТ заочной ускоренной формы обучения; 6 часов для программы по специальности «Менеджмент» очной формы обучения; 2 часа для программы по специальности «Менеджмент» заочной формы обучения; 1 час для программы ФСР заочной формы обучения; 1 час для программы по направлению подготовки «Сестринское дело» очно-заочной формы обучения; 4 часа для программы по направлению подготовки (специальности) «Клиническая психология» очной формы обучения и 2 часа для программы по направлению подготовки (специальности) «Клиническая психология» очно-заочной формы обучения.

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Место ХХ века во всемирно-историческом процессе. Характерные особенности развития мировой цивилизации в Новейшее время.

2. Россия в конце XIX – начале XX веков. Падение самодержавия.

3. Внутренняя и внешняя политика Советского государства в 20-е – 40-е гг. ХХ века.

4. СССР во второй мировой и Великой Отечественной войнах (1941-1945 гг.). Антигитлеровская коалиция. Цена победы.

5. Политические и социально-экономические изменения в послевоенном мире. Блоковое противостояние капиталистической и социалистической систем в годы «холодной войны».

6. СССР в 1945-1985 гг. Первые попытки либерализации Советского общества.

7. Перестройка 1985-1991 гг., её последствия. Распад СССР.

8. Российское государство в 1991- 2000 гг. Смена модели общественного развития.

ВЫВОДЫ:

 

1. XX век расценивается многими учёными и философами как век формирования глобальной общепланетарной цивилизации на основе диалога, взаимодействия и взаимозависимости различных культурных сообществ во всех сферах их жизнедеятельности.

2. Модернизация отстающих в развитии стран направлена на реализацию следующих целей: освоение элементов западной цивилизации и приспособление их к собственным условиям; проведение индустриализации и технического перевооружения экономики для ускорения темпов движения к прогрессу; достижение равноправия и взаимовыгодного сотрудничества в международных делах; сохранение своей культурной идентичности.

3. Россия, принадлежавшая в начале XX века к государствам второго эшелона запаздывавшего развития, при проведении модернизации столкнулась с кризисными явлениями, связанными с монополизацией экономики, несовершенством политической системы, усилением социальной напряжённости из-за тяжёлого положения низов. Эти причины, усугублённые поражением в русско-японской войне 1904-1905 гг. привели к первой буржуазно-демократической революции. Главными результатами революции 1905-1907 гг. стали создание в России парламента и политических партий, а также проведение Столыпинских реформ.

4. Первая мировая война была вызвана противоречиями интересов старых и новых империалистических держав. Участие в ней России вызвало Февральскую революцию 1917 г. и гражданскую войну. Мирная эволюция политического строя оказалась невозможной из-за прогрессировавшего разложения самодержавия, неприятия им даже ограниченных конституционных начал. Приход к власти большевиков в результате переворота 25 октября 1917 г. был обусловлен нерешённостью задач буржуазно-демократического преобразования России её начальным, февральским этапом.

5. Главными итогами гражданской войны 1917-1922 гг. принято считать: утверждение власти партии большевиков, создание основ тоталитарного режима, полное уничтожение сил оппозиции, образование СССР на обломках Российской империи. «Военный коммунизм» – это российский вариант радикального государственного регулирования экономики, который большевики использовали не только как вынужденную меру, но и как инструмент перехода к новому общественному строю. Он оказался неэффективным при переходе страны к мирной жизни.

6. В 1921-1928 гг. Советское правительство временно отказалось от тотальных административно-командных методов хозяйствования и пошло на частичное разгосударствление экономики, допуск мелкой и средней частнокапиталистической деятельности. Новая экономическая политика привела к некоторому оздоровлению внутриполитической обстановки в стране. Половинчатость либеральных преобразований обусловила кризис НЭПа и предопределила переход с 1929 г. к политике форсированного наступления социализма по всему фронту, «большого скачка» в промышленности и сплошной насильственной коллективизации в сельском хозяйстве.

7. В 1918-1930 гг. в СССР был установлен тоталитарный политический режим. Сначала в 20-е гг. утвердилась абсолютная власть большевиков над обществом и государством (диктатура РКП (б)), а затем в 30-е гг. произошло уничтожение внутрипартийной демократии, установление культа личности вождя И.В. Сталина. Коммунистический тоталитаризм опирался на новый слой советской номенклатурной бюрократии, поддерживался политическими репрессиями, идеологическим воспитанием молодого поколения, созданием закрытого общества, изолированного от мировой цивилизации.

8. Международная обстановка в период между двумя мировыми войнами характеризовалась унижением побеждённых стран, появлением новых границ и государств, созданием мандатной системы колониализма, наступлением всеобщего экономического кризиса, выход из которого разные государства искали в неолиберальных или фашистских моделях развития. Целями внешней политики СССР в 1922-1941 гг. являлись борьба за дипломатическое признание и поиск своего места в системе международной безопасности. Версальско-Вашингтонская система международных отношений, установленная победителями в первой мировой войне, не признала Советское государство, организовала интервенцию после подписания Брестского мира и до 1934 г. отказывалась принимать СССР в Лигу наций.

9. В 1929-1933 гг. экономику Запада охватил самый крупный разрушительный кризис в истории капитализма. Среди моделей и систем, разработанных для его преодоления, наибольшую известность приобрели неолиберальный «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта в США и экспансионистская политика национал-социалистической партии Германии.

Мировые экономические кризисы 20-х-30-х гг. XX века ускорили нарастание реваншистских настроений, обострение военно-политического противостояния между победителями и побеждёнными в первой мировой войне. Приход к власти в Германии, Италии и Японии фашистских режимов, стремившихся к установлению «нового порядка» на планете, и попустительство их агрессивным акциям со стороны правящих кругов англо-франко-американского лагеря явились главными причинами развязывания второй мировой войны.

10. Антифашистская коалиция в составе 26-ти стран оформилась в Вашингтоне 1 января 1942 г. подписанием Декларации Объединённых наций, в основу которой была положена Атлантическая хартия. К 1943 г. к ней присоединились ещё 6 государств, а в 1945 г. в число противников фашизма записалось свыше 50 стран. Союзники с 1942 г. вели боевые действия в Африке, на Гавайских островах, Филиппинах, в Италии, 6 июня 1944 г. открыли второй фронт во Франции, с 1941 по 1944 гг.. осуществили поставки в СССР продовольствия, сырья, техники и вооружения по «ленд-лизу» на сумму 11 млрд. долл. Вопросы стратегического сотрудничества решались на международных конференциях с участием руководителей СССР, США и Великобритании (Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской).

11. Победа СССР в Великой Отечественной войне предопределила итог Второй мировой войны. Она была достигнута тяжёлой ценой, благодаря боевому и трудовому подвигу многонационального советского народа, мобилизации всех его материальных и духовных ресурсов, тесного взаимодействия усилий фронта и тыла. Общие человеческие потери составили 27 млн. жизней, материальный ущерб оценён в 679 млрд. руб. (в сумме, превысившей в 5,5 раза национальный доход СССР в 1940 г.).

12. Вторая мировая война, завершившаяся 2 сентября 1945 г. капитуляцией Японии, в корне изменила международную обстановку. Антигитлеровская коалиция распалась, мир разделился на два враждующих лагеря: социалистический (во главе с СССР) и капиталистический (во главе с США), между которыми началась «холодная война». Возникла угроза ядерной войны между блоками. В результате развала колониальной системы появились «страны третьего мира» – бывшие колонии, не входившие ни в капиталистический, ни в социалистический лагерь. Западная Европа, благодаря реализации плана Маршалла, использования достижений научно-технической революции и преимуществ системной интеграции, сумела восстановить и усилить свои экономические позиции. Во второй половине ХХ века в европейских странах наблюдалось падение последних авторитарных режимов. Созданное в 1957 году Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) в 1995 году превратилось в Европейский союз (ЕС). Внешняя политика Советского Союза в послевоенный период выступала важным фактором международного развития, обеспечивала сохранение двухполюсного (биполярного) мира, способствовала ликвидации колониальной системы и победе национально-освободительных революций на разных континентах. Североатлантическому пакту НАТО противостояла Организация Варшавского договора (ОВД).

13. В период позднего сталинизма (1945-1953 гг.) происходило, с одной стороны, восстановление разрушенного войной хозяйства старыми административно-командными методами, а с другой – делались попытки осуществить постепенный переход от диктатуры пролетариата к общенародному государству, медленную дебольшевизацию и депролетаризацию страны. Апогей сталинизма сопровождался новой волной политических репрессий.

14. Период с 1953 по 1964 гг., когда у власти находился Н.С. Хрущёв, получил название «оттепель». Её характерными чертами стали начало процесса «десталинизации», либеральные политические и экономические перемены внутри страны, мощный технологический прорыв в космос и атомную энергетику, проведение новой международной политики, направленной на улучшение отношений со многими странами. Вместе с тем, были допущены серьёзные просчёты в реформаторской деятельности, важные решения принимались с позиций субъективизма и волюнтаризма, поэтому Октябрьский 1964 г. Пленум ЦК КПСС осуществил смену руководства.

15. В Брежневскую эпоху с 1964 по 1982 гг. после успешного выполнения заданий Девятой пятилетки на 1971-1975 гг. началось постепенное нарастание системного кризиса тоталитарного социализма. В экономике он выразился в неспособности удовлетворить потребности населения в предметах первой необходимости; в науке – в отставании от Запада в применении достижений технологической информационной революции; в духовной сфере – в деградации Советского общества, в потере веры в чистоту идеалов социализма; во внешней политике – в проигрыше соревнования по гонке вооружений, разорившей страну. Застой или торможение развития обусловили потребность в радикальных изменениях внутренней и внешней политики..

16. Перестройка - это период преобразований, проводившихся с 1985 по 1991 гг. с целью оздоровления идеологии, исправления недостатков сталинской модели социализма, перехода к демократическому правовому государству, использованию товарно-денежных отношений в экономике для ускорения движения общества к прогрессу, установления с капиталистической системой ненасильственного мира. Однако их результатом стал отказ от социалистического пути развития и распад СССР. Попытки обновления социализма завершились неудачей, которая, по мнению большинства учёных, была обусловлена: отсутствием у горбачёвского руководства чётких планов преобразований, непоследовательностью и незавершённостью экономических и политических реформ, сопровождавшихся масштабной денежной эмиссией, расходованием всего государственного золотого и валютного запаса, нарастанием внешнего долга. Наступивший паралич власти, обвал экономики, стремительное падение уровня жизни населения и обострение межнациональных конфликтов повлекли за собой отстранение КПСС от руководства государством.

17. С января 1992 г. Россия встала на путь проведения радикальной политической и экономической реформы, целью которой были слом советской административно-командной системы управления, принятие новой Конституции страны и построение основ рыночной экономики в короткие сроки. Она предусматривала: отпуск цен, либерализацию торговли и приватизацию государственной собственности. В 1994-1999 гг. политическое развитие России проходило по следующим направлениям: становление новых политических институтов, построение реальной многопартийности, стабилизация обстановки в стране, интеграция российского общества в систему мировых экономических и культурных связей. Однако итоги политики экономического либерализма и чрезмерных уступок западному дипломатическому давлению большинством обществоведов были оценены как негативные.

18. Правительству России в 90-е годы не удалось преодолеть глубокий экономический кризис, проявлением которого стали дефолт 1998 г., сокращение в 2 раза объёма ВВП, огромный внешний долг, рост цен, безработица, неуклонное снижение реальных денежных доходов и численности населения страны. Отличительными особенностями жизни российского общества в этот период считались: правовой беспредел, наблюдавшийся в борьбе политической элиты за власть, безнаказанная коррупция чиновничьего аппарата, криминализация экономики, разгул преступности, разрушение сельского хозяйства и отраслей производства, обеспечивающих национальную безопасность, деградация культуры, прекращение воспитательной работы среди молодёжи, массовые нарушения прав человека, резкое ослабление обороны страны, социальная поляризация, угрожавшая порядку и стабильности. С распадом СССР, сокращением числа союзников Российского государства, переходом его в группу развивающихся отсталых стран значительно ухудшилось геополитическое положение бывшей великой державы, сократились возможности её влияния на мировые процессы.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ:

1. Объясните, как вы понимаете роль XX века в глобализации мировых процессов, в формировании общепланетарной цивилизации?

2. В чём заключалась программа индустриализации, разработанная С.Ю. Витте, и общая модернизация России в конце XIX – начале XX вв.?

3. Какие итоги имела первая русская революция 1905-1907 гг.?

4. Какую цель преследовали столыпинские реформы?

5. К каким последствиям привело участие России в первой мировой войне и почему?

6. Какие альтернативы политического развития существовали в России после Февральской революции и почему стал возможен приход к власти большевиков?

7. Когда Россия вышла из первой мировой войны? Обрисуйте международное положение Советского государства в послевоенный период.

8. Назовите основные этапы гражданской войны 1917-1922 гг., её причины и участников. Чем завершились военные действия?

9. В чём заключалась политика «военного коммунизма»? К каким последствиям она привела?

10. Что такое новая экономическая политика (НЭП), чем она отличалась от старой? Назовите её достижения и причины кризиса.

11. Когда был образован Союз Советских Социалистических республик (СССР)? Как был решён национальный вопрос в стране Советов?

12. Расшифруйте понятие «тоталитарный режим»? Когда и при каких условиях он сформировался в СССР? Что такое ГУЛАГ?

13. Чем большевистская модернизация экономики в годы первых пятилеток отличалась от западноевропейских моделей индустриализации?

14. Какую внешнюю политику проводило сталинское руководство в 20-40- гг. XX века?

15. В чём выражался кризис западной цивилизации в 20-е-30-е гг. XX века?

16. Из каких двух главных частей складывался неолиберальный курс политики Ф.Д. Рузвельта в начале 30-х гг.? Кто был автором экономической системы его реформ?

17. Что такое фашизм? Какие его идеи были реализованы в нацистской Германии? Составьте таблицу с описанием общих и особенных черт коммунизма и нацизма.

18. Перечислите мероприятия Советского правительства по организации отпора фашистской агрессии.

19. Какую роль сыграла в ходе второй мировой войны антигитлеровская коалиция?

20. Подведите итоги Второй мировой войны и определите вклад нашей страны в достижение победы.

21. Какие политические и социально-экономические изменения произошли в послевоенном мире? Что такое «холодная война»? Как долго она продолжалась?

22. Что вы знаете об интеграционных процессах, происходивших в Европе после окончания второй мировой войны? Приведите примеры создания международных организаций?

23. Раскройте содержание терминов «неоколониализм», «модернизация стран традиционалистских цивилизаций», «глобализация» мировых экономических, социально-политических и культурных процессов.

24. Приведите примеры влияния научно-технической революции 50-80-е гг. ХХ века на ускорение движения мировой цивилизации к прогрессу? Как Советское общество реагировало на достижения научной мысли в этот период?

25. Какие мероприятия Советского руководства в 50-60-е гг. ХХ века свидетельствовали о начавшейся либерализации общественной жизни в стране? Какую цель преследовало диссидентское движение?

26. Какой период в Отечественной истории получил название эпохи «перестройки» и «нового политического мышления»? В чём заключались изменения во внешнеполитическом курсе и во внутренней политике правительства М.С. Горбачёва? Когда и при каких обстоятельствах распался Советский Союз?

27. Перечислите основные направления экономических и политических реформ, предпринятых российским правительством в 1992-1999 гг. Дайте им объективную оценку.

28. Какие изменения претерпел внешнеполитический курс России в 90-е годы ХХ века?

 

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Самыгин П.С. История для бакалавров. Учебник. – Ростов н/Д:«Феникс», 2011.

2. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2012.

3. Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред.

А.О. Чубарьяна). – М., 2008.

Дополнительная:

1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: Университет, 2010.

2. История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций. Под

ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2011.

3. Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.: Юрайт, 2010.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 1014; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.03 с.)