Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТЕМА №2: Исследователь и исторический источник
Цель занятия: Получить представление о вспомогательных научных дисциплинах: источниковедении и историографии, усвоить их роль в изучении истории, функции и направления развития. Познакомиться с современной классификацией исторических источников, со способами и формами получения, анализа и сохранения исторической информации. Изучить вклад в историческую науку выдающихся зарубежных и российских учёных. Способствовать решению тематических задач, запланированных для данного занятия, и активно участвовать во всех формах самостоятельной аудиторной работы. Задачи: Дать слушателям семинара систематизированные знания о различных подходах к изучению прошлого человечества и составлению периодизации всемирной и отечественной истории; познакомить их с биографиями выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории и их заслугами в становлении истории как науки; способствовать овладению будущими бакалаврами навыками работы с историческими источниками. Студент должен знать: 1. до изучения темы: - общеобразовательный набор предметной терминологии; - начальные приёмы анализа исторической информации; - основные этапы развития зарубежной и отечественной историографии, имена известных деятелей исторической науки; 2. после изучения темы: - содержание вспомогательных научных дисциплин источниковедения и историографии, их роль в изучении истории, функции и направления развития; - современную классификацию исторических источников, способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации; - основные этапы становления и развития исторической науки и заслуги в этом процессе выдающихся зарубежных и российских учёных-обществоведов; - различные подходы к изучению прошлого человечества и оценке периодизации всемирной и отечественной истории. Студент должен уметь: - объяснять смысл и значение применяемой в исторической науке терминологии; - выбирать и использовать при оценке достоверности знаний о прошлом установленные исторической наукой методы и принципы исследования информации; - владеть навыками работы с историческими источниками; - аргументировано применять полученные знания в публичных выступлениях и дискуссиях.
Студент должен владеть: - достоверным оперативным материалом по всем дидактическим единицам российской и всемирной истории в объёме курса; - навыками практического анализа исторических источников и логики различного рода рассуждений; - навыками публичных выступлений, письменного аргументированного изложения собственной точки зрения, приемами ведения научной дискуссии и полемики. Содержание занятия: 1. Вводный контроль: - проведение фронтального опроса студентов с целью выявления степени усвоения материала предшествовавшей лекции вузовского курса; - заслушивание докладов и сообщений студентов, подготовленных по первой теме учебной программы, организация их обсуждения в группах. 2. Беседа по теме занятия с освещением следующих вопросов: 1. Источниковедение и историография как вспомогательные научные дисциплины. 2. Понятие и классификация исторических источников. Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации. 3. Концептуальные модели и основные направления современной исторической науки. 4. Вклад зарубежной и отечественной историографии в развитие исторической науки. 3. Практическая работа: - Найти ответы на поставленные по теме вопросы и сделать обобщающие выводы по пройденному материалу: 1. Дайте определение источниковедению и историографии как вспомогательным историческим дисциплинам. Уточните их задачи. 2. Какие группы исторических источников представлены в современной научной классификации? 3. Что вы знаете о способах и формах получения, анализа и сохранения исторической информации? 4. Какие основные направления зарубежной историографии вы могли бы отметить на разных этапах развития человеческого сообщества? Когда в Европе история превратилась в научную дисциплину? 5. Назовите выдающихся представителей зарубежной исторической науки, укажите их научные достижения. 6. Как развивалась историография отечественной истории? Кто считается её основателем? 7. Какой вклад внесли в мировую историческую науку российские учёные? Труды каких историков составляют славу отечественной историографии?
- Продолжить составление словаря понятий и определений, относящихся к исторической науке, с регистрацией новых тематических терминов.
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии: 4.1. Использование Кейс-метода в работе с историческим источником – отрывком из «Стратегикона», произведения византийского императора Маврикия Стратега о славянах и антах (VI век): - Составить описание жизни и быта восточных славян в период раннего средневековья с заполнением таблицы выбранными сведениями о природных условиях, занятиях, быте, культуре, отношениях с соседями. Примерный сценарий проведения интерактивного занятия: - Учебная группа разбивается на звенья по 2 человека за столом; - Каждому звену выдаётся рабочий текст – отрывок из исторического источника «Стратегикона» VI века, а также таблица для заполнения: «… Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, [при переходе их] из одного места в другое, охраняют их в случае надобности, так что если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземцев, последний потерпел [какой-либо] ущерб, принимающий его ранее начинает войну против виновного], считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая [срок рабства] определённым временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там [где они находятся] на положении свободных и друзей? У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь. Они селятся в лесах, у непроходимых рек, болот и озёр, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним не владеют и ведут жизнь бродячую…» Таблица:
- На прочтение текста и выбор материала для заполнения разделов таблицы выделяются 30 минут практического занятия, после чего выполненные в письменном виде задания сдаются преподавателю на проверку; - Студентам предлагается сличение полученных результатов с тематическим текстом учебного пособия, чтобы убедиться в справедливости оценок публично выставляемых преподавателем за работу каждого звена. 4.2. Соотнесите название исторического труда с его автором:
1) «История государства Российского» А) С.М. Соловьёв 2) «История России с древнейших времён» Б) В.О. Ключевский 3) «Курс русской истории» В) В.Н. Татищев 4) «История Российская с самых древнейших времён» Г) Н.М. Карамзин
ОТВЕТ: 1-Г; 2-А; 3-Б; 4-В. 4.3. Большое влияние на развитие исторической науки в России в 30-40-е гг. ХХ в. оказали дискуссии между:
1) марксистами и эсерами; 2) кадетами и октябристами; 3) западниками и славянофилами; 4) революционными и либеральными народниками.
ОТВЕТ: между западниками и славянофилами. - Объяснить какие общественно-политические взгляды разделяли эти представители либерального дворянства и сторонниками каких теоретических направлений развития исторической науки они являлись? ОТВЕТ: западники – сторонники всемирно-исторического направления; славянофилы – приверженцы локально-исторического направления. 4.4. Историк М.Н. Покровский являлся основоположником: 1) советской исторической науки; 2) норманнской теории; 2) теологического подхода; 4) географического детерминизма. ОТВЕТ: советской исторической науки. - Пользуясь Википедией через интернет, познакомиться с биографией, политическими взглядами и научной деятельностью этого историка. Рекомендуемая литература: Основная: 1. Самыгин П.С. История для бакалавров. Учебник. – Ростов н/Д: «Феникс», 2011. 2. Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред. А.О. Чубарьяна). – М., 2008. 3. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: Университет, 2010. 4. История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций. Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2011. Дополнительная: 1. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2012. 2. История: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. 3. Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. 4. Пономарёв М.В. История России. Тематические тренировочные задания. – М.: ЭКСМО, 2006. 5. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт. – сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: Проспект, 2011.
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.013 с.) |