ТЕМА №2: Исследователь и исторический источник 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА №2: Исследователь и исторический источник



Цель занятия: Получить представление о вспомогательных научных дисциплинах: источниковедении и историографии, усвоить их роль в изучении истории, функции и направления развития. Познакомиться с современной классификацией исторических источников, со способами и формами получения, анализа и сохранения исторической информации. Изучить вклад в историческую науку выдающихся зарубежных и российских учёных. Способствовать решению тематических задач, запланированных для данного занятия, и активно участвовать во всех формах самостоятельной аудиторной работы.

Задачи: Дать слушателям семинара систематизированные знания о различных подходах к изучению прошлого человечества и составлению периодизации всемирной и отечественной истории; познакомить их с биографиями выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории и их заслугами в становлении истории как науки;

способствовать овладению будущими бакалаврами навыками работы с историческими источниками.

Студент должен знать:

1. до изучения темы:

- общеобразовательный набор предметной терминологии;

- начальные приёмы анализа исторической информации;

- основные этапы развития зарубежной и отечественной историографии, имена известных деятелей исторической науки;

2. после изучения темы:

- содержание вспомогательных научных дисциплин источниковедения и историографии, их роль в изучении истории, функции и направления развития;

- современную классификацию исторических источников, способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации;

- основные этапы становления и развития исторической науки и заслуги в этом процессе выдающихся зарубежных и российских учёных-обществоведов;

- различные подходы к изучению прошлого человечества и оценке периодизации всемирной и отечественной истории.

Студент должен уметь:

- объяснять смысл и значение применяемой в исторической науке терминологии;

- выбирать и использовать при оценке достоверности знаний о прошлом установленные исторической наукой методы и принципы исследования информации;

- владеть навыками работы с историческими источниками;

- аргументировано применять полученные знания в публичных выступлениях и дискуссиях.

Студент должен владеть:

- достоверным оперативным материалом по всем дидактическим единицам российской и всемирной истории в объёме курса;

- навыками практического анализа исторических источников и логики различного рода рассуждений;

- навыками публичных выступлений, письменного аргументированного изложения собственной точки зрения, приемами ведения научной дискуссии и полемики.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль:

- проведение фронтального опроса студентов с целью выявления степени усвоения материала предшествовавшей лекции вузовского курса;

- заслушивание докладов и сообщений студентов, подготовленных по первой теме учебной программы, организация их обсуждения в группах.

2. Беседа по теме занятия с освещением следующих вопросов:

1. Источниковедение и историография как вспомогательные научные дисциплины.

2. Понятие и классификация исторических источников. Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации.

3. Концептуальные модели и основные направления современной исторической науки.

4. Вклад зарубежной и отечественной историографии в развитие исторической науки.

3. Практическая работа:

- Найти ответы на поставленные по теме вопросы и сделать обобщающие выводы по пройденному материалу:

1. Дайте определение источниковедению и историографии как вспомогательным историческим дисциплинам. Уточните их задачи.

2. Какие группы исторических источников представлены в современной научной классификации?

3. Что вы знаете о способах и формах получения, анализа и сохранения исторической информации?

4. Какие основные направления зарубежной историографии вы могли бы отметить на разных этапах развития человеческого сообщества? Когда в Европе история превратилась в научную дисциплину?

5. Назовите выдающихся представителей зарубежной исторической науки, укажите их научные достижения.

6. Как развивалась историография отечественной истории? Кто считается её основателем?

7. Какой вклад внесли в мировую историческую науку российские учёные? Труды каких историков составляют славу отечественной историографии?

 

- Продолжить составление словаря понятий и определений, относящихся к исторической науке, с регистрацией новых тематических терминов.

 

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

4.1. Использование Кейс-метода в работе с историческим источником – отрывком из «Стратегикона», произведения византийского императора Маврикия Стратега о славянах и антах (VI век):

- Составить описание жизни и быта восточных славян в период раннего средневековья с заполнением таблицы выбранными сведениями о природных условиях, занятиях, быте, культуре, отношениях с соседями.

Примерный сценарий проведения интерактивного занятия:

- Учебная группа разбивается на звенья по 2 человека за столом;

- Каждому звену выдаётся рабочий текст – отрывок из исторического источника «Стратегикона» VI века, а также таблица для заполнения:

«… Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, [при переходе их] из одного места в другое, охраняют их в случае надобности, так что если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземцев, последний потерпел [какой-либо] ущерб, принимающий его ранее начинает войну против виновного], считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая [срок рабства] определённым временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там [где они находятся] на положении свободных и друзей?

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь. Они селятся в лесах, у непроходимых рек, болот и озёр, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним не владеют и ведут жизнь бродячую…»

Таблица:

 

Природные условия Занятия Быт Отношения с соседями Культура
         

 

- На прочтение текста и выбор материала для заполнения разделов таблицы выделяются 30 минут практического занятия, после чего выполненные в письменном виде задания сдаются преподавателю на проверку;

- Студентам предлагается сличение полученных результатов с тематическим текстом учебного пособия, чтобы убедиться в справедливости оценок публично выставляемых преподавателем за работу каждого звена.

4.2. Соотнесите название исторического труда с его автором:

 

1) «История государства Российского» А) С.М. Соловьёв

2) «История России с древнейших времён» Б) В.О. Ключевский

3) «Курс русской истории» В) В.Н. Татищев

4) «История Российская с самых древнейших времён» Г) Н.М. Карамзин

 

ОТВЕТ: 1-Г; 2-А; 3-Б; 4-В.

4.3. Большое влияние на развитие исторической науки в России в 30-40-е гг. ХХ в. оказали дискуссии между:

1) марксистами и эсерами; 2) кадетами и октябристами; 3) западниками и славянофилами; 4) революционными и либеральными народниками.

 

ОТВЕТ: между западниками и славянофилами.

- Объяснить какие общественно-политические взгляды разделяли эти представители либерального дворянства и сторонниками каких теоретических направлений развития исторической науки они являлись?

ОТВЕТ: западники – сторонники всемирно-исторического направления;

славянофилы – приверженцы локально-исторического направления.

4.4. Историк М.Н. Покровский являлся основоположником:

1) советской исторической науки; 2) норманнской теории;

2) теологического подхода; 4) географического детерминизма.

ОТВЕТ: советской исторической науки.

- Пользуясь Википедией через интернет, познакомиться с биографией, политическими взглядами и научной деятельностью этого историка.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Самыгин П.С. История для бакалавров. Учебник. – Ростов н/Д: «Феникс», 2011.

2. Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред. А.О. Чубарьяна). – М., 2008.

3. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: Университет, 2010.

4. История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций. Под ред.

А.А. Радугина. – М.: Центр, 2011.

Дополнительная:

1. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2012.

2. История: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.

3. Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010.

4. Пономарёв М.В. История России. Тематические тренировочные задания. – М.: ЭКСМО, 2006.

5. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт. – сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: Проспект, 2011.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.013 с.)