Тема № 7: Россия и мир в ХХ веке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 7: Россия и мир в ХХ веке



Цель занятия: Определить роль XX столетия в мировой истории. Показать особенности развития международных отношений в годы мировых войн и межвоенный период, влияние научно-технической революции на ход мирового общественного развития. Рассмотреть причины победы революционной альтернативы в Российской империи, ход строительства социализма в СССР. Дать определение феномену большевизма, объяснить неудачи реформирования советской системы в 80-е-90-е гг. Обосновать необходимость смены модели общественного развития в эпоху ускоряющихся процессов глобализации, поиска путей разрядки международной напряжённости и интенсификации движения к прогрессу. Способствовать решению тематических задач, запланированных для данного занятия, и активно участвовать во всех формах самостоятельной аудиторной работы.

Задачи: Выявить объективную потребность России в индустриальной модернизации и демократизации политической системы, в решении проблемы выбора между реформами и революцией. Обозначить признаки общенационального кризиса, завершившегося свержением самодержавия. Обратить внимание на международное значение выбора Россией некапиталистического пути развития. Дать характеристику внутренней и внешней политики Советского государства при тоталитарном и авторитарном режимах власти и в первые годы смены модели общественно-политического развития.

Студент должен знать:

1. до изучения темы:

- общеобразовательный набор предметной терминологии;

- начальные приёмы анализа исторической информации;

- основные процессы и тенденции мирового развития, присущие ХХ веку;

- причины и сущность индустриальной модернизации и демократизации политической системы России, их успехи и недостатки;

- признаки общенационального кризиса, приведшего к революции; дату падения самодержавия и установления в России республики; причины захвата власти большевиками; альтернативные пути развития, предложенные российскому обществу 1917-м годом; судьбу Учредительного собрания; обстоятельства заключения Брестского мира;

- основные события отечественной и зарубежной истории в ХХ веке, их

хронологические рамки и особенности, имёна и результаты деятельности наиболее значимых личностей в рассматриваемый исторический период;

2. после изучения темы:

- обзорную картину развития международных отношений в изучаемый период;

- опыт строительства капитализма в России в начале и в конце ХХ века;

- обстоятельства соревнования двух общественно-экономических систем капитализма и социализма и его итоги;

- проблематику дискуссий о тоталитаризме в современной историографии;

- заслуги СССР в разгроме фашизма и цену победы в Великой Отечественной войне;

- причины перестройки и подробности либеральных преобразований в Российской Федерации в 90-е годы ХХ века.

Студент должен уметь:

- объяснять смысл и значение применяемой в исторической науке терминологии;

- выбирать и использовать при оценке достоверности знаний о прошлом установленные исторической наукой методы и принципы исследования информации;

- владеть навыками работы с историческими источниками;

- обосновать актуальность решения вопросов экономической модернизации и демократизации политической системы России на разных этапах её истории;

- вести дискуссию по проблемам тоталитаризма, сравнительной характеристике сталинизма и фашизма;

- находить общее и особенное в усвоении Российской цивилизацией тенденций мирового развития; объективно оценивать реформационные процессы.

Студент должен владеть:

- достоверным оперативным материалом по всем дидактическим единицам российской и всемирной истории в объёме курса;

- навыками практического анализа исторических источников и логики различного рода рассуждений;

- навыками публичных выступлений, письменного аргументированного изложения собственной точки зрения, приемами ведения научной дискуссии и полемики.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль:

- проведение фронтального опроса студентов с целью выявления степени усвоения материала предшествовавшей лекции вузовского курса;

- заслушивание докладов и сообщений студентов, подготовленных по шестой теме учебной программы, организация их обсуждения в группах.

2. Беседа по теме занятия с освещением следующих вопросов:

1. Место ХХ века во всемирно-историческом процессе. Характерные особенности развития мировой цивилизации в Новейшее время.

2. Россия в конце XIX – начале XX веков. Падение самодержавия.

3. Внутренняя и внешняя политика Советского государства в 20-е – 40-е гг. ХХ века.

4. СССР во второй мировой и Великой Отечественной войнах (1941-1945 гг.). Антигитлеровская коалиция. Цена победы.

5. Политические и социально-экономические изменения в послевоенном мире. Блоковое противостояние капиталистической и социалистической систем в годы «холодной войны».

6. СССР в 1945-1985 гг. Первые попытки либерализации Советского общества.

7. Перестройка 1985-1991 гг., её последствия. Распад СССР.

8. Российское государство в 1991- 2000 гг. Смена модели общественного развития.

3. Практическая работа:

- Найти ответы на поставленные по теме вопросы и сделать обобщающие выводы по пройденному материалу:

 

1. Объясните, как вы понимаете роль XX века в глобализации мировых процессов, в формировании общепланетарной цивилизации?

2. В чём заключалась программа индустриализации, разработанная С.Ю. Витте, и общая модернизация России в конце XIX – начале XX вв.?

3. Какие итоги имела первая русская революция 1905-1907 гг.?

4. Какую цель преследовали столыпинские реформы?

5. К каким последствиям привело участие России в первой мировой войне и почему?

6. Какие альтернативы политического развития существовали в России после Февральской революции и почему стал возможен приход к власти большевиков?

7. Когда Россия вышла из первой мировой войны? Обрисуйте международное положение Советского государства в послевоенный период.

8. Назовите основные этапы гражданской войны 1917-1922 гг., её причины и участников. Чем завершились военные действия?

9. В чём заключалась политика «военного коммунизма»? К каким последствиям она привела?

10. Что такое новая экономическая политика (НЭП), чем она отличалась от старой? Назовите её достижения и причины кризиса.

11. Когда был образован Союз Советских Социалистических республик (СССР)? Как был решён национальный вопрос в стране Советов?

12. Расшифруйте понятие «тоталитарный режим»? Когда и при каких условиях он сформировался в СССР? Что такое ГУЛАГ?

13. Чем большевистская модернизация экономики в годы первых пятилеток отличалась от западноевропейских моделей индустриализации?

14. Какую внешнюю политику проводило сталинское руководство в 20-40- гг. XX века?

15. В чём выражался кризис западной цивилизации в 20-е-30-е гг. XX века?

16. Из каких двух главных частей складывался неолиберальный курс политики Ф.Д. Рузвельта в начале 30-х гг.? Кто был автором экономической системы его реформ?

17. Что такое фашизм? Какие его идеи были реализованы в нацистской Германии? Составьте таблицу с описанием общих и особенных черт коммунизма и нацизма.

18. Перечислите мероприятия Советского правительства по организации отпора фашистской агрессии.

19. Какую роль сыграла в ходе второй мировой войны антигитлеровская коалиция?

20. Подведите итоги Второй мировой войны и определите вклад нашей страны в достижение победы.

21. Какие политические и социально-экономические изменения произошли в послевоенном мире? Что такое «холодная война»? Как долго она продолжалась?

22. Что вы знаете об интеграционных процессах, происходивших в Европе после окончания второй мировой войны? Приведите примеры создания международных организаций?

23. Раскройте содержание терминов «неоколониализм», «модернизация стран традиционалистских цивилизаций», «глобализация» мировых экономических, социально-политических и культурных процессов.

24. Приведите примеры влияния научно-технической революции 50-80-е гг. ХХ века на ускорение движения мировой цивилизации к прогрессу? Как Советское общество реагировало на достижения научной мысли в этот период?

25. Какие мероприятия Советского руководства в 50-60-е гг. ХХ века свидетельствовали о начавшейся либерализации общественной жизни в стране? Какую цель преследовало диссидентское движение?

26. Какой период в Отечественной истории получил название эпохи «перестройки» и «нового политического мышления»? В чём заключались изменения во внешнеполитическом курсе и во внутренней политике правительства М.С. Горбачёва? Когда и при каких обстоятельствах распался Советский Союз?

27. Перечислите основные направления экономических и политических реформ, предпринятых российским правительством в 1992-1999 гг. Дайте им объективную оценку.

28. Какие изменения претерпел внешнеполитический курс России в 90-е годы ХХ века?

 

- Продолжить составление словаря понятий и определений, относящихся к

исторической науке, с регистрацией новых тематических терминов.

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

4.1. Поиск информации в справочной литературе или Интернете.

К концу первого десятилетия ХХ века в Российской империи процесс монополизации охватил все отрасли промышленности и транспорта.

- Соотнесите названия монополистических объединений с их характеристиками:

1) трест; 2) картель; 3) синдикат; 4) концерн

А) одна из форм монополистических объединений, которая берёт на себя осуществление всей коммерческой деятельности, при сохранении производственной и юридической самостоятельности входящих в него предприятий;

Б) одна из форм монополий, многоотраслевое объединение (финансы, промышленность, транспорт, торговля) с сохранением самостоятельности в управлении, но с полной финансовой зависимостью входящих предприятий от господствующей группы монополистов;

В) форма монополии, при которой участники сохраняют производственную самостоятельность, но при этом совместно решают вопросы объёма производства, сбыта продукции и т.д. Прибыль распределяется согласно доле участия в производстве и сбыте продукции;

Г) одна из форм монополистических объединений, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую и юридическую самостоятельность. Власть в них сосредоточена в руках правления или головной компании. Чаще всего возникали в отраслях, производящих однородную продукцию.

 

ОТВЕТ: 1 – Г; 2 – Б; 3 – А; 4 – В.

- Какие из перечисленных видов монополистических союзов были наиболее распространены в России и почему? Каковы были особенности развития российской экономической системы в рассматриваемый период?

 

ОТВЕТ: Экономике России в начале ХХ века были присущи следующие особенности: а) сочетание современной капиталистической промышленности и финансово-банковской системы с отсталым аграрным сектором, сохранившим полукрепостнические формы собственности и методы хозяйствования; б) сохранение самодержавия с его мощным бюрократическим аппаратом; в) относительная слабость российской буржуазии; г) активное вмешательство государства в экономику и складывание системы государственно-монополистического капитализма; д) сравнительно невысокая активность в вывозе капиталов за границу из-за нехватки отечественных капиталов и возможности их инвестиций на окраины империи; е) большая доля иностранного капитала, который доминировал в тяжёлой промышленности; ж) ускорение процесса монополизации и сращивания промышленного и финансового капитала – образование промышленно-финансовых групп (с преобладанием синдикатов), занявших господствующее положение в хозяйственной жизни страны.

 

4.2. - Прочитайте отрывок из интервью И.В. Сталина газете «Правда» о речи У. Черчилля в Фултоне:

Вопрос: Как Вы расцениваете последнюю речь господина Черчилля, произнесённую им в Соединённых Штатах Америки?

Ответ: Я расцениваю её как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора между союзниками государства и затруднить их сотрудничество.

Вопрос: Можно ли считать, что речь господина Черчилля причиняет ущерб делу мира и безопасности?

Ответ: Безусловно, да. По сути дела, господин Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны. И господин Черчилль здесь не одинок, - у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соединённых Штатах Америки. Следует отметить, что господин Черчилль и его друзья поразительно напоминают в этом отношении Гитлера и его друзей… По сути дела, господин Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно, и тогда всё будет в порядке, - в противном случае неизбежна война.

Несомненно, что установка господина Черчилля есть установка на войну, призыв к войне с СССР. Ясно также и то, что такая установка господина Черчилля несовместима с существующим союзным договором между Англией и СССР.

- Ответьте на вопросы:

1. Когда и где состоялось выступление У. Черчилля? Чем известна эта личность в мировой истории?

2. О какой войне идет речь в данном интервью?

3. Что, по мнению И.В. Сталина, стало причиной этой войны?

4. Кто в США разделял жёсткую позицию У. Черчилля по отношению к СССР?

5. Какие две политические системы стали складываться в мире после речи У. Черчилля в Фултоне?

6. Какие факты нарастания и ослабления напряжённости в этой войне вы знаете?

7. Когда и чем закончилась эта война?

 

4.3. Составьте хронологический перечень законов и постановлений, принятых в СССР за период с 1985 по 1991 гг., и в соответствии с их содержанием заполните разделы таблицы «Преобразования страны в годы перестройки». Подвести итог предпринятым в эти годы реформам.

 

Экономические реформы Политические преобразования Реформы в социальной сфере Изменения в области культуры
       

 

ОТВЕТ: Хронология законов и постановлений:

1. 1985 – 1988гг. – антиалкогольная кампания; образование Госагропрома СССР на базе шести министерств;

2. 1986г. – закон «Об индивидуальной трудовой деятельности»; частная деятельность была легализована более чем в 30 видах производства товаров и услуг; началась эпоха «культурного Ренессанса», упала роль цензуры, диссиденты возвращены из ссылки; наблюдалось углубление разрядки международной напряжённости; приняты «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986 – 1990 годы и на период до 2000 года»;

3. 1987г. – закон «О государственном предприятии»; введена концепция гласности; сформулирована концепция нового политического мышления;

4. 1988г.- закон «О кооперации»; на XIX партийной конференции взят курс на создание правового социалистического государства; проведена конституционная реформа;

5. 1989г – вывод советских войск из Афганистана;

6. 1990г. – постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике»; избрание М.С. Горбачёва первым президентом СССР; принятие закона о свободе вероисповедания; изменение редакции 6-й статьи Конституции 1977г; СССР получил от США первый кредит в сумме 1 млрд долл. на закупку продовольствия; исчезли ОВД и СЭВ; начался вывод советских войск из ГДР и Чехословакии;

7. 1991г. – обмен денег, повышение цен в 2-10 раз, инфляция составляла 25 % в неделю; проведение референдума о судьбе СССР; появление проекта нового варианта союзного договора;

8. 1988 – 1990гг. – законы о праве граждан на судебное обжалование непомерных решений администрации, о государственной безопасности; о прессе и массовой информации с ликвидацией цензуры; об общественных организациях, о въезде и выезде из СССР.

4.4. Проведение тестового текущего контроля для проверки степени усвоения студентами пройденного материала (выполнение тестовых заданий в письменном или электронном вариантах).

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Самыгин П.С. История для бакалавров. Учебник. – Ростов н/Д: «Феникс», 2011.

2. Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред. А.О. Чубарьяна). – М., 2008.

3. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: Университет, 2010.

4. История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций. Под ред.

А.А. Радугина. – М.: Центр, 2011.

Дополнительная:

1.Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2012.

2. История: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.

3. Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010.

4 Пономарёв М.В. История России. Тематические тренировочные задания. – М.: ЭКСМО, 2006.

5. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт. – сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: Проспект, 2011.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.044 с.)