Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 7: Россия и мир в ХХ веке
Цель занятия: Определить роль XX столетия в мировой истории. Показать особенности развития международных отношений в годы мировых войн и межвоенный период, влияние научно-технической революции на ход мирового общественного развития. Рассмотреть причины победы революционной альтернативы в Российской империи, ход строительства социализма в СССР. Дать определение феномену большевизма, объяснить неудачи реформирования советской системы в 80-е-90-е гг. Обосновать необходимость смены модели общественного развития в эпоху ускоряющихся процессов глобализации, поиска путей разрядки международной напряжённости и интенсификации движения к прогрессу. Способствовать решению тематических задач, запланированных для данного занятия, и активно участвовать во всех формах самостоятельной аудиторной работы. Задачи: Выявить объективную потребность России в индустриальной модернизации и демократизации политической системы, в решении проблемы выбора между реформами и революцией. Обозначить признаки общенационального кризиса, завершившегося свержением самодержавия. Обратить внимание на международное значение выбора Россией некапиталистического пути развития. Дать характеристику внутренней и внешней политики Советского государства при тоталитарном и авторитарном режимах власти и в первые годы смены модели общественно-политического развития. Студент должен знать: 1. до изучения темы: - общеобразовательный набор предметной терминологии; - начальные приёмы анализа исторической информации; - основные процессы и тенденции мирового развития, присущие ХХ веку; - причины и сущность индустриальной модернизации и демократизации политической системы России, их успехи и недостатки; - признаки общенационального кризиса, приведшего к революции; дату падения самодержавия и установления в России республики; причины захвата власти большевиками; альтернативные пути развития, предложенные российскому обществу 1917-м годом; судьбу Учредительного собрания; обстоятельства заключения Брестского мира; - основные события отечественной и зарубежной истории в ХХ веке, их хронологические рамки и особенности, имёна и результаты деятельности наиболее значимых личностей в рассматриваемый исторический период;
2. после изучения темы: - обзорную картину развития международных отношений в изучаемый период; - опыт строительства капитализма в России в начале и в конце ХХ века; - обстоятельства соревнования двух общественно-экономических систем капитализма и социализма и его итоги; - проблематику дискуссий о тоталитаризме в современной историографии; - заслуги СССР в разгроме фашизма и цену победы в Великой Отечественной войне; - причины перестройки и подробности либеральных преобразований в Российской Федерации в 90-е годы ХХ века. Студент должен уметь: - объяснять смысл и значение применяемой в исторической науке терминологии; - выбирать и использовать при оценке достоверности знаний о прошлом установленные исторической наукой методы и принципы исследования информации; - владеть навыками работы с историческими источниками; - обосновать актуальность решения вопросов экономической модернизации и демократизации политической системы России на разных этапах её истории; - вести дискуссию по проблемам тоталитаризма, сравнительной характеристике сталинизма и фашизма; - находить общее и особенное в усвоении Российской цивилизацией тенденций мирового развития; объективно оценивать реформационные процессы. Студент должен владеть: - достоверным оперативным материалом по всем дидактическим единицам российской и всемирной истории в объёме курса; - навыками практического анализа исторических источников и логики различного рода рассуждений; - навыками публичных выступлений, письменного аргументированного изложения собственной точки зрения, приемами ведения научной дискуссии и полемики. Содержание занятия: 1. Вводный контроль: - проведение фронтального опроса студентов с целью выявления степени усвоения материала предшествовавшей лекции вузовского курса; - заслушивание докладов и сообщений студентов, подготовленных по шестой теме учебной программы, организация их обсуждения в группах. 2. Беседа по теме занятия с освещением следующих вопросов: 1. Место ХХ века во всемирно-историческом процессе. Характерные особенности развития мировой цивилизации в Новейшее время.
2. Россия в конце XIX – начале XX веков. Падение самодержавия. 3. Внутренняя и внешняя политика Советского государства в 20-е – 40-е гг. ХХ века. 4. СССР во второй мировой и Великой Отечественной войнах (1941-1945 гг.). Антигитлеровская коалиция. Цена победы. 5. Политические и социально-экономические изменения в послевоенном мире. Блоковое противостояние капиталистической и социалистической систем в годы «холодной войны». 6. СССР в 1945-1985 гг. Первые попытки либерализации Советского общества. 7. Перестройка 1985-1991 гг., её последствия. Распад СССР. 8. Российское государство в 1991- 2000 гг. Смена модели общественного развития. 3. Практическая работа: - Найти ответы на поставленные по теме вопросы и сделать обобщающие выводы по пройденному материалу:
1. Объясните, как вы понимаете роль XX века в глобализации мировых процессов, в формировании общепланетарной цивилизации? 2. В чём заключалась программа индустриализации, разработанная С.Ю. Витте, и общая модернизация России в конце XIX – начале XX вв.? 3. Какие итоги имела первая русская революция 1905-1907 гг.? 4. Какую цель преследовали столыпинские реформы? 5. К каким последствиям привело участие России в первой мировой войне и почему? 6. Какие альтернативы политического развития существовали в России после Февральской революции и почему стал возможен приход к власти большевиков? 7. Когда Россия вышла из первой мировой войны? Обрисуйте международное положение Советского государства в послевоенный период. 8. Назовите основные этапы гражданской войны 1917-1922 гг., её причины и участников. Чем завершились военные действия? 9. В чём заключалась политика «военного коммунизма»? К каким последствиям она привела? 10. Что такое новая экономическая политика (НЭП), чем она отличалась от старой? Назовите её достижения и причины кризиса. 11. Когда был образован Союз Советских Социалистических республик (СССР)? Как был решён национальный вопрос в стране Советов? 12. Расшифруйте понятие «тоталитарный режим»? Когда и при каких условиях он сформировался в СССР? Что такое ГУЛАГ? 13. Чем большевистская модернизация экономики в годы первых пятилеток отличалась от западноевропейских моделей индустриализации? 14. Какую внешнюю политику проводило сталинское руководство в 20-40- гг. XX века? 15. В чём выражался кризис западной цивилизации в 20-е-30-е гг. XX века? 16. Из каких двух главных частей складывался неолиберальный курс политики Ф.Д. Рузвельта в начале 30-х гг.? Кто был автором экономической системы его реформ? 17. Что такое фашизм? Какие его идеи были реализованы в нацистской Германии? Составьте таблицу с описанием общих и особенных черт коммунизма и нацизма. 18. Перечислите мероприятия Советского правительства по организации отпора фашистской агрессии. 19. Какую роль сыграла в ходе второй мировой войны антигитлеровская коалиция? 20. Подведите итоги Второй мировой войны и определите вклад нашей страны в достижение победы. 21. Какие политические и социально-экономические изменения произошли в послевоенном мире? Что такое «холодная война»? Как долго она продолжалась? 22. Что вы знаете об интеграционных процессах, происходивших в Европе после окончания второй мировой войны? Приведите примеры создания международных организаций?
23. Раскройте содержание терминов «неоколониализм», «модернизация стран традиционалистских цивилизаций», «глобализация» мировых экономических, социально-политических и культурных процессов. 24. Приведите примеры влияния научно-технической революции 50-80-е гг. ХХ века на ускорение движения мировой цивилизации к прогрессу? Как Советское общество реагировало на достижения научной мысли в этот период? 25. Какие мероприятия Советского руководства в 50-60-е гг. ХХ века свидетельствовали о начавшейся либерализации общественной жизни в стране? Какую цель преследовало диссидентское движение? 26. Какой период в Отечественной истории получил название эпохи «перестройки» и «нового политического мышления»? В чём заключались изменения во внешнеполитическом курсе и во внутренней политике правительства М.С. Горбачёва? Когда и при каких обстоятельствах распался Советский Союз? 27. Перечислите основные направления экономических и политических реформ, предпринятых российским правительством в 1992-1999 гг. Дайте им объективную оценку. 28. Какие изменения претерпел внешнеполитический курс России в 90-е годы ХХ века?
- Продолжить составление словаря понятий и определений, относящихся к исторической науке, с регистрацией новых тематических терминов. 4. Ситуационные задачи для разбора на занятии: 4.1. Поиск информации в справочной литературе или Интернете. К концу первого десятилетия ХХ века в Российской империи процесс монополизации охватил все отрасли промышленности и транспорта. - Соотнесите названия монополистических объединений с их характеристиками: 1) трест; 2) картель; 3) синдикат; 4) концерн А) одна из форм монополистических объединений, которая берёт на себя осуществление всей коммерческой деятельности, при сохранении производственной и юридической самостоятельности входящих в него предприятий; Б) одна из форм монополий, многоотраслевое объединение (финансы, промышленность, транспорт, торговля) с сохранением самостоятельности в управлении, но с полной финансовой зависимостью входящих предприятий от господствующей группы монополистов; В) форма монополии, при которой участники сохраняют производственную самостоятельность, но при этом совместно решают вопросы объёма производства, сбыта продукции и т.д. Прибыль распределяется согласно доле участия в производстве и сбыте продукции;
Г) одна из форм монополистических объединений, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую и юридическую самостоятельность. Власть в них сосредоточена в руках правления или головной компании. Чаще всего возникали в отраслях, производящих однородную продукцию.
ОТВЕТ: 1 – Г; 2 – Б; 3 – А; 4 – В. - Какие из перечисленных видов монополистических союзов были наиболее распространены в России и почему? Каковы были особенности развития российской экономической системы в рассматриваемый период?
ОТВЕТ: Экономике России в начале ХХ века были присущи следующие особенности: а) сочетание современной капиталистической промышленности и финансово-банковской системы с отсталым аграрным сектором, сохранившим полукрепостнические формы собственности и методы хозяйствования; б) сохранение самодержавия с его мощным бюрократическим аппаратом; в) относительная слабость российской буржуазии; г) активное вмешательство государства в экономику и складывание системы государственно-монополистического капитализма; д) сравнительно невысокая активность в вывозе капиталов за границу из-за нехватки отечественных капиталов и возможности их инвестиций на окраины империи; е) большая доля иностранного капитала, который доминировал в тяжёлой промышленности; ж) ускорение процесса монополизации и сращивания промышленного и финансового капитала – образование промышленно-финансовых групп (с преобладанием синдикатов), занявших господствующее положение в хозяйственной жизни страны.
4.2. - Прочитайте отрывок из интервью И.В. Сталина газете «Правда» о речи У. Черчилля в Фултоне: Вопрос: Как Вы расцениваете последнюю речь господина Черчилля, произнесённую им в Соединённых Штатах Америки? Ответ: Я расцениваю её как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора между союзниками государства и затруднить их сотрудничество. Вопрос: Можно ли считать, что речь господина Черчилля причиняет ущерб делу мира и безопасности? Ответ: Безусловно, да. По сути дела, господин Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны. И господин Черчилль здесь не одинок, - у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соединённых Штатах Америки. Следует отметить, что господин Черчилль и его друзья поразительно напоминают в этом отношении Гитлера и его друзей… По сути дела, господин Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно, и тогда всё будет в порядке, - в противном случае неизбежна война. Несомненно, что установка господина Черчилля есть установка на войну, призыв к войне с СССР. Ясно также и то, что такая установка господина Черчилля несовместима с существующим союзным договором между Англией и СССР. - Ответьте на вопросы: 1. Когда и где состоялось выступление У. Черчилля? Чем известна эта личность в мировой истории?
2. О какой войне идет речь в данном интервью? 3. Что, по мнению И.В. Сталина, стало причиной этой войны? 4. Кто в США разделял жёсткую позицию У. Черчилля по отношению к СССР? 5. Какие две политические системы стали складываться в мире после речи У. Черчилля в Фултоне? 6. Какие факты нарастания и ослабления напряжённости в этой войне вы знаете? 7. Когда и чем закончилась эта война?
4.3. Составьте хронологический перечень законов и постановлений, принятых в СССР за период с 1985 по 1991 гг., и в соответствии с их содержанием заполните разделы таблицы «Преобразования страны в годы перестройки». Подвести итог предпринятым в эти годы реформам.
ОТВЕТ: Хронология законов и постановлений: 1. 1985 – 1988гг. – антиалкогольная кампания; образование Госагропрома СССР на базе шести министерств; 2. 1986г. – закон «Об индивидуальной трудовой деятельности»; частная деятельность была легализована более чем в 30 видах производства товаров и услуг; началась эпоха «культурного Ренессанса», упала роль цензуры, диссиденты возвращены из ссылки; наблюдалось углубление разрядки международной напряжённости; приняты «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986 – 1990 годы и на период до 2000 года»; 3. 1987г. – закон «О государственном предприятии»; введена концепция гласности; сформулирована концепция нового политического мышления; 4. 1988г.- закон «О кооперации»; на XIX партийной конференции взят курс на создание правового социалистического государства; проведена конституционная реформа; 5. 1989г – вывод советских войск из Афганистана; 6. 1990г. – постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике»; избрание М.С. Горбачёва первым президентом СССР; принятие закона о свободе вероисповедания; изменение редакции 6-й статьи Конституции 1977г; СССР получил от США первый кредит в сумме 1 млрд долл. на закупку продовольствия; исчезли ОВД и СЭВ; начался вывод советских войск из ГДР и Чехословакии; 7. 1991г. – обмен денег, повышение цен в 2-10 раз, инфляция составляла 25 % в неделю; проведение референдума о судьбе СССР; появление проекта нового варианта союзного договора; 8. 1988 – 1990гг. – законы о праве граждан на судебное обжалование непомерных решений администрации, о государственной безопасности; о прессе и массовой информации с ликвидацией цензуры; об общественных организациях, о въезде и выезде из СССР. 4.4. Проведение тестового текущего контроля для проверки степени усвоения студентами пройденного материала (выполнение тестовых заданий в письменном или электронном вариантах).
Рекомендуемая литература: Основная: 1. Самыгин П.С. История для бакалавров. Учебник. – Ростов н/Д: «Феникс», 2011. 2. Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред. А.О. Чубарьяна). – М., 2008. 3. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: Университет, 2010. 4. История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций. Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2011. Дополнительная: 1.Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2012. 2. История: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. 3. Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. 4 Пономарёв М.В. История России. Тематические тренировочные задания. – М.: ЭКСМО, 2006. 5. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт. – сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: Проспект, 2011.
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.044 с.) |