Коммуникативные барьеры и их виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникативные барьеры и их виды



 

В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры, которые будут мешать эффективному процессу общения.

Факторы, которые служат причиной непонимания собеседников, и, как следствие, могут создавать предпосылки их конфликтного поведения, называют барьерами общения (или коммуникативными барьерами).

Коммуникативные барьеры – это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.

Н.И.Шевандрин выделяет три формы барьеров:

1) барьеры понимания:

- фонетический барьер (невыразительная быстрая или медленная речь, речь-скороговорка, речь с большим количеством звуков-паразитов);

- стилистический барьер (несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля общения и актуального психологического состояния партнера по общению);

- семантический барьер (различие в системах значений слов);

- логический барьер (сложна и непонятна или неправильная логика рассуждений, доказательств);

2) барьеры социально-культурного различия (социальные, политиче­ские, религиозные и профессиональные различия), приводящие к разной интерпретации понятий, употребляемые в процессе общения;

3) барьеры отношений (неприязнь, недоверие к коммуникатору, кото­рое распространяется и на передаваемую им информацию).

Представленная классификация коммуникативных барьеров не единственная имеются и другие.

2. Стили и типы слушания

 

Необходимым условием эффективности общения является умение слушать.

Многие люди, к сожалению, делают упор на «говорении» и совершенно пренебрегают слушанием.

Слышать означает физически воспринимать звуки, а слушать – это сосредоточиться на воспринимаемом, понимать, осмысливать значение сказанного.

Умение слушать – необходимо условие правильного понимания оппонента, верной оценки существующих с ним разногласий, залог успешного общения.

Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются невидимые связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение.

Умение слушать является одним из критериев коммуникабельности человека. Установлено, что в среднем человек тратит 29,5% времени на слушание, 21,5% - на говорение, 10% - на письмо.

ВИДЫ эффективного слушания. Можно выделить следующие виды слушания: активное слушание, пассивное слушание, эмпатическое слушание.

Активное слушание (или рефлексивное) – вид слушания, в котором на первый план выступает отражение информации. К нему относятся постоянные уточнения той информации, которую хочет донести до вас собеседник, путем задания уточняющих вопросов типа: «Правильно я вас понял, что…?», парафраз: «Таким образом, вы хотите сказать…» или «Другими словами, вы имели в иду…».

Пассивное слушание (или нерефлексивное) – умение дать понять собеседнику, что он не один, что вы его слушаете, понимаете и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют так называемые «угу-реакции»: «да-да, угу-угу, ну конечно».

Под нерефлексивным слушанием понимается способ сосредоточенного внимательного слушания, почти без собственных речевых реакций, особенно таких, которые содержат оценку сказанного или наши соображения по по­воду беседы.

Эмпатическое слушание позволяет переживать те чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его.

Эмпатическое слушание позволяет решить одну из важнейших задач — пробуждение доверия. Ибо доверие возникает тогда, когда собеседник чувствует искренний интерес к себе, как к человеку, а не просто, как к исполнителю деловой, служебной, или другой роли.

Соблюдение основных принципов слушания, применение целесообразных видов слушания и соответствующих приёмов, позволят сделать общение более плодотворным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 823; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.006 с.)